Незаконная передача персональных данных третьим лицам. Закон о разглашении третьим лицам персональных данных. Как оформляется передача данных

Закон о передаче персональных данных третьим лицам регулируется на федеральном уровне. В документально подтвержденном акте описывается правильная обработка имеющихся сведений, их сохранность и уничтожение, учитываются варианты возможного предоставления такого материала по запросу властей, его целевое использование. Отдельным пунктом объясняются случаи назначения денежных взысканий за открытие и распространение личных данных без разрешения.

Что такое «персональная информация»?

С 8 июля 2006 года в ФЗ был опубликован отредактированный документ о такого рода данных, где предоставлены актуальные определения правового акта, его структурное взаимодействие с другими законами. Последняя редакция его была проведена в 2017 году, начинался с общих положений, описывал условия возможной обработки информации, права граждан, обязанности операторов, надзор госструктур.

Передача третьим лицам персональных данных - что под этим подразумевается? Это любые сведения, напрямую или косвенно относящиеся к субъекту. Разглашение информации должно соответствовать определенным принципам, чтобы избежать возможных взысканий:

  • следование целевому назначению, допускаемому законом;
  • справедливость и законность сбора данных;
  • исключение объединения целей и назначений при использовании информационных баз;
  • направленный сбор сведений, недопустимость их избыточности;
  • актуальность информирования;
  • допустимый период хранения, после чего данные обезличиваются и удаляются.

Конфиденциальность

При любом целевом сборе информации должно присутствовать согласие на передачу персональных данных третьим лицам. Без официального подписанного документа никто не имеет права проверять те или другие данные о личности. ФЗ предписывает сохранение полученных сведений, поэтому операторы и консультанты, имеющие доступ к данным, не имеют права их распространять без согласия субъекта. Анализ информации осуществляется только по письменному разрешению. При нарушении правил и принципов разглашения персональных данных, а также конфиденциальности имеющихся сведений о гражданине, на представителя накладывается ответственность определенного характера. Чаще всего штраф, а в редких исключительных случаях - более серьезное наказание.

Телефонный звонок

Передача третьим лицам персональных данных, а именно телефонного номера и сопутствующих сведений о его владельце, включая подробное описание финансового достатка и семейного положения, уровня образования, также считается нарушением закона.

Подобные случаи могут возникнуть, когда кредитные компании или фирмы, желающие заполучить новых клиентов, могут попросить дать информацию о знакомых, родственниках, которых может заинтересовать предлагаемая услуга. Многие, не подозревая ничего плохого, без сомнений выкладывают консультантам необходимые сведения о номерах телефонов, их владельцах, даже уровне заработка. На первый взгляд, обыденная информация, но обнародованная без согласия владельца может стать частью административного правонарушения - статья 13.11 КоАП РФ, за пренебрежение законом 152-ФЗ «О персональных данных». Чтобы не стать заложником неловкой ситуации, необходимо избегать передачи персональных данных третьим лицам без согласия.

Банковское дело

Чаще всего неосознанно передаются данные, под собой подразумевающие банковские сведения, изначально не предназначающиеся для огласки, что уже трактуются ч. 2 ст. 183 УК РФ «О незаконном разглашении сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца…». При получении кредита или, участвуя в каких-либо других финансовых сделках, необходимо согласие человека, чью кредитную историю планируется проверить. Иначе проверка данных не будет юридически правовой, и может создать угрозу интересам вкладчиков и кредиторов. Клиент банка не может, придя в соответствующий отдел или находясь на приеме у консультанта, «автоматически» давать согласие на систематизацию, сбор, распространение и передачу третьим лицам персональных данных. Для этого существует специальный документ - согласие, которое предоставляется на подпись, прежде чем отправить в базу какие-либо сведения клиента.

В случае, когда на документе стоит подпись, анализ персональных данных, а именно внесение информации в бюро кредитных историй о заемщике считается законной. После этого работает ст. 857 ГК РФ, по которой банк дает гарантию в сохранении тайны о банковском счете или вкладе, а также о других операциях по счету и иных сведениях. При несоблюдении правил и сопутствующем разглашении банком какой-либо информации - передаче третьим лицам персональных данных клиента, от кредитной организации можно потребовать возмещения понесенных убытков. Важно, чтобы такие спорные моменты были прописаны в договоре, иначе нет смысла обращаться в суд.

Ответственность за нарушение закона

Конкретные обстоятельства и уровень серьезности содеянного влекут за собой ответственность: административную или уголовную.

К административной относят:

  1. Отказ от своевременной передаче гражданину разрешенной законом информации (ст. 5.39 КоАП РФ) предполагает штраф должностному лицу от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
  2. Анализ персональных данных, не предусмотренных законом, или нарушение целевого назначения (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ) - предупреждение или штраф физ. лицам - 3 тыс. руб., должностным лицам - до 10 тыс. руб., юр. лицам - до 50 тыс. руб.
  3. Обработка сведений без подписанного согласия на передачу персональных данных третьим лицам (Часть 2 ст. 13.11 КоАП РФ) - штраф до 5 тыс. руб. для граждан, до 20 тыс. руб. должностному субъекту, до 75 тыс. руб. юридическому лицу.
  4. Осуществление не должным образом обязанностей операторов по закрытию всеобщего доступа к анализу данных (Часть 3 ст. 13.11 КоАП РФ) - предупреждение или взыскание с граждан до 1 тыс. руб., должностных до 6 тыс. руб., с ИП до 10 тыс. руб., с юр. лиц до 30 тыс. руб.
  5. Невыполнение обезличивания данных (Часть 7 ст. 13.11 КоАП РФ) - наложение штрафа на служебное лицо до 6 тыс. рублей или предупреждение.

Уголовная ответственность за передачу персональных данных третьим лицам представляет собой следующие нарушения и соответствующие им санкции:

  1. Незаконное получение и публичное распространение личной информации (Ст.137 УК РФ) - взыскание до 200 тыс. руб. или обязательные работы до 360 ч., или исправительные - до 1 года, или принудительные - до 2 лет, или арест до 4 мес., или лишение свободы до 2 лет.
  2. При аналогичном деянии с использованием служебного положения увеличивается взыскание до 300 тыс. руб. либо принудительные работы до 4 лет, либо арест до 6 мес., либо лишение свободы до 4 лет. В каждом из случаев служащий лишается права занимать определенную должность от 2 до 5 лет.
  3. Открытие доступа к охраняемой информации, повлекшее ее уничтожение, модификацию или копирование (Ст. 272 УК РФ) - денежное взыскание до 200 тыс. руб. или исправительные работы до 1 года, ограничение или лишение свободы до 2 лет, принудительные работы.

Иные виды ответственности и сопутствующие санкции

Предусматривается и гражданско-правовой тип нарушения по передаче персональных данных третьим лицам, статья 15 ГК, когда причиняются убытки (расходы на восстановление нарушенного права, не полученные доходы) при обходе закона. Тогда санкцией является возмещение причиненного ущерба. При нанесении морального вреда по ст. 24 закона о персональных данных, ст. 151 ГК, также предусматривается его компенсация, причем чаще всего в денежном эквиваленте.

Дисциплинарный вид ответственности применяется к работникам предприятия, которые были уличены в разглашении и передаче персональных данных третьим лицам, статья 81 ч. 1, п. 6, подпункт «в» ТК, в результате чего предусмотрено увольнение. При иных нарушениях в данной области ст. 90 и 192 ТК предполагает выговор или замечание.

Защита личной информации

Чтобы не дать своим индивидуальным сведениям попасть в оборот обработки информации нежелательных личностей, стоит помнить, что на каждый подобный запрос необходимо подписывать лично документально подтвержденное согласие. Например, во многих финансовых организациях считают, что с заключением договора с клиентом, согласие гражданина на обработку его личной информации автоматически распространяется на последующую возможную передачу банками персональных данных третьим лицам - коллекторским агентствам. Если данного пункта нет в подписанном между клиентом и банком договоре, разглашение сведений о кредитополучателе представителям подобного рода компаний - незаконно. Важный аспект - быть внимательным при прочтении каждого договора, чтобы при нарушении любого из пунктов были основания для подачи иска в суд.

Работник и работодатель

В компании принято относить личные сведения к категории конфиденциальной информации, когда существует специальный режим работы и план защиты всех имеющихся данных о сотрудниках. Нередко конфликты на данную спорную тему возникают на предприятиях, где разглашение и передача персональных данных работника третьим лицам возможна только на основании письменного согласия. Сотрудники, которые по долгу своей службы получили и владеют данными коллег на законном основании, обязаны использовать их только по целевому назначению и ни в коем случае не разглашать информацию. Исключения могут определяться только федеральными законами.

Согласие

Образец передачи персональных данных третьим лицам, который будет размещен ниже, должен быть оформлен по всем правилам, согласно закону и положениям, отмеченным в правовых актах фирмы или предприятия. Существует негласная инструкция особых требований к составлению данного документа, который рекомендуется составлять в письменном виде:

  1. Шапка, где указывается полное название компании, а также ФИО и должность руководителя, кому адресована бумага.
  2. Ниже указывается ФИО и должность сотрудника, паспортные данные, место проживания.
  3. Суть согласия передачи персональных данных третьим лицам, образец: «Я разрешаю предоставление моих сведений и их обработку в своих интересах в соответствии с ФЗ № 152» (может быть написана в свободной форме).
  4. Перечень того, что будет обрабатываться.
  5. Список лиц и юридических организаций, которым можно передавать данные.
  6. Характер планируемого анализа: смешанный, систематизированный, включающий последующее хранение, передачу, обезличивание, уничтожение.
  7. Срок действия.
  8. Порядок и внешние обстоятельства, при которых работник имеет право отозвать полномочия документа.
  9. Заключение.

На что подписываюсь?

При письменном оформлении заявления на передачу персональных данных третьим лицам информация следующего характера идет в обработку и может быть передана в дальнейшем:

  • где и когда родился человек;
  • адрес прописки и проживания с предоставлением номера стационарного телефона (если такой имеется и зарегистрирован);
  • замужем или холост;
  • социальный статус;
  • в каком учреждении учился;
  • кем работает и трудовой стаж;
  • заработная плата и иные доходы;
  • паспортные данные, пенсионное свидетельство, служба в армии.

Обойти запрет на передачу персональных данных третьим лицам можно, лишь имея на руках письменное согласие субъекта. Такое документальное подтверждение достаточно распространено и в частных учреждениях, и в муниципальных организациях, и является доказательством в споре, а также подтверждает законность передачи информации личного характера.

Исключительные права

Возможностью получения персональных данных о работнике обладают некоторые организации, которым данные сведения необходимы для выполнения своих функций:

  1. Представители фондов пенсионного, а также социального страхования.
  2. Федеральная инспекция труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением выполнения законодательства о труде.
  3. Налоговая.
  4. Профсоюзы, исполнительная власть при расследовании несчастных случаев на производстве.

Резиденты данной категории должны соблюдать режим секретности, целевое использование всей собранной информации, нести ответственность за передачу персональных данных третьим лицам. А при личном желании их обнародования и распространения.

Как у других?

В 21 веке практически все западные страны утвердили законы, которые предполагают регулирование сбора и обработки информации личного характера. Италия и Франция ввели запрет для нанимателей на сбор персональных сведений о работниках, если не идет речь о профессиональных качествах, требованиях к квалификации, что необходимо в трудовой деятельности. Другие страны также стараются ограничить повсеместную обработку данных личной направленности, а также сведений, связанных с расовой принадлежностью, политическими или религиозными взглядами, социальным статусом, сексуальными предпочтениями, членством в организациях, употреблением алкоголя, состоянии здоровья, имущественным положением.

Заграничные стандарты

В странах ближнего и дальнего зарубежья принято выделять два подхода к определению личных данных. В Нидерландах, Новой Зеландии и Швеции такими считаются любые сведения о конкретном лице, в Великобритании детализируют понятие, устанавливая критерии и категории. Англоговорящие соседи не допускают сбор информации о расовом происхождении, религиозных и политических взглядах, умственном здоровье, судимости и сексуальной ориентации. В Соединенных Штатах есть закон, запрещающий руководителям проводить расследование прошлого работников. Если предприниматель хочет узнать все о своем подчиненном, ему необходимо взять письменное разрешение от него.

В России данное понятие может варьироваться от принципов организации, но, по своей сути - это сведения, необходимые работодателю для установления трудовых отношений. Законодательно нет определенного перечня. Вид необходимой информации определяется нормативным актом компании в пределах федерального законодательства.

В ФЗ № 152 указывается, что в виде персональных сведений может выступать любая информация о конкретном человеке, включая его фамилию и инициалы, дата и место рождения, сведения о социальном статусе, семейном положении, уровне имущественного достатка, образования, фиксируемых доходах. В зависимости от цели обработки имеющихся данных перечень может быть расширен или видоизменен.

Каждый раз, когда приходится подписывать важные документы, необходимо обращать внимание на то, даете ли согласие на сбор и обработку сведений о себе, а также могут ли в последующем использовать и передавать третьим лицам персональные данные. В случае если имело место нарушение законодательства, причинение морального или материального ущерба в результате открытия информации личного характера, рекомендуется смело обращаться с иском в суд, по которому предусмотрены административные штрафы и другие санкции. Если нет документального подтверждения утечки информации, к сожалению, доказать нарушение закона будет трудно.

Плюс, если этот номер закреплен за конкретным физическим лицом по договору с оператором связи, то говорить об обезличенности набора цифр вовсе не приходится. И действительно, согласно ст. 3 Закона, персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), то есть его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, в связи с чем можно сделать вывод, что номер мобильного телефона также является персональными данными. Кроме того, ст.

Является ли номер телефона персональными данными

Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет (с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет (с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет) Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан Штраф до 200 тыс.

Требования при передачи персональных данных третьим лицам

Внимание

Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных. Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора www.pd.rkn.gov.ru и на сайте http://15.rkn.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».


Кроме того, на портале Персональные данные реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме. Вопрос: После удаления своего аккаунта из социальной сети, информация о персональных данных все-равно там остается.

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

ФЗ «О персональных данных» оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор. Вопрос: В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных? Ответ: В соответствии ч.


1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г.

Борис Воронин: «Законопроект о коллекторах не попробовал написать только ленивый».Как нам жить между законом о банкротстве физических лиц и законом о коллекторском бизнесе, рассказал Bankir.Ru директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин. Кроме того, ксерокопирование документа, удостоверяющего личность, является банком -оператором данных, не может считаться обработкой персональных данных. Об этом тоже неоднократно сообщал Роскомнадзор. Как взаимодействовать банкам и операторам мобильной связи в случаях замены владельцем номера сим-карты, смены номера телефона или проведении платежей.
Возникают вопросы о том, как взаимодействовать банкам и операторам мобильной связи в случаях замены владельцем номера сим-карты, смены номера телефона или проведении платежей при использовании подвижной связи.

Передача личных данных третьим лицам без согласия статья

Часть 5 ст. 13.11 КоАП РФ Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них Административный штраф:

  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Передача персональных данных третьим лицам

Подборка наиболее важных документов по запросу Передача персональных данных третьим лицам (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Передача персональных данных третьим лицам Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ(ред. от 31.12.2017)»О персональных данных» 3. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее — поручение оператора).

  • Передача персональных данных третьим лицам без согласия субъекта персональных данных незаконна
  • Использование номеров телефонов даже в случае отсутствия дополнительных сведений об их владельцах также требует согласия.
  1. Является ли адрес электронной почты персональными данными
  2. Ответственность за нарушение федерального закона «О персональных данных»
  3. Является ли законным сбор персональных данных с сайтов объявлений или социальных сетей
  4. Законно ли создание общедоступных баз персональных данных?
  5. Кто имеет право осуществлять обработку персональных данных


Уведомления должны быть посланы в письменной форме и подписаны уполномоченным лицом или отправлены в электронном виде и подписаны электронной цифровой подписью Операторам необходимо зарегистрироваться в Реестре операторов персональных данных на сайте Роскомнадзора: http://www.rsoc.ru/p582/p585/ и указать цель обработки персональных данных. Что касается оснований, при которых работодатель вправе обрабатывать персональные данные без уведомления Роскомнадзора, то они перечислены в ч.

Судом, на мой взгляд, было допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

это обстоятельства на прямую связанны с приобретенным правом ответчика на требование долга.

оценка договора цессии с точки зрения закона судом проведена не была. право констатировать незаконность сделки имелась у суда, так как её незаконность влечёт её ничтожность.

Персональные данные работника: передача данных и ответственность за нарушение норм, регулирующих такую передачу

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РАБОТНИКА: ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТАКУЮ ПЕРЕДАЧУ

Согласно статье 88 ТК работодатель не должен сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия данного работника, за исключением случаев, когда это необходимо для предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других ситуациях, предусмотренных ТК или иными федеральными законами. Также работодатель не имеет права сообщать персональные данные работника без его письменного согласия в коммерческих целях.

В соответствии со статьей 13.11 КоАП нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • на юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.

Согласно статье 137 Уголовного кодекса (УК) незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наказываются штрафом в сумме до 200 тыс.

руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Передача персональных данных третьим лицам

Подборка наиболее важных документов по запросу Передача персональных третьим лицам (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

от 01.07.2019)

(ред. от 01.07.2019) Статья 88. Передача персональных данных работника

Формы документов : Передача персональных данных третьим лицам

(Подготовлен специалистами КонсультантПлюс, 2019)

Документ доступен:

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Ответственность за разглашение персональных данных по 137 УК РФ

Тем не менее Ф. И. О. - это персональные данные известного нам физического лица.

Информация же «Иванов Иван Иванович, паспорт 45 08 № 123456» позволяет идентифицировать (определить) конкретного человека - выбрать из многочисленной группы одного с точной характеристикой. Персональные включают Ф.

И. О., реквизиты удостоверения личности, место и дата рождения, адрес, образование, семейное, имущественное положение, номер страхового свидетельства и другую подобную информацию, относящуюся исключительно к конкретному человеку.

Последнее время участились запросы из МЖИ в ТСЖ различных районов c требованием о внесении в реестр членов ТСЖ номеров свидетельства о госрегистрации права каждого собственника. Такое требование незаконно.

Согласно ст.6 ФЗ №152 от 27.07.2006 №152 –ФЗ « О персональных данных» (далее ФЗ №152) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)

Персональные данные, обработка которых осуществляется Товариществами собственников жилья (далее ТСЖ) в соответствии с ФЗ №152 п 9 , а именно - обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях. Ст. 6 ФЗ №152 содержит закрытый перечень случаев обработки предоставления персональных данных, в том числе осуществление обработки с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Согласно ст. 2. ФЗ №152 не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных . Согласно ст. 7. ФЗ №152 операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

Поскольку ТСЖ, как правило, не получает согласие субъекта персональных данных - собственников помещений МКД на передачу их персональных данных третьим лицам, то передача их в различные инстанции по запросам не представляется возможным

Кроме того, ФЗ №210-фз от 27 июля 2010 года гласит «Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами».

Из чего следует, что данные структуры (Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги или функциональный орган исполнительной власти города Москвы,) всегда могут получить сведения о собственниках МКД по запросу, не прибегая к помощи ТСЖ

Последнее время участились запросы из МЖИ в ТСЖ различных районов c требованием о внесении в реестр членов ТСЖ номеров свидетельства о госрегистрации права каждого собственника. Такое требование незаконно и полностью игнорирует требования ст. 7. ФЗ №152 "операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных."

Согласно п. 9 ст. 138 ЖК РФ ТСЖ обязано вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов РФ, указанные в ч. 2 ст.20 Жилищного кодекса РФ (органы государственного жилищного надзора).

Согласно ч.4 ст. 143 ЖК РФ реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме

В соответствии со ст. 18.1. федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных»: «Оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Товарищества собственников жилья самостоятельно определяют достаточность оснований для предоставления персональной информацию собственников МКД в реестр для их идентификации, если иное не установлено нормами закона. Реестры членов ТСЖ, как правило, включают в себя: ФИО, адрес, номер квартиры, долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Этих сведений вполне достаточно для идентификации членов товарищества. Такой реестр соответствует действующим НПА и позволяет идентифицировать собственника МКД.

Вольное обращение с персональными данными наносит непоправимый вред собственникам.

И это произошло в районе Ясенево.

_______________________________________________

ГБУ Жилищник района выложил в Интернет персональные данные должников, включая депутата Мосгордумы

Активные жители районов Москвы не прекращают свои расследования, связанные с деятельностью организаций, учреждений и органов власти, касающихся ЖКХ Москвы.

На сей раз обратим внимание на исследование жителей района Ясенево и дополним его своими изысканиями.

Активные жители района Ясенево обнаружили, что на официальном сайте ГБУ "Жилищник района Ясенево" опубликованы списки должников по ЖКУ на 01.06.2014 года. При этом в списках приведены полные фамилия-имя-отчество должника, адрес дома проживания и размер задолженности. Такая информация явно относится к категории персональных данных и безусловно попадает под действие соответствующего законодательства. При этом среди должников жители обнаружили действующего депутата Московской Государственной Думы (Мосгордумы) - . По мнению активных жителей района Ясенево, Семенников Александр Григорьевич обязан обратиться в прокуратуру или в суд с исковыми требованиями к директору ГБУ "Жилищник района Ясенево", нарушившему Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", целью которого является защита прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

Но наше дополнительное исследование показало еще более удручающую картину и высветило полную безалаберность сотрудников ГБУ Жилищник района Ясенево, объективную оценку которым даст, мы очень надеемся, Прокуратура Москвы и суд.

Посмотрев внимательно содержимое файла со списком тысяч должников, выложенного сотрудниками ГБУ Жилищник района Ясенево на всеобщее обозрение, выяснилось следующее. Данный файл имеет формат электронных таблиц Excel. И, как известно любому пользователю, в электронных таблицах пронумерованы все строки и столбцы последовательно. Взглянув на выложенный файл мы обнаружили, что нумерация столбцов в них не последовательна, а имеет пропуски, т.е. вместо A,B,C,D,E,F,... (или 1,2,3,4,5,... в зависимости от настроек), мы увидели столбцы с номерами A,E,G,I,P,Q,... Такие пропуски означают, что в файле присутствуют скрытые столбцы. Профессиональный пользователь электронных таблиц сможет открыть эти скрытые столбцы и обнаружится удивительная вещь: сотрудники ГБУ Жилищник района Ясенево выложили файл, в котором кроме уже озвученной персональной информации, мы предполагаем, что дополнительно выложены номера домашних телефонов должников, номера лицевых счетов, площади квартир, количество зарегистрированных жильцов и масса другой информации (это наша оценочная информация, достоверность которой может подтвердить только знающий специалист). По структуре представленной информации можно с высокой долей вероятности предположить, что это так называемая "выгрузка" из базы данных расчетной системы ЕИРЦ Москвы. Т.е. сотрудники ГБУ Жилищник района Ясенево получили файл с должниками из ЕИРЦ и выложили его в открытый доступ в сеть Интернет, сопроводив устрашающими угрозами (цитата с официального сайта): В целях недопущения неприятных ситуаций в период отпусков, связанных с запретом на выезд за пределы Российской Федерации, просим Вас при наличии задолженности, произвести оплату в кратчайшие сроки, также текущие платежи за ЖКУ .

Комментарий к статье 88

1. По общему правилу персональные данные работника не могут быть переданы третьей стороне. Исключением из данного правила являются: 1) выдача работником письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне; 2) передача персональных данных работника в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью самого работника; 3) случаи, установленные федеральным законом.

2. При определении допустимости выдачи работником работодателю письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне следует руководствоваться установленным Конституцией РФ и п. 9 ст. 86 ТК запретом на отказ со стороны работника от своего права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. О содержании такого согласия см. п. 3 комментария к ст. 86.

3. Получателями персональных данных работника на законном основании являются:

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Налоговые органы;

Федеральная инспекция труда;

Иные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

Органы исполнительной власти, профессиональные союзы, участвующие в расследовании несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 7 ст. 17 данного Закона обязывает работодателя собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан предоставить в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору. Эти сведения могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Вопрос о возможности предоставления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом РФ совместно с конкретными работодателями (ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Выступая в качестве налогового агента работников, исчисляющего, удерживающего из средств, выплачиваемых работникам, и перечисляющего в бюджет соответствующие налоги, работодатель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников.

Информация о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом должна быть направлена работодателем в организации, поименованные в ст. 228.1 ТК.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

4. В современных условиях работодатель зачастую предоставляет своим потенциальным или действительным контрагентам информацию о занятых у него работниках с целью заключения нового или продления действия уже заключенного договора. Комментируемая статья допускает передачу персональных данных работника в коммерческих интересах работодателя, но ограничивает такую передачу исключительно теми случаями, когда работник дает письменное согласие на сообщение персональных данных конкретному третьему лицу в письменной форме. Выдача согласия на передачу персональных данных работника неопределенному кругу третьих лиц или без ограничения сроков такой передачи не порождает правовых последствий и не может служить основанием для передачи персональных данных работника.

5. Поскольку персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, любые лица, обладающие данной информацией, обязаны соблюдать специальный режим использования и защиты персональных данных работников. Так, лица, получившие персональные данные работника на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию. Исключения из данного правила определяются только федеральными законами. Необходимость дальнейшей передачи персональных данных работников может, в частности, вытекать из законодательства об административных правонарушениях, уголовного процессуального законодательства. Например, протокол об административном правонарушении, в котором могут содержаться персональные данные работника, в том случае, когда лицо, его составившее, не имеет права рассматривать дело об административном правонарушении, передается соответствующему лицу, в течение суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ).

Работодатель, передающий персональные данные работника третьим лицам, вправе потребовать от этих лиц строго целевого использования этих данных и представления доказательств соблюдения данного правила. Форма такого требования определяется работодателем самостоятельно, а форма представления доказательств исполнения третьим лицом своей обязанности по сохранению конфиденциальности персональных данных - по соглашению сторон.

6. В деятельности любого работодателя неизбежно возникает необходимость периодической передачи персональных данных работника от одного структурного подразделения (работника) к другому. Так, информация о новом работнике или об изменении персональных данных передается кадровой службой в бухгалтерию или в службу безопасности. Такая передача осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом. Установление обязанности ознакомить работника с таким актом под роспись способствует прозрачности работы по обработке персональных данных и способствует более полной реализации права человека на охрану неприкосновенности его личной жизни.

О локальных нормативных актах см. подробнее ст. 8 ТК и комментарий к ней.

7. Доступ к персональным данным работников в процессе их обработки ограничивается кругом лиц, для которых обработка соответствующих данных является одной из должностных обязанностей (сотрудники кадровых, бухгалтерских и иных служб). Право доступа к персональным данным работников предоставлено также лицам, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, а также лицам, контролирующим правильность исполнения работодателем обязанностей как налогового агента работника или страхователя в системе обязательного государственного страхования. Подробнее о лицах, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, см. ст. ст. 357, 366 - 369 ТК и комментарий к ним.

Следует отметить, что установленное комментируемой статьей правило о получении данными лицами только тех персональных данных, которые им необходимы для выполнения конкретных функций, трудно реализуемы на практике. Персональные данные работника собираются в его личном деле, не подлежат дроблению и в принципе доступны для ознакомления лицом, осуществляющим надзорно-контрольные функции в полном объеме. Исполнить требования закона возможно при четкой работе с лицами, осуществляющими функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, теми работниками, занятыми у конкретного работодателя, трудовой функцией которых является работа с персональными данными.

При передаче персональных данных внутри организации в соответствующее структурное подразделение (работнику) должна передаваться часть персональных данных, необходимая конкретному структурному подразделению (работнику) для исполнения своих функций.

8. Информация о состоянии здоровья гражданина составляет врачебную тайну. В соответствии со ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. передача сведений, составляющих врачебную тайну, работодателю допускается с согласия гражданина или его законного представителя. Исключение составляют случаи, когда информация о состоянии здоровья работника передается работодателю при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений или при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Информация о состоянии психического здоровья гражданина может передаваться работодателю лишь в случаях, установленных федеральными законами (ст. 8 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").