Люди перестают читать. Александр Городницкий: Если люди перестанут читать, они превратятся в животных. Улучшение психического здоровья

Надо ли заставлять детей, да и себя самого читать? Почему падает интерес к литературе? Зачем читать много, и что это дает? На эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье о книгах и чтении.

Любая статистика может подтвердить, что интерес к литературе заметно падает. Если в советское время мы еще считались самой читающей страной, то сегодня Россия занимает лишь 34-е место в мировом рейтинге. Вывод напрашивается сам собой. Значение книги в жизни человека явно меняется. Меняются авторы, меняются способы получения информации, ее носители и доступность. Но стоит ли этого опасаться и бить тревогу?

Так оценивает ситуацию известный писатель Виктор Ерофеев: «Огромное количество людей в разные времена кричали, что заканчивается культура. Видимо, на этом поколении она и закончится в том виде, в котором мы ее себе представляли многие века. На нашу планету наступает эпидемия в виде оглупления. Такая фатальная эпидемия глупости».

Журналист Иветта Смольянинова вспоминает: в детстве мои родители всегда говорили: «Читай больше книжек, иначе никогда не станешь достойным человеком». Что означало «быть достойным человеком», я все равно не понимала, но на меня этот метод подействовал. Спустя 10 лет тем же способом родители пытались привить любовь к чтению младшей сестре. Результат оказался неудовлетворительным. Ребенку элементарно было неинтересно перелистывать пожелтевшие страницы с мелким текстом. «И что, от этого я должна получать удовольствие?» - недоумевала сестра, разглядывая очередной книжный подарок. Это может показаться удивительным, но за относительно небольшое время ценность книги и ее роль в воспитании личности заметно поменялись.

С другой стороны, в книжных магазинах, действительно, все реже можно увидеть очередь за какой-нибудь книжной новинкой. Несмотря на то что ежедневно печатается огромное количество книг, все это разнообразие будто отталкивает читателя.

«Я очень хорошо помню эти толкучки у книжных магазинов в начале 80-х», - вспоминает музыкант Андрей Макаревич. - Тогда иметь у себя трехтомник Цветаевой считалось вещью действительно престижной”.

Почему же мода на чтение и представление о том, что интеллигентным и по-настоящему полноценным человеком и членом общества может быть только человек, не чуждый чтению прошло?

Ниже приведены несколько вариантов ответов на этот, в общем-то, риторический вопрос.

1. «Объелись чтением» в детстве. Отвращение к учебе, обязательные программы чтения теперь ассоциируются с чем-то неприятным. Не хочется возвращаться.

Кто-то считает, что период поглощения информации прошел, теперь время делать нечто другое.

2. У книг появились мощные конкуренты (ТВ с сотнями каналов, Интернет, социальные сети).

3. Слишком много работы, слишком мало свободного времени. Уставшему не до книг. В лучшем случае – телевизор, который можно смотреть, попутно делая какие-то свои дела.

Хотя как тут отдохнешь или расслабишься?

Для справки: за день семь ведущих каналов показывают «160 драк, 202 убийства, 6 ограблений, рассказали 302 негативные новости» (по статистике журнала Русский Дом, май 2009 г.).

4. Настоящее время требует активности, даже гиперактивности. Так считают многие. Иначе обгонят, иначе кто-то первый придет к успеху. Мы много суетимся и не выносим бездействия, полагая, что только действия и ведут к результату. Хотя, как правило – умение размышлять и есть необходимое качество в достижении цели. Чтение же требует временного бездействия, но разве мы готовы к таким жертвам.

Мы обращаемся к книге с какой-либо целью. Кто-то от того, что ему нечем заняться, кто-то – потому что это учебное задание, а кто-то ищет в книгах ответы на вопросы.

Без чтения была немыслима наша жизнь. Люди читают по разным причинам. Читают для того, чтобы получить новую информацию, необходимую для жизни, для работы. За чтением отдыхают от повседневных забот, отвлекаются, расширяют свой кругозор. На данный момент, развлекательному чтению отдана пальма первенства. Человек в течение дня испытывает множество стрессовых нагрузок, у него накапливаются отрицательные эмоции. Душевное напряжение. А «легкое чтение» помогает расслабиться и снять напряжение, погрузиться в другую жизнь, страну, век... Чтение обогащает эмоционально.

Настоящая литература помогает жить полнее. Человек ищет в книгах часто то, чего ему не хватает в жизни. Или в книге находит отражение того, что происходит в его душе, в его жизни.

Меня всегда удивляет, когда кто-то говорит: «Я не читаю книг». Да, в мире много вещей, занимающих наше время, – фильмы, видеоигры, СМИ. Но вам всё равно стоит найти время для чтения. Если вы не читаете книги, то многое упускаете.

1. Чтение улучшает воображение и творческие способности

Когда мы читаем, то даём новую жизнь записанным словам – они преображаются в нашем воображении. Мы представляем заново образы, звуки, запахи увлекательной истории. А этот труд развивает «творческую мускулатуру» нашего мозга – и мало где можно найти подобные эффективные упражнения.

2. Улучшение интеллекта

Несмотря на все достижения современной техники, чтение остаётся лучшим способом обучения и хранения информации. Те, кто больше прочёл, становятся умнее. Они заполнили свою голову информацией, которой у других нет и не будет без книг.

3. Чтение может изменить вашу жизнь

Некоторые книги могут изменить вашу жизнь так, как вы сами не ожидаете. Такие книги, как «Над пропастью во ржи», «Повелитель мух» или «Цветы для Элджернона» заставили меня иначе смотреть на мир. Эти книги глубоко подействовали на меня, я изменился, прочитав каждую из них. Это сила чтения – путешествие в самого себя, а не только по увлекательному сюжету. Как и после путешествия, после таких книг – вы уже не тот, что раньше.

4.Читатели сексуальны

Согласно исследованиям, женщины считают умных парней сексуальнее тех, у кого средний интеллект. Ум – одно из самых востребованных качеств, какие женщины ищут в мужчинах. Так что, одинокие парни, загляните в книжный магазин!

5. Умение сопереживать

Трудно представить себя на месте кого-то другого, особенно если его мир сильно отличается от вашего.
Чтение – отличный способ «заглянуть в голову другого человека», узнать его мысли и чувства. Вместо того, чтобы смотреть на жизнь из одной точки, вы можете посмотреть на мир другими глазами!

6. Мудрость

Каждый раз, открывая книгу, вы заполняете голову знаниями, фактами, мнениями, сюжетами. Чтение – как бы непрерывная доставка информации. Вместе с этой информацией читатель получает и опыт. Книги - рассказы о чьих-то жизненных уроках, о приобретённом опыте. Это для вас возможность понять, как устроен мир. Читая книги, вы становитесь мудрее.

7. Самосовершенствование

Чем больше вы читаете, тем шире ваш словарный запас. Неудивительно – ведь вы регулярно встречаете в разных книгах столько слов, что вскоре сами начинаете употреблять их в повседневной жизни. Хорошие читатели обычно и сами хорошо пишут. Любой успешный писатель скажет вам, что для улучшения навыков писательства необходимо каждый день читать. Более того, чтение помогает улучшить уверенность в себе. Это может помочь вам во многих сферах жизни, таких как социальные отношения или продвижение по службе.

8. Улучшение навыков мышления

Чтение усиливает аналитическое мышление. Люди, которые читают, определяют закономерности быстрее тех, кто не читает. Чтение делает ваш ум острее и укрепляет синапсы головного мозга, ведь это ещё и тренировка памяти. Другими словами, ваш мозг становится сильнее и быстрее, потому что вы читаете.

9. Улучшение внимания и концентрации

Большинство из нас привыкли к «многозадачности», научились делить своё внимание между телевизором, Интернетом, телефоном и уймой других вещей. Но так мы теряем способность сосредоточиться в нужный момент на одном важном деле. Чтение книги улучшает способность сконцентрироваться. Ведь книга сама по себе требует полной концентрации внимания, потому что если отвлечься, вы теряете нить повествования.

10. У читающих больше шансов на успех

Наверное, можно найти успешных людей, которые не читают книги. Но трудно. Вспомните знаменитых учёных, бизнесменов, писателей, политиков. Если у них у всех есть какой-то общий интерес – то это чтение.

11. Генерация идей

Идеи – мощный двигатель. На них основаны научные и технические достижения. Ими решаются мировые проблемы, излечиваются болезни. Идеи могут изменить нашу жизнь. Когда вы читаете, вы получаете много новых мыслей. Эти мысли крутятся в вашей голове – и помогают создать вашу собственную удивительную идею.

12. Чтение поможет верно расставить приоритеты

Чтение открывает для вас новые возможности. Прочтёте о новых приключениях, другом образе жизни – о разных вещах, о которых прежде даже не вспоминали. Возможно, вы задумаетесь над этим, и поймёте, что хотите изменить свою жизнь и поставить перед собой другие цели. И важно в вашей жизни совсем не то, что вы прежде ставили на первое место.

13. Проживите несколько жизней

Люди, которые не читают, могут прожить только свою собственную жизнь. Читатели же имеют доступ ко многим и многим жизням – реальных или вымышленных персонажей. Мы можем почувствовать то, что чувствовали они, испытать то, что испытывали они.
Собственный жизненный опыт делает нас сильнее и мудрее. Но если вы живёте только одну жизнь, то лишаете себя опыта других людей и уроков от их жизней.

14. Улучшение психического здоровья

Так же, как мышцы тела, мозгу требуется «зарядка», чтобы оставаться здоровым и сильным. Исследования показали, что такая умственная деятельность как чтение, могут замедлить (или даже предотвратить) болезнь Альцгеймера и слабоумие. А люди, которые много читали за свою жизнь, куда позже испытывают на себе возрастное ухудшение памяти и умственных способностей, по сравнению с теми, кто не любил читать.

15. Вокруг света не выходя из дома

Путешествия – самый лучший способ узнать другие народы и культуры. А второй лучший способ – чтение. Оно может открыть для вас целый новый мир – там, прямо за вашим порогом. Написано очень много книг о разных странах, вы можете читать о любом уголке земного шара и познакомиться с жизнью разных народов с помощью книг.

16. Улучшение физического здоровья

Мы читаем обычно в тишине, наедине с собой. Когда вы увлечены хорошей книгой, то находитесь в состоянии, близком к медитации. Чтение расслабляет и успокаивает. В результате – снижение стресса, нормализация кровяного давления. Читающие люди меньше страдают от расстройств настроения.

17. Больше тем для разговора

Чем больше вы узнаёте о новых темах, историях и мнениях, тем проще вам становится завязать беседу. В конце концов, у вас в руках неисчерпаемый источник новых материалов для обсуждения!

18. Исследуйте себя

Вы слышали выражение «потерялся в книге»? Чтение – активный процесс, и вы сами в него активно включаетесь, как бы участвуете в действии. С помощью чтения можно многое узнать о самом себе. Например, вы можете спросить себя, а что бы вы сделали на месте героя книги. И ответ может вас удивить.

19. Расширьте кругозор

Если вы не читаете, то ваш мир тесен. Вы знаете лишь малую долю того, что происходит вокруг вас. Чтение откроет вам, насколько велик мир на самом деле. Есть много предметов, в которых я ничего не смыслил. Только когда я стал читать о них, я осознал, как же мало знал прежде!

Каждый месяц печатаются тысячи книг. Добавим к этому сообщения в блогах и журнальные статьи. Вы всегда можете найти среди этого разнообразия что-то на свой вкус. Более того, сейчас нет ничего проще, чем стать читателем. Библиотеки есть везде – и они бесплатны! Теперь существуют и цифровые копии книг, а значит, даже идти в библиотеку не обязательно.

Итак, учитывая все перечисленные преимущества чтения, нет никаких оснований не читать.

Я

не боюсь, что люди перестанут читать или, тем более, писать. В одной Америке 8 миллионов блогеров истерически строчат заметы на полях своей нехитрой жизни. (Они напоминают мне упомянутый в «Республике ШКИД» журнал «Мой пулемет», который так назывался не за боевитый характер, а потому, что часто выходил.) Не верю я и в полную лик-кпдацию книги, ибо не могу себе представить ничего более удобного: дешево, сердито и без батареек.

Более того, я не вижу трагедии и в том, что электронная книга вскоре оторвется от бумажного оригинала и начнет самостоятельную жизнь на экране каждого компьютера. Вспомним, что литература, причем лучшая - от фольклора до 1омера, умела обходиться не только без книг, но даже без письменности. Поэтому во всех грядущих переменах меня, собственно, страшит не «только смерть книги, сколько ее последствия - будущая судьба самого чтения, которой обещает I радикально распорядиться стремительно насту- j пающая дижитальная революция.?

Хотя культурный космос и кажется столь же; необъятным, как обыкновенный, измерить» можно и тот, и другой. Если астрономы способ- "» ны подсчитать размеры Вселенной, то архивис- ты знают, сколько информации мы накопили за I всю нашу историю, начиная с шумерских табли- J чек и кончая «Ночным дозором». А именно: 32 миллиона книг, 750 миллионов статей,* 25 миллионов песен, три миллиона телепере- дач, а также - 100 миллиардов сетевых страниц. Сегодня все это могло бы разместиться в скром-* ном амбаре, размером с сельскую библиотеку. Но скоро все знания мира влезут в один iPod. И I тогда великий демократический переворот еде-; лает каждого из нас хозяином второго - оциф-» рованного - мира. Вопрос в том, что мы будем I с ним делать?»

В этой перспективе меня страшит, что ком-* пьютер убьет не столько книгу, сколько ее идею, i Оставшиеся без переплета страницы вовсе не обязательно читать все и читать подряд.*

Вместо обещанной всемирной библиотеки,» нас ждет лес цитат. Дижитальная литература* превратится в равноправную информационную* массу, ориентироваться в которой может толь- I ко Интернет. Конечно, поисковое устройство I услужливо предложит нам выборки на нужную* тему - сколько весит солнечный свет, как заме* нить унитаз и что писал Гоголь об утрибках. Но «чтобы рассказать нам об этом, Гугл и его компа* ния должны разброшюровать все книги в мире,* вернув их к той словесной протоплазме, из ко* торой автор лепил и строил свой опус.* Гигантская разница между обычным и ком* пьютерным чтением в том, что второе позволя* ет нам узнать лишь то, что нужно. Монитор -* слуга, вышколенный дворецкий, лаконично от* вечающий на заданные вопросы. Книга - учи* тель, наставник: она отвечает и на те вопросы,» которые мы ей не догадались задать.

Конечно, и раньше были книги, которые I почти никто не читал от корки до корки. Самая» известная - Библия. У нас ее долго заменял Ле-I нин, всякое сочинение которого было лишь* плодородным полем цитат, рвать которые не* возбранялось любому. (Моя любимая - «ббль-; шая половина», оправдать которую взялся отча* янный справочник по стилистике Розенталя.)* Однако беда всякой универсальной книги в том,; что она напоминает телефонную: ее глупо чи-» тать с первой страницы, и можно - с любой.

Еще недавно такая литература соблазняла? читателя, освобожденного от диктата автора. Но надолго этой анархической свободы не хватило.

Есть мириад способов, - пожаловался мне Павич, - прочесть «Хазарский словарь», но ими никто не пользуется.

Получается, что я, в сущности, оплакиваю не книгу, а переплет. Однако он-то и создает композицию, иерархию, дисциплину, другими словами - цивилизацию. Ею мы охотно жертвовали ради культуры, мятежной стихии, презирающей всякую узду. Но это было раньше - в романтически дерзком XIX столетии. Сегодня в нашем напуганном вернувшимся варварством XXI веке выяснилось, что культура и есть цивилизация. Считая форму содержанием, она открывает нам не суть вещей, а их порядок. Важно не «что», а что за чем идет.

Чтобы усвоить этот урок, надо преодолеть детское искушение бунтом и спокойно предаться традиции. Книга учит, как ее читать, закон - как жить, Бог - как умирать, некролог - как хоронить. Нью-Йорк, 2004-2006 Александр 1енис ДЗЕН ФУТБОЛА и другие истории Редактор Кочарова Н. С. Художественный редактор Кузнецов В. К. Корректор И. Н. Мокина Технический редактор Герасмова Н. Н. Компьютерная верстка Анищенко Ю. Б. Подписано в печать 07.02.2008. Формат 70x100/32 Гарнитура «Нью Баскервиль». Усл. печ. л. 10. Тираж 7000 экз. Заказ № 1338 Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2 953004 - литература научная и производственная Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.007027.06.07 от 20.06.2007 г.


This file was created with BookDesigner program [email protected] 22.07.2008

Компьютеры и телевизор, гаджеты убили книги. Теперь интернет убивает большое кино, потом убъет телевивзор. Время книг прошло. Нужны сценарии.

Как прошло время поэзии - ее убила попса - людям всегда - все равно нужно нужно отдыхать душой и рвать баян и орать - "мороз-мороз". Проще с музычкой, чем читать - там буковки, колупать нужно - а музыкальное дополнение ко стихам и веселуха - будет попса. "Не позволяй душе лениться" (с) - это про поэзию;

2) НЕТ ТАЛАНТОВ СВОЕГО ВЕКА. Нет своих, родственных читателю новых стихов (для его души) есть читатели эстеты - начитанные, очень образованные или замкнутые, есть рубаха-парни-девахи - хоть и в 20 лет хоть в 50 и есть простаки - каждому свои стихи.

Да к 2015 году многое написано - но времена меняют пропасть потребности - потому не согласен с людьми, говорящими, что все книги написаны. Писатели будут всегда. Каждому времени свои книги;

3) НЕТ СВОБОДНОГО ЛИЧНОГО ВРЕМЕНИ. Нет времени у человечества, у человека в 21 веке. Жизнь очень активна, люди часто поесть не успевают и поспать;

4)УСТАЛОСТЬ. У людей пропало желание созидать и воспринимать новое. А читать это созидать ИМХО. Они просто стали придатком к некоей машине системе - обещей цивилизации гаджетов. Читать книги это созидать. Мир переполнен информацией. Люди не знают куда от нее деваться. Желание читать не вернется пока они не будут иметь хотя бы час в день для себя, пропало желание испытывать эмоции, сопереживать, везде всЁ суррогаты - питание, чувства, мысли - быстрее бы за день пройти это и уйти от этого быстрее и что важно идет выгорание душ, синдром хронической усталости. Проще выпить или пойти рыбу ловить или поспать под телевизор. Усталость.

5)ПАДЕНИЕ УРОВНЯ ПРЕПОДАВАНИЯ. Общее падение уровня культуры и педагогики. Детей приучать читать нужно с детства.

Россию превращают в страну дураков


Поколение, которое не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким и циничным В начале лета Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, которые власти предержащие как-то не заметили. А напрасно.

Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам - культуры и образования - нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров.

Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ! А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие.

Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? Никакую, даже завалящий детектив!

Почему Россия, некогда самая читающая страна в мире, перестала читать и чем это грозит обществу.

Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков»

Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов . Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу.

И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства.

Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.

У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось.

А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях!

Получается, что все эти молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?

Куда впадает Волга?

Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны.

А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания.

Потом возникло письмо, и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том.

А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?

Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания.

А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы.

Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.

Чувства вместо умов

Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки.

А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже мало читают.

Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны ощущения.

Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача - перестать подчинять культуру коммерции.

Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства.

А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии!

И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.

Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи - на иллюстрацию жизни в образах.

Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте.

Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам.

С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!»

===============================

Комментаий специалиста

«Попрыгунчики» разучились думать?

Во-первых, в школе учителя по-прежнему гонятся за высокими показателями скорости чтения .

Но из-за этого у учеников плохо формируется сам навык чтения, его качество, - говорит Татьяна Филиппова, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО. - В итоге ребёнок, прочитывая за минуту положенное число слов, не понимает сути прочитанного, не может пересказать текст.

А когда человек чего-то делать не умеет, он и не хочет этого делать по своей воле. К нам в Центр диагностики развития детей и подростков порой приходят ученики 3-4-х классов, которые читают по слогам.

Наивно ожидать, что эти дети своё свободное время будут проводить за книгой. Во-вторых, если 5-6 лет назад за компьютерами сидели в основном студенты и взрослые люди, то уже два года назад, как показывают наши исследования, у мониторов «зависали» ученики младших классов. Кроме того, сами родители не приучают ребёнка к книгам.

Дошкольникам регулярно читают только 10% родителей, а школьникам - всего 0,2% пап и мам! Многие думают: раз научился читать хотя бы по слогам - читай дальше сам. Но это заблуждение.

Задача родителей - сделать чтение потребностью, такой же насущной, как чистка зубов или умывание. Подбирайте ребёнку интересные книги, помогите ему в выборе, почитайте вслух, даже если ему уже 10-12 лет».

Не последнюю роль в том, что мы всё меньше и меньше читаем, по мнению специалистов, играет и телевидение. А конкретно - огромное количество телеканалов и… пульт дистанционного управления.

Для тех, кто предпочитает смотреть телевизор, «прыгая» с канала на канал, на Западе даже придумали специальный термин - «заппинг». Всего таких «попрыгунчиков» набирается порядка 47% от смотрящих телевизор.

При постоянном переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих параллельно по разным каналам.

Зритель словно «монтирует» свою собственную передачу из кусочков разнородного видеоматериала. Добавьте к этому постоянные перерывы на рекламу, сериалы, в которых одна история оказывается порой «разрублена» на несколько сотен маленьких кусков и её можно начать смотреть чуть ли не с любого места.

«В итоге мы имеем следующее, - говорит Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала «Искусство кино». - За последние пару лет наметилась тенденция: школьники теряют способность следить за сюжетом и поступками героев.

Они практически потеряли навыки пересказа прочитанного текста - элементарного, не говорю уже о таких сложнейших вещах, как «Анна Каренина», к примеру.

А с введением в стране цифрового телевидения (и, как следствие, увеличением количества каналов) подобные явления будут только нарастать».

Напишите свое мнение ниже в комментариях. Обсудим.