Принудительный труд в рф запрещен. Принудительный труд. Какие работы не относятся к принудительному труду

Выполнила студентка 3 курса

юридического факультета СЗФ РАП

Хожаева Елена Дмитриевна

Научный руководитель: Деменёва Наталья Анатольевна

К.с.н., доцент.

Принудительный труд в России: проблемы методологии

Российская Федерация, как и многие страны мира, в качестве важнейшего принципа, определяющего правовое положение личности, признает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В ст.2 Конституции указано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя­занность государства. Право на свободный труд – это одно из основополагающих прав человека, из которого как раз и вытекает запрет на принудительный труд.

В соответствии с п. 2 ст. 37 Конституции РФ и со ст. 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд запрещен. 1

Запрещение принудительного труда основано прежде всего на международно-правовых нормах. Это Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), который вступил в силу 23 марта 1976 г. Его ст. 8 говорит о том, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду. Принудительному труду большое внимание уделяет Международная организация труда (МОТ).

Статья 4 ТК РФ ч.2 восприняла положения ст.1 Конвенции МОТ №105 «Об упразднении принудительного труда» от 25 июня 1957 г., ратифицированная Россией 2 июля 1988 г., перечисляет пять случаев, когда труд признаётся принудительным. Так принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. 2

Действующее трудовое законодательство расширило понятие принудительного труда по сравнению с нормами международного права. Впервые закрепили в основном трудовом законе нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере.

Требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника. Это принципиальное положение находит свою реализацию в ряде статей Кодекса. Так, ст. 142 позволяет работнику приостановить работу в случае задержки работодателем выплаты заработной платы на срок более 15 дней; ст. 220 не только дает работнику право отказаться от выполнения работы, угрожающей его жизни и здоровью, но и обязывает работодателя оплатить все время простоя до устранения такой опасности.

Запрещая принудительный труд, ст. 4 ТК РФ перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом.

Это перечисление начинается с работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы. Согласно Закону о воинской обязанности граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу лицо может быть направлено на альтернативную гражданскую службу. Работа, выполняемая в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы, не может квалифицироваться как принудительный труд. Не считается принудительным трудом работа, выполняемая в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, пожары, наводнения, землетрясения и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения). Закон о чрезвычайном положении предусматривает в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизацию трудоспособных граждан и привлечение их транспортных средств для проведения указанных работ при обязательном соблюдении правил охраны труда. Все работы, выполняемые в порядке исполнения наказания по вступившему в законную силу приговору суда, не считаются принудительным трудом.

Принуждение к труду может быть как прямым, так и косвенным. К такому заключению приводит изучение Рекомендации МОТ №35 «О косвенном принуждении к труду» от 10 июня 1930 г. Международная организация труда рекомендует государствам избегать применения косвенных средств, искусственно усиливающих экономическое давление на население с целью заставить последних искать работу по найму. 3

Сейчас часто нам встречаются такие объявления: «Работа за границей. Полный пансион. Высокая зарплата» В общем, очень привлекательно. Только вот так ли это на самом деле? Увидеть обратную сторону медали подобных предложений о работе в последнее время нам активно предлагают общественные организации.

По статистике Реабилитационного центра Международной организации по миграции, около половины случаев у нас в стране за 2009 год приходится на незаконную трудовую эксплуатацию людей. Или другими словами, рабский труд.

Раньше торговля людьми была связана в большей степени с сексуальной эксплуатацией потерпевших. А теперь показатели выровнялись практически наполовину.

В подневольный труд у нас попадают в основном мигранты. Только в Петербурге за летние месяцы сотрудники Информационно-консультационного центра общественной организации «Красный крест» зафиксировали два случая незаконной торговли людьми. У граждан Узбекистана отбирали документы, удерживали на территории, эксплуатировали «длинный» рабочий день и не платили зарплату.

Но и россиян так называемые траффетеры (торговцы людьми) тоже пытаются завербовать. В группе риска, в основном, оказываются женщины и дети. Несмотря на то, что рабство как социальный институт было упразднено более двухсот лет назад, практика современной действительности возродила его как криминальный способ извлечения сверхдоходов.
Похищение людей, торговля ими и использование рабского труда в последние десятилетия получили широкое распространение в России. Если до 1996 г. похищение человека вообще не отражалось в официальных статистических данных МВД РФ, то к концу прошлого века значительный ежегодный рост этих преступлений стал устойчивой тенденцией. Разумеется, не все зарегистрированные случаи похищения человека получают именно такую оценку в судебных приговорах.
Похищение человека тесно связано с такими запрещенными международным правом деяниями, как торговля людьми и использование рабского труда. До принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 г. в Российской Федерации вообще не было установлено уголовной ответственности за эти деяния. Упомянутым законом Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьями 127.1 («Торговля людьми») и 127.2 («Использование рабского труда»). К сожалению, эффективность применения этих норм практически равна нулю.

После активизации борьбы с трудовым рабством в России, более 800 человек обратились за помощью в Красный Крест. Звонили по горячей линии, как и граждане России, так и иностранцы, что позволило понять, что проблема трудового рабства стоит остро вне зависимости от гражданства. Благодаря этой программе стало ясно, что треть от всех трудовых мигрантов, работающих в России, когда-либо сталкивалась с проблемами трудового рабства.

1 Зобнина И.В. Конституция РФ и право на труд: некоторые юридические аспекты, 2000 г., с.161

2 Федин В.В. Запрещение принудительного труда. «Социальное и пенсионное право» №1/2005 с. 30

3 Федин В.В. Запрещение принудительного труда. «Социальное и пенсионное право» №1/2005 с. 31

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

КОММЕНТАРИЙ 1.

Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) в числе важнейших принципов, касающихся основополагающих прав, называет упразднение всех форм принудительного или обязательного труда (п. 2Ь Декларации).

Это второй случай (наряду со ст. 3 ТК РФ), когда в Кодекс включена специальная статья, конкретизирующая принцип, уже зафиксированный в ст. 2 ТК РФ среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, что свидетельствует о значении, которое государство придает принципу запрещения принудительного труда. 2.

Этой проблеме посвящены две конвенции МОТ - № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930 г.) и № 105 “Об упразднении принудительного труда” (1957 г.), ратифицированные Россией (как правопреемницей СССР).

Положение о запрете принудительного труда закреплено в Конституции РФ (ст. 37). 3. Дефиниции принудительного труда, применяемые в российском законодательстве, во многом базируются на аналогичных, содержащихся в международно-правовых актах.

Так, под принудительным трудом понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Конвенция МОТ № 29 уточняет, что под этим термином понимается не только работа, но и служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно.

В соответствии с российским трудовым законодательством для квалификации труда в качестве принудительного достаточно лишь угрозы применения наказания. 4.

В части 2 комментируемой статьи приведен конкретный перечень случаев, когда труд должен считаться принудительным. К этим случаям относится труд:

а) в целях поддержания трудовой дисциплины;

б) качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в) качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

г) качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

д) качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. 5.

Часть 3 ст. 4 ТК РФ расширяет этот перечень (по сравнению с позициями, закрепленными в международно-правовых актах).

В соответствии с ней к принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания, хотя в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в т. ч. в связи:

а) с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

б) возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. 6.

Ситуация с невыплатой заработной платы - видимо, сугубо российская ситуация. Международно-правовое регулирование даже не предполагает возможности “безвозмездного” труда в рамках трудовых отношений, основанных на законе и договоре.

В случаях несвоевременной выплаты заработной платы работник имеет право на приостановку работы (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 142 ТК РФ) при условии, что задержка выплаты заработной платы составила более 15 дней и работник в письменной форме известил работодателя о приостановлении работы. Исходя из названной нормы приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой. При этом работник вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы (см. п. 57 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”). 7.

Часть 4 комментируемой статьи содержит перечень видов работ, которые не включаются в понятие принудительного труда,

и, соответственно, работник (или гражданин) не вправе отказаться от их выполнения.

Принудительный труд запрещен. С этим утверждением никто спорить не будет.

Но знаете ли вы, что под понятие принудительного труда могут попадать рабочие ситуации, с которыми ежедневно сталкиваются наемные работники ?

"Принудительный труд не относится к числу широко обсуждаемых социальных проблем в России.

Однако в профессиональном сообществе под влиянием реальности и информации, полученной из разных источников, уже сложилось некоторое представление о данном феномене. Хотя в экспертной анкете мы привели определение принудительного труда из Конвенции МОТ 1930 г., мы попросили экспертов самостоятельно определить смысл, который они вкладывают в это понятие. Ниже приведены определения понятия принудительного труда, данные экспертами и сгруппированные в зависимости от ключевого элемента, на который опирается то или иное определение. Большое количество так называемых контекстных (ситуационных) определений говорит о том, что данный феномен воспринимается экспертами не как теоретическая концепция, а как реальная ситуация.

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Комментарии к ст. 4 ТК РФ


1. Труд может быть свободным или несвободным, принудительным (рабство). Рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них (Конвенция МОТ "Относительно рабства" от 25 сентября 1926 г.).

Обязательный или принудительный труд могут создать условия, аналогичные рабству, поэтому была принята Дополнительная конвенция МОТ "Об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством" (1956 г.), которая предусмотрела полную отмену долговой кабалы и крепостной зависимости. Обязательный или принудительный труд являются нарушением права человека на труд, установленного в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.

Формы принудительного или обязательного труда перечислены в Конвенции N 105 МОТ "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.):

a) в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

b) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

c) в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

d) в качестве средства наказания за участие в забастовках;

e) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

2. Для целей Конвенции N 29 МОТ "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Однако термин "принудительный или обязательный труд" для целей Конвенции N 29 МОТ не включает:

a) всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера;

b) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;

c) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;

e) мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

3. Работа военнослужащих регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

4. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается названным Федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется ТК с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом.

5. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация" утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27 октября 1989 г. N 3222.

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ с 1 июля 2003 г. впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.

6. Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере делают труд принудительным и, кроме того, влекут ответственность работодателя за данное преступление.

7. Формой принудительного труда является проституция. Проституция и сопровождающее ее зло, каковым является торговля людьми, преследующая цели проституции, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожают благосостоянию человека, семьи и общества. В отношении борьбы с торговлей женщинами и детьми имеют силу следующие международные акты: Международный договор от 18 мая 1904 г. о борьбе с торговлей белыми рабынями с изм., внесенными в него Протоколом, утв. Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1948 г.; Международная конвенция о борьбе с торговлей белыми рабынями от 4 мая 1910 г. с изм., внесенными в нее упомянутым выше Протоколом; Международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми от 30 сентября 1921 г. с изм., внесенными в нее Протоколом, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 20 октября 1947 г.; Международная конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами от 11 октября 1933 г. с изм., внесенными в нее указанным Протоколом.

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г. (Резолюция 317 (IV) Генеральной Ассамблеи ООН) вступила в силу для СССР 9 ноября 1954 г. (извлечение) (статьи 1 - 2, 16 - 17, 20 - не приводятся).

Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической си­лой, устанавливает принципы и основные положения трудового законодатель­ства. К ним относятся:

Свобода выбора деятельности и сферы применения труда,

Право распоряжаться своими способностями к труду.

Принцип свободы труда, провозглашенный в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, полностью отвечает положениям ст. 23 Всеобщей декларации прав человека и нашел отражение в действующем общефедеральном, региональном и местном законодательстве. Свобода труда означает, что только самим гражданам при­надлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к про­изводительному и творческому труду.

Осуществить это право работник может путем заключения трудового дого­вора, при этом он приобретает право на оплату труда в соответствии с его ко­личеством и качеством и не ниже установленного федеральным законом мини­мального размера. Все граждане России имеют равное право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессией и без какой-либо дискриминации.

Реализовать принцип, закрепленный в ст. 37 Конституции РФ, работник мо­жет на основании трудового договора в безопасных условиях, при этом обязан­ность обеспечения этих условий лежит на работодателе.

Конституционные нормы, касающиеся реализации принципа свободы труда на основе трудового договора, конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах. Трудовое законодательство России состоит из:

    международно-правовых актов, ратифицированных Российской Федера­цией (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об эко­номических, социальных и культурных правах; Декларация Междуна­родной организации труда (МОТ) 1998 г. «Об основополагающих прин­ципах и правах в сфере труда» и др.), Конвенций МОТ;

    действующего в настоящее время Трудового кодекса РФ (с изм. от 28.02.2008 г.);

    других актов трудового законодательства Российской Федерации и ее субъектов.

Трудовой договор есть распространенный способ реализации принципа сво­боды труда, когда каждый гражданин самостоятельно распоряжается своими способностями к труду, выбирая вести предпринимательскую деятельность са­мому или вступить в договорные отношения с хозяйствующими субъектами.При этом путем заключения трудового договора граждане реализуют не только свой принцип свободы труда в соответствии со ст. 37 Конституции РФ, но иправо на выбор специальности, профессии, рода занятий, а также места работы.

Реализуя право на свободу труда, работник вправе расторгнуть трудовой до­говор по собственной инициативе в любое время, письменно предупредив ра­ботодателя за две недели (ст. 80 ТК РФ).

Возможность трудиться свободно гарантируется запретом принудительно- го т РУДа. Никто не должен привлекаться к принудительному труду (ст. 8 Меж­дународного пакта о гражданских и политических правах), под которым пони-

мается любая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которого это лицо не предложило добровольно своих услуг 21 .

Использование принудительного труда запрещено статьей 4 Трудового ко­декса РФ, которая к принудительному труду относит работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насиль­ственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК или иными феде­ральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

    нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или вы­платой ее не в полном размере;

    возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работ­ника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспече­ния его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Такой подход к определению понятия принудительного труда избран для усиления гарантий соблюдения трудовых прав работников, обеспечения реали­зации права на самозащиту (ст. 142,219, 220, 379, 380 ТК РФ).

Работодатель не вправе в качестве дисциплинарного взыскания избрать санкцию, не предусмотренную законодательством (ст. 192 ТК РФ), что исклю­чает применение принудительного труда в целях поддержания трудовой дисци­плины и в качестве меры ответственности за участие в забастовке.

Принудительный труд не включает в себя:

    работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной граждан­ской службе;

    работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституцион­ными законами;

    работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в слу­чае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии), и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения либо его части;

    работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу пригово­ра суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Свобода труда обеспечивается не только запрещением принудительного труда, но и соблюдением конституционного принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ). Конституционный Суд подчеркнул, что "...свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражда-

21 Ст. 2 Конвенции МОТ № 29 1930 г. «О принудительном или обязательном труде».

нами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отноше­ния, реализуя свои способности к труду". Применение принципа равенства ис­ключает возможность предъявления разных требований к лицам, выполняю­щим одинаковые по своему содержанию трудовые обязанности 22 .