Обязательна ли комиссия по осуществлению закупок. Как создать комиссию по проведению закупок Регламент работы аукционной комиссии 44 фз

Что такое единая комиссия, в соответствии с Законом о контрактной системе? Каков ее функционал, нужно ли создавать единую комиссию, если у заказчика уже есть другие комиссии, что такое положение о единой комиссии. Ответим на эти вопросы в статье.

Что такое единая комиссия по закупкам

Согласно Закону №44-ФЗ, на единую комиссию заказчика возлагаются функции проведения закупок (всего процесса целиком), всех конкурентных разновидностей процедуры (конкурсы, аукционы и запросы). Случай с проведением закупки у единственного подрядчика (прямой сделки) не относится к числу ситуаций, когда создается единая комиссия.

Закон при этом оговаривает, что единую комиссию по закупкам формировать не нужно, в том случае, если у заказчика уже есть комиссии, которые раздельно занимаются проведением процесса закупок и отдельно процессом приемки.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В составе решения заказчика о создании единой комиссии должен быть состав комиссии (входящих в нее лиц) и алгоритм, по которому коллегиальный орган будет работать. Заказчик оформляет письменный приказ о создании комиссии.

Кто может и не может входить в состав единой комиссии? Для начала следует подчеркнуть, что для разных конкурентных процедур существуют разные требования к числу участников закупочной комиссии. Это 5 (минимальное число) человек для создания комиссий по проведению конкурсов, аукционов и интересующей нас единой комиссии. Для комиссий по запросам (предложений, котировок) минимальное ограничение по численности участников составляет 3 сотрудника.

Важнейшим фактором, на который должен ориентироваться заказчик, является профессионализм членов комиссии. Согласно требованию Закона №44-ФЗ, преимущество при формировании состава комиссии должно отдаваться, во-первых , обладателям профессионального образования в сфере закупок, или прошедшим переподготовку; во-вторых , специалистам, которые обладают специальными знаниями и компетентностью применительно к объекту закупки (в соответствии с ч. 5 ст. 39 Закона о контрактной системе).

Ограничения по тому, кто может входить в состав единой комиссии установлены в ч. 6 ст. 39 Закона о контрактной системе. Так, заказчик не может включать в состав закупочной комиссии экспертов, которые занимались оценкой документации и заявок участников. Также в единую комиссию не могут входить лица, которые обладают собственным интересом в предмете данной закупки, например, сотрудники организаций подрядчика, родственники руководства участника закупки, и другие категории лиц, которые перечисляются в статье закона.

Положение о комиссии по закупкам

В обязанности комиссии, согласно ч. 4 ст. 38 Закона №44-ФЗ, входит разработка плана закупок , размещение плана (и изменений в нем, если таковые производятся) в ЕИС, подготовка и размещение документов и извещения, а также все остальные моменты процесса закупок, финальным этапом которого является заключение госконтракта.

В соответствии с Законом о контрактной системе, единая комиссия действует согласно положению о единой комиссии, которое разрабатывает и утверждает заказчик. В положении подробным образом перечисляются все обязанности комиссии, на каждом этапе проведения закупки, и указываются законодательные и другие НПА, которыми комиссия руководствуется в своей работе.

Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

От 05.04.13 года. Основанием формирования коллегиального органа является распоряжение. Руководитель организации-заказчика обязан издать приказ с указанием перечня ответственных лиц. Документ оформляют в порядке, утвержденном внутренними регламентами, с учетом требований к обязательным реквизитам. При этом следует помнить о некоторых правовых аспектах.

Юридическая характеристика

Обязанность создавать комиссию по закупке возникает при проведении любой из процедур, предусмотренной законом 44-ФЗ. Исключением является лишь заключение контракта с единственным поставщиком. Нарушение порядка формирования коллегиального органа может послужить основанием для признания недействительности сделок.

Важно! Если государственное учреждение делегировало полномочия по закупочной деятельности специализированной компании или управляющему, то формировать дополнительные органы не нужно. Комиссию будет создавать непосредственный исполнитель. Об этом ясно говорится в совместном письме Минстроя и Минфина РФ № 02-02-05/65137 – 26484-ЮР/08.

Количество комиссий определяет заказчик. Законом допускается формирование сразу нескольких структур:

  • аукционных;
  • конкурсных;
  • котировочных.

Не запрещено формировать коллегиальный орган универсального типа. Статья 39 закона 44-ФЗ разрешает объединять полномочия по проведению разных закупочных процедур.

Основной регламент деятельности комиссии – положение. Локальный нормативный акт разрабатывают с учетом особенностей предстоящей работы. В документе предусматривают следующие обязанности:

  • регистрацию и обработку заявок от участников;
  • определение победителей;
  • принятие решений об отклонении предложений лиц, допустивших нарушения;
  • оформление протоколов по каждому этапу процедуры.

Объем полномочий юристы определяют на основе анализа статей 39, 52, 53, 67, 78, 83 закона 44-ФЗ. К общим задачам заказчик вправе добавить и специфические функции. Так, универсальная комиссия может самостоятельно избирать способ определения победителя закупки.

Требования к составу

Конкурсная, аукционная, либо единая комиссия должны включать не менее 5 должностных лиц. Если закупку проводят путем запроса предложений или котировок, достаточно всего 3 человек.

Включать в состав разрешено далеко не каждого. На федеральном уровне установлен ряд ограничений.

Не допускается привлекать в качестве члена закупочной комиссии:

  • экспертов, осуществляющих независимую оценку в рамках процедуры;
  • участников конкурсной гонки, либо граждан, претендующих на такой статус;
  • работников организаций, направивших заявку;
  • зависимых лиц (акционеры, кредиторы, члены исполнительного органа и прочие);
  • граждан, имеющих родственную или иную близкую связь с прямыми представителями участников закупки;
  • контролеров.

Попадание указанных лиц в состав комиссии делает орган нелегитимным. Заказчик обязан немедленно заменить их другими специалистами.

Не менее 50% членов должно обладать соответствующей квалификацией. Включать в перечень следует работников, прошедших дополнительную подготовку по направлению. Так, например, при закупке предметов искусства к сотрудничеству необходимо привлечь представителей творческих профессий.

Важно! Руководитель организации, осуществляющей закупку в рамках закона 44-ФЗ, вправе выступать в роли председателя. Разъяснения об отсутствии ограничений представители МЭР РФ дали в информационном письме № Д28и-703.

При формировании комиссии следует учитывать требования к кворуму. Принимать решения коллегиальный орган вправе, если на заседании присутствует не менее половины членов. При необходимости заказчик может провести замену, издав соответствующий приказ.

В рамках вебинара будут рассмотрены важные моменты, новые решения и требования в рамках 223-ФЗ. На сегодняшний день мы находимся в так называемой «переменчивой зоне»: законодательство о закупках переживает кардинальные изменения, это касается и контрактной системы, и отдельных закупок у юридических лиц. Текст закона увеличился почти вдвое. И если раньше констатировали, что закон свободный и мягкий, то теперь так сказать нельзя. В 223-ФЗ мы видим дублирование многих позиций из 44-ФЗ. Сейчас переходный период, законодатели дали время изменить соответствующие внутренние документы, привыкнуть. Электронизация закупок предполагает иные подходы в документации закупок. К примеру, раньше 223-ФЗ не регламентировал деятельность закупочных комиссий. Сегодня появились некоторые нормы, определяющие, как заказчики должны прописать у себя работу закупочных комиссий.

Законодательство о закупках в 2018 г.

Закон №223-ФЗ ранее носил рамочный характер. С 2018 г. в Законе №223-ФЗ вступили в силу нормы, которые значительно сузили самостоятельность заказчиков. В законе появились конкретные положения, регулирующие состав, форму, содержание и условия размещения документации.

Однако законодательство о закупках не ограничивается лишь 223-ФЗ. Кроме этого закона существуют постановления правительства (на данный момент их более 50), разъяснительные письма минфина и минэка. Это важная часть законодательства, детализирующая, конкретизирующая и разъясняющая целый ряд важных положений, которые в законе носят общий характер.

По-прежнему регулятором закупочной деятельности заказчиков является Положение о закупке. Заказчики обязаны разработать в Положении все условия закупочной деятельности. Положения утверждаются руководящими органами заказчиков и размещаются в ЕИС.

В связи с нововведениями в законодательство Положения о закупках должны быть переработаны до 1 января 2019 года!

В силу изменений в 223-ФЗ с июля 2018 года закупки делятся на конкурентные и неконкурентные. Требования к документации зависят от вида закупки. Закупки могут проводиться обязательными способами, предусмотренными в законе, и дополнительными способами, предусмотренными положением о закупке.

На сегодняшний день основная задача - детально прописать в Положении о закупках условия конкурентных закупок и все аспекты деятельности заказчика, связанные с неконкурентными закупками.

Документация зависит от способа закупки, также немаловажным является то, в какой форме проводится закупка: бумажной или электронной.

Глобальное изменение - появился перечень обязательных закупок, и если раньше мы знали, что заказчики в обязательном порядке должны проводить конкурсы и аукционы, то теперь перечень стал шире, которые должны быть отражены в положении о закупке.

Обязательные способы закупок:

  • Конкурс
  • Аукцион
  • Запрос предложений
  • Запрос котировок.

Заказчик не должен ограничиваться этими способами закупок, у него остается право использовать и другие способы закупок.

С точки зрения формы также появляются новые обязанности. Отныне все закупки делятся на электронные и не электронные.

До «реформы» 223-ФЗ существовала обязательность проводить электронные закупки в связи с тем, что есть постановление правительства № 616, в котором говорится, какие конкретно позиции заказчик обязан закупать в электронной форме.

С июля 2018 г. конкурентные закупки становятся электронными закупками. Закупки у СМП осуществляются только в электронном виде. Требования к документации зависят от вида закупки. Закупки могут проводиться обязательными способами в электронном виде, предусмотренными в законе, и дополнительными способами в электронном виде, предусмотренными положением о закупке.

«Закупки могут проводиться обязательными способами, указанными в законе, и дополнительными способами в электронном виде, предусмотренными положением о закупке».

Приоритет электронной формы закупок

С 01.07.2018 г. конкурентные закупки осуществляются в электронной форме:
  • Конкурсы
  • Аукцион
  • Запрос предложений
  • Запрос котировок

если иное не предусмотрено положением о закупке.

Документация

Документация - основа закупки. Состав, форма и содержание документации полностью зависят от вида и способа закупки. Требования к документации установлены:

  • в законодательстве,
  • в положении о закупке.

Общие положения по конкурентным закупкам:

  • размещаются в ЕИС
  • доступны неограниченному кругу лиц
  • сопровождаются документацией
  • обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком
  • договор заключается на условиях, предлагаемых в заявках
  • описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением антимонопольных требований.

Основные требования к документации, сопровождающей конкурентные закупки

Необходимо разработать документацию: форма, содержание, объем, сроки размещения в ЕИС, возможности внесения изменений - условия, которые заказчик должен детально определить для себя.

  • проект договора
  • описание предмета закупки
  • требования к заявкам участников
  • формы заявок.

Необходимо разработать в положении о закупке:

  • порядок подготовки и осуществления закупок
  • виды и способы торгов и условия их проведения
  • требования к документации
  • требования к участникам и их документам
  • критерии и условия оценки заявок участников
  • порядок заключения и исполнения договоров
  • условия, связанные с обеспечением закупки и т.д.

в соответствии с действующим законодательством о закупках.

Порядок размещения документации

Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке за исключением проведения запроса котировок в электронной форме.

Документация размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки.

Состав документации

  • проект договора
  • изменения, внесенные в эти извещение и документацию (необходимо соблюдать сроки)
  • разъяснения этой документации (в законе ничего не было о правах участников обращаться к заказчику за разъяснением к документации. Теперь заказчики вправе обратиться, заказчик обязан ответить)
  • протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки
  • итоговый протокол
  • иная информация, размещение которой предусмотрено положением о закупке.

Извещение

Раньше в законе не было столько четкого подхода к документу, теперь есть!

  • способ осуществления закупки
  • сведения о заказчике
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, краткое описание предмета закупки с учетом антимонопольных требований
  • место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
  • порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок
  • порядок подведения этапов и итогов конкурентной закупки
  • адрес ЭТП
  • иные сведения, определенные положением о закупке.

С 1 июля 2018 года действует изменение, связанное с начальной максимальной ценой договора.

В положении о закупке должен быть определен порядок формирования начальной максимальной цены договора:

  • сведения о НМЦ договора
  • формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате поставщику
  • максимальное значение цены договора
  • цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Эти сведения заказчик должен включить в извещение о закупке.

Закупочная документация

  • Установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика
  • Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке
  • Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик
  • Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
  • Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота)
  • Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги
  • Порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)
  • Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке
  • Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям
  • Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке
  • Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки
  • Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке
  • Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Требования к содержанию документации

Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке.

Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Финансовые условия участия

Суммы обеспечений по заявкам

Суммы обеспечений по договорам

Обеспечение заявки не устанавливается, если начальная-максимальная цена договора не превышает 5 млн. руб. В остальных же случаях оно не может быть более 5% от начальной-максимальной цены договора. Обеспечение удерживается при уклонении от заключения договора или непредставлении обеспечения исполнения договора.

Требования к участникам и их документам устанавливается в документации

  • требования к участникам такой закупки
  • перечень, форма и содержание документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям
  • требования к привлекаемым субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки.

Перечень документов участников

  • Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
  • Устав
  • Документы, подтверждающие полномочия представителя
  • Справка из ИФНС
  • Налоговая декларация
  • Баланс
  • Сведения о бенефициарах и выгодоприобретателях
  • Справка об отсутствии исполнительного производства
  • Документы, подтверждающие квалификацию сотрудников
  • Лицензии
  • Выписки из реестров СРО
  • Сертификаты и т.д.

Требования к заявкам

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению, форме и составу заявки на участие в закупке: указанным в документации о закупке в соответствии с положением о закупке заказчика

Пример

Заявка на конкурс должна включать:

  • документ, содержащий сведения об участнике закупок:
  • фирменное наименование (полное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
  • копии учредительных документов;
  • копии документов, удостоверяющих личность (для физлиц);
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса.
  • коммерческое предложение о

    Качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, услуги, работы и иные предложения по удовлетворению потребностей Заказчика в товаре, работе, услуге;

    Документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупок требованиям, установленным законодательством и документацией;

    Документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством и т.д.

    Инструкция по заполнению заявки

    Инструкция по заполнению заявки является частью закупочной документации.

    Пример

    в случае, если участник закупки предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в аукционной документации, то в графе «Предложение участника закупки» указывается товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным разделом VI «ТЕХНИЧАСКАЯ ЧАСТЬ» аукционной документации.

    ВАЖНО

    Форма «Заявка на участие» должна строго соответствовать инструкции по заполнению заявки.

    В форме «Заявка» должны быть предусмотрены все существенные условия: характеристики, параметры, условия исполнения договора, цена и т.д.

    Документация закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

    Требования к закупкам у СМП п.2 ст.3

    Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются только в электронной форме. Документация будет в этом случае электронная.

    В условиях электронизации процесса закупок появляется еще один игрок процесса - оператор электронной площадки. Ранее 223-ФЗ ничего об этом не говорил.

    Оператор электронной площадки ч.2. ст.3.3

    Оператор электронной площадки - это коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством РФ в форме ООО или НАО, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем 25 %, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями закона.

    Обязанности оператора электронной площадки

    • Оператор ЭТП обеспечивает размещение документации в полном объеме, в необходимой форме, в сроки, предусмотренные регламентом
    • Оператор ЭТП обеспечивает взаимодействие между заказчиком и участниками
    • Оператор ЭТП обеспечивает полную конфиденциальность.

    При упоминании оператора ЭТП речь идет о технологиях, а не о конкретном человеке, принимающем решение.

    Документация, используемая в ходе закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

    Заявка на участие в конкурентной закупке в ЭФ для СМП ч.19 ст.3.4

    Заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.

    Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.

    Что необходимо отразить в первой части заявки?

    Необходимо отразить описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

    Не допускается указание в первой части заявки сведений об участнике и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.

    Что необходимо отразить во второй части заявки?

    • сведения о данном участнике
    • информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке)
    • об окончательном предложении участника по функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

    ВАЖНО ч.21 ст.3.4

    • сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений
    • и (или) о ценовом предложении
    • либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении

    данная заявка подлежит отклонению.

    Форма заявки для запроса котировок

    Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

    Проект договора

    Требования к размещению проекта договора ч.5 ст.4

    При осуществлении конкурентной закупки в ЕИС размещается информация о закупке:

    • извещение об осуществлении конкурентной закупки
    • документация о конкурентной закупке
    • проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке.

    Проект договора - это практически полноценный договор, который заказчик дополнит после проведения торгов информацией

    • объект закупки в соответствии с заявкой победителя
    • цена, предложенная победителем
    • реквизиты победителя.

    В законе появились сроки заключения договора.

    Сроки заключения договора по результатам конкурентной закупке ч.15 ст.3.2

    Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

    Состав документов для заключения договора

    Каждый заказчик определяет этот состав необходимой документации самостоятельно в Положении о закупке.

    Способ направления документов участнику можно избрать на свое усмотрение - курьером, электронной почтой и т.д.

    Заказчик должен убедиться, что договор подписан уполномоченным лицом участника - необходим подтверждающий документ.

    Протокол разногласий (ч.28 ст.3.4)

    В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.

    Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

    Заключение договора с участником-СМП ч.29 ст.3.4

    Договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки.

    Разъяснение извещения и документации

    Порядок предоставления разъяснений в ходе конкурентной закупки ч.2 ст.3.2

    Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

    В течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса заказчик размещает ответ в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос.

    При этом заказчик вправе не давать такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

    ВАЖНО ч.4 ст.3.2

    Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

    Закупочная комиссия (п.8 ст.32)

    Для определения поставщика по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию.

    Создание комиссии является обязательным при осуществлении любой конкурентной закупки.

    Пример

    Работа комиссии

    Работа Закупочной комиссии осуществляется на ее заседаниях. Заседание Закупочной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 5 ее членов.

    Решения Закупочной комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов.

    Оценка заявок

    Наилучшей заявкой по решению Закупочной комиссии признается заявка, которая по результатам оценочной стадии заняла первое место в итоговом ранжировании заявок по степени предпочтительности, т.е. набрала наибольший по сравнению с другими заявками процент совокупной значимости всех критериев оценки.

    В случае если по итогам ранжирования несколько заявок займут первое место, то наилучшей заявкой по решению Закупочной комиссии признается заявка, получившая большинство голосов членов Закупочной комиссии.

    Члены комиссии руководствуются следующим: наилучшей считается та заявка, где предложена лучшая совокупность условий исполнения договора по критериям, установленным документацией о закупке.

    Если вы не знаете, как организовать работу комиссии и какие условия разработать, обращайтесь к 44-ФЗ!

    Протоколы с 01.07.2018 г.

    Требования к содержанию протокола

    • дата подписания протокола
    • количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки
    • результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
    • количества отклоненных заявок
    • оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка
    • результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке
    • а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (если предусмотрена оценка таких заявок)
    • причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой
    • иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

    Протоколы составляются:

    • по результатам каждого этапа торгов в электронной форме,
    • по окончании последнего этапа закупки в электронной форме, по итогам которого определяется победитель, составляется итоговый протокол.

    Сроки размещения протоколов в ЕИС ч.12 ст.4

    Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через 3 дня со дня подписания таких протоколов.

    Финальный протокол размещается в ЕИС в течение 3 суток с даты его оформления.

    Описание объекта закупки

    Новые требования к описанию объекта ч.6.1 ст.3

    С 01.07.2018 г. описание объекта закупки составляется по правилам, действующим в контрактной системе. Заказчик должен подробно указать функциональные, качественные, эксплуатационные характеристики, целевое назначение, технические и технологические требования и т.д. Не следует указывать товарный знак, страну происхождения, фирменные наименования и включать иные требования, ограничивающие права участников.

    Новые правила описания объектов закупки

    Вводятся ограничение на использование товарных знаков (знаков обслуживания и т.п.), близкие к установленным в правилах контрактной системы. В случае указания на товарный знак необходимо использование слов «или эквивалент», если указано «или эквивалент» - должны быть определены параметры эквивалентности.

    Исключение - поставка эквивалентов не предусматривается

    • несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком
    • закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией
    • закупки товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта
    • закупки с указанием конкретных товарных знаков, места происхождения товара, если это предусмотрено условиями договоров, заключенных заказчиками.

    Условия размещения в ЕИС

    Заказчики обязаны размещать в ЕИС:

    • положение о закупке
    • извещение о закупке
    • документацию о закупке
    • проект договора
    • изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию
    • разъяснения такой документации
    • протоколы, составляемые в ходе закупки
    • подписанные договоры
    • отчеты
    • иная информация.

    Чек-лист

    В положении о закупке надо предусмотреть и разработать конкурентные и неконкурентные закупки, электронные и не электронные закупки.

    Описание объекта закупки нужно формировать с учетом антимонопольных норм.

    Перечень обязательных конкурентных процедур определен — это конкурсы, аукционы, запросы котировок и запросы предложений.

    Задачи заказчика - разработать извещение, документацию, требования к участникам, их документам, заявкам, инструкции по заполнению заявок, протоколы, проекты договоров.

    Если заказчики к 1 января 2019 года не переработают в связи с новыми положениями Положение о закупке, в наказание их отправляют в закон о контрактной системе 44-ФЗ.

    Вопросы

    1. Если закупка не состоялась в связи с подачей одной заявки, для заключения договора с участником необходимо выдерживать 10 дней? Да, нужно. Вне зависимости от того, состоялась закупка или нет, она считается конкурентной. 2. Дополнительное соглашение к договору. Также нужно выдерживать 10 дней? Нет, не надо. Есть 10 дней обязательных для публикации договора с даты его подписания. 3. Где можно посмотреть типовые положения о закупках? В ЕИС. 4. Нужна ли закупочная комиссия при закупке у единственного поставщика? Если пропишете в положении, то нужна. В противном случае закон не настаивает. 5. Можно ли проводить закупки по старому положению? Можно до 1 января 2019 года. 6. Что значит «любой участник закупки»? В законе 223-ФЗ говорится: «Любое лицо вправе…» 7. Для запроса котировок в электронной форме не будет требоваться документация. Нужно ли указывать обоснование начальной максимальной цены договора и в каком документе? По запросу котировок в электронной форме нет документов, но есть извещение. А извещение довольно объемный документ, включающий в данном случае максимальное количество информации.

    Введение

    Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ «О контрактной системе») предусматривает, что проведение закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется заказчиками посредством специально создаваемых комиссиях. Основные положения о комиссиях по осуществлению закупок закреплены в статье 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе». Именно о порядке их формирования, функционирования, а также о членстве в такой комиссии и пойдет речь в данном материале.

    Комиссия по осуществлению закупок: создание, полномочия, ответственность

    Часть 2 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» возлагает на заказчика обязанность по созданию соответствующей комиссии непосредственно до начала реализации запланированной закупки. Иными словами, до дня официальной публикации извещения о проведении такой закупки должен быть сформирован количественный и персональный состав комиссии, назначен председатель, определен порядок ее деятельности. Кроме того, заказчику, прежде чем принимать решение о создании комиссии, следует определиться с ее видом.

    Виды комиссий по осуществлению закупок

    В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» заказчик в зависимости от условий проводимой закупки вправе создавать различные виды комиссий: единые, конкурсные, аукционные, котировочные, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений . Более того, комиссия может быть создана как для осуществления конкретной закупки, так и для проведения нескольких закупок одним из предусмотренных законом способов. Также допускается создание комиссии, в полномочия которой войдет проведение всех закупок, независимо от конкретных способов определения контрагентов.

    Таким образом, определение вида комиссии сводится к выбору из следующих видов:

    конкурсная - создается для осуществления закупок путем открытого или закрытого конкурса, двухэтапного конкурса, а также конкурса с ограниченным участием;

    аукционная - создается для осуществления закупок путем аукциона: электронного или закрытого;

    котировочная - создается для осуществления закупок путем запроса котировок;

    комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений - создается для осуществления закупок соответственно путем запроса предложений;

    единая - создается для осуществления закупок всеми предусмотренными законом способами.

    Отметим, что создание единой комиссии станет рациональным решением в случаях проведения закупок товаров, работ, услуг, не отличающихся специфическими характеристиками. В таком случае в состав комиссии нет необходимости включать специалистов в соответствующих областях. Она может провести все закупки заказчика независимо от способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя, а также объектов таких закупок. Если же предметом закупки являются товары, работы, услуги специфического характера, требующие наличие определенных знаний в той или иной сфере, то целесообразно создавать комиссию для проведения конкретной закупки. В таком случае в ее состав можно включить экспертов в соответствующих областях, которые смогут объективно оценивать предложения участников.

    Состав комиссий по осуществлению закупок

    Важным моментов при создании комиссии является определение ее количественного и персонального состава. В данном аспекте частями 3, 5, 6 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» установлены отдельные требования и определенные ограничения.

    Так, конкурсная, аукционная и единая комиссии должны состоять минимум из пяти человек, тогда как минимальный состав котировочной комиссии, а также комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений составляет три человека. Обратите внимание, законодательством установлен лишь минимально возможный порог количественного состава, поэтому комиссия любого вида может состоять из неограниченного числа участников. Однако следует учитывать, что слишком большое количество участников может негативно сказаться на организации работы и полноценном функционировании комиссии. Дело в том, что в соответствии с частью 8 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» заседании комиссии является правомочным, если присутствует не менее половины ее состава. При этом делегирование полномочий члена комиссии законом запрещено.

    Что касается компетентности лиц, включающихся в состав комиссии, то законодательство предполагает, что они должны иметь соответствующую профессиональную переподготовку, либо пройти курсы повышения квалификации в области закупок, либо быть специалистами и обладать необходимыми знаниями при закупке специфических товаров, работ услуг. В отношении лиц - экспертов в конкретной области, стоит отметить, что законом не уставлено предельное число таких членов при формировании состава комиссии. Поэтому для максимально объективного проведения закупок, предметом которых выступают специфические товары, работы и услуги, рационально, чтобы число обладающих необходимыми знаниями экспертов в составе комиссии составляло половину и более от общего количества ее членов.

    Кроме того, в Законе 44-ФЗ «О контрактной системе» определен целый перечень лиц, которых запрещено включать в состав комиссии. Так, членами комиссии не могут быть:

    эксперты, принимающие участие в оценке конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе и иных этапах закупки;

    лица, у которых имеется личная заинтересованность в результатах определения контрагента (например, подавшие заявки на участие в закупке, или состоящие в штате организаций, подавших такие заявки);

    лица, состоящие в брачных отношениях или имеющие близкие родственные связи с руководителем участника закупки, в частности родители, дети, внуки, бабушки, дедушки, полнородные (неполнородные) братья и сестры, усыновители и усыновленные;

    должностные лица, в полномочия которых входит осуществление контроля в области государственных закупок.

    Если же указанные выше лица все-таки были включены в состав комиссии, то в случае выявления данного факта заказчику следует незамедлительно принять меры относительно замены таких лиц на тех, которые будут соответствовать требованиям действующего законодательства.

    Отдельного внимания заслуживают ситуации, при которых заказчики объявляют конкурсы на создание и исполнение произведений литературы, искусства, на финансирование проката или показа национальных фильмов. Так, часть 4 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» обязывает заказчиков включать в состав комиссии представителей творческих профессий, являющихся специалистами в соответствующей области искусства или литературы. При этом таких лиц должно быть не менее половины от общего количественного состава комиссии.

    Также следует рассмотреть случаи формирования комиссии при осуществлении совместных закупок. Анализируя нормы частей 2 и 3 статьи 25 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе», можно прийти к выводу, что обязанность по формированию и утверждению состава комиссии в подобных ситуациях возложена на организатора совместных закупок. При этом в состав создаваемой комиссии включаются представители всех сторон соглашения о проведении совместной закупки. Количественный состав представителей конкретного заказчика определяется пропорционально объему закупки такого заказчика в общем объеме совместных закупок. Вместе с тем отдельным соглашением стороны совместных закупок вправе самостоятельно установить иной порядок формирования состава комиссии.

    Форма решения (приказ) о создании комиссии

    В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» заказчик должен принять решение о создании комиссии. Процессуальной формой такого решения, как правило, выступает соответствующий приказ, изданный в письменной форме. Конкретных требований к его принятию и обязательных реквизитов действующим законодательством не предусмотрено, т.е. такой документ составляется в произвольной форме. Однако логичным шагом станет отражение в приказе о создании комиссии следующих сведений:

    вид создаваемой комиссии (единая, конкурсная, аукционная, котировочная или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений);

    фамилии, имена, отчества, а также должности председателя комиссии и всех ее членов.

    В большинстве случаев ответственным за составление приказа о создании комиссии целесообразно назначать соответствующего работника контрактной службы (контрактного управляющего), а утверждать подготовленный документ логично руководителем (иным уполномоченным лицом) государственного или муниципального органа - заказчика закупки. При этом приказ о создании комиссии должен быть издан не позднее дня публикации извещения о проведении закупки, в целях реализации которой и создается данная комиссия.

    Кроме того, в приказе можно прописать порядок функционирования комиссии. Однако более рациональным вариантом станет определение порядка работы уже созданной комиссии в отдельном установочном документе - положении о комиссии по осуществлению закупок.

    Разработка положения о комиссии по осуществлению закупок

    Наряду с принятием решения о создании комиссии о закупке, часть 2 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» возлагает на заказчика обязанность определить порядок ее работы. Как упомянуто выше, на практике во исполнение данного требования целесообразно разработать отдельный локальный документ - положение о комиссии по осуществлению закупок. В нем в частности следует прописать правила, уставленные частью 8 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе», определяющие условия правомочности собраний, направления уведомлений членам комиссии о заседаниях и прочие.

    порядок надлежащего уведомления членов комиссии о предстоящем заседании - обязанность уведомлять о заседаниях комиссии лежит на ее председателе, однако следует четко установить способ такого уведомления (почта, телефонограмма, устное сообщение и т.п.), прописать обязательность фиксации в уведомлении места, даты и времени проведения заседаний;

    условие, предусматривающее правомочность принятия решений комиссией в случае присутствия на заседании минимум половины ее участников;

    правило, запрещающее делегирование или передачу иным способом полномочий члена комиссии иным лицам;

    регламент проведения комиссией своих заседаний;

    полномочия, права и обязанности председателя комиссии;

    права и обязанности членов комиссии;

    права и обязанности секретаря комиссии при его наличии;

    ответственность всех участников комиссии;

    условия, при которых возможна ротация членов комиссии, сроки и порядок ее проведения.

    По аналогии с подготовкой приказа о создании комиссии обязанности за составление положения целесообразно возложить на соответствующего работника контрактной службы (контрактного управляющего). Утвердить подготовленное положение о комиссии рекомендуется руководителем заказчика или другим лицом, имеющим соответствующие полномочия. Так же как и приказ о создании комиссии положение должно быть утверждено не позднее дня, установленного для публикации извещения об осуществлении закупки, в рамках которой и разрабатывается положение о комиссии. Идеальным вариантом станет утверждение приказа о создании комиссии и положения о комиссии в один день.

    Порядок замены члена комиссии по осуществлению закупок

    Часть 7 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» прямо устанавливает, что замена члена комиссии возможна исключительно на основании решения заказчика, которым такая комиссия была создана. Основаниями для проведения замены одного члена комиссии на другого служат различные обстоятельства. Так, помимо упомянутого выше выявление факта несоответствия лица, установленным законом требованиям к членству в комиссии, для замены достаточно инициативы самого заказчика. Также необходимость осуществления замены становится вынужденной при увольнении члена комиссии из государственного (муниципального) органа, являющегося заказчиком закупки, при длительной болезни или продолжительном отпуске, в иных случаях. Для замены необходимо найти человека из числа сотрудников заказчика либо лиц, привлеченных в качестве специалистов. комиссия закупка полномочие бюджетный

    Что касается сроков проведения замены члена комиссии, то она должна быть произведена незамедлительно при выявлении его несоответствия установленным критериям. Следовательно, наилучшим вариантом станет, если замена будет произведена именно в день выявления обстоятельств, которые препятствуют работе члена комиссии в ее составе. А в случаях замены по иным основаниям целесообразно произвести замену в максимально короткий срок после наступления обстоятельств, явившихся основанием для такой замены.

    При этом действующим законодательством не предусмотрено обязательное формирование каких-либо документов, подтверждающих факт замены члена комиссии. Однако с точки зрения документального оформления и в целях подстраховки целесообразно издать соответствующий письменный приказ в произвольной форме, в котором отразить фамилии, имена, отчества и должности лиц, исключающихся из членов комиссии и включающихся в состав комиссии.

    Аналогично разработке иных документов в сфере деятельности комиссии поручить составление такого приказа логично работнику контрактной службы (контрактному управляющему).