Соответствие юрисдикционных иммунитетов государства. "о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в российской федерации". Приложение. Толкования в отношении определенных положений Конвенции

Юрисдикционный иммунитет государства — это имеющийся в международном праве принцип, согласно которому органы власти других стран не могут оказывать влияния на суверенное государство. До недавнего времени Российская Федерация базировалась на идее абсолютного иммунитета. Однако в связи с принятием закона ФЗ-297 Россия отходит от прошлых принципов в пользу ограниченного права неподсудности государства суду другой страны, который применяется в США и других европейских странах. Рассмотрим подробнее, что говорит закон и какие изменения он претерпел в последней редакции.

Федеральный закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» был принят Госдумой 23 октября 2015 года и одобрен Совфедом через 5 дней в том же году. 3-го ноября того же года настоящий ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации В. Путиным, а 1 января 2016 года вступил в правовую силу. Действующий закон регламентирует характерные черты регулирования правоотношений, которые связаны с применением Россией юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и ее собственности.

  • ст. 1 — объект регулирования действующего ФЗ;
  • ст. 2 — ключевая терминология, используемая в ФЗ;
  • ст. 3 — незатронутые действующим постановлением привилегии и иммунитеты;
  • ст. 4 — использование принципа взаимности в предмете обсуждения юрисдикционного иммунитета;
  • ст. 5 — выражение согласия страны из зарубежья на применение юрисдикции судебной инстанцией России;
  • ст. 6 — воздержание от судебной неприкосновенности;
  • ст. 7-13 — неиспользование судебной неприкосновенности, касательно споров, возникших с участием другой страны в гражданско-правовых сделках, а также трудовых споров, споров с участием юрлиц, споров о правах на собственность, о возмещении ущерба, об интеллектуальной собственности, споры с использованием судна;
  • ст. 14 — юрисдикционный иммунитет другой страны, касательно мер по обеспечению иска;
  • ст. 15 — а также касательно исполнения вердикта судебной инстанции;
  • ст. 16 — собственность другой страны, которое пользуется неприкосновенностью в вопросах предпринятых мер по обеспечению иска и исполнения решения суда;
  • ст. 17 — судебное разбирательство с участием другой страны;
  • ст. 18 — вступление в законную силу настоящего закона.

Ввиду недавнего принятия закона о юрисдикционной неприкосновенности, он не успел подвергнуться корректировкам. Пересмотр действующего, недавно принятого законопроекта предусмотрен через 3 года, после его принятия.

Скачать текст ФЗ-297

Скачать текст закона №297 «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» можно по .

Судебные инстанции на территории Российской Федерации получили право ограничивать юрисдикционный иммунитет государства из зарубежья на основании принципа взаимности. Под понятием данной неприкосновенности понимается в первую очередь — судебная неприкосновенность. Это значит, что иностранное государство не подпадает под юрисдикцию судебных инстанций России и оно не будет привлечено к судебным разбирательствам. У российских судов есть право применять тот объем юрисдикционных иммунитетов, каким может воспользоваться Российская Федерация в иностранном государстве. На этой же основе происходит и ограничение юрисдикционной неприкосновенности, если выявлены подобные ограничения в иностранном государстве. В настоящем законе также присутствует перечень споров, при которых судебная неприкосновенность не используется — в трудовых спорах, в вопросах с предпринимательской деятельностью, о возмещении ущерба, интеллектуальной собственности или прав на имущество.

Изменения, внесенные в ФЗ о государственном иммунитете

В ФЗ об юрисдикционном иммунитете, принятом 03.11.2015, не вносилось до сих пор корректировок. Ввиду его недавнего принятия, пересмотр действующих положений закона следует ожидать по прошествии не ранее 3-х лет.

Принцип взаимности декларируется в действующем ФЗ. Если в отношении России будут применяться ограничения юрисдикционного иммунитета на территории другой страны, то те же последствия ждут страну на территории Российской Федерации.

Неприкосновенным считается имущество иностранного государства, которое находится в его собственности и используется от его имени:

  • имущество, которое используют в дипломатических целях;
  • военное вооружение;
  • ценные предметы культуры и архивы;
  • имущество, используемое для проведения выставок;
  • собственность ЦБ или другого финансового учреждения иностранного государства.

Реализация положений настоящего закона о юрисдикционной неприкосновенности потребовала внесения поправок в другие законодательные акты — ГПК, АПК РФ и в ФЗ-229.

Краткий комментарий для Информационно-правового портала ГАРАНТ. РУ о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации.

В целях обеспечения баланса юрисдикционных иммунитетов России и других стран и развития внешнеэкономической деятельности 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 297-ФЗ , который установил правовой режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества на территории России.

Юрисдикционные иммунитеты иностранного государства и его имущества - судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда.

Данный закон направлен на защиту российских интересов путем отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за ее территорией.

Этому вопросу посвящена аналитическая статья, размещенная на Информационно-правовом портале ГАРАНТ. РУ , в которой дан краткий комментарий главного научного консультанта компании "Юридическая служба столицы" , к.ю.н. Д.А. Ястребова .

Полный комментарий:

Следует отметить, что ещё советское процессуальное законодательство базировалось на т.н. «концепции абсолютного иммунитета» , которая подразумевает, что предъявление в национальных судах исков к иностранному государству, а также наложение ареста на имущество такого государства или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения - допускаются лишь с согласия соответствующего государства. Данная концепция нашла свое продолжение и в нормах, принятых и после развала СССР. Однако, на практике во внешнеэкономической деятельности (в ряде международных договоров по внешнеэкономическим вопросам) Россия, вынуждена отказываться от иммунитета в отношении определенных категорий сделок и имущества, в частности, по сделкам, заключенным или гарантированным торговыми представительствами.

Еще в начале 90-х годов, в связи с существенным расширением внешнеэкономической деятельности, с целью привлечения иностранных инвестиций Россия заключила ряд международных договоров о взаимной защите инвестиций, предусматривающие, что споры, связанные с инвестициями, рассматриваются в международном коммерческом арбитраже.

Заключая такие соглашения, как правило, каждое государство-участник, приобретает возможность обеспечить эффективную реализацию прав своих физических и юридических лиц в другом государстве.

Кроме того, для иностранного инвестора, несущего определенные риски, принципиально важно, что государство, принимающее капиталы, предоставляет ему надлежащую защиту и гарантии. В частности - гарантию применения предусмотренного таким соглашением режима для инвестиций вне зависимости от могущих произойти в стране-реципиенте изменений, в том числе и в законодательстве.

К настоящему времени Россия является участницей более 70 соглашений с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений, 14 из них подписаны еще в период существования СССР.

Однако, складывающаяся международная договорная практика России показывает, возникновение тенденции признания Российской Федерацией юрисдикции иностранных судов, что представляет собой отказ от иммунитета. При этом, растет количество исков, предъявляемых к Российской Федерации и ее органам в иностранных судах, а также последующих спорных действий в отношении имущества России в иностранных государствах.

В последнее десятилетие в законодательстве зарубежных стран широкое распространение стала получать т.н. «концепция ограниченного (функционального) иммунитета» государства, в соответствии с которой иностранное государство, его органы и организации, а также их собственность уже не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из коммерческой деятельности указанных субъектов.

Именно на этой концепции основана принятая ООН в декабре 2004 года Конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности , которая установила, что иностранное государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции судов другого государства, если оно:

а) заключило коммерческую сделку, трудовой договор;

б) причинило вред личности или ущерб имуществу.

Кроме того, иностранное государство не может ссылаться на иммунитет по делам, касающимся собственности; установления его права на интеллектуальную и промышленную собственность; по делам, связанным с его участием в компании или другом объединении, с эксплуатацией государственных морских судов в иных целях, нежели государственные некоммерческие цели; арбитражных оговорок относительно коммерческих сделок.

Данная Конвенция подписана Российской Федерацией 1 декабря 2006 года, но не ратифицирована и в силу так и не вступила.

Учитывая положения данной Конвенции, новый федеральный закон, в целях обеспечения баланса юрисдикционного иммунитета, предоставляемого иностранному государству в соответствии с законодательством Российской Федерации, и юрисдикционного иммунитета, предоставляемого Российской Федерации в данном иностранном государстве, предусматривает возможность ограничения судом Российской Федерации на основе принципа взаимности юрисдикционного иммунитета иностранного государства, если установлено, что в иностранном государстве, в отношении которого возник вопрос о юрисдикционном иммунитете, Российской Федерации предоставляется юрисдикционный иммунитет в более ограниченном объеме, чем тот, который предоставляется иностранному государству.

Определены случаи, когда иностранное государство не пользуется судебным иммунитетом:

1) в случае выражения согласия на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора;

2) в отношении споров, связанных с:
- участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках и/ или осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
- участием в юридических лицах или образованиях без статуса юридического лица;
- интеллектуальной собственностью;
- эксплуатацией судна;
- споров о правах на имущество;
- споров о возмещении вреда;
-трудовых споров;

3) в случае отказа иностранного государства от судебного иммунитета.

Также, установлены случаи, когда иностранное государство не пользуется иммунитетом в отношении мер по обеспечению, а также иммунитетом в отношении исполнения решения суда.

Кроме того, перечислены виды имущества иностранного государства, пользующееся иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иммунитетом в отношении исполнения решения суда.

Одновременно, данный Закон не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, которыми в соответствии с нормами международного права пользуется иностранное государство в отношении осуществления функций его дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций либо на международных конференциях и относящихся к ним лиц, а также не наносит ущерба иммунитетам, которыми в соответствии с нормами международного права пользуется иностранное государство в отношении воздушных судов или космических объектов, принадлежащих иностранному государству или эксплуатируемых им, а также военных кораблей и других эксплуатируемых в некоммерческих целях государственных судов, как и не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, предоставляемым в соответствии с нормами международного права главам государств, правительств или министрам иностранных дел.

Принципиально важно отметить, что активное использование положений данного Закона на практике, - увеличивает риск снижения инвестиционной привлекательности России для иностранного бизнеса.

Предметом закона номер 297 «О юрисдикционных иммунитетах» является кредо суверенности отдельно взятой державы, которое дает ей право не подчиняться вердиктам, вынесенным структурами власти иного государства. Данные положения вошли в законодательство РФ относительно недавно. Их рассмотрение приводится в данной статье.

Описание 297 ФЗ

Утверждение и одобрение закона № 297 прошло в 2015-м, 23.10 и 28.10 соответственно. Ввиду того, что законопроект является недавним, его пока еще не подвергали редактуре. Документ получил полную юридическую силу в первый день первого месяца 2016 года. Его фундаментальное значение заключается в координации отношений юриспруденции с применением суверенных иммунитетов между сторонним государством и российской стороной.

По составу акт номер 297 подразделяется на восемнадцать статей. Их суть можно свести к следующим аспектам:

  • Ст. первая – описывает предмет регламента ФЗ № 297;
  • Ст. вторая – термины, встречающиеся в тексте закона;
  • Ст. третья – привилегии и права, на которые не распространяется действие ФЗ об юрисдикционном иммунитете;
  • Ст. четвертая – принцип взаимности и его базовое значение;
  • Ст. пятая – определяет процесс, в ходе которого иностранное государство выражает согласие на решение вопросов права судом РФ;
  • Ст. шестая – отказ от иммунитета в суде другой страны;
  • Статьи с седьмой по двенадцатую – положения о неиспользовании неприкосновенности юрисдикционного характера в отношении тяжб по договорам цивилистики, споров о правах на интеллектуальную собственность, трудовых споров, имущественных тяжб и исков касательно компенсации ущерба;
  • Ст. тринадцатая – невозможность использования судейского иммунитета в вопросах эксплуатации иноземных судов;
  • Ст. четырнадцатая – поручительство иностранного государства по поводу иска и его иммунитет согласно данному аспекту;
  • Ст. пятнадцатая – вердикт суда и обеспечение неприкосновенности другой страны, их корреляция;
  • Ст. шестнадцатая – предметы достояния иностранного государства, защищенные от судебного вердикта и мер по осуществлению положений иска;
  • Ст. семнадцатая – положение о другой стране как о фигуранте судебного процесса;
  • Ст. восемнадцатая – актуализация ФЗ № 297.

Директива по предоставлению равных прав и тождественной ответственности, предоставляемых друг другом государствами, является принципом интернационального права или так называемым принципом взаимности. Он служит основной для рестрикции суверенного иммунитета иностранного государства, которую могут осуществлять отечественные судебные инстанции в пределах РФ. Говоря иначе, российская сторона обладает тем же набором прав в отношении иностранного государства по вопросу юрисдикционного иммунитета, какой имеется у другой страны . Это гарантирует соблюдение принципов взаимоуважения и поддержание интернационального сотрудничества на высоком дипломатическом уровне.

Основные положения Федерального закона 184 в новой редакции

Какие были внесены изменения?

Поскольку ФЗ об юрисдикционном иммунитете был принят не так давно, существенные изменения в его структуру с момента актуализации в ноябре 2015-го не вносились . На данный момент основные принципы, задекларированные в законе под номером 297, предполагают соразмерный ответ на рестрикции, накладываемые со стороны иностранного государства. Иными словами, власти РФ уполномочены реагировать аналогичным образом, если в отношении страны будет применено ограничение юрисдикционного иммунитета. При этом собственность другого государства, которая не подлежит санкциям, включает в себя:

Скачать закон о юрисдикционном иммунитете иностранного государства

Тематика и содержание закона номер 297 будет познавательным для студентов юридического факультета, а также лиц, вовлеченных в процессы юрисдикции.

Рекомендуем скачать Федеральный закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» от 03.11.2015 N 297-ФЗ в его последней редакции по следующей .

Москва, Кремль

Урегулированы вопросы применения юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и имущества иностранного государства в России.

Под юрисдикционными иммунитетами иностранного государства понимается прежде всего судебный иммунитет - изъятие этого государства из-под юрисдикции судов Российской Федерации путем установления обязанности российского суда воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе. Также сюда входит иммунитет в отношении мер обеспечения иска и исполнения судебного решения.

Закон закрепляет принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционных иммунитетов. Российские суды наделяются правом исходить из того же объема юрисдикционных иммунитетов, каким наша страна пользуется в соответствующем иностранном государстве. Предусматривается возможность ограничения юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и его имущества, если будет установлено наличие ограничений в отношении предоставления России юрисдикционных иммунитетов в этом государстве.

Определяются случаи, когда иностранное государство не пользуется в нашей стране судебным иммунитетом (например, если оно прямо согласилось на осуществление российским судом юрисдикции в отношении соответствующего спора). Предусматривается возможность отказа иностранного государства от судебного иммунитета (в частности, если государство по собственной инициативе предъявило иск в российский суд).

Также закреплен перечень споров, по которым судебный иммунитет не применяется. Это, в частности, споры, связанные с предпринимательской деятельностью, трудовые споры, споры о возмещении вреда, споры, касающиеся интеллектуальной собственности или прав на имущество.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.


Текст Федерального опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 ноября 2015 г., в "Российской газете" от 6 ноября 2015 г. N 251, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 45 ст. 6198


История рассмотрения и принятия Федерального закона

От юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:

1) судебный иммунитет – неподсудность государства суду иностранного государства, т. е. ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществлять свою юрисдикцию по отношению к другому государству, не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика, третьего лица. Государство может выступить ответчиком в иностранном суде, но лишь в добровольном порядке;

2) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска означает, что суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе принимать любые меры по предварительному обеспечению иска, поскольку такие меры носят принудительный характер;

3) иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения. То есть в отношении государства, его собственности не могут быть применены какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного судебного решения, даже если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе;

4) иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности , находящейся на территории иностранного государства. Собственность государства пользуется иммунитетом независимо от наличия судебного разбирательства и даже в том случае, если находится во владении лица, не обладающего иммунитетом. Не допускается проверка принадлежности имущества, находящегося во владении государства, если это государство делает соответствующее заявление.

2) отказ не может быть подразумеваем, он не может следовать из конклюдентных действий, например если в инвестиционном соглашении с участием государства стороны договорились передавать все споры для разрешения в арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, то из этого не следует, что государство отказалось от иммунитета;

3) отказ от иммунитета не может толковаться расширительно. Если государство отказалось от иммунитета в одной сделке, то это не означает, что государство отказалось от иммунитета в отношении всех сделок.