Есть два вида классификации: деление общего и разделение целого. Цели, задачи и значение классификации. общие правила и методы классификации товаров. принципы классификации товаров

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу

Задание 1.1

К факультативным (дополнительным) признакам государства относятся:

  1. территория
  2. вооружённые силы
  3. население
  4. правотворчество
  5. государственная символика
  6. налогообложение

Задание 1.2

К методам денежной реформы относятся:

  1. деноминация
  2. девальвация
  3. инфляция
  4. стагфляция
  5. нуллификация

Задание 1.3

К юридическим событиям относятся:

  1. рождение человека
  2. устройство на работу
  3. пожар от удара молнии
  4. истечение срока исковой давности
  5. научное открытие
  6. опоздание на работу

Задание 1.4

К признакам постиндустриального общества относятся:

  1. большинство населения занято в промышленном секторе
  2. высокая доля умственного высококвалифицированного и творческого труда в структуре трудовых ресурсов
  3. преобладание коллективистского сознания
  4. власть принадлежит меритократии
  5. основным фактором производства является капитал

Задание 1.5

К методам теоретического познания относятся:

  1. анализ
  2. эксперимент
  3. наблюдение
  4. описание
  5. классификация
  6. формализация

Ответ :

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5
25 125 134 24 156

2 балла за полностью верный ответ 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Задание 2

Естественное право, судебный прецедент, правовые доктрины, нормативный договор.

Ответ : виды источников права.

2 балла за верный ответ.

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на прибыль, земельный налог.

Ответ : прямые налоги.

2 балла за верный ответ.

Задание 4

Индуизм, синтоизм, буддизм, иудаизм, зороастризм

Ответ : национальные религии. Лишнее ‒ буддизм (мировая религия).

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Мещанство, духовенство, дворянство, буржуазия, купечество.

Ответ : Общее – сословная принадлежность. Лишнее – буржуазия (классовая принадлежность).

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 6

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

Задание 6.1

Наиболее распространённой формой государственного устройства является унитарное государство.

Задание 6.2

Уголовная ответственность в РФ может наступать за невиновное причинение вреда охраняемым уголовным законом правам и интересам.

Задание 6.3

Все мировые религии возникли в эпоху Древнего мира.

Задание 6.4

Девальвация является противоположностью ревальвации.

Задание 6.5

В постиндустриальном обществе наиболее распространённым типом семьи является нуклеарная семья.

Задание 6.6

Антропогенез предшествует социогенезу.

Ответ :

6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6.
да нет нет да да нет

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Студент писал реферат по экономике, но допустил несколько ошибок. Выпишите порядковые номера предложений, содержащих ошибки, и напишите правильные утверждения.

1. Налоги ‒ это обязательные удержания в пользу государства с населения и организаций. 2. В Российской Федерации они устанавливаются распоряжением правительства. 3. Налоги являются средством обеспечения расходов государства при выполнении им своих задач и функций. 4. По объекту налогообложения и способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. 5. Прямые налоги мы платим незаметно ‒ покупая товары и услуги, эти налоги включены в цены товаров и услуг, тогда как косвенные налоги взимаются с доходов или имущества граждан и организаций, например, налог на прибыль предприятий. 6. В развитых странах в структуре налоговых поступлений преобладают прямые налоги, в то время как в развивающихся странах большую часть налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. 7. Российская налоговая система соответствует большинству мировых стандартов. Вместе с тем у неё есть и свои особенности. 8. С одной стороны, в России действует прогрессивный принцип налогообложения доходов физических лиц, с другой стороны, бюджетные поступления в значительной мере складываются из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.

Ответ : 2 – налоги в РФ устанавливаются федеральным законом; 5 – прямые налоги уплачиваются с собственности или дохода, при продаже товаров и услуг уплачиваются косвенные налоги; 8 – в Российской Федерации действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц.

По 2 балла за каждый тезис.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 8

Решите задачу.

Среди прочего имущества в собственности гражданки Большовой находилось произведение живописного искусства, представлявшее значительную материальную ценность. Андрей, старший сын Большовой, неоднократно слышал, как мать обещала завещать упомянутую картину его младшему брату Роману. Желая предотвратить это, Андрей совершил покушение на жизнь Романа. Андрей был осуждён. Вскоре Большова скончалась, оставив завещание, согласно которому картина переходила в собственность её сына Андрея.

Ответ : Андрей – недостойный наследник. Он сможет вступить в наследство, только если будет доказано, что Большова знала о совершённом им покушении на жизнь Романа. Если бы Большова не оставила завещания, Андрей не смог бы вступить в наследство, т. к. недостойные наследники исключены как из наследования по закону, так и из наследования по завещанию.

Критерии оценивания

2 балла за верное указание категории недостойного наследника, 2 балла за верное указание условия вступления в наследство, 2 балла за верный ответ о невозможности вступления недостойного наследника в наследство без завещания, 2 балла за верное объяснение об исключении недостойных наследников из наследования.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 9

Решите экономическую задачу.

Гражданин К. уволился с работы, где получал 50 тыс. руб. в месяц. Зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и, взяв кредит в банке, приобрёл помещение на 1 этаже жилого дома с целью открыть в нём аптечный пункт «Ласточка», а также купил оборудование для аптечного пункта стоимостью 2 млн руб., срок службы которого составляет 10 лет. За 2014 г. «Ласточка» продала лекарств населению на 7 млн руб. Из них 2 млн руб. были распределены в качестве заработной платы между сотрудниками аптечного пункта, 3 млн руб. потрачены на приобретение лекарств. Выплаты по банковскому кредиту составили 1 млн руб. Налогов гражданин К. уплатил 420 тыс. руб. В конце года гражданин К. подсчитал, что если бы он сдавал купленное под аптечный пункт помещение в аренду, то в месяц зарабатывал бы 20 тыс. рублей. Других доходов и издержек аптечный пункт «Ласточка» не нёс.

  1. Определите размер бухгалтерских (внешних) издержек.
  2. Определите размер внутренних издержек.
  3. Определите размер экономических издержек.
  4. Определите размер бухгалтерской и экономической прибыли аптеки за год и сделайте вывод о том, можно ли назвать аптеку «Ласточка» эффективным предприятием.

Ответ :

ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА БАЛЛЫ
1) внешние (бухгалтерские) издержки: 2 млн руб. (зарплата) + 3 млн руб. (лекарства) + 1 млн руб. (выплаты по кредиту) + 0,2млн руб. (амортизация) + 0,42 млн руб. (налоги) = 6,62 млн руб.; 1
2) внутренние издержки: 20 тыс. * 12 = 240 тыс. руб. 50 тыс. * 12 = 600 тыс. руб. Итого: 840 тыс. руб. = 0,84 млн руб.; 1
3) экономические издержки = 6,62 млн руб. + 0,84 млн руб. = 7,46 млн руб.; 1
4) расчёт прибыли и вывод:

· – бухгалтерская прибыль (разность между выручкой и внешними издержками) = 7 – 6,62 = 0,38 млн руб.;

· – экономическая прибыль (разность между выручкой и экономическими издержками) = 7 – 6,62 – (0,84) = –0,46 млн руб.;

· – вывод: аптечный пункт «Ласточка» нельзя назвать эффективным предприятием, поскольку доход меньше, чем экономические издержки (или экономическая прибыль отрицательная).

· 2

Ответы без приведённых расчётов – 0 баллов.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 10

Установите соответствие между примерами и факторами ценообразования, к которым они относятся.

Ответ :

А Б В Г Д
1 1 2 3 2

Критерии оценивания

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Установите соответствие между элементами содержания и разделами философии, к которым они относятся.

Ответ :

А Б В Г Д
2 4 5 3 1

1 балл за каждое правильное соответствие.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 12

Прочтите текст. Из числа предложенных социологических терминов выберите те, которые имеют отношение к событиям, процессам и явлениям, описанным в тексте.

С конца XIII в. на северо-востоке Руси начинается постепенное возрождение хозяйственной и культурной жизни. Было заново отстроено большинство разрушенных монголами городов, их население стало расти, возобновляется распашка заброшенных земель. С XIV в. возобновляется каменное строительство, появляются иконописные школы. Оживляются торговые связи русских княжеств друг с другом и с соседними государствами, о чём свидетельствует возобновление чеканки собственной серебряной монеты.

Культурному и хозяйственному подъёму в значительной мере способствовало переселение на северо-восток части населения из разорённых южных земель.

Вслед за переселенцами из Киева во Владимир переместился и центр духовной жизни: в 1299 г. Владимир становится резиденцией митрополита русской церкви. С утверждением ислама в Золотой Орде и католичества в Великом княжестве Литовском православные вельможи из этих государств переезжали на Русь, занимая место при дворе великих князей. Они быстро смешивались с местной аристократией, давая начало новым русским боярским родам.

Термины :

Прогресс, урбанизация, миграция, этногенез, регресс, ассимиляция, глобализация, депопуляция, вертикальная социальная мобильность, горизонтальная социальная мобильность, антропогенез, революция.

Ответ : прогресс, урбанизация, миграция, горизонтальная социальная мобильность, ассимиляция.

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верно указанный термин.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 13

Объедините следующие понятия в классификационную схему.

Схема «Права человека»

Понятия :

  1. cоциальные права,
  2. первое поколение,
  3. второе поколение,
  4. личные права,
  5. третье поколение,
  6. экономические права,
  7. коллективные права,
  8. культурные права,
  9. политические права.

Ответ :

Схема с ответами «Права человека»

По 1 баллу за каждый верный элемент. Элементы могут указываться в любой правильной логической последовательности.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 14

Изучите представленные ниже изображения и выполните задания.

  1. распределите их на четыре группы (по два изображения в каждую). Укажите буквенные обозначения изображений, составляющих каждую группу. Рядом с буквенным обозначением подпишите, что изображено на иллюстрации. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе на основании установленного Вами общего основания для классификации;
  2. определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.

Ответ :

Критерии оценивания

1 балл за каждое из четырёх обоснований, 1 балл за каждую правильную пару (с приведёнными пояснениями). 2 балла за общее основание для классификации.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 15

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Таким образом, вся продукция сельского хозяйства могла бы составить по меньшей мере четыре миллиарда, не считая лесоводства, рыболовства и т. д. Мы не учитываем также доходы от домовладений, ренты, рудников, от продукции ремёсел и художеств, судоходства и т. д., которые также будут увеличиваться по мере роста доходов населения. Но самое главное из этих преимуществ, обеспечиваемых земледелием, состоит в том, что оно доставляет сырьё для производства предметов первой необходимости, обеспечивает доходы государю и землевладельцам, десятину ‒ духовенству и прибыли ‒ земледельцам. Именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Но необходимо ещё очень много для того, чтобы Франция могла воспользоваться всеми этими миллиардами доходов, которые, как мы видели, могли бы быть созданы в ней самой. В настоящее время общая величина ежегодного потребления или ежегодного расхода нации составляет не больше двух миллиардов. Расходы примерно равны доходам, включая сюда оплату рабочей силы, обеспечивающей существование рабочих всех видов профессий. Источником для оплаты всех этих рабочих является продукция земли (за исключением рыболовства, добычи соли и судоходства). Однако доходы, получаемые от судоходства, являются сами по себе очень незначительными, и основным источником доходов от судоходства являются доходы от торговли продуктами нашего земледелия. Сельское хозяйство и торговля всегда рассматриваются как два источника наших богатств. Между тем торговля, так же как и промышленное производство, представляет собою не что иное, как ответвление сельского хозяйства; но промышленное производство является более обширным и более значительным, чем торговля. Обе эти отрасли существуют только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырьё для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую. Торговля и промышленность возвращают полученные ими прибыли сельскому хозяйству, которое возобновляет богатства, ежегодно расходует их и потребляет. Действительно, без продукции наших земель, без доходов и затрат землевладельцев и земледельцев откуда могли бы возникнуть прибыль в торговле и заработная плата рабочих? Представление о том, что торговля имеет своё самостоятельное, отдельное от сельского хозяйства существование, является абстракцией, представляющей собою совершенно бесплодную идею. Доходы являются продуктом земли и человека. Без приложения труда человека земли не представляют никакой ценности. Первоначальными благами, которыми располагает государство, являются люди, земли и скот. Без продукции сельского хозяйства нация не может иметь других источников существования, кроме промышленности и торговли. Но и промышленность и торговля могут существовать в этом случае, только если они поддерживаются иностранными богатствами. Однако такая поддержка является очень ненадёжной и имеет очень ограниченные возможности; она может быть достаточной для очень небольших государств…

  1. Какой экономической теории придерживался автор текста?
  2. Назовите любого представителя данной экономической теории.
  3. Какая сфера экономической деятельности, по мнению автора текста, является главным источником национального богатства?
  4. Приведите три объяснения автором ведущей роли этой сферы экономической деятельности.
  5. С каким экономическим учением фактически полемизирует автор данного текста?

Ответ :

1. Теория физиократов. 2 балла .

2. Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. 2 балла, достаточно указать одно имя .

3. Главным источником национального богатства, по мнению автора, является сельское хозяйство. 2 балла .

4.1. Сельское хозяйство обеспечивает продовольствие, необходимое для воспроизведения рабочей силы.

4.2 Сельское хозяйство обеспечивает сырьё для промышленности.

4.3 Большая часть предметов торговли – это либо непосредственно продукция сельского хозяйства, либо предметы, полученные путём переработки сельскохозяйственной продукции.

По 2 балла за каждое приведённое объяснение. Всего 6 баллов.

5. С учением меркантилистов. 3 балла .

Максимум за задание 15 баллов.

Задание 16

Внимательно прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте пропущенные слова и запишите их в именительном падеже под соответствующими номерами.

Совокупность представлений и чувств людей относительно права и его реализации в общественных отношениях составляет понятие 1) ________________. В своей структуре 1) _____________ подразделяется на научное (правовую 2) ______________) и обыденное (правовую 3) ___________________). Правовая 2) _________________ включает в себя научные идеи и доктрины, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Что касается правовой 3) _____________________, то она представляет собой комплекс чувств, настроений, эмоций, стереотипов, в которых отражается отношение людей к праву. Таким образом, правовую 3) _________________ отличает от правовой 2) ______________________ отсутствие глубокого осмысления и анализа правовых явлений в её формировании. Развитое 1) _________________ является важным условием 4) __________________, который представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее практическое осуществление требований законности. То есть 4) _________________ характеризуется тем, насколько полно и последовательно в данном обществе реализуются принципы законности. 4) _____________________ является составной частью более широкого общественного феномена – правовой 5) ________________. Правовая 5) _____________________ характеризует общее состояние всех общественных явлений, процессов, институтов, имеющих отношение к праву. Выдающийся российский правовед С.С. Алексеев определил правовую 5) ________________ как «состояние юридического хозяйства в обществе». Как известно, низкий уровень 1) __________________ влечёт за собой неверие в закон, неуважение к нему и часто, как закономерное следствие, – нарушение установленных им норм. Такое негативное восприятие права получило название правового 6) ______________. Правовой 6) _______________ создаёт благодатную почву как для роста преступности, криминализации общества, так и для произвола со стороны представителей власти, ибо в условиях отрицания авторитета права и неверия в закон такой произвол воспринимается, в том числе и самими представителями власти, как естественный способ управления.

Ответ :

  1. правосознание
  2. идеология
  3. психология
  4. правопорядок
  5. культура
  6. нигилизм

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 17

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. История человечества в основном ‒ история идей. (Г. Уэллс )
  2. Строить право не значит придумывать новые законы и подавлять беспорядки; но значит воспитывать верное и всё более углубляющееся и крепнущее правосознание. (И. Ильин )
  3. Самое главное при всяком государственном устройстве ‒ устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было нажиться». (Аристотель )
  4. Независимость и свободомыслие – вот суть творчества. (Ф. Миттеран )
  5. Бедняки платят дороже всего. (У. Зыбура )
  6. Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми. (И.С. Кон )

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
  • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
  • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
  • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов .

Максимум за работу 130 баллов.

Развитие товароведения, рациональная организация торговых процессов невозможны без объединения товаров в классы, группы и другие категории. Таким образом, классификация является составной частью товароведения и имеет большое теоретическое и практическое значение для товароведения. В нем объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства, методы оценки качества, виды контроля качества и т.д.

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.

Целью классификации товаров является разработка подходов к их получению, создание научной базы для управления качеством и ассортиментом.

К задачам классификации относят разработку общих принципов классификации и конкретных классификаций отдельных групп, а также гармонизацию отечественных товарных классификаций с международными.

Значение классификации заключается в следующем:

  • способствует упорядочиванию терминологии;
  • позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров;
  • создает возможность изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров;
  • облегчает изучение потребительских свойств товаров, позволяет устанавливать оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к ним;
  • является базой для совершенствования системы стандартизации товаров, необходимой при их сертификации;
  • облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания;
  • организует товароснабжение, способствует рациональному размещению товаров на складах и в торговых залах магазинов;
  • способствует изучению покупательского спроса;
  • используется при составлении рекламных буклетов, каталогов, проспектов ярмарок и т.п.

Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации.

Общими правилами классификации являются:

  • установление цели классификации;
  • выбор метода классификации;
  • определение классификационных признаков;
  • установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее существенному;
  • определение числа ступеней классификации (количество фасет).

К основным принципам классификации относят:

  • 1. Деление множества следует начать с наиболее общих признаков.
  • 2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого типа.
  • 3. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большого к меньшему, от общего к частному.
  • 4. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступени и глубины.
  • объект классификации - элемент классифицированного множества. В товароведении таким элементом выступает товар;
  • ступень классификации - это этап разделения множества на составляющие части по одному из признаков;
  • глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т.е. числом использованных признаков классификации;
  • признак классификации - это тот параметр, по которому выделяются классификационные группировки на определенных уровнях;
  • методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Деление осуществляется от высшей ступени классификации к низшей. Число ступеней классификации зависит от ее целей, задач, от сложности и количества классифицируемых объектов.

Высшими ступенями классификации являются раздел и класс, средними - группа и вид. К низшим ступеням классификации относятся разновидность и артикул. При классификации применяют также вспомогательные категории - подраздел, подкласс, подгруппа, подвид и др. Структурно классификация представлена на рис. 11.

Рис. 11

Вид - одинаковые товары различного назначения (сапоги - женские, мужские, детские; мебель - для кухни, гостиной).

Вид является основной классификационной характеристикой товаров. Он характеризует конечный продукт производства, имеет конкретное назначение и собственное название, которое отражает его внешнюю особенность и внутреннее содержание. Например, стакан, диван, ситец, яблоко, треска относятся к категории вида, но посуда, мебель, ткани, плоды и рыба к этой категории не относятся, так как объединяют несколько видов.

Вид, как категория классификации, стабилен и не изменяется в течение длительного времени. Однако под влиянием технического прогресса, моды появляются новые виды и разновидности товаров. Например, в группе бытовой техники появились такие виды товаров, как СВЧ-печи, посудомоечные машины, измельчители мусора, в группе швейных изделий - разновидности курток - анорак, куртка-кабан и др.

Вид может подразделяться на подвиды и разновидности в зависимости от особенностей назначения (стаканы для чая, вина, сока), конструкции (шкаф корпусной, стеллажный, встроенный), состава сырья (вареная колбаса Любительская, Столичная, Докторская) и др.

Каждая разновидность товара обозначается артикулом. Под одним артикулом могут значиться товары, одинаковые по основным признакам и отличающиеся лишь по некоторым (чаще второстепенным).

Количество признаков и ступеней классификации зависят от сложности и количества классифицируемых объектов, целей классификации.

Различают два метода классификации: фасетный и иерархический 13 .

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы - фасеты (от фр.facette - грань отшлифованного камня) (рис. 12).

Рис. 12.

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но связаны тем, что относятся к одному и тому же объекту классификации. Каждый фасет характеризует одну из сторон распределяемого объекта классификации. Таким образом, фасетная система классификации представляет собой систему отдельных, независимых (не подчиненных друг другу) группировок.

Каждый из фасетов характеризует одну из особенностей распределяемого множества, например для товаров - назначение, содержание полезных веществ, состав исходного сырья или особенности конструкции и т.д.

Примером фасетной классификации может служить деление текстильных материалов по назначению: бельевые, плательные, костюмные, пальтовые (рис. 13).

_Рис. 13. Пример фасетной классификации

Другим примером фасетной классификации может служить деление текстильных материалов по волокнистому составу (натуральные и химические), характеру отделки (отбельные, гладкокрашеные, пестротканые, набивные).

Число фасетов в зависимости от необходимости можно увеличить.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества. Все образуемые по этому методу подразделения (подмножества) составляют единую систему классификации распределяемого множества с взаимосвязанными подразделениями, т.е. единое целое, в котором все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены (рис. 14).

Рис. 14. Структура иерархического метода классификации товаров 14

Каждая часть - подразделение этой классификационной системы (группа, подгруппа и т.д.) представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов. Но другие части данного этапа деления по этому признаку различны. Таким образом, классификационная система одновременно фиксирует сходство и различие между объектами.

Наиболее крупные подразделения, образующие «верхнюю» часть иерархической классификационной системы, принято называть высшими классификационными группировками товаров. К ним обычно относят классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. К низшим классификационным группировкам относят внутривидовые группировки, образующиеся при разделении изделий одного вида, а также по сортам, размерам и др.

Примером иерархической классификации может служить деление посуды по назначению: стаканы, тарелки, вазы и т.д. (рис. 15). Например, класс - посуда; виды - стакан, тарелка, вазы; подвиды стаканов - для чая, сока, вина; подвиды тарелок - глубокая (для первых блюд), мелкая (для вторых блюд), салатник; подвиды ваз - для конфет, фруктов, цветов.


Рис. 15. Пример иерархической классификации

Каждый метод классификации имеет определенные преимущества и недостатки (табл. 4). Поэтому при решении классификационных задач наиболее целесообразно сочетать преимущества фасетного и иерархического методов классификации. При сочетании данных методов создается система параллельно-последовательных группировок товаров. Однако в первую очередь необходимо использовать фасетный метод классификации, как более простой и удобный. Например, при изучении структуры ассортимента непродовольственных товаров в основном применяется фасетный метод классификации.

Таблица 4

Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации 15

Достоинства

Недостатки

Иерархический

Последовательное деление множества на подчиненные подмножества с взаимосвязанным подчинением; точная подчиненность; каждая ступень классификации представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов; фиксируются различия между объектами на различных ступенях классификации; хорошая приспособленность для ручной обработки информации

Недостаточная гибкость; трудность построения; фиксирован- ность признаков и установленный порядок их следования;трудность включения новых признаков деления

Фасетный

Каждый фасет характеризует одну особенность распределения множества; возможность охвата или ограничения всех характеристик объектов классификации; гибкость и приспособленность для компьютерной обработки

Группировки не подчинены друг другу; трудность в определении весомости классифицируемых характеристик объекта

Фасетная система классификации отличается большой гибкостью и удобством пользования, позволяет в каждом конкретном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими фасетами, которые в конкретном случае представляют интерес. Фасетный метод позволяет не только изменять число признаков классификации, но и варьировать последовательность их использования. Использование фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации.

Иерархическая система классификации отличается стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков. Однако построение иерархической системы классификации создает много трудностей и приводит к большим затратам, не всегда обоснованным.

  • Райкова Е.Ю., Додонкын Ю.В. Теория товароведения: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

Олимпиада по обществознанию школьный этап 10 класс 2016-2017

1. Какими из нижеперечисленных свойств обязательно обладает этнос?

а) самоназвание

б) общее государство

в) миф о происхождении

г) единство языка

д) общность территории

е) общность культуры

2. Что из нижеперечисленного относится к коммерческим организациям?

а) потребительский кооператив

б) производственный кооператив

в) товарищество собственников недвижимости

г) товарищество на вере

д) унитарное предприятие

3. Найдите в приведенном ниже списке положения, соответствующие идеологии либерализма:

а) необходимость прямого регулирования экономики

б) приоритет общественных интересов

в) абсолютная ценность личности человека

г) политическое равенство граждан

д) изменение общества при помощи реформ

4. Выберите из предложенного списка методы монетарной политики государства.

а) изменение процентных ставок по кредитам для населения

б) изменение ставок рефинансирования

в) изменение ставки налога

г) изменение государственных расходов

д) покупка или продажа государственных ценных бумаг

5. Выберите из предложенного списка типы легитимности по Максу Веберу :

а) рационально-легальная

б) тоталитарная

в) демократическая

г) харизматическая

д) традиционная

6. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

  1. ирригационная, психологическая, органическая, классовая
  2. эксперимент, измерение, описание, систематизация
  3. девальвация, ревальвация, деноминация
  4. неприсоединения, экологические, антирасистские, женские, молодежные
  5. консолидация, инкорпорация, кодификация, учет
  1. теории происхождения государства
  2. методы эмпирического уровня научного познания
  3. денежные реформы
  4. общественные движения
  5. систематизация нормативно-правовых актов

7. Найдите лишнее, объясните свое решение.

  1. плата за транспорт, амортизация станков и оборудования, сдельная зарплата работников, плата за сырье
  2. классовая культура, общенациональная культура, профессиональная культура, молодежная культура
  3. политический плюрализм, верховенство государства в жизни общества, приоритет общества и государства над правами человека
  4. маоизм, фашизм, неонацизм, расизм
  5. нарушение правил уличного движения, нарушение правил внутреннего распорядка, нарушение воинской дисциплины, нарушение правил техники безопасности
  1. лишнее – амортизация станков и оборудования, остальное – переменные издержки.
  2. лишнее – общенациональная культура, остальное – культуры социальных общностей.
  3. лишнее – политический плюрализм, остальное – признаки недемократического режима.
  4. лишнее – маоизм, остальное – правые идеологии.
  5. лишнее – нарушение правил уличного движения, остальное – дисциплинарные проступки.

8. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Современное законодательство в области прав человека начало активно формироваться после окончания ______(А). Создатели Организации Объединенных Наций сделали решительный акцент в ее Уставе на соблюдение «основополагающих прав человека». Благосостояние детей, защита их прав были настоятельной заботой ООН. Чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году ______(Б), который и сегодня остается главным органом, осуществляющим международную помощь детям.

Через два года, в 1948 году, Генеральной Ассамблеей была принята ______(В). В ее положениях, касающихся прав человека, признается, что дети являются ______(Г) особой защиты. Первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году ______(Д), в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечила надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования. И только через 30 лет, в 1989 году, появилась ______(Е), в которой права ребенка рассматривались на уровне ______(Ж) права. Ее незамедлительно подписали 61 государство, что дало основания для ее быстрой ______(З).

9. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет».

  1. Мировоззренческая функция науки состоит в частности объяснение различных процессов и явлений окружающего мира
  2. Рыночная экономика создает возможность расширения границ демократических свобод в обществе
  3. Основанием выделения социальных групп может являться признак общности социального положения
  4. Российскую империю после преобразований Александра II можно считать светским государством
  5. Бездействие человека при любых обстоятельствах не может являться преступлением

10. Решите задачу.

В стране Z было выпущено новое платежное средство – имущественный чек на предъявителя. Чеки выдавались гражданам, которые могли их потратить на приобретение акций государственных предприя­тий, при сохранении контрольного пакета в руках государства.

Как называется экономический процесс, описанный в данном примере? Какой тип экономической системы сформируется в стране Z? Назовите не менее 3-х последствий данного процесса в экономике.

  • Приватизация.
  • Рыночная экономическая система.
  • Сформирован широкий слой эффективных частных собственников; увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики; увеличение уровня конкуренции.

11. Заполните схему, используя предложенные термины.

идеологическое многообразие, характеристики государства, единство и разделение государственной власти, политические, органы публичной власти, социально-экономические, принципы гражданства, светский характер, свобода и равенство форм собственности, гуманистические.

12. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания. Определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.

Распределите предложенные изображения на четыре группы. Укажите цифирное обозначения изображений, составляющих каждую группу. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного вами общего основания для классификации.

1 ряд – 2,6 – священные книги.

2 ряд – 1,7 – изображение правителей.

3 ряд – 4,8 – судебная власть.

4 ряд – 3,5 – обряды и верования.

13. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленный на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

2. Книга для регистрации деловых документов, имущества и т. п.

3. христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной патристики.

4. стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.

5. сокращение производства и потребления, доходов, инвестиций, падение уровня ВВП.

6. противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.

7. означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

8. (от лат. - понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

9. редкая форма группового брака, при которой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев.

10. (от лат. - относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

Определение слова:

  1. услуга
  2. реестр
  3. Августин
  4. клерикализм
  5. рецессия
  6. антагонизм
  7. апартеид
  8. концепция
  9. полиандрия
  10. релятивизм

СЕГРЕГАЦИЯ – политика принудительного отделения или изоляция какой –либо расы либо этнической группы путем поселения на ограниченной территории , преград для социального общения , раздельного обучения и воспитания , иных подобных мер.

14. ЭССЕ. Перед вами – высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными.

  1. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д.И.Менделеев)
  2. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы». (И.И. Мечников)
  3. «Совесть – это память общества, усвоенная отдельным лицом». (Л.Н. Толстой)
  4. «Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.М. Сухомлинский)
  5. «Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать с начала». (И.Гете)
  6. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).
  7. «Эпоха демократии – эпоха экспериментов, новых идей и авантюр». (А. де Токвилль).
  8. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». (К. Победоносцев).
  9. «Привилегия – величайший враг права» (Н. Эшенбах).
  10. «Законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души». (Джефферсон Томас)


Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.

Объект классификации

Продовольственные товары

Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи, кондитерские, молочно-масляные, и колбасные изделия, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.

В продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические . К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т. е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки. К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки, или с повышенными вкусовыми свойствами: (сыры, масло, молоко и др.), алкогольные напитки, копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.

Непродовольственные товары

Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: хозяйственные и галантерейные товары (текстильная, кожаная, металлическая галантерея); бытовые химические товары (клеящие материалы, и др.); (посуда, листовое стекло, ламповые товары); (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия); строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы); мебельные товары (мебель деревянная и пр.); металлические товары (посуда, ножевые изделия, скобяные и замочные изделия, инструменты и др.); (провода и шнуры, установочные изделия, электролампы, электронагревательные приборы, бытовые машины, электроизмерительные приборы); текстильные товары (ткани, нетканые материалы, штучные изделия); швейные товары (верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы); трикотажные товары (верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные и перчаточные изделия и др.); (кожаная, резиновая и валяная обувь); (меховые полуфабрикаты, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия); ювелирные товары и часы; бумага и изделия из нее, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, фото- и бытовая радиоэлектронная аппаратура, игрушки, спортивные товары. Отдельную группу составляют книги и другие печатные издания.

Указанные группы иногда объединяют или, наоборот, разукрупняют. Так, стеклянные, керамические и металлические товары объединяют в группу посудохозяйственных товаров.

Учебная классификация

Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение.

В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.

Все продовольственные товары по учебной классификации объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары.

В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.

В соответствии с учебной классификацией все непродовольственные товары разделены на следующие группы: пластические массы и товары бытовой химии; металлические товары; силикатные товары; древесно-мебельные товары; электротовары; текстильные товары; швейно-трикотажные товары; кожевенно-обувные товары; пушно-меховые товары; парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары; электронные товары; игрушки, печатная продукция и пр.

Экономико-статистическая классификация

Экономико-статистическая классификация считается наиболее полной. Она представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и другие.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записывают по следующей форме:

Код КЧ Наименование

815320 3 Шнуры плетеные специальные

В ОКП предусмотрена 5-ступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй — подклассы (XX ХООО), на третьей — группы (XX ХХОО), на четвертой — подгруппы
(XX ХХХО) и на пятой — виды продукции (XX ХХХХ).

Коды 2 — 5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.

Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

Для однозначности понимания и разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения. Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся.

Пояснения приводятся для исключения возможности попадания в данную позицию классификатора объекта, входящего в другую его позицию, в целях единообразного понимания специалистами отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции при необходимости уточнения области применения данной позиции или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.

Например:

58 5300 4 Детали водопропускных труб

Пояснение: включая плиты днищ, блоки плитных перекрытий, оголовки.

Использование этого классификатора в практике торговли и товароведения затруднено, так как группировка продукции не совпадает ни с торговой, ни с учебной классификациями товаров. Одни и те же товарные группы в ОКП входят в разные классы, поскольку выпускаются разными отраслями промышленности. Так, хозяйственные товары входят в десятки классов и подклассов продукции, имеющих различное кодовое обозначение. Таким образом, классификатор ОКП не отражает многих особенностей товаров и интересов торговли, в частности, он не учитывает потребительские свойства товаров.

Стандартная классификация

В товароведении возможно использование стандартной классификации , представленной в государственных и отраслевых стандартах.

Стандартная классификация используется для определения требований, номенклатуры показателей качества, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения и т. п. Эта система классификации отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС).

Основные классификационные признаки, лежащие в основе деления товаров в соответствии со стандартной классификацией, — отраслевой и назначение. Классификация по признаку назначения зафиксирована в государственных стандартах четвертой системы, получившей название системы показателей качества. Например, трикотажные товары в соответствии с этой системой классификации делятся на верхние, бельевые, чулочно-носочные и перчаточные изделия.

Внешнеэкономическая классификация

Внешнеэкономическая классификация стала применяться в России сравнительно недавно. Эта классификация разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Она нашла свое отражение в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и служит основой для регулирования внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая классификация согласована с международными организациями и систематизирует все товары, которые являются предметом международной торговли.

В ТН ВЭД СНГ все товары однозначно отнесены к определенным классификационным группировкам. Пояснения по каждой классификационной группировке содержатся в Примечаниях к разделам, группам, конкретным товарным позициям и в Основных правилах интерпретации ТН ВЭД СНГ, имеющих юридическую силу.

Правильное определение положения товара в ТН ВЭД СНГ имеет решающее значение для анализа деятельности фирм и предприятий, регулирования производства и торговли, количественной и качественной оценки товаров, страхования, определения ставок таможенных пошлин и иных платежей, разработки режима экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведения экономико-статистического анализа, для сопоставления цен на товары.

В ТН ВЭД СНГ кодирование товаров осуществляется десятизначным цифровым кодом, первые шесть разрядов которого соответствуют кодовому обозначению, принятому в системе кодирования ГС. Те же шесть разрядов, плюс седьмой и восьмой, формируют код товара по КН ЕЭС. Девятый и десятый разряды предназначены для детализации тех или иных товарных позиций с учетом интересов России и других членов содружества. Пока десятый разряд имеет нулевой код.

Существенный недостаток внешнеэкономической системы классификации — сложность в использовании: для определения положения товара и его кода необходимы специальные знания.

Общие правила и методы классификации

Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации. Деление осуществляется от высшей ступени классификации к низшей. Число ступеней классификации зависит от ее целей, задач, от сложности и количества классифицируемых объектов.

Высшими ступенями классификации являются раздел и класс. Средними ступенями классификации — группа и вид. После "вида" располагаются низшие ступени классификации, к которым относятся: разновидность, артикул. При классификации применяют также вспомогательные категории: подраздел, подкласс, подгруппа и др.

Вид — это основная классификационная характеристика товаров. Он представляет собой конечный продукт производства, имеет конкретное назначение и собственное название, которое отражает его внешнюю особенность или внутреннее содержание. Например, стакан, диван, ситец, яблоко, треска относятся к категории вида. Но, посуда, мебель, ткани, плоды и рыба к этой категории не относятся, так как объединяют несколько видов.

Общими правилами построения классификации следует считать:

  • установление цели классификации;
  • выбор метода классификации;
  • определение классификационных признаков;
  • установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее существенному;
  • определение числа ступеней классификации (количество фасет).

Количество признаков и ступеней классификации зависит от сложности и количества классифицируемых объектов, от целей классификации. Ступень классификации — это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. числом использованных признаков.

Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Различают два метода классификации: фасетный и иерархический. Деление множества объектов каждым методом подчиняется определенным правилам. Методы и правила классификации составляют систему классификации .

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы — фасеты (от франц. facette — грань отшлифованного камня) (рис. 1).

Иерархический

Фасетный

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству. Каждый фасет характеризует одну из сторон распределяемого множества. Таким образом, фасетная система классификации представляет собой систему отдельных независимых (не подчиненных друг другу) группировок.

Использование фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества (рис. 1). Иерархическая система классификации отличается большой стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков, но в то же время создает много трудностей при построении.

Сравнительная характеристика иерархического и фасетного методов классификации

Метод Достоинства Недостатки
Иерархический Последовательное деление множества на подмножества с взаимосвязанным подчинением. Ясно прослеживается соподчиненность. Каждая ступень классификации представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов. Фиксируются различия между объектами на разных ступенях классификации. Классификация хорошо приспособлена для ручной обработки информации Малая гибкость. Трудность построения. Определенность признаков и установлен-ный порядок их следования. Трудность включения новых признаков деления и новых товаров
Фасетный Каждый фасет характеризует одну особенность распределяемого множества. Возможность охвата или ограничения всех характеристик объектов классификации. Гибкость и приспособленность для компьютерной обработки Группировки не подчинены друг другу. Трудность в определении весомости классифицируемых характеристик объекта

Обязательным правилом построения иерархической классификации является то, что объекты на каждой ступени классификации группируют только по одному классификационному признаку . Например, нельзя одновременно делить посуду на стеклянную, столовую и эмалированную, а обувь — на резиновую, спортивную и лакированную, так как в этих группировках использовано несколько классификационных признаков (материал, назначение, характер покрытия).

Каждый метод классификации имеет свои плюсы и минусы. Поэтому при практическом решении классификационных задач наиболее целесообразно сочетать преимущества и фасетного, и иерархического методов классификации.

Основные классификационные признаки

Важнейшими классификационными признаками товаров являются назначение, исходные материалы (сырьевой состав), область применения, способ производства (особенности технологии), особенности происхождения, транспортабельность и др. Эти признаки служат основанием для объединения (или выделения) товаров в отдельные категории (группы).

Признак назначения определяет цель использования товара. Он может быть использован как на высших, так и на низших ступенях классификации (например, продовольственные и непродовольственные товары). На следующих ступенях классификации этот признак может конкретизироваться. Так, ножи, входящие в группу ножевых изделий вместе с ножницами, по назначению делятся на столовые, буфетные, кабинетные, хозяйственные, ремесленно-промысловые и складные.

Разделение по виду исходного сырья (материалов) позволяет выделить категории товаров с определенными потребительскими свойствами. Например, обувь с подошвой из натуральной кожи, обувь на резиновой подошве, обувь с верхом из натуральных и искусственных материалов.

По составу сырья колбасные изделия классифицируют на мясные, субпродуктовые и кровяные.

Деление товаров по признаку конструкции характерно для непродовольственных товаров. Так, в зависимости от особенностей конструкции стиральные машины могут быть барабанного и активаторного типа.

Для многих групп товаров важен классификационный признак деления их по способу производства. Способ производства предопределил формирование таких товарных групп, как ткани и трикотажные полотна.

Близкие к способу производства классификационные признаки — способ выращивания, способ обработки, особенности технологии. По этим признакам классифицируют в основном продовольственные товары. Например, по способу выращивания овощи подразделяются на грунтовые, тепличные, парниковые.

По происхождению бывают растительного происхождения (плоды, овощи, грибы, зерновые и др.), животного происхождения (мясные, рыбные и др.), минерального происхождения (поваренная соль), биосинтетического происхождения (уксус).

Очень часто товары делят по таким признакам, как срок и способ хранения, транспортабельность и т. п. Например, в зависимости от сроков хранения и качества яйца бывают диетическими и столовыми.

К классификационным признакам, которые встречаются реже и не во всех товарных группах, можно отнести: половозрастное деление (например, женская, мужская, детская обувь); условия эксплуатации (холодильники для тропического и умеренного климата); сезонность пользования (одежда зимняя, летняя, демисезонная, всесезонная); размерные признаки (размеры, габариты); комплектность (наборы, приборы, сервизы, гарнитуры); агрегатное состояние (мыло твердое и жидкое); способ упаковки (карамель фасованная, весовая, штучная) и др. Очевидно, что эти классификационные признаки предпочтительнее использовать на низших ступенях классификации.

Первый вид предполагает деление некоторой совокупности явлений, имею­щих некоторые общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить в критерии, их различие - в группах принадлежности. Так, на­пример, воздействие - это есть сознательное влияние на человека, пресле­дующее определенную цель. Все разнообразие воздействий можно разделить на воздействия сильные и слабые, постоянные (прессинг) и периодичные, прямые и косвенные и пр. И выделение каждой из этих групп имеет вполне определенный критерий.

Второй вид классификации - разделение целого. Главный его признак заключается в том, что здесь критерием классификации является часть цело­го. Как бы детально не проводилась классификация, она всегда отражает со­держание некоторого явления, предстающего перед нами в виде целого. На­пример, воздействие состоит из целеполагания, определения ситуации, поис­ка проблемы, разработки и реализации решения. И это содержание присуще любому воздействию, характеризующему управление. Здесь критерии клас­сификации ограничены не просто некоторой общностью явлений, а целостностью самого явления, в рамках которого и проводится классификация. В представленном нами примере критерием выделения этапов процесса управ­ления является качественная определенность действий, из которых складыва­ется процесс управляющего воздействия. Эта качественная определенность включает в себя методы работы, переключение внимания (выделение главно­го), закономерная последовательность (исходные и заключительные дейст­вия), рамки целого (сущность явления).

Существуют принципы корректной и эффективной классификации , без учета которых не может быть успешной исследовательской работы.

1. Принцип единства критерия для выделения групп одного порядка. Согласно этому принципу нельзя проводить классификацию, меняя критерий в рамках одной классификационной процедуры. Например, нельзя утверждать, что существуют математические и экономические методы управления, потому что первые выделяются по способу моде­лирования, а вторые - по объективным интересам человека. Эконо­мические интересы имеет каждый человек, но вряд ли кто-нибудь бу­дет утверждать, что каждый человек имеет математические интересы, определяющие его трудовую активность.

2. Принцип соразмерности деления явлений и понятий. По этому принципу сумма объемов понятий или количества явлений должна равняться объему делимого понятия или содержанию исследуемого явления. Например, нарушение этого принципа можно наблюдать в утверждении: менеджеры по характеру образования делятся на две группы: имеющие техническое и экономическое образование. Это не­исчерпывающее деление. Есть менеджеры, имеющие и другие виды образования - гуманитарное, естественно-научное. Анализ образо­ванности менеджера не может быть успешным, если он построен на неисчерпывающей классификации.


3. Принцип альтернативности или взаимоисключения выделяемых групп. Каждая группа понятий или явлений должна быть в объеме только одного видового понятия. Не должны выделенные явления или понятия относиться одновременно и к одной, и к другой классифика­ционной группе. Если выделяются группы социально-психологических и экономических методов управления, то в после­дующем делении тех и других не может методов одновременно и со­циально-психологических, и экономических. Это не отрицает связь тех и других, зависимость и их комбинационное использование в практике управления.

4. Принцип многоступенчатости классификации, отражающий воз­можность делать последовательно ступенчатую классификацию. Она помогает конкретизировать свойства явлений, детализировать его ос­новные черты и особенности. В этом случае возникает разветвленная классификационная схема, дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т. д.

Следует помнить, что при этом всегда существует предел классифи­кационного деления. Оно может осуществляться только в рамках еди­ной сущности явления. Дальнейшее деление может привести к изме­нению сущности.

Таким пределом в исследовании социально-экономических систем яв­ляется человек, как социальное существо, в области биологии - клетка, в области физиологии - орган, в области техники - деталь, в области классической физики - тело и т.д.

5. Принцип полноты классификации для каждой ее ступени. Нельзя делить только часть объекта на виды, а другую часть - на подвиды или группы следующей ступени классификации. Например, было бы ошибкой разделить персонал управления на женщин, мужчин средне­го и мужчин пожилого возраста.

В исследовании могут использоваться классификации содержательные и искусственные. Первые строятся по критериям, отражающим сущностные и содержательные признаки явлений. Конечно, они зависят от уровня знаний исследователя, конкретных целей и условий его проведения. Вторые постро­ены на несущественных признаках, но могут быть очень полезны при прове­дении каких-либо организационных мероприятий. Например, разделение персонала по алфавиту, мебели по цвету и т. д.

Часто встречаются ситуации, когда объекты классификации имеют два или несколько "равносущностных" признаков, критериев, совместное дейст­вие которых определяет разнообразие свойств и отличительных признаков явлений. В этом случае строится комбинативная классификация. Она пред­ставляет собой многомерную матрицу. Примером такой матрицы может служить матрица стилей управления, построенная на сопоставлении в дея­тельности менеджера признаков его отношения к человеку и производству, оценки преобладания одного признака над другим.

Существуют классификации однокритериальные и многокритериальные. При многокритериальных классификациях классы могут частично пересе­каться. Это определяется отношениями критериев классификации: пересе­кающиеся или непересекающиеся.

Разновидностями классификации являются декомпозиция, стратификация.

Декомпозиция - это особый вид классификации, не допускающий произ­вольного критерия. Декомпозиция предназначена для установления связанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.

Стратификация - это определение слоев (страт) в многослойном яв­лении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т. д.

Важную роль в исследовании играют и приемы обобщения. На первый взгляд они кажутся простыми, но в действительности требуют глубокого по­нимания исследуемых явлений. Иногда они связаны с возникновением и вве­дением в обиход, в практику деятельности новых понятий.

Обобщение - это логическая операция, заключающаяся в том, что для не­которой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.

Всякое обобщение должно иметь основание, т. е. свойство или совокуп­ность свойств, позволяющих сгруппировать явления и обозначить эту группу каким-либо понятием. Например, понятие "человеческий капитал", совсем недавно возникшее в науке и практике управления, обобщает такие свойства человеческих ресурсов, кадров, персонала, личностных характеристик ра­ботников как способность гарантировать экономический успех фирме, по­вышать прибыль, стабилизировать функционирование, ускорять развитие. Подобных примеров в концепции менеджмента можно привести много.

Практический успех использования классификации в исследовании опре­деляется также следующими ее правилами.

1. Правило соразмерности (адекватности). Классификация считается со­размерной тогда, когда сумма членов деления равна делимому множе­ству. Каждый предмет, принадлежащий делимому множеству, должен войти в один из образованных классов. Нарушение этого правила дает неполное деление и, следовательно, искажает представление о пред­мете исследования.

2. Правило внеположенности (объемной раздельности) членов деления. Полученные в результате деления классы должны быть представлены внеположенными понятиями, т.е. не должно быть ни одного объекта де­лимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления. Ошибки возникают вследствие смешения различных оснований, критериев деления в одной классификационной операции.

3. На протяжении определенной классификационной операции нельзя изменять основание деления, его критерий. Часто происходит подме­на критерия в рамках одной и той же классификационной процеду­ры. Это недопустимо, так же как и расплывчатость критерия.

4. Основания деления или критерии могут быть не только простые, но и сложные, включающие в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта.

Бывают такие случаи, когда тот или иной признак существует у многих объектов, но у каждого варьируется в разной степени или формах.

В исследовании управления большое значение имеет метод комбинативной классификации.

При проведении классификации нередко встречаются ситуации, когда объекты классификации могут иметь несколько равносущественных призна­ков, которые могут быть основанием классификации. В этом случае можно совместить две иерархические классификации посредством построения мат­рицы. Это будет уже классификация комбинаторная.

Такой вид классификации часто используется в исследовании управле­ния, и он может быть весьма полезным, потому что позволяет увидеть про­блему с разных сторон, в различных ракурсах, найти комплексное решение.

Деление по видоизмененному признаку называется дихотомией. Про­стейший вариант дихотомии, часто используемы в практике исследований, - это рассечение надвое. Например, формальное и неформальное управле­ние, дифференциация и интеграция управления и пр.

Особым вариантом классификации является типология.Типология - это группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, кото­рый именуется типом, эталоном, или идеальным образом. Здесь каждое яв­ление в большей или меньшей степени приближается к одному из эталонов.

Отличие типологии от классификации в том, что типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из вы­деленных типов.

Типология превосходит классификацию своей универсальностью. Она яв­ляется первоначальной операцией любых систематизаций.