Можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации.
Проблема классификации административно-правовых норм хорошо исследована в юридической литературе и изучена мноими правоведами.
1. Наиболее традиционна классификация норм на:
а) материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и т.д.;
б) процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.
2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы:
а) обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках. Например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию;
б) запретительные, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий. Например, запрещается нарушать правила дорожного движения;
в) уполномочивающие (дозволительные), т.е. предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках. Например, во многих нормах предусматривается право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц. И каждый гражданин сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Если он решает воспользоваться, то должен это сделать в определенном порядке и в установленные сроки;
г) стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия;
д) рекомендательные, т.е. дающие возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач. Например, рекомендации по организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти.
3. По адресу выделяются административно-правовые нормы, регулирующие:
а) административно-правовой статус гражданина;
б) административно-правовой статус коммерческих организаций;
в) административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
г) административно-правовой статус органов исполнительной власти;
д) административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;
е) административно-правовой статус государственных служащих;
ж) различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.
4. По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на:
а) федеральные нормы;
б) нормы субъектов РФ;
в) нормы местного самоуправления.
5. По объекту регулирования административно-правовые нор мы подразделяются на:
а) общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;
б) межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;
в) отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.
6. По действию во времени:
а) срочные, для которых определен срок действия;
б) бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.
Классификация административно-правовых норм может быть проведена и по другим основаниям.
Предыдущая |
В литературе существуют различные классификации административно-правовых норм. Как отмечается в различных трудах по административному праву, наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов административно-правовых норм: материальные и процессуальные. Главная особенность административно-правовых норм состоит в том, что они в юридическом порядке закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов регулируемых административным правом общественных отношений, часто именуемых управленческими отношениями. В материальных нормах находит свое проявление тот правовой режим, в рамках которого призвана функционировать система исполнительной власти. Такие административно-правовые нормы устанавливают статус органов исполнительной власти, их структуру, компетенцию, организационные формы деятельности, основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и гражданина, контроль за органами исполнительной власти и их ответственность перед гражданином и обществом, взаимосвязь с различного рода объектами, а также органами исполнительной власти различных видов и уровней.
К числу процессуальных административно-правовых обычно относят нормы, регламентирующие динамику функционирования органов исполнительной власти, связанные с ней и обусловленные ею отношения. Процессуальные административно-правовые нормы не всегда имеют четкие рамки и границы, однозначно определяющие их процедурно-процессуальный характер, что на практике затрудняет разграничение материальных и процессуальных прав. Например, нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан, имеют аспекты не только процессуального, но и материального административного права. Примерно тоже можно сказать о правовых нормах статуса конкурса на замещение должности в федеральных органах исполнительной власти и порядке его проведения. В этом случае в единое целое смыкаются статутные и процессуальные административно-правовые нормы. Главная особенность процессуальных частей подобных административно-правовых норм, или «частное» процессуальных административно-правовых норм, состоит в определении порядка (процедуры) реализации, установленного нормами материального административного права в рамках регулируемых отношений. Подчеркнутые выше взаимная зависимость и связь материальной и процессуальной частей многих административно-правовых норм серьезно затрудняют организационно-правовое обеспечение части, именуемой административным процессом. Помимо данного общего деления, существуют также административно - юрисдикционные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения различного рода административно-правовых споров. Административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие позитивные стороны деятельности по управлению, именуются административно - процедурными. Это, например, нормы, определяющие порядок деятельности Правительства РФ (регламент), регламенты других органов исполнительной власти, правила подготовки заседаний, оформления принятых решений. Грань в таких случаях между административно-процессуальными и административно-процедурными нормами еще менее заметна. Иногда выделяют регулятивные и правоохранительные административно-правовые нормы. Но ведь правоохранительные нормы, независимо от их особенностей, обладают качествами регулятора соответствующих отношений.
Более важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе указанного критерия можно выделить следующие виды административно-правовых норм:
Перечисленные выше нормы - запреты специального характера;
3) уполномочивающие или дозволительные административно-правовые нормы. В этих нормах, разнообразных по наименованию, выражается предусмотренная административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Нет прямых предписаний, как и запретов. Однако норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного средства юридического воздействия, а именно - разрешения. Дозволение фактически означает разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия. Поэтому в административно-правовой литературе дозволительные нормы соответственно могут характеризоваться как разрешительные.
Помимо перечисленных и кратко охарактеризованных видов административно-правовых норм, существуют стимулирующие (поощрительные) нормы и рекомендательные.
Первые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых общественных отношений. В литературе отмечается: удельный вес подобного рода административно-правовых норм имеет тенденцию к возрастанию, что связывается с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических рычагов (методов). Именно в таком аспекте говорится об установлении налоговых, таможенных и иных льгот, освобождении от налогового обложения, применении льготного кредитования.
Особенность вторых состоит в том, что даваемые ими рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера.
Таким образом, наиболее общей классификацией административно-правовых норм является деление их на материальные и процессуальные. Однако также важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе данного критерия выделяют обязывающие, запрещающие и уполномочивающие административно-правовые нормы. Кроме того также выделяют стимулирующие и рекомендательные административно-правовые нормы.
Критерии:
1. юридическое содержание
1) административно-обязывающие(ПДД)
2) административно-запрещающие(запрет для гос.сл.)
3) административно- управомочивающие(права сотр мил)
4))административно-декларативные(принципы гос сл)
5) административно-дефинитивные(формулировки»оружие»
2. В зависимости от служебной роли
Нормы материальногоадминистративного права(права, обяз отв)
Нормы процессуального административного права(процедура, сроки – пр жалоба)
3. Подействию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные , то есть с заранее определенным сроком действия, и бессрочные , не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены или изменения. Кроме того, можно выделить временные нормы.
4. В зависимости откруга лиц
1) общие 2)специальные
5. Попределу действия в пространстве
а) общероссийские (федеральные),
б) субъектов Российской Федерации
в) муниципальные
г) ограниченно-территориальные
д) локальные
6. В зависимости от регулируемого объема административно-публичной сферы
а) общие нормы
б) отраслевые
в) межотраслевые
3.3. Понятие, структура и виды
административно-правовых отношений
Под административно-правовым отношением (административным правоотношением) понимается общественное отношение, возникающее в административно-публичной сфере и урегулированное нормами административного права.
Административные правоотношения характеризуются следующими особенностями.
1. Административные правоотношения возникают только в административно-публичной сфере
2. Административное правоотношение представляет собой публично-юридическую связь между его участниками, основанную на соответствующих нормах административного права.
3. Административные правоотношения возникают и реализуются с непосредственным участием в них административных органов либо без их непосредственного участия, но под их контролем (надзором) – сотр мил – гражд.
4. В административных правоотношениях, в которых одним из участников является административный орган, а другим - физическое лицо -
организационная или функциональная подчиненность второго участника первому.
5. Административное правоотношение может возникать как по инициативе административного органа, так и по инициативе иного подчиненного участника этого отношения(регистр т.с.)
Структура
Любое административное правоотношение имеет внутреннюю структуру, которая включает в себя следующие элементы, характеризующие соответствующее правоотношение.
1. Объект административного правоотношения (то по поводу чего)
2. Субъекты (участники) их 2 вида:
а) индивидуальные субъекты
б) организации
В зависимости от места и роли:
а) властвующие субъекты
б) невластвующие субъекты
Субъектом административного правоотношения может являться только тот индивидуальный субъект или организация, которые обладают административной правосубъектностью , то есть способностью быть участником данного правоотношения. Административная правосубъектность включает в себя три элемента:
а) административная правоспособность - это способность субъекта иметь права и нести обязанности в административно-публичной сфере
б) административная дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, посредством своих собственных действий осуществлять права и исполнять обязанности в административно-публичной сфере
в) административная деликтоспособность - это способность субъекта нести предусмотренную нормами административного права дисциплинарную, административную и иную публично-правовую ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения
Основаниями возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений, как и любых других правоотношений, являются юридические факты:
1. Юридические действия(жалобы лицензии ходат справки)
2. Юридические события (по мимо воли-смерть стих бедст)
Классификация
Критерии
1.В зависимости от внешних границ осуществления административно-публичной деятельности , в пределах которых возникают административные правоотношения, можно выделить три вида таких правоотношений :
1) внутриорганизационные административные правоотношения (вн пр-ва)
2) внутрисистемные административные правоотношения (в сист ОВД)
3) надведомственные (внешневластные) – между прв. И пров-мым
2.В зависимости от характера организационно-правовой связи между участниками выделяют два вида административных правоотношений :
1) вертикальныеадминистративные правоотношения (подч адм органами, сотр. Мил и правонар)
2) горизонтальные (уч дор движ)
3.По целевому назначению административные правоотношения подразделяются на два вида:
1)административные правоотношения, возникающие в связи с решением положительных задач в административно-публичной сфере - административно-регулятивные правоотношения (предост. Прав, испол обяз)
2)административные правоотношения, возникающие в связи с решением задач обеспечения безопасности и правопорядка (контр-надз, привл к адм отв)
ТЕМА 3
4.1. Общая характеристика
административно-правового статуса
индивидуальных субъектов
Индивидуальными субъектами административных правоотношений являются физические лица, то есть граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.
Административно-правовой статус индивидуального субъекта может быть определен как правовое положение этого субъекта в административно-публичной сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений.
В структуру административно-правового статуса индивидуального субъекта можно включить следующие элементы:
а) место и роль индивидуального субъекта в системе административных правоотношений;
Властвующие индивидуальные субъекты
Невластвующие индивидуальные субъекты
б) общие и специальные административные права , имеющиеся у индивидуального субъекта в системе административных правоотношений
Общие: право на обращение в административные органы с заявлениями и жалобами, право на получение от административных органов необходимой для них информации, право на получение в компетентных административных органах заграничного паспорта, право поступления в государственные образовательные учреждения на конкурсной основе и т.п.
Специальные:(чинуши) - властные юридически значимые действия, (пр. - издавать в отношении них нормативные и (или) индивидуальные правовые акты)
в) общие и специальные административные обязанности, возложенные на индивидуального субъекта в системе административных правоотношений
Общие – для всех (ПДД), спец. – для чинуш или воен или вод.
г) ограничения общих и специальных административных прав , принадлежащих индивидуальному субъекту в системе административных правоотношений
(лиш прав, анул лицензии)
д) юридическая ответственность за совершение индивидуальным субъектом правонарушений в административно-публичной сфере
два вида правонарушений - административные и дисциплинарные
Входящие в структуру административно-правового статуса индивидуальных субъектов административные права, обязанности и юридическая ответственность могут быть реализованы этими лицами только при наличии у них административной правосубъектности ( (правоспособности, дееспособности и деликтоспособности)
Общая административная правоспособность индивидуального субъекта, то есть его способность иметь общие административные права и нести общие административные обязанности (рожд – смерть)
Специальная административная правоспособность индивидуального субъекта, то есть его способность иметь специальные административные права и нести специальные административные обязанности (должность, права – лишение)
Общая административная дееспособность индивидуального субъекта, то есть его способность самостоятельно, своими собственными действиями осуществлять общие административные права и исполнять общие административные обязанности (18л, за искл. Брак – 16, мотто – с16 частичная деесп)
Специальная административная дееспособность (с назн. На должн-ть)
Общая административная деликтоспособность , то есть способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность (с 16л, дисципл – раньше)
Специальная административная деликтоспособность (сназн на дол)
Основные общие административные права граждан РФ
1) право на государственную регистрацию в органах ЗАГС актов гражданского состояния (рождения, брака, смерти, изменения фамилии и т.п.);
2) право на выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;
3) право поступления на государственную службу, в том числе на военную и правоохранительную, при соответствии установленным законодательством РФ требованиям, предъявляемым к замещению той или иной государственной должности;
4) право на создание общественных и религиозных объединений и участие в их деятельности;
5) право на организацию массовых публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и т.п.) и участие в них;
6) право на получение бесплатного образования, медицинского и социального обслуживания в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ;
7) право на управление транспортными средствами после сдачи в установленном порядке соответствующих квалификационных экзаменов;
8) право на занятие охотой после получения в установленном порядке соответствующего разрешения;
9) право на приобретение, ношение и хранение холодного и огнестрельного оружия после получения при соблюдении установленных законодательством условий соответствующего разрешения;
10) право на обращение в административные органы по различным вопросам с заявлениями и ходатайствами;
11) право на обжалование в вышестоящие административные органы действий (бездействия) и решений нижестоящих административных органов;
12) право на получение от компетентных административных органов информации по интересующим их вопросам.
. Основные общие административные обязанности граждан РФ .
1) обязанность соблюдать установленные законодательством правила поведения в общественных местах, правила проведения массовых общественных мероприятий;
2) обязанность соблюдать правила дорожного движения и безопасной эксплуатации транспортных средств;
3) обязанность соблюдать установленные правила пожарной безопасности;
4) обязанность соблюдать установленные санитарные нормы и правила, правила охраны окружающей среды;
5) обязанность соблюдать установленные правила охраны памятников истории и культуры;
6) обязанность соблюдать установленные правила проезда в городском и пригородном общественном транспорте, правила поведения в поездах дальнего следования, на борту воздушного, морского и речного судна;
7) обязанность соблюдать установленные правила регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, паспортные правила;
8) обязанность получать в компетентных административных органах специальные разрешения (лицензии) на совершение определенных действий, например на перепланировку жилых помещений, на отстрел диких животных, на приобретение оружия и т.п.;
9) обязанность регистрировать в компетентных административных органах транспортные средства, огнестрельное и холодное оружие и другие объекты в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
10) обязанность представлять компетентным административным органам необходимую для их законной деятельности информацию, являться по их вызову для дачи объяснений по находящимся в их производстве делам об административных и иных публичных правонарушениях, исполнять законные требования и предписания этих органов;
11) обязанность своевременно и правильно уплачивать установленные действующим законодательством налоги, сборы и иные обязательные платежи в бюджет;
12) обязанность проходить в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, военную или альтернативную гражданскую службу, соблюдать правила воинского учета граждан.
4.2. Особенности административно-правового властвующих индивидуальных субъектов- должностных лиц
(для самост подг-ки)
Оценивая действующее федеральное законодательство и сложившуюся в юридической науке и конкретно в науке административного права ситуацию с пониманием должностного лица как субъекта правоотношений, представляется возможным сделать вывод о том, что термином «должностное лицо» следует обозначать не только государственных и муниципальных служащих, наделенных публично-властными полномочиями, но и работников негосударственных и немуниципальных организаций, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в этих организациях.
В этой связи можно выделить публичных (чинуша)
и частных (руководитель в негос и немун органе) должностных лиц.
И частно-публичные (руководитель в негос и немун органе, но действ от имени органа или гос-ва – нач портов, ж/д станций, капитаны)
1) властвующие должностные лица (руководители органов исполнительной власти, сотрудники милиции, государственные инспектора)
2)невластвующие должностные лица (руководители акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, общественных объединений)
3)управляющие должностные лица , то есть должностные лица, наделенные организационно-распорядительными полномочиями (губер)
4) охраняющие должностные лица , то есть должностные лица, наделенные правоохранительными полномочиями
4.3. Особенности административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей
(для самост)
В силу ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то есть индивидуальной предпринимательской деятельностью
Особенности административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей
1. Правовой статус индивидуального предпринимателя гражданин приобретает только после государственной регистрации
2. Индивидуальные предприниматели в отличие от обычных физических лиц наделяются:
специальные административные права представлять и защищать права и законные интересы своих работников в соответствующих административных органах;
заниматься отдельными видами деятельности, право на осуществление которых в соответствии с действующим законодательством может быть предоставлено только индивидуальным предпринимателям (арбитражное управление юридическими лицами, проверка технического состояния транспортных средств, оказание некоторых видов услуг и т.п.)
специальные административные обязанности:
соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарные и экологические нормы и правила, правила торговли и иные правила, регламентирующие порядок организации и осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, а также обеспечивать соблюдение указанных правил своими работниками;
своевременно и правильно исчислять и уплачивать в бюджет и в государственные внебюджетные фонды налоги, сборы и иные обязательные платежи, в том числе платежи во внебюджетные фонды за своих работников, являющихся застрахованными лицами;
получать в установленном законодательством порядке специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности или на совершение отдельных действий, например на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, на транспортировку автомобильным транспортом опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
своевременно и в соответствии с установленными требованиями оформлять необходимую документацию на выполняемые в ходе предпринимательской деятельности операции с товарами, на оказываемые услуги и выполняемые работы (товаротранспортные накладные и справки к ним на алкогольную продукцию, сертификаты соответствия продукции, работ и услуг требованиям безопасности, гигиенические сертификаты и т.п.);
своевременно и в соответствии с установленными требованиями представлять в налоговые органы, органы государственного статистического учета, а также в иные административные органы соответствующие отчетные документы и сведения;
обеспечивать доступ должностных лиц контролирующих и надзорных органов на территорию и в помещения, используемые в ходе предпринимательской деятельности, представлять указанным должностным лицам необходимые для проверки документы и сведения, исполнять их законные требования и предписания
3. Индивидуальные предприниматели в отличие от обычных граждан обладают специальной административной деликтоспособностью (адм отв как долж лиц)
44. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан
и лиц без гражданства
Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ.
Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а под лицом без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
три вида:
а) временно пребывающие в РФ - это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
б) временно проживающие в РФ - это лица, получившие разрешение на временное проживание;
в) постоянно проживающие в РФ - это лица, получившие вид на жительство.
1. Иностранные граждане и лица без гражданства в отличие от граждан РФ не вправе осуществлять некоторые права в административно-публичной сфере. В частности, указанные лица не имеют права:
а) избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ;
б) поступать на государственную службу, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и международными договорами РФ;
в) быть членами и участвовать в деятельности политических партий;
г) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
д) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
е) поступать на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;
ж) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
Иностранные граждане не могут быть призваны также на военную службу или на альтернативную гражданскую службу.
2. Действующим федеральным законодательством установлены определенные ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в административно-публичной сфере. Эти ограничения сводятся, в частности, к следующему:
Может быть запрещен въезд в Россию;
Может быть ограничен выезд из Российской
Осуществлять на территории России трудовую деятельность только при наличии полученного в установленном порядке разрешения на работу;
Находиться на территории России только в течение установленного для них срока проживания или временного пребывания;
Не вправе посещать территории, организации и объекты на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение
Не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъектов РФ, на территории которых им разрешено временное проживание или избирать место своего проживания вне пределов указанных субъекта РФ;
Транзитный проезд иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ разрешается только по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Россией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов, или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.
3. Действующим законодательством РФ установлены специальные обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
Зарегистрироваться в территориальном орган Федеральной миграционной службы в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию, а также ежегодно перерегистрироваться в указанном органе (для лиц постоянно или временно проживающих в РФ);
Обязанность выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы, а также в случаях сокращения срока его проживания или временного пребывания, аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство;
Обязанность соблюдать установленные федеральным законом ограничения прав и свобод на территории Российской Федерации.
4. В случае нарушения правил пребывания и проживания на территории России к ним могут быть применены специальные меры административного принуждения
- Депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. (ОВД)
- Административное выдворение является административным наказанием, применяемым за совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административных правонарушений Административное выдворение представляет собой принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина или лица без гражданства через государственную границу Российской Федерации за пределы России.
Глава 5
Организации как субъекты
административного права
5.1. Общая характеристика административно-правового статуса организаций
Организация как участник правоотношения вообще представляет собой внешне организационно и юридически выраженное образование, имеющее внутреннюю структуру, состоящее как из одного, так и из нескольких (многих) физических лиц, обладающее возможностью самостоятельно от своего имени вступать в урегулированные нормами права отношения с другими субъектами и являющееся носителем определенных прав и обязанностей в этих отношениях.
в административном праве неприемлимо отождествление терминов «юридическое лицо» (облад признаками ст 48 ГК РФ и вкл в Единый госреестр) и «организация» (может не обладать) – пр ОИВ, комиссии (адм ком)
К числу организаций, являющихся самостоятельными субъектами административных правоотношений, наряду с юридическими лицами можно отнести:
а) структурные подразделения органов исполнительной власти
б) территориальные подразделения органов исполнительной власти, не обладающие статусом юридического лица
в) административные органы, не обладающие статусом юридического лица, в частности различные государственные комиссии при орг власти или МСУ (по делам несоверш)
Любая организация, являющаяся субъектом административных правоотношений, обладает соответствующим административно-правовым статусом.
а) место организации в административно-публичной сфере, в том числе подведомственность (подчиненность) ее конкретному органу исполнительной власти либо иной вид юридической связи с органами исполнительной власти;
б) сфера, предмет, виды и деятельности организации;
в) цели создания и деятельности организации;
г) задачи, решаемые организацией в административно-публичной сфере;
д) функции, выполняемые организацией в административно-публичной сфере;
е) общие и (или) специальные административные права (полномочия) организации в административно-публичной сфере;
ж) ограничения общих и (или) специальных административных прав (полномочий) организации в административно-публичной сфере;
з) общие и (или) специальные административные обязанности организации в административно-публичной сфере;
и) юридическая (административная и иная публично-правовая) общая или специальная ответственность организации за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения.
В зависимости от особенностей содержания перечисленных элементов можно выделить общий и специальный административно-правовые статусы организаций.
Общий административно-правовой статус организации представляет собой общую административно-правовую характеристику этой организации и включает в себя, в частности, наиболее общие административные права (полномочия), ограничения этих прав, административные обязанности этой организации и общие условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. (с мом создания, регистрации – Одновременно возникает и общая административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность).
Специальный административно-правовой статус организации представляет собой специальную административно-правовую характеристику этой организации и включает в себя, в частности, специальные административные права (полномочия), ограничения этих прав (полномочий), административные обязанности этой организации и специальные условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. (органы исполнительной власти и некоторые виды государственных учреждений, наделенные отдельными внешними государственно-властными полномочиями, в частности учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные управления автомобильных дорог, администрации морских рыбных портов, исполнительные) – с мом утв положения, устава и рег как юр лица
Все организации, участвующие в административных правоотношениях, могут быть подразделены на виды по следующим основным, принципиальным именно для административного права критериям.
В зависимости от того, кем созданы, на какой форме собственности основаны и от чьего имени действуют организации, участвующие в административных правоотношениях, представляется возможным выделить три группы таких организаций
1. Государственные организации (государственные органы, государственные учреждения, государственные унитарные и казенные предприятия.)
Властвующие и невлавств ; находящиеся в непосредственном ведении соответствующих органов исполнительной власти и подчиненные им. (лечебно-профилактические учреждения, учреждения исполнения наказаний, а также казенные предприятия._ не находящиеся
в непосредственном ведении соответствующих органов исполнительной власти и не подчиненные им,(государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственные унитарные предпри)
2. Муниципальные организации (органы местного самоуправления, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения)
То же что для гос-
3. Частные организации (кооп ОАО ОООитд) - только в качестве невластвующих субъектов
В зависимости от целей создания и деятельности:
Коммерческие организации (все предпр)
Некоммерческие (образовательные учреждения, культурные, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты)
ТЕМА 4
Глава 6
Административные органы
как субъекты административного права
6.1. Понятие и основы административно-правового статуса
административных органов
В качестве властвующих субъектов, осуществляющих государственное управление, в науке административного права называются органы государственного управления и органы исполнительной власти. При этом не проводится четкого разграничения между органами исполнительной власти и иными органами государственного управления.
Понятие «административный орган» в отечественной административно-правовой литературе до недавнего времени вообще не использовалось.
В этой связи представляется, что с учетом предложенного нами понимания административно-публичной деятельности в целях отграничения субъектов, осуществляющих эту деятельность, от органов, осуществляющих законотворчество и правосудие, следует ввести в понятийный аппарат административно-правовой науки понятие «административный орган».
Под административным органом , с нашей точки зрения, следует понимать созданную в установленном административным законодательством порядке государственную или муниципальную организацию, а также индивидуального субъекта, которая (который) уполномочена (уполномочен) на осуществление в пределах предоставленной ей (ему) компетенции административно-публичной деятельности от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и наделена (наделен) соответствующими административными полномочиями нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.
они обладают некоторыми специальными признаками , по которым их можно отграничить от невластвующих субъектов административных правоотношений, а также от иных государственных органов и органов местного самоуправления, не являющихся административными органами.
1. Административный орган - этоорганизация, образуемая государством или муниципальным образованием, либо уполномоченный им в порядке установленном законодательством индивидуальный субъект, действующие в административных правоотношениях от их имени в целях реализации общих (публичных) интересов Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
2. Административный орган в отличие от иных субъектов административного права, то есть иных физических лиц и организаций является властвующим субъектом административных правоотношений
3. Административный орган функционально создается для осуществления административно-публичной деятельности внутренней и (или) внешней направленности, которая является для него единственным или одним из видов деятельности (не могут осуществлять законодательную и судебную деятельность, но могут оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность – МВД)
4. Каждый административный орган имеет собственную компетенцию в административно-публичной сфере, то есть административную компетенцию.
5. Административный орган наделяется необходимыми ему для реализации имеющейся у него компетенции административными полномочиями, то есть административными правами нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.
6. Административный орган, как правило, входит в иерархически построенную систему соответствующих административных органов с подчинением нижестоящих органов вышестоящим
7. Административный орган, являющийся организацией, имеет структуру, в которую включаются внутренние подразделения этого органа (управления, департаменты, отделы, отделения и т.п.),
8. Финансирование административного органа в зависимости от того, кем он создан или кем уполномочен на осуществление административно-публичной деятельности осуществляется соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или бюджета муниципального образования.(за искл индивид – пр Ж/Д)
9. Административный орган реализует предоставленную ему компетенцию посредством использования специальных административно-правовых методов и форм осуществления административно-публичной деятельности (методы административного регулирования, административного наблюдения (контроля, надзора), административного ограничения, административного принуждения и административного арбитрирования)
Существуют различные виды административно-правовых норм (см. рис. 2.1.). Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.
Рис.2.1. Классификация административно-правовых норм 3
Существуют различные критерии классификации административно-правовых форм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:
а) обязывающие, то есть, предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общественное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.
В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование н своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предписаниям, характер которых может быть различным.
В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых управленческих отношений. Так, в Законе от 18 апреля!991 года «О милиции» говорится, что в соответствии с возложенными на нее задачами милиция обязана совершать широкий круг действий (ст. 10);всего предусматриваются 24 варианта таких действий. 4 По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта государственно-управленческой деятельности. Применительно к гражданам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;
б) запрещающие, то есть, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершеннолетних) 5 и т.п. Это - специальный запрет;
в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно - разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.
г) стимулирующие – обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.
д) рекомендательные – носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимоотношения субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.
Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;
б) административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата;
в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;
г)административно-правовой статус общественных объединений;
д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;
е) административно-правовой статус граждан,
закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;
определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;
устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;
регулирующие административно-процессуальную деятельность;
обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;
определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.
а) общие – регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер;
б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности
С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на:
общефедеральные,
устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.).
По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть:
межотраслевыми,
отраслевыми,
местными.
Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случаеих действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.
Источники административного права.
Источники АП – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юр.силе нормативные правовые акты.
Виды источников:
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм АП в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.
3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федерал.органов исполнит.власти и т. д.
4. Указы Президента РФ и НПА глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).
5. Постановление Правительства РФ и НПА правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).
6. НПА федеральных и региональных органов исполнит.власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.
7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.
Формы источников АП:
– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;
– кодексы – группируют нормы института админ.ответ-ти.
Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами АП, возникающие в сфере исполнит.власти (гос.управления).
Признаки админ.правоотношений:
– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, гос.интерес;
– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется гос.управление;
– являются организационными, поскольку гос.управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере админ.правоотношений;
– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает админ.ответ-ть как способ их защиты. Админ.правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования админ.правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, админ.правоотношения разрешаются внутри самой системы.
Структура :
– объект– то, на что направлены субъективные права и юр.обязанности участников административно-правовых отношений;
– субъект– это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе гос.орган;
– юр.факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов админ.правоотношений;
– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).
Виды административно-правовых отношений:
1) по характеру правоотношений:
– материальные, основанные на нормах материального права;
– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;
2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
– вертикальные – возникают в случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
3) по целям:
– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущ.отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
– охранительные – направлены на регламентацию мер юр.ответ-ти, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.
7.Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура, классификация .
Административно-правовая норма - установленное гос-ом, обеспеченное возможностью применения админ.принуждения и закрепленное в источниках АП правило поведения, регулирующее отношение в сфере гос.управления.
Структура нормы:
– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.
Виды административно-правовых норм:
1) по предмету : а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов админ.правоотношений; б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответ-ти, закрепленной в нормах материального права;
2) По предмету воздействия на субъекты административного права:
а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;
3) по юридической силе : а) законодательные; б) подзаконные;
4) по территориальному действию : а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.
Общие - регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;
Особенные - регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной).
Признаки норм административного права:
1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом АП;
2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юр.силе;
3) большинство норм АП носят императивный (обязывающий) характер;
4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответ-ти: административной и дисциплинарной;
5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.