Общая характеристика судов общей юрисдикции в рф. Суды общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции, их общая характеристика

В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ», систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ. К первым относятся 1. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (суды общей юрисдикции в субъектах РФ);2. районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды);3. мировые судьи.Суды общей юрисдикции в Российской Федерации рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, осуществляя наибольший объем судопроизводства.

Низовым звеном системы территориальных судов общей юрисдикции являются мировые судьи . Формально являясь судами субъектов, они, тем не менее, осуществляют правосудие от имени РФ и финансируются за счет федерального бюджета. Вопросы осуществления правосудия мировыми судьями регулируются ФКЗ, ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. и законами субъектов РФ о мировых судьях.

Компетенция мирового судьи установлена в ст. 3 ФЗ «О мировых судьях». Поскольку мировой судья является «общинным» судом, в его компетенцию входит рассмотрение простых, «обыденных дел». Например, к компетенции мирового судьи относится рассмотрение в первой инстанции:

1. уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы (в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ).

2. дела о выдаче судебного приказа – то есть судебного постановления о взыскании задолженности, которое выдается судьей единолично в явных, бесспорных случаях;

3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствуют спор о детях; а также – о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска – не более пятидесяти тысяч руб;

4. другие дела, вытекающие из семейно-правовых отношений, за исключением:

Всех дел по спорам о детях (об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства и т.д.);

О лишении и ограничении родительских прав;

Об усыновлении (удочерении) ребенка;

О признании брака недействительным;

5. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, за исключением:

Дел о наследовании имущества;

Дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности;

6. дела об определении порядка пользования имуществом;

7. дела об административных правонарушениях, отнесенных законом к компетенции мирового судьи.

Кроме того, мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствах в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.


Все дела, отнесенные к компетенции мирового судьи, рассматриваются и разрешаются им единолично.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков , которые определяются законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысячи человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Поскольку мировые судьи являются судьями субъектов, порядок назначения их на должность определяется ФЗ «О мировых судьях» и законами субъекта РФ. Кандидат на должность мирового судьи должен являться гражданином РФ, иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет; кроме того, он должен сдать квалификационный экзамен.

Закон предусматривает два способа назначения мировых судей на должность. Так, мировые судьи могут либо назначаться или избираться на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, либо избираться на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Мировой судья назначается на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях срок полномочий должен составлять не менее пяти лет.

Работу мирового судьи обеспечивает его аппарат, структура и штатное расписание которого устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта РФ.

Следующим звеном в подсистеме территориальных судов являютсясуды общей юрисдикции города или районав формулировке ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ» - районный суд.

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе , территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Закон допускает создание судебных районов, охватывающих несколько административно-территориальных единиц субъекта РФ (межрайонный суд).

Районный (городской) суд общей юрисдикции является тем звеном судебной системы, на которые возложено исполнение наибольшего объема работы. В компетенцию районного суда входит:

I. осуществление правосудия, а именно :

1. рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел в первой инстанции;

2. пересмотр в апелляционном порядке решений мирового судьи;

3. пересмотр дел по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.

II. Реализация иных видов судопроизводства, а именно:

1. рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях;

2. вынесение решения об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста или залога, а также – о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста;

3. осуществление судебного контроля на основании положений Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.;

4. вынесение судебных решений об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действия, нарушающих конституционные права и свободы граждан;

5. обобщение судебной практики и анализ судебной статистики.

Что касается организации судов общей юрисдикции города (района), то она зависит от штатной численности судей. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем суда общей юрисдикции в соответствующим субъекте. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Федеральными судами общей юрисдикции в субъекте РФ являются: верховные суды республик в составе РФ, краевые суды, областные суды, городские суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд Еврейской автономной области, суды автономных округов. Данные суды рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Рассматриваемые суды действуют в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум суда общей юрисдикции субъекта РФ состоит из председателя суда, его заместителей, входящих в состав президиума по должности, и наиболее опытных и квалифицированных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Президиум суда общей юрисдикции субъекта РФ обладает судебными и несудебными полномочиями. Как судебный орган, он рассматривает:

1. дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей,

2. апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа,

3. дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Как несудебный орган Президиум решает наиболее общие вопросы организации и деятельности суда (например, утверждает составы судебных коллегий, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики и т.д.).

Судебные коллегии суда общей юрисдикции субъекта РФ утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда. Председатель суда общей юрисдикции субъекта РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дела в составе другой коллегии. Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, а также - по вновь открывшимся обстоятельствам.

Так, в первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам рассматривает:

1. гражданские дела, связанные с государственной тайной,

2. дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права и свободы граждан;

3. дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности региональных отделенный политических партий, общественных объединений, религиозных организаций;

4. дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

5. дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ (за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);

5. дела о расформировании избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

6. дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам.

Подсудность уголовных дел , рассматриваемых судами общей юрисдикции субъектов РФ, установлена ч. 3 ст. 31 УПК в виде перечня дел о преступлениях, предусмотренных конкретными статьями УК РФ. В частности, к ним относятся дела об убийствах с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 УК РФ), о похищении человека с особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 126 УК РФ), об изнасиловании с особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 131 УК РФ) и о некоторых других, как правило, тяжких преступлениях.

Кроме того, судебные коллегии рассматривает:

1. в качестве суда апелляционной инстанции дела:- по жалобам и представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу;- по жалобам и представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;2. в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

Судьи (в том числе председатели, заместители председателя) судов города, района или субъекта Федерации назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей соответствующего уровня.

Кроме территориальных судов, к судам общей юрисдикции относятся военные суды, которые вошли в судебную систему РФ в 1999 году, сменив военные трибуналы, которые все время своего существования функционировали обособленно и не входили в единую судебную систему страны. 23 июня 1999 г. был принят ФКЗ «О военных судах РФ», который определил военные суды как федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

В компетенцию военных судов входит рассмотрение следующих категорий дел:

1. гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2. дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом РФ;

3. дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4. дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Кроме того, военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

Система военных судов на территории РФ построена не по территориальному, а по функциональному принципу, то есть военные суды дислоцируются по месту нахождения территориальных единиц органов военного управления - гарнизонов и военных округов (флотов).

Первым (основным) звеном военных судов является гарнизонный военный суд . Он создается на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов, и образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Судом второго (среднего) звена подсистемы военных судов является окружной (флотский) военный суд в составе председателя, его заместителей, других судей. В нем образуется президиум, а также могут быть созданы судебные коллегии и (или) судебные составы. Он действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Военная коллегия Верховного Суда РФ – суд высшего звена для военных судов. Она организационно входит в состав Верховного Суда РФ.

К судьям военных судов предъявляются те же требования, что к судьям других судов общей юрисдикции. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Правовой основой формирования судебной системы Российской Федерации является ст.118 Конституции РФ. На основе этой конституционной нормы разработан и принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.

История развития судебной власти в России показала нецелесообразность и невозможность слепого копирования зарубежного опыта в этой части государственного строительства. Особо тщательно приходится примерять «чужие одежды» судам общей юрисдикции как наиболее преобладающему подразделению судов. Они ближе всего стоят к населению и на них особенно влияют политические, экономические и правовые условия, в которых им приходится функционировать. Очень важно учесть исторические условия формирования системы судов общей юрисдикции, сложившиеся веками традиции, правовую культуру.

В Российской Федерации система судов общей юрисдикции построена с учетом федеративного устройства страны и административно-территориального деления.

С распадом СССР Россия стала самостоятельным независимым государством, которая могла теперь формировать свое федеративное устройство, исходя из внутренних обстоятельств, сложившихся внутрироссийских экономических, этнических, социальных и других связей. Конституция 1993 года, принятая путем всенародного референдума, закрепила состояние Российской Федерации из 89 субъектов федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область и 10 автономных округов.

При закреплении в Конституции наличия в России судебной власти (глава VII) и построения ее на более демократических началах пришлось учитывать основное назначение судебной власти - защита прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих в Российской Федерации. Для этого следовало приблизить суды, реализующие в первую очередь функцию правосудия, к населению. Объявленное реформирование судебной системы среди других условий предусматривало увеличение число звеньев судебной системы.

В соответствии с законом «О судебной системе Российской Федерации» система судов общей юрисдикции состоит из шести звеньев:

  • - Верховный Суд РФ;
  • - Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;
  • - районные суды;
  • - военные суды;
  • - специализированные федеральные суды;
  • - мировые судьи.

В ныне действующей системе судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ с нижестоящими судами связан только процессуально правовыми отношениями. Вопросами обеспечения деятельности судов занимается Судебный департамент, созданный на основе Федерального закона «О Судебном департамент при Верховном Суде Российской Федерации», вступивший в силу 14 января 1998 года.

Полномочия мировых судей определены Законом РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года.

Верховный Суд Российской Федерации согласно ст.126 Конституции РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В предусмотренных федеральным законом процессуальных формах он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура ныне действующего Верховного Суда: пленум, президиум, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, военная коллегия, кассационная палата.

Председатель Верховного суда назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии этого суда. Заместители председателя и другие судьи Верховного суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному в свою очередь на представлении председателя Верховного Суда и заключении квалификационной коллегии этого суда (ст.102,128 Конституции РФ и ст.13 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Пленум Верховного суда действует в составе председателя, заместителей председателя и в него входят все судьи этого суда. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства.

В состав Президиума Верховного Суда входят председатель, заместитель председателя и несколько судей, а всего Президиум действует в составе 13 судей.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также военная коллегия действуют в качестве суда первой и второй инстанции. Они вправе также рассматривать дела, по которым конкретные судебные постановления вступили в законную силу.

Осуществляя судебный надзор, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия и кассационная палата рассматривают дела в составе трех судей.

Решения, принятые Верховным судом РФ по первой инстанции могут быть пересмотрены этим же судом в кассационном и в надзорном порядке.

Ежегодно в Верховном Суде РФ рассматривается свыше 6 тысяч дел по первой инстанции и в кассационном порядке, около 5 тысяч дел пересматриваются в порядке надзора. Кроме того, в Верховном Суде разрешается свыше 90 тысяч жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения судов Российской Федерации. 1

Статья 104 Конституции РФ наделила Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы. Вопрос о внесении в Государственную Думу соответствующих законопроектов решается Пленумом Верховного Суда РФ.2 В настоящее время идет активная реализация судебной реформы, формируется законодательная база, вносятся существенные изменения в законодательство, поэтому Верховный Суд РФ широко пользуется правом законодательной инициативы. С момента принятия Конституции РФ Верховный Суд РФ 16 раз использовал свое право законодательной инициативы, которая была с предложениями о рассмотрении законодательной властью ряда проектов федеральных.

Описывая судебную систему РФ, мы исследуем ее по уровням, начав с Верховного Суда РФ, находящегося на высшей ступени судебной иерархической лестницы.

Третий уровень, находящийся ближе всех в системе судов общей юрисдикции к Верховному Суду РФ, занимают верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов.

Перечисленные суды обладают одинаковой компетенцией. В их ведении рассмотрение по первой инстанции наиболее сложных гражданских и уголовных дел. Они выступают в качестве второй инстанции при проверке дел по кассационным жалобам и кассационным протестам, поступившим из районных судов. Надо полагать, коль скоро для решений мировых судей не предусмотрено кассационного обжалования, то проверка решений, выносимых апелляционной инстанцией будет производиться судами третьего уровня в качестве третьей инстанции. Пересмотр судебных решений указанными судами производится в кассационном и надзорном порядке.

Кассационный пересмотр осуществляют судебные коллегии по гражданским и по уголовным делам. Пересмотр дел в надзорном порядке производится Президиумом. В состав Президиума входят председатель суда, заместители председателя и ряд наиболее опытных судей. Президиум имеет нечетное количество членов в своем составе. В кассационном порядке пересматриваются судебные решения, не вступившие в законную силу, в надзорном порядке - вступившие в законную силу.

Вторым звеном в системе судов общей юрисдикции являются районные суды. До введения мировых судей они составляли первое и основное звено, поскольку рассматривали основную массу гражданских, уголовных дел и административных материалов. В настоящее время объем работы районных судов можно определить через подсудность дел. Подсудность дел районным судам можно определить, исключив дела подсудности вышестоящим судам, а также мировым судьям и военным судам. Появление мировых судей и внесение изменений и дополнений в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы федеральными законами от 7 августа 2000 года произвели наделение районных судов полномочиями суда второй инстанции. К их компетенции отнесен пересмотр судебных решений, принятых мировыми судьями, в апелляционном порядке.

Специфика апелляционного пересмотра состоит в том, что, в отличие от пересмотра в кассационном и надзорном порядке он представляет возможность нового рассмотрения дела с личной явкой участников процесса, свидетелей, экспертов, проверкой различных доказательств и вынесением нового решения. Согласно дополнениям в процессуальное законодательство районный суд, либо утверждает тот приговор (решение), который вынес мировой судья, либо выносит новый.

В порядке реализации Концепции судебной реформы в декабре 1998 года принят закон «О мировых судьях в Российской Федерации».

Статья 1 указанного закона говорит, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

К компетенции районных судов относится также рассмотрение жалоб на действия и решения должностных лиц, нарушающих права граждан на стадии предварительного расследования преступлений.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность на судебных участках с численностью населения от 15 до 30 тысяч человек. Количество судебных участков и соответственно число мировых судей определяется по законодательной инициативе субъектов РФ, согласованной с Верховным Судом РФ и устанавливается федеральным законом (ст.4).

Поскольку мировые судьи являются судьями субъекта Федерации, порядок их назначения на должность отличается от порядка назначения на должность федеральных судей. Субъект Федерации в лице законодательного органа государственной власти определяет порядок назначения на должность мировых судей путем избрания представительным органом или населением.

Статья 5 Закона объявляет требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи: достижение 25 летнего возраста, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, несовершение порочащих его поступков, сдача квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

Назначается (избирается) мировой судья на срок, определенный субъектом федерации, но не более, чем на 5 лет. Повторно на ту же должность мировой судья также может быть назначен на срок, хотя и установленный субъектом федерации, но не менее, чем на 5 лет.

В компетенцию мировых судей входит рассмотрение определенных категорий гражданских дел, не отличающихся особой сложностью, уголовных дел, не влекущих применения суровых наказаний. Мировые судьи будут рассматривать также все дела об административных правонарушениях.

Дела, которые предстоит рассматривать мировым судьям, несложны только с точки зрения профессиональных судей и квалифицированных юристов. Для населения же и для каждого конкретного гражданина все дела, разрешение которых входит в компетенцию мировых судей, будут ощущаться как важные, ибо за ними, кто бы из судей их не слушал, стоят человеческие трагедии, боль, утраты, изменения в судьбе. Это подтверждает даже краткое перечисление дел, отнесенных к компетенции мировых судей.

Уголовные дела, рассматриваемые мировыми судьями, это дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы: гражданские дела, связанные с выдачей судебного приказа, дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающем пятисот минимальных размеров оплаты труда и некоторые другие категории дел.

Уже названные категории дел свидетельствуют о том, какую важную роль в жизни общества будет играть мировой судья, поэтому он должен быть доступен и понятен людям (миру), предполагается, что он будет доступным, поскольку ближе из всех судов находится к населению, чтобы скорее «гасить» конфликтную ситуацию, возникшую между отдельными членами общества и «умиротворять»людей, способствуя обретению или сохранению состояния социальной стабильности праведным решением (и поэтому судья - мировой).

Делопроизводство мирового судьи должно отличаться четкостью, простотой и понятностью для любого гражданина.

Предполагается, что аппарат мирового судьи, обеспечивающий его работу, будет немногочисленным: помощник мирового судьи, как занимающий должность государственного служащего категории «Б», должен иметь высшее юридическое образование, и секретарь как служащий государственной категории «В» должен иметь средне-специальное образование. 1

Военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил по территориальному принципу - по месту дислокации войск и флотов.

Как органы правосудия, военные суды выполняют единые для всех судов общие задачи, которые в специфических условиях Вооруженных сил проявляются как поддержание законности и установленного порядка несения воинской службы.

Военные суды под таким названием стали действовать с 21 апреля 1992 года после упразднения военных трибуналов, дислоцированных на территории РСФСР. Они включены в судебную систему РФ. Новый закон «О военных судах Российской Федерации» был принят 20 мая 1999 года Госдумой и 9 июня одобрен Советом Федерации.

Военные суды не являются судами чрезвычайными, создание которых запрещено ч.3 ст.118 Конституции РФ.

Систему военных судов образуют: гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды и военная коллегия Верховного Суда РФ.

Всего в РФ имеется 9 окружных военных судов, 3 флотских военных суда и действующий на правах Военного суда округа военный суд Ракетных войск стратегического назначения.

Военные суды рассматривают:

  • - уголовные дела, в совершении которых обвиняются военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы;
  • - дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;
  • - гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Решения Военной коллегии могут быть пересмотрены в кассационном и надзорном порядке коллегиями Верховного Суда по гражданским и по уголовным делам, а также Президиумом Верховного Суда РФ.

Практика обращения военнослужащих с жалобами в военный суд за защитой своих прав и свобод получила широкое распространение. Если в 1993 году с такими жалобами в военные суды обратилось около 3 тысяч военнослужащих, то в 1998 году - свыше 42 тысяч. В военные суды обращаются все категории военнослужащих.

Изложенная тема с указанием различных особенностей отдельных судов предоставляет возможность дать определение судебной системы в Российской федерации: Авторы, исследующие проблемы судебной власти и судебной системы, дают разные определения последней.

Судебная система - это совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной власти.

На взгляд автора, судебную систему Российской Федерации следует определять, учитывая, что независимая судебная власть, которую представляют суды, это одна из самых основных, даже ни с чем не сравнимых ценностей, необходимых каждому и всему нашему обществу в целом. Ценность еще не осознаваемая большинством населения из-за отсутствия разъяснения значения права, значимости полноценной независимой судебной власти.

Россия практически весь период своего исторического развития, рождаясь в неописуемых и до конца не описанных муках, выстрадала право иметь судебную власть. И вот в главе 7 Конституции России было обозначено и закреплено ее рождение.

Россия сейчас больше, чем другие страны, нуждается в постижении сути и смысла доктрины разделения властей и независимости суда. Крупная российская конституционная инициатива, возможно, является первой в истории нашей страны.

Независимая судебная власть должна иметь и органы реализующие ее функции, также независимые друг от друга внутри своей системы и это важно подчеркнуть. Не будет суд и судьи независимыми, если они будут оглядываться на то, как оценят их деятельность вышестоящие суды. Процессуальная связь между судами по конкретным делам - это обязательная, предусмотренная законом процедурность, обеспечивающая в конечном счете получение решения, характерной особенностью которого будет истинность, т.е. установление несомненного, непререкаемого положения, закрепленного в акте судебной власти. Да, разделение властей предполагает независимость и самостоятельность каждой ветви государственной власти друг от друга. Но судебная власть не сможет быть уравновешивающим началом, если она не будет действовать уверенно на основе внутреннего разумения, на основе высоконравственного профессионализма, скрепленного Законом. И каждый судья, каждый судебный орган должен вершить суд так, чтобы было ясно: он является законодателем по конкретному делу. Ведь решение суда - это закон по конкретному делу, спору, ситуации. Как показывает практика, более 95 % судебных актов (решений, приговоров, судебных приказов, постановлений) не обжалуются сторонами и участниками процесса. Это означает, что на каждом конкретном участке перед лицом населения судебная власть в подавляющем большинстве выносит непререкаемые решения. Мировой судья - являющийся первым звеном в судебной иерархии, тем более должен иметь, проявлять и демонстрировать свою независимость, что утверждает авторитет судебной власти. Подавляющее число населения России должно находить правду, и познать полноту справедливости не на верхней иерархической ступени судов, а внизу - на самой первой ее ступени.

Всякий суд, предусмотренный Конституцией РФ и действующий на основе Конституции, конституционных федеральных и федеральных законов, является государственным органом судебной власти и существляет ее от имени государства. Судебная власть проявляется также в обязательности исполнения судебных актов.

Судебная власть занимается правоприменительной деятельностью не только в форме правосудия. Реализуя предусмотренную Конституцией РФ функцию судебного контроля, судебная власть обладает реальной возможностью не применять юридические акты, которые носят не правовой характер и из правового явления (формы выражения права) превращаются в средство противоправного нормотворчества и инструмент насилия.

С учетом изложенного, предлагается следующее определение судебной системы в Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации - это совокупность независимых судов, реализующих функцию судебной власти, имеющих общие задачи по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей, объединенных едиными принципами организации и деятельности, применяющих одни и те же материальные законы и подчиняющиеся инстанционному согласованному законодательству.

    Мировые судьи

    Районный суд

    Суды субъектов РФ

    Верховный Суд РФ

    Военные суды

Мировые судьи

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

    уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

    дела о выдаче судебного приказа;

    дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

    иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

    дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

    дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

    дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

    дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;

    дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Районный суд

Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:

    рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;

    рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

    рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

    рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

Кроме того, районный суд решает вопросы:

    о продлении срока содержания под стражей;

    помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

    производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

    производстве обыска и (или) выемки в жилище;

    производстве личного обыска;

    производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

    наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

    наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

    временном отстранении обвиняемого от должности;

    контроле и записи телефонных и иных переговоров;

В ходе досудебного производства рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством.

Состав суда. Районный суд состоит из: председателя суда, заместителя председателя районного суда, судей, аппарата суда (секретарей судебного заседания, заведующего канцелярией по гражданским и уголовным делам, архивариуса, делопроизводителя, консультанта суда, администратора суда).

Суд общей юрисдикции - суд, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Суд общей юрисдикции - государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

- совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции :

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Задачи функции судов общей юрисдикции:

Защита нарушенных или оспариваемых прав.

Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.

Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

Деятельность по осуществлению правосудия.

Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.

Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.

Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.

Деятельность по разъяснению законодательства.

Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ

15. Органы юстиции и система органов юстиции. Минюст рф. Направления деятельности Минюста рф.

“Юстиция” - термин, использующийся в юридической литературе для обозначения совокупности судебных учреждений или их деятельности по осуществлению правосудия.

Организация и деятельность органов юстиции основаны на Законе РФ “О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации”, а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ. На органы юстиции возлагаются следующие задачи:- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; - проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - организационно-правовое обеспечение судебной реформы; - государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней; - регулирование сферы правового обслуживания; контроль за исполнением законодательства; правовая информатизация и другие. Система органов юстиции состоит из:- Министерства юстиции РФ;- министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной области, Москвы и Санкт-Петербурга;- органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.

Министерство юстиции Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать реализацию государственной политики в сфере юстиции. Министерство юстиции возглавляет министр, который по должности входит в Правительство Российской Федерации.

Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Однако в настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая правоохранительная функция, как исполнение наказаний, назначенных судом, и других судебных решений.

Основными направлениями деятельности Министерства юстиции относятся:

1. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

2. Проведение юридической экспертизы правовых актов.

3. Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

4. Обеспечение установленного порядка деятельности судов. Эта функция возложена на службу судебных приставов, входящую в систему органов Министерства юстиции.

5. Исполнение судебных актов и актов других органов.

6. В связи с проведением реформы пенитенциарной системы страны и совершенствованием системы исполнения уголовных наказаний в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" предусматривается передать уголовно-исполнительную систему в ведение Министерства юстиции и возложить на Министерство юстиции функцию по обеспечению исполнения уголовных наказаний.

7. Организация и развитие системы юридических услуг.

8. Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.

9. Контроль за исполнением законодательства. При осуществлении такого контроля Министерство юстиции наделено функциями:

* запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений;

* вносить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

10. Реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.

11. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделки с ними, создание Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

12. Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.

13. Взаимодействие с адвокатурами и нотариатом в целях обеспечения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи; выдача лицензий на право нотариальной деятельности; координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

14. Руководство деятельностью учреждений судебной экспертизы, создание их, развитие и совершенствование.

15. Обеспечение кадрами органов и учреждений юстиции, повышение квалификации кадров. В сфере кадровой политики государства Министерство юстиции взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями по подготовке юридических кадров; организует работу по обеспечению кадрами органов и учреждений юстиции, их профессиональную учебу, а также подготовку и повышение правовой квалификации кадров для федеральных органов исполнительной власти.

Суд общей юрисдикции означает судебный и правой орган, который оказывает охватывает свою деятельность на всю территорию государства с целью оказания правосудия по разного рода уголовным и гражданским спорам, а также об нарушениях разного рода административных правил и норм. Данные суды названы судами общей юрисдикции, так как в их компетенцию входит рассмотрение и принятия решение большого количества неразрешенных вопросов.

Данные суды оказывают влияние по всей территории государства РФ, а также распространены по всем административным единицам устройства страны. При этом они являются доступными для каждого. Граждане страны имеют полное право обратиться в суд общей юрисдикции с правовыми вопросами или спорами, при условии, что вышеописанные случаи установлены законом. Поэтому, очень важно грамотно разбирать и понимать понятие: Что такое суд общей юрисдикции?

Каждый суд общей юрисдикции принят в общую систему правового государства в качестве подсистемы. Такое означает, что любой суд такого направления одновременно входит в систему общих судов. Хотя далеко не все правовые органы относятся к таким судам. К примеру, Конституционный суд, арбитражные и уставные суды РФ такими понятием не охватываются. Поэтому, такие нормы как «общая правовая система РФ» и «суд общей юрисдикции» соотносятся друг перед другом лишь с философской точки зрения.

В законодательстве «О суде общей юрисдикции» прописаны следующие федеральные, конституционные законы: «О судебной системе РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О военных правовых органах РФ». В данных приложениях прописаны положения, которые в полной мере отображают всю судебную систему общей юрисдикции, полномочия и структура, отличия организации и взаимодействие с другими должностными лицами или правовыми органами.

Что понимают под судом общей юрисдикции?

Согласно 1 статьи конституционного федерального закона государства "О судах общей юрисдикции" систему таких судов составляют 2 группы судов: суды общей юрисдикции субъекта и федеральные суды общей юрисдикции. В основе такой дифференциации лежит способ для формирования судебных органов разного рода. К федеральным судам относятся правовые органы, созданные при помощи федерального законодательства, а к судам субъектов РФ - суды или судебные должностные лица, назначение которых осуществляется в установленном законодательством порядке того или другого субъекта государства.

Федеральные суды общей юрисдикции- это Верховный Суд государства, суды автономных и районные округов, городские правовые органы и межрайонные, специализированные правовые органы, полномочия, их порядок деятельности и образования которых осуществляют федеральным конституционным законом, различных уровней военные правовые органы,верховные правовые органы республик, краевые, областные правовые органы, суды городов федерального значения, правовые органы автономных областей.

К судам общей юрисдикции, которые образованны субъектами страны, относятся мировые судьи.

Суды общей юрисдикции во время своей деятельности применяют федеральное законодательства и, при необходимости, законодательство субъектов РФ, другие нормативные правовые акты и международные договора, общепризнанные нормы международного права и принципы.


Расследование автомобильной аварии и определение степени виновности каждого участника очень часто бывает затруднено отсутствием беспристрастных и незаинтересованных свидетелей....