Закон о лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности как условие осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозя

Лицензией является разрешительный документ, подтверждающий наличие у субъекта хозяйственной деятельности возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности. Лицензирование позволяет государству осуществлять контрольные функции через косвенное влияние на СПД, основанное прежде всего, на установлении правовых основ лицензирования. Система лицензирования в Украине находится в процессе становления. Об этом свидетельствует большое количество проблем и противоречий, возникающих вокруг вопроса лицензирования некоторых видов хозяйственной деятельности, а также противоречивого и сложного процесса формирования системы органов лицензирования, который проходит с неоправданными расходами и сбоями, отражающий проблемы и трудности украинской экономики на сегодняшний день.

Основными нормативными документами , определяющими порядок получения лицензии в Украине являются:
1) от 01.06.2000 года № 1775-III;
2) от 04.07.2001 года №756.

Процедура поручения лицензии разделяется на следующие стадии :
1. Обращение субъекта хозяйствования с заявлением в соответствующий орган лицензирования;
2. Рассмотрение заявления и принятие решения;
3. Выдача лицензии в случае отсутствия оснований для отказа в ее выдаче.

Кроме того, в отдельных случаях может иметь место стадия проведения конкурса на получение лицензии, что связано с необходимостью обеспечения эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов, применение новейших технологий и оборудования, создания выгодных для государства условиях эксплуатации таких ресурсов, лицензирования видов хозяйственной деятельности, осуществление которых связано с использованием ограниченных ресурсов, в случае поступления нескольких заявлений о выдаче лицензий.

Cрок выдачи лицензии составляет десять рабочих дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии и документов, прилагаемых к заявлению, если специальным законом, регулирующим отношения в определенных сферах хозяйственной деятельности, не предусмотрен иной срок выдачи лицензии на отдельные виды деятельности.

Сталкиваясь с вопросом получения лицензии необходимо знать, что Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» определяет ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования..

Так, вышеуказанным законом определены следующие виды ответственности органов лицензирования в Украине:
- согласно части 5 статьи 19 Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» орган лицензирования несет ответственность за сохранность лицензионного дела;
- частью 1 статьи 22 Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» должностные лица органов лицензирования и специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования в случае несоблюдения законодательства в сфере лицензирования несут ответственность согласно закона.

К сожалению, эти нормы не в полной мере отражают баланс интересов органов лицензирования и хозяйствующих субъектов, так как за нарушение порядка лицензирования и лицензионных условий относительно субъектов хозяйствования установлены четкие меры ответственности (штрафные, аннулирование лицензии и т.п.). В то же время, за задержку в выдаче лицензии, невыдачу лицензии, нарушение других требований законодательства орган лицензирования максимум может нести ответственность в форме восстановления нарушенного права субъекта хозяйствования.

Лицензиату необходимо обращать особое внимание на случаи, при которых лицензия может быть аннулирована. Аннулирование лицензии может происходить как вследствие правомерных действий или событий (заявление об аннулировании лицензии, смерть предпринимателя лицензиата), так и вследствие нарушения лицензиатом требований действующего законодательства Украины.

Так, частью 1 статьи 21 Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» приведены 9 оснований аннулирования лицензии . Но анализ этих положений позволяет сделать вывод о том, что приведенный перечень является исчерпывающим, т.е. не допускается лишение лицензии по основаниям, не указанным в статье 1 указанного закона.

Основания для аннулирования лицензии

з аявление лицензиата об аннулировании лицензии

акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий

наличие в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей сведений о нахождении юридического лица в состоянии прекращения путем ликвидации (пребывания физического лица - предпринимателя в состоянии прекращения предпринимательской деятельности)или о государственной регистрации его прекращения (государственнойрегистрациипрекращения предпринимательской деятельности физического лица -предпринимателя)

нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица - предпринимателя

акт о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии

акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности

акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений
лицензионных условий

акт о невозможности лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности

акт об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования или специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования

Кроме того , с учетом подзаконных актов к доплнительным основаниям аннулирования лицензии можно также отнести:

наличие решения суда об ограничении физического лица - предпринимателя в дееспособности, признания его психически больным и т.д.

осуждение предпринимателя лицензиата к уголовному наказанию в виде запрета заниматься видом деятельности, на который выдана лицензия

нарушение лицензиатом налогового и другого законодательства

наличие лицензиата в "черных списках" органов по борьбе с отмыванием средств, полученных незаконным путем

несоответствие деятельности лицензиата требованиям международных обязательств Украины в сфере экологии (например, в области производства пестицидов и агрохимикатов, обращения с опасными отходами и т.д.)

другие причины

К сожалению, эти нормы не в полной мере отражают баланс интересов органов лицензирования и хозяйствующих субъектов, так как за нарушение порядка лицензирования и лицензионных условий относительно субъектов хозяйствования установлены четкие меры ответственности (штрафные, аннулирования лицензии и т.п.). В то же время, за задержку в выдаче лицензии, невыдачу лицензии, нарушение других требований законодательства орган лицензирования максимум может нести ответственность в форме восстановления нарушенного права субъекта хозяйствования.

Деятельности

4 мая 2011 г. был принят новый Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный закон продолжил тенденцию унификации законодательства о лицензировании и регулирования на уровне федерального законодательства видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также необходимость четкого определения круга участников процесса лицензирования и детализации полномочий лицензирующих органов.

В соответствии со ст. 3 Закона под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов, связанная с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Действие нового Закона в первую очередь состоит в установлении единого исчерпывающего перечня видов деятельности, осуществление которых требует получения соответствующей лицензии, и определении порядка лицензирования.

Одновременно новым Законом определен закрытый перечень видов деятельности, лицензирование которых регламентируется нормами специальных законодательных актов (ст. 1 Закона). К ним, в частности, относятся следующие виды деятельности: кредитная, биржевая, страховая, профессиональных участников рынка ценных бумаг, образовательная, оборот этилового спирта и другие.

Рассмотрим наиболее значимые изменения сферы лицензирования и порядка осуществления лицензирования, введенные новым Законом.

В первую очередь следует отметить значительное сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию. Так, в настоящее время не подлежат лицензированию:

– риэлтерская, оценочная деятельности;

– деятельность ломбардов;

– издательская деятельность;

– производство драгоценных металлов;

– организация и проведение лотерей и некоторые другие виды деятельности.

Регулирование лицензирования осуществляется только Правительством РФ в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики и только по тем направлениям, которые установлены ст. 12 Закона.

Согласно ст. 3 Закона в качестве отдельного принципа осуществления лицензирования закреплено установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Характеристика состава работ и услуг относительно того или иного вида деятельности должна определяться на основании нового Закона и принятых Правительством РФ соответствующих положений о лицензировании отдельных видов деятельности.


Согласно ст. 9 Закона лицензии выдаются бессрочно.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

В настоящее время установлен единый в отношении всех видов деятельности (за исключением тех, которые регулируются отдельными законами) размер лицензионного сбора – 2 600 рублей.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в срок до 45 дней со дня поступления соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, тогда как ранее этот срок составлял 60 дней.

Введены также определенные изменения процедуры контроля со стороны государства за соблюдением лицензиатом законодательства о лицензировании. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции (см. подробнее Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям, запрашивать при этом у лицензиата необходимые объяснения и документы, составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений, выносить предприсания, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений, а также выносить предупреждения лицензиатам.

На каждый вид деятельности, в отношении которого установлено обязательное лицензирование, предоставляется отдельная лицензия. Указанная лицензия является сугубо индивидуальной и действует только в отношении получившего ее юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Лицензия предоставляется при обращении соискателя лицензии с заявлением в соответствующий лицензирующий орган. Перечень документов, представляемых вместе с заявлением для получения лицензии, в общем виде остался неизменным.

При отказе лицензирующего органа в предоставлении лицензии соискателю направляется уведомление об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.

Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации либо несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, либо ранее лицензия данного заявителя была анулирована.

Порядок осуществления лицензирующими органами процедур по приостановлению действия лицензий, возобновлению их действия и аннулированию лицензий регулируется ст. 20 Закона.

Так, в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий действие лицензии может быть приостановлено до устранения нарушения. В течение указанного срока лицензиат обязан устранить выявленные нарушения и уведомить лицензирующий орган в письменной форме об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

При устранении лицензиатом выявленных нарушений и подтверждении этого в результате проведенной лицензирующим органом проверки действие лицензии возобновляется. Возобновление действия лицензии осуществляется бесплатно.

В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Соответствующие решения о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводятся до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Указанные решения могут быть обжалованы лицензиатом в установленном порядке.

8.1. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности как условие осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования.

8.2. Порядок получения лицензии, переоформление и получение дубликата лицензии.

8.3. Ответственность за правонарушения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности.

Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности как условие осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования

В некоторых случаях, предусмотренных Законом, сам по себе факт государственной регистрации недостаточен для занятия отдельными видами деятельности, требуется также получение лицензии.

За несколько лет, прошедших с того момента, когда впервые был определен перечень лицензируемых видов деятельности, включавший сначала только 11 видов деятельности, он был увеличен во много раз (до 112). В последнее время этот перечень сокращен примерно до 60, однако все же более чем в 5 раз превышает первичный перечень и постоянно меняется.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим лицензирование, является Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 г..

Действие Закона "О лицензировании..." распространяется на всех субъектов хозяйствования. Лицензирование банковской деятельности, внешнеэкономической деятельности, лицензирование каналов вещания, лицензирование в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии, лицензирования в сфере интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с законами, которые регулируют отношения в этих сферах.

Лицензия - документ государственного образца, удостоверяющий право ли-цензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока при условии выполнения лицензионных условий.

Лицензирование - выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений о ликвидации нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Субъектами отношений, возникающих в связи с лицензированием, является, с одной стороны, субъект хозяйствования, а с другой - орган лицензирования.

Орган лицензирования - орган исполнительной власти, определенный Кабинетом Министров Украины, или специально уполномоченный исполнительный орган местных советов относительно лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности.

Основными принципами государственной политики в сфере лицензирования являются:

Обеспечение равенства прав, законных интересов всех субъектов хозяйствования;

Защита прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан;

Защита окружающей среды и обеспечение безопасности государства;

Установление единого порядка лицензирования видов хозяйственной деятельности на территории Украины;

Установление единого перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию.

Лицензионные условия определены в Законе двояким образом. Так, в ст. 1 ЗУ лицензионные условия определены как установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, обязательных для выполнения при проведении видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию.

Порядок получения лицензии, переоформление и получение дубликата лицензии

Предприятие, который намерен проводить определенный вид лицензионной хозяйственной деятельности, обращается в соответствующий орган лицензирования с заявлением установленного образца о выдаче лицензии.

К заявлению о выдаче лицензии прилагается копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или копия справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, заверенная нотариально или органом, выдавшим оригинал документа.

Органа лицензирования запрещается требовать от субъектов хозяйствования другие документы, не указанные в Законе.

Заявление о выдаче лицензии остается без рассмотрения, если:

Заявление подано (подписано) лицом, не имеющим на это полномочий;

Документы оформлены с нарушением требований закона.

Об оставлении заявления о выдаче лицензии без рассмотрения заявитель уведомляется в письменной форме с указанием оснований оставления заявления о выдаче лицензии без рассмотрения в 10-дневный срок.

После устранения причин, которые являются основанием для вынесения решения об оставлении заявления о выдаче лицензии без рассмотрения, заявитель может повторно подать заявление о выдаче лицензии, которое рассматривается в порядке, установленном Законом.

Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в срок не позднее 10 рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов, если иное не установлено специальным законом.

Сообщение о принятии решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче лицензии являются:

1) недостоверность данных в документах, представленных заявителем для получения лицензии;

2) несоответствие заявителя согласно поданным документам лицензионным условиям, установленным для вида хозяйственной деятельности, указанного в заявлении.

В случае отказа в выдаче лицензии на основании выявления недостоверных данных в документах, представленных заявителем, о выдаче лицензии, предприятие может подать в орган лицензирования новое заявление о выдаче лицензии не ранее чем через 3 месяца с даты принятия решения об отказе в выдаче лицензии.

В случае отказа в выдаче лицензии на основании несоответствия заявителя лицензионным условиям, установленным для вида хозяйственной деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии, предприятие может подать в орган лицензирования новое заявление о выдаче лицензии после устранения причин, послуживших основанием для отказа в выдачи лицензии.

Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

Срок действия лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности устанавливается КМУ по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, но не может быть менее 3 лет. В постановлении КМУ "О сроке действия лицензии на ведение определенных видов хозяйственной деятельности, размеры и порядок зачисления платы за ее выдачу" от 29.11.2000 г.. № 1755 установлено, что срок действия лицензии на осуществление деятельности по предоставлению услуг радиосвязи (с использованием радиочастот) составляет 10 лет, по предоставлению услуг телефонной связи (кроме ведомственных объектов) - 15 лет, по техническому обслуживанию сетей телерадиовещания - 5 лет. Таким образом, в указанной постановлении КМУ указаны как общий срок действия лицензий (3 года), так и специальные сроки, установленные для некоторых вышеназванных видов предпринимательской деятельности.

Выдача лицензии на срок менее 3 лет или отказе в продлении срока лицензии дают субъекту предпринимательства вправе обратиться в суд или хозяйственный суд за защитой своих интересов

Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является центральный орган исполнительной власти, осуществляется на всей территории Украины.

Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является местный орган исполнительной власти или специально уполномоченный исполнительный орган советов, осуществляется на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Для каждого филиала, каждого обособленного подразделения лицензиата, которые будут проводить хозяйственную деятельность на основании полученной им лицензии, орган лицензирования выдает лицензиату заверенные им копии лицензии, подтверждающие право филиала или другого структурного подразделения лицензиата на проведение определенного вида хозяйственной деятельности.

За выдачу копии лицензии взимается плата в размере 1 необлагаемого минимума доходов граждан. Плата за выдачу копии лицензии зачисляется в Государственный бюджет Украины.

В случае если лицензиат намерен проводить указанный в лицензии вид хозяйственной деятельности после окончания срока ее действия, он должен получить новую лицензию в порядке, установленном настоящим Законом. Новая лицензия выдается органом лицензирования не ранее последнего рабочего дня действия ранее выданной лицензии.

Лицензиат не может передавать лицензию или ее копию другому юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности.

Плата за лицензию - это разовый платеж, который вносится субъектом хозяйствования за получение лицензии. Плата за выдачу лицензий вносится после принятия решения о выдаче лицензии.

Основаниями для переоформления лицензии являются:

1) изменение наименования юридического лица (если изменение наименования не связано с реорганизацией юридического лица) или фамилии, имени и отчества физического лица - субъекта предпринимательской деятельности;

2) изменение местонахождения юридического лица или места жительства физического лица - субъекта предпринимательской деятельности;

3) изменения, связанные с проведением лицензиатом определенного вида хозяйственной деятельности.

В случае возникновения оснований для переоформления лицензии лицензиат обязан в течение 10 рабочих дней подать в орган лицензирования заявление о переоформлении лицензии вместе с лицензией, подлежащей переоформлению, и соответствующими документами или их нотариально заверенными копиями, которые подтверждают указанные изменения.

Орган лицензирования в течение 3 рабочих дней с даты поступления заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему, обязан выдать переоформленную на новом бланке лицензию с учетом изменений, указанных в заявлении о переоформлении лицензии.

Срок действия переоформленной лицензии не может превышать срока действия, указанного в лицензии, переоформлялась.

За переоформление лицензии взимается плата в размере 5 тысяч рублей. Плата за переоформление лицензии зачисляется в Государственный бюджет Украины.

Лицензиат, подавший заявление и соответствующие документы о переоформлении лицензии, может проводить свою деятельность на основании справки о приеме заявления о переоформлении лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности, которая выдается органом лицензирования при подаче заявления о переоформлении лицензии.

Основаниями для выдачи дубликата лицензии являются:

Потеря лицензии;

Повреждение лицензии.

В случае потери лицензии лицензиат обязан обратиться в орган лицензирования с заявлением о выдаче дубликата лицензии, к которому прилагается документ, удостоверяющий внесение платы за выдачу дубликата лицензии. Если бланк лицензии не пригоден для пользования вследствие его повреждения, лицензиат подает также соответствующему органу лицензирования непригодную для использования лицензию.

Срок действия дубликата лицензии не может превышать срока действия, который указывался в утраченной или поврежденной лицензии.

Лицензиат, подавший заявление и соответствующие документы для выдачи дубликата лицензии вместо утраченной или поврежденной, может проводить свою деятельность на основании справки о подаче заявления о выдаче дубликата лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности, которая выдается органом лицензирования при подаче заявления о выдаче дубликата лицензии.

Орган лицензирования обязан в течение 3 рабочих дней с даты получения заявления о выдаче дубликата лицензии выдать заявителю дубликат лицензии вместо утраченной или поврежденной.

За выдачу дубликата лицензии вместо утраченной или поврежденной лицензии взимается плата в размере 5 тысяч рублей. Плата за выдачу дубликата лицензии зачисляется в Государственный бюджет Украины.

Ответственность за правонарушения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности

Аннулирование лицензии является одной из распространенных санкций, применяемых Лицензионной палатой Украины.

Аннулирование лицензии - лишение лицензиата органом лицензирования права на проведение определенного вида хозяйственной деятельности.

Ст. 21 ЗУ "О лицензировании..." называет основания ее аннулирования. Это:

1) заявление лицензиата об аннулировании лицензии;

2) акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий (повторное нарушение - осуществление лицензиатом в течение срока действия лицензии повторного нарушения определенных лицензионных условий после применения санкций за аналогичное нарушение);

3) решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования;

4) нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица - субъекта предпринимательской деятельности;

5) акт о выявлении недостоверных сведений в документах, предоставленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;

6) акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности;

7) акт об установлении факта непредоставления в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии;

8) акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;

9) невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности.

Орган лицензирования принимает решение об аннулировании лицензии в течение И0 рабочих дней с даты установления оснований для аннулирования лицензии, которое вручается лицензиату с указанием оснований аннулирования не позднее 3 рабочих дней с даты его принятия.

Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через 10 дней со дня его принятия.

Если лицензиат в течение этого времени подает жалобу в экспортно-апелляционный совет, действие этого решения органа лицензирования приостанавливается до принятия соответствующего решения специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.

Предприятие может получить новую лицензию на право проведения хозяйственной деятельности не ранее чем через 1 год с даты принятия решения органа лицензирования об аннулировании предыдущей лицензии в случае, если она была аннулирована на основании указанных в пп. 2, 5, 6, 7, 8.

В практике возможны случаи неправомерного применения органами лицензирования такой санкции, как аннулирование лицензии. Для защиты прав предпринимателей, ущемляются в таких случаях, необходима возможность судебного обжалования таких действий компетентных органов. В ст. 4 Закона "О лицензировании..." указано, что решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

Общие положения о лицензировании содержатся в ХК (ч. ст.91), ХК (ст.14, ч.З ст.43).

Базовые документы — Закон от 1.06.00 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», Порядок формирования, ведения и пользования сведениями лицензионного реестра и представления их в Единый лицензионный реестр, утв. постановлением КМУ от 8.11.00; Перечень органов лицензирования, утв. постановлением КМУ от 14.11.00 ., постановление КМУ от 20.11.00 «О введении лицензии единого образца для определенных видов хозяйственной деятельности «; постановление КМУ от 29.11.00 «О сроке действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, размеры и порядок зачисления платы за ее выдачу»; Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, утв. постановлением КМУ от 4.07.01.

Понятие лицензирования (ст.1 Закона) — выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Общая характеристика лицензирования:

1. Предметом лицензирования является лицензия — документ государственного образца, удостоверяющий право лицензиата на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока при условии выполнения лицензионных условий.

2. Лицензия удостоверяет право лицензиата на осуществление соответствующей деятельности.

3. Лицензированию подлежит хозяйственная деятельность.

Следует отличать хозяйственную деятельность, осуществляемую лицом с целью производства продукции, торговли, оказания услуг, выполнения работ для других юридических или физических лиц, от деятельности, хотя и имеет признаки хозяйственной, однако производится исключительно для обеспечения собственных нужд, поскольку последняя не требует лицензирования (не подлежит лицензированию деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров служебными автомобилями за исключением перевозок, выполняемых на коммерческой основе (п. 1.5 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом).

Исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, установлено 9 Закона. Однако лицензирование банковской деятельности, внешнеэкономической деятельности, каналов вещания, в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии, в сфере интеллектуальной собственности — осуществляется по специальным законам.

4. Лицензия выдается на определенный срок, то есть право, удостоверенное лицензии, является срочным (постановление КМУ от 29.11.00 ., Минимальный срок — 3 года).

5. Условием действительности лицензии является соблюдение лицензиатом лицензионных условий (обязательные требования как к лицензиату, так и к порядку осуществления им деятельности, подлежащей лицензированию. Они имеют вид нормативно — правового акта, принимаемого Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства совместно с профильным министерством или ведомством).

Государственное управление в сфере лицензирования

Согласно ст. 4 Закона о лицензировании реализацию государственной политики в сфере лицензирования осуществляют КМУ, специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, а также органы исполнительной власти, определенные КМУ и специально уполномоченные исполнительные органы советов.

Специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства: разрабатывает основные направления развития лицензирования, разрабатывает проекты нормативно — правовых актов по вопросам лицензирования, осуществляет надзор за соблюдением органами лицензирования и лицензиатами законодательства в сфере лицензирования и дает разъяснения по его применению, определяет формы документов в сфере лицензирования и правила их оформления; утверждает совместно с органами лицензирования лицензионные условия.

Непосредственное выполнение законодательства в сфере лицензирования возложено на органы лицензирования, (перечень которых утвержден постановлением КМУ от 14.11.00.): Выдают и переоформляют лицензии, выдают дубликаты лицензий, принимает решение о признании лицензий недействительными; осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий; издают распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий; аннулируют лицензии.

Государственные контролирующие органы, в том числе органы ГНС также осуществляют контроль в сфере лицензирования в пределах своих полномочий.

Порядок выдачи лицензии — субъект хозяйствования подает:

— заявление, в котором указывает сведения о себе (ЮЛ — наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код, а ФЛ — фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный номер) вид хозяйственной деятельности, на осуществление которого заявитель намеревается получить лицензию;

— копию свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или копию справки о внесении в Единый государственный реестр, заверенная нотариально или органом, выдавшим оригинал документа.

Дополнительно — документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, утв. постановлением КМУ от 4.07.01.

Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в срок не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии и документов, которые прилагаются. Основания отказа:

— недостоверность данных в документах, представленных заявителем, для получения лицензии;

— несоответствие заявителя согласно поданным документам лицензионным условиям.

В случае отказа в выдаче лицензии на основании выявления недостоверных данных в документах, представленных заявителем о выдаче лицензии, субъект хозяйствования может подать в орган лицензирования новое заявление о выдаче лицензии не ранее чем через 3 месяца с даты принятия решения об отказе.

В случае отказа в выдаче лицензии на основании несоответствия заявителя лицензионным условиям, новое заявление может быть подано после устранения причин отказа.

После принятия решения о выдаче лицензии заявитель должен внести плату за ее выдачу (20 необлагаемых минимумов доходов граждан, если органом лицензирования является центральный орган исполнительной власти, или 15 тысяч рублей, если органом лицензирования является местный орган исполнительной власти) (кроме специально определенных видов. Например, размер платы за выдачу лицензии на изготовление парфюмерно — косметической продукции — 600 тысяч рублей).

Орган лицензирования должен оформить лицензию не позднее чем за 3 рабочих дня со дня поступления документа, подтверждающего внесение платы. Если заявитель в течение 30 календарных дней не подал документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии, или не обратился в орган лицензирования для получения оформленной лицензии, орган лицензирования, оформивший лицензию, имеет право отменить решение о выдаче лицензии или принять решение о признании такой лицензии недействительной.

Для каждого филиала, подразделения лицензиата, которые осуществляют хозяйственную деятельность на основании полученной им лицензии, орган лицензирования выдает лицензиату заверенные им копии лицее.

Основания:

— изменение наименования юридического лица (если изменение наименования не связано с реорганизацией юридического лица) или ФИО физического лица;

— изменение местонахождения юридического лица или места жительства физического лица;

— изменения, связанные с осуществлением лицензиатом определенного вида хозяйственной деятельности.

В случае возникновения оснований для переоформления лицензии лицензиат обязан в течение 10 рабочих дней подать органу лицензирования заявление о переоформлении лицензии вместе с лицензией, подлежащей переоформлению, и соответствующими документами или их нотариально заверенными копиями, которые подтверждают указанные изменения. Не переоформленная в установленный срок лицензия является недействительной.

Орган лицензирования в течение 3 рабочих дней с даты поступления заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к ней, обязан выдать переоформленную на новом бланке лицензию с учетом изменений, указанных в заявлении о переоформлении лицензии.

За переоформление лицензии взимается плата в размере 5 тысяч рублей.

Аннулирование лицензии

основаниями:

— заявление лицензиата об аннулировании лицензии;

— акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий;

— решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования;

— нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица;

— акт о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;

— акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности;

— акт об установлении факта не подачи в установленный срок сообщения об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии;

— акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;

— невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности;

— акт об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования или специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.

Орган лицензирования принимает решение об аннулировании лицензии в течение 10 рабочих дней с даты установления оснований для аннулирования лицензии, которое вручается (направляется) лицензиату с указанием оснований аннулирования не позднее 3 рабочих дней с даты его принятия.

Реферат

«Лицензирование»

Выполнила:

Студентка 1TUR2rus

Ибришим Кристина Проверил:

Михалаки Ю.

Введение. 3

Лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности 4

Аннулирование лицензии. 6

Надзор, контроль и ответственность в сфере лицензирования. 7

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА о лицензировании отдельных видов деятельности 9

Заключение. 23


Введение

Темой данного реферата является лицензирование отдельных видов деятельности. Мне кажется, что данная тема очень важна для изучения прежде всего в настоящее время. Как известно, основные экономические институты в нашей стране все еще находятся на стадии становления, поэтому важно именно сейчас разобраться в тонкостях функционирования отдельных их составляющих. Тема лицензирования особенно выделяется в ряду вопросов такого рода. Обратимся к Гражданскому Кодексу. Вот как там введено определение лицензии и лицензирования:

Статья 49. Правоспособность юридического лица

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Как видно из данного определения, лицензия необходима для получения разрешения на занятие определенным видом деятельности. Первый напрашивающийся самый простой вывод - этот вид деятельности является необычным и особенно важным, если было решено выделить его из ряда других сфер бизнеса, специальное разрешение на работу в которых не требуется. Принимая этот вывод за основу, я попытался пойти несколько дальше и выделить среди видов деятельности, подлежащих лицензированию, самые важные в макроэкономическом смысле. То есть я попытался выбрать “лучших из лучших”. Таких видов деятельности я насчитал три:

· ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

· ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРИ ЭКСПОРТЕ И ИМПОРТЕ ТОВАРОВ;

· ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ.


Первые две отрасли касаются внешнеэкономических связей. Баланс экспорта и импорта, качественное наполнение этих двух видов деятельности, как правило, дают достаточно полную информацию о состоянии дел в экономике любой страны. Анализ ввозимых товаров (т.е. импорта) и вывозимой продукции (т.е. экспорта) позволяют судить об уровне развития промышленной базы страны и развитости ее экономики. Для пресечения подрыва национальной экономики, экологии, здоровья нации любое государство строго регламентирует порядок экспортно-импортных операций, устанавливая на этом рынке свои жесткие “правила игры”. С этих позиций рассмотрение лицензирования данных отраслей представляется мне крайне важным.



Лицензирование на рынке ценных бумаг представляет интерес опять же с точки зрения важности функционирования всего рынка ценных бумаг. Такой рынок появился в России совсем недавно и также переживает фазу становления. Однако при рыночном укладе экономики, рынок ценных бумаг оказывает влияние практически на все остальные ее сферы, следовательно, от его состояния во многом зависит состояние экономики в целом. Конкретно в российских условиях, когда не закончена приватизация, для подъема промышленного производства требуются банковские кредиты, состояние рынка ценных бумаг определяет очень и очень многое.

Лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности

В нескольких случаях, предусмотренных законом, сам по себе факт государственной регистрации недостаточен для занятия отдельными видами деятельности, требуется также получение лицензии.

Перечень около 60 видов деятельности, которые не могут осуществляться без лицензии, определяются в Законе «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г., который является основным нормативно-правовым актом, регулирующим лицензирование.

В этой сфере основными являются понятия «лицензия» и «лицензирование», которые определены в законе.

Лицензия – документ государственного образца, удостоверяющий право лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течении определенного срока при условии выполнения лицензионных условий.

Лицензирование – выдача, переоформление и аннулирование лицензии, выдача дубликатов лицензии, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль над соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Субъектами отношений, возникающих в связи с лицензированием, является, с одной стороны, субъект хозяйствования, а с другой – орган лицензирования.

Субъект хозяйствования, имеющий намерение осуществлять определенный вид лицензируемой хозяйственной деятельности, лично или через уполномоченный им орган или лицо обращается в соответствующий орган лицензирования с заявлением установленного образца о выдачи лицензии.

Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или об отказе ее выдачи в срок не позднее чем десять рабочих дней с даты поступления заявления о выдачи лицензии и документов, прилагаемых к заявлению, если специальным законом, регулирующим отношения в определенных сферах хозяйственной деятельности, не предусмотрен иной срок выдачи лицензии на отдельные виды деятельности.

Основаниями о принятии решения об отказе в выдаче лицензии являются:

Недостоверность данных в документах, поданных заявителем, для получения лицензии;

Несоответствие заявителя согласно поданным документам лицензионным условиям, установленным для вида хозяйственной деятельности, указанного в заявлении о выдачи лицензии.

Срок действия лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, но не может быть менее трех лет.

Для каждого филиала, каждого обособленного подразделения лицензиата, которые будут проводить хозяйственную деятельность на основании полученной им лицензии, орган лицензирования выдает лицензиату заверенные им копии лицензии, которые регистрируются в журнале учета заявлений и выданных лицензий. Заверенная органом лицензирования копия лицензии является документом, подтверждающим право филиала или другого структурного подразделения лицензиата на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности.

За выдачу лицензии взимается плата, размер и порядок зачисления которой в Государственный бюджет Украины устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Плата за лицензию – это разовый платеж, вносимый субъектом хозяйствования за получение лицензии.

Плата за выдачу лицензии вносится после принятия решения о выдачи лицензии.

Одним из видов лицензирования является переоформление лицензии. Основаниями для переоформления лицензии являются:

Изменение наименования юридического лица(если изменение наименования не связанно с реорганизацией юридического лица) или фамилии, имени, отчества физического лица – субъекта предпринимательской деятельности;

Изменение местонахождения юридического лица или места жительства физического лица – субъекта предпринимательской деятельности;

Изменения, связанные с осуществлением лицензиата определенного вида хозяйственной деятельности, указанного в ст.9 Закона.

В случаи возникновения оснований для переоформления лицензии лицензиат обязан в течении десяти рабочих дней подать в орган лицензирования заявление о переоформлении лицензии вместе с лицензией, подлежащей переоформлению, и соответствующими документами или их нотариально заверенными копиями, подтверждающие указанные изменения.

Не переоформленная в срок лицензия является недействительной.

Лицензиат обязан уведомлять орган лицензирования о всех изменениях данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдачи лицензии. В случаи возникновения таких изменений лицензиат обязан в течении десяти рабочих дней подать в орган лицензирования соответствующее уведомление в письменной форме с документами или их нотариально заверенными копиями, подтверждающими указанные изменения.

Основанием для выдачи дубликата лицензии является потеря и повреждение лицензии.

Наряду с общими правилами лицензирования, предусмотренными в Законе, в отношении некоторых видов деятельности установлены специальные правила, которые предусматривают определенные особенности. Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04.99 г. №753 утверждено Положение о порядке выдачи лицензии Национальной комиссией регулирования электроэнергетики на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Таким образом, лицензирование – необходимое условие осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, предусмотренных Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», означающее необходимость получение лицензии в установлено законодательном порядке.

С момента получения лицензии возникает право предпринимателя осуществлять соответствующий вид деятельности, которое он может реализовать в течении сока действия лицензии, по истечению которого право прекращается(в нескольких случаях, определенных законодательством, возможно прекращение такого права раньше истечения срока действия лицензии, например при аннулировании лицензии).