Что нам готовит новый закон? ФЗ об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ — Российская газета 220 федеральный закон о пассажирских

В январе 2018 года исполнилось 2 года, как вступил в силу № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», но споры о нем не утихают и по сей день.

Этот вопрос регулярно поднимается во время поездок руководителей Минтранса в регионы. На различных площадках - коллегиях, селекторных совещаниях, профессиональных форумах и конференциях - представители Минтранса России, региональных органов власти, общественных организаций, эксперты обсуждают реализацию этого закона в субъектах РФ. Газета «Транспорт России» собрала разные мнения о реализации № 220-ФЗ и представляет на суд читателей заочный «круглый стол», посвященный этой теме.

Какие же задачи ставили перед собою разработчики № 220-ФЗ, учитывая, что на долю автомобильного и городского наземного электрического транспорта сегодня приходится 76% от пассажиропотока на всех видах транспорта?

Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул: - Работа над законопроектом шла около 10 лет и была вызвана необходимостью установления единого для всей страны механизма допуска перевозчиков к осуществлению перевозок на регулярных маршрутах. До принятия № 220-ФЗ в субъектах РФ использовались различные подходы к осуществлению регулярных автомобильных перевозок и контроля за ними. При этом на региональном и местном уровнях встречались случаи необоснованных административных барьеров для перевозчиков, а также нарушения перевозчиками установленных требований, что снижало безопасность перевозок.

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников: - Напомню, что во время работы над этим законопроектом существовала точка зрения, что нет необходимости регулировать этот вопрос на федеральном уровне, субъекты сами разберутся, как им выстраивать взаимоотношения с перевозчиками. Но жизнь показала, что это не так. Со временем пришло понимание того, что в законах обязательно нужно прописывать четкий перечень оснований, по которым чиновник может что-либо запретить. Поэтому № 220-ФЗ создавался в том числе и для того, чтобы исключить самодеятельность властей, которая процветала на региональном уровне.

Николай Асаул: - При разработке данного закона мы старались учесть интересы всех сторон: перевозчиков, пассажиров-льготников, региональных властей и муниципалитетов. В сфере межмуниципальных и муниципальных автомобильных перевозок впервые на уровне федерального закона были определены единые принципы регулирования таких перевозок для всех субъектов. Раскрыты полномочия регионов и муниципалитетов в области транспортного обслуживания населения как автомобильным, так и городским наземным электрическим транспортом. Региональные органы власти наделены полномочиями по установлению, изменению и отмене маршрутов. Появились две формы допуска для перевозчиков: по регулируемым тарифам через заключение муниципального контракта и по нерегулируемым тарифам по итогам открытого конкурса.

Основными новеллами № 220-ФЗ в сфере межрегиональных перевозок являются:

Закрепление за федеральным центром в лице Минтранса России (совместно с ФБУ «Росавтотранс») полномочий по организации перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, ведению реестра таких маршрутов и реестра остановочных пунктов по этим маршрутам; определение четких правил при проведении процедуры установления, изменения и отмены межрегиональных маршрутов; введение нормы о необходимости соответствия оборудования автовокзалов и автостанций минимальным требованиям, утвержденным Минтрансом России, как условия использования этих объектов на межрегиональных маршрутах; установление административной ответственности за нарушение закона, в том числе при осуществлении перевозок без карт маршрутов - до 300 тыс. руб., за посадку и высадку пассажиров вне установленных остановочных пунктов - до 5 тыс. руб. на водителя за каждый факт нарушения.

Как нормы закона были реализованы на практике?

Николай Асаул: - На конец января 2018 года в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок включены сведения о 3766 маршрутах и 2771 остановочном пункте, из которых 1110 - это автовокзалы и автостанции, 1661 - расположены на дорогах общего пользования, причем на федеральных дорогах зарегистрированы 1296 объектов, в то время как на всей региональной маршрутной сети - лишь 365 объектов. При этом мы отмечаем, что только 38% межрегиональных маршрутов регулярных перевозок имеют свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов, а 62% межрегиональных перевозок осуществляются вне закона, поскольку в реестре отсутствуют остановочные пункты. Причина - в сложной процедуре регистрации остановочных пунктов. Для исправления ситуации в декабре 2017 года были внесены изменения в № 220-ФЗ, согласно которым обязанность и полномочия по регистрации остановочных пунктов на территории субъекта возложены на руководство субъекта.

Юрий Свешников: - Основная идея закона была в том, что все легально работающие на день принятия закона перевозчики могут продолжать работать и дальше как минимум пять лет, а региональные чиновники обязаны выдать им все правоустанавливающие документы. Перевозчики в течение 30 дней с момента принятия № 220-ФЗ должны были проинформировать региональные и муниципальные органы о параметрах эксплуатации своих маршрутов для формирования реестров регулярных автобусных маршрутов.

Закон установил четыре правовых основания легальной законной работы перевозчика: наличие договора с органом власти, паспорта маршрута (для междугородных перевозчиков), допуска или нормативно-правового акта, регулирующего деятельность по перевозке пассажиров. По истечении 180 дней с момента принятия № 220-ФЗ органы власти в регионах должны были составить реестры регулярных автобусных маршрутов, по истечении 270 дней - выдать перевозчикам временные карты маршрутов, действительные на срок действия правового основания законности маршрута. Перевозчикам, у которых этот срок заканчивался в течение года со дня принятия № 220-ФЗ, временные карты маршрутов выдавались до июля 2016 года. После этого всем перевозчикам, получившим временные карты маршрутов, местные власти обязаны были выдать свидетельства на право эксплуатации маршрута и постоянные маршрутные карты. Однако во многих регионах перевозчики по разным причинам не успели уложиться в 30-дневный срок, в результате их маршруты не были включены в новые реестры, и они в одночасье стали нелегалами.

Удалось ли решить проблему административных барьеров?

Президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов: - Одна из основных целей № 220-ФЗ - защита перевозчиков от административных вольностей - не достигнута. Региональные органы власти стремятся сохранить под новой вывеской прежние возможности «рулить» бизнесом, а суды, прокуратура и антимонопольные органы в большинстве случаев встают на сторону администрации. В результате бизнес несет потери, страдают хозяйствующие субъекты с большим опытом работы и с хорошей репутацией, которые стали заложниками действия или бездействия органов власти.

Плохую службу сыграла предоставленная органам власти свобода принятия решений по открытию маршрутов. В результате несогласованных действий региональных и муниципальных властей появилось много дублирующих друг друга межмуниципальных и муниципальных маршрутов.

Немало вопросов вызывает и установление порядка изменения маршрутов. Известны многочисленные случаи, когда органы власти давали перевозчику свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту, а на следующий день требовали изменить маршрут. Сверхсложный порядок формирования реестра остановочных пунктов на межрегиональных маршрутах привел к тому, что этот реестр в полном объеме не сформирован до сих пор.

Юрий Свешников: - Мы даже подумать не могли, что нарушения № 220-ФЗ в регионах достигнут такого уровня. Где-то существенно был расширен список оснований для изъятия свидетельства у перевозчика, в целом ряде субъектов РФ вообще ставилось под сомнение право перевозчиков работать по нерегулируемым тарифам или проводились торги на заключение госконтракта по цене 1 коп./км пробега (?!). Как можно в этом случае играть на понижение? Оказывается, можно, если поставить цену 1 коп./2 км пробега.

Олег Старовойтов: - Конкурсные процедуры стали одним из самых проблемных вопросов. Право органов власти на местах устанавливать требования к перевозкам по нерегулируемым тарифам породило обширную судебную практику.

Широкое распространение получили махинации с применением такого критерия конкурсного отбора, как количество ДТП в расчете на среднее количество транспортных средств, которыми владел перевозчик в течение года, предшествующего конкурсу. Дошло до того, что даже добросовестные перевозчики перед проведением конкурсов начали заключать фиктивные договоры аренды транспортных средств и за счет этого резко улучшать значение данного критерия. Нередки случаи, когда перевозчик выигрывал конкурс, заявив транспортные средства с немыслимыми характеристиками, но после получения свидетельства о своих обязательствах забывал. При этом ни контролирующие органы, ни органы власти ничего не предпринимали для прекращения действия этого свидетельства.

Не секрет, что в регионах тарифы в два раза ниже себестоимости и не во всех субъектах Федерации из бюджетов соответствующих уровней выделяются субсидии перевозчикам, из-за чего они вынуждены экономить в том числе и на безопасности. По данным Минтранса, сегодня убыточными являются порядка 60% предприятий общественного транспорта и 80% - организаций городского электрического транспорта. Какой выход из этой ситуации?

Николай Асаул: - Напомню, что на заседании президиума Госсовета при Президенте РФ в Ульяновске, где обсуждались вопросы комплексного развития пассажирских перевозок в регионах, особый акцент был сделан на необходимости определения реальной, справедливой и экономически обоснованной стоимости транспортной работы. Мониторинг показал, что после принятия № 220-ФЗ наметилась тенденция установления заказчиком начальной нулевой цены контракта при проведении конкурсов на организацию автоперевозок, что ставило перевозчиков на грань выживания. Экономить приходилось на всем: зарплатах водителей, обслуживании техники, соблюдении требований технологической и транспортной безопасности. В ряде субъектов РФ рост тарифов на пассажирские перевозки в 2015-2016 годах был в два раза ниже уровня инфляции.

Во исполнение поручений Президента РФ Минтранс издал приказ от 8 декабря 2017 года о порядке определения начальной максимальной цены контракта при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, что создает экономическую основу взаимоотношений между органами власти и перевозчиками, позволяет объективно учитывать специфику осуществления закупок в сфере регулярных перевозок. Также утверждена методика определения максимальной начальной цены контракта. Эти документы носят обязательный характер, и мы рассчитываем, что в 2018 году будут созданы реальные механизмы для улучшения финансового состояния автотранспортных предприятий.

Юрий Свешников: - Несмотря на все сложности, № 220-ФЗ дает возможность субъектам РФ сформировать удобную и экономически обоснованную модель пассажирских перевозок. Важно то, что теперь органы власти на местах могут сформировать маршрутные сети, исходя из своих бюджетных возможностей. При этом они должны решить уравнение с тремя неизвестными и свести воедино: стоимость единицы транспортной работы, посчитанной по федеральной методике, величину тарифа для населения и количество денег в бюджете, заложенных на транспорт. И уже исходя из этого открывать определенное количество маршрутов с регулируемыми тарифами, а все остальное отдать бизнесу.

Научно доказано: если рентабельность менее 9,5%, то транспортное предприятие не может устойчиво работать, а если перевозчик хочет обновлять подвижной состав и менять его каждые семь лет, то рентабельность должна быть 22,5%. Надо, наконец, определиться: у нас тарифы социально ориентированные или экономически обоснованные? Если они социально ориентированные, тогда федеральный бюджет должен дотировать регионы, чтобы они могли компенсировать перевозчикам разницу в стоимости тарифа до уровня рентабельности, причем не только ГУПам и МУПам, но и частным компаниям. Если тарифы все же экономически обоснованные, то местные власти должны устанавливать стоимость единицы транспортной работы по методике определения максимальной начальной цены контракта.

Характерно, что ряд регионов в рамках № 220-ФЗ не издали ни одного подзаконного акта, а в 50% муниципальных образований не реализуются полномочия, данные № 220-ФЗ. Неисполнение отраслевого закона в течение длительного времени должно приводить к каким-то правовым последствиям?

Николай Асаул: - В октябре 2016 года Генеральная прокуратура РФ провела мониторинг правоприменения № 220-ФЗ органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в муниципальных образованиях, который выявил следующие проблемы: невключение в соответствующие реестры маршрутов, сведения о которых перевозчики не успели подать в 30-дневный срок после вступления в силу ст. 39 № 220-ФЗ, и произвольное закрытие маршрутов в течение действия переходного периода; в 28% субъектов РФ не были приняты нормативные правовые акты о порядке установления, изменения и отмены маршрутов; в ряде субъектов РФ в реестры были включены маршруты регулярных перевозок как осуществляемые по регулируемым тарифам, в то время как перевозчики не получали ни субсидий, ни дотаций из бюджетов, но перевозили пассажиров по фиксированным тарифам; в субъектах РФ действуют различные требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.

По результатам мониторинга были внесены представления органам исполнительной власти субъектов РФ о необходимости устранения нарушения законодательства РФ.

К сожалению, субъекты Федерации пока недостаточно активны в этом вопросе, мы считаем, что и в дальнейшем участие прокуратуры было бы весьма нелишним, чтобы действенным образом понудить руководителей субъектов исполнять федеральное законодательство.

Перевозчики отмечают важность соблюдения региональными властями норм № 220-ФЗ и, самое главное, установления ответственности не только для них, но и для органов власти при исполнении данных нормативно-правовых актов. Только при соблюдении этих условий можно организовать транспортное обслуживание в регионах на должном уровне. В декабре 2017 года был принят № 480-ФЗ, который призван исправить недочеты № 220-ФЗ. Среди принципиальных изменений: уточнение характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок; установление перечня требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам; исключение дублирования межмуниципальных маршрутов межрегиональными и другие.

По данным Ространснадзора, примерно 15% всех проверок были связаны с реализацией № 220-ФЗ. За все время действия закона выданы более 4 тыс. заключений по остановочным пунктам. В 2017 году проверены более 8 тыс. предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, и более 120 тыс. автобусов в процессе их эксплуатации. По итогам этих проверок составлены 12 тыс. протоколов об административных правонарушениях, что на 46% больше по сравнению с 2016 годом. Сумма штрафов составила более 218 млн руб. (рост в 1,5 раза).

Как отмечают в службе, планомерная работа по борьбе с нелегальными перевозчиками ведется только в четырех городах, где приняты нормативные акты, направленные на создание специализированных стоянок для хранения транспортных средств.

В заключение хотелось бы привести слова руководителя Ространснадзора Виктора Басаргина, которые он сказал на итоговой коллегии службы: «Не проходит и недели, чтобы кто-то из субъектов не попросил новых полномочий по передаче контрольно-надзорных функций по исполнению № 220-ФЗ, - говорил Виктор Басаргин. - Однако если бы регионы выполняли все полномочия, данные им в рамках № 220-ФЗ, у них спина согнулась бы от тяжести. Одного этого достаточно, чтобы ликвидировать нелегальных перевозчиков и обеспечить безопасные перевозки пассажиров».

1. Владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

2. Условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект.

3. Пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (далее - договор оказания услуг). Владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещается:

1) навязывать указанным лицам платные услуги, в которых они не заинтересованы;

2) взимать плату за пользование элементами обустройства автомобильных дорог.

4. Расторжение договора оказания услуг допускается по соглашению сторон или по решению суда.

5. Владелец объекта транспортной инфраструктуры обязан разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о платных услугах, оказываемых на данном объекте юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект, включая тарифы на такие услуги.


Судебная практика по статье 34 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А56-67810/2017

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    И городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 220-ФЗ), частью 4 статьи 34 которого предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается только по соглашению сторон или по решению суда, уведомление о расторжении договора от 08.08....

    Решение от 17 декабря 2018 г. по делу № А51-12404/2018

    Решение от 13 декабря 2018 г. по делу № А51-12571/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А56-83394/2017

    Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)

    Без заблаговременного уведомления Предпринимателя, в связи с чем последний был лишен возможности предпринять какие-либо меры, направленные на уменьшение возможного размера убытков. Частью 4 статьи 34 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается по соглашению сторон или по решению суда. Закон № 220-ФЗ вступил в силу...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А50-22012/2018

    8); владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании (пункт 9). В силу положений части 3 статьи 34 Закона № 220-ФЗ пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А56-27302/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    Разногласий по договору в гражданско-правовом порядке, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные. Как усматривается из материалов дела, Предприятие, направляя соответствующие оферты перевозчикам, руководствовалось положениями статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А60-37053/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    О том, что приказом истца от 22.01.2018 г. № 10 утверждены платные услуги, единые для всех перевозчиков противоречит с ч.ч. 2, 3 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, содержанию названного приказа, и обстоятельствам дела. Ответчик также не согласен с выводом суда о том, что отсутствие заключенного договора...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-12575/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-4913/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 26 ноября 2018 г. по делу № А15-2776/2018

    Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)

    Перевозок пассажиров и багажа, основанием для прекращения свидетельства явилось нарушение обществом требований пункта 7 части 1 ст. 29 указанного Закона №220- ФЗ. Частью 1 статьи 34 Закона №220- ФЗ предусмотрено, что владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, ...

Ажиотаж по поводу уже вступившего в силу 11 января 2016 года федерального закона № 220-ФЗ набирает обороты

Одних перевозчиков закон вдохновил – появилась реальная возможность разделить транспортные услуги на регулярные перевозки по регулируемым тарифам и нерегулируемым. А это обещание свободы ценообразования для «коммерческих» автобусов. Другие боятся краха своей предпринимательской деятельности – ходят слухи о сокращении частного автобусного парка республики.

О маршрутных автобусах Башкортостана сегодня и их будущем в связи с введением нового закона, рассказал Председатель РОО «Союз автопредпринимателей Республики Башкортостан» Куляшов Олег Ильич.

Олег Ильич, тема пассажирских перевозок частными перевозчиками актуальна всегда, как бы ни менялись правила организации перевозок, ведь общественный транспорт касается практически всех и каждого.

Споры о плюсах и минусах частных маршруток не утихают. Из плюсов для пассажиров очевидны: скорость и маневренность, остановки по требованию. Не стоит забывать и о том, что негосударственные перевозчики развивают отрасль как инвесторы – они вкладывают в бизнес деньги, закупая автобусы и оборудуя производственные площадки. Ну а недостатками являются: в первую очередь - стоимость проезда 20-25 руб. против 18 руб. на социальных маршрутах, на которые выделяются бюджетные дотации. Частник тоже хотел бы возить пассажиров по таким же ценам, но из-за отсутствия соответствующей системы бюджетной компенсации для частников, не в состоянии этого сделать, в связи с сегодняшней дороговизной топлива, запасных частей, ремонта и других эксплуатационных материалов. Но коммерческие перевозки просто необходимы, чтобы в полном объеме обеспечить потребности населения в транспортных услугах и создания конкуренции, направленной на повышение качества оказываемых услуг. Города республики усиленно отстраиваются, вводятся новые микрорайоны, где частные перевозчики, в отличие от государственных, являются, «группами мобильного реагирования» новых маршрутов.

Впервые в истории Российской Федерации на территории всей страны вводятся единые принципы организации пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями. На Ваш взгляд, чего стоит ожидать от нововведений?

Ажиотаж, в связи с принятием федерального закона № 220-ФЗ («Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...»), я считаю, создается искусственно недобросовестными перевозчиками. Ни о каком сокращении автобусных маршрутов не может быть и речи! Во-первых – это будет нарушением прав пассажиров, так как пассажиры уже привыкли к определенному транспортному трафику маршрутов, планируя свое передвижение, а во-вторых, это логически приводит к сокращению рабочих мест, что в нынешней экономической ситуации крайне нерентабельно.

Принятый закон очень и очень не плох. В нем есть небольшие недочеты, которые могут в будущем оказать негативное влияние на развитие маршрутной сети и конкуренцию между перевозчиками. Но результаты от его реализации зависят от совместных действий власти и перевозчиков. В первую очередь, он должен быть полностью исполнен чиновником, а затем предпринимателем, только тогда будет виден положительный эффект от всех нововведений. Так как, по своей сути, закон позволяет в полной мере навести порядок на рынке пассажирских перевозок.

Какие «подводные камни» ожидают перевозчиков? И какие основные преимущества становятся очевидными для пассажиров?

Наша организация была приглашена в Москву на «Всероссийское совещание по реализации федерального закона 220-ФЗ от 13.06.2015г.» для изучения его положений и правил их применения, где присутствовали представители перевозчиков, представители органов местного самоуправления и представители исполнительной власти субъектов РФ из всех регионов России. По результатам изучения положений Федерального закона № 220-фз и правил их применения, были получены сертификаты о знании соответствующих положений и правил их применения.

Если предприниматель, то есть перевозчик, исполнил закон – в полном объеме подал документы для включения своих маршрутов в реестр маршрутов муниципального транспорта в срок до 12 августа 2015г., то ему не грозят июньские штрафы. Все предприниматели, выполнившие свои обязательства, должны быть включены в реестр регулярных маршрутов без исключения, как это установлено статьей 39 Федерального закона № 220-фз.

Правда, на данном этапе, почему то не все действующие маршруты в него включены, о чем мы сообщили в январе текущего года начальнику управления транспорта администрации ГО г. Уфа РБ Храмову Сергею Владимировичу с просьбой разобраться в данной ситуации, так как отказ для включения в реестр действующих маршрутов, по которым были своевременно представлены необходимые сведения, законом не предусмотрен.

Алгоритм действия таков: подача документов в реестр - проверка данных – выдача маршрутных карт – выдача свидетельства на маршрут. Если на одном маршруте работает несколько предпринимателей, то меняется нумерация маршрута. Пассажиры, в данном случае, будут четко видеть, какое количество перевозок предоставляет тот или иной предприниматель на одном и том же маршруте. А это, в свою очередь, предоставляет пассажиру право выбора перевозчика. На открывающиеся маршруты, например, в новом микрорайоне, администрацией города (района) проводится конкурс, где рассматриваются перевозчики, предлагающие лучшую рентабельность маршрута и качество услуг.

Закон 220-ФЗ тем и хорош, что упорядочивает порядок отношений между чиновниками и перевозчиками, упорядочивает работу и защищает права перевозчиков и повышает качество услуг для пассажиров. Помимо всего, у предпринимателей появилась возможность претендовать на равные условия с муниципальными компаниями по установлению регулируемых тарифов и получения бюджетной поддержки. Если администрация дает предпринимателям дотации, то коммерческие перевозки сравняются по цене с социальными, что так же только на пользу пассажирам.

Олег Ильич, все вышесказанное можно подытожить – никакого негатива от федерального закона № 220-ФЗ ждать не стоит?

Повторюсь – принятый закон хорош! Неоспоримые плюсы и для пассажиров и для перевозчиков. И тот перевозчик, кто исполнил закон – будет работать! Если все, изначально чиновники, а затем предприниматели добросовестно выполнят все пункты нового закона, то не будет угрожающих штрафов, а профессия водителя, наконец, обретет свой прежний престиж.

Региональная общественная организация «Союз автопредпринимателей РБ»

Создана в январе 2002 года, а 31 марта 2004 года получила государственную регистрацию и приобрела юридический статус.

С момента создания работа Общественной Организации направлена на защиту законных интересов тех, кто хочет честно развивать малый и средний бизнес, работать без препонов со стороны чиновников разного уровня, тех, кто ежедневно сталкивается с административными барьерами. За эти годы накоплен большой опыт работы по социальной и правовой защите автопредпринимателей. Обращения в высшие и местные органы государственной и исполнительной власти, представление интересов автопредпринимателей и водителей в судебных инстанциях позволили защитить законные интересы сотен людей от произвола чиновников. Сегодня в рядах членов организации состоят более 500 автопредпринимателей, водителей и других категорий граждан, занятых в автотранспортном обслуживании населения из Уфы, Баймака, Белорецка, Благовещенска, Давлеканово, Иглино, Раевки и Стерлитамака.

Мы провели небольшой опрос общественного мнения в городе Уфе по поводу нововведений в связи с вышеуказанным законом. Пассажиры, в основном, не ведают ни о каких нововведениях и не ощущают на себе каких-то изменений относительно проезда. Часть опрошенных уже в курсе данного закона и полагает, что количество маршрутов значительно уменьшится, так как «прикроют» всех нелегальных перевозчиков. Однако население города настроено оптимистично, в надежде что все встанет на свои места и город не останется без транспорта.

Тема.

Чтобы осуществлять перевозку пассажиров и багажа, необходимо соблюдать множество законодательных норм. Главным постановлением, регулирующим сферу деятельности организаций, осуществляющих перевозки, является закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный Закон № 220 был принят депутатами Государственной Думы 30 июня 2015 года. Сотрудники Совета Федерации одобрили законопроект 8 июля того же года. В законную силу вступил документ 13 июля.

Помните, что все поездки не зависимо от типа транспорта регламентируются уставом автомобильного транспорта РФ (последняя редакция закона ).

1-ая статья настоящего Федерального Закона содержит предмет регулирования. Согласно рассматриваемому законодательному акту, в качестве предмета регулирования выступает — организация постоянных маршрутов по транспортировке пассажиров и багажа наземным транспортным средством. Также законодательный акт определяет:

  • путь и рейс общественного транспортного средства;
  • изменение маршрутного пути;
  • отмену конкретного рейса;
  • контроль в области регулярных перевозок.

Состоит Федеральный Закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из 8 глав и 42 статей. Основные положения ФЗ № 220:

  • Глава 1 (ст 1-3) содержит общие положения закона — основные понятия, правовое регулирование;
  • Глава 2 (ст 4-10) описывает правила организации межрегиональных регулярных перевозок;
  • Глава 3 (ст 11-24) указывает на принципы организации систематических перевозок по муниципальным маршрутам;
  • Глава 4 (ст 25-26) обуславливает правила ведения реестра по регулярным перевозкам;
  • Глава 5 (ст 27-29) содержит указания по оформлению и переоформлению документов о регулярных перевозках пассажиров и багажа;
  • Глава 6 (ст 30-34) характеризует перечень требований, предъявляемый к объектам транспорта и к транспортной инфраструктуре;
  • Глава 7 (ст 35-37) содержит условия по осуществлению контроля за регулярными перевозками на общественном транспорте;
  • Глава 8 (ст 38-42) состоит из заключительных положений настоящего закона № 220.

Вышеуказанные главы ФЗ РФ № 220 преследуют цель — установить права, обязанности и ответственность пассажиров и перевозчиков. В настоящий закон изменения не вносились.

По закону, для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным транспортом, водителю необходимо иметь при себе пакет документов:

  • лицензия, позволяющая осуществлять подобные регулярные перевозки;
  • водительские права, подтверждающие умения водителя управлять транспортным средством из категорий — D, DE, D1 и так далее;
  • страховой полис ОСАГО;
  • путевой лист, означающий право следовать установленному маршруту;
  • справка из медицинского учреждения, свидетельствующая о надлежащем здоровье водителя;
  • документ, подтверждающий, что ТС прошло техосмотр;
  • технический паспорт ТС.

При отсутствии одного из вышеперечисленных документов или при отказе их предъявить — водитель будет оштрафован сотрудниками дорожной полиции.

Скачать федеральный закон 220

Согласно положениям настоящего закона, все пассажиры и перевозчики обязаны соблюдать определенные нормы. Требования, предъявляемые к водителям:

  • обязательное наличие водительского удостоверения соответствующей категории;
  • знать и соблюдать правила дорожного движения;
  • следить за техническим состоянием транспортного средства;
  • при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа обязательно иметь при себе пакет необходимых документов;
  • ехать по специальному маршруту с соблюдением расписания передвижения транспортного средства;
  • осуществлять прием и выдачу багажа пассажирам;
  • следить за выполнением пассажирами правил безопасности при поездке;
  • высаживать людей из транспортного средства в специализированных местах при осуществлении заправки;
  • при посадке пассажиров обязательно надо проверять наличие билетов;
  • останавливать ТС только в специальных местах;
  • периодически проходить медицинский осмотр;
  • продавать билеты до отправления ТС;
  • соблюдать опрятный внешний вид и вежливо относиться к пассажирам;
  • сообщать все остановки, указанные в маршрутном листе.

По закону, при переезде на общественном транспорте пассажиры обязаны соблюдать правила:

  • приобретать посадочный билет до начала поездки;
  • садиться на место, указанное в билете;
  • сохранять билет до окончания поездки и предъявлять его контролеру;
  • прибыть на место отправления заранее до отъезда (за 15 минут);
  • при произошедшем ДТП, незамедлительно сообщить в спасательную службу;
  • не мусорить в салоне ТС;
  • не отвлекать водителя во время управления ТС.

Если водитель и пассажир не соблюдают вышеуказанные правила, то им грозит штраф за нарушения правил Федерального Закона № 220. Для изучения правил регулярных перевозок, рекомендуется ознакомиться со всеми аспектами настоящего законодательного акта. Скачать закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно по

Изменения, внесенные в 220 ФЗ «Перевозка пассажиров»

Во все законодательные акты время от времени вносятся изменения, поправки и дополнения. Периодическая корректировка законов необходима для поддержания актуальности законопроектов. Но в рассматриваемый закон о маршрутном транспорте изменения еще не вносились.

Статья 34 закона о регулярных перевозках людей и багажа

В рассматриваемой статье закреплены правила пользования объектами транспортной инфраструктуры. Данные правила гласят, что пользование платными услугами, которые оказываются на транспортном объекте, должны осуществляться на основании подписанного договора. По закону, с владельцем объекта заключить договор вправе — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник простого товарищества. Согласно о пассажирских перевозках ФЗ, владельцу объекта транспортной инфраструктуры нельзя:

  • навязчиво предоставлять платные услуги, не интересующие юридическое лицо;
  • обязывать юридических лиц платить за пользование элементами обустройства автомобильных дорог. (Читайте )

В последней редакции законодательного акта изменения в настоящую статью не вносились.

Федеральный Закон о пассажирских перевозках ст 23

23 статья содержит в себе требования, которым должны соответствовать участники открытого конкурса. Принять участие в открытом конкурсе могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники простого товарищества. Все перечисленные участники должны соответствовать следующим требованиям:

  • иметь специальную лицензию на ведение деятельности по перевозке пассажиров;
  • иметь в собственности транспортные средства, предназначенные для регулярных перевозок пассажиров и багажа;
  • не быть банкротом или на стадии ликвидации;
  • по закону, у потенциального участника не должно быть задолженностей по обязательным платежам в бюджеты;
  • для участников простого товарищества необходимо предъявить соответствующий договор.

Нововведения в настоящую статью не вносились.

Статья 42

Положения 42-ой статьи 220 ФЗ о пассажирских перевозках гласят о порядке вступления в силу документа. Основная часть закона вступает в силу со дня официального публикования, но за исключением статей:

  • С 4 по 32, 36 и 38 — вступают в законную силу через 180 дней после опубликования закона;
  • С 33 по 35, 40 — вступают ровно через один год после официального публикования закона.

Остальные статьи Федерального Закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступили в силу в день публикования документа (13.07.2015).

В России наконец-то началось федеральное регулирование городских пассажирских перевозок и это просто прекрасно. Раньше всё зависело от желания (или нежелания - как в случае Твери) городского департамента транспорта и депутатов городской думы наводить порядок в сфере перевозок, поэтому в одних городах вроде Белгорода, Перми, Москвы городской транспорт развивался относительно нормально, другие же города заполонили полчища маршруток. Теперь все будут подчиняться единым общероссийским правилам. Коротко пройдусь по нововведениям 220-ФЗ от 13.07.2015 г. "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Перевозчики обязаны работать только по контрактам с Администрацией
"Ст.14, п.2: Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона."
Раньше многие маршрутчики спорили и судились, что для осуществления пассажирских перевозок им достаточно одной лицензии на работу. Подобный беспредел уходит в прошлое, теперь в обязательном порядке должны заключаться контракты на основе открытых конкурсов по 44-ФЗ. Примечательно, что п.5 той же статьи предусматривает возможность современного способа расчётов с перевозчиками: забирать выручку маршрутчиков себе, а уже после оплачивать их транспортную работу (про сроки оплаты ничего не сказано).

Свидетельство и карты маршрута
Победителю конкурса выдаётся свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту. Также на каждое транспортное средство из конкурсной заявки выдаются карты маршрута (ст.19). Срок действия этих документов - 5 лет, однако в случае наличия планов по отмене маршрута может быть указан и меньший срок.
Если я правильно понял, то по истечению срока действия документы продлеваются на следующие 5 лет без конкурса (п.5 ст.19)!
При этом допускается аннулировать свидетельство, если будет принято официальное решение о закрытии маршрута (ст.29, ч.1, п.5), а перевозчик должен быть уведомлён об этом за 6 месяцев (ст.39, ч.5).
Ещё Дептранс может аннулировать свидетельство через суд в следующих случаях:
- неоднократного нарушения п.3-5 ст.11.33 КоАП в течение года (ночная стоянка в неположенном месте, перевозка без карты маршрута или на автобусе, не соответствующем характеристикам в карте маршрута);
- расторжения договора простого товарищества.
Чтобы Дептранс смог получить необходимую статистику, УГАДН обязали передавать информацию о выписаных по ст.11.33 штрафах в Администрацию города в течение 1 дня по факсу (ст.36).

Требования к перевозчикам при участие в конкурсе
"Ст.23, ч.1 п.2: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией ;"
Перевозчик может пообещать приобрести транспортные средства, теперь ему необязательно иметь их в наличии.

Критерии отбора победителя открытого конкурса
Регион или муниципалитет разрабатывает свою шкалу оценки для следующих критериев, по которым и выбирается победитель:
- количество ДТП с жертвами или причинением вреда здоровью пассажирам за прошлый год в расчёте на 1 ТС;
- опыт работы в перевозках, подтверждённый исполнением гос- или муниципальных контрактов;
- характеристики ТС, влияющие на качество перевозок (кондиционер, низкий пол, возможность перевозки МГН и т.д.);
- максимальный срок эксплуатации ТС в течение срока действия свидетельства.
Если ни одна заявка не соответствует требованиям конкурсной документации или никто не заявился на конкурс, то Администрация вправе закрыть маршрут или повторить конкурс (ст.24).

Реестр маршрутов муниципального транспорта
Закон устанавливает внушительные требования к содержанию реестра (ст.26). Вот они:
- номер маршрута;
- указание начального и конечного пункта;
- наименование промежуточных остановочных пунктов;
- наименование улиц, по которым проходит маршрут ;
- протяжённость ;
- порядок посадки и высадки (везде или только на остановках);
- вид регулярных перевозок (по установленным тарифам или нет);
- вид и класс транспортных средств (с максимальным количеством ТС каждого класса) ;
- экологические характеристики для ТС ;
- дата начала перевозок ;
- наименование и адрес ЮЛ или ИП (если товарищество, то всех!), осуществляющих перевозки по маршруту .
Нынешний реестр тверского городского транспорта выглядит смехотворно, так как большей части важнейшей информации о маршрутах там нет. Выше я подчёркнул пункты, которых как раз сейчас нет и которые закон обязывает добавить в течение полугода.
От себя порекомендую всем Департаментам вносить также информацию по минимальным интервалам движения в часы пик (как уже сделано, например, в Саратове).
Новый закон обязывает размещать реестр на сайте Администрации в доступной для ознакомления форме без взымания платы. Сейчас на сайте tver.ru реестр можно кое-как отыскать лишь в постановлениях, что, конечно же, неудобно для горожан. По-хорошему ссылку на реестр необходимо разместить в отдельном транспортном разделе сайта, которого, к сожалению, до сих пор нет.

Контроль за осуществлением регулярных перевозок
Государственный контроль (надзор) в области транспорта допускает проведение следующих проверок УГАДН (ст.35):
- наличие у водителя карты маршрута и соответствие ТС техническим характеристикам из этой карты;
- соблюдение требований посадки/высадки пассажиров;
- соблюдение требований парковки в ночное время с 22:00 до 6:00 (ст.33).
Проверку выполнения прочих условий контракта осуществляют сотрудники Администрации. Полномочия проверок УГАДН могут быть переданы субъекту отдельным соглашением.
Также перевозчик должен направлять в Администрацию ежеквартальные отчёты о своей деятельсности (ст.37).

Реализация настоящего ФЗ
В течение месяца с момента принятия закона (к 13 августа 2015) все перевозчики присылают в Дептранс информацию о своих маршрутах (ст.39, ч.1).
В течение 6 месяцев (к 13 января 2016) Дептранс обновляет реестр и выкладывает его на сайте (ст.39, ч.2).
В течение 6 месяцев региональные и муниципальные власти приводят свою нормативку по перевозкам в соответствие данному ФЗ. Пока же они обязаны действовать лишь в части, не противоречащей данному ФЗ (ст.39, ч.10).
В течение 9 месяцев (к 13 апреля 2016) Дептранс должен выдать всем перевозчикам свидетельства и карты маршрутов (ст.39, ч.3).

Изменения в КоАП
ФЗ вносит изменения и в КоАП. Появляется новая важная статья 11.33 о правонарушениях водителей, правда вступит в силу она лишь через год (ст.40):
- ч.1. Штраф водителю за посадку-высадку пассажиров в неустановленном месте - 3 000 руб.
- ч.2. Повторное правонарушение из ч.1 - 5 000 руб.
- ч.3. Ночная стоянка ТС вне установленных мест - 5 000 для водителя, 25 000 для юрлица
- ч.4. Перевозка без карты маршрута - 5 000 для водителя, 300 000 для юрлица
- ч.5. Несоответствие характеристик ТС указанным в маршрутной карте - 20 000 для юрлица
Под статьёй есть супер-крутое примечание: "За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица". Другими словами всякие ИП будут нести ответственность по всей строгости (раньше была небольшая коллизия, из-за которой получалось штрафовать только водителей).

Порядок вступления в силу настоящего ФЗ
Статьи 1-3, 39, 41, 42 - со дня опубликования
статьи 4-32, 36-38 - через полгода
статьи 33-35, 40 - через год


Такой вот документик. По сути он позволяет городским властям в полной мере навести порядок на рынке пассажирских перевозок. Что ж, посмотрим, как воспользуются предоставленной возможностью городские власти в разных городах страны.