Прекращение действия договора в международном праве. Прекращение действия международного договора. Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу. Регистрация

Прекращение действия договора означает, что договор утрачивает с определенной даты свою юридическую силу. Прекращение может иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время по инициативе и с согласия его участников.

Основаниями, предусмотренными в самом договоре, являются: истечение срока действия договора; исполнение договора; денонсация договора; наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора ниже установленного договором).

Основаниями, вызванными действиями участников договора, являются : согласие участников на прекращение договора; аннулирование договора; существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками; прекращение существования объекта или субъекта договора; заключение нового договора по данному объекту, возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.

Способами прекращения действия договора являются денонсация и аннулирование.
Денонсация договора - это правомерный односторонний отказ государства от договора, сделанный на условиях и в сроки, предусмотренные в самом договоре . Правовые отношения и последствия действия договора для участников, возникшие до момента денонсации, признаются законными. Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и выражение согласия на его обязательность договора, включая ратификацию.
Аннулирование договора означает одностороннее расторжение договора одним из участников, которое осуществлено в противоречии с положениями самого договора. Такое расторжение часто бывает внезапным или осуществляется в сжатые сроки, что создает для других участников определенные сложности и проблемы.

Аннулирование договора может быть правомерным и противоправным.

Правомерным аннулирование является тогда, когда является вынужденной мерой для данного государства. Например, договор изначально был для этого государства неравноправным, при его заключении были нарушены основные принципы международного права, государство было введено в заблуждение относительно цели и результатов действия договора и т.д. это может быть и реакция данного государства на противоправные действия других участников договора, которые своими действиями или бездействием лишают смысла участие этого государства в договоре.

Противоправным аннулирование является в том случае, когда является результатом внутригосударственных событий или изменением внешнеполитических позиций.

Венская конвенция о праве международных договоров // Действующее международное право в 3-х томах. Т.1. М., 1996. С. 344

Можно проиллюстрировать договорную практику государств на примере российского законодательства и практики. Федеральный закон о международных договорах 1995 г. в п. 2 статьи 3 закрепляет следующую классификацию международных договоров России с иностранными государствами и с международными организациями:

а). межгосударственные договоры - заключаются от имени Российской Федерации;

Примеры:

- Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (Керчь, 24 декабря 2003 г.) начинается со слов:

...»

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Москва, 24 мая 2002 г.) начинается со слов:

«Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами …»

Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.) начинается со слов:

«Государства - участники настоящей Конвенции (далее - Стороны),

…договорились о нижеследующем ...»

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.), начинается со слов:

и Королевство Бельгия, Королевство Дании, Федеративная Республика Германия, Греческая Республика, Королевство Испания, Французская Республика, Ирландия, Итальянская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Королевство Нидерландов, Португальская Республика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Договаривающиеся стороны Договора, учреждающего Европейское сообщество, Договора, учреждающего Европейское объединение угля и стали, и Договора, учреждающего Европейское сообщество по атомной энергии, далее именуемые "государства-члены",

и Европейское сообщество, Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии, далее именуемые "Сообщество", с другой стороны,

…договорились о нижеследующем ...»

Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающий присоединение Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Венгерской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики к Европейскому союзу (Люксембург, 27 апреля 2004 г.)

Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Париж, 27 мая 1997 г.) начинается со слов:

«Российская Федерация, с одной стороны, и Организация Североатлантического договора и ее государства-члены, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Россия и НАТО, … будут совместно строить прочный и всеобъемлющий мир в Евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основывающейся на сотрудничестве ».

б). межправительственные договоры - заключаются от имени Правительства Российской Федерации;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о транзите нефти по территории Украины (Сочи, 18 августа 2004 г.) начинается со слов:

Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Украины, далее именуемые Сторонами,

…договорились о нижеследующем ...»

Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений (София, 8 июня 1993 г.) начинается со слов:

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Болгарии, именуемые в дальнейшем "Договаривающиеся Стороны",

…договорились о нижеследующем ...»

Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об аренде объектов и боевых полей 929 Государственного летно-испытательного центра Российской Федерации, расположенных на территории Республики Казахстан (Москва, 18 октября 1996 г.) начинается со слов:

«Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Казахстан, именуемые в дальнейшем соответственно Арендатором и Арендодателем или Сторонами,

…договорились о нижеследующем ...»

Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом, устанавливающее систему двойного контроля без количественных ограничений в отношении экспорта некоторых изделий из стали из Российской Федерации в Европейское сообщество (Москва, 30 июля 2003 г.)

- Рамочное соглашение между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком, регулирующее деятельность Банка в Российской Федерации (Москва, 6 декабря 2002 г.), начинается со слов:

«Совершено между Российской Федерацией, представленной Министерством финансов Российской Федерации, и представленном Первым заместителем Министра финансов Российской Федерации…, нижеименуемой "Российская Федерация", с одной стороны, и

Европейским инвестиционным банком, представленным… Президентом,

нижеименуемым "Банк", с другой стороны,

…договорились о следующем …»

- См. также : Акт Международной конференции по Вьетнаму (Париж, 2 марта 1973 г.) начинается со слов:

«Правительство Союза Советских Социалистических Республик, Правительство Канады, Правительство Китайской Народной Республики, Правительство Соединенных Штатов Америки, Правительство Французской Республики, Временное революционное правительство Республики Южный Вьетнам, Правительство Венгерской Народной Республики, Правительство Республики Индонезии, Правительство Польской Народной Республики, Правительство Демократической республики Вьетнам, Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительство Республики Вьетнам, в присутствии Генерального секретаря Организации Объединенных Наций,

имея в виду… гарантировать прекращение войны, поддержание мира во Вьетнаме,

…согласились о следующих положениях и обязуются уважать и выполнять их …»

в). договоры межведомственного характера - заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти.

Соглашение между Министерством транспорта Российской Федерации и Комитетом по морским делам при Правительстве Турецкой Республики о взаимном признании дипломов членов экипажей морских судов (Москва, 25 февраля 2004 г.) начинается со слов:

«Министерство транспорта Российской Федерации и Комитет по морским делам при Правительстве Турецкой Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами,

»

Соглашение между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины о регулировании поставок в Российскую Федерацию оцинкованного проката, страной происхождения которого является Украина (Киев, 23 января 2004 г.), начинается со слов:

«Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, которые в дальнейшем именуются "Сторонами",

…желая обеспечить стабильность и предсказуемость взаимной торговли, согласились о нижеследующем… »

Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью (Рига, 26 апреля 1996 г.) начинается со слов:

«Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство внутренних дел Латвийской Республики, далее именуемые "Сторонами",

…принимая во внимание Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный в Риге 3 февраля 1993 года, и Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики, подписанное в Риге 28 августа 1992 года,

…согласились о нижеследующем… »

Совместное заявление Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства иностранных дел Королевства Нидерландов по двусторонним договорным отношениям (Гаага, 1 октября 1997 г.)

«Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Королевства Нидерландов, действуя по поручению своих правительств,

отмечают с удовлетворением, что во взаимных интересах обоих государств договоры, заключенные между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Нидерландов, перечисленные в приложении, продолжают оставаться в силе в отношениях между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов,

согласились в случае необходимости как можно скорее провести практические корректировки для выполнения этих двусторонних договоров,

Соглашение в форме обмена письмами между первым заместителем Министра внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и заместителем Министра внешней торговли и экономического сотрудничества КНР о продлении срока действия Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о торгово-экономическом сотрудничестве в 1997 году (Москва, 16 февраля 1998 г.)

Договоренность (между Министерством иностранных дел РФ и Государственным департаментом США ) в форме обмена письмами о деактивации некоторых стратегических носителей ядерного оружия от 26 сентября 1997 г.

Венская конвенция о праве международных договоров

Статья 65
Процедура, которой следует придерживаться в отношении
недействительности договора, прекращения договора, выхода из него
или приостановления его действия

1. Участник, который в соответствии с положениями настоящей Конвенции ссылается на порок в своем согласии на обязательность для него договора или на основание для оспаривания действительности договора, для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, должен уведомить других участников о своем требовании. В уведомлении должны быть указаны меры, которые предполагается принять в отношении договора, а также их обоснования.

2. Если по истечении определенного периода, который, за исключением случаев особой срочности, должен составлять не менее трех месяцев с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право в порядке, установленном статьей 67, осуществить предусмотренные им меры.

3. Если, однако, последует возражение со стороны любого другого участника, то участники должны добиваться урегулирования с помощью средств, указанных в статье 33 Устава Организации Объединенных Наций.

4. Ничто в предыдущих пунктах не затрагивает прав или обязательств участников в рамках любых действующих положений, являющихся обязательными для участников в отношении урегулирования споров.

5. Без ущерба для статьи 45 то обстоятельство, что государство не направило ранее уведомления, предписанного в пункте 1, не мешает ему направить такое уведомление в ответ другому участнику, требующему выполнения договора или заявляющему об его нарушении.

Статья 66
Процедура судебного разбирательства, арбитража и примирения

См. оговорку СССР, сделанную при подписании настоящей Конвенции

Если в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, не было достигнуто никакого решения в соответствии с пунктом 3 статьи 65, то применяется следующая процедура:

a) любая из сторон в споре о применении или толковании статей 53 или 64 может передать его путем письменного заявления на решение Международного Суда, если только стороны не договорятся с общего согласия передать этот спор на арбитраж; b) любая из сторон в споре о применении или толковании любой другой статьи части V Конвенции может начать процедуру, указанную в Приложении к настоящей Конвенции, обратившись с соответствующей просьбой к Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 67
Документы об объявлении договора недействительным, о прекращении
договора, о выходе из него или о приостановлении его действия

1. Уведомление, упоминаемое в пункте 1 статьи 65, должно делаться в письменной форме.

2. Любой акт, имеющий целью объявление договора недействительным или прекращение договора, выход из него или приостановление его действия в соответствии с его положениями или положениями пунктов 2 или 3 статьи 65, оформляется в виде документа, препровождаемого другим участникам. Если такой документ не подписан главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, представителю государства, передающему этот документ может быть предложено представить полномочия.

Статья 68
Отзыв уведомлений и документов, предусмотренных статьями 65 и 67

Уведомление или документ, предусмотренные статьями 65 и 67, могут быть отозваны в любой время до вступления их в силу.

Одной из самых распространенных форм правового сотрудничества государств и иных субъектов международного права является заключение международных договоров и соглашений.

Международный договор - это явно выраженное соглашение между двумя или несколькими субъектами международного права , регулирующее их отношения путем создания взаимных прав и обязанностей в политической, культурной и других областях. Международный договор является основным . В то же время это важный инструмент осуществления внешней функции государств. В настоящее время в мире насчитывается свыше полумиллиона международных многосторонних и двусторонних договоров.

Основными источниками права международных договоров являются:

  • Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.;
  • Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;
  • Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

Необходимо иметь в виду, что положения, касающиеся порядка заключения, исполнения и денонсации международных договоров РФ, содержится также в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.

Венская конвенция 1969 г. подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различия их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие как порядок заключения международных договоров , их значение для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров. Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров:

Объектом международного договора являются, как правило, отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ , действий и воздержания от действий.

Классификация и виды международных договоров .

1. По количеству участников:

  • двусторонние;
  • многосторонние.

2. По вопросам, в них рассматриваемых:

  • общие многосторонние договоры;
  • договоры, имеющие глобальное значение;
  • специальные договоры.

3. По территориальному влиянию:

  • универсальные;
  • региональные;
  • локальные.

4. По доступности участия в международном договоре:

  • открытые;
  • закрытые.

Объект международного договора определяется по его наименованию или исходя из содержания общих положений. Сторонами международного договора могут быть только субъекты международного права.

Наименования международных договоров в зависимости от содержания.

Пакт военно-политический договор. Соглашение межправительственный договор по экономическим вопросам. Конвенция договор по техническим (процессуальным) вопросам. Картель договор о выдаче преступников и о военнопленных. Конкордат договор, заключенный с Ватиканом.

Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу. Регистрация

5. Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре, осуществляется высшим органом государственной власти , с уведомлением контрагента.

6. Признание договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию, обмана, ошибки, противоречия договора норме jus cogeiu.

7. Прекращение существования государства или изменение его статуса.

8. В силу коренного изменения обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, и в результате изменения обстоятельств при нарушении договора стороной, ссылающейся на эти обстоятельства.

9. Аннулирование - признание договора недействительным в одностороннем порядке. Правомерными основаниями являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, прекращение существования контрагента и т. д.

10. Наступление отменительного условия; в договоре может быть предусмотрено условие, при наступлении которого прекращается действие договора.

11. Приостановление договора - прекращение его действия на определенное (неопределенное) время. Это временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином):

  • освобождает участников от обязательства выполнять его в течение периода приостановления;
  • не влияет на другие установленные договором правовые отношения между участниками.

Международные договоры могут заключаться как на четко определенный, так и на неопределенный срок. В практике современных международных отношений неоднократно были случаи, когда государства в обоснование своих позиций по тому или иному вопрос ссылались на договоры, заключенные несколько сот лет назад. При рассмотрения в 1953 г. Международным Судом ООН спора между Францией и Великобританией о принадлежности некоторых островов в Ла-Манше Франция вполне правомерно применила франко-английский договор 1259 есть договор, который на момент рассмотрения действовал на протяжении почти 700 лет. Приведенный пример, на наш взгляд, красноречиво свидетельствует о важности и необходимости выяснения оснований прекращения договоров или приостановлении их действия. С прекращением международный договор теряет свою обязательную силу для его участников. Он освобождает их от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязанности или юридическое положение участников, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Договор может прекращаться по различным причинам: из-за окончания его действия, денонсации, нарушения, появление новой нормы jus cogens, ее выполнения и т.п.. Всего основания прекращения международных договоров можно разделить на неправомерные и правомерны.

К неправомерным принадлежит прекращения (приостановления действия) международного договора из-за нарушения. Есть сторона может прекратить договор или приостановить его действие, если считает, что вторая сторона (другие стороны) привела его нарушение.

Неправомерное нарушение противоречит одному из основных принципов международного права - Принципу добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda). На протяжении многих веков этот принцип существовал в форме международно-правового обычая и только с середины XX в. приобрел договорного закрепления. Согласно п. 2 ст. 2 Устава ООН «все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по действующему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации ". Венская конвенция 1969 г. в ст. 26 гласит: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. "

Принцип pacta sunt servanda побуждает стороны договора соблюдать правомерных средств прекращения международных договоров. Неправомерное прекращение международного договора является одним из видов международного правонарушения и поэтому влечет международно-правовую ответственность. В то же время ст. 60 Венской конвенции 1969 г., которая закрепляет право прекращать договор через его нарушение, уточняет, что она должна быть существенным. Пункт 3 ст. 60 определяет существенное нарушение как: а) такую отказе от договора, который не допускается настоящей Конвенцией б) нарушение положения, имеющего существенное значение для осуществления объекта и целей договора ».

Правомерное прекращение международного договора может происходить только в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия его участников. Если договор содержит нормы, которые четко устанавливают срок его действия и не определяют возможность удлинение, этот договор прекращается автоматически при наступлении календарной даты, что в нем указана. Денонсация - это заявление стороны договора о прекращении настоящего договора или выход из него (если договор является многосторонним). Денонсация возможна лишь в том случае, если сам договор ее предусматривает. В противном случае односторонняя заявление государства о выходе из международного договора и отказ от дальнейшего выполнения предусмотренных им обязанностей рассматриваться как неправомерна и влечет за собой ответственность. В Украине условия денонсации международных договоров определяются разделом V Закона Украины «О международных договорах Украины ».

Государство имеет право прекратить договор, если со времени его заключения состоялась коренное изменение обстоятельств (rebus sic stantibus). Венская конвенция 1969 p. справедливо рассматривает эту возможность скорее как исключение, чем как правило. В Иначе ссылкой на коренное изменение обстоятельств можно было бы оправдывать любое невыполнение своих обязанностей по договору (ст. 62).

Одной из односторонних оснований прекращения договора является дальнейшая невозможность его выполнения. Иногда она может совпадать с прекращением в связи с коренной изменением обстоятельств, но вообще имеет самостоятельное значение. Дальнейшая невозможность выполнения международного договора прежде всего касается случаев гибели или исчезновение объекта договора (ст. 61).

Приостановление действия договора отличается от прекращения тем, что оно предусматривает лишь временный перерыв в выполнении договора. Сам договор при этом не теряет юридической силы. Приостановление действия международного договора возможно только в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия всех его участников (ст. 57 Венской конвенции 1969 p.). Договор, остановлен на некоторое время, может быть как прекращен, так и обновлен. При этом обновления может происходить автоматически, если, например, устранены определенные обстоятельства, препятствовавшие его исполнению.

Статья 72 Венской конвенции 1969 г. предусматривает юридические последствия остановки действия договора: во-первых, остановлен договор освобождает участников от обязательства выполнять договор в течение периода приостановления, во-вторых, не влияет на правовые отношения между участниками, установленные договором. В период приостановления участники должны воздерживаться от действий, препятствующих возобновлению действия договора.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. исходят из презумпции действительности международных договоров, поскольку действительность договора или согласие участника на обязательность для него договора может оспариваться лишь на основе международного права. Только действительный договор создает права и обязанности, которые в нем предусматриваются.

В литературе принято различать прекращение и приостановление действия договора. Прекращение действия означает утрату договором с определенной даты юридической силы. Под приостановлением понимается временное прекращение действия договора.

Можно выделить внутренние и внешние основания прекращения действия договоров. Ко внутренним основаниям, предусмотренным в самом договоре, относятся:

1) истечение срока действия договора;

2) исполнение договора;

3) денонсация договора;

4) наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора, в результате которого оно становится меньше числа, установленного договором).

Внешние основания прекращения договоров, не предусмотренные договором, следующие: согласие на прекращение договора его участников; аннулирование договора; существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками; прекращение существования субъекта договора; возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.

Денонсация - это правомерный односторонний отказ государства от договора. Правовые отношения, возникшие до момента денонсации, признаются законными. Право государства на денонсацию может быть предусмотрено в самом договоре либо быть "подразумеваемым" (т.е. вытекать из общей правосубъектности государств). Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и согласие на его обязательность (ратификация).

Аннулирование договора означает признание его недействующим, ничтожным с момента заключения.

Каковы же основания и последствия недействительности договоров? В международном праве действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридической силы.

Прекращение международного договора означает, что он утрачивает свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестает порождать для них права и обязательства. Прекращение международного договора само по себе не противоречит принципу их добросовестного выполнения.

Правомерное прекращение международного договора основывается на положениях самого договора и нормах международного права. Неправомерное прекращение международного договора представляет собой международный деликт и влечет международно-правовую ответственность.

В теории международного права действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридической силы.

В зависимости от последствий различают абсолютную и относительную недействительность договоров.

Абсолютная недействительность (т.е. недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору. Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обманные действия другого государства; подкуп представителя государства; принуждение представителя государства; принуждение государства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.

При относительной недействительности (т.е. недействительности с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.

Основаниями относительной недействительности являются:

1) нарушение нормы внутреннего права (государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора было выражено в нарушение положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения);

2) превышение представителем государства правомочий на выражение согласия на обязательность договора;

3) ошибка, которая касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора, если они представляли существенную основу для согласия на обязательность. Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений.

В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. прекращение договора или выход из него могут иметь место:

2) в любое время с согласия всех участников по консультации с договаривающимися государствами и договаривающимися организациями;

3) в случае сокращения числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу;

4) в порядке денонсации договора или выхода из договора, не содержащего положений о его прекращении, денонсации или выходе из него.

От прекращения международного договора следует отличать приостановление действия международного договора. Последнее представляет собой перерыв в действии договора на какой-то период времени. Приостановление действия международного договора возможно в соответствии с положениями самого договора и нормами международного права.

В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. приостановление действия договора в отношении всех участников или в отношении какого-либо отдельного участника возможно:

1) в соответствии с положениями договора или

2) в любое время с согласия всех участников по консультации с договаривающимися государствами и договаривающимися организациями.

Также возможно приостановление действия многостороннего договора по соглашению только между некоторыми участниками, если возможность такого приостановления предусматривается договором или указанное приостановление не запрещается договором и не влияет ни на пользование другими участниками своими правами, вытекающими из данного договора, ни на выполнение ими своих обязательств, а также не является несовместимым с объектом и целями договора.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. устанавливает следующие основания прекращения международного договора или приостановления его действия:

1) существенное нарушение как двустороннего договора, так и многостороннего договора одним из его участников. В первом случае другой участник имеет право ссылаться на это нарушение как на основание для прекращения договора или приостановления его действия в целом или в части. Во втором - другие участники договора, согласно соглашению, достигнутому единогласно, имеют право приостановить действие договора в целом или в части или прекратить его. Под существенным нарушением договора следует понимать:

a) такой отказ от договора, который не допускается настоящей Конвенцией, или

b) нарушение положения, имеющего существенное значение для осуществления объекта и целей договора;

2) последующая невозможность выполнения, означающая, что участник договора вправе ссылаться на невозможность выполнения договора как на основание для прекращения договора или выхода из него, если эта невозможность является следствием безвозвратного исчезновения или уничтожения объекта, необходимого для выполнения договора. Если такая невозможность является временной, на нее можно ссылаться как на основание лишь для приостановления действия договора. Тем не менее участник не вправе ссылаться на невозможность выполнения как на основание для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, если эта невозможность является результатом нарушения этим участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к любому другому участнику договора;

3) коренное изменение обстоятельств, т.е. такое изменение, которое произошло в отношении обстоятельств, существовавших при заключении договора, и которое не предвиделось участниками. Нельзя ссылаться на коренное изменение обстоятельств как на основание для прекращения договора или выхода из него, за исключением тех случаев, когда:

a) наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора, и

b) последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору. Причем на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из договора между двумя или более государствами и одной или несколькими международными организациями, если договор устанавливает границу. Также на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него, если такое коренное изменение, на которое ссылается участник договора, является результатом нарушения этим участником либо обязательств по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к любому другому участнику договора;

4) разрыв дипломатических или консульских отношений между государствами - участниками договора между двумя или более государствами и одной или несколькими международными организациями по общему правилу не влияет на правовые отношения, установленные между этими государствами договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для выполнения договора;

5) возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens), последствием чего может быть прекращение любого существующего договора, который оказывается в противоречии с этой нормой.

Прекращение договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что многие договоры влекут за собой определенные юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено конкретным международным договором или законом, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридическое положение участников сохраняют свою силу.

С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы государства. Если государство денонсирует многосторонний договор, то он прекращает свое действие для него в соответствии с договорными постановлениями о денонсации. Между остальными участниками международный договор продолжает действовать вплоть до момента его прекращения или приостановления действия договора.

В самом договоре или в другом соглашении участников могут быть установлены и несколько иные по сравнению с общими последствия прекращения. В торговые договоры часто включаются статьи, согласно которым положения прекратившего действие договора сохраняют свою силу в отношении совершенных в период его действия сделок физических и юридических лиц.

Таким образом, положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении данной страны.

От прекращения международного договора следует отличать приостановление, т.е. временное прекращение действия договора, которое допускается при наличии соответствующих положений в договоре или по соглашению участников. Независимо от наличия этих моментов действие договора может быть приостановлено участником в случае существенного нарушения договора другим участником. В отличие от прекращения, приостановление договора может иметь место в отношении одного из участников многостороннего договора при сохранении его в полной силе между остальными.

Принято считать, что на время приостановления действия договора участники не могут пользоваться вытекающими из него правами и не обязаны выполнять соответствующие обязательства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении государства. В остальном установленные договором правовые отношения сохраняют свою силу. По общему правилу нормы приостановленного договора не исключаются из национальной правовой системы, но приостанавливают свое действие и не подлежат применению. Возможно и частичное приостановление международного договора в зависимости от пожеланий его сторон.

Приостановление, как это указывается в литературе, не должно использоваться для прекращения договора. Поэтому в период приостановления действия договора органы государственной власти обязаны не совершать действий, способных помешать возобновлению действия договора, иначе это, безусловно, способно повлиять на добросовестность выполнения взятого на себя государством международного обязательства.

Что касается влияния войны на заключенные или находящиеся в процессе заключения международные договоры, то в международном праве практически отсутствуют договорные нормы, регламентирующие порядок действия международных договоров в период вооруженных конфликтов. Эти вопросы традиционно регулируются обычными нормами.

С началом военных действий, как правило, между воюющими государствами прекращаются двусторонние мирные договоры и договоры о ненападении, соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, о торговле и т.д. Приостанавливается также действие большинства положений конвенций о дипломатических и консульских сношениях (нормы о привилегиях и иммунитетах представительств и их сотрудников остаются в силе), транспортном сообщении и связи, правовой помощи и др. В то же время вступают в действие и применяются до окончания состояния войны соглашения о защите индивида в период вооруженных конфликтов, о запрещении определенных средств и методов ведения войны, о мерах коллективной безопасности и т.п.

После окончания войны восстанавливается действие между участниками конфликта многосторонних договоров, а двусторонние, как правило, пересматриваются и в большинстве случаев перезаключаются.

Обеспечение выполнения международно-правовых норм, в том числе договорных, осуществляется самими субъектами международного права. Выполнение договоров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных организаций и т.д.

Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств выполнять заключенный договор. Международные организации играют значительную роль в обеспечении выполнения договоров, поскольку их органы, согласно уставам, часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств.

Обеспечению выполнения договоров содействует также существование института международной ответственности за правонарушения.

В Российской Федерации в соответствии со ст. 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" уполномоченными лицами, занимающимися обеспечением исполнения договоров, являются Президент РФ как глава государства и Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть РФ. Они принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации.

Принимаемые для обеспечения компетентными органами меры могут включать в себя: создание предусматриваемых договорами органов и организаций, выделение необходимых финансовых и материальных ресурсов; производство определенных работ; осуществление иных действий.

Президент, в соответствии с Конституцией РФ, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке им принимаются меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Из этих и иных конституционных положений исходят акты Президента, направленные на обеспечение выполнения международных обязательств. Так, для вступления РФ в одну из крупнейших региональных международных организаций - Совет Европы потребовалось провести ряд первоочередных мероприятий, предусмотренных распоряжением Президента РФ от 13 февраля 1996 г. № 66-рп, которые включили в себя, в частности, подписание Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейской конвенции о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г., Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., а также поручение Правительству принять необходимые меры по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, включая финансовые, связанных с ее членством в Совете Европы.

У федеральных органов исполнительной власти страны также существуют обязанности по обеспечению выполнения обязательств этой страны. Так, выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам и осуществление прав Российской Федерации, вытекающих из таких договоров, а также наблюдение за выполнением другими участниками договоров их обязательств обеспечиваются федеральными органами исполнительной власти РФ, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами.

Обязанности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению выполнения международных договоров регламентируются положениями об этих органах и иными актами законодательства РФ.

Что касается субъектов РФ, то Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают выполнение международных договоров в пределах своих полномочий. Конституцией РФ (п. «о» ч. 1 ст. 72) выполнение международных договоров отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Принимаемые в связи с этим нормативные правовые акты субъектов РФ должны отвечать требованиям ст. 76 Конституции РФ, определяющей механизм взаимодействия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения.

Общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ осуществляет Министерство иностранных дел России, являющееся федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.

Предыдущая

Прекращение международного договора означает, что он утратил свою силу в отношениях между участниками и перестал порождать для них права и обязанности. Все результаты договора сохраняются и после его прекращения (если они не отменены другим договором или новой когентной нормой). Если прекращение касается какого-либо участника многостороннего договора, это представляет собой выход из договора. В отношениях между остальными участниками договор остается в силе. Некоторые договоры предусматривают минимум участников, отсутствие которого ведет к полному прекращению договора (Конвенция о борьбе с геноцидом 1948 г. – 16 участников).

Способы прекращения международного договора делятся на волевые и автоматические. Волевые способы – это денонсация, отмена, новация и аннулирование. Денонсация представляет собой отказ государства от договора с предварительным предупреждением других его участников, если такой отказ прямо предусмотрен положениями договора. Основа денонсации – соглашение сторон договора. Например, после принятия Правительством РФ постановления от 30.08.2000 № 641 "О выходе Российской Федерации из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников" МИД России направил ноту-уведомление в Исполнительный комитет СНГ, и через 90 дней указанное Соглашение прекратило свое действие для России.

В договоре может быть определены: срок, когда государство вправе заявить о денонсации; срок, когда государство утрачивает право для заявления о денонсации; условия и обстоятельства, при которых возможна денонсация. Иногда право государства на денонсацию ограничено – денонсация Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. запрещена во время военных действий.

Отмена договора возможна в любой момент с общего согласия его участников (1991 г. – государства – участники Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1955 г. подписали Протокол о прекращении действия этого договора). Новация – это пересмотр или ревизия положений договора. Осуществляется в соответствии с процедурой, предусмотренной в договоре.

Аннулирование является односторонним отказом государства от договора. Основания аннулирования определены Венской конвенцией 1969 г. Существенное нарушение договора другим его участником (ст. 65) – в двусторонних договорах потерпевшее от нарушения государство обязано уведомить государство-нарушителя о своем намерении аннулировать договор. Многосторонний договор прекращает свое действие (ст. 60), если существенное нарушение договора одним из его участников изменяет положение других участников.

Прекращение договора имеет место и в случае невозможности его исполнения вследствие коренного изменения обстоятельств (исчезновение государства, слияние двух государств в одно). Однако коренное изменение обстоятельств (лат. clausula rebus sic stantibus – оговорка о вещах, остающихся в том же положении) не применимо к аннулированию договоров, касающихся делимитации границ (ст. 62).

Автоматические способы прекращения: истечение срока действия договора; наступление отменительного условия; исчезновение субъекта договора; гибель объекта договора; появление новой императивной нормы международного права; военный конфликт между государствами-контрагентами. Состояние войны презюмирует прекращение действия большинства двусторонних международных соглашений между воюющими государствами. Многосторонние договоры приостанавливаются. Продолжают свое действие договоры, специально заключенные на случай войны, и договоры о границах.

Приостановление действия договора – это временный перерыв в действии и применении международного договора. Действие приостановленного договора может быть возобновлено. В международном праве существует понятие "забытые или угасшие договоры", – формально не прекращены и не приостановлены, но фактически не применяются. Например, англо-португальский Договор о торгово-политическом союзе 1353 г. был заключен на 50 лет и пролонгирован на неопределенный срок; в 1943 г. Великобритания, ссылаясь на положения этого Договора, получила право военного вторжения на португальские Азорские острова. В 1953 г. Международный Суд ООН, рассматривая территориальный спор между Великобританией и Францией о некоторых островах в Ла-Манше, ссылался на положения англо-французских договоров 1259, 1360 и 1420 г. Международное право не знает понятия давности международных договоров.