Какие элементы системы международного права. Международное право. Обычные нормы международного права

Понятие международного права включает в себя три основных направления (отрасли международного права ).

Международное публичное право.

Международное публичное право - это система правовых норм , которые регулируют отношения между государствами , их представителями и другими субъектами международных отношений. Этот вид международного права , в свою очередь, делится на такие институты, как:

  • дипломатическое право;
  • международное воздушное право;
  • международное космическое право;
  • международное гуманитарное право;
  • международное морское право;
  • международное уголовное право;
  • международное экономическое право;
  • международное экологическое право ;
  • право международной безопасности;
  • право международных договоров;
  • право международных организаций;
  • международное консульское право;
  • право прав человека.

Основные источники международного права в этом направлении:

  • международный обычай;
  • международный договор;
  • общие принципы права ;
  • судебные решения;
  • правовая выписка.

Принципы международного права :

  1. Неприменение силы и угрозы силой.
  2. Мирные средства разрешения конфликтов .
  3. Невмешательство во внутренние дела других государств.
  4. Обязанность государств сотрудничать друг с другом.
  5. Принцип равноправия народов.
  6. Принцип права народов на самоопределение.
  7. Суверенное равенство государств.
  8. Выполнение международных правовых обязательств.
  9. Нерушимость государственных границ.
  10. Уважение прав человека и его свобод.

Международное частное право.

Международное частное право - это комплекс правовых норм внутригосударственного законодательства , регулирующие гражданские частные и трудовые отношения , осложненные иностранным элементом. Грубо говоря, этот вид правовых норм регулирует отношения государства или его граждан с иностранцами, приехавшими в страну с какой-либо целью, например, предпринимательской .

Таким образом, международное публичное право - это отношения государств на какой-то условной нейтральной территории (зал заседаний ООН), а частное право - это международные отношения внутри страны, между жителями и подданными другого государства. Поэтому здесь субъектом международного права являются не столько государства и международные организации, сколько физические и юридические лица .

Источники международного частного права в России:

  • принципы и нормы международного права;
  • Конституция Российской Федерации ;
  • Гражданский кодекс РФ ;
  • Семейный кодекс РФ ;
  • федеральные законы, касающиеся международных организаций .

При реализации международного частного права иногда возникает такой метод правового регулирования , как коллизионный метод. Метод этот уникален и в других отраслях права отсутствует. Заключается он в принятии решения, какие нормы права использовать при регулировании какого-либо отношения (законодательство РФ или законодательство той страны, откуда приехал иностранный предприниматель) и в каких случаях. Например, задержанный международный преступник может быть подвергнут суду либо экстрадиции.

Наднациональное право.

Наднациональное право - это система международных правовых норм, регулирование которых осуществляют наднациональные субъекты , то есть организации, не представляющие никакое государство, либо сразу несколько государств. Пример - ООН. Как правило, полномочия таких органов выше полномочий органов остальных государств, в особенности это касается международных судебных инстанций:

  • Международный суд ООН;
  • Международный уголовный суд;
  • Международный арбитражный суд;
  • Европейский суд по правам человека (Страсбург);
  • Международный арбитражный суд (Париж).

Самый яркий пример наднационального права в наше время - это система Права Европейского союза.

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).
Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.
Система международного права - это не только сложное, но и сравнительно новое явление, находящееся в процессе становления, которое еще мало изучено. В отечественной доктрине ему уделили наибольшее внимание Д.Б. Левин, Г.И. Тункин, Д.И. Фельдман, Е.Т. Усенко. Все они исходили из того, что общепризнанной системы международного права не существует.
Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимается внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это внутренняя форма системы, определенная упорядоченность ее частей. Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От характера связей зависит характер системы в целом.
Таким образом, система международного права опирается на комплекс целей и принципов, обладает характерной для нее структурой, определенными методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с присущими ей закономерностями. Существование этой системы объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в состоянии выполнять свои функции.
То обстоятельство, что система международного права - сравнительно новое явление, не раз констатировалось в доктрине, например, известным юристом из Финляндии Э. Кастреном. В прошлом существовали разрозненные комплексы норм, регулировавшие либо локальные отношения (союзные договоры), либо общие отношения, обеспечивая в них элементарные правила (дипломатические привилегии). Общих целей и принципов, определяющих характер взаимодействия, международное право не содержало, относилось одинаково к целям мира и целям войны. Критерием была практика прежде всего великих держав. Международное право было беспредельно диспозитивным. Два или несколько государств могли в своих взаимоотношениях отменить действие практически любой международно-правовой нормы.
Современное международное право определило основные цели взаимодействия государств, а тем самым и международно-правового регулирования. В результате оно стало определять не только формы, но и содержание взаимодействия государств.
Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное право перестало быть только диспозитивным, появился комплекс императивных норм (jus cogens), т.е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию.
Появился еще один признак системы - иерархия норм, установление их соподчиненности. Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в международном праве усиливается регулирование процессов создания и имплементации норм. Постепенно формируется международное процессуальное право, что является признаком зрелости правовой системы <*>.
Первичный элемент системы международного права - норма. Она является моделью определенного международного отношения, система же международного права - нормативная модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения их к своему содержанию.
Система может быть регулятором отношений, потому что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в противоречии. Для такого чрезвычайно многообразного явления, как международное право, это задача не из легких.
Таким образом, объединение норм в систему международного права обусловило появление их новых качеств. Благодаря этому разноплановые нормы способны регулировать международные отношения системно, обеспечивая дифференцированное и вместе с тем единое воздействие.

Структура М.П:

Являясь правовой нормативной системой, международное право, безусловно, структурировано к предметам регулирования в виде регулирования групп норм, которые в отдельных случаях могут быть обоснованными только совместно с учетом одной или нескольких норм, применяемых в конкретном обстоятельстве. К примеру, в составе международного права выделяются дипломатическое право, морское право, право договоров, основным предметом регулирования которых можно назвать исследование и освоение морских пространств, взаимоотношение государств, а также порядок в заключении и исполнении договоров между различными странами. В необходимых случаях в действие вступают нормы индивидуальной ответственности государств, правопреемство международных договоров, соблюдение соответствующих полномочий Организации Объединенных Наций. Иными словами, все блоки международно-правовых норм, взаимосвязаны между собой в целостной системе международного права. В некотором ряде случаев, при наличии многосторонних или двусторонних договоров между государствами, которые вносят приемлемые изменения в диспозитивные нормы международного права, для стран участвующих в этих договорах в действие вступают соответствующие местные нормы. Международное право пока проигрывает в сравнении с национальным правом в структурированности, в том смысле, что систематического его изложения в каком либо едином (как Национальный свод законов) или нескольких письменных актах связанных между собой (как Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс), на данный момент нет.

Вопрос 3 . Возникновение международного права и периодизация его истории .

История возникновения и развития международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем мнения ученых и специалистов по вопросу о времени появления международного права и его периодизации значительно разнятся. Как справедливо отмечал профессор И.И. Лукашук, «несмотря на все свое значение, история международного права пока еще не привлекла к себе должного внимания науки. В ней множество белых пятен. Не решен и такой принципиальный вопрос, как время возникновения международного права».

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права.

1. Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы. При этом некоторые ученые начало зарождения международного права связывают с возникновением христианства (например, французский ученый Ш. де Вишер).

2 Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться.

3. Международное право появилось в новое время, когда были образованы крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств, а работа «отца» науки международного права Гуго Гроция в начале XVII в. положила начало формированию науки международного права. Представляется более обоснованным относить начало возникновения международного права к древнему миру. В древности общественные отношения и внутри государства, и в межгосударственной сфере возникали, поддерживались и развивались. Государственная власть санкционировала существовавшие догосударственные социальные нормы, регулировавшие как внутриплеменные, так и межплеменные общественные отношения, приспосабливая их к своим интересам и потребностям, а также создавала новые правовые нормы, регулировавшие вновь возникавшие общественные отношения. Поэтому процессы формирования как внутригосударственного, так и международного права распространялись параллельно, но с разной степенью интенсивности.

В условиях натурального хозяйства, неразвитости товарно-денежных отношений общественные отношения развивались преимущественно внутри государств, чем и объясняется более интенсивное развитие внутригосударственного права по сравнению с международным правом. Следовательно, возникновение международного права неразрывно связано с зарождением публичной власти и созданием государств.

Особого внимания заслуживает вопрос периодизации истории международного права. Наиболее часто выделяют следующие временные периоды:

1) до Вестфальского конгресса 1648 г.;

2) от Вестфальского конгресса 1648 г. до Венского конгресса 1815 г.;

3) от Венского конгресса 1815 г. до Парижского конгресса 1856 г.;

4) от Парижского конгресса 1856 г. до конца XIX в.;

5) с начала XX в. по настоящее время.

В голландском издании энциклопедии международного публичного права 1984 г. приводится следующая периодизация:

1) от древности до Первой мировой войны;

2) от Первой мировой войны до Второй мировой войны;

3) от Второй мировой войны до настоящего времени.

Профессор Ф.Ф. Мартене еще в конце XIX - начале XX вв., отрицая саму возможность существования международного права в Древнем мире ввиду «полнейшей разобщенности народов и господства между ними физической силы», тем не менее, делил всю историю международных отношений и международного права на три периода: первый период охватывает Древний мир, средние века и Новое время до половины XVII в. или до Версальского мирного конгресса 1648 г.; второй период - с 1648 г. и до Венского конгресса 1815 г., когда господство грубой силы и изолированности народов заменяется идеей политического равновесия; третий период - продолжается с 1815 г. до настоящего времени.

В современной литературе заслуживает внимания периодизация развития международного права, предложенная профессором И.И. Лукашуком:

Предыстория международного права (с древних веков до конца Средневековья); классическое международное право (с конца средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

Переход от классического к современному международному праву (от принятия Статута Лиги Наций до принятия Устава ООН);

Современное международное право - право Устава ООН 1.

Суммируя приведенные выше точки зрения и подходы по вопросу периодизации международного права, наиболее оправданным представляется выделение следующих пяти основных этапов в его развитии:

1) международное право рабовладельческого строя (до V в.);

2) международное право средних веков (V-XVI вв.);

3) международное право в эпоху буржуазных революций (XVII- XIX вв.);

4) международное право первой половины XX в.;

5) современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).


Похожая информация.


Какие элементы системы международного права названы в тексте (укажите три элемента)? Какую особенность создания международно-правовых норм в сравнении с внутригосударственным правом отметили авторы? Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятие «объективное право».


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признаётся государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости, которые субъекты международного права соблюдают во взаимных отношениях. Однако если международно-правовые нормы - это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права даёт основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновения такой ответственности не влечёт...

Ряд норм международного права называют принципами. Хотя это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так B силу своей значимости и роли B международно-правовом регулировании. В то же время имеются отдельные принципы, которые носят общий характер по сравнению c другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка. Среди принципов выделяются основные принципы международного права, составляющие фундамент международного правопорядка. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. К основным относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др. Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Некоторые отрасли (например, международное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времён, другие (например, международное атомное право и международное космическое право) возникли сравнительно недавно...

Процесс, способы и формы создания норм международного права отличаются от создания норм внутреннего права. В международных отношениях нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы международного права. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права. Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности.

Поскольку в международных отношениях нет каких-либо надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение международно-правовых норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе...

В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношения друг с другом, субъекты международного права не только действуют в соответствии с существующими нормами международного права, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы.

Таким образом, создание международно-правовых норм - это непрерывный процесс.

(Ю. Колосов, B. Кузнецов )

Какие две группы норм, регулирующих международные отношения, рассмотрены авторами? В чём различие этих норм?

Пояснение.

1) две группы норм:

Нормы международного права и нормы международной вежливости (обыкновения);

2) различие:

Нарушение норм международного права даёт основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновения такой ответственности не влечёт.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть рас­кры­ты прин­ци­пы и даны со­от­вет­ству­ю­щие объ­яс­не­ния, на­при­мер:

1) прин­цип су­ве­рен­но­го ра­вен­ства пред­по­ла­га­ет, что все го­су­дар­ства юри­ди­че­ски равны между собой в ка­че­стве су­ве­рен­ных не­за­ви­си­мых участ­ни­ков меж­цу­на­род­но­го об­ще­ния, в целом поль­зу­ют­ся оди­на­ко­вы­ми пра­ва­ми и несут рав­ные обя­зан­но­сти, не­смот­ря на раз­ли­чие их эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных и по­ли­ти­че­ских си­стем (ре­а­ли­за­ция этого прин­ци­па ис­клю­ча­ет дис­кри­ми­на­цию го­су­дарств и свя­зан­ные с этим меж­цу­на­род­ные кон­флик­ты);

2) прин­цип не­вме­ша­тель­ства во внут­рен­ние дела пред­по­ла­га­ет за­прет го­су­дар­ствам и меж­ду­на­род­ным ор­га­ни­за­ци­ям вме­ши­вать­ся во внут­рен­ние дела го­су­дарств и на­ро­дов в любых фор­мах (ре­а­ли­за­ция этого прин­ци­па предот­вра­ща­ет за­хват­ни­че­ские и на­ци­о­наль­но-осво­бо­ди­тель­ные войны, тор­го­вые и иные войны и кон­флик­ты);

3) прин­цип со­блю­де­ния меж­ду­на­род­ных обя­за­тельств пред­по­ла­га­ет не­до­пу­сти­мость про­из­воль­но­го од­но­сто­рон­не­го от­ка­за от взя­тых обя­за­тельств и юри­ди­че­скую от­вет­ствен­ность за на­ру­ше­ние меж­ду­на­род­ных обя­за­тельств (ре­а­ли­за­ция этого прин­ци­па предот­вра­ща­ет во­ен­ные и иные враж­деб­ные дей­ствия го­су­дарств, чьи права были на­ру­ше­ны).

Могут быть рас­кры­ты и объ­яс­не­ны дру­гие прин­ци­пы.

Предположите, с чем может быть связано создание новых международно-правовых норм (укажите любые два обстоятельства). Какие международные организации могут быть задействованы при решении международно-правовых конфликтов? Укажите любые две организации и сферу их компетенции.

Пояснение.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) об­сто­я­тель­ства, на­при­мер:

По­яв­ле­ние новых со­ци­аль­ных ре­а­лий, которые требуют правового регулирования;

Со­зда­ние новых го­су­дарств, смена по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов в уже су­ще­ству­ю­щих го­су­дар­ствах;

(Могут быть ука­за­ны дру­гие об­сто­я­тель­ства.)

2) меж­ду­на­род­ные ор­га­ни­за­ции и сфера их ком­пе­тен­ции, на­при­мер:

Меж­ду­на­род­ный суд ООН (раз­ре­ша­ет пра­во­вые споры между го­су­дар­ства­ми).

ЕСПЧ (дела, воз­буж­да­е­мые фи­зи­че­ски­ми и юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми про­тив го­су­дарств и меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций;

Меж­ду­на­род­ные три­бу­на­лы ООН (при­вле­че­ние к от­вет­ствен­но­сти фи­зи­че­ских лиц за на­ру­ше­ние норм меж­ду­на­род­но­го гу­ма­ни­тар­но­го права).

Могут быть ука­за­ны дру­гие меж­ду­нар0дные ор­га­ни­за­ции

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) элементы системы права:

Институты;

Отрасли права;

2) особенность:

Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права.

3) объяснение смысла понятия, например:

Объективное право - совокупность общеобязательных норм, регулирующих правоотношения в обществе и охраняемых силой государственного принуждения.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

  • 3. Международное право средних веков
  • 4. Классическое международное право
  • 5. Международно-правовая наука в России до 1917 г. И русском зарубежье (1918-1939 гг.)
  • III. Субъекты международного права
  • 1. Понятие международной правосубъектности и ее виды.
  • 2. Международная правосубъектность государства.
  • 3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость.
  • 4. Международная правосубъектность международных организаций
  • 5. Международная правосубъектность государствоподобных образований.
  • 6. Международно-правовой статус субъектов федерации
  • 7. Проблема правосубъектности индивидов и юридических лиц
  • 2. Международный договор
  • 3. Международный правовой обычай
  • 4. Акты международных конференций и совещаний. Обязательные резолюции международных организаций
  • V. Признание и правопреемство в международном праве
  • 1. Признание в международном праве
  • 2. Формы и виды признания
  • 3. Правопреемство в международном праве
  • 4. Правопреемство государств в отношении международных договоров
  • 5. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
  • 6. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср
  • VI. Территории в международном праве
  • 1. Понятие и виды территорий в международном праве
  • 2. Государственная территория и государственная граница
  • 3.Международные пограничные реки и озера
  • 4. Правовой режим Арктики
  • 5. Правовой режим Антарктики
  • VII. Мирные средства разрешения международных споров
  • 1. Понятие международных споров
  • 2. Мирные средства разрешения международных споров:
  • 3. Международная примирительная процедура
  • 4. Международная судебная процедура
  • VIII. Ответственность и санкции в международном праве
  • 1. Понятие и основание международно-правовой ответственности
  • 2. Понятие и виды международных правонарушений
  • 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
  • 4. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
  • 5. Виды и формы международно-правовых санкций
  • IX. Право международных договоров
  • 1 Понятие и виды международных договоров
  • 2. Заключение международных договоров
  • 3. Действие договоров
  • 4. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров рф
  • Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-фз
  • «О международных договорах Российской Федерации»
  • X. Право международных организаций
  • 2. Организация Объединенных Наций (оон)
  • Генеральные секретари оон
  • 3. Специализированные учреждения оон
  • 4. Региональные международные организации
  • 5. Содружество Независимых Государств (снг).
  • Рост численности членов оон в 1945-2000 годах
  • XI. Дипломатическое и консульское право
  • 1. Понятие права внешних сношений. Органы внешних сношений государств
  • 2. Дипломатические представительства
  • 3. Консульские представительства
  • Привилегии и иммунитеты консульских представительств
  • 4. Постоянные представительства государств при международных организациях. Специальные миссии
  • XII. Международное гуманитарное право
  • 1. Понятие международного гуманитарного права
  • 2. Понятие населения в международном праве.
  • 3. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовое положение иностранцев.
  • Приобретение гражданства
  • Упрощенный порядок приобретения гражданства
  • Прекращение гражданства
  • Двойное гражданство
  • Правовое положение иностранцев
  • 4. Международно-правовая защита прав женщин и детей. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
  • Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
  • XIII. Международное право в период вооруженных конфликтов
  • 1. Право войн и вооруженных конфликтов
  • 2. Виды вооруженных конфликтов. Нейтралитет в войне
  • 3. Участники военных действий. Режим военного плена и военной оккупации
  • 4. Ограничение средств и методов ведения войны
  • XIV. Право международной безопасности
  • Универсальная система коллективной безопасности представлена оон
  • Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
  • XV. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • 2. Правовая помощь по уголовным делам. Порядок оказания правовой помощи
  • 3. Международные организации в борьбе с преступностью
  • 4. Борьба с отдельными видами преступлений международного характера
  • XVI. Международное морское право. Международное воздушное право. Международное космическое право
  • 1. Внутренние воды. Территориальное море. Открытое море.
  • 2. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
  • 3. Международное воздушное право
  • 4. Международное космическое право.
  • 2. Система международного права

    Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.) .

    Все упомянутые элементы системы составляют отрасли международного права (морское, дипломатическое, право международных договоров и т. д.). Каждая отрасль представляет собой самостоятельную систему , которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права .

    Следует отметить, что перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. Как за рубежом, так и в отечественной науке международного права продолжаются дискуссии по поводу общепризнанных отраслей международного права, затрагивая и основания конституирования отраслей и их конкретные характеристики, их наименования и внутренне построение отдельных отраслей.

    В настоящее время к общепризнанным отраслям международного права можно отнести (не затрагивая вопроса о наименовании) такие отрасли:

    право международных договоров, право внешних сношений (дипломатические и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, международное гуманитарное право («право прав человека»), международное морское право и другие .

    3. Основные принципы международного права

    Принципы международного пра ва- это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права . Принцип международного права - это прежде всего норма международного права.

    Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений.

    Характерной особенностью принципов международного права является их универсальность . Принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых нор м.

    Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Кроме того, ряду принципов посвящены специальные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В результате принципы утвердились в общем международном праве как общепризнанные обычные нормы. Международный Суд ООН указал, что некоторые из принципов, прежде всего принцип неприменения силы, существовали в качестве нормы обычного международного нрава до принятия Устава ООН.

    Декларация о принципах международного права 1970 г. к числу основных принципов отнесла: неприменение силы, мирное разрешение споров, невмешательство, сотрудничество, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство, добросовестное выполнение обязательств по международному праву . Заключительный акт СБСЕ добавил к ним еще три: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека .

    Принцип суверенного равенства государств . Основное социальное назначение данного принципа- обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

    Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

    1). Государства юридически равны.

    2). Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету.

    3). Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств.

    4) Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны.

    5) Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

    6) Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства.

    Принцип неприменения силы и угрозы силой . Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН «все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства».

    Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы : в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

    Принцип нерушимости государственных г раниц. Это принцип составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств. Он был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который, в частности, гласит, что «государства- участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

    Поэтому признание данного принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний. Основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:

    1). Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом.

    2). Отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем.

    3). Отказ от любых иных посягательств на эти границы. Принцип территориальной целостности государств. Наименование принципа окончательно не установилось, поэтому можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности.

    В п.4 ст. 2 Устава ООН установлено, что каждое государство:

    1. «Должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

    2. «Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава».

    3. «Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения».

    Принцип мирного разрешения международных споров . Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН «все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость, путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

    Принцип невмешательства во внутренние дела . Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.

    В соответствии с п.7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства».

    Однако некоторые события, происходящие в пределах территории государства, могут квалифицироваться Советом Безопасности как не относящиеся исключительно к внутренней компетенции последнего.

    Принцип всеобщего уважения прав человека . Становление принципа непосредственно с принятием Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

    Согласно ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:

    1). Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития.

    2). Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и его основных свобод...»

    Принцип самоопределения народов и наций . Указанный принцип в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН- «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...» (п.2 ст. 1 Устава). Указанная цель конкретизируется во многих его положениях.

    В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

    Принцип международного сотрудничества . Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Принцип сотрудничества зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

    Принцип добросовестного выполнения международных обязательств . Этот принцип возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

    Согласно Венской конвенции о праве международных договоров, «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

    "