Контроль в сфере закупок. Общественный контроль. Ведомственный контроль закупок: кто и как проверяет Полномочия органов осуществляющих контроль в сфере закупок

Контрольный орган в сфере закупок , его функции, полномочия, цели и субъекты, за которыми ведется контроль, четко определяются действующим законодательством. О том, какими нормативно-правовыми актами регулируются перечисленные вопросы, какие органы являются контролирующими и кто еще может контролировать тендерные процедуры, расскажем в статье далее.

Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона

Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов. Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.

Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее…

Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный

Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

Не знаете свои права?

  1. Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
  2. Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
  3. Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).

Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Последний способ контроля проводится:

  • общественными объединениями;
  • гражданами без какого-либо статуса;
  • объединениями юридических лиц.

Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

  • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
  • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
  • подавать заявления в суд.

Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю. Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.

Статья 99. Контроль в сфере закупок

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

А) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

Б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

6. Порядок осуществления контроля, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, устанавливается Правительством Российской Федерации. В таком порядке Правительством Российской Федерации в дополнение к указанной в части 5 настоящей статьи информации может определяться иная информация, подлежащая контролю.

7. На основании соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями полномочия соответственно органов управления государственными внебюджетными фондами, финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований на осуществление предусмотренного частью 5 настоящей статьи контроля могут быть переданы федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

8. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

9. Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля, указанных в части 2 настоящей статьи, в сфере осуществления закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и осуществляет в установленной сфере контроль в соответствии с настоящим Федеральным законом в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок;

3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией устанавливается порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Такой порядок предусматривает, в частности:

1) основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок субъектов контроля и оформление результатов таких проверок;

2) порядок, сроки направления, исполнения, отмены предписаний органов контроля;

3) перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;

4) порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;

5) порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.

11.1. Порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), устанавливается в соответствии с общими требованиями , утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

11.2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проводит проверки осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением настоящего Федерального закона.

12. При проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.

13. В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Плановые проверки проводятся в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, за исключением указанной в части 13 настоящей статьи комиссии, контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

15. Контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:

1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

(см. текст в предыдущей редакции)

15.1. Обращение с жалобой на действия (бездействие) лиц, указанных в пункте 1 части 15 настоящей статьи, и информация о нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок положениями документации о закупке, извещения о запросе котировок, поступившие от физического лица, которое не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении объекта этой закупки и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями этих документации, извещения, рассматриваются контрольным органом в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

16. Внеплановая проверка по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 15 настоящей статьи, проводится контрольным органом в сфере закупок, выдавшим предписание в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, исполнение которого контролируется.

17. Решения уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, которые приняты по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не могут противоречить решениям уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые приняты по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки.

18. Решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое принято по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не может противоречить решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, которое принято по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки.

19. При принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, подлежат рассмотрению и оценке доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, проведенных в соответствии с частью 3 настоящей статьи, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

20. При принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, подлежат рассмотрению и оценке доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, проведенных в соответствии с частью 3 настоящей статьи, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

21. Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

Контроль в сфере закупок. Контроль в сфере закупок, согласно ст. 99 Закона о закупках, распадается на три независимых направления:

  • 1) собственно контроль в сфере закупок (проверки соблюдения процедур Закона о закупках, главным образом процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя));
  • 2) «казначейский» контроль (контроль органов, осуществляющих функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за корреляцией доведенных до конкретных заказчиков лимитов бюджетных обязательств и их закупочными документами (план закупок, план график, извещение об осуществлении закупки, документация о закупке, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проект контракта), а также сведений, включаемых в реестр контрактов. «Казначейские органы» осуществляют контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в реестре контрактов, заключенных заказчиками (ЕИС);
  • 3) государственный (муниципальный) финансовый контроль в части соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при осуществлении государственных и муниципальных закупок и принятии заказчиками бюджетных обязательств по заключенным ими государственным (муниципальным) контрактам. Финансовый контроль в сфере закупок осуществляется также в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности. Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий, внешний и внутренний.

В рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении:

  • соблюдения требований к обоснованию закупок;
  • соблюдения правил нормирования в сфере закупок;
  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
  • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Далее в рамках настоящей темы будет описан порядок осуществления собственно контроля в сфере закупок, т.е. контроля соблюдения процедур Закона о закупках. Данный вид контроля является специфичным для контрактной системы, а финансовый и «казначейский» виды контроля все-таки принадлежат к иным институтам законодательства (бюджетному законодательству).

Контроль в сфере закупок можно подразделить на «внешний» и «внутренний». «Внешний» контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении не находящихся в их ведении или административной подчиненности заказчиков. «Внутренний» контроль осуществляется в отношении подведомственных заказчиков или самим заказчиком в отношении своих закупочных подразделений. «Внутренний» контроль можно подразделить на ведомственный и контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком.

Ведомственный контроль должен осуществляться в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. На федеральном уровне Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89. Все государственные органы, ГК «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации должны утвердить регламенты осуществления внутреннего контроля.

Органы контроля в сфере закупок и распределение их компетенции. Органами контроля в сфере закупок являются:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (в настоящее время - ФАС России);
  • органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  • органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

Компетенция указанных выше органов контроля в сфере закупок распределена достаточно сложным образом в зависимости от вида проверок и типа закупок. На распределение компетенции влияет комбинация следующих факторов:

  • соотнесение контролируемых закупок с уровнем бюджетной системы (закупки для федеральных нужд, закупки для региональных нужд и закупки для муниципальных нужд);
  • является ли намечаемая проверка плановой или внеплановой;
  • каким способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществлялась контролируемая закупка;
  • в отношении какого именно субъекта контроля осуществляется контроль в сфере закупок.

В части проведения плановых проверок компетенция органов контроля соответствует бюджетной системе Российской Федерации. То есть федеральный орган контроля в сфере закупок осуществляет контроль в отношении закупок для федеральных нужд, осуществляемых соответственно федеральными государственными заказчиками за счет средств федерального бюджета). Региональный и муниципальный органы контроля в сфере закупок осуществляют контроль в отношении закупок для нужд субъекта РФ, муниципального образования соответственно.

В части внеплановых проверок действует следующий принцип: орган контроля следующего уровня публичной власти покрывает закупки своего уровня и закупки всех нижестоящих уровней публичной власти. То есть федеральный орган контроля в сфере закупок может проводить внеплановые проверки не только в отношении федеральных государственных заказчиков, но и в отношении региональных и муниципальных заказчиков, если к нему поступит жалоба на закупки таких заказчиков. Также и региональный орган контроля может проводить внеплановые проверки как в отношении региональных заказчиков, так и в отношении муниципальных заказчиков муниципальных образований, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, при наличии жалобы на закупки таких заказчиков.

При такой схеме распределения компетенции не исключены случаи принятия органами контроля различных уровней публичной власти противоречивых решений но одним и тем же вопросам. Поэтому Закон о закупках устанавливает правило о том, что решения органов контроля, относящихся к нижестоящим уровням публичной власти, которые приняты по результатам проведения плановой или внеплановой проверки, не могут противоречить решениям органов контроля, относящихся к вышестоящим уровням публичной власти, принятым по результатам проведения внеплановых проверок, в отношении одной и той же закупки.

В случае если органами контроля в сфере закупок по результатам плановых и (или) внеплановых проверок выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое органом контроля, относящимся к вышестоящему уровню публичной власти.

В отношении операторов электронных площадок и процедур закупок в рамках электронных аукционов приняты специальные правила распределения компетенции между органами контроля.

Контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона с момента размещения в ЕИС извещения в отношении всех прочих субъектов контроля (независимо от соответствующего им уровня публичной власти) осуществляется исключительно федеральным органом контроля в сфере закупок.

В отношении операторов электронных площадок контроль в сфере закупок всегда осуществляется только федеральным органом контроля в сфере закупок.

Субъекты контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.

Объекты контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется за соблюдением требований к процедурам закупок, установленных Законом о закупках и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными правовыми актами.

При проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок по неценовым критериям (критериям, относящимися к качеству и квалификации). Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок только в судебном порядке. Законодатель предусмотрел такую норму для того, чтобы члены комиссий могли основываться на своем внутреннем убеждении при оценке заявок и действовать свободно и независимо и без угрозы вмешательства в их работу извне.

Виды проверок в рамках контроля в сфере закупок и их периодичность и основания проведения. В рамках контроля в сфере закупок проводятся плановые и внеплановые проверки.

В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев.

Плановые проверки проводятся в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки (действующей на непостоянной основе), контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Основанием для проведения плановой проверки в отношении субъектов контроля является включение соответствующего субъекта контроля в план проверок органа контроля в сфере закупок и наступления периода проведения проверки в соответствии с планом.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

  • получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;
  • поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок из иных источников;
  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания (для проведения проверки исполнения такого предписания).

Полномочия органов контроля в сфере закупок при проведении проверок. При проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица органа контроля в сфере закупок вправе:

  • запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;
  • по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа о проведении таких проверок беспрепятственно входить в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу в сфере закупок.

Субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок по их требованию документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках, а также давать в устной форме объяснения.

Меры, принимаемые по результатам контроля в сфере закупок. При выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе в результате рассмотрения жалоб участников закупок, нарушений законодательства о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе:

  • 1) принять меры для привлечения виновных лиц к административной ответственности (в том числе составить протокол об административном правонарушении, рассмотреть дело о таком административном правонарушении при наличии таких полномочий в соответствии с законодательством об административных правонарушениях);
  • 2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • 3) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными.

Предписание об устранении нарушения о контрактной системе должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт, в отношении процедуры заключения которого (процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по которому) выявлены нарушения законодательства о контрактной системы, не может быть заключен до даты исполнения выданного предписания.

При выявлении в результате проведения органами контроля в сфере закупок плановых и внеплановых проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, указанные органы контроля обязаны передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в течение трех рабочих дней с даты выявления такого факта.

Раскрытие информации об осуществлении контроля в сфере закупок. Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждены постановление Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148.

В этом же реестре размещаются скан-образы предписаний, выданных органами контроля в сфере закупок. Предписания размещаются в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания.

Проблемы осуществления контроля в сфере закупок. Система контроля в сфере контрактной системы подвергается критике за ее процедурный характер. Контроль сосредотачивается на правильности соблюдения процедур определения поставщика, но не за результатом - фактическим достижением целей закупок. При этом соблюдение всех формальных процедур закупок вовсе не гарантирует, что требуемые товары будут поставлены в срок, услуги надлежащего качества оказаны, а объекты своевременно построены и введены в эксплуатацию. В качестве радикальных предложений звучат призывы вовсе отказаться от «процедурного» контроля (по крайней мере, в части небольших закупок) и осуществлять контроль только за достижением целей закупок.

С этим предложением нельзя согласиться. В то же время следует признать, что контроль в сфере закупок отчасти действительно является громоздким, требующим значительного количества ресурсов, как от контролирующих органов, так и от заказчиков.

Работники заказчиков вынуждены отвлекаться от своих обычных должностных обязанностей для участия в проверках, рассмотрении жалоб и подготовки на них возражений.

Ежегодно ФАС России рассматривает десятки тысяч жалоб на закупки. Многие из жалоб подаются в контролирующие органы не по причине конкретных нарушений, приведших к нарушению прав участников, а по надуманным основаниям в случае, если участники закупки не согласны с ее итогами. То есть «проигравший» участник начинает заново и досконально изучать документацию закупки, протоколы и процедуры в целях выискивания тех оснований, которые могли бы привести к отмене результатов закупки. Подача жалоб не создает для заявителей никаких издержек, не требует уплаты государственной пошлины. Жалобы могут быть поданы удаленно по электронным каналам связи. Принимать личное участие в рассмотрении жалоб не обязательно. Все это приводит к тому, что количество жалоб ежегодно возрастает (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Статистика подаваемых жалоб в ФАС России на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки 1

Критики действующей системы контроля в сфере закупок (А. С. Ульянов ) обращают внимание на интересный эффект. Вероятность подачи жалобы на результаты закупки тем выше, чем большее количество компаний подало заявки на участие в закупке. То есть под контролем оказываются те закупки, в которых конкуренция обеспечена. Вероятность обжалования результатов закупок, в которых приняло участие по тем или иным причинам одна или две компании, снижается. В результате такие менее конкурентные закупки оказываются под меньшим контролем.

Общественный контроль. Закон о закупках предоставляет возможность общественным объединениям и объединениям юридических лиц осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе. Для этого они могут:

  • направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
  • осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона о закупках;
  • обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Законом о закупках;
  • обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии но осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
  • обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важным полномочием общественных объединений и объединений юридических лиц является право обжаловать в судебном или порядке или в орган контроля в сфере закупок действия (бездействие) конкретных заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, комиссий по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

  • Доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ в 2015 г. URL:http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/44/20160217; Доклад о результатахмониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактнойсистеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 г. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsld=18073
  • Исследование не опубликовано.

Действующим законодательством предусмотрены три типа контроля, ведомственный, общественный, и осуществляемый самими участниками закупок. Рассмотрим эти виды контроля подробно.

Сфера госзакупок, регулируемая Законом № 44-ФЗ, является комплексной многоуровневой системой, которую необходимо контролировать на каждом этапе от планирования и проведения процедур до заключения и исполнения обязанностей сторон по контрактам.

Ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ

В соответствии со ст. 100 Закона №44-ФЗ, за происходящим в сфере закупок предусмотрена необходимость контроль со стороны целого ряда государственных ведомств . Так, официальный надзор в данной сфере осуществляют, согласно закону, госорганы, госкорпорации "Росатом" и "Роскосмос", а также управляющие органы государственных внебюджетных фондов.

На муниципальные органы возложена обязанность осуществлять ведомственный контроль за тем, чтобы участниками и заказчиками соблюдалось законодательство РФ в целом, законы о закупочной деятельности, а также все соответствующие НПА.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

ФАС и его региональные отделения осуществляют непосредственный контроль и проверки над закупочными процедурами и принимают жалобы от обеих сторон (заказчика и исполнителя). Антимонопольный орган имеет право при выявлении каких-либо нарушений выдать предписания об их устранении и приостановить процедуру исполнения контракта. Помимо этого, ФАС обладает полномочиями и вовсе отменить процедуру и внести поставщика в реестр недобросовестных исполнителей в случае уклонения от исполнения контракта .

Общественный контроль госзакупок

Функция контроля закупочной сферы со стороны общественности является инновацией, впервые появившейся в 44-ФЗ. Однако вопрос общественного контроля закупок на практике неоднозначен, так как полномочиями контроля, как госорганы, общественность этот закон не наделяет. Как же общественный контроль по 44-ФЗ осуществляется на практике?

Закон № 212-ФЗ, целиком посвященный вопросу общественного контроля, формулирует следующие возможные его типы: мониторинг, проверка, экспертиза, обсуждение, слушания, а также "другие формы взаимодействия".

В случае проведения общественной проверки запрос документации заказчику направить можно, однако здесь возникает другой юридический нюанс: инициатором проверки, согласно 212-ФЗ может быть только ограниченный круг лиц, таких, как Общественная палата РФ, и только в случаях, предусмотренных законодательством. Сама общественная организация таким инициатором проверки быть не может.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Внутренний контроль в контрактной системе

Согласно Закону № 44-ФЗ (ст. 101), заказчику вменяется обязанность осуществлять контроль над исполнением условий контракта поставщиком. Наряду с этим закон предписывает заказчику в тех ситуациях, когда поставщик фактически не выполняет работы самостоятельно, а привлекает исполнителей субподряда, также осуществлять контроль над таковым привлечением.

Итак, заказчик обязан осуществлять контроль над привлечением субподряда поставщиком. Как ему это делать? В самом 44-ФЗ не прописано, каким образом заказчик должен контролировать привлечение субподрядчиков .

Однако, заказчик может в вопросе контроля над субподрядом ориентироваться на разъяснения Минэкономразвития РФ, которое утверждает, что достаточным подтверждением факта привлечения субподряда для заказчика будут любые документы, относящиеся к конкретному выполнению работ, то есть, договора, акты и платежные поручения.

Также, согласно ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчику вменяется в обязанность в одностороннем порядке разорвать контракт, если поставщик нарушил обязательное условие о привлечении в качестве субподрядчиков субъектов СМП и СОНО . Такое нарушение фактически приравнивается к несоответствию требованиям документации или предоставлению ложных сведений.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

В Государственную Думу на рассмотрение был внесен законопроект № 546226-7 , основной задачей которого является улучшенный контроль в сфере госзакупок, формирование вертикали процедурного контроля и обеспечение единства правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий на федеральном и региональном уровнях.

Контроль в сфере госзакупок – запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля

Контроль за соблюдением закона о контрактной системе и контроль в сфере госзакупок осуществляется перечисленными ниже органами (на основании ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе»):

  • органы прокуратуры (соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральными органами исполнительной власти действующих на территории России законов, соответствие законам издаваемых должностными лицами и органами власти правовых актов контролируются прокуратурой, согласно указаниям п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»);
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС обладает полномочиями на ведения контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц, в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных и государственных нужд, в сфере государственного оборонного заказа, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков, исполнителей и подрядчиков);
  • органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля ;
  • органы исполнительной власти субъекта РФ , обладающие полномочиями на контроль в сфере госзакупок;
  • Федеральное казначейство , органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
  • органы местного самоуправления муниципального района или городского округа , имеющие полномочия на контроль в сфере госзакупок.

Перед Правительством РФ стояла задача – максимально снизить коррупционные риски и исключить несвойственные контрольным органам функции. В упомянутом нами законопроекте содержится предложение об установлении запрета на возложение функций по централизации закупок на органы контроля. Единственное, речь здесь не идет о случаях, когда контроль полномочий в соответствии с частью 5 статьи 26 Закона «О контрактной системе» или ч. 3 ст. 26 осуществляется:

  • органами контроля;
  • органами местного самоуправления муниципального района;
  • органами местного самоуправления городского округа, обладающих полномочиями на осуществление контроля в сфере закупок.

При этом, когда дело касается данного исключения, не допускается возложение на одно должностное лицо упомянутых выше органов обязанностей:

  • по осуществлению полномочий на планирование закупок;
  • на заключение муниципальных и государственных контрактов;
  • по определению поставщиков, исполнителей и подрядчиков;
  • по исполнению контрактов (приемке поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ и их результатов, обеспечение оплаты);
  • по осуществлению контроля в отношении закупок.

Контроль в сфере госзакупок – установление единого порядка осуществления контроля

С целью формирования вертикали процедурного контроля и единой методологии реализации контрольных полномочий и правоприменительной практики на региональном и федеральном уровнях в законопроект № 546226-7 был включен пункт об утверждении единого порядка осуществления контроля в сфере закупок.

Контроль в сфере госзакупок органами контроля, речь о которых шла ранее в статье, осуществляется в отношении (ч. 2 ст. 99 закона «О контрактной системе»):

  • заказчиков;
  • контрактных управляющих;
  • контрактных служб;
  • операторов (в т.ч. специализированных) электронных площадок;
  • специализированных организаций;
  • уполномоченных учреждений и органов;
  • комиссий по осуществлению закупок и их членов.

Такой контроль осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ, который должен предусматривать, в частности:

  • основания, предмет, периодичность, порядок организации, форму, сроки проведения проверок и оформления их результатов (в ходе проведения проверки необходимо установить категорию риска деятельности субъекта контроля с учетом оценки вероятности несоблюдения требований о контрактной системе);
  • порядок использования единой информационной системы и ведения документооборота в ней при осуществлении контроля;
  • критерии отнесения деятельности субъектов контроля к определенной категории риска;
  • порядок действий органов контроля в случае несоблюдения предписаний и при получении сведений о совершении уголовного или административного правонарушения;
  • порядок, сроки направления и исполнения предписаний;
  • список должностных лиц, обладающих полномочиями на проведение проверок (ответственность, обязанности, права).

Контроль в сфере госзакупок – контроль за бюджетными инвестициями

Когда юридическим лицам предоставляются бюджетные инвестиции, упомянутые в тексте абз. 2 п. 1 ст. 80 БК РФ , в силу указаний ч. 5 ст. 15 закона «О контрактной системе» на юрлицо при осуществлении им закупок за счет бюджетных средств распространяются положения данного закона, регулирующие деятельность заказчика в определенных БК РФ случаях и пределах.

Важно! Чтобы повысить эффективность расходования бюджетных средств, в текст законопроекта № 546226-7 был внесен пункт, согласно которому вложения закона «О контрактной системе» (относящиеся к контролю в сфере закупок, аудиту и мониторингу закупок) распространялись бы на юридических лиц, получивших бюджетные средства.

Контроль в сфере госзакупок – внеплановые проверки ФАС

Контроль в сфере госзакупок – передача полномочий по осуществлению контроля

В соответствии с рассматриваемым нами законопроектом, в ст. 99 закона «О контрактной системе» будет включена новая ч. 3.1, в которой будет говориться об установлении возможности органов исполнительной власти субъекта РФ на основании соглашений между субъектами РФ и расположенными на их территориях муниципальными образованиями осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района или городского округа при наличии у первых и вторых полномочий на осуществление контроля в сфере закупок.

Контроль в сфере госзакупок – оценка эффективности деятельности органов контроля

Правительство РФ установит порядок проведения оценки эффективности деятельности органов контроля, который в обязательном порядке будет предусматривать:

  • механизм сбора сведений о деятельности органов контроля;
  • показатели контрольно-надзорной деятельности;
  • порядок проведения анализа установленных показателей и применения результатов анализа.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Правительство РФ не борется с коррупционными рисками в сфере госзакупок.