44 фз извещение единственный поставщик thread. Единственный поставщик. Согласование закупки с контролирующими органами и проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Учреждения силовых министерств и ведомств осуществляют закупки конкурентными способами: в виде открытого конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок (в том числе в электронной форме), а также проводят закупки у единственных поставщиков. Частью 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрена возможность осуществить закупку у единственного поставщика в случае выполнения работ по мобилизационной подготовке, поставке российского вооружения и военной техники, заключения контрактов для обеспечения деятельности объектов госохраны и т. д. Кроме того, этим же способом можно закупить услуги по водоснабжению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению, подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ. Расскажем, как же провести закупку у единственного поставщика.

Малые закупки у единственного поставщика.

Прежде всего рассмотрим самое распространенное основание для проведения закупки у единственного поставщика, которое предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, – закупку товаров, работ и услуг на сумму до 100 000 руб. Это основание очень удобно для осуществления мелких закупок, поскольку Законом № 44-ФЗ данные закупки не ограничены правилом об одноименности. То есть учреждение может раз в месяц или каждый квартал покупать таким образом любые товары, работы или услуги. Главное, чтобы сумма контракта не превышала 100 000 руб.

Для осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлены ограничения. В частности, годовой объем таких закупок не должен превышать:

1) 2 млн руб.;

2) 5% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) или 50 млн руб.

Указанные ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Он рассчитывается по формуле:

Следует помнить, что годовой объем закупок по рассматриваемому основанию может быть сокращен, если лимиты бюджетных обязательств будут отозваны. Если к тому моменту объем закупок у единственного поставщика будет исчерпан и составит более 2 млн руб., заказчику грозит административная ответственность за то, что он принял решение о применении способа определения поставщика в нарушение требований Закона № 44-ФЗ (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Ввиду этого Минэкономразвития в Письме от 12.02.2015 № Д28и-229 не рекомендует осуществлять такие закупки в полном объеме в начале финансового года.

Закупать по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно любые товар, работу или услугу, даже если для их закупки имеется отдельный пункт в рассматриваемой статье закона.

Также к малым закупкам относятся закупки у единственного поставщика, проводимые на основании п. 5 этой части. Правда, проводить закупки по данному пункту могут лишь определенные заказчики. В их число входят образовательные или физкультурно-спортивные организации. Годовой объем таких закупок не должен превышать 50% СГОЗ и должен составлять не более 20 млн руб.

Процедура размещения заказа у единственного поставщика.

Закупку у единственного поставщика можно разделить на несколько этапов.

Планирование.

В первую очередь отметим, что любая закупка у единственного поставщика должна быть запланирована. Помните, что провести закупку, которой нет в плане-графике закупок, нельзя. Таково правило ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. План-график формируется в личном кабинете заказчика в ЕИС на основании плана закупок.

Напомним, что правила формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок утверждены следующими постановлениями Правительства РФ:

    для федеральных нужд – от 05.06.2015 № 553;

    для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд – от 05.06.2015 № 554.

Для формирования плана-графика в личном кабинете заказчика нужно заполнить соответствующие вкладки. Информация о закупках на основании п. 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в плане-графике вносится во вкладку «Особые закупки».

Отметим, что при заполнении плана и плана-графика закупок потребуется обоснование закупки. Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг при их составлении, а также форма такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Для закупок по п. 4, 5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ нужно обосновать лишь общий годовой объем средств на их проведение. Об этом говорил Минфин в письмах от 02.10.2017 № 24-01-10/64054, от 27.09.2017 № 24-01-10/62476.

Обоснование закупки.

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта с единственным поставщиком заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. Не путайте этот отчет с обоснованием закупки, включаемым в план и план-график закупок.

Итак, учреждение должно обосновать закупки у единственного поставщика, если планируется заключение контракта по п. 3, 6, 9 – 14, 17, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Для этого составляется отчет в произвольной форме. В качестве причины заключения контракта с единственным поставщиком можно указать, например, срочность закупки или отсутствие конкуренции. Также необходимо обосновать цену и иные существенные условия контракта. При этом для обоснования цены нужно пользоваться методами, указанными в ст. 22 Закона № 44-ФЗ и методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.

Согласование заключения контракта с единственным поставщиком.

В некоторых случаях придется согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком. Так, это нужно делать после признания несостоявшимися (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

    определения поставщика закрытым способом (п. 24);

    открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса котировок, запроса предложений (п. 25).

Если несостоявшимся признан электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений или любой вид конкурса в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не надо (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 данной статьи).

Порядок согласования установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189.

Для согласования заключения контракта с единственным поставщиком учреждению нужно подготовить и направить соответствующее обращение в контрольный орган. Для федеральных закупок и всех закрытых процедур это ФАС, для региональных и муниципальных закупок – контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, муниципального образования.

Обращение в контрольный орган направляется в следующие сроки.

Контрольный орган рассматривает обращение в течение 10 рабочих дней с момента поступления обращения и принимает одно из следующих решений:

    о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

  • об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Отметим, что отказ возможен, если при рассмотрении обращения выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К сведению:

В случае положительного ответа о согласовании закупки у единственного поставщика контракт заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, с даты размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.

Выбор поставщика.

По общему правилу заказчик самостоятельно выбирает поставщика, за исключением случаев, когда таковой определен актами Правительства РФ или Президента РФ. Например, Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2594-р установлены единственные исполнители закупок моторного топлива для служебных транспортных средств системы МВД на 2018 и 2019 годы.

Подготовка документов.

Документация о закупке у единственного поставщика не разрабатывается. Однако некоторые документы все-таки придется составить.

  1. Контракт. В него включаются все существенные условия того или иного вида договора, иначе он может быть признан незаключенным. В любом случае в контракте должны быть условия:

    о цене контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    об ответственности заказчика и поставщика за нарушение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    порядок и сроки оплаты контракта;

    порядок приема исполнения контракта и оформления его результатов (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    требование предоставить обеспечение исполнения контракта, если оно предусмотрено закупкой (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Отметим, что в силу ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44 – 46, 51 – 53 ч. 1 ст. 93 закона, в контракт могут не включаться некоторые условия, закрепленные в ст. 34. Кроме того, в этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, установленной ГК РФ для совершения сделок.

К сведению:

В случае осуществления закупки в соответствии с п. 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта должен быть использован проект, включенный в документацию (приложенный к извещению) о несостоявшейся закупке.

При разработке проекта нужно учитывать, что в него включаются расчет и обоснование цены контракта в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрено документальное оформление отчета с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 4 ст. 93). Обычно такой расчет составляется в виде отдельного приложения.

При заключении по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контрактов на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, а также договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения следует применять типовые договоры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645. Такое мнение высказала ФАС в Письме от 16.11.2017 № ВК/79958/17.

  1. Извещение об осуществлении закупки. Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при проведении закупки по п. 1 – 3, 6 – 8, 11 – 14, 16 – 19 ч. 1 ст. 93 данного закона необходимо подготовить и разместить в ЕИС извещение об осуществлении закупки. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (за исключением проведения закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, подведомственными им государственными учреждениями, включенными в перечень, утверждаемый Правительством РФ).

Извещение должно содержать:

    наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

    краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, сроки поставки, цену контракта, источник финансирования;

    ограничение участия в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (если такое ограничение установлено заказчиком);

    размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения (если установление требования об обеспечении исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.

Заключение контракта и уведомление об этом контрольного органа.

Контракт заключается путем его подписания сторонами. Важно перед подписанием контракта проверить предоставление обеспечения его исполнения (если требование об обеспечении исполнения контракта установлено в извещении (проекте контракта)).

Срок подписания контракта с единственным поставщиком законодательством не установлен. Однако, если контракт заключается по итогам несостоявшихся процедур, он должен быть подписан не позднее 20 календарных дней с момента получения заказчиком от органа контроля соответствующего согласования или с даты, когда размещены в ЕИС протоколы с информацией о признании определения поставщика несостоявшимся.

При закупке у единственного поставщика по п. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ учреждение обязано уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд, уведомление направляется в ФАС, а если закупка проводится для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, то в орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящей нормой контракта с обоснованием его заключения.

Подводя итог, напомним, что нужно составить отчет об исполнении контракта с единственным поставщиком (за исключением контрактов, заключенных по п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Форма такого отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Его можно составить в ЕИС, подписать электронной подписью и разместить в системе. Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он составляется, но в ЕИС не размещается.

" № 2/2017

Приводятся ответы на вопросы читателей, касающиеся применения норм закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

От читателей нашего журнала поступил ряд вопросов, касающихся некоторых аспектов осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб. (на профессиональном закупочном жаргоне такие закупки еще называют «стотысячными» или «стотысячниками»). Указанные закупки осуществляются на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). В данной статье автор отвечает на эти вопросы.

Вопрос:

Необходимо ли при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб., обосновывать невозможность и нецелесообразность применения иных способов закупки?

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Однако на закупки, размер которых не превышает 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона), данное требование не распространяется – они являются исключением из этого требования (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, подобной необходимости в описанном случае нет.

Вопрос:

Необходимо ли при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб., производить расчет и обоснование цены контракта?

В случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете цену контракта (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), а следовательно, и произвести ее расчет. Но, как и в предыдущем случае, на закупки, размер которых не превышает 100 тыс. руб., данное требование не распространяется – они являются исключением из этого требования (ч. 4 ст. 93). Таким образом, производить расчет и обосновывать цену «стотысячника» не нужно (см. также письма Минэкономразвития России от 31.01.2017 № ОГ-Д28-1095, от 26.01.2017 № Д28и-191, от 10.05.2016 № Д28и-1307, от 05.05.2016 № Д28и-1217). Дополнительно отметим, что при осуществлении названных закупок и сам контракт не должен содержать расчета и обоснования цены контракта.

Вместе с тем обратим внимание, что законодательство требует обоснования цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). Однако в случае «стотысячных» закупок обоснованию подлежит не цена отдельного контракта, а общий годовой объем таких закупок (п. 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд , Письмо Минэкономразвития России от 10.01.2017 № Д28и-104).

К сведению:

Годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.

В силу п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году.

Таким образом, совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств по контрактам, заключенным:

Разъяснения на этот счет представлены в Письме Минэкономразвития России от 21.12.2016 № Д28и-3403.

Вопрос:

Обязательно ли при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб., применять типовые формы контрактов, предусмотренные Законом № 44-ФЗ?

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе Единая информационная система в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru, далее – ЕИС) должна в числе прочего содержать библиотеку типовых контрактов (типовых условий контрактов) (п. 8 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). На момент подготовки статьи (конец апреля текущего года) в ЕИС соответствующий раздел «Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов» содержал семь типовых контрактов и одни типовые условия контракта (типовой контракт на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд и т. д.).

Данные типовые контракты (типовые условия контрактов) разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности. Работа продолжается, так что соответствующий раздел в ЕИС будет наполняться и дальше. Поэтому сразу обратим внимание, что заказчикам необходимо постоянно отслеживать появление в ЕИС новых типовых контрактов (типовых условий контрактов), чтобы не «пропустить» появление документа, который касается осуществляемых названными заказчиками закупок.

Порядок разработки типовых контрактов (типовых условий контрактов), а также случаи и условия их применения установлены Правительством РФ (ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее – Правила).

В Правилах содержится отдельная норма (пп. «б» п. 18), согласно которой типовые контракты (типовые условия контрактов) могут не применяться, в частности, при осуществлении «стотысячных» закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если необходимость применения типового контракта (типовых условий контракта) в данном случае не предусмотрена информационной картой типового контракта (типовых условий контракта). Поэтому ответ на заданный вопрос целиком зависит от того, что написано в информационной карте типового контракта.

Информационная карта составляется по установленной форме и в числе прочего содержит две позиции:

  • размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяется типовой контракт (типовые условия контракта);
  • иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта.

Именно на них и нужно обращать внимание, разбираясь в каждой конкретной ситуации.

Например, в информационной карте типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств установлено, что данный типовой контракт применяется при любом размере начальной (минимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и никаких иных показателей для применения названного типового контракта не указано. А вот в информационной карте типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов (фрагмент см. ниже), несмотря на наличие абсолютно такой же нормы в отношении размера начальной (минимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в позиции «иные показатели для применения типового контракта» установлено, что он применяется при цене контракта свыше 100 тыс. руб.

Поэтому в первом случае при осуществлении «стотысячной» закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) применение типового контракта является обязательным, а во втором – нет. Обратим внимание, что во втором случае нельзя не отметить непоследовательность двух норм: с одной стороны, типовой контракт должен применяться при любом размере цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а с другой – только если цена контракта превышает 100 тыс. руб. Однако наличие последней нормы все-таки может служить основанием для того, чтобы не использовать типовой контракт.

Опять же, на момент подготовки статьи информационные карты всех размещенных в ЕИС типовых контрактов (типовых условий контракта) (за исключением информационной карты указанного выше типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов) устанавливали необходимость их применения при любом размере начальной (минимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), без каких-либо дополнительных оговорок.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе в случае отсутствия в ЕИС типовых контрактов (типовых условий контрактов), утвержденных соответствующими федеральными органами, субъекты РФ имеют право самостоятельно разрабатывать и размещать в региональных информационных системах в сфере закупок типовые контракты (типовые условия контрактов), применяемые для обес­печения нужд субъектов РФ (ч. 7 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). При этом порядок разработки таких типовых контрактов (типовых условий контрактов), а также случаи и условия их применения устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ч. 8 ст. 112) .

Но после утверждения и размещения в ЕИС типовых контрактов (типовых условий контрактов), утвержденными федеральными органами, эти «региональные» типовые контракты (типовые условия контрактов) уже не должны применяться (ч. 9 ст. 112). Получается некий «временный» вариант до появления в ЕИС федеральных типовых документов. Поэтому если в конкретном субъекте РФ имеются и действуют свои утвержденные региональные типовые контракты (типовые условия контрактов), то в соответствующих региональных нормативных правовых актах также могут содержаться те или иные правила применения данных типовых контрактов (типовых условий контрактов), в том числе в отношении «стотысячных» закупок. Отметим, что на момент подготовки статьи в Республике Крым и г. Севастополе имелся только один такой типовой контракт, обязательный к применению в случае закупки проектно-изыскательских работ по объектам федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года ».

Вопрос:

Считается ли закупкой у единственного поставщика в рамках Закона № 44-ФЗ приобретение сотрудником в магазине товаров на денежные средства в размере, не превышающем 100 тыс. руб., которые были выданы ему под отчет из кассы предприятия?

Согласно гражданскому законодательству от имени организации могут выступать не только ее органы в соответствии с законами, нормативными актами и учредительными документами, но и ее представители, которыми могут быть лица, действующие исходя из своих полномочий, следующих из обстановки (ст. 53, абз. 2 ч. 1 ст. 185 ГК РФ).

Сотрудник организации, получивший из кассы под отчет денежные средства и покупающий в торговой точке товары для нужд организации, является как раз таким представителем. Значит, если закупочная деятельность организации подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, то указанная закупка квалифицируется как закупка, совершаемая в соответствии с поименованным законом (Письмо Минэкономразвития России от 28.03.2014 № Д28и-385). Поскольку предельный размер наличных расчетов для организаций составляет 100 тыс. руб. , любая такая закупка будет относиться в контексте Закона № 44-ФЗ к «стотысячным» закупкам. Контракт в письменной форме при названных закупках может не заключаться (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2016 № Д28и-2803).

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

Отметим, что в случае, когда , перешедшее на закупки по Закону № 44-ФЗ с 01.01.2017, заключило в 2016 году договоры еще по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ с оплатой в 2017 году, сум-ма данных договоров не учитывается в совокупном годовом объеме закупок по Закону № 44-ФЗ, так как эти закупки считаются осуществленными еще по Федеральному закону № 223-ФЗ.

Приложение к правилам.

Приложение 5 к Приказу Минпромторга России от 20.02.2016 № 467.

Приложение 2 к Приказу Минздрава России от 15.10.2015 № 724н.

См. сайты www.rks.sevzakaz.ru (г. Севастополь), www.zakupki.rk.gov.ru (Республика Крым).

См. постановления Правительства Севастополя от 26.06.2015 № 559-ПП «О Порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд города Севастополя, а также случаях и условиях их применения» и Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 № 505 «Об утверждении Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаев и условий их применения для обеспечения нужд Республики Крым».

Большинство закупок, особенно на государственном уровне, проходит при использовании системы торгов. Конкурентные процедуры (тендеры, аукционы) подразумевают, что клиент не может самостоятельно выбирать исполнителя, он только предъявляет требования, которые должен удовлетворить будущий подрядчик. Такой подход позволяет обеспечить условия для создания наиболее честной конкуренции. Но есть вариант осуществления закупочной деятельности только у одного поставщика - законодательство содержит такую ​​процедуру, как «покупки у единственного поставщика».

Современное законодательство о закупках предусматривают несколько видов процедур в этой области. Одна из них - возможность подписать контракт с единственным поставщиком посредством закупок у него. Такие процедуры называются неконкурентными. Покупка у одного поставщика, пожалуй, самая любимая процедура среди клиентов и поставщиков. В этом случае договор обходит стадию закупок, например, рассмотрение заявок, аукцион, подведение итогов. То есть контракт заключается сразу между продавцом и покупателем.

Сущность закупок

Закупки - это процесс предоставления всех видов материально-технических ресурсов в требуемое время и в объемах, необходимых для нормального осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Правильно организованная закупка позволяет не только получить нужное количество товаров в необходимое время, но и повлиять на поставщика или производителя. Такое влияние позволяет улучшить качество поставляемой продукции, а также постоянно обновлять и расширять ассортимент своей продукции, что в итоге повышает конкурентоспособность предприятия и максимально удовлетворяет потребительский спрос.

Законодательная и нормативная база

Основными законодательными актами в сфере изучаемых вопросов являются ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ.

В таблице представлены сравнительные характеристики двух законов.

Применение 44-ФЗ

Возможности осуществления данной формы закупок описаны в 1 части 93 статьи 44-ФЗ. На самом деле закон не требует использования этого метода. Он дает клиентам такое право, а использовать его или нет - решение остается за клиентом.

Клиенты пользуются этим правом с удовольствием, но для строго ограниченной суммы по закону (до 100 тысяч руб.)

В некоторых случаях для покупок допускается большая сумма, например, приобретения у одного поставщика для обеспечения сирот всего, что им необходимо. В такой ситуации суммы контрактов могут доходить до 400 тыс. руб. Варианты, которые предполагают закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ, охватывают любую форс-мажорную ситуацию, требующую срочных решений. Закон описывает 52 пункта, когда такая покупка может быть совершена.

В нем также говорится о том, какие покупки совершать. Но покупатель обязан информировать контролируемый орган и согласовывать перечень с ним. В то же время тот, кто совершает покупку, вынужден приобретать товары по заявленным ценам продавца без возможного снижения и на его условиях, это большой минус для клиента, поскольку он вынужден согласиться с условиями контракта без возможности их изменения.

В то же время вся сумма закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ может достигать максимума не более двух миллионов рублей в год или пяти процентов от всех покупок клиента, но не более пятидесяти миллионов рублей.

Применение 223-ФЗ

Аналогичное понятие имеет и федеральный закон 223-ФЗ. Инициатива может исходить как от клиента, так и от продавца. Правила такой закупки составляют в соответствии с 223-ФЗ, они указаны в положениях о закупках заказчика.

Концепция единого поставщика

Единственный поставщик. Определение этого понятия заключается в том, что им является любое юридическое лицо (организация, предприятие, учреждение) или лицо, которое поставляет товары или услуги клиентам.

Поставщик ведет бизнес в соответствии с условиями контракта на поставку, который является одним из видов договора купли-продажи. В соответствии с договором поставки он обязуется передать в установленные сроки товары, произведенные или приобретенные им клиенту для применения в хозяйственной деятельности или для других целей, не связанных с личными, семейными, домашними или другими аналогичными методами использования.

Определение понятия закупок у одного поставщика

Закупки у одного поставщика являются неконкурентной формой установления контрагента, при которой отсутствует формальная процедура отбора. Также это механизм закупок, в котором клиент предлагает только одному подрядчику выполнить контракт, минуя процедуры тендера и не привлекая других участников торгов.

Стоит отметить, что покупка у единственного поставщика является правом, а не ответственностью клиента. Единственными исключениями являются покупки, когда конкурентные процедуры в 44-ФЗ терпят неудачу. Покупки у единственного поставщика привлекают клиентов с их относительной простотой и низкими затратами времени.

Преимущества данной формы закупок

Данная схема взаимодействия между клиентом и поставщиком имеет несколько положительных сторон:

  • поставщику гарантирован контракт;
  • клиент получает гарантированного проверенного поставщика;
  • вероятность неисполнения договора минимальна;
  • процедура проста и удобна для всех, она не требует больших затрат труда и времени;
  • короткие сроки покупки;
  • клиент связывается с поставщиком, который может выполнить гарантированный договор;
  • почти невозможно приостановить контракт;
  • чтобы заключить договор с одним поставщиком, последнему не нужно использовать большой объем человеческих ресурсов.

Недостатки такой формы закупок

Они включают в себя:

  • ситуацию, когда отсутствует здоровая конкуренция, как следствие, минимальный уровень снижения цен;
  • по очевидным причинам такой тип закупок всегда привлекает внимание надзорных органов.

Осуществление процедур закупки по 44-ФЗ

За время своего существования 44-ФЗ неоднократно подвергался различным изменениям и дополнениям.

Невозможно приобрести продукцию у одного поставщика, если такая покупка не указана в списке случаев, установленных данным законом. Список случаев, в которых покупка может быть выполнена у единственного поставщика по 44-ФЗ, приведен в части 1 ст. 93.

В этом перечне в настоящее время предусмотрено 45 случаев такой покупки.

Выделим основные группы:

  • если конкурсные процедуры не состоялись;
  • при строительстве объектов, их ремонте, обслуживании;
  • закупки в области культурных направлений, спорте и образовании;
  • закупки в области медицины и реагирования на чрезвычайные ситуации;
  • приобретение услуг в сфере коммунальных, электро- и теплоуслуг;
  • покупки от естественных монополий;
  • закупки в области государственного управления и обороны;
  • и другие случаи, когда закупки могут производиться у одного поставщика.

Клиент принимает решение заключить договор с одним поставщиком без каких-либо утверждений от контрольного органа. Иногда такая координация и уведомление необходимы.

Организация закупок по 223-ФЗ

Покупка у одного поставщика по 223-ФЗ также иногда называется прямой.

В зависимости от инициативной стороны закупки у одного поставщика могут быть осуществлены посредством сообщения о возможности заключении контракта выбранному поставщику без учета конкурирующих предложений.

Случаи прямых закупок устанавливаются клиентом в его правилах (часть 2 статьи 2 223-ФЗ). Регламент закупок - документ, который регулирует всю деятельность по приобретению товаров.

Основная часть покупок, сделанных клиентами и не превышающая 100 (500) тысяч рублей, - это приобретения товаров у одного поставщика. В таких случаях клиенты также имеют право не размещать информацию о закупках, включая уведомления, документацию и протоколы, что значительно упрощает жизнь клиентов.

Наиболее распространенные случаи закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ:

  • невысокая стоимость приобретенных продуктов (работ, услуг), когда использование конкурентных методов закупок не подходит;
  • наличие необходимых продуктов только у одного поставщика;
  • поставщик является владельцем исключительных прав в отношении этого товара;
  • ранее проведенные закупки на конкурсной основе не состоялись;
  • срочная потребность в продуктах (чрезвычайные ситуации, несчастные случаи и т. д.).

Отчетность о закупках у единого поставщика распределяется в отдельном разделе как часть общей ежемесячной отчетности, размещенной на официальном веб-сайте в соответствии с частью 19 статьи 4 223-ФЗ.

Контракт: основы разработки

Когда контракт заключен с единственным поставщиком, то он по своему наполнению может иметь точно такую же форму и содержание, что и обычный договор поставки. В статье 34 44-ФЗ уточняется, что содержание контракта должно соответствовать положениям ГК РФ. Некоторые разделы могут быть пропущены.

Например, можно не отмечать ответственность сторон друг перед другом, правила расчета и уплаты штрафов. Можно не указывать график выполнения работ и порядок расчетов с предпринимателем. Еще одним дополнительным условием для документа, подписанного с одним поставщиком, является процедура обеспечения контракта и возврата средств.

В то же время, если исполнителем является лицо, которое не зарегистрировано в качестве ИП, в договоре обязательно указывается, что сумма контракта с единственным поставщиком уменьшается на сумму налога, так как клиент в этом случае является налоговым агентом.

Организация закупочной деятельности у одного поставщика

Поскольку мы рассматриваем этот вид закупок у поставщиков, мы не будем останавливаться на всех действиях, которые должен выполнить клиент, а определим только общий алгоритм.

  1. Клиент выбирает компанию, с которой он подписывает контракт, и соглашается с условиями покупки и текстом соглашения (контракта).
  2. Уведомление размещается покупателем в системе (единая информационная система), до подписания контракта остается еще пять дней.
  3. У покупателя есть один день после подписания контракта на то, чтобы уведомить контрольный орган о предстоящих закупках.

Все неконкурентные методы закупок находятся под тщательным надзором регулирующих органов, и это необходимо учитывать при составлении документов.

Нет алгоритма для оценки того, насколько законным является заключение с единственным поставщиком контракта. Все зависит от персонала надзорного органа и от аргументации о необходимости закупок. Поскольку внимание к таким методам закупок увеличивается. Правильное обоснование единственного поставщика и его цен значительно упростят жизнь не только клиенту, но и заказчику.

Пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция по покупке у единственного поставщика (ЕП) следующая.

Этап 1. Подготовка к покупке данным образом.

  • Шаг № 1. Подготовка Приказа (или другого документа) по реализации закупок у одного поставщика.
  • Шаг № 2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям законодательства и документации по закупкам.
  • Шаг № 3. Подготовка заявки на утверждение заключения (возможность оформления) договора с единственным поставщиком.

Этап 2. Формирование документации для покупки у ЕП.

  • Шаг № 4. Разработка и утверждение проекта контракта.
  • Шаг № 5. Расчет и обоснование закупки у единственного поставщика и цены контракта.
  • Шаг № 6. Подготовка отчета, подтверждающего заключение договора с ЕП и нецелесообразность проведения конкурсных процедур закупок (до размещения уведомления и заключения договора).
  • Шаг № 7. Занесение в единую справочную систему уведомления о закупке у ЕП.

Этап 3. Непосредственно сам процесс заключения контракта с ЕП.

  • Шаг № 8. Обратиться к надзорному органу с просьбой одобрить сделку через извещение о единственном поставщике.
  • Шаг № 9. Подписание контракта после того, как поставщик представил документ для обеспечения исполнения контракта.

Этап 4. Уведомление надзорного органа о контракте с ЕП.

  • Шаг № 10. Представление уведомления (с копией заключенного договора и обоснования его заключения) в контрольный орган.

Этап 5. Принятие товаров.

  • Шаг № 11. Привлечение независимых экспертов.

Расчет цены контракта

  • метод рыночного анализа;
  • нормативный способ;
  • тарифный метод;
  • способ проектирования и оценки;
  • затратный метод.

Клиент может применять другие варианты расчета цены контракта с поставщиком, если перечисленные не могут быть использованы.

Согласование закупки с контрольным органом

Когда конкурентная покупка не состоялась и происходит заключение договора с одним поставщиком, необходима координация действий с вышестоящим контрольным органом управления.

Также всегда необходимо координировать работу с единственным поставщиком по исходам открытых закупок, за исключением трех случаев:

  • автономная организация осуществляет закупки в соответствии с подразделом 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • юридическое лицо осуществляет закупки в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • запрос на котировки не состоялся.

Контракты с единственными поставщиками по результатам электронных закупок не нуждаются в координации.

Необходимо отправить уведомление следующим организациям:

  • ФАС - на уровне покупок для федеральных нужд;
  • контрольный орган в области государственных оборонных заказов;
  • исполнительный орган субъекта РФ, который контролирует закупки (приобретение товаров для региональных нужд);
  • местный орган самоуправления, который контролирует покупки, когда приобретает продукцию для муниципальных нужд.

Необходимо приложить копию договора и обоснование осуществления закупки у единственного поставщика к уведомлению. Отправлять документы в орган контроля необходимо не позже одного рабочего дня с даты заключения договора. В противном случае работник службы контрактов будет оштрафован на 15 тыс. рублей, а организация - 100 тыс. рублей.

Новые правила

Так как подобный вид закупок является вторым по популярности способом оформления контрактов (в 2017 году почти половина всех сделок осуществлялась таким образом), то законодательство постоянно следит за исполнением договоров, время от времени их совершенствуя.

Новые изменения правил уже в ближайшем будущем состоятся в следующем:

  1. Отпадает необходимость размещения извещения о проведении закупок у ЕП. Заранее будет формироваться специальный график-план с указанием такой информации;
  2. Устраняется обязанность организаторов торгов по обоснованию невозможности осуществления закупки в конкурентной форме;
  3. Устраняется необходимость проведения внешней экспертизы для госконтрактов;
  4. Случаи согласования с ФАС будут необходимы только в ходе отдельных способов определения поставщика;
  5. Будут введены новые обеспечения гарантий обязательств поставщика;
  6. У заказчика будет право заключения госконтракта с участником второго номера в ситуации, когда с первым номером контракт расторгнут;
  7. Ранее заказчик имел право заключать арендный договор по следующим объектам: здания, строения, сооружения. Теперь в этот список добавлен такой объект, как земельный участок.

Заключение

Для того чтобы стать единственным поставщиком, необходимо следовать следующим советам:

  • добросовестно выполнять все контракты, поддерживать хороший имидж;
  • предлагать уникальный продукт на рынке: клиенту просто негде больше купить данный товар.

В заключение остановимся на нескольких важных моментах..

  1. Во-первых, покупки у ЕП для клиентов являются очень привлекательной формой закупок, хотя они требуют большего внимания со стороны регулирующих органов.
  2. Во-вторых, необходимо внимательно прочитать статьи 93-96 44-ФЗ для того, чтобы понять, покупаются ли данные товары таким образом или нет.
  3. В-третьих, если компания планирует участвовать в закупках по 223-ФЗ, нужно исследовать положения о закупках клиента, в процедуре которого он будет участвовать.
  4. В-четвертых, полностью и своевременно исполнять взятые обязательства перед клиентами по заключенным договорам.

,
старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок

Закупки у единственного поставщика привлекательны для заказчиков относительной простотой своей процедуры, однако нередко в ходе их организации и осуществления возникают затруднения. , старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок, ответит на самые злободневные вопросы наших читателей.

В 2013 году мы заключили контракт на текущий год по правилам ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " ". Предметом этого контракта была закупка хозяйственных товаров. В настоящее время возникла необходимость приобретения дополнительной партии хозяйственных товаров. Можем ли мы заключить договор с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " "), или это будет признано искусственным дроблением закупки и нам необходимо проводить торги с использованием конкурентных способов определения поставщика?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Да, можете. Заказчики имеют право заключать договоры с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ( ; далее – Закон № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. В то же время, при заключении таких договоров не требуется составление отчета о невозможности и нецелесообразности использования другого вида закупки ().

Норма о закупке товара на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не устанавливает конкретных случаев ее применения. Иными словами, данное правило применимо и к закупке хозяйственных товаров, как в Вашем случае.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормы об осуществлении закупки у единственного поставщика могут применяться Вами в отношении любых объектов закупок, независимо от того, какие контракты и по правилам какого закона Вы заключали ранее.

На участие в электронном аукционе было подано две заявки, и по результатам рассмотрения их первых частей обе заявки были допущены к участию в аукционе. По результатам изучения вторых частей заявок было установлено, что только одна из них соответствует требованиям аукционной документации (). В связи с этим электронный аукцион признан несостоявшимся, и нам необходимо заключить контракт с единственным поставщиком. Должны ли мы согласовывать заключение этого контракта с контрольным органом?

Слинкина Л.В.

Обращение заказчика о согласовании заключения контракта должно быть направлено в контрольный орган в 10-дневный срок с даты размещения в единой информационной системе (а до ее создания – на Едином портале госзакупок) протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика несостоявшимся.

Условия заключения контракта должны быть предусмотрены документацией о закупке, а цена предложена участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта; цену контракта, указанную соответствующим участником в заявке или предложенную им в ходе проведения электронного аукциона.

Муниципальным договором осуществления строительных работ предусмотрены обязанность заказчика по проведению строительного контроля и обязанность подрядчика компенсировать затраты заказчика на строительный контроль. Возможно ли заключение трехстороннего договора по на сумму до 100 тыс. руб., по которому муниципальный заказчик по договору осуществления строительных работ заключает с контролирующей организацией договор на строительный контроль, а оплачивает услуги по контролю подрядчик?

Ирина Быкова

Да, Вы вправе заключить трехсторонний договор на основании . Государственный и муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные ().

Поскольку государственный (муниципальный) контракт является разновидностью договора, полагаю, что он может носить трехсторонний характер.

Включаются ли закупки на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в совокупный годовой объем закупок?

Все зависит от того, как организована командировка. Если при направлении работника в служебную командировку Вы заключили контракт с единственным поставщиком (), то такая закупка включается в расчет совокупного годового объема закупок. Речь идет об обеспечении работнику проезда к месту служебной командировки и обратно, найме жилого помещения, транспортном обслуживании, обеспечении питанием. Сведения о закупке, произведенной в соответствии с этой нормой, указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов.

Если же работник занимается организацией командировки самостоятельно, а работодатель впоследствии компенсирует ему расходы на проезд, проживание и питание, применяется другое правило. Возмещение работнику по правилам трудового законодательства командировочных расходов в денежной форме не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и в совокупный годовой объем закупок. Данная позиция подтверждена .

Водители автотранспортного предприятия часто выезжают в командировки на машинах, находящихся на балансе у предприятия. Если в пути машина сломалась, и водитель вынужден оплатить расходы за наличные средства в ближайшем автосервисе, можно ли в дальнейшем оформить эти расходы как закупку у единственного поставщика?

Государственное бюджетное учреждение "Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)"

Нет, Вы не можете оформить расходы водителя на покупку запчастей для служебной машины, которая сломалась в пути, как закупку у единственного поставщика. Такая покупка не может служить основанием для заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку ().

Осуществить закупку запчастей для служебной машины заказчик может, заключив договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Общая стоимость таких договоров не должна превышать 2 млн руб. в год или не должна превышать 5% от совокупного годового объема закупок и составлять более чем 50 млн руб. ().

Годовой объем закупок составляет 1,5 млн руб., при этом мы хотим осуществить все закупки у единственного поставщика (то есть годовой объем закупок не превысит в таком случае 2 млн руб.).Ограничена ли такая возможность максимальной долей закупок у единственного поставщика в годовом объеме закупок какими-либо специальными требованиями?

Фатюшин Александр Анатольевич

Нет, каких-либо специальных ограничений, в том числе содержащихся в подзаконных актах, нет. В соответствии с заказчик самостоятельно принимает решение о том, какой показатель будет использоваться при определении совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика (5% от совокупного годового объема закупок или 2 млн руб.).

Таким образом, если весь Ваш совокупный годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., Вы вправе осуществить все Ваши закупки у единственного поставщика на основании данного пункта. При этом стоимость каждого контракта не должна превышать 100 тыс. руб.

Включается ли сумма договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком, заключаемого в соответствии с , в совокупный годовой объем закупок?

читатель под ником "topaz-tn"

Все зависит от того, для каких целей заказчик производит совокупный годовой объем закупок. К сожалению, формулировка вопроса не позволяет это определить, поэтому рассмотрим общее правило и исключение, применяемое для расчета совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (). Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для решения вопроса о необходимости создания контрактной службы, определения поставщика и других целей. Таким образом, по общему правилу все закупки заказчика включаются в совокупный годовой объем закупок, независимо от основания, на котором заключается контракт.

Однако если Вы производите расчет для определения объема закупок, которые заказчик обязан осуществить, предоставив преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со (исключение), применяется другой порядок расчета совокупного годового объема закупок.

Напомню, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом , путем проведения конкурентных процедур (аукционов в электронной форме, конкурсов, запросов котировок и запросов предложений). При этом в расчет совокупного годового объема закупок не включаются следующие закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей ().

Таким образом, если Вы определяете совокупный годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то в такой расчет не включаются закупки, осуществляемые у единственного поставщика (в том числе закупки электрической энергии у гарантирующего поставщика). В иных случаях в расчет совокупного годового объема закупок включаются все закупки независимо от основания, на котором заключается контракт.

В 2013 году мы провели торги по действовавшему на тот момент Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " на приобретение автомобильных запчастей. Победителем был признан поставщик из другого города, с которым мы и заключили контракт. Однако работать с ним оказалось не совсем удобно из-за большого расстояния между нашими городами. В настоящее время у нас появилась возможность заключить договор на приобретение запчастей на сумму до 100 тыс. руб. с местным поставщиком. Имеем ли мы право это сделать, не расторгая контракт с первым поставщиком?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Да, Вы можете это сделать. Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Стоит отметить, что номенклатура товаров, работ или услуг, которые заказчик имеет право приобретать на основании данного пункта, не установлена. Также не ограничено право на заключение контракта с единственным поставщиком при наличии более ранних контрактов с аналогичным предметом, исполнение которых не завершено.

Таким образом, Вы можете приобрести запчасти на сумму до 100 тыс. руб., если установленный данным пунктом годовой лимит на осуществление закупок у единственного поставщика не превышен.

Нашей организации были выделены денежные средства на покупку мебели в размере 150 тыс. руб. Необходимо закупить разную мебель, но ни у одного из продавцов всех необходимых предметов мебели в ассортименте нет. Можем ли мы закупить мебель у разных поставщиков договорами до 100 тыс. руб. (то есть разбить общую сумму выделенных денег) или необходимо проводить конкурсные процедуры?

Морозова Наталия

Да, Вы имеете право заключить несколько контрактов независимо от объекта закупки (). Напомню, согласно данному пункту на заключение прямых договоров с единственным поставщиком стоимостью до 100 тыс. руб. Вы можете потратить не более 2 млн. рублей или не более 5% от совокупного годового объема закупок и не более 50 млн руб.

Наш детский дом для умственно отсталых детей является учреждением социальной защиты населения, но имеет лицензию на предоставление образовательных услуг. В штате детского дома состоят воспитатели и педагоги, с детьми проводятся учебные занятия. Имеем ли мы право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. как образовательная организация, ссылаясь на ?

Татьяна Тверитина

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " " (далее – закон об образовании) разделяет понятия "образовательная организация" и "организация, осуществляющая обучение". Образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (). Организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности ().

Государственные или муниципальные образовательные организации имеют право заключить договор с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. ().

Исходя из указанного, детский дом, для которого образовательная деятельность не является основной, не может быть признан образовательной организацией, и следовательно, не имеет права осуществлять закупки на основании .

Однако для такой организации доступно заключение договоров с единственным поставщиком на основании на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

  • Ценовой порог закупок у ЕИ

Закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Законом №223-ФЗ, другими нормативными правовыми актами, а также утвержденным и размещенным в единой информационной системе (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru , ООС, ЕИС) положением о закупке заказчика, которое является основополагающим документом, регламентирующим порядок и правила организации закупочного процесса. Закон №223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, не жестко регламентирует закупочную деятельность подпадающих под его действие субъектов, а лишь устанавливает определенные рамки. Также в 223-ФЗ нет деления способов закупок на конкурентные (с проведением торгов, например, конкурс; без проведения торгов, например, запрос предложений) и неконкурентные (закупка у единственного источника). Действующим законодательством не закреплен исчерпывающий перечень торговых и неторговых способов закупок, в соответствии с 223-ФЗ (ч.3. ст. 3) заказчику представлена возможность прописать в своем положении любые способы закупок. При этом обязательным является отражение в положении о закупке конкурса и аукциона, хотя закон не требует от заказчиков по 223-ФЗ обязательного проведения закупок этими способами.

Одной из основ современного закупочного процесса является конкурентность торговых процедур. Но порой у заказчика может возникнуть потребность в приобретении товаров, работ или услуг (для своевременного удовлетворения нужд) без проведения торгов. Законом №223-ФЗ предусмотрен такой неконкурентный способ, как закупка у единственного источника (ст. 4 ч.19): «Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе: <…> 2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) ».

Определенных требований к закупке у единственного источника законодатель не устанавливает, также в законе ничего не говорится о случаях, когда заказчик вправе прибегать к закупке у поставщика. То есть в своем утвержденном и размещенном надлежащим образом на ООС положении о закупке заказчик на свое усмотрение указывает случаи закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика. Однако заказчику не следует злоупотреблять этим правом, так как полный отказ от конкурентных процедур в пользу единственного источника является нарушением закона и может вызвать вопросы у контролирующих органов.
Единственный источник (поставщик, исполнитель или подрядчик ) - это лицо, с которым заказчик заключает договор без проведения конкурентных закупочных процедур.
Способ закупки у единственного источника:

  • заказчик самостоятельно предлагает поставщику (подрядчику, исполнителю) заключить договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • заказчик получает предложение заключить договор от поставщика (подрядчика, исполнителя).


В обоих случаях заказчик должен предусмотрительно осуществлять закупку у единственного поставщика. Перед тем как заключить договор с тем или иным поставщиком, следует изучить рынок поставляемого товара, выполняемых работ или оказываемых услуг (ассортимент, условия, цены и т.д.) во избежание нарушения принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, особенно в период экономического кризиса, когда для заказчика особо важно не тратить деньги впустую, поскольку предложение того самого «единственного» поставщика может оказаться не единственным на рынке, а может даже и менее предпочтительным, чем предложение другого поставщика (пример: Решение Ханты-Мансийского УФАС от 10.02.2014 № 05-06-023-2014). Тогда у второго источника могут возникнуть такие вопросы: как и в связи с чем было принято решение заключить договор именно с тем или иным поставщиком и насколько это было правомерно и законодательно обоснованно со стороны заказчика. Заказчик не обязан разъяснять поставщикам закупочный процесс своего предприятия, однако, во избежание жалоб в ФАС, в случае возникновения с их стороны вопросов лучше тактично давать ответы, поясняющие причины закупки у единственного источника (со ссылками на пункты положения о закупке).

Закупка у единственного источника:

  • Без размещения информации в единой информационной системе (на ООС)


Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (на ООС) сведения (извещение, закупочную документацию и проект договора) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей (ст. 4 закона №223-ФЗ). Считается, что в данном случае заказчиком осуществляются мелкие закупки, и целесообразность проведения конкурентных торговых процедур отпадает.
Закон о закупках не регламентирует устанавливает ценовой порог закупки у единственного источника, заказчик делает это самостоятельно в положении о закупке, руководствуясь положениями ст. 2 Закона. Если положением о закупке предусмотрена возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму, например, до 250 тысяч рублей, то сведения о таких закупках, если они превышают 100 тысяч рублей, а годовая выручка заказчика за предыдущий год не превышает 5 млрд рублей, также должны публиковаться в ЕИС.
Прямые закупки у поставщика (подрядчика, исполнителя) до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них отображаются в ежемесячном отчете и полугодовом отчете для Росстата (предоставляется на утвержденном бланке в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики).
Следует знать, что….
На основании Постановления Правительства №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме», закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупке, предусмотренном статьей 2 закона №223-ФЗ».

Ценовой порог закупок у ЕИ

При установлении ценового максимума (прописывается в положении о закупке), при котором заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, необходимо руководствоваться принципами , установленными 223-ФЗ. К ним относятся:

  • равноправие;
  • отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • справедливость;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ и услуг и сокращение издержек;
  • информационная открытость закупки;
  • отсутствие ограничения допуска участников к закупке путем установления неизмеримых требований к ним.


Не следует указывать чрезмерно высокий ценовой порог для прямых закупок у единственного источника без рассмотрения конкурентных предложений, поскольку данные действия могут вызвать вопросы у поставщиков и контролирующего органа. Во избежание спорных ситуаций заказчику необходимо четко следовать букве закона, не нарушать принципы 223-ФЗ. С другой стороны, на практике возможны такие ситуации, когда организатор торгов начинает «дробить» крупные закупки, заключая большое количество договоров по поставке одного и того же товара (работ или услуг), чтобы избежать конкурентных процедур. Прямого запрета на такое дробление закупок в 223-ФЗ нет, но подобные действия нарушают принципы закупочного процесса. Поэтому заказчик, определив потребности в товарах (работах или услугах), сначала проводит конкурентную закупочную процедуру, отбирает наиболее приемлемое по цене и качеству предложение и заключает договор с победителем. А в случае, если приобретенного товара (работ, услуг) не будет достаточно для удовлетворения нужд, заказчик может докупить недостающее у единственного источника без проведения дополнительных конкурентных процедур.

Пример протокола закупки у единственного источника

НА ФИРМЕННОМ БЛАНКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОТОКОЛ
Заседания комиссии
02 марта 2015 года
г. …. (указать название)
Состав единой комиссии:
Председатель комиссии:
Фамилия, имя, отчество должность

Члены комиссии:
1. Фамилия, имя, отчество Должность
2. Фамилия, имя, отчество Должность
3. Фамилия, имя, отчество Должность
4. Фамилия, имя, отчество должность
5. Фамилия, имя, отчество должность


На заседании присутствуют все члены комиссии. Кворум для принятия решения имеется.
Запрос предложений на поставку бензина Аи-80, № извещения ….., в количестве 300 000 л был признан (наименование заказчика) несостоявшимся в связи с отсутствием заявок, комиссия, изучив рынок поставляемого товара,
ПРИНЯЛА РЕШЕНИЕ:
Заключить договор поставки бензина Аи-80 с единственным источником (на основании п... Положения о закупке товаров, работ и услуг) на его условиях для нужд (наименование организации) в количестве 300 000 л. Общая стоимость товара составляет ….(рублей) с учетом НДС 18%. Срок действия договора с 15.03.2015 г. по 31.12.2015 г. .
Решение принято единогласно, всеми присутствующими членами комиссии.
Председатель комиссии:
Фамилия, имя, отчество подпись

Члены комиссии:
1. Фамилия, имя, отчество Подпись
2. Фамилия, имя, отчество Подпись
3. Фамилия, имя, отчество подпись
4. Фамилия, имя, отчество подпись
5. Фамилия, имя, отчество подпись



Как посмотреть протокол на ООС?

После публикации заказчиком протокола о закупке у единственного источника на ООС данные сведения становятся доступными для всеобщего ознакомления.
Чтобы посмотреть сведения о протоколе, необходимо найти нужную закупку, далее возможны два варианта:
1) в разделе «протоколы» с помощью функционала сайта выбрать параметр «печатная форма» либо «просмотр».
Если была выбрана «печатная форма» , то на экране появится информация о протоколе, а именно:
- наименование закупки;
- способ проведения закупки;
- сведения о заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес);
- дата подписания;
- предмет договора;
- начальная максимальная цена;
- сведения об отсутствии заявок.
Если был выбран «просмотр» , то сайт представит для ознакомления
- общие сведения:

  • название;
  • основание для формирования протокола (№ извещения с указанием даты);
  • сведения о протоколе (дата подписания);
  • дополнительная информация;

Сведения о заявках (ноль);
- документы (загруженный файл с графическим видом протокола).
2) в разделе «документы» , где отобразятся наименование документа, дате создания, имя файла и его размер. Для ознакомления с протоколом (в графическом виде) необходимо кликнуть мышкой его название.
Следует обратить внимание, что у актуального протокола (действующего), будет стоять отметка - «действующая редакция протокола». Если заказчиком были внесены изменения в протокол, то на сайте закупок будет размещена действующая редакция протокола и недействующая.

Пример закупочной документации

Закупка у единственного источника
(форму закупочной документации заказчик может поместить в положение о закупке)
ДОКУМЕНТАЦИЯ О ЗАКУПКЕ У ЕДИНСТВЕННОГО ИСТОЧНИКА

Поставка бензина Аи-80

№ п/п Наименование пункта Текст пояснений
1 Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика Поставка (наименование товара)
Требования к качеству:
Соответствие действующим показателям ГОСТам
2 Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке Не установлены
3 Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являютсяпредметом закупки, их количественных и качественных характеристик Не установлены
4 Место, условия поставки товара Срок поставки - с 15.03.2015 до 31.12.2015.
Поставка осуществляется по заявкам заказчика (с указанием количества товара и адреса поставки)
5 Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) Не установлены
6 Порядок формирования цены договора Цена сформирована на основе мониторинга рынка соответствующего товара (работ, услуг)
7 Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке Не установлены
8 Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги Оплата производится Заказчиком ежемесячно, по фактическому расходу путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика с отсрочкой платежа
9 Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям Не установлены
10 Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке Запросы на разъяснение положений документации не принимаются, разъяснения не предоставляются (если иное не предусмотрено Положением о закупке)
11 Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки Предложения участников закупки не рассматриваются, итоги закупки не подводятся. Данный способ закупки является неконкурентным.
12 Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке Не установлены
13 Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке Не установлены


В закупочной документации у единственного источника нецелесообразно указывать такие сведения, как:

  • Срок, порядок и место подачи заявок участниками;
  • Дата и место рассмотрения заявок и подведения итогов закупочной процедуры;
  • Требования к оформлению заявки;
  • Требования к участникам закупки и перечень документов, которые необходимо предоставить для подтверждения соответствия этим требованиям;
  • Требование об описании участниками качественных, количественных и функциональных характеристик поставляемого товара (работ, услуг);
  • Критерии оценки поданных заявок, порядок сопоставления и определения победителя закупки и др.


К извещению и документации о закупке должен прилагаться проект договора , заключаемого с единственным источником (если предусмотрено положением о закупке). В проекте договора заказчик указывает предмет договора, сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), количество товара (объем работ, услуг), порядок оплаты, ответственность сторон, срок действия договора и прочие условия.
Согласно 223-ФЗ в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Алгоритм публикации сведений о закупке у единственного источника на официальном сайте


1. Заказчику необходимо через личный кабинет с помощью ЭЦП зайти в закрытую часть официального сайта и в реестре закупок выбрать закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), указав на данный способ закупки и нажав «выбрать». Таким образом заказчик приступает к формированию извещения о закупке.

2. Далее указывается общая информация о закупке. На свое усмотрение заказчик может заполнить контактные сведения лица, с которым можно связаться по данной закупке (фамилия, имя, отчество), а также сделать соответствующую пометку в требованиях к участникам закупки об отсутствии их в реестре недобросовестных поставщиков (данные сведения не являются обязательными для заполнения). Чтобы информация не была потеряна, следует каждый раз нажимать «сохранить».

3. После того, как будут заполнены общие данные о закупке, заказчик приступает к формированию лота, нажав на зеленый крестик «добавить лот».
Функционалом сайта предусмотрено указание места поставки: различные места поставки лотов и единое место поставки лотов. Заказчик выбирает нужный вариант. Например, если заказчик выберет единое место поставки, то ему нужно будет указать конкретный адрес поставки (с указанием федерального округа и региона). После нажатия кнопки «Ок» данные сведения сохранятся.

4. Далее следует внести общую информацию о лоте закупки. Сведения «номер лота», «наименование предмета договора (лота), начальная (максимальная) цена договора», «валюта» обязательны для заполнения. В информации о товаре, работе, услуге заказчик прописывает код ОКДП, ОКВЭД (необходимо ввести нужную комбинацию цифр и нажать «добавить»). Кроме того следует указать единицу измерения из представленного списка. Обязательна к заполнению также информация о количестве товара, работ и услуг. Если его невозможно определить, то заказчик делает пометку об этом. Теперь необходимо нажать «добавить в таблицу», после чего вся информация окажется в таблице. Чтобы данные не были потеряны, следует нажать «сохранить».

5. После заполнения сведений о лотах, заказчик переходит к документации. Информация о предоставлении документации не обязательна для заполнения. Заказчику необходимо прикрепить один или несколько файлов, для этого необходимо нажать «обзор», выбрать необходимый документ и кликнуть «прикрепить». В прикрепленных файлах отобразится загруженный документ.
Если вдруг заказчик ошибочно загрузил не тот файл, то он может удалить его (нажать красный крестик «удалить») и повторно разместить соответствующий документ. Следует обратить внимание, что извещение формируется автоматически в виде печатной формы и прикреплять его в составе документации не требуется. При публикации печатная форма, файлы документации и проект договора автоматически будут подписаны ЭЦП пользователя.

5. Перед тем как разместить информацию о закупке у ЕИ на официальном сайте, заказчику следует вернуться на этап формирования извещения. С помощью треугольника справа от наименования закупки выбрать «опубликовать».
Если при формировании сведений заказчиком были допущены ошибки, то функционал сайта оповестит его об этом, дав возможность либо продолжить публикацию, либо отменить ее, чтобы исправить.
Каждый раз перед тем как разместить на официальном сайте данные о закупках, заказчику следует не забывать о том, что публикация информации на официальном сайте является юридически значимым действием, которое влечет ответственность за подписанную ЭЦП информацию. Поэтому функционалом сайта предусмотрена возможность предупредить заказчика об этом.

6. После публикации сведений на официальном сайте закупка у единственного источника окажется на этапе работы комиссии, минуя этап подачи заявок, поскольку данный вид закупки неконкурентный и не предусматривает подачи участниками заявок. Среди размещенных заказчиком закупок следует выбрать закупку у единственного источника, затем с помощью треугольника справа перейти к сведениям о закупке.

7. Следует выбрать вкладку «Протоколы», кликнуть зеленый крестик «создать протокол». Название такого протокола «протокол для способа «Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Заполняются сведения о протоколе: дата подписания (с помощью функционала сайта и календаря выбирается соответствующая дата с указанием дня, месяца, года). По усмотрению заказчика можно указать иную дополнительную информацию (кликнуть кнопку «далее»).

8. После заполнения общих сведений о протоколе в конкурентных закупках заказчиком обычно заполняются данные о поданных заявках. При закупке у единственного источника данное действие не выполняется, нажимаем «далее».

9. Теперь нужно загрузить необходимые документы. При помощи кнопки «обзор» выбираем нужный файл с протоколом, прикрепляем его. Если заказчик загрузил не тот протокол, то с помощью кнопки «удалить» можно убрать ненужный файл и прикрепить соответствующий данной закупке. Нажимаем кнопку «завершить формирование протокола».

10. Во вкладке «протоколы» отобразятся неопубликованные данные о созданном протоколе. Теперь выбираем действие «опубликовать». Протокол подписывается ЭЦП и размещается на официальном сайте.

11. Если заказчиком будет принято решение об отмене протокола, то ему следует с помощью функционала сайта во вкладке «протоколы» выбрать пункт об отмене протокола, заполнить обязательные поля: дата принятия решения об отмене, основание для отмены протокола (например, ошибочно был загружен не тот протокол). Далее следует загрузить нужный файл, прикрепить и опубликовать при помощи ЭЦП на сайте закупок.

12. Если у заказчика возникла необходимость изменить протокол (например, описка в дате подписания), во вкладке «протоколы» следует выбрать соответствующую вкладку, где обязательно указывает дату подписания протокола и причину его изменения. После чего загружает необходимые файлы, прикрепляет их и публикует на официальном сайте с помощью электронно-цифровой подписи.

13. После того как протокол будет размещен на официальном сайте заказчиком, на этапе работы комиссии, слева от наименования закупки функционал сайта укажет о наличии протоколов (размещено: заказчик, протоколы). Теперь при помощи треугольника данную закупку у единственного источника можно перевести на этап «размещение завершено». Для просмотра всех размещенных сведений данной закупки, следует зайти во вкладку «документы закупки», где отобразится все, что было опубликовано заказчиком (документация, протокол, изменения и разъяснения, если имели место быть). Данная информация находится в открытом доступе для ознакомления на официальном сайте.

14. Если положение о закупке предусматривает размещение на официальном сайте информации об отказе от проведения закупки (в данном случае - закупки у единственного источника) и заказчиком было принято решение об отказе от проведения закупочной процедуры, документ, содержащий сведения о таком отказе публикуется на официальном сайте. Для этого в закрытой части сайта закупок следует найти необходимую закупку, в разделе «изменения и разъяснения» выбрать вкладку «отказ от проведения закупки» и кликнуть кнопку «сформировать извещение об отказе».

15. Теперь нужно опубликовать обязательную информацию об отказе от проведения закупки: указать дату принятия решения, прописать основания для принятия решения, после чего прикрепить нужный файл и публикует его с помощью электронно-цифровой подписи на официальном сайте закупок. В случае необходимости заказчик вправе разместить вместе с документом, который содержит сведения об отказе от проведения закупочной процедуры, иные электронные виды документов, содержащие в том числе решение об отказе от осуществления закупки.
Все чаще экспертами в сфере закупок поднимается вопрос о нецелесообразности размещения в ЕИС сведений о закупке у единственного источника. Если такая норма будет закреплена законодательно, то у заказчика не будет обязанности публиковать на сайте закупок информацию о закупке у единственного поставщика.

Плюсы и минусы закупки у единственного источника?

(случаи, когда заказчик применяет данный способ отображаются им в Положении о закупке товаров, работ и услуг)

«+»
- Заказчик вправе заключить договор с единственным источником, с которым у него был положительный опыт сотрудничества в прошлом
- Минимальная вероятность срыва закупочной процедуры по причине технических неполадок
-Заказчик не осуществляет подготовку технического задания, закупочной документации для осуществления закупочной процедуры
-Закупка у единственного источника занимает меньше времени (в данном случае участники не подают заявки) по сравнению с конкурентными способами закупок.
«-»
-В отличие от конкурентных закупок у заказчика отсутствует возможность выбора наиболее приемлемых условий исполнения договора, которые участники предлагают в своих заявках. Большой риск закупить товары (работы, услуги) по завышенной цене.
- При дроблении закупки на более мелкие у заказчика возникает бумажная волокита при заключении большего количества договоров, также возможна в дальнейшем путаница среди бумаг.
- У контролирующих органов могут возникнуть вопросы о правомерности применения данного способа закупки, так как возможен сговор или договоренность с потенциальными поставщиками, а это, в свою очередь, является нарушением принципов закупочного процесса по 223-ФЗ.
- Осуществляя большое количество закупок у единственного источника, заказчик проводит все меньше конкурентных закупок, крупные закупки таким образом «дробятся» на более мелкие, что является ограничением конкуренции и нарушением принципов закупочного процесса по 223-ФЗ.
- Избегая конкурентные закупки, заказчик тем самым влияет на развитие экономики в целом. Конкуренция обеспечивает условия для развития, расширения и улучшения производства, стимулирует снижение цены, постепенно на рынке остаются наиболее надежные поставщики, подрядчики, исполнители, предлагающие качественные товары, работы или услуги по наиболее выгодной для заказчика цене.