Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, однако среди них можно выделить две основные группы органов:
2) органы специальной компетенции.
К первой группе относятся высшие законодательные и исполнительные органы, которые наряду со своими общими функциями руководят всеми финансами, денежно-кредитной системой, осуществляют валютное и таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71, ст. 75 Конституции РФ).
Законодательные органы в лице Федерального Собрания, представительных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и осуществляют контроль за их исполнением (ст. 153 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно принципу разделения властей прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти является принятие финансовых законов. Кроме правотворческой функции Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ осуществляют полномочия в сфере финансового контроля.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80), соответственно которой строится финансовая политика. Он обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному Собранию (п. «е» ст. 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Исполнительные органы в лице Правительства Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принимают меры к реализации финансовых законов, осуществляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подзаконные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.
В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департамент государственных финансов, Департамент экономики, Департамент финансовых рынков и имущественных отношений (Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (с изм. от 30 ноября 2009 г. № 968)
К функциям Департамента государственных финансов отнесено обеспечение реализации единой финансовой, налоговой и денежно-кредитной политики. В ведении этого структурного подразделения Аппарата Правительства РФ находится широкий спектр финансово-правовых вопросов.
В сфере бюджетной деятельности государства основными направлениями компетенции департамента являются:
Разработка и исполнение федерального бюджета, включая вопросы методологии;
Формирование источников финансирования дефицита федерального бюджета;
Совершенствование бюджетной системы и бюджетного законодательства;
Методология и организация государственного финансового контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и его совершенствование;
Вопросы финансирования расходов федерального бюджета в иностранной валюте.
К вопросам ведения Департамента государственных финансов в сфере реализации налоговой политики относятся: совершенствование налогового законодательства, развитие налоговой системы Российской Федерации, обеспечение поступления налогов и платежей в федеральный бюджет; реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Департамент обладает обширными полномочиями в области государственной кредитной деятельности, поскольку в сферу его компетенции входят:
Государственное регулирование рынка ценных бумаг, вопросы развития различных видов и форм ценных бумаг , регулирование их обращения;
Вопросы восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации и погашения долговых товарных обязательств государства перед населением, защиты прав вкладчиков;
Вопросы выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг и займов, предоставления гарантийных обязательств, обслуживания и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;
Порядок привлечения иностранных несвязанных (финансовых) и связанных кредитов (займов) под гарантии Правительства РФ;
Программа государственных, внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на соответствующий финансовый год;
Взаимоотношения с международными финансовыми организациями;
Вопросы государственного долга и финансовых активов Российской Федерации.
Кредитная деятельность государства тесно связана с валютным регулированием и валютным контролем, поэтому Департамент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использование государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней, организует пробирный надзор.
Департамент государственных финансов занимается определением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулированием деятельности кредитных организаций, совершенствованием банковской системы, реструктуризацией кредитных организаций.
К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование государственной деятельности в сфере аудита, страхования и бухгалтерского учета.
Основными направлениями деятельности Департамента экономики являются:
Подготовка концепций и прогнозов, а также программ социально-экономического развития страны, анализ итогов социально-экономического развития страны;
Структурно-инвестиционная политика, бюджет развития и федеральная адресная инвестиционная программа, нормативно-методическое обеспечение подготовки федеральных целевых программ и формирование их перечня, порядок финансирования и кредитования государственных капитальных вложений;
Финансовое оздоровление, несостоятельность (банкротство) предприятий;
Поставки для государственных нужд, подготовка перечня и определение объемов поставок продукции для федеральных государственных нужд;
Составление планов-прогнозов развития государственного сектора экономики;
Нормативно-методическое обеспечение использования контрольно-кассовых машин;
Формирование политики (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий .
Отдельные вопросы финансовой деятельности государства отнесены к предметам ведения иных департаментов Аппарата Правительства РФ. Например, Департамент международного сотрудничества.
Функции финансовой деятельности выполняют также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т. д.). Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам, формируемым местным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.).
Вторую группу государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, составляют государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной. Они специально созданы для проведения финансовой деятельности и финансового контроля в государстве.
В системе органов специальной компетенции следует выделить группу органов, занимающихся контролем в сфере финансовой деятельности государства. К таким органам относятся: Счётная палата, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995 № 4-ФЗ (в ред. от 05.04.2010 № 43-ФЗ).
Основными задачами Счетной палаты являются:
Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности;
Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
В процессе реализации задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:
Организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
Проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
Экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
Анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
Подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
Подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.
Основная роль в сфере финансовой деятельности Российской Федерации отводится Министерству финансов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.03.2010 № 135) обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфин России имеет в составе центрального аппарата департаменты бюджетной политики, налоговой политики, межбюджетных отношений, макроэкономической политики и банковской деятельности и др.
Основными задачами Минфина России являются:
Совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации, участие в проведении и разработке единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
Разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление -государственным внутренним и внешним долгом РФ;
Осуществление в пределах своих полномочий государственного финансового контроля и др.
Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России следующие функции: подготовка предложений по совершенствованию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ, участие в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики, контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, эмиссия государственных ценных бумаг и др.
Для выполнения своих задач и функций Минфин России имеет необходимые права, состоящие из полномочий различного характера. К ним относятся права: вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля; определяемые участием в формировании и использовании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов; по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, налоговых поступлений в федеральный бюджет; по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
1) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:
Порядок формирования отчётности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
Порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;
Формы налоговых деклараций, расчётов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
Акты, устанавливающие максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей, - по согласованию с Федеральной таможенной службой;
Отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;
Условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;
Порядок ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчетности;
Порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;
Акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
Формы и сроки представления отчётности о лотереях;
Требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учёта и отчётности страховщиков и др.;
3) осуществляет :
Составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчётности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
Управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;
Выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
Управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;
В установленном порядке ведение переговоров и подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;
Сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;
Организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
В установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
Осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.
Субъектами РФ также создаются подобные органы (министерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления.
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (с изм. от 27 января 2009 г. N 43) была образована единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиненная Минфину России (признается утратившим силу постановление Правительства РФ от 27 августа 1993 г. N 864 «О федеральном казначействе Российской Федерации»).
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
На органы Федерального казначейства возложены следующие задачи:
Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета;
Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов и контроль за этими фондами;
Осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
Управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ и др.
Органы Федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства: проводить проверки денежных документов, смет и т. п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений, организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, учреждений, организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Органы Федерального казначейства имеют право применять меры принудительного воздействия.
Органы Федерального казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.
Федеральное казначейство (Казначейство России) ныне является одной из федеральных служб в составе Минфина России (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 22 июня 2009 г. № 710).
В особую систему выделяются налоговые органы, к которым согласно п. 1 ст. 30 HК РФ относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения. В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с изм. от 15 июля 2009 г. № 561), названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Налоговые органы РФ составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Кроме осуществления контрольных полномочий в сфере налогообложения, ФНС России несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства с целью обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
ФНС России свойственно осуществление не только функций контрольного характера, но и полномочий, направленных на совершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС России подготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений; разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы в числе прочих полномочий обязаны
защищать финансовые интересы государства. Налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства.
Самостоятельным субъектом финансовой деятельности государства в сфере налогового контроля являются органы внутренних дел. Полномочия органов внутренних дел в налоговых правоотношениях определены гл. 6 НК РФ и заключаются в проведении с налоговыми органами выездных налоговых проверок. Органы внутренних дел привлекаются к участию в контрольных мероприятиях по запросу налоговых органов.
При выявлении обстоятельств, требующих совершения налогово-процессуальных действий, относящихся к компетенции налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления этих обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Для реализации налогово-контрольных полномочий в структуре Министерства внутренних дел образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» (с изм. от 9 марта 2004 г. № 314).
Финансовая деятельность осуществляется и банковской системой, в состав которой входят Центральный банк РФ и иные кредитные организации.
К числу других государственных финансово-кредитных организаций относятся государственные внебюджетные фонды (система органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов).
Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и для осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы: бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.
В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросамфедерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:
Министерство финансов Российской Федерации;
Федеральное казначейство Российской Федерации;
Федеральная налоговая служба РФ;
Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет основной объем работы в области финансовой деятельности государства В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов РФ:
Во второй главе Положения перечислены полномочия, которые осуществляет Министерство финансов РФ. Приведу некоторые из них:
Осуществляет составление проекта федерального бюджета, методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;
Осуществляет управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;
Размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В пункте 6 Положения изложены права Министерства финансов РФ.
Министерство финансов РФ возглавляет министр Силуанов Антон Германович, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.
Министерство финансов РФ издает в пределах своей компетенции на основе российского законодательства приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты. Кроме того, в пределах своей компетенции издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.
Министерство финансов РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Местонахождение Министерства финансов РФ - г. Москва.
Распределение компетенции между представительными и исполнительными органами.
Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. Однако в силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы.
Представительные (законодательные) органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также муниципальных образований. При этом к полномочиям представительных органов относится прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.
Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов Федерации) принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем представительных органов.
При Правительстве РФ в целях обеспечения координации действий федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ по проведению единой финансовой и денежно-кредитной политики, а также усиления контроля за валютными операциями и состоянием денежного рынка действует Комиссия по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики; создан Экономический совет. В структуре аппарата Правительства РФ имеется Департамент финансов и денежно-кредитного регулирования.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Главное контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль5.
В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области экономических проблем в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое управление Президента РФ. Его деятельность распространяется и на область общегосударственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др.
Основными задачами Управления являются:
Анализ социально-экономической ситуации в стране, прогнозирование ее развития и выработка предложений Президенту РФ;
Анализ хода исполнения федерального бюджета федеральными органами" исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
Подготовка предложений по реализации указов и распоряжений Президента РФ в области экономической политики государства;
Экономическая экспертиза проектов федеральных законов, договоров и соглашений о разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, проектов указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ по социально-экономическим вопросам;
Участие в подготовке предложений Президенту РФ о совершенствовании деятельности федеральных органов власти по результатам анализа хода исполнения ими федерального бюджета;
Участие в подготовке ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране, в подготовке бюджетного послания Президента РФ;
Комплексный анализ межбюджетных отношений и подготовка предложений по их совершенствованию, и др.
Функции финансовой деятельности выполняют также исполнительные органы власти РФ и субъектов Федерации, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т.д.). Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам, формируемым в системе местного самоуправления (отделы, управления администраций и т.п.).
Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений.
Финансово-кредитные органы.
В 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии - Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.
Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства, в связи с чем воздействует на эту деятельность в целом. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти - федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
В последнее время предприняты меры по усилению роли Министерства финансов РФ в финансовой деятельности государства, которая в определенной мере была ослаблена, в частности, в связи с выделением из его компетенции вопросов налогообложения, надзора за страховой деятельностью и др. и созданием соответствующих государственных служб.
Теперь Министерство финансов РФ стало правопреемником ряда самостоятельно существовавших служб, функции которых перешли ему, а именно Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ2.
Изменена и организационная структура Министерства финансов РФ. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата наряду с другими подразделениями 16 департаментов по основным направлениям деятельности: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджетных отношений; финансирования государственного аппарата; оборонного комплекса и правоохранительных органов; макроэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутренним долгом; управления государственным внешним долгом; международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности; отраслевого финансирования; страхового надзора; государственного финансового контроля и аудита; методологии бухгалтерского учета и отчетности; правовой; информационно-технический; управления делами Министерства1.
Такая структура Министерства финансов РФ обусловлена его основными задачами, к которым относятся:
Совершенствования бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в РФ, участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
Разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
Осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля; методологическое руководство аудитом (кроме аудита в банковской системе, относящегося к функциям Центрального банка РФ);
Чтобы правильно проводить работу по аккумуляции доходов и осуществлению расходов из фондов денежных средств , в государстве до начала планируемого финансового года должны быть выявлены все возможные источники доходов и правильно установлены направления расходования средств. Необходима большая работа по корреляции доходов и расходов государства из разных источников и по разным направлениям.
б) государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, но эта денежная система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами;
в) частные финансы ориентированы на получение прибыли . Государственные финансы, наоборот, это средства осуществления так называемого общего интереса;
г) размеры государственных финансов намного больше, чем частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.
«Этих различий, — писал П. Годме, — вполне достаточно, чтобы рассматривать финансовое право как самостоятельную науку, которая, несмотря на свою связь с частными финансами, четко отграничивается от последних
Однако во взаимоотношении этих фондов с государственными централизованными и децентрализованными фондами денежных средств осуществляются прямые и обратные связи по управлению производством, экономикой и социальными процессами в целом. Рассматривая внутриотраслевые фонды денежных средств, следует учитывать не только их связи с бюджетом, но и между собой.
Если учитывать, что финансы связаны с денежной системой, порождением которой они в свою очередь являются, то связь между всеми финансами государства — как централизованными, так и децентрализованными — становится еще более ясной.
Любая финансовая деятельность в государстве связана с аккумуляцией доходов и осуществлением расходов. Расходы могут превышать имеющиеся доходы, получаемые в целом в государственном хозяйстве, и тогда государство начинает изыскивать дополнительные источники для покрытия необходимых расходов, для чего используется банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг либо в целом централизованные фонды, в частности бюджетная система. Именно финансы отражают в абстрактной форме все процессы, происходящие в государстве, и не только в области экономики и социальных процессов, но и, что не менее важно, в области политики, этики, демографии, экологии и т.д. Любое мероприятие в государстве невозможно провести без перераспределения финансовых ресурсов, т.е. без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой форме.
Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.
Под финансовой системой Российской Федерации понимают:
а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.
Так, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
Если рассматривать систему как понятие, то это — расположение в определенном порядке событий, фактов, отраслей, институтов, органов, непосредственно занимающихся какой-либо деятельностью в их диалектической взаимозависимости и взаимообусловленности.
Состав финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях развития рыночной экономики стал использоваться зарубежный опыт. Ведь именно с учетом зарубежной практики стали создаваться различные внебюджетные фонды. Перестало быть государственной монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит. Вопрос о том, как это отразилось на развитии общества и государства, будет рассмотрен в специальных главах учебника.
Для пополнения централизованных и децентрализованных фондов денежных средств используются специальные методы обязательных и добровольных платежей. Это, во-первых, налоги, сборы, пошлины; во-вторых, кредит (государственный и банковский); в-третьих, страхование; в-четвертых, эмиссия денег.
При уплате налогов часть прибыли или накоплений предприятий и граждан перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную систему или во внебюджетные фонды. Вся деятельность государства по аккумуляции налогов, сборов и пошлин регламентируется специальным законодательством, в основе которого лежат нормы Конституции РФ и Бюджетного кодекса РФ. Эти нормы закрепляют разделение налогов на федеральные, субъектов Федерации и местные.
Государственный кредит основан на добровольности платежей. Это деятельность государства по получению в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических, физических лиц и других государств. Государственный кредит осуществляется прежде всего через размещение государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Облигации государственного займа размещаются на добровольной основе среди населения и юридических лиц . В условиях становления рынка происходит и становление рынка ценных бумаг . В связи с этим увеличивается выпуск государственных ценных бумаг в виде государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций краткосрочных займов и других ценных бумаг, размещаемых среди коммерческих структур. Реализация государством этих ценных бумаг обеспечивает поступление в бюджет безынфляционных денег.
Государственный кредит — это также и внешние займы, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашениям или у международных фондов, таких, как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
В последние годы государство в законе о бюджете регулярно предусматривает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом
Банковский кредит — это сложная многосторонняя деятельность, предполагающая как мобилизацию денежных средств, где вся банковская система использует в качестве ресурса для целей кредитования добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, так и расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.
Методом мобилизации денежных средств служат платежи по обязательному и добровольному страхованию имущественному и личному.
Ни одно государство не может избежать стихийных бедствий, эпидемий и других трагических неожиданностей, на ликвидацию которых необходимо тратить дополнительные денежные средства. Их резервные фонды должны быть образованы заранее. Эта деятельность является одной из функций государства .
Обязательное государственное страхование жизни и имущества граждан служит непосредственно пополнению резервных фондов, имеющихся во всяком государстве.
Широко распространено сейчас коммерческое страхование, средства которого используются, во-первых, для покрытия расходов по страховым случаям, что является государственной задачей. а во-вторых, для образования дополнительных денежных фондов в государстве, связанных с бюджетной системой через налоги, которые они выплачивают в повышенном размере и тем самым пополняют казну. Кроме того, размещая свои средства в банках, фонды также служат источником пополнения финансовых ресурсов банков. Поэтому государство всемерно поощряет данный вид коммерческой деятельности.
Методом мобилизации средств служит и эмиссия денег. Этот способ аккумуляции средств в бюджет широко используется при переходе к рыночной экономике. Так было в период НЭПа, так происходит и сейчас. Отпуск цен потребовал увеличения денежной массы в обращении и, следовательно, повлек за собой эмиссию денег, которые в свою очередь стали дополнительным бюджетным ресурсом. По Закону РСФСР «О Центральном банке РФ (Банке России)» Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение (ст. 4, п. 2, ст. 29).
Использование фондов денежных средств государство осуществляет методами финансирования и кредитования.
Финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на содержание всей социальной сферы, инвестиции , оборону, управление. Финансирование осуществляется за счет как централизованных, бюджетных и внебюджетных фондов, так и децентрализованных фондов в соответствии с различными государственными программами.
Второй способ использования денежных средств — банковское кредитование — служит для использования денежных средств на условиях возвратности, возмездности, срочности и имеет целевое назначение. Использование фондов денежных средств осуществляется путем выплат страховых возмещений при наступлении страховых случаев, а также выделения средств для профилактических мероприятий.
Фонды денежных средств используются государством и для погашения своих задолженностей как внутри страны, так и за рубежом
Финансовая система как совокупность государственных органов и учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), которое является органом исполнительной власти , обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране
Министерство финансов РФ, министерства финансов республик , финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систему органов государственного управления финансами Российской Федерации.
Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, осуществляющий руководство в области кредита и контролирующий всю сеть кредитных органов.
Объектом финансового контроля являются денежные, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы государства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль , доходы , налоги , отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий , учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).
К основным задачам финансового контроля можно отнести следующие.
1. Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства.
2. Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом.
3. Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности.
5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов , в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам.
6. Содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям, и т.д.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий и организаций, учреждений, финансово-банковских структур за надлежащее исполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и финансовых (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.
Финансовые меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению.
Проблемы усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют повышения результативности применяемых санкций, чему, в частности, должна содействовать реформа налогообложения.
Таким образом, подводя итог сказанному, финансовый контроль можно определить как разновидность финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами и состоящей в проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия.
Общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. Сейчас это Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ . Общегосударственный контроль осуществляется в рамках всего государства и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития страны, проектов бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчетов по их исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов .
Вневедомственный финансовый контроль осуществляется специальными финансово-кредитными органами, такими, как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ , Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральное казначейство РФ и др. Деятельность данных органов будет подробно рассмотрена ниже, здесь же отметим, что финансовый контроль этих органов направлен на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и имеет повседневный, систематический и регулярный характер.
Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий , организаций, учреждений. Данный контроль осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств, ведомств, подчиненными непосредственно руководителям этих органов. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий и учреждений.
Ведомственный контроль в настоящее время вызывает обоснованную критику, так как он все более не соответствует своему назначению. Ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведомственного контроля явилась одной из предпосылок создания института аудита в Российской Федерации.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией , финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также входящих в него структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).
Независимый (аудиторский) контроль осуществляется физическими лицами — специально аттестованными аудиторами и юридическими лицами — аудиторскими фирмами независимо от вида собственности . Это прежде всего предпринимательская деятельность (т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли), основной целью которой является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам , действующим в Российской Федерации. В этом заключается некоторое различие между аудиторской деятельностью и финансовым контролем государственных органов.
Форма финансового контроля — это способ выражения и организации контрольных действий.
В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов и доходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозяйственных органов в целом.
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов в ходе осуществления хозяйственных или финансовых операций, когда, например, проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств .
Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. В частности, проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнение финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.
Указанные три вида контроля должны следовать один за другим, циклично приобретая качества предварительного, текущего и последующего.
Возможны и иные варианты классификации форм финансового контроля. Можно, например, выделить постоянный, систематический (дискретный) и эпизодический контроль.
Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления.
Методы осуществления финансового контроля различны. Они могут подразделяться на ревизии , обследования хозяйственной деятельности, проверки, экономический анализ и др. Ревизия — это всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления ее соответствия действующему законодательству. При проведении ревизий (плановых, внеплановых) может использоваться комплекс методов, таких, как встречная проверка, восстановление количественного учета , контрольное сличение и т.д. Существуют также специальные методы контроля, которые можно в свою очередь подразделить на методы документального и фактического контроля.
Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик , входящих в состав Федерации (ст. 106 Конституции РФ).
2. Государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля .
Систему финансовых органов, еще раз повторим, возглавляет Министерство финансов РФ. Все национально-территориальные и административно-территориальные образования имеют в составе своих правительств или администраций управления, соответствующие республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.
В органах местного самоуправления, сельских, поселковых финансовой деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии . Учитывая, что основной объем работы в области финансовой деятельности государства осуществляется Министерством финансов, рассмотрим его компетенцию более подробно.
В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов РФ:
Основные задачи Министерства финансов РФ (ст. 3 Положения):
Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции (ст. 6 Положения):
Согласно п. 7 постановления Правительства № 273 от 6 марта 1998 г. «Об утверждении положения о Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов РФ имеет право :
В Положении о Министерстве финансов Российской Федерации п. 8—12 утверждается, что Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.
Министр финансов РФ:
Министерство финансов РФ издает в пределах своей компетенции на основе российского законодательства приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты. Кроме того, в пределах своей компетенции издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников Центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению министра.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ.
Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.
Решения коллегии реализуются, как правило, приказами министра.
В случае разногласий между министром и членами коллегии окончательное решение принимает министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ. Члены коллегии могут сообщить свое мнение в Правительство РФ.
Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов РФ создается научный совет, в состав которого входят ученые и теоретики, специалисты в области финансов, кредита и денежного обращения.
Для рассмотрения предложений по совершенствованию методики финансово-бюджетного планирования и финансирования, методологии бухгалтерского учета и отчетности, организации аудита, осуществления страхового надзора и контрольно-ревизионной работы Министерством финансов РФ могут создаваться научный и методологические советы с привлечением специалистов, работников научных и других организаций.
Составы научного совета, методологических советов и положения о них утверждаются министром финансов РФ.
Министерство финансов РФ в установленном порядке учреждает журналы и другие печатные издания.
Финансирование расходов на содержание Центрального аппарата Министерства финансов РФ и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
Министерство финансов РФ является юридическим лицом , имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Местонахождение Министерства финансов РФ — г. Москва.
Одним из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, является Центральный банк РФ (Банк России). Центральный банк РФ (ЦБ РФ), являясь органом государственного управления, объективно осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Именно на ЦБ РФ возложена функция эмиссии денег . Он определяет вместе с Правительством РФ политику государства в области денег и денежного обращения. Контролирует и направляет деятельность коммерческих банков. В том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах ЦБ РФ, через расчетно-кассовый центр (РКЦ), контролирует все расчеты коммерческих банков
В период перехода к рынку финансовая деятельность государства приобретает все большее значение, процессы перераспределения и накопления идут только через финансовые ресурсы, поэтому контроль и наблюдение за деятельностью по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных фондов начинает играть все большую роль. В результате в период перехода к рынку появился целый ряд органов, специально занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства.
Органы финансового контроля. Все органы государства в той или иной степени занимаются финансовым контролем.
Парламентский контроль. Основы организации и деятельности парламента Российской Федерации раскрываются в гл. 5 Конституции РФ.
Согласно ст. 11 Конституции РФ Федеральное Собрание наряду с Президентом РФ и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.
В компетенцию Федерального Собрания входит осуществление финансового контроля во время рассмотрения проекта федерального бюджета, контроль за состоянием финансов и расходованием государственных средств.
Согласно ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы, принятые Государственной Думой, по следующим вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и др.
Конституция РФ в п. 5 ст. 101 также предусмотрела создание нового государственного органа — Счетной палаты — для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.
Правовой статус данного органа финансового контроля определен Законом РФ «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 г.
На Счетную палату РФ возложены следующие задачи:
На Счетную палату РФ возлагается контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.
В обязанности Счетной палаты РФ входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и о результатах проводимых контрольных мероприятий. Свои контрольные функции Счетная палата осуществляет на основе принципов законности, независимости и гласности (ст. 3 Закона «О Счетной палате»).
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.
Основная форма работы Счетной палаты — ревизии и проверки. Проведение ревизий и проверок возложено на инспекторов Счетной палаты. Их требования, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности . На инспекторов Счетной палаты возлагается ответственность за достоверность результатов проводимых проверок и ревизий, предоставляемых ими в государственные органы и предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и коммерческой тайны .
По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной Палаты несут персональную ответственность. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).
При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящей государству прямой и непосредственный ущерб и требующей в связи с этим безотлагательного пресечения, а также при установлении иных грубых нарушений законности и финансовой дисциплины Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий и учреждений обязательные для исполнения предписания.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Счетная палата РФ обязана ежегодно представлять отчет о своей работе Совету Федерации и Государственной Думе. Отчет подлежит обязательному опубликованию.
В функции Правительства РФ входит разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета, а также обеспечение его исполнения. Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
Обеспечивая разработку и исполнение бюджета, Правительство РФ взаимодействует с Центральным банком РФ и опирается на Министерство финансов, Министерство экономики и иные федеральные государственные органы. Так, функция контроля за исполнением федерального бюджета возложена Правительством РФ на Федеральное казначейство РФ, Положение о котором было утверждено Правительством РФ 27 августа 1993 г. постановлением № 864.
Министерство финансов РФ занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля, обеспечивает проведение единой государственной политики и осуществляет общее руководство финансами в стране. В единую систему органов государственного управления финансами РФ помимо Минфина РФ входят также министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы Федерального казначейства.
Финансовый контроль возложен на управления, отделы и другие подразделения Министерства финансов, а также на специально созданный в составе его Центрального аппарата постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276 Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ (бывшее Контрольно-ревизионное управление).
Аппарат Департамента имеет право проводить документальные ревизии в министерствах, ведомствах, организациях, учреждениях и на предприятиях: требовать от ревизуемых органов предъявления денежных документов, бухгалтерских книг, планов, смет и других документов, сумм наличных денежных средств и ценных бумаг; получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии (в том числе и от других учреждений и организаций по операциям и расчетам с ревизуемым предприятием). В случае выявления нарушения действующего законодательства, финансовой дисциплины, фактов хищения государственной собственности должностные лица Департамента ставят перед руководителем проверяемой или вышестоящей организации вопрос об отстранении от работы виновных с передачей материалов ревизии следственным органам для привлечения их к ответственности.
Задача контроля за исполнением бюджета в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ возложена на органы казначейства Министерства финансов РФ.
Главной задачей единой централизованной системы органов Федерального казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства исходя из принципов единства кассы. Не менее важной задачей органов казначейства является регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.
Следовательно, широта задач данного контрольного органа определяется такими его функциями, как регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и иными фондами, осуществление краткосрочного прогнозирования, сбор, обработка и анализ информации по многим аспектам государственных финансов, что прямо вытекает из Положения о Федеральном казначействе.
Основной упор в деятельности казначейства делается на контроль за использованием бюджетных средств.
Центральный банк РФ. Правовой статус этого органа определен в Законе РФ от 2 декабря 1990 г. № 394—1 «О Центральном банке РСФСР» (Банке России) Новая редакция этого закона была утверждена Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О Центральном банке РСФСР» от 12 апреля 1995 г. (далее — Закон о Банке России)
Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом (ст. 2) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с кредитными организациями, государством, иными клиентами, специально перечисленными в законе (ст. 45, 47). С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации (ст. 35, 55, 56, 58-61, 71, 74, 75).
Таким образом, Банк России является одновременно и органом государственного управления специальной компетенции, наделенным властными полномочиями, и экономически самостоятельным юридическим лицом.
Целесообразно остановиться на рассмотрении Банка России именно как специального финансово-кредитного органа государственного управления, осуществляющего финансовый контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений в рамках его функции защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе.
Законом о Банке России установлено, что ЦБ РФ осуществляет регистрацию кредитных организаций и выдает им лицензии на право осуществления банковских операций. В ходе осуществления этой деятельности он проверяет, сможет ли вновь создаваемая организация обеспечить надлежащий уровень оказания банковских услуг клиентуре и необходимую степень финансовой стабильности и надежности.
В соответствии со ст. 74 Закона о Банке России ЦБ РФ вправе проводить проверки кредитных организаций и их филиалов. В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк имеет право: потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений; взыскать штраф в размере до одной десятой процента минимального уставного капитала; ограничить проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения кредитной организацией предписания Банка России об устранении выявленных нарушений в установленный им срок, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой возложено законодательством только на Банк России.
Следует сказать несколько слов еще об одном очень специфичном виде банковского контроля, а именно, о контроле коммерческих банков за своей клиентурой. Банковский контроль за деятельностью клиентуры осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам и направлен прежде всего на повышение эффективности использования банковских ссуд и укрепление платежной дисциплины.
Так, банки осуществляют контроль в ходе кредитования своих клиентов путем проверки представленных документов, анализа технико-экономического обоснования возврата ссуды, наличия у клиента собственных оборотных средств , показателей его хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей.
Банки осуществляют контроль и при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денежных средств другому предприятию, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика.
Министерство РФ по налогам и сборам. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиления государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме. Территориальными органами Министерства РФ по налогам и сборам являются государственные налоговые инспекции.
Сегодня организация государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (положение о ней было принято распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994г. № 54-рп). Это коллегиальный орган при Президенте РФ, который организует систему мер по государственной поддержке, становлению и развитию рынка аудиторских услуг в Российской Федерации, защиту интересов государства , экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.
Основные направления деятельности Комиссии следующие:
Временные правила определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого, вневедомственного финансового контроля.
Согласно п. 3 Временных правил аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетой документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств экономических субъектов, а также оказание других аудиторских услуг.
Основными принципами аудиторской деятельности являются независимость, обязательность, ответственность.
Независимость означает, что при проведении проверки и составлении заключения аудиторы независимы от любых третьих лиц (они имеют право самостоятельно определять формы и методы проверки, проверять в полном объеме документацию, наличие денег , товарно-материальных ценностей, получать дополнительную информацию от других органов, отказаться от проведения проверок в случае непредоставления проверяемым субъектом необходимой документации).
Обязательность предусматривает, что аудиторская проверка может быть как обязательной, так и инициативной.
Ответственность может наступать как для проверяемого субъекта в случаях, установленных действующим законодательством (например, уклонение от обязательной аудиторской проверки или непредоставление необходимой документации в случае инициативной проверки), так и для аудитора — в случае подачи ошибочного заключения (аудиторский риск).
Аудиторская проверка может быть обязательной (например, ежегодно подлежит обязательной аудиторской проверке ЦБ РФ) или инициативной.
Обязательная аудиторская проверка осуществляется либо в силу действующего законодательства, либо в соответствии с п. 10 Временных правил, когда при наличии санкции прокурора орган дознания и следователь , прокурор, суд и арбитражный суд вправе дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта.
Проверка, проводимая в соответствии с законодательством, регламентируется постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 (с последующими изм. и доп.) «Об основных критериях деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке». В соответствии с этим постановлением бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, например, по следующим критериям (системе показателей) деятельности:
В остальных случаях аудит является добровольным (инициативным), т.е. проводится в результате заключения гражданско-правового договора между заинтересованной стороной и аттестованным аудитором или аудиторской фирмой на оказание соответствующих услуг. Помимо проверок аудиторские фирмы и аттестованные аудиторы могут оказывать услуги по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета , составлению деклараций о доходах , проведению анализа хозяйственной деятельности и т.д.
В соответствии с одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 г. Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» результатом проведенной проверки является заключение аудитора, которое содержит вводную, аналитическую и итоговую части. Заключения могут быть положительными, условно-положительными, отрицательными.
В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что данная отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
В случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также при необеспечении государственными органами , поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи аудиторская фирма (аудитор) может отказаться от проведения проверки и расторгнуть договор, заключенный ранее.
В настоящее время в Российской Федерации действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г. (11 стандартов) и 22 января 1998 г. (4 стандарта).