Адм. ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им адм.
правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих
служебных обязанностей.
Впервые в законодательстве об адм. ответственности закрепляется понятие должн.
лица. В отличие от понятия должн. лица, закрепленного в УК, КоАП дает более широкое его определение. Под должностным лицом , согласно Кодексу, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное, в
установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц,
не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее
организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в
государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и
муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и
воинских формированиях РФ. К должностным лицам КоАП относит также руководителей
и других работников иных организаций, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а
также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр.
К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство
коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение
мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к
административно-хозяйственным - полномочия по управлению и распоряжению
имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских
счетах организаций и учреждений, и иные действия.
Адм. ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов
адм. правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.
Из 442 статей КоАП РФ, составляющих его Особенную часть, административная ответственность должностных лиц установлена в 330 статьях (75% статей Особенной части). Законами субъектов РФ в дополнение к КоАП РФ также установлено значительное число административных правонарушений должностных лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов.
При этом назначение наказания за соответствующее правонарушение организации не освобождает от одновременной административной ответственности за правонарушение и виновное должностное лицо.
Административная ответственность юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в современных условиях становится мощным рычагом государственного управления экономическими процессами, регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.
Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции:
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.
Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке . Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.
Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.
В отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и др. решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ.
Установлен также особый порядок привлечения прокуроров и следователей (системы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации) к административной ответственности. Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).
Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры. С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и (в большинстве случаев) согласно воинским уставам.
Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совсрше- ние которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.
Достаточно часто в деловой речи используется понятие "должностные лица". Этот термин применяется для обозначения категории граждан, занимающих высокие посты и исполняющих разные административные функции. Рассмотрим далее, какие должностные лица бывают, каковы их обязанности и полномочия.
Оно раскрывается в КоАП. Согласно ст. 2.4 Кодекса, должностным лицом в РФ признается гражданин, обладающий определенными властными полномочиями, реализующий функции распорядительно-организационного, а также административно-хозяйственного характера. Эти субъекты осуществляют свои полномочия в самых разных сферах: в Вооруженных Силах, муниципальных, региональных, государственных органах.
Должностные лица в силу их особого статуса несут повышенную ответственность. Субъекты, не исполняющие или исполняющие ненадлежащим образом обязанности, возложенные на них, могут быть наказаны в соответствии с действующим законодательством.
Государственные должностные лица - граждане, занимающие посты, установленные в Конституции, федеральном, региональном законодательстве для непосредственной реализации полномочий госорганов.
Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно выделить следующие критерии, по которым субъект признается должностным лицом:
В законодательстве обозначен круг действий должностного лица. По ним можно, в свою очередь, четко установить, какие лица признаются должностными, и исключить субъектов, привлеченных к службе в госструктурах, местных институтах власти, муниципальных и госучреждениях, но реализующих иные функции.
В примечании к 285 статье УК говорится о том, что должностным лицом признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию выполняющий административно-хозяйственные, организационно-распорядительные задачи в органах местного и государственного управления, муниципальных и госучреждениях, в ВС РФ, воинских формированиях.
В данном определении выделяется 3 главных группы критериев:
Некоторые специалисты указывают на необходимость объемного и полного толкования терминов, используемых в УК. В этой связи, они говорят о том, что определение, закрепленное в примечании к 285 статье, сложно назвать удачным. Аргументируют авторы это тем, что ряд терминов (административно-хозяйственная деятельность, представитель власти, организационно-распорядительные задачи, например) сами требуют разъяснения.
По мнению некоторых экспертов, при раскрытии понятия "должностное лицо" целесообразнее оперировать такими категориями, как "права", "функции", "ограничения", "ответственность", "запреты", "обязанности", "компетенция", "полномочия" и пр. Функции отражают характер деятельности, которую осуществляют служащие. Полномочия определяют объем исполнения отдельных функций, методы, которыми гарантируется их выполнение. Компетенцией следует считать пределы ведения должностного лица в соответствующем органе власти. Проще говоря, она характеризует не самого сотрудника, а конкретный пост, который он занимает.
Должностное лицо признается представителем власти. Характер его действий, функции, задачи определяются целями деятельности органа, в котором служит субъект. Соответственно, при выявлении нарушений должностных лиц в качестве ключевого критерия квалификации противоправных действий выступают функции лица, а не его должность.
Административно-хозяйственные функции связаны с распоряжением, управлением имуществом, денежными средствами, контролем сделок с этими ценностями, принятием решений о распределении денежных средств и пр.
Организационно-распорядительными признаются полномочия, связанные с руководством работой коллектива госоргана, муниципального или госучреждения. Это в том числе и формирование кадрового состава, определение конкретных трудовых функций для каждого работника, организация порядка службы, применения поощрительных или дисциплинарных мер и пр.
Организационно-распорядительные полномочия позволяют должностному лицу принимать юридически значимые решения, влекущие определенные правовые последствия. К примеру, речь может идти о выдаче листков нетрудоспособности, назначении медицинской экспертизы, приеме экзаменов, установлении инвалидности и т. д.
Достаточно часто должностные лица реализуют одновременно и административно-хозяйственные, и организационно-распорядительные функции. Лицо признается должностным на период их выполнения.
Должностные лица, согласно действующему законодательству, вправе:
В ходе производства по административным делам должностные лица вправе проверять сведения, сообщаемые частными лицами. При наличии соответствующих полномочий такая проверка может носить фактический характер и проводиться в форме осмотра, взятия образцов, совершения иных необходимых действий. Служащий вправе фиксировать полученные результаты в документах, приобщаемых к материалам дела.
Должностное лицо обязано предоставлять частным лицам сведения и обеспечивать доступ к документам и материалам, касающимся их свобод, интересов и прав. Данное предписание должно исполняться по требованию заинтересованного субъекта, а в случаях, прямо установленных законом, и без такого требования.
Должностному лицу местного или государственного органа власти надлежит фиксировать поступающие документы, материалы и иные доказательства, предоставленные частными лицами или полученные от иных властных структур. Правила регистрации определяются в положениях, регламентирующих делопроизводство.
Необходимо учитывать, что при поступлении сведений от частного лица, по инициативе которого возбуждается административное производство, а также при принятии иных процессуальных заявлений (к примеру, ходатайства о приобщении к делу каких-либо документов) необходимо соблюдать срок, закрепленный 8 статьей ФЗ № 59. Согласно положениям статьи, регистрация входящих материалов должна быть осуществлена в течение 3-х дн. с даты получения. Кроме этого, закон предписывает соблюдать сроки, отведенные на принятие решения и направление ответа заявителю.
Служащие, допустившие нарушение предписаний законодательных и иных правовых актов, могут быть наказаны в соответствии с действующими нормами. Особое внимание следует уделить уголовной ответственности должностных лиц.
В юридической литературе выделяют специальную относительно самостоятельную группу посягательств - должностные преступления. Ответственность за них регламентируется статьями гл. 30 УК. Эти преступления обладают рядом специфических черт.
В первую очередь, должностные преступления отличаются особым субъектным составом. Немаловажное значение имеют и характеристики объекта посягательства. При разбирательстве дел суды должны четко отграничивать должностные преступления от противоправных действий иных лиц, реализующих управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Ответственность последних за злоупотребление полномочиями устанавливается 201 статьей УК.
Должностные лица, злоупотребляющие своими полномочиями, посягают на нормальную деятельность местных, государственных структур и учреждений, ВС РФ и воинских формирований. Работа этих органов и их подразделений основывается на публичных отношениях, определяющих задачи, содержание и цели муниципальной и госслужбы. Эти отношения предполагают правомерное, эффективное и справедливое осуществление уполномоченными субъектами их функций.
Должностные лица обязаны в своей деятельности руководствоваться законом, а также интересами государства, общества и личности. Существенное нарушение указанных интересов и определяет высокую общественную опасность должностных преступлений.
В качестве непосредственного объекта посягательства выступают интересы организаций, граждан, общества и государства. Должностные преступления не только приводят к ущемлению прав указанных лиц, но и подрывают авторитет власти, веру населения в защищенность своих интересов.
Он связан с использованием лицами их должностного положения вопреки служебным интересам. Для привлечения к ответственности должно быть совершено деяние, указанное в диспозиции уголовной нормы и противоречащее полномочиям и задачам, возложенным на субъекта, должны наступить последствия преступления и обнаружиться причинная связь между посягательством и негативным его результатом.
В некоторых уголовных нормах обязательным признаком противоправного поступка является наступление последствий в виде нарушения интересов и прав организаций, граждан и иных лиц. В других статьях составами преступлений предусмотрены нарушения в неявном виде, а последствия отражены в виде предоставления преимуществ, покровительства и пр.
Надо сказать, что гл. 30 УК в целом содержит характеристики преступлений с материальным составом. Тем не менее в каждой конкретной ситуации следует устанавливать конкретные обязанности и права, использованные должностным лицом вопреки служебным интересам, каким актом и в каком порядке субъект был ими наделен.
Ими могут выступать должностные лица, а в случаях, предусмотренных законом, иные госслужащие или служащие местных структур власти, а также иные граждане, ответственность которых предусмотрена в соответствующем составе наряду с ответственностью служащих.
С субъективной стороны деяние характеризуется умышленной и неосторожной формами вины.
Практически 3/4 статей Кодекса об административных правонарушениях закрепляет наказания для должностных лиц. Большая часть норм посвящена предпринимательской, а также административно-хозяйственной деятельности граждан. Среди огромной массы правонарушений отдельно следует выделить посягательства на отношения, связанные с:
Как видно, административная ответственность распространяется практически на все общественные сферы.
Согласно действующему законодательству, назначение наказания юрлицу не освобождает от ответственности должностных лиц. Наиболее распространенными видами наказания выступают административный штраф и запрет вести деятельность в течение определенного периода (дисквалификация).
Надо сказать, что одного лишь статуса субъекта недостаточно для признания его должностным лицом. Достаточно часто граждане устраиваются на работу и не могут понять, кем они являются. Для определения своего статуса необходимо проанализировать свои обязанности и права.
К примеру, возьмем кладовщика. Может ли он стать должностным лицом? Вполне. Такой статус он приобретет после подписания договора о материальной ответственности. Этот документ возлагает на него организационно-распорядительные полномочия: он может принимать и выдавать материальные ценности со склада.
Окончание статьи, начало в № 5,6 за 2011
Виды ответственности, к которым может быть привлечено должностное лицо организации, уставлены в ст. 419 ТК РФ, а именно дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная, уголовная. Привлечение к одному из видов ответственности не исключает привлечение к другому виду.Организация-работодатель и должностные лица несут ответственность и за нарушения законодательства о труде и об охране труда. Причем привлечены они могут быть не только к административной, но и уголовной, а равно дисциплинарной и материальной ответственности (см. ст. 195, 419 ТК РФ).
Дисциплинарная ответственность
В соответствии со ст. 189 ТК РФ дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Глава 30 ТК РФ регулирует порядок применения мер дисциплинарного взыскания. Основанием привлечением к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Как и для привлечения к любой иной ответственности, для применения мер дисциплинарной ответственности требуется наличие состава правонарушения.
Во-первых, действия работника должны быть противоправным, то есть нарушать законодательство либо нормативные акты, либо требования трудового договора.
Во-вторых, действия работника причинили вред работодателю независимо от его характера. Это может быть имущественный ущерб либо вред, нанесенный порядку, существующему в организации.
В-третьих, вина. При отсутствии вины работника привлечение его к ответственности недопустимо.
Субъектом ответственности является работник, выполняющий трудовую функцию в организации, в том числе и должностные лица организации (руководитель и главный бухгалтер). Статьей 192 ТК РФ установлены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
К сведению
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При этом для обычных коммерческих организацией перечень взысканий, установленный ст. 192 ТК РФ является закрытым. Работодатель не вправе применять другие виды взысканий, иначе он может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ,
Статья 192 ТК РФ запрещает применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Здесь следует пояснить, что в соответствии с ч. 5 ст. 192 ТК РФ для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами. Такие уставы и положения о дисциплине утверждены для работников таможенной службы, рыбопромыслового флота, работников морского транспорта, а также работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, работников железнодорожного транспорта.
Привлечение к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, а не обязанностью. Кроме того, за работодателем остается право выбора меры ответственности либо вообще отказаться от наложения взыскания.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Если тяжесть совершенного проступка несоразмерна наложенному взысканию, то суд может указать на необоснованность такого взыскания. Например, Московский городской суд Определением от 22.06.2010 по делу подтвердил правомерность восстановления на работе, поскольку примененное к работнику взыскание – увольнение было несоразмерно тяжести правонарушения (нарушения в хранении файловых документов).
Взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
При этом до применения взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Однако если такое объяснение не представлено, то это не является препятствием для наложения взыскания (ст. 193 ТК РФ). Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) суд.
По общему правилу работника к дисциплинарной ответственности привлекает работодатель в лице руководителя организации. Руководитель организации несет ответственность на общих основаниях, то есть как и любой другой работник. Руководителя организации к дисциплинарной ответственности может привлечь непосредственно работодатель в лице иных органов управления (совет директоров, общее собрание, если уставом это предусмотрено).
Административная ответственность
В главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержится ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства.
За нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные лица несут ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридические лица - от 30 000 до 50 000 руб. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вместо штрафа возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. За повторное аналогичное правонарушение руководитель может быть подвергнут дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
К сведению
Президент подписал Закон, ужесточающий административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ). Теперь проступок по этой статье влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, – и штраф составит от 400 000 до 500 000 рублей. А за повторное совершение «пожарного» правонарушения компания заплатит от 200 000 до 400 000 рублей или на нее будет наложено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если же нарушено требование об обеспечении пожарных проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, то граждане будут наказаны штрафом в размере от 1 500 до 2 000 рублей; должностные лица – от 7 000 до 10 000 рублей; юридические лица – от 120 000 до 150 000 рублей.
Судебная практика
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП» разъяснил, что под аналогичным правонарушение следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника). Однако в какой организации работало такое должностное лицо, привлекающееся повторно к ответственности (по предыдущему месту работы или настоящему) не имеет значение. Т.е. если руководитель был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП в одной организации, а затем в течение одного года совершил аналогичный проступок, являясь руководителем другой, то он может быть привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП.
К таким нарушениям относятся, например:
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, а также ст. ст. 5.28 - 5.34, 5.44, осуществляется Федеральной инспекцией труда и подведомственными ей государственными инспекциями труда.
Уголовная ответственность
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства.
В соответствии с ч.2 ст. 136 УК РФ должностное лицо организации подлежит уголовной ответственности за дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Данное деяние наказывается штрафом а размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещается любые формы ограничения прав гражданина по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.О запрещении дискриминации в сфере труда прямо говорит ст. 3 ТК РФ.
Привлечение к уголовной ответственности может сопровождаться привлечением к материальной (виде возмещения материального вреда и компенсации морального вреда), также к дисциплинарной ответственности.
Особой формой дискриминации является необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а также необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Данное деяние может являться преступлением, предусмотренным ст. 145 УК РФ. Субъектом указанного преступление являются должностные лица организации – лицо, ответственное за прием на работу, руководитель организации.
В соответствии со ст. 143 УК РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на которое лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до оного года.
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные меры мероприятия. В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов и т.д. Ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалист, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил. Преступление, предусмотренное ст. 143 УК РФ, может быть совершено только по неосторожности. Необеспечение соблюдения правил охраны труда, не повлекшее последствий предусмотренных ст.143 УК РФ, влечет административную ответственность.
Судебная практика
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 23.04.1991 г. № 1 разъяснил, что ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.
В соответствии со ст. 145.1 УК РФ частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации независимо от формы собственности, руководителем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением прав занимать определенные должности или заниматься определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
Под частичной невыплатой заработной платы понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.
За правонарушения, связанные с невыплатой заработной платы, работодателю грозит:
Если же задержка выплат привела к тяжким последствиям, штраф увеличивается от 200 000 до 500 000 руб. либо размера заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Срок лишения свободы будет составлять от двух до пяти лет с лишением (или без него) права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Для установления фактов уголовного преступления и привлечения к соответствующей ответственности уполномоченные представители инспекции по труду направляют материалы в судебные органы и органы прокуратуры.
Материальная ответственность работодателя
Вопросам материальной ответственности работодателя перед работником посвящена гл. 38 ТК РФ. Согласно ее положениям работодатель возмещает работнику материальный ущерб в следующих случаях:
18.05.2015 Екатерина
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, если должностным лицом были допущены нарушения одного и того же пункта ст. 7.32 по нескольким контрактам, суммируется ли штраф? То есть 5 контрактов с идентичным нарушением = 5 административных штрафов?
Ответить
01.07.2015 Тамила
Здравствуйте!
Статья 19.5 часть 7.2, в случае невыполнения в установленный срок законного решения, взимается штраф.
А при каких случаях взимается штраф с юридич.л. и с должностного лица?
Ответить
29.09.2015 Татьяна
У нас предприятие “Муниципальное казенное учреждение культуры методический центр”, есть директор этого предприятия. В него входят 8 структурных подразделений (7 клубов по разным адресам, и там есть руководители клубов, не юр лица). После проверки инспектор по пожарной безопасности вынес два протокола на штраф на директора МКУК “Методический центр”, объясняя тем, что объекты имеют разные адреса.
Правильно ли это? Раньше при проверках 8 клубов выносили один штраф.
Ответить
04.02.2016 Михаил
Правление коммерческого банка не предоставило в установленный срок Центральному Банку Российской Федерации бухгалтерскую отчетность. Такая задержка со стороны коммерческого банка была допущена повторно. Центральный банк Российской Федерации предъявил банку требование заменить его руководителей.
Правомерно или нет требование Центрального банка Российской Федерации?
Ответить
11.04.2016 Алексей
Я начальник смены, у меня в смене произошёл несчастный случай. В труд инспекции выписали штраф, на предприятии. Объявили выговор, лишили премии до конца года, назначили внеочередное проверку знаний, теперь ещё хотят освободить от занимаемой должности.
Не много ли наказаний?
Ответить
Ответить
10.05.2016 Татьяна
Добрый день!
Работодатель ООО совершил много нарушений по оформлению, не выплатам за простой по его вине, незаконное увольнение. На суд директор не явился. Суд мною выигран, выплаты присуждены. Исполнительный лист передан приставки. В итоге их рс пуст, на письма работодатель не отвечает.
Как быть? Кто должен их привлечь к ответственности и к какой? А так получается мощнейшая безнаказанность, если суда решения по барабану, ну присудили и все, на бумажки, а фактически работодателю параллельно. Подскажите, пожалуйста, как забрать свои деньги и их наказать?
Ответить
26.05.2016 Мари
Полгода назад уволилась из организации, и сейчас пришла повестка о составлении протокола об административном правонарушение законодательства РФ за то время, которое работала в организации должностным лицом.
Возможен ли штраф в этом случае? И что можно сделать, чтобы его не было?
После увольнения нигде не работаю, занимаюсь семьей.
Ответить
07.06.2016 Владимир
Подскажите, как правильно написать заявление на увольнение, если я в дальнейшем собираюсь подать в суд на компанию, которая платила мне за 8-ми часовой день, а фактически я работал 24 часа, что зафиксировано в юридическом документе (судовой Журнал)?
Также нарушались мои права в плане отдыха и труда. Работал неделя через неделю, в итоге 360 часов, а в расчетке оплачено за 160. В дальнейшем там работать не имею ни малейшего желания.
Ответить
03.03.2017 Александр
Подскажите, пожалуйста, если работодатель по принуждению снимает налог 43%. При отказе – увольнение. Куда можно обратиться, и что ему грозит?
Ответить
18.07.2017 Константин
Добрый день, Татьяна!
Подскажите, пожалуйста, какой срок давности привлечения сотрудника к ответственности за нарушение трудовой дисциплины?
Ответить
06.08.2017 Максим
Добрый день,
отработал год без трудового договора. Систематически не выплачивают заработную плату. Я такой не один, нас не менее 10 человек.
Ответить
20.11.2017 Дмитрий
Здравствуйте!
Устраивался на должность прораба, обещали и платили 80 000, а официально платили минималку. Могу подать на бывшего работодателя в Суд и налоговую?
Ответить
28.11.2018 Елена
Здравствуйте!
Менеджер инициировал предложение уволиться по собственному желанию, на что я подала претензию вышестоящему руководству.
Но в ходе служебной проверки, отделом кадров, факты дискриминации были сокрыты и я получила отписку с отказом от соглашения, насмешку и обвинение в клевете.
Что можно предпринять, для восстановления моих прав?
Морально я подавлена ложью и беспринципностью.
Работаю девять лет, но после этого будет не приемлемо.
Ответить
22.07.2019 Александр
Добрый день!
У меня такая ситуация: наша организация (некоммерческое садовое товарищество) несвоевременно (на два дня позже установленного срока) представила сведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. За это Мировой судья наложил на меня как на должностное лицо (руководителя) взыскание в виде предупреждения в связи с незначительностью нарушения. У меня на руках есть решение суда. Однако, Арбитражный суд постановил взыскать с нашей организации 2 500 рублей в доход федерального бюджета и 1 000 рублей госпошлину. На сайте Арбитражного суда висит копия приказа, хотя наша организация не получила данный приказ в бумажном виде.
У меня вопрос: насколько правомочно двойное наказание за одно нарушение?
Ответить
28.07.2019 Александр
Спасибо за ответ.
А где можно уточнить (посмотреть), что по моему правонарушению предусмотрена ТОЛЬКО ответственность должностных лиц?
Из документов есть решение мирового судьи о вынесении мне предупреждения (никаких штрафов) в связи с незначительностью нарушения, и на сайте Арбитражного суда висит приказ о взыскании в доход государства штрафа в двух с половиной тысяч рублей и одной тысячи рублей госпошлины. Причём оригинал приказа я как руководитель организации так и не получил.
Ответить
Во-вторых, должностное лицо — это гражданин, имеющий организационные и распорядительные, административные и хозяйственные полномочия в различных гос. органах, муниципалитетах, армии.
В правовой практике не возникало бы сомнений относительно того, какие категории граждан подпадают под рассматриваемую категорию, если бы законодатель в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ не приравнял определенных субъектов к должностным лицам. Перечислим их далее.
К гражданам, несущим аналогичную ответственность, относятся:
Процессуальный порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности общие, каких-либо специальных процедур административный закон не предусматривает. Аналогичны и сроки давности для назначения наказаний (ст. 4.5 КоАП РФ).
Пошаговая процедура выглядит следующим образом:
Об общем порядке привлечения к административной ответственности, применяемом ко всем нарушителям вне зависимости от их статуса, можно прочесть .
Несмотря на неспецифичный порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, особенности имеются. Формально являясь физлицами, рассматриваемые субъекты наделены особым правовым статусом, наличие которого говорит о большей общественной опасности совершенного ими нарушения и необходимости применения более строгой меры ответственности.
Не знаете свои права?
К особенностям административной ответственности должностных лиц можно отнести:
В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний. При этом КоАП РФ не устанавливает каких-либо правил относительно того, что определенные виды наказаний не могут быть применены к должностным лицам.
Однако в КоАП РФ отсутствуют статьи, предусматривающие определенные меры ответственности для должностных лиц, а именно наказания в виде:
Наиболее частые виды наказаний, которым подвергается рассматриваемая категория лиц, — предупреждение, штраф, дисквалификация. Это связано с характером совершаемых должностными лицами нарушений, а также с санкциями статей особенной части КоАП РФ.
Подробнее обо всех видах административных наказаний можно прочесть в статье «Понятие и виды административной ответственности » .
Любой человек может уволиться или перейти на другую должность. Возможно ли привлечение к административной ответственности уволенного должностного лица, если во время рассмотрения дела оно уже утратило соответствующий статус?
Ответ на этот вопрос дан в Обзоре практики ВС РФ от 27.09.2006 (вопрос 10). Верховным судом сделан вывод о том, что увольнение не освобождает от ответственности, так как нарушение было допущено в период исполнения обязанностей. На момент совершения деяния имелись все признаки состава нарушения, соответственно, должностное лицо должно нести ответственность.
Таким образом, должностные лица — специальные субъекты административной ответственности, которые привлекаются к ней в общем порядке, однако с некоторыми особенностями, предусмотренными КоАП РФ.
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего
По действующим положениям КоАП РФ могут нести ответственность не только обычные граждане за те или иные нарушения, но и должностные лица. Чаще всего это происходит вследствие несоблюдения Трудового законодательства или нормативных актов, предписывающих правила ведения трудовых книжек, личных карточек работников или по причине немотивированного отказа в трудоустройстве.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административная ответственность для должностных лиц наступает по причине ненадлежащего исполнения или вовсе неисполнения своих служебных обязанностей. Так или иначе, процедура привлечения напрямую бывает связана с Трудовым законодательством, т.к. зачастую такие граждане не соблюдают именно его нормы.
Какие меры чаще всего принимаются в отношении такой категории граждан:
Многие люди ошибочно считают, что должностным лицом могут быть руководители любых организаций, но это вовсе не так. По КоАП РФ под таким лицом следует понимать граждан, занимающих руководящие посты и наделенными властными полномочиями. На предприятиях они занимаются административными, экономическими, организационными или хозяйственными вопросами, а также координируют действия других работников, если такие проблемы находятся в их ведении.
Уголовный Кодекс трактует понятие «должностное лицо» несколько иначе: под ним в данном случае подразумеваются граждане, руководящие воинскими частями или формированиями, а также занимающие главные должности в государственных или муниципальных организациях. Например, сюда можно отнести следующих работников:
Четкого определения должностного лица в законодательстве нет, т.к. все зависит от того, к какой ответственности гражданин привлекается. Если он совершил уголовно наказуемое деяние, то как такое лицо может быть привлечен только сотрудник муниципального или государственного учреждения, а если правонарушение трактуется КоАП РФ, то здесь список категорий граждан, попадающих под соответствующее понятие, несколько расширяется.
С учетом уголовного и административного законодательств к должностным лицам относятся следующие категории работников:
В последнем случае административная ответственность наступает только тогда, когда физическое лицо приравнивается к юридическому или должностному.
Для такой категории граждан предусмотрены санкции практически всех статей КоАП РФ, поэтому привлечь к административной ответственности можно за любое совершенное правонарушение, находящееся в рамках данного Кодекса. Какие ситуации встречаются наиболее часто:
Таким образом, ответственность для должностных лиц по КоАП РФ предусмотрена сразу несколькими главами в зависимости от вида правонарушения: гл. 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 19, 21. Список административных правонарушений может быть дополнен законодательными актами на уровне субъектов, но все они связаны между собой принципом защиты прав, интересов и свобод граждан и работников, трудящихся в коммерческих или бюджетных организациях.
Процедура привлечения к должностного лица к ответственности начинается с составления проверяющим органом протокола о правонарушении. Вместе с тем, инспектор собирает все необходимые доказательства и свидетельские показания, затем направляет протокол вместе с доказывающими документами в Инспекцию по охране труда, прокуратуру, суд, сельский совет, ОВД или специальную комиссию.
Во время рассмотрения дела обычно присутствует сам обвиняемый или его законный представитель, но могут быть приглашены свидетели и адвокат. После рассмотрения дела уполномоченное лицо или орган принимает решение о снятии обвинений или наложении административных санкций.
Сроки привлечения к ответственности зависят от конкретной ситуации:
Наиболее часто к должностным лицам применяются такие меры, как штраф или дисквалификация. Размер денежного взыскания зависит от тяжести и характера проступка, и может варьироваться от 5 000 до 50 000 руб., но в некоторых случаях он превышает последнюю сумму.
Существуют и другие виды наказаний:
По закону за каждое правонарушение должностные лица и обычные граждане могут привлекаться только один раз. В некоторых случаях возможно назначение более тяжелого наказания, если один и тот же административный проступок совершается повторно, но за первый случай чаще всего применяются самые легкие санкции – штрафы.