Порядок работы судебных приставов-исполнителей по реализации арестованного имущества
В соответствии со ст. 5 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов.
Правовой механизм принудительного исполнения судебных актов приводится в действие в случае отказа должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и является гарантией от неисполнения или несвоевременного исполнения постановления суда и вытекающих из него обязанностей должника - физического лица либо от злоупотребления должником правом в ущерб правам и свободам других лиц (п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.01.01 г. N 8-П).
Поэтому непосредственно задача по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, возлагается на судебных приставов-исполнителей при отказе должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Применение мер принудительного исполнения по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство в установленный Федеральным законом "Об исполнительном производстве" срок, если исполнительный документ отвечает необходимым требованиям, и выполнить весь комплекс исполнительных действий, предусмотренных указанным Законом, в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме.
Одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника.
Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
В первую очередь взыскание по исполнительному документу обращается на денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, и только при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств на иное имущество, принадлежащее должнику на каком-либо вещном праве - праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления , за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится (ст. 69 нового Закона).
Также в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащее должнику имущественные права , в том числе:
Реализация недвижимого имущества, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов , а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, в том числе на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем , предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Имущество, которое не удалось реализовать по первоначально определенной стоимости в течение месяца, подлежит уценке на 15% (судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15%).
О передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое направляет в аппарат Управления соответствующего территориального органа ФССП России.
В течение трех рабочих дней со дня получения Управлением заявки судебного пристава-исполнителя на реализацию арестованного имущества Управление направляет Филиалу проекты договоров , а также уведомление о готовности имущества к реализации на комиссионных началах или заявку на проведение торгов.
Арестованное имущество (за исключением недвижимого
имущества, ценных бумаг, имущественных прав, иного имущества,
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации)
передается судебным приставом-исполнителем и принимается
представителем Филиала в течение пяти рабочих
дней после даты заключения с Филиалом договора
на реализацию арестованного имущества по акту приема-передачи
арестованного имущества.
Документы на недвижимое имущество, ценные бумаги,
имущественные права, а также иное имущество в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, передаются судебным приставом-
исполнителем в Филиал в течение пяти дней
после даты заключения договора на реализацию арестованного имущества
по акту приема-передачи документов на имущество.
Сроки реализации (2 месяца) арестованного имущества, предусмотренные ст. ст. 87, 90 Федерального закона, исчисляются с момента передачи имущества (документов на имущество) на реализацию по акту приема-передачи имущества или документов на имущество.
Торги проводятся в двухмесячный срок со дня
получения Филиалом имущества для реализации.
При возникновении оснований для окончания исполнительного производства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также, если срок приостановления исполнительного производства либо отложения исполнительных действий превышает срок реализации арестованного имущества, судебный пристав-исполнитель путем вынесения постановления об отзыве арестованного имущества с реализации отзывает арестованное имущество с реализации.
Постановление судебного пристава-исполнителя об отзыве арестованного имущества с реализации является основанием для прекращения действия договора на реализацию арестованного имущества, в связи с чем, Филиал в течение трех рабочих дней с момента получения постановления об отзыве арестованного имущества с реализации обязан передать арестованное имущество (документы на имущество) судебному приставу-исполнителю, а судебный пристав-исполнитель обязан принять арестованное имущество по акту приема-передачи.
Если исполнительное производство, в рамках которого арестованное имущество передано на реализацию, приостановлено либо исполнительные действия отложены, судебный пристав-исполнитель в течение одного рабочего дня направляет в отдел организации исполнительного производства и реализации арестованного имущества Управления копию соответствующего постановления или определения. Управление в течение одного дня с момента получения постановления или определения уведомляет Филиал о приостановлении процедуры реализации арестованного имущества путем направления копии соответствующего постановления или определения (Филиал должен немедленно приостановить (отложить, прекратить) любые действия, связанные с реализацией).
Денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Филиалом на соответствующий счет структурного подразделения Управления не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Филиала.
Датой окончания реализации имущества является дата перечисления денежных средств на соответствующий счет структурного подразделения Управления, а в случае возврата нереализованного имущества - с момента подписания акта приема-передачи имущества или акта приема-передачи документов на имущество.
Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.
Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.
О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.
В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.
Отдел организации исполнительного производства
и реализации арестованного имущества,
розыска должников и их имущества
(за исключением имущества, которое по закону было изъято из оборота) происходит с помощью его продажи не позднее, чем через 2 месяца со дня ареста имущества должника, если другое не предусматривает федеральный закон. Нормативы о способах организации продажи в Федеральном законодательстве носят, как правило, отсылочный характер. Чтобы определить , нужно провести комплексный анализ законодательства Российской Федерации.
Служба судебных приставов не имеет права самостоятельно осуществлять продажу арестованного имущества должника.
Реализация должна проводиться только надлежащей организацией, которая имеет полномочия торговли соответствующим видом товаров, что должно увеличить профессиональный уровень данного вида деятельности.
Продать собственность должника (за исключением недвижимости) может специализированная организация на комиссионных и других договорных основаниях, которые предусмотрены законом. При этом следует брать за основу общий порядок такого типа продажи согласно правилам торговли определенной продукцией.
Например, для продажи автомобильного транспорта нужна организация со специальной лицензией, дающей право торговли автотранспортом, а для продажи драгоценных изделий необходима компания, имеющая лицензию на торговлю этими изделиями. Если у должника будет взыскан золотой слиток, то продажа будет происходить посредством организации, которая обладает лицензией на осуществление операций с драгоценными металлами, поскольку продавать и покупать такую собственность имеют право только банки. Продажа акций осуществляется только Российским фондом федерального имущества.
Продажа недвижимости должника происходит с помощью специализированных организаций, которые проводят публичные аукционы. Торговля осуществляется не только в виде аукциона, но и конкурса. Победителем торгов будет считаться лицо, которое назовет самую высокую цену. По конкурсу выигрывает лицо, предложившее лучшие условия. Его признает победителем конкурсная комиссия, заранее назначенная организаторами. По закону реализация собственности должна проводиться только в виде открытых торгов, исключая какое-либо злоупотребление.
Учитывая положения действующего законодательства при взыскании заложенной собственности в судебном порядке, отдел ФССП определяет начальную цену продажи, взяв за основу стоимость, указанную в исполнительном листе, причем вне зависимости от того, отвечает ли эта цена рыночной стоимости реализуемой собственности.
Следовательно, если в исполнительном листе не указана начальная стоимость продажи арестованной собственности, то судебный пристав согласно статье 32 ФЗ обращается в суд, чтобы тот определил цену продажи собственности должника.
При определении начальной цены продажи имущества с целью передачи его на повторную реализацию судебными приставами должны учитываться следующие моменты.
Если объявления о публичных торгах по продаже имущества они не состоялись по причине явки менее двух покупателей или отсутствия надбавки на начальную цену продажи арестованного имущества, залогодатель или залогодержатель имеют право до проведения повторных публичных торгов направиться в суд с просьбой изменить цену продажи имущества для его реализации.
То есть в случае, если первичные торги будут признаны несостоявшимися в силу определенных причин, отдел судебных приставов не может самостоятельно принимать решение о понижении стоимости арестованного имущества должника. Судебный пристав должен в самые короткие сроки разъяснить залогодержателю его право обратиться в суд с указанным выше заявлением.
В данном заявлении с просьбой изменить стоимость продажи должно содержаться требование понизить на 15% начальную стоимость заложенного движимой или недвижимой собственности на следующих торгах.
В результате рассмотрения судом соответственного заявления, переданного залогодержателем, отдел ФССП выносит решение, в котором будет указана новая измененная судом стоимость арестованного имущества.
В случае отказа залогодержателя от обращения в суд с подобным заявлением при реализации собственности либо при отсутствии у отдела ФССП сведений о подаче данного заявления по окончании 1 месяца после дня проведения торгов исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, может считаться оконченным.
В соответствии с российским законодательством при установлении начальной цены для его продажи в рамках исполнительного производства, которое было возбуждено на основании административной надписи нотариуса, судебный пристав-исполнитель будет исходить из стоимости или способов установления этой стоимости, указанных в соглашении о взыскании арестованного имущества во внесудебном порядке.
Соглашение может быть заключено либо в виде отдельного договора, либо быть включено в договор о залоге. Исключение составляют случаи, когда привлечение оценщика является обязательным.
Привлечение судебным приставом оценщика, который определит начальную продажную цену имущества, считается обязательным условием при реализации движимого имущества согласно Закону о залоге (часть 11 статьи 28.1) и недвижимости должника согласно Закону об ипотеке (пункт 10 статьи 59).
В представленных случаях первоначальная продажная цена собственности, с которой начинаются торги, устанавливается ФССП в размере 80% от рыночной стоимости арестованного имущества, определенной оценщиком, если другое не предусматривает соглашение сторон о взыскании заложенного движимого имущества во внесудебном порядке, оформленного как в виде отдельного договора, так и включенного в договор о залоге.
В процессе , проводимых после обращения взыскания на имущество во внесудебном порядке, и при признании первых торгов несостоявшимися по определенным причинам отдел службы судебных приставов, если есть необходимость проведения повторной продажи, выносит решение о понижении первоначальной продажной стоимости имущества на 15%.
В таком случае нужно учитывать, что в соглашении сторон о внесудебном порядке взыскания арестованного движимого имущества может быть указан другой порядок уменьшения цены в случае, если и повторные торги оказались несостоявшимися. Тогда пристав отдела ФССП должен руководствоваться положениями соглашения.
Так как в договор о залоге может включаться общая оценка нескольких объектов движимого или недвижимого имущества, находящихся в залоге, допускается их общая оценка. В таком случае указанное имущество не может быть реализовано по отдельности и отдается на реализацию как единый лот с указанием общей цены продажи.
В российском законодательстве не урегулирован прямой порядок установления начальной цены, по которой продается заложенное имущество, на которое обращено взыскание в рамках исполнительного производства о взыскании задолженности по причине неисполнения должником обязательств, обеспеченных залогом. В подобной ситуации судебный пристав руководствуется порядком установления первоначальной цены имущества при внесудебном порядке взыскания заложенного имущества.
Далее специализированная организация проводит торги по заявлению, полученному от ФССП, в котором указана минимальная начальная цена имущества, передаваемого на торги. Реализация должна быть проведена в течение 2 месяцев со дня передачи в специализированную организацию соответствующего заявления от судебного пристава.
К заявлению судебные приставы прикладывают следующие документы:
Если другое не предусматривает закон, уведомление о торгах должно быть сделано не позднее, чем за 30 дней до начала их проведения. Согласно статье 448 Гражданского Кодекса РФ, уведомление должно содержать информацию о времени и месте проведения торгов, а также их форме, предмете и правилах проведения. В том числе должны быть указаны сведения об оформлении для участия в торгах, установлении лица, победившего в торгах, и данные о первоначальной стоимости.
Лица, участвующие в торгах, должны внести задаток в том размере, сроке и порядке, которые указаны в уведомлении о проведении торгов. Если по каким-то причинам торги не состоялись, внесенный задаток полностью возвращается. Кроме того, задаток должен быть возвращен всем лицам, участвовавшим в торгах, но не выигравшим в них.
В договоре с лицом, победившим в торгах, должна учитываться сумма внесенного им задатка в счет выполнения обязательств по подписанному договору. В день проведения торгов победитель и их организатор должны подписывать протокол об итогах, который обладает силой договора. Лицо, победившее в торгах, при отказе подписать протокол полностью лишается внесенного им задатка.
Если торги были проведены с несоблюдением правил, принятых в законодательстве, на основании статьи 449 Гражданского Кодекса они могут быть признаны недействительными. Это происходит в судебном порядке после подачи искового заявления заинтересованным лицом. К примеру, проведение торгов произошло до объявленного срока, или в ходе проведения торгов могло быть допущено злоупотребление судебного исполнителя, залогодержателя или покупателя.
Если требования взыскателя были удовлетворены, расходы, связанные с исполнением решения, покрыты и остались какие-либо денежные средства, тогда их возвращают должнику.
Если заложенное имущество не было реализовано по причине отсутствия покупателей, российское законодательство предусматривает определенные выходы из таких ситуаций. В пункте 4 статьи 54 ФЗ «Об исполнительном производстве» фиксировано одно важное правило, которое указывает на то, что если отдел ФССП не реализует имущество (вне зависимости от его типа) в течение 2 месяцев, то взыскатель получает право оставить арестованное имущество за собой.
При этом двухмесячный срок начинает исчисляться по закону со дня ареста заложенного имущества. Кроме того, в этот период судебный пристав федеральной службы должен предпринять действия для продажи собственности должника, а именно передать его на продажу в специализированную организацию.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, если иное не установлено федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724, Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство но управлению государственным имуществом (Росимущество).
Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержден совместным Приказом ФССП России № 347 и Росимущества № 149 от 25 июля 2008 г.
Реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им на конкурсной основе (далее - специализированные организации).
Передача имущества на реализацию
В соответствии с ч. 6 ст. 87 Закона об исполнительном производстве о передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.
Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается
Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган ФССП России.
Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента оценки имущества должника. В случае невозможности передачи имущества в натуре передаются правоустанавливающие и подтверждающие право документы.
К акту приема-передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные ч. 8-10 ст. 89 Закона об исполнительном производстве. К акту приема-передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.
Имущество считается переданным со дня подписания акта приема-передачи.
Подготовка к реализации имущества
Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом об исполнительном производстве.
Кроме того, ч. 8 ст. 87 Закона об исполнительном производстве позволяет специализированной организации, которая предлагает имущество покупателям, устанавливать цену выше, чем указано в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества.
По-видимому, законодатель исходил из того, что взыскатель заинтересован в получении большей суммы. Однако фактически увеличение начальной цены продажи может сделать реализацию имущества на торгах невозможной из-за отсутствия интереса потенциальных участников к торгам, что приведет к признанию их несостоявшимися, а это в свою очередь к затягиванию исполнения исполнительного документа и невозможности взыскателя получить причитающиеся денежные средства. Поэтому полагаем такое увеличение нецелесообразным и нарушающим права сторон исполнительного производства.
Специализированная организация обязана в десятидневный сроке момента получения имущества должника по акту приема-передач и размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.
В течение семи рабочих дней после опубликования извещения Росимущество (специализированные организации) письменно представляет территориальному органу ФССП России ссылку (наименование и реквизиты) на соответствующий сайт информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и печатные издания средств массовой информации, в которых опубликовано извещение.
Формы реализации имущества: общая характеристика
Законодательство об исполнительном производстве предусматривает две формы реализации арестованного имущества: торги и комиссионная продажа.
Согласно ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация арестованного имущества осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона при реализации:
Иное имущество реализуется на комиссионных началах.
Торги . В соответствии с ч. 1 ст. 89 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, в том числе имущественных прав, на торгах производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством РФ право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее - организатор торгов).
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства.
Начальная цена имущества, выставляемого на публичные торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества, а начальная продажная цена заложенного имущества, на которое обращено взыскание в судебном порядке, - ниже цены, определенной судебным актом.
Согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.
Порядок проведения публичных торгов устанавливается ГК РФ. Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.
Организация и порядок проведения публичных торгов урегулированы ст. 448, 449 ГК РФ.
Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.
В публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложена оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.
В протоколе о результатах публичных торгов должны быть указаны все участники торгов, а также предложения о цене, которые они вносили.
Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения, а также размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство.
Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия и торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене, указание на собственника (правообладателя) имущества.
Размещение такого извещения является законодательно установленной обязанностью организатора торгов в силу положений п. 2 ст. 448 ГК РФ. При этом, когда речь идет об открытых торгах, участие в которых может принять любое лицо, извещение (по смыслу п. 1,2 ст. 448 ГК РФ) должно быть сделано таким образом, чтобы о проведении торгов могло узнать любое заинтересованное в участии в торгах лицо. Иными словами, потенциальным участникам торгов принадлежит право на извещение о проводимых торгах.
Очевидно, что способом информирования неопределенного круга лиц является размещение необходимых сведений в средствах массовой информации.
В то же время ст. 448 ГК РФ не содержит специальных требований к изданиям, в которых может быть помещено извещение о проведении торгов, и не определяет конкретно их перечень. Однако данное обстоятельство не должно трактоваться как предоставляющее организатору торгов полную свободу усмотрения при решении вопроса о месте публикации сообщения. Согласно выработанному судами подходу ненадлежащая форма доведения информации о публичных торгах, при которой она в нарушение ст. 448 ГК РФ оказывается практически недоступной для лиц, потенциально заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, либо не обеспечивается возможность однозначного восприятия и беспрепятственной фиксации сведений потенциальными участниками торгов (как, например, при распространении сообщения не в печатном издании, а по радио), является нарушением, достаточным для признания торгов недействительными.
Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Информационном письме от 22 декабря 2005 г. № 101 указал, что сообщение о торгах как содержащее значительную по объему, сложную для восприятия информацию требует донесения до потенциальных участников торгов посредством опубликования ее в печати (п. 4). В настоящее время требование о размещении сообщения о торгах в печатных средствах массовой информации законодательно закреплено в ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.
Однако и при опубликовании сообщения о торгах в печатном издании также могут быть нарушения. Так, например, вряд ли можно считать соблюденным требование об извещении о проведении открытых торгов в случае, если организатор торгов разместит извещение о торгах в газете, выпускаемой тиражом 2 экземпляра. Иное, несомненно, противоречило бы как сути открытых торгов, так и цели их проведения - реализации имущества на максимально выгодных для продавца условиях.
Более того, вопрос о доступности сообщения о торгах должен решаться и с учетом территории распространения того или иного издания. Так, не может считаться надлежащим извещением сообщение о торгах в издании, выпускаемом, например, в г. Владимире, при реализации на торгах права аренды здания, расположенного в г. Новосибирске.
В то же время на практике нередки случаи, когда в силу тех или иных причин продавец и не заинтересован в проведении реальных конкурентных торгов. При таких обстоятельствах организатор торгов посредством размещения сообщения в малоизвестном печатном издании, распространяемом в ином населенном пункте небольшим тиражом, может создать ситуацию реализации имущества на торгах, в которых примет участие неоправданно малое количество лиц, и по цене ниже той, которая была бы получена на торгах в условиях реальной конкуренции. Дополнительным доказательством нарушения организатором торгов порядка извещения в подобном случае могут служить данные, свидетельствующие об отсутствии самого намерения привлечь к торгам потенциальных покупателей и о незаинтересованности «участников» в победе на торгах, в частности сведения о составе участников торгов, наличии связи между ними.
Необходимость размещения сообщения о проведении открытых торгов способом, обеспечивающим доступность информации широкому кругу лиц и возможность ее однозначного восприятия, вытекает из самого понятия открытых торгов и разделяется судебной практикой.
Однако на сегодняшний день законодательно закрепленные критерии размещения информации о торгах отсутствуют, в том числе отсутствуют какие-либо специальные требования к средствам массовой информации, в которых публикуется такое сообщение.
В го же время законодательное установление четких и конкретных требований к печатному изданию (размер тиража, территория распространения и пр.) вряд ли может решить проблему. Каждый случай реализации имущества на торгах обладает своей спецификой, во многом определяемой стоимостью и характером реализуемого имущества, поэтому выработать универсальные правила публикации для всех подобных ситуаций просто невозможно.
Совершенно очевидно, что стоимость публикации объявления в печатных средствах массовой информации зависит от целого ряда факторов, в числе которых, например. тираж издания. В случае же реализации на торгах имущества, не обладающего высокой стоимостью, публикация сведений в дорогостоящих средствах массовой информации может оказаться просто экономически нецелесообразной. Аналогичная ситуация возможна и при реализации имущества, интерес к которому в силу его специфики может возникнуть лишь у некоторых категорий потенциальных покупателей, а потому публикация объявления в средствах массовой информации, распространяемом повсеместно, не будет иметь смысла 1 См.: Пристанскова Е., Тур И. Условия признания торгов недействительными при ненадлежащей форме извещения о торгах// Корпоративный юрист. 2008. № 12. С. 27. .
Таким образом, рассматривая вопрос о том, было ли извещение о торгах надлежащим, необходимо оценивать в каждом конкретном случае тираж, целевую аудиторию, территорию и способ распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов.
После получения информации о торгах лица, желающие принять в них участие, - участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
По ряду оснований торги могут быть признаны несостоявшимися.
В соответствии со ст. 91 Закона об исполнительном производстве организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если:
В случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.
Вторичные торги объявляются и проводятся в соответствии со ст. 89 Закона об исполнительном производстве, т.е. по правилам проведения первоначальных торгов.
В случае если проведение вторичных торгов вызвано тем, что 1) заявки на участие в торгах подали менее двух лиц; 2) на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов; 3) из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества, начальная цена имущества на вторичных торгах постановлением судебного пристава-исполнителя снижается на 15%.
Если же проведение вторичных торгов вызвано тем, что лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме, начальная цена имущества на вторичных торгах не снижается.
В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном ст. 87 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии со ст. 93 Закона об исполнительном производстве торги могут быть признаны недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ. Согласно ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Реализация на комиссионных началах . Второй формой реализации арестованного имущества является его реализация на комиссионных началах.
Порядок реализации имущества на комиссионных началах регулируется гл. 30, 51 ГК РФ, а также иными законами и правовыми актами. Так, например, основания и порядок реализации непродовольственных товаров урегулированы Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.
Имущество должника, переданное для реализации на комиссионных началах, согласно ч. 10 ст. 87 Закона об исполнительном производстве должно быть реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию.
В соответствии сост. 87 Закона об исполнительном производстве если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15%.
Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.
Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.
В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.
О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.
Копии постановлений не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства.
Особенности реализации отдельных видов имущества
Законодательство об исполнительном производстве предусматривает особенности реализации некоторых видов имущества, а также особенности передачи на реализацию некоторых видов имущества.
Это касается прежде всего реализации недвижимого имущества, объекта незавершенного строительства, права долгосрочной аренды, дебиторской задолженности, ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также реализации заложенного движимого имущества.
Реализация недвижимого имущества и прав долгосрочной аренды . В соответствии с ч. 8 ст. 89 Закона об исполнительном производстве при передаче для реализации недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются:
Согласно ч. 9 ст. 89 указанного Закона при передаче для реализации объекта незавершенного строительства к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи кроме документов, указанных в ч. 8 этой статьи, прилагаются:
При передаче для реализации права долгосрочной аренды недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи кроме документов, указанных в ч. 8 ст. 89 Закона об исполнительном производстве, прилагаются:
Реализация дебиторской задолженности . Особенностью реализации дебиторской задолженности является то, что согласно ч. 4 ст. 92 Закона об исполнительном производстве в случае объявления вторичных торгов по продаже дебиторской задолженности несостоявшимися судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить имущественные права за собой по цене на 25% ниже их начальной цены на первичных торгах, засчитав эту сумму в счет погашения взыскания. За дебитором сохраняется обязанность по погашению дебиторской задолженности (кредитором по которой становится взыскатель) в прежнем объеме.
Реализация ценных бумаг . Что касается ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, согласно ч. 3-7 ст. 89 Закона об исполнительном производстве они подлежат реализации на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг. Ценные бумаги подлежат продаже на торгах брокером или управляющим (если ценные бумаги переданы ему в управление), являющимся участником соответствующих торгов.
Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг урегулирована Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 9 октября 2007 г. № 07-102/пз-н.
Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг могут осуществлять только юридические лица, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи.
Как следует из ст. 3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», брокером является профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Установленный порядок реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, призван обеспечить большую открытость процесса исполнения, привлечь максимальное количество лиц, желающих приобрести ценные бумаги, и тем самым максимально обеспечить соблюдение прав сторон исполнительного производства.
Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:
О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация;
Торги организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ о рынке ценных бумаг, без применения положений ст. 90-92 Закона об исполнительном производстве, т.е. без установления срока их проведения и объявления торгов несостоявшимися.
Организатор торговли должен раскрывать информацию на своем сайте в сети «Интернет». Основная страница сайта должна содержать ссылку на раздел сайта, содержащий информацию, раскрываемую организатором торговли в соответствии с Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Вся информация, которую организатор торговли обязан раскрывать в сети «Интернет», должна быть доступна в течение установленных этими нормативными правовыми актами сроков на одном сайте в сети «Интернет».
Ценные бумаги выставляются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг по цене не ниже средневзвешенной цены этих ценных бумаг за последний час торгов предыдущего торгового дня.
Заявка на продажу ценных бумаг на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг может выставляться неоднократно в течение двух месяцев со дня получения постановления судебного пристава-исполнителя.
Если в двухмесячный срок со дня получения брокером или управляющим постановления судебного пристава-исполнителя ценные бумаги не были проданы на торгах, то судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить ценные бумаги за собой по средневзвешенной цене этих ценных бумаг за последний час торгов последнего торгового дня, в который брокер или управляющий выставлял их на торги.
Реализация заложенного имущества . В соответствии с ч. 3 ст. 78 Закона об исполнительном производстве заложенное имущество, взыскание на которое обращается дня удовлетворения требований залогодержателя, реализуется в порядке, установленном указанным Законом, с учетом особенностей, предусмотренных Законом об ипотеке и Законом о залоге, а также другими федеральными законами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества.
Как следует из ст. 56 Закона об ипотеке, имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание, реализуется путем продажи с публичных торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Что касается особенностей проведения публичных торгов в ходе исполнительного производства по реализации заложенного недвижимого имущества, то согласно ст. 57 указанного Закона публичные торги по продаже заложенного имущества проводятся по месту нахождения этого имущества.
Организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за десять дней, но не ранее чем за тридцать дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта РФ, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети «Интернет» в порядке, установленном Правительством РФ. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.
Лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5% от начальной продажной цены заложенного имущества.
Лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит возврату, если публичные торги не состоялись.
Присутствие на публичных торгах по продаже заложенного имущества не участвующих в них лиц может быть ограничено только органами местного самоуправления в интересах поддержания общественного порядка. На публичных торгах во всяком случае имеют право присутствовать лица, имеющие права пользования продаваемым имуществом или вещные права на это имущество, а также залогодержатели по последующим ипотекам.
Выигравшим публичные торги признается лицо, предложившее на публичных торгах наиболее высокую цену за продаваемое имущество. Это лицо и организатор публичных торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах публичных торгов. Уклонение кого-либо из них от подписания протокола влечет последствия, предусмотренные п. 5 ст. 448 ГК РФ.
Лицо, выигравшее публичные торги, должно в течение пяти дней после их окончания внести сумму, за которую им куплено заложенное имущество (покупную цену), за вычетом ранее внесенного задатка на счет, указанный организатором публичных торгов. При невнесении этой суммы задаток не возвращается.
В течение пяти дней с момента внесения покупной цены лицом, выигравшим публичные торги, организатор публичных торгов заключает с ним договор купли- продажи. Этот договор и протокол о результатах публичных торгов являются основанием для внесения необходимых записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае если имущество на публичных торгах не было реализовано в связи с тем, что на публичные торги явилось менее двух покупателей, на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, лицо, выигравшее публичные торги, не внесло покупную цену в установленный срок, организатор публичных торгов объявляет их несостоявшимися.
Публичные торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем наследующий день после того, как имело место какое-либо из указанных обстоятельств.
В течение десяти дней после объявления публичных торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имущества.
К такому соглашению применяются правила гражданского законодательства РФ о договоре купли-продажи. Ипотека в этом случае прекращается.
Если соглашение о приобретении имущества залогодержателем не состоялось, не позднее чем через месяц после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная продажная цена заложенного имущества на повторных публичных торгах, если они вызваны тем, что на публичные торги явилось менее двух покупателей или на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, снижается на 15%.
В случае объявления повторных публичных торгов несостоявшимися по причинам того, что на публичные торги явилось менее двух покупателей, на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, лицо, выигравшее публичные торги, не внесло покупную цену в установленный срок, залогодержатель вправе приобрести (оставить за собой) заложенное имущество по цене не более чем на 25% ниже его начальной продажной цены на первых публичных торгах и зачесть в счет покупной иены свои требования, обеспеченные ипотекой имущества.
Если залогодержатель оставил за собой заложенное имущество, которое по своему характеру и назначению не может ему принадлежать, в том числе имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, земельный участок, он обязан в течение года произвести отчуждение данного имущества в соответствии со ст. 238 ГК РФ.
Если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет ипотеки за собой в течение месяца после объявления повторных публичных торгов несостоявшимися, ипотека прекращается.
Залогодержатель считается воспользовавшимся указанным правом, если в течение месяца со дня объявления повторных публичных торгов несостоявшимися направит организатору торгов или, если обращение взыскания осуществлялось в судебном порядке, организатору торгов и судебному приставу-исполнителю заявление (в письменной форме) об оставлении предмета ипотеки за собой. Протокол о признании повторных публичных торгов несостоявшимися, заявление залогодержателя об оставлении предмета ипотеки за собой и документ, подтверждающий направление заявления организатору торгов, являются достаточными основаниями для регистрации права собственности залогодержателя на предмет ипотеки.
Особенностью реализации заложенного движимого имущества является то, что согласно ст. 28.1 Закона о залоге реализация (продажа) заложенного движимого имущества, на которое обращено взыскание на основании решения суда, осуществляется путем продажи с публичных торгов, проводимых в порядке, установленном законодательством РФ об исполнительном производстве.
При реализации заложенного движимого имущества с публичных торгов на основании решения суда судебный пристав-исполнитель обязан направить не позднее чем за десять дней до даты проведения торгов залогодателю и должнику по основному обязательству извещение с указанием даты, времени и места проведения торгов.
Начальная продажная цена заложенного движимого имущества в случаях обращения взыскания на движимое имущество в судебном порядке определяется решением суда.
Заложенное движимое имущество продается лицу, предложившему на торгах наиболее высокую цену.
При реализации заложенного движимого имущества с торгов организатор торгов объявляет их несостоявшимися в случаях, если:
Торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем на следующий день после дня, когда имело место какое-либо из указанных обстоятельств.
В течение десяти дней после объявления торгов несостоявшимися залогодержатель по соглашению с залогодателем вправе приобрести заложенное движимое имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом. К такому соглашению применяются правила о договоре купли-продажи.
Если соглашение о приобретении имущества залогодержателем не заключено, не позднее чем через месяц после даты проведения первых торгов проводятся повторные торги. Начальная продажная цена заложенного движимого имущества на повторных торгах, если их проведение вызвано тем, что в торгах приняли участие менее чем два покупателя или на торгах не осуществлено увеличение начальной продажной цены заложенного движимого имущества, снижается на 15%.
При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме до 10% ниже, чем начальная продажная цена на повторных торгах, если более высокая оценка не установлена соглашением сторон.
Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается. Залогодержатель считается воспользовавшимся указанным правом, если в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися направит в письменной форме организатору торгов и залогодателю или, если обращение взыскания осуществлялось в судебном порядке, организатору торгов, залогодателю и судебному приставу-исполнителю заявление об оставлении имущества за собой. Если к моменту оставления залогодержателем заложенного движимого имущества за собой ему не известно место нахождения залогодателя, уведомление передается лицу или органу, на которые законом возложены учет и (или) регистрация залогов данного вида движимого имущества, или, если федеральным законом не предусматриваются учет и (или) регистрация залогов данного вида движимого имущества, нотариусу по последнему известному залогодержателю месту нахождения или месту жительства залогодателя.
Право собственности на предмет залога, оставленный за собой залогодержателем, переходит к нему в момент передачи ему предмета залога или, если предмет залога к моменту направления залогодержателем организатору торгов заявления об оставлении заложенного движимого имущества за собой находится у залогодержателя, в момент направления указанного заявления, если законом не установлен иной момент возникновения права собственности на данный вид движимого имущества.
В случае если предметом залога являются имущественные права, данные права переходят к залогодержателю в момент направления организатору торгов заявления об оставлении имущественных прав за собой при условии, что федеральным законом не установлен иной момент перехода прав на данный вид имущества.
Если денег у должника нет, реализация имущества должника может помочь исполнению решения. Это заключительная стадия . То есть исполнительного действия. Цель которого – принудительно исполнить требования исполнительного документа. , иного судебного акта или акта органа власти. Реализация имущества должника может помочь получить денежные средства, которые пойдут выигравшей стороне.
Кто занимается собственно реализацией имущества? Это зависит от самого имущества и требований взыскателя. Кроме того, в эту стадию может входить также передача имущества. Если в соответствии с исполнительным листом необходимы именно такие действия. Например, передача транспортного средства.
Есть случаи, когда должник сам обязан продать свое имущество. Речь идет только о таким имуществе, стоимость которого оценена в пределах 30 000 руб. И не оспорена должником или взыскателем.
Когда судебный пристав утверждает акт об оценке имущества, должник смотрит на сумму. Стоимость не превышает 30 000 руб.? Можно поступить следующим образом. В течение 10 дней (после получения извещения об оценке) написать заявление судебному приставу. С просьбой реализовать имущество самостоятельно. Кстати, взыскатель вправе просить судебного пристава о передаче ему имущества должника без реализации.
Судебный пристав получил ходатайство должника. Тогда он выносит постановление об отложении мер принудительного исполнения в виде реализации имущества. И должник с этого момента обязан в течение 10 дней перечислить на счет подразделения судебных приставов соответствующие денежные средства. Исходя из суммы требований и результатов оценки имущества.
Если должник деньги не переведет? Судебный пристав направит взыскателю предложение оставить имущество себе. Разницу между оценкой и выигранной суммой (когда имущество оценено выше) взыскатель перечисляет на счет службы приставов. Если же взыскатель не намерен оставлять имущество должника себе, судебный пристав вынесет постановление о принудительной реализации такого имущества.
Если гражданин признается банкротом по решению Арбитражного суда, все его имущество подлежит реализации. Реализация имущества должников - обязательная процедура, целью которой является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Каковы ее особенности и порядок осуществления?
Согласно продажа имущества должников возможна только после реструктуризации задолженности. При реструктуризации разрабатывается и утверждается план ее погашения. Должник на этом этапе может быть ограничен в своих действиях, а его имущество еще не находится под арестом. Если реструктуризация не помогла погасить все обязательства перед кредиторами, начинается реализация имущества должников.
Продажа имущества инициируется только в судебном порядке в двух случаях:
Признание физического лица банкротом и дальнейшая процедура продажи его имущества в судебном порядке возможны, если:
Реализация имущества должников после получения ими статуса банкротов производится под руководством финансового управляющего. Арест на имущество не накладывается. Однако гражданин ограничен в праве распоряжения собственностью. Все операции могут быть осуществлены только под контролем финансового управляющего.
С момента признания физического лица банкротом все его имущество подлежит реализации для погашения задолженности. Перечень предметов собственности, который не может быть реализован, определяется в 446 статье Гражданского кодекса. В него входят:
Продажа имущества должников невозможна при стоимости его менее 10 тысяч рублей. Все, что стоит дороже, выставляется на торги.
Финансовый управляющий полностью распоряжается имуществом банкрота. Под его руководством проходят все операции, в том числе и реализация имущества должников на торгах. Сделки, которые проводятся банкротом лично, признаются ничтожными.
Управляющий может:
Процесс реализации имущества банкрота включает в себя четыре этапа.
Оценка имущества должника - важнейший этап в От ее исхода зависит эффективность исполнительных мер. Банкрот заинтересован в высоких оценках имущества, а кредиторы - в реальных.
Оценка предметов собственности неплательщика в соответствии с 85 статьей закона "Об исполнительном производстве" выполняется судебными приставами согласно актуальным рыночным ценам. Судебные приставы, как правило, привлекают к этому оценщиков, поскольку нередко должники и взыскатели бывают не согласны с результатами процедуры. Та сторона, которая оспаривает результаты работ, оплачивает в полной мере стоимость услуг оценщика.
Оценка стоимости ценных бумаг производится путем запроса судебных приставов к организаторам торгов на соответствующем рынке. Цена паев в инвестиционных фондах определяется путем запроса стоимости в управляющую организацию.
После проведения оценочных работ начинается реализация предметов собственности должника на открытых торгах, которые проводятся в формате аукционов.
С каждым "шагом" аукциона возрастает стоимость лота. Размер "шагов" устанавливается организаторами торгов, как правило, он составляет не более 10% первоначальной стоимости предмета. Принимать участие в торгах может каждый житель России. Выигрывает тот, кто предлагает большую сумму.
Ответственными за проведение торгов назначаются финансовые управляющие, либо сторонние предприятия. Организационные работы по проведению аукциона оплачиваются из средств неплательщика.
Торги имущества должников признаются несостоявшимися, если ни один потенциальный покупатель не подал заявку на участие. Если заявка была подана одним покупателем и в ней была указана стоимость лота выше первоначальной, финансовый управляющий продает объект собственности банкрота.
Если не состоялись, они проводятся вторично. При этом цена лотов будет ниже примерно на 10 % изначальной стоимости. Если вторая попытка проваливается, продается за счет публичного предложения. Стоимость и сроки реализации в публичном предложении снижаются пропорционально времени продажи объектов собственности.
На электронных торговых площадках происходит реализация имущества должников. «Сбербанк АСТ» является наиболее популярной среди них. Также существуют и другие онлайн-площадки:
Как уже говорилось, одна из крупнейших электронных торговых площадок в России, где происходит реализация имущества должников, - «Сбербанк АСТ». Аббревиатура АСТ расшифровывается как «автоматизированная система торгов».
Появилась она в июне 2009 года по распоряжению российского правительства как оператор по проведению электронных торгов, в сферу деятельности которого входит заключение госконтрактов на поставку товаров и оказание услуг для нужд страны.
Регламент ее работы полностью определен в Федеральном законе № 94.
По приказу Министерства экономического развития в 2009 году «Сбербанк АСТ» выбрали победителем по результатам конкурса среди электронных площадок. В этом же году организация получила государственную аккредитацию на пятилетний период.
«Сбербанк АСТ» занимается проведением электронных торгов по запросу различных коммерческих предприятий и предоставляет площадки для крупных корпоративных клиентов. Также здесь производятся закупки для нужд самого «Сбербанка России».
Хотя продажа объектов собственности является эффективным методом удовлетворения требований кредиторов, банкротство не может аннулировать некоторые виды задолженности:
Реализация имущества банкротов - многоэтапный процесс, требующий привлечения множества специализированных организаций. Она признается завершенной только после передачи денежных средств кредиторам. Но эта схема в реальной жизни далеко не идеальна. В судебной практике нередко применяются и дополнительные меры для скорейшей продажи имущества банкрота, в том числе и привлечение квалифицированных юристов для контроля за протеканием всего процесса.