Систематизация и кодификация законодательства в первой половине XIX века. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX века История систематизации российского законодательства 19 век

К началу 19 века в России накопился огромный нормативно-правовой материал. Однако этот материал не был систематизирован: общая кодификация не проводилась со времен издания Соборного уложения 1649 года.

Последнее считалось действовавшим так же, как и законодательные акты Петра I и его преемников. Существовало множество актов, изданных в разное время, отражавших развитие общественно-политической и экономической жизни страны на разных этапах. В ряде случаев акты вступали в противоречие друг с другом и не отражали в целом потребностей общественно-экономического развития: отсталость и запутанность законодательства противоречили интересам и буржуазии, и господствующего класса, дворянства. Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России потерпели неудачу. Сложившаяся ситуация привела к тому, что в 1804 г. была создана новая кодификационная комиссия под руководством М. М. Сперанского. Комиссия создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложения. Но уложения эти не были приняты, так как содержали в какой-то мере нормы буржуазного права и представляли собой попытку реформировать законодательство. В 1826 г. комиссия возобновила работу и была преобразована во Второе отделение царской канцелярии.

К 1830 г. полное собрание законов Российской империи было подготовлено, а в апреле 1830 г. напечатано. Оно состояло из 40 томов (330920 нормативных актов) и 6 томов приложений.

Полное собрание законов послужило основой для работы над Сводом действующих законов. В 1832 г. Свод законов Российской империи был опубликован и вступил в действие в 1835 г. Составители расположили акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права: Свод делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. Свод законов официально полностью переиздавался дважды: в 1842 и 1857 годах. История государства и права России: Курс лекций для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Юриспруденция». - Ч. 1. - М.: Финансовый университет, 2011 - 124 с.

При составлении Свода законов исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Для каждой статьи Свода законов Российской империи составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Однако, по мнению исследователей, Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права. В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если полное собрание законов строится по хронологическому принципу, то Свод - уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частичное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации - римской, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему. Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах.

ь Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе;

ь 2-я - уставы о повинностях;

ь 3-я - уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.);

ь 4-я - законы о сословиях;

ь 5-я - гражданское законодательство;

ь 6-я - уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.);

ь 7-я - уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.);

ь 8-я - законы уголовные.

С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержания конкретных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т.е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права.Т.2/Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой.-М.:Юристъ,2000.-520 с.

Таким образом, Свод законов Российской империи является результатом уникальной систематизации законодательства. Однако, в Своде гражданских законов отсутствует чётко выделенная общая часть с определением важнейших понятий и институтов гражданского права. Хотя в Свод законов были включены нормы буржуазного права, было дано определение целому ряду новых понятий и институтов, тем не менее, следует отметить несоответствие законов развивавшимся буржуазным отношениям. Изменение правовых норм в первой половине XIX века, прежде всего, преследовало цель дальнейшего укрепления феодально-крепостного строя.

Тем не менее, следует отметить то обстоятельство, что составление Свода гражданских законов представило значительный этап в развитии гражданского права и юридической мысли России.

Систематизация российского законодательства в 1-ой половине XIX века была вызвана ростом гос. бюрократического аппарата, централизацией управления, значительным увеличением числа НПА. Законности в управлении страной, где хотя формально главенствовал бы закон, требовали и развивающиеся в недрах крепостного строя буржуазные отношения. А отсутствие официального издания действующих законов порождало неуверенность и медлительность в действиях гос. органов, приводило к должностным злоупотреблениям со стороны чиновничества.


На первом заседании II отделения Сперанский огласил «Наставление отделению о порядке его трудов» и распределил обязанности между его чиновниками. Предполагалось весь правовой материал разделить на два этапа: первый — от Соборного Уложения 1649 г. до 12 декабря 1825 г. (манифеста Николая I), второй — от 12 декабря 1825 г. до текущего момента. Началом Собрания стало Уложение 1649 г., объединившее весь предшествующий ему правовой материал. Собрание законов должно было вобрать в себя все законодательные акты, издаваемые верховной властью и правительственными органами (действующие и отмененные). В Собрание включались те судебные решения, которые стали судебным прецедентом или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые «важны в историческом отношении». 1.04.1830 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), где было собрано свыше 50 тыс. законов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством.

После издания ПСЗ началась работа по созданию Свода законов Российской империи. При составлении Свода исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Весь материал в Своде был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то Свод уже строился по отраслевому. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное. Для каждой статьи Свода законов составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона.

Свод законов был издан в 1832 г. в 15-ти томах, объединенный в 8 книг, а введен в действие с 1.01.1835 г.

Свод законов состоял из восьми разделов:

1) основные государственные законы (т. I, ч. 1);

2) учреждения: а) центральные (т. I, ч.2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. III);

3) «законы правительственных сил»: а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав таможенный (т. VI); г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII);

4) законы о состояниях (т.IХ);

5) законы гражданские и межевые (т. X);

6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи (т. XII);

7) уставы благочиния: а) уставы о на-родном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пре-сечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. XIV);

8) законы уголовные (т. XV). Но в Свод не были включены все действующие законы (военные, военно-морские, нац. окраин и др.)

Так же вышли Своды законов Восточной Сибири, Прибалтики и др.

Гражданское и семейное право России в первой половине XIX в. (по Своду законов)

Источники : Свод законов гражданский (X том), Акты имперской власти, Толкования Сената, Обычное право, Гражданские Уложения на местах.

Правосубъектность : правоспособность с рождения, дееспособность: ограниченная с 14 лет, полная - с 21. Крепостные - объект гражданско-правовых отношений.

Черты : сословность, мелочная регламентация со стороны гос-ва.

Вещное право :

1) все о вещах: недвижимые (угодья, дома, ж/д) и движимые (деньги, крепостные, животные); раздельные и нераздельные; благоприобретенные (вещи, пожалованные. Купленные, выслуженные, подаренные) и родовые (полученные по праву наследования).

2) о собственности: понятие ~ право исключительно и независимо от постороннего лица владеть, пользоваться и распоряжаться вещью вечно и потомственно; способы приобретения - завладение, находка, приращение, по давности, передача; общая собственность - одна и та же вещь принадлежала нескольким лицам, доходы и издержки делились по долям. Собственник мог быть ограничен в своем праве либо в интересах общества (сервитуты в пользу всех без исключения), либо в интересахчастного лица (сервитут для соседа). Способы прекращения права собственности: передача вещи другому, гибель вещи, отказ собственника от своего права, конфискация, экспроприация.

3) о владении: законное и незаконное владение охранялось законом от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество по суду не переходило к его настоящему владельцу.

4) о сервитутах: любое другое лицо имело право определенное время пользоваться чужой вещью и ее плодами, но при этом существо вещи не д.б. измениться. Это лицо было обязано сохранить чужую вещь, провести ее текущий ремонт и уплатить ее аренду. Другой вид сервитута - право угодий в чужих землях (охота, рыболовство).

Обязательственное право

Обязательства были из договоров и деликтов. Предметом договора были вещи и действия. Пороки воли и волеизъявления.

Формы : письменная и устная. Формы : домашний, явочный и крепостной. Если договор домашний или явочный, то акты писали на гербовой бумаге по установленному образцу, в присутствии свидетелей, скреплялись печатями нотариусов или маклеров. В крепостной форме заключались сделки об укреплении вещных прав на недвижимость.

Средства обеспечения договора: задаток, неустойка; полное и частичное, простое и срочное поручительство; залог. Способы прекращения договора: соглашение обоих сторон, добровольный отказ стороны от своего требования, истечение 10-летнего срока давности, лишение по суду всех прав состояния хотя бы одной стороны.

Договоры : купля-продажа (РЧП), запродажа - продавец обязывался в письменной форме передать имущество в назначенный срок, определялась цена и сумма неустойки, вносился задаток. Предметом договора мены были только движимые вещи. Договор поставки - 1 чувак обязывался в назначенный срок передать большую партию или массу вещей определенного качества и кол-ва, а другой - заплатить установленную сумму $. Предметом договора наймабыли как движимые, так и недвижимые вещи на срок не более 30 лет. Договор займа.Договор ссуды - 1 лицо безвозмездно передавало другому во временное пользование движимое имущество. Договор товарищества,найма услуг и личного найма, подряда, поклажи, страхования, дарения.

Институт доверенности устанавливал взаимные права и обязанности м/у верителем и поверенным. Верящее письмо, выдаваемое д/управления имением, составлялось на гербовой бумаге. Поверенный не имел права выходить за пределы доверенности. Доверенность прекращается со смертью верителя или с истечением установленного срока, на который она была выдана.

Вексель - ценная гербовая бумага, в которой в установленной форме выражалось обязательство уплатить сумму $ к установленному сроку. Векселя: простые и переводные.

Гражданские права: авторские и промышленные, права авторов литературных, художественных и музыкальных произведений, а также права на изобретение в области пром-ти, на рисунки, модель, клеймо, фирму. Предмет этих прав - нематериальные блага. Срок действия авторского права - 50 лет. Нарушение авторского права в форме плагиата было уголовно-наказуемым.

Все изменения в праве России, в первой половине XIX века производились только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютические порядки. В силу этого, изменения в праве, были невелики.

Стремление удержать и подкрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. В след за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. В одной из резолюций он писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность соблюдать их?» Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства, то есть к кодификации.

Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г.

К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в слухах.

Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.

Неудача всех десяти комиссий определяется тем, что они были охвачены серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. «Когда главный исполнитель работ» комиссии Г.А. Розенкампф предложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он наткнулся на резкий отпор Александра I.

Николай I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы, император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а бала просто преобразована во II отделение Собственной канцелярии его императорского величества. В последствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий, чтобы проверить тождество Свода существующему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник – соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.

Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее возглавлял М.М.Сперанский – видный юрист и человек удивительной трудоспособности, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг. Причем, Николай I, с большой неохотой привлек Сперанского, прежние либеральные настроения которого, конечно, были известны императору. Сперанский, отрешившись от прежних либеральных иллюзий, вполне принял установки Николая I и действовал на основании их.

Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа и развернулась.

Сначала преступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. В последствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появилось второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни водном, из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случаях отдельные акты умышленно не вносились в ПСЗ. Речь идет о документах внешнеполитического характера, сохранявших еще оперативную секретность. Не вносились также законы, изданные по обстоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов. По подсчетам А.Н.Филиппова, в первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов. В то же время, в Полное собрание вошли акты, по существу, не имевшие характера законов, поскольку само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты.

После издания Полного собрания законов, Сперанский преступил ко второму этапу работы – созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Кроме того, уже при создании ПСЗ Сперанский позволял себе редактировать публикуемые законы.

При создании Свода законов М.М.Сперанский исходил из того, что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование». Однако, по мнению исследователей Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.

В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу,

то Свод – уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному.

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частичное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации – римской, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему.

Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я – уставы о повинностях, 3-я – уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питей-ном сборе и др.), 4-я – законы о сословиях, 5-я – гражданское законодательство, 6-я – уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я – уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я – законы уголовные. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержания конкретных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т.е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.

После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации – к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный метод работы, т.е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми. Однако именно этого-то и не хотел император.

Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебать устои феодализма. Он просто хотел привести законодательство в соответствие с требованиями жизни. Новеллы в праве должны были, по его замыслу, не подорвать, а укрепить феодальный строй и самодержавие, усовершенствовать его. Но, трезво оценивая ситуацию, он понимал, что нужно пойти на определенные уступки, чтобы не потерять всего.

Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных – первого настоящего российского уголовного кодекса.

Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Свода законов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов.

Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г.

Уложение о наказаниях было громадным законом. Оно содержало более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Такая громоздкость закона объяснялась тем, что его авторам не удалось преодолеть казуальность, свойственную прежним феодальным уголовным сборникам. Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки. Отчасти это объяснялось низким профессиональным уровнем российских судей, которые не могли бы разобраться в юридических абстракциях и, которым нужно было показать состав преступления как можно проще и нагляднее.

Впервые в российском законодательстве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность. Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них

существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.

В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления. Уложения предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные. К уголовным относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных

и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий.

На протяжении всей отечественной истории систематизации законодательства отводилось особое значение: огромное количество нормативных актов необходимо было структурировать и привести в единую, согласованную систему.

Причины систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. рост государственного аппарата;
    2. централизация управления;
    3. значительное увеличение числа НПА.

Комиссия составления законов во главе с П.В.Завадовским (с 1801 г.) сменила Уложенные комиссии времён Екатерины Второй, результат работы которых был неудовлетворителен. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства, так как было дано указание привести в порядок существующие , за чем император наблюдал лично. С 1826 года подготовка Полного собрания законов возложена на Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Фактически комиссию возглавлял М.М. Сперанский - опытный юрист, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 - 1809 гг.

Этапы систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. сбор всех законов, изданных с момента принятия Соборного Уложения (создание Полного собрания законов);
    2. приведение их в определенную систему (создание Свода законов Российской империи);
    3. издание нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г..

Первым этапом являлось создание Полного собрания законов (наиболее полного сборника законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке). Собрание считается монументальным памятником русского . Оно вобрало в себя все нормативные акты со времён Соборного Уложения 1649 года вплоть до начала царствования Николая I. Таких актов набралось свыше 50 тыс., излагались они в хронологическом порядке. Впоследствии Полное собрание законов дополнялось текущим законодательством. Таким образом, появилось второе Полное собрание законов Российской империи, включившее в себя акты до 1881 года.

После издания Полного собрания законов Сперанский реализовал второй этап работы - создание Свода законов Российской империи . При его составлении исключались устаревшие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

Подробнее

В Своде законов материал был систематизирован особым образом. Если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то в Своде нормативные акты излагались в систематическом, а не в хронологическом порядке.

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное (государственное и гражданское).

Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. В 1885 г. к Своду был добавлен 16 том, включавший в себя процессуальное законодательство.

    1. законы об управлении (органах власти) и государственной службе;
    2. уставы о повинностях;
    3. уставы казенного управления (о податях, питейном сборе);
    4. законы о сословиях;
    5. гражданское законодательство;
    6. уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые, уставы об отраслях промышленности);
    7. уставы благочиния (врачебный устав, уставы о народном продовольствии, общественном призрении);
    8. уголовный закон.

Следующим этапом принято считать разработку Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Она началась сразу после создания Свода законов и производилась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Авторы Уложения помимо российского права изучили проекты многих европейских кодексов.

Источники и общая характеристика . Консерватизм политической надстройки России первой половины XIX в. предопределил такие же особенности российской правовой системы. Все изменения в праве производятся только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого и изменения в праве, в его существе невелики.

Важнейшие кодификационные мероприятия в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.):

1767 г. – Образована комиссия для создания проекта нового Уложения.

1796 г. – Создана “Комиссия для составления законов”.

1801 г. – Член комиссии А.Н.Радищев представил на обсуждение “Проект для разделения Уложения Российского” и “Проект Гражданского уложения”, проникнутые антикрепостническим духом.

1803 г. – Комиссия реорганизована и передана в ведение Министерства юстиции.

1808 г. – Во главе комиссии поставлен М.М.Сперанский.

1810 г. – М.М.Сперанский подготовил проект гражданского уложения, вызвавший взрыв негодования со стороны помещиков–крепостников и чиновничьего аппарата, в результате чего попал в опалу.

1826 г. – Учреждено второе (кодификационное) отделение Собственной е.и.в. канцелярии. М.М.Сперанский не числится в штатах отделения, но как член Государственного совета по Департаменту законов фактически стал душой и мозгом всей работы отделения.

1830 г. – Вышло в свет первое издание “Полного собрания законов Российской империи” (ПСЗ), состоявшее из 45 томов и включавшее в себя 30600 актов, действовавших с 1649 по 1825 гг.

1832 г. – Началась публикация “Свода законов Российской империи” (в 15 томах).

1845 г. – Утверждено подготовленное М.М.Сперанским “Уложение о наказаниях уголовных и исправительных”.

Свод законов Российской империи . В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву.

Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книг (схема 20). Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я - уставы о повинностях, 3-я - устав казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), 4-я - законы о сословиях, 5-я - гражданское законодательство, 6-я - уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я - уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я - законы уголовные. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержание отдельных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т. е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.



После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации - к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право.


Схема 20. Кодификация Сперанского Свод Законов план общего разделения законов

Уложение о наказаниях . Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Свода законов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили также многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов.

Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножило для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в Государственном совете он был утвержден императором в августе 1845 г. и введен в действие с 1 мая 1846 г.

Уложение о наказаниях содержало более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру.

Впервые в российском законодательстве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность, и т. д. Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.

В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления.

Уложение предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные. К уголовным относились: лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишение сословных прав и привилегий.

Параллельно с систематизацией общеимперского права были проведены работы по инкорпорации остзейского права, отражающего привилегированное положение местных дворян, мещан и духовенства. Еще при Александре I задание по систематизации остзейского права было дано Общеимперской кодификационной комиссии, работавшей над ним в течение семи лет. В 1828 г. при II отделении Собственной его императорского величества канцелярии была учреждена комиссия по систематизации остзейского права. Результатом работы этой комиссии явилось издание в 1845 г. первых двух частей Свода местных узаконений губерний Остзейских (часть первая – Учреждения, часть вторая – Законы о состояниях). Значительно позже была издана третья часть – Законы гражданские.

Так, в первой половине XIX в. была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи.

Гражданское право . В Х томе Свода законов господствовали феодально-крепостнические нормы. Это проявлялось в том, что правоспособность и дееспособность лиц определялась их сословной принадлежностью, в праве собственности также господствовали сословно-крепостнические понятия.

Право собственности (вещное право) по-прежнему занимало главное место в российском гражданском праве. Свод законов четко различал институты владения, распоряжения, сервитуты, залоговое право. Земля могла быть собственностью только дворян, другим субъектом права собственности на землю было российское государство. О феодальном характере собственности на землю свидетельствовало введение в 1845 г. майоратов. В разряд майората имение переводилось по желанию собственника либо на основании царского пожалования. Дворянская собственность на землю обеспечивалась также правом обратного выкупа имения в течение трехлетнего срока.

Развитие товарно-денежных отношений в первой половине XIX в. определило дальнейшее развитие обязательственного права. Свод законов четко различал обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда, порядок заключения договоров, которые "...должны быть непротивны законам, благочинию и общественному порядку". Свод предусматривал следующие виды договоров: мены, купли-продажи, найма имущества, подряда и поставки, займа.

Семейно-брачное право . Вся сфера семейных отношений, их правовая регламентация находились в ведении церкви, хотя следует отметить постепенное увеличение числа светских законов о браке и семье.

Брачный возраст в первой половине XIX в. был установлен указом царя от 19 июля 1830 г. и равнялся для мужчин 18 годам, для женщин - 16. Для населения Закавказья брачный возраст был меньше – соответственно для мужчин и женщин 15 и 13 лет. Предельный брачный возраст, как и в XVIII в., составлял 80 лет. Для вступления в брак требовалось, кроме достижения брачного возраста, согласие родителей, опекунов, согласие начальства для жениха, находящегося на государственной службе, принадлежность к одному вероисповеданию, умственная полноценность. Брак оформлялся путем венчания, второй брак – путем благословения. Вступление в брак в третий раз формально не разрешалось. Расторгался брак только при наличии предусмотренных законом поводов.

Большая власть мужа над женой не устраняла, вместе с тем, имущественной самостоятельности жены; принцип раздельности собственности мужа и жены действовал и в рассматриваемый период. Приданое жены, а также иное имущество, приобретенное ею в период замужества посредством купли, дара, наследства и т. д., считалось ее отдельной собственностью.

Власть родителей (фактически отца) по отношению к детям продолжала быть значительной, она распространялась на детей независимо от их возраста. Неповиновение родительской воле влекло за собой различные принудительные меры, вплоть до заключения в смирительные дома, которые для этой цели были созданы

"Учреждением для управления губерний" 1775 г., жалобы детей на родителей не принимались ни гражданскими, ни уголовными судами, если не шла речь о совершении родителями уголовных преступлений.

Наследственное право. Принципы наследственного права, законодательно оформленные в XVIII в., в первой половине следующего столетия получили дальнейшее развитие. Наследование, как и прежде, могло происходить либо по закону, либо по завещанию. Для признания завещания действительным требовалось, чтобы оно было составлено завещателем, находящимся в "ясном уме и твердой памяти", т. е. вменяемым. Недействительными считались завещания несовершеннолетних, монашествующих, лиц, лишенных всех прав состояния, самоубийц. Завещания были двух видов: нотариальные и домашние. Признавались действительными и завещания, составленные при исключительных обстоятельствах, - военно-походные, морские, госпитальные и др. Наследование по закону предполагало участие в наследовании всех кровных родственников в порядке постепенности кровного родства, а не совместно. Преимущественным правом пользовались нисходящие родственники–дети, внуки. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую (при живых детях не наследовали внуки). Родовое имение могло завещаться супруге только в пожизненное пользование с последующей передачей наследнику по мужской линии – представителю рода умершего наследователя.

Уголовное право. В первой половине XIX в., до принятия Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., источником уголовного права было Соборное уложение 1649 г. и Воинский Артикул 1716 г. Нормы этих правовых памятников были сосредоточены в XV томе Свода законов.

Уложение 1845 г. различало преступления и проступки. Под преступлением понималось "всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей, или же на права и безопасность общества или частных лиц". Проступком же называлось нарушение правил, предписанных для охраны прав, определенных законами для общественной и личной безопасности и пользы. Острие уголовной репрессии было направлено в первую очередь против революционных выступлений, против всяких посягательств на феодально-крепостнический строй.

Отличительной особенностью Уложения 1845 г. является усложнение системы наказаний, увеличение количества составов преступлений за счет роста числа статей, карающих за посягательство на самодержавно-крепостнический строй. На первом месте по традиции стояли преступления против веры, затем шли государственные преступления, преступления против порядка управления, преступления против личности, имущественные преступления и другие.

Система наказаний была сложной. Они делились на наказания уголовные и наказания исправительные. Наказания группировались в так называемые роды, а последние делились на виды и степени в зависимости от тяжести преступного деяния.

К уголовным наказаниям относились такие, которые сопровождались лишением всех прав состояния: потерей прав сословных, супружеских, родительских, а также права собственности. Уголовными наказаниями были смертная казнь, каторжные работы без срока или на срок от 4 до 20 лет, ссылка на поселение в Сибирь или в Закавказье. Лица, не освобожденные от телесных наказаний, подвергалась дополнительно еще битью плетьми, клеймению.

Исправительными наказаниями считались такие, которые были связаны либо с лишением всех особенных прав и преимуществ (почетных титулов, дворянства, чинов, орденов, права поступать на государственную службу, записываться в гильдии, быть свидетелем, опекуном и др.), либо с лишением некоторых личных прав и преимуществ (поступления на государственную и общественную службу, для духовенства - с лишением сана и др.). Исправительные наказания – это ссылка в Сибирь, в другие отдаленные губернии, временное заключение в крепость, временное заключение в тюрьме.

Уложение о наказаниях 1845 г. довольно подробно регламентирует и вопросы общей части уголовного права. Так, не считаются преступными деяния, совершенные без преступного умысла, а также несовершеннолетними (предусматривалось полное отсутствие вины для лиц, не достигших 10 лет, и частичное для лиц в возрасте от 10 до 14 лет). Освобождали от ответственности душевная болезнь, совершение деяния в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны. Преступления и проступки умышленные Уложение 1845 г. делило на совершенные с заранее обдуманным намерением и совершенные "по внезапному побуждению без предумышления". Нашли отражение и другие важные вопросы общей части - соучастие, покушение.

Судопроизводство . В основе судопроизводства в первой половине XIX в. лежали законодательные акты, изданные в XVIII в., – "Краткое изображение процессов или судебных тяжб" Петра I и "Учреждение для управления губерний" 1775 г. При кодификации русского права М. М. Сперанским эти нормы вошли в XV том Свода законов.

Судопроизводство продолжало оставаться инквизиционным, при котором господствовала формальная система оценки доказательств. Лучшим видом доказательства закон предписывал считать собственное признание. Пытка, хотя формально и была отменена в 1801 т., фактически применялась вплоть до судебной реформы 1864 г.

Доказательства подразделялись на совершенные и несовершенные. При отсутствии совершенных доказательств, необходимых для осуждения подсудимого, широко практиковалось оставление в подозрении.

Предварительное следствие было двух видов: генеральное и специальное. Это деление, как известно, является одним из отличительных признаков инквизиционного процесса. При генеральном следствии собирались доказательства факта преступления, принимались меры к отысканию и задержанию преступника. При специальном предварительном следствии (по Своду законов оно именовалось формальным) обвиняемому предъявлялось обвинение, допрашивались свидетели.

Множественность судебных инстанций, отсутствие процессуальных сроков для дел в каждой из них приводило к тому, что дела находились в производстве десятками лет. Судебные чиновники не обладали не только юридической, но и общей грамотностью; взяточничество в дореформенном суде было повсеместным.

Тема 8. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX в.)