Понятие и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Правовые основы внешнеэкономической деятельности Понятие внешнеэкономической деятельности установлено в федеральном законе

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, методы ее государственного регулирования;
  • процедуру заключения внешнеэкономических сделок, а также механизм рассмотрения экономических споров, возникших из международного торгового договора;

уметь

Грамотно составить договор международной купли-продажи, включив в него арбитражную оговорку, в которой убедительно обосновать применимое право и выбор арбитражного суда для рассмотрения возможно возникших разногласий;

владеть

  • навыком разрешения коллизионных проблем нрава, возникающих во внешнеэкономической деятельности;
  • навыком грамотного составления искового заявления при возникновении спора, осложненного иностранным элементом.

Первое десятилетие XXI в. характеризуется активной интеграцией экономики России в международные экономические связи. В таких условиях правовое регулирование ВЭД требует осознания не только ее юридического, но и практического значения. Знание принципов и норм правового регулирования, применение их при заключении договоров и сделок с иностранными контрагентами способствуют грамотному и успешному достижению положительных результатов ВЭД.

Понятие "внешнеэкономическая деятельность" содержится в Федеральном законе от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле". Там сказано, что к ВЭД относится внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). Из всего перечисленного на практике большая часть ВЭД приходится на сферу внешней торговли.

Более позднее определение внешнеторговой деятельности было дано в Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Согласно данному закону внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

При этом под внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью понимается коммерческая (предпринимательская) деятельность. Как отмечает А. А. Володин, хотя в упоминаемых законах прямые формулировки отсутствуют, такой вывод, тем не менее, обоснованно следует из анализа российского законодательства и международных договоров, участницей которых Россия (как преемница СССР) является1. К ним относятся: Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980), Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (1988) и др.

Как видим, внешнеторговая деятельность представляет собой разновидность предпринимательской деятельности в области международного обмена и регулируется государством посредством публичного права (конституционного, административного, финансового, таможенного и другого права) и ее участниками посредством частного права (гражданского), где ведущая роль отводится договору.

Целью государственного регулирования внешнеторговой деятельности является обеспечение благоприятных условий для ее осуществления; защита экономических и политических интересов РФ; создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Источники права в сфере внешнеэкономической деятельности

Источниками права, регулирующего внешнеторговую деятельность, являются:

  • – законодательство РФ;
  • – международные договоры РФ;
  • – обычаи делового оборота (торговые обычаи).

Общие начала правового регулирования внешнеторговой деятельности заложены в Конституции РФ (так, в ее ст. 71 п. "л" прямо сказано, что внешнеэкономические отношения РФ находятся в ведении Российской Федерации), а координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 ч. 1 п. "о"),

В развитие норм Конституции РФ были приняты законы, регулирующие внешнеторговые отношения. Центральным среди них является Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Он закрепляет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, уточняет полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности, защищает экономические и политические интересы РФ в сфере ВЭД.

Важное значение как источники права в сфере ВЭД имеют Федеральные законы: от 04.01.1999 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", целый ряд законов, который был принят ранее, но в последние годы дополнен и изменен в связи с требованиями положений и нормативных актов ВТО, – Закон о валютном регулировании; Федеральные законы от 19.07.1998 № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"; от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле"; от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"; от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономически зонах в Российской Федерации" и др.

Отдельные аспекты внешнеторговой деятельности регулируют: НК РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и др.

Важное место в системе правового регулирования ВЭД занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Отдельные министерства РФ могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность в соответствующих областях.

Основой частноправового регулирования внешнеторговых отношений являются ГК РФ и принятые в его развитие федеральные законы, формулирующие договорное право, построенное на началах юридического равенства, инициативы и имущественной самостоятельности участников.

В условиях стремительного развития международного товарообмена и тенденции к унификации принципов и правил регулирования международной экономической деятельности все большее значение приобретают международные правовые источники правового регулирования ВЭД. При этом важными источниками являются не только международные договоры РФ, но и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Наиболее подробную регламентацию правового режима торговых отношений содержат торговые договоры. Именно они создают правовую базу для всего комплекса торгово-экономических связей. В договорах определяется правовой статус физических и юридических лиц одного государства на территории другого, устанавливаются принципы торговых отношений.

Для России как правопреемника Союза ССР сохранили свое действие международные договоры, заключенные ранее СССР.

Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это положение отражено и в ст. 7 ГК РФ. Данная практика подтверждена и судами РФ при рассмотрении конкретных дел.

Международные договоры, являющиеся источниками правового регулирования ВЭД, подразделяются на многосторонние и двусторонние.

Многосторонние международные договоры заключаются несколькими государствами в целях создания универсального международно-правового режима отношений для предпринимателей участвующих в договоре государств. В качестве примера можно привести Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980), Гаагскую конвенцию о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей (1955), Конвенцию ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (1988). Многочисленные многосторонние соглашения были заключены по различным вопросам торгового мореплавания (например, Конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов, Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасения на море и др.). Заключены многосторонние договоры о перевозке грузов железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом и т.п.

Особое место занимают многосторонние конвенции, заключенные между государствами, входящими в СНГ (Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г.; Соглашение о порядке транзита 1992 г.; Конвенция о защите прав инвесторов 1997 г. и др.).

Большую роль в подготовке и принятии многосторонних международных договоров (их часто называют конвенциями) играют такие международные организации, как Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИ-ТРАЛ), Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.

Важным источником права, регулирующим внешнеэкономические отношения, являются договоры, заключаемые между двумя государствами, т.е. двусторонние. Эти договоры устанавливают общий режим, применяемый в торговле между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством (например, Соглашение о торговых отношениях между СССР и США (1990); Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о свободной торговле (1993); Соглашение между СССР и Болгарией о международном автомобильном сообщении). Подобные соглашения были заключены с Венгрией, Польшей, Румынией и др.

Значительную роль в правовом регулировании внешнеторговой деятельности и особенно в торговом мореплавании играют обычаи делового оборота (торговые обычаи). Они обобщаются и формулируются авторитетными международными организациями и фиксируются в материалах ООН, специальных сборниках торговых палат, крупных бирж, типовых контрактах, решениях третейских судов. Широкое применение в практике получили разработанные Международной Торговой Палатой (МТП создана в 1919 г. с местонахождением в г. Париже) Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС. ИНКОТЕРМС – это сокращенное наименование международных торговых терминов – International Commercial Terms. В настоящее время действует редакция "ИНКОТЕРМС 2010". Это обобщенные международные торговые обычаи, применяемые при заключении и исполнении договоров о внешнеторговой поставке товаров. Российский предприниматель, занимающийся внешнеторговой деятельностью, должен знать применяемые в зарубежной практике торговые обычаи, правила коммерческой деятельности, сложившуюся торговую практику.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные понятия, теоретические концепции, причины и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. История развития регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ, структура органов власти, осуществляющих эту деятельность.

    реферат , добавлен 05.05.2015

    Понятие, основные формы, методы и правовые основы государственного регулирования экономических отношений. Характерные признаки и специфические функции социального государства. Схема структуры и компетенции органов управления хозяйственного общества.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2009

    Понятие и функции нотариата как системы государственных органов и должностных лиц, производящих юридическое закрепление бесспорных гражданских прав и фактов. Правовые основы его деятельности в современной России, основные права и обязанности, полномочия.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2014

    Установленное Конституцией разграничение полномочий в сфере управления финансами между Российской Федерацией и ее субъектами. Функции органов государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность. Правовые основы банковского кредитования.

    контрольная работа , добавлен 30.03.2014

    Управленческие и правовые механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Таджикистан (РТ). Создание и развитие таможенных органов, их правовой статус. Положение Министерства экономического развития и торговли РТ, его полномочия.

    презентация , добавлен 20.04.2016

    Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Необходимость становления в стране экономики открытого типа. Принципы внешнеэкономической деятельности, ее виды и субъекты, формы и методы регулирования. Правовые режимы и порядок рассмотрения споров.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2011

    Основы нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти Азербайджанской Республики. Их право принимать нормативно-правовые акты с опорой на правовые основы. Анализ положений центральных органов исполнительной власти путем сравнения.

    Советы юристов

    Внешнеэкономическая деятельность компании выражается в осуществлении перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуального труда. Такая деятельность определенным образом регулируется государством и предполагает интеграцию экономики государства с мировой экономической системой. И конечно, такая работа предполагает применение набора инструментов бухгалтерского, таможенного и налогового учета и контроля.

    Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом договора. Широко используются во внешнеэкономическом обороте транспортные, лизинговые услуги, а также услуги по международному туризму. В качестве примера также можно назвать договоры по экспорту или импорту продукции, договор о строительстве какого-либо объекта на территории иностранного государства. Кроме традиционных видов внешнеэкономической деятельности (обмен товарами, оказание услуг и т. д.) появляются и новые виды, такие как передача высокого качества телефонных, радио- и телевизионных сигналов с помощью спутников и кабелей, купля-продажа программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, инновационных технологий.

    При решении вопросов об организации внешнеэкономической деятельности компании необходимо опираться на общепризнанные методы правового регулирования международного оборота и определения объема прав и обязанностей субъектов данной экономической сферы.

    Основными направлениями регулирования внешнеторговой деятельности являются, с одной стороны, содействие развитию международной торговли, что решается главным образом на международном уровне, с другой стороны – защита торговых интересов государства, субъектом экономической деятельности которого является сторона международного договора.

    В настоящее время применяется три уровня регулирования внешнеторговой деятельности: международный, наднациональный и национальный. Международный уровень включает в себя взаимодействие государственных органов по определению порядка и условий осуществления экономической деятельности для тех или иных государств. Такой порядок закрепляется соответствующей конвенцией. Наднациональный уровень регулирования выражается в создании таможенных союзов государствами-участниками. Здесь регулирование осуществляется на основе международных договоров и решений комиссий таможенных союзов. На уровне государства действуют законы, кодексы, постановления правительства, указы президента, а также приказы министерств и ведомств.

    Для регулирования внешнеторговой деятельности государства в основном используется тарифный метод. Может быть применен нетарифный метод, также возможны запреты и ограничения для обеспечения защиты граждан или безопасности государства.

    Порядок осуществления внешнеторговой деятельности отечественными и иностранными лицами определен Федеральным законом № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 1 от 08.12.2003 г. Согласно ст. 53 этого закона виновные в нарушении правовых норм, контролирующих внешнеторговую деятельность, несут гражданско-правовую, уголовную или административную ответственность. Согласно данным статистики, наибольшее число правонарушений в области внешнеэкономической деятельности связано с нарушением Таможенных правил.

    Главой 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2 предусмотрено 24 состава правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), а также 4 состава преступления предусмотрено Уголовным кодексом РФ.

    Для общего понимания можно привести такие правонарушения, как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров; представление недействительных документов при совершении таможенных операций; несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений; несоблюдение таможенной процедуры; нарушение сроков уплаты таможенных платежей. Уголовный кодекс РФ предусматривает такие преступления, как невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей; уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации; совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов; уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

    Однако не стоит заострять внимание на всем спектре запрещенных законодательством деяний. Конечно, никто не застрахован от попадания в ситуации, при которых компания может обвиняться в правонарушениях, обладающих достаточно серьезной степенью общественной опасности и даже в совершении преступлений. Зачастую юридическую часть в организации внешнеэкономической деятельности компании составляет текущая работа по взаимодействию с контролирующими органами.

    Так, к примеру, постановлением руководителя таможенного органа общество с ограниченной ответственностью «Витязь-Авто» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник общества обратилась в суд с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу, полагая возможным применение положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о малозначительности административного правонарушения, ссылаясь на то, что правонарушение было совершено обществом не вследствие пренебрежительного отношения к своим публично-правовым обязанностям и стремления извлечь выгоду, а в результате человеческого фактора, сопряженного с большим количеством обрабатываемой информации. Также указала, что на момент подачи декларации в таможенный орган на счете ООО «Витязь-Авто» находились денежные средства, покрывающие сумму недоимки, что, по ее мнению, свидетельствует о наличии у общества возможности своевременно оплатить стоимость НДС на один из товаров и отсутствии прямого умысла.

    Кроме того, она указала, что в значительной части налог был уплачен обществом своевременно, выявленное нарушение было незамедлительно устранено и не нанесло вреда общественным и государственным интересам. Исследуя собранные по делу доказательства, суд установил, что данные, содержащиеся в отчетных документах общества были скорректированы до составления протокола об административном правонарушении и вынесения обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении. Кроме того, доначисления производились за счет списания со счета общества, на котором имелись авансовые платежи, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих платежей. Также сведения, указанные в декларации на товары, были внесены и представлены декларантом в таможенный орган, в котором была зарегистрирована декларация на товары, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного решения. Учитывая изложенное, Решением по делу № 12-1377/2016 Петропавловск-Камчатского городского суда постановление таможенного органа о привлечении общества к административной ответственности было отменено, а общество освобождено от административной ответственности 3 .

    Кроме того, в практике нередко встречаются случаи, связанные с возбуждением производств о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в судебном порядке.

    Так, главой 13 Таможенного кодекса Таможенного союза 4 и главой 17 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» 5 предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика или его правопреемника. И исходя из обзоров судебной практики по применению норм Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» зачастую возникают случаи, при которых возврат таможенных пошлин, налогов по основаниям отзыва таможенной декларации, восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций производится при подаче соответствующего заявления не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих возврат.

    Исходя их вышеприведенных норм, таможенные органы в случае пропуска данного срока возвращают заявления о возврате без рассмотрения. Однако участники внешнеэкономической деятельности обращаются в суды с требованиями обязать таможенный орган возвратить излишне уплаченные или взысканные таможенные платежи. И зачастую такие обращения имеют положительные решения. Следует также отметить положительный опыт обращения в суды к таможенным органам со спорами, связанными с обжалованием решений таможенных органов о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, спорами, связанными с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц при определении, заявлении и контроле таможенной стоимости, споры о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости.

    Подводя итог, следует отметить, что экономическая и политическая ситуация в мире меняется достаточно динамично, и это обусловливает постоянное изменение нормативных актов, регулирующих внешнеторговую деятельность, в связи с чем профессионалы должны регулярно отслеживать изменения в этом законодательстве. Таким образом, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности компании заключается в необходимости своевременного мониторинга действующего законодательства и неукоснительного его соблюдения. Кроме того, нельзя исключить случаи применения всего спектра правовых средств защиты интересов компании.

    2 Текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2001 г. № 256, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (ч. I), ст. 1, в «Парламентской газете» от 5 января 2002 г. № 2–5.

    3 http://www.customs.ru/index.php?catid=36&id=20694&Itemid=2561&option=com_content&view=article

    1. Основные формы регулирования ВЭД.. 3

    2. Таможенно-правовое регулирование ВЭД.. 12

    3. Правовое регулирование внешней торговли. 15

    4. Правовое регулирование свободных экономических зон. 26

    Список используемой литературы.. 36

    1. Основные формы регулирования ВЭД

    Главным источником (формой) национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ. Согласно Конституции (ст. 71) к ведению РФ, в частности, отнесены:

    – внешнеэкономические отношения РФ;

    – международные договоры РФ;

    – судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

    – федеральное коллизионное право.

    Основными источниками гражданского права РФ являются:

    – кодексы и уставы:

    – Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая;

    – Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 г. в действующей части: интеллектуальная собственность, иностранное право, коллизионная норма;

    – Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. в действующей части, как и «Основы»;

    Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ);

    Законы РФ:

    Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

    Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями и дополнениями);

    Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

    Законы РФ «Об акционерных обществах» 1995 г. и «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1998 г.

    Согласно Конституции РФ (ст. 15 п. 4) международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма полностью воспроизведена в ст. 7 ГК РФ.

    Ниже приводится перечень действующих международных договоров с участием РФ, относящихся к внешнеэкономической деятельности:

    – Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.);

    – Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г.;

    – Общие условия поставок товаров из СССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в СССР (ОУП СССР – КНР), 1990 г.;

    – Общие условия поставок товаров между внешнеторговыми организациями СССР и внешнеторговыми организациями КНДР (ОУП СССР – КНДР), 1981 г.;

    – соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций (такие соглашения заключены Россией более чем с 45 странами);

    – соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией более чем с 25 странами;

    – Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттавская конвенция, 1988 г.);

    – Конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселе (Женевская конвенция, 1930 г.);

    – Парижская конвенция по охране промышленной собственности, 1883 г. (с дополнениями);

    – Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, 1891 г. (с дополнениями);

    – Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью – Йоркская конвенция, 1958 г.);

    – Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женевская Конвенция, 1961 г.);

    – Гаагская конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. (об апостиле). Ее участниками являются 69 государств.

    В соответствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующих отношений положениям законодательства или договору, не применяются.

    Обычай очень часто используют во внешней торговле, особенно при отправках грузов через морские порты. Международная торговая палата подготовила и опубликовала для факультативного применения предпринимателями в контрактах следующие международные документы, основанные на использовании торговых обычаев:

    – Международные правила толкования торговых терминов – «Инкотермс-90». Публикация МТП, 1990 г., № 460;

    – Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1993 г.). Публикация МТП № 500.

    В свое время Всесоюзная торговая палата подготовила и опубликовала своды обычаев морских портов СССР и среди них «Свод обычаев морского порта Находка» (зафиксированы ВТП в 1968 г.). Обычаи не обязательно должны быть опубликованы, однако их знание очень важно при отгрузках груза через иностранные порты, в которых по-иному, чем в Инкотермс-90, могут трактоваться обязанности продавца и покупателя по ряду базисных условий. Это касается, например, отгрузок на условиях ФОБ в бельгийском порту Антверпен.

    Применение торговых обычаев допускается в Конвенции ООН о договорах международной купли – продажи товаров.

    Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» также допускает применение третейскими судами торговых обычаев к сделке (ст. 28 п. 3).

    По общему мнению российских цивилистов, судебная практика в РФ не является источником права и решения вышестоящих судов по отношению к нижестоящим или равным не являются обязательными. Вместе с тем возникает вопрос, будут ли решения Высшего Арбитражного Суда РФ обязательными для всех арбитражных и третейских судов. Обратимся к авторитетному мнению заместителя Председателя Конституционного Суда РФ Т.Г. Морщаковой. На страницах журнала «Законодательство» ей был задан следующий вопрос: «Существует мнение о том, что решения Высшего Арбитражного Суда РФ следует рассматривать как прецеденты. А некоторые третейские судьи считают, что это просто частные мнения, не обязательные для остальных судов. Что Вы думаете об этом?» Воспроизведем ее ответ полностью: «Мы с Вами живем в государстве, где нет прецедентного права. Это значит, что решение одного суда для других судов необязательно. (Конституционный Суд РФ – исключение, он не подчиняется этому правилу. Конституционный Суд вправе выявлять конституционный смысл правовых норм и толковать Конституцию, в этом и состоит его официальное полномочие, а его толкование конституционной нормы или другого закона для всех обязательно – это закреплено в Основном законе.) Итак, нигде – ни в одном законе – не сказано, что решение одного суда обязательно для другого. Более того, в Конституции закреплен принцип, согласно которому суд подчиняется только закону. Если суд будет подчиняться решению другого суда, то тем самым он отступит от принципа подчинения только закону. Но это совершенно не затрагивает вопроса о том, какое реальное значение имеют решения высших судов для других судов, входящих в соответствующую судебную систему, будь это арбитражные суды или суды общей юрисдикции. Если Высший Арбитражный Суд принимает решение по какому-то делу, тем самым объясняя, как нужно применять определенный закон, все другие арбитражные суды должны понимать, что если они будут иначе применять этот закон, то это грозит отменой их решения Высшим Арбитражным Судом по жалобам заинтересованных сторон. И с этой точки зрения, условно говоря, можно признать, что решение высшего суда имеет значение некоего прецедента.

    В принципе же суд низшей инстанции приказу не подчиняется, он рассматривает дело так, как сам считает правильным. Этого требует принцип независимости суда, и это чрезвычайно важно. Конечно, вышестоящий суд в процессуальном порядке может такое решение пересмотреть. Если к нему поступили жалобы или протест со стороны прокурора, этот вышестоящий суд может принять другое решение по делу. Но если он отменяет решение нижестоящего суда и направляет дело на новое рассмотрение, он не может обязать нижестоящий суд прийти к какому-либо определенному выводу. И нижестоящий суд может опять вынести такое же решение.

    Получается некое противостояние, которое как потенциально возможное специально сохраняется в судебной системе именно для того, чтобы обеспечить независимость суда. И если вышестоящий суд видит ошибку в решении нижестоящего, у него есть только один способ ее исправить – самому разрешить дело. Конечно, в пределах, предусмотренных процессуальным законом.

    Так что называть решение вышестоящего суда прецедентом, думаю, не стоит. Ведь прецедент – это то, что связывает. В нашей системе решение вышестоящего суда не связывает, а дает определенную ориентировку, без которой не обойтись. Ведь необходимо добиваться единства судебной практики. Если же она таковой не будет, если смысл законов не будет пониматься единообразно, то не будет обеспечено равенство граждан ни перед законом, ни перед судом».

    Как видите, из ответа совершенно нельзя понять, являются ли решения ВАС РФ прецедентом: с одной стороны, являются, а с другой – нет, т.е. налицо полная неопределенность.

    Попробуем рассмотреть этот вопрос несколько с иной точки зрения, уделив внимание не решениям вышестоящего суда (ВАС РФ) по конкретному делу, а его позиции, выраженной в иных формах, как они определены в Федеральном конституционном законе 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации».