Федеральный закон 135 ф3. Оценочная деятельность в Российской Федерации: регулирование и организация. Федеральный закон об оценочной деятельности. Полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В отчете должны быть указаны:

Дата составления и порядковый номер отчета;

Основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

Сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

Сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 настоящего Федерального закона;

Цель оценки;

Точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки;

Стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

Последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата;

Дата определения стоимости объекта оценки;

Перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, отчет подлежит опубликованию в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.


Судебная практика по статье 11 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ

    Решение от 6 мая 2019 г. по делу № А65-39133/2018

    Арбитражный суд Республики Татарстан (АС Республики Татарстан)

    Сравнению с иными участниками закупок заявителя. Решением ответчика по делу № 05-16/2018 заявитель и АО «ТАТАВТОДОР» признаны нарушившими требования п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) достижении антиконкурентного соглашения, которое привело к созданию другим хозяйствующим субъектам...

    Решение № 3А-293/2019 3А-293/2019~М-178/2019 М-178/2019 от 29 апреля 2019 г. по делу № 3А-293/2019

    Красноярский краевой суд (Красноярский край) - Гражданские и административные

    Поскольку отличие рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № от кадастровой стоимости составляло 90,9%, оформление и содержание отчета об оценке не соответствовало требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Требования административного истца о возложении обязанности по внесению в Единый государственный реестр...

    Решение № 3А-1050/2019 3А-1050/2019~М-604/2019 М-604/2019 от 29 апреля 2019 г. по делу № 3А-1050/2019

    Есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 400-402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11 , 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя...

    Решение от 29 апреля 2019 г. по делу № А33-6094/2019

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    Вышеназванного обращения, в связи с выявлением в действиях МКДОУ «Детский сад №6 «Родничок» и ИП Сидорчук Л.В. признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ » (далее по тексту - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ), выразившихся...

    Решение № 3А-685/2019 3А-685/2019~М-203/2019 М-203/2019 от 29 апреля 2019 г. по делу № 3А-685/2019

    Самарский областной суд (Самарская область) - Гражданские и административные

    Заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 11 , 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя...

    Решение № 3А-268/2019 3А-268/2019~М-66/2019 М-66/2019 от 29 апреля 2019 г. по делу № 3А-268/2019

    Тульский областной суд (Тульская область) - Гражданские и административные

    В Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Законом Тульской области от 20. 11 . 2014 года № 2219-ЗТО установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости...

    Решение № 3А-135/2019 3А-135/2019~М-49/2019 М-49/2019 от 29 апреля 2019 г. по делу № 3А-135/2019

    Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) - Гражданские и административные

    Потери муниципального бюджета, пополняемого за счет налоговых платежей, размер которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости. По мнению административного истца, отчет оценщика не соответствует требованиям статьи 11 Закона № 135–ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки (ФСО). Так, из отчета об оценке от 10 августа 2018 года № 0110/18 следует, ...

Контрольно-оценочная деятельность представляет собой профессиональную работу, направленную на установление инвестиционной, ликвидационной, рыночной, кадастровой и прочей стоимости, предусмотренной нормами. Ее могут выполнять компетентные физлица, застраховавшие ответственность. Гражданин может работать самостоятельно как частнопрактикующий субъект, а также в соответствии с трудовым договором.

135-ФЗ "Об оценочной деятельности"

Нормативный акт устанавливает правовые основы работы с объектами, принадлежащими государству, регионам, МО, организациям и гражданам. Оценочная деятельность в Российской Федерации регламентируется также иными документами, в том числе международными договорами. Рассмотрим подробнее основные положения 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".

Объекты

Оценочная деятельность в Российской Федерации осуществляется в отношении:

  1. обязательств (задолженности).
  2. Отдельных материальных объектов (вещей).
  3. Права собственности и прочих юридических возможностей на имущество либо отдельные его компоненты.
  4. Совокупности вещей (движимых и недвижимых).
  5. Работ, информации, услуг.
  6. Прочих участвующих в соответствии с нормами в обороте.

Право на проведение процедуры

РФ, ее субъекты или МО, а также организации и физлица могут обращаться к компетентным лицам для выполнения ими оценки любых объектов, принадлежащих им, на условиях и по основаниям, установленным в рассматриваемом Законе. Данное право считается безусловным. Оно не зависит от порядка выполнения статистического, бухгалтерского учета и составления отчетности, определенного в нормах. Право распространяется и на осуществление повторной оценки. Результаты процедуры могут использоваться при корректировке сведений бухгалтерской отчетности. В случае несогласия заинтересованные субъекты могут обжаловать заключение в установленном нормами порядке.

Обязательность выполнения

Нормативный акт "Об оценочной деятельности в РФ" определяет условия, при которых процедура проводится в принудительном порядке. В частности, она обязательна, если в оборот вовлекаются объекты, полностью или частично принадлежащие государству, МО или регионам. Оценочная деятельность осуществляется при:

  1. Использовании имущества в качестве предмета залогового договора.
  2. Продаже либо другом отчуждении объектов.
  3. Переуступке обязательств по задолженности.
  4. Передаче имущества в качестве вклада в капиталы, фонды организаций.

Данная работа является обязательной при возникновении споров о стоимости объекта, в том числе:

  1. В ходе национализации.
  2. При ипотечном кредитовании организаций и граждан при наличии разногласий о размере стоимости предмета договора.
  3. При составлении брачного контракта и разделе имущества в процессе развода.
  4. При изъятии объекта из муниципального или государственного пользования.
  5. Для обеспечения контроля правильности отчисления налогов при наличии разногласий о начислении базы.

Информационная открытость работы

В целях исполнения положений ФЗ "Об оценочной деятельности" заказчик должен включить сведения об отчете проведенной процедуры в Единый реестр в десятидневный срок с даты его принятия. В базу вносятся сведения о:

  1. Дате составления и порядковом номере отчета.
  2. Основаниях для выполнения процедуры.
  3. Оценщике (ФИО, ИНН (при наличии), страховой номер в системе ОПС).
  4. Членстве специалиста в саморегулируемой организации.
  5. Объекте оценки в соответствии с выполненным отчетом.
  6. Дате установления стоимости имущества.
  7. Рыночной цене объекта.
  8. Экспертном заключении по отчету (дата составления, номер).
  9. Реквизитах юрлица и балансовой стоимости объекта - для имущества, принадлежащего организации.
  10. Экспертах (ФИО, ИНН, страховой номер).

В соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности" заказчик, кроме приведенных выше данных, должен включать в Единый реестр отчет, если процедура являлась обязательной (в случаях, указанных выше). Внесение информации федеральными исполнительными органами, региональными и местными структурами власти осуществляется бесплатно. При наличии в отчете и сведениях о нем данных, относящихся к гостайне, публикации подлежат только части, не содержащие их.

Основания для проведения процедуры

Оценочная деятельность выполняется в соответствии с договором. Он заключается заказчиком со специалистом либо с организацией, в которой работает компетентное лицо по трудовому контракту. В предусмотренных нормами случаях оценочная деятельность, повторная в том числе, может осуществляться на основании решения суда (арбитражного, третейского, общей юрисдикции) или иного уполномоченного органа. Инстанции, осуществляющие разбирательство гражданских, экономических и иных споров, самостоятельны в выборе специалиста. Затраты, понесенные в связи с выполнением процедуры, а также вознаграждение исполнителю возмещаются в порядке, определенном нормами.

Особенности оформления договора

Закон "Об оценочной деятельности" устанавливает требования к содержанию соглашения между заказчиком и исполнителем. Договор составляется в письменном виде. В нем должны присутствовать:

  1. Цель выполнения процедуры.
  2. Описание объекта (одного или нескольких). Информация должна приводиться таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать имущество.
  3. Вид стоимости, который будет определяться.
  4. Величина вознаграждения исполнителю.
  5. Данные об обязательном страховании ответственности исполнителя.
  6. Название саморегулирующей организации, в которой состоит оценщик.
  7. Указание на стандарты, подлежащие применению при выполнении процедуры.
  8. Размер, основания и порядок возникновения дополнительной ответственности исполнителя, с которым заключено соглашение.
  9. Сведения о независимости организации, в которой оценщик работает на основании трудового контракта.
  10. Данные о соглашении страхования ответственности за нарушение условий сделки, причинение ущерба имуществу сторонних субъектов при невыполнении требований рассматриваемого нормативного акта, стандартов и прочих норм права.

Закон "Об оценочной деятельности" предписывает также включать в договор информацию об исполнителе, в том числе ФИО.

Нюансы

В отношении объектов, которые принадлежат государству, регионам или МО, договор на выполнение процедуры от имени заказчика должен заключаться лицом, уполномоченным владельцем имущества на совершение сделок с ним, если иное не предусматривается нормативными актами. В качестве даты определения стоимости выступает день, в который установлена цена.

Отчет

Закон "Об оценочной деятельности" устанавливает требования к итоговому документу, оформляемому по результатам выполненной процедуры. Отчет должен формироваться на бумажном носителе или в электронной форме. Составление документа осуществляется в соответствии со стандартами, положениями нормативных актов федерального органа, уполномоченного на регулирование оценочной деятельности. В отчете не должно присутствовать сведений, допускающих неоднозначного толкования или вводящих в заблуждение. В документе указывают дату выполнения процедуры, стандарты, которые были использованы, задачи и цели, прочие сведения, необходимые для полного и недвусмысленного отражения результатов. В отчете также должны присутствовать:

  1. Дата составления и номер акта.
  2. Основания для выполнения процедуры.
  3. Данные об исполнителе, в том числе ФИО, контактная информация, сведения о его членстве в саморегулируемой организации.
  4. Цель процедуры.
  5. Сведения о независимости юрлица.
  6. Точное описание имущества. В отношении объекта, который принадлежит юрлицу, - реквизиты организации и балансовая стоимость (при наличии).
  7. список использованных данных с указанием на их источники, допущения, принятые при выполнении процедуры.
  8. Последовательность установления стоимости имущества, итоговая ее сумма, пределы и ограничения использования полученных результатов.
  9. Дата определения цены объекта.
  10. Список документов, использованных исполнителем и устанавливающих качественные и количественные характеристики имущества.

Федеральный Закон "Об оценочной деятельности" допускает включение в отчет и иных сведений, если они, по мнению специалиста, являются существенными и способствуют более полному отражению метода расчета, примененного им.

Дополнительные правила

Если отчет составляется в электронной форме, он должен подписываться усиленной цифровой подписью в порядке, установленном действующими нормативными актами. В случаях, установленных рассматриваемым ФЗ, правовыми документами уполномоченного органа фед. власти, заключение подлежит опубликованию. Порядок издания определяется указанной федеральной структурой.

Достоверность информации

Оценка и оценочная деятельность являются достаточно трудоемкими и требуют большого внимания и высокого профессионализма исполнителя. Определенный по результатам процедуры итоговый размер рыночной либо иной стоимости объекта, указанный в отчете, сформированном в порядке и на основании, предусмотренными в действующих нормах, считается рекомендуемым для использования при совершении сделок и достоверным, если судом или иным уполномоченным органом не установлено иное. В законодательстве устанавливается срок, в течение которого информация заключительного документа может применяться заинтересованными субъектами. Итоговый размер рыночной либо другой стоимости, определенный в отчете, кроме кадастровой, считается рекомендуемым для использования при совершении гражданско-правовых сделок, установления начальной цены объекта конкурса или аукциона в течение полугода. Исчисление срока осуществляется с даты формирования заключительного документа. В законодательстве может предусматриваться и иной период.

Определения

Оценочная деятельность осуществляется для установления рыночной, ликвидационной или иной стоимости имущества. Под первой следует понимать наиболее вероятную цену объекта, по которой он может отчуждаться в конкурентных условиях при разумных действиях сторон сделки, когда имеется вся необходимая информация, а на ее размере не отражаются никакие чрезвычайные обстоятельства. Рыночная стоимость определяется в случаях, когда:

  1. Один из участников отношений не обязан отчуждать, а другой - принимать объект.
  2. Стороны осведомлены о предмете сделки и совершают действия в собственных интересах.
  3. Объект представлен на рынке через публичную оферту, типичную для аналогичного имущества.
  4. Цена сделки является разумным вознаграждением, отсутствует принуждение к ее совершению.
  5. Платеж за объект выражается в денежной форме.

Другие категории

Ликвидационная стоимость - расчетная величина, которой отражается наиболее вероятная цена, по которой имущество может отчуждаться в течение срока экспозиции. При этом существуют обстоятельства, при которых владелец вынужден осуществить сделку. устанавливается в результате выполнения государственной оценки либо при рассмотрении споров о ее величине, либо определяется в случаях, предусмотренных ст. 24_19 ФЗ №135. Целью процедуры может выступать формирование инвестиционной цены объекта. Под ней следует понимать стоимость объекта для конкретного субъекта либо группы лиц, при установленных ими целях использования данного имущества.

Заключение

В нормативном акте, включающем требование об обязательном выполнении оценки, или в договоре может быть не установлен вид цены, подлежащий определению. В таком случае по общему правилу устанавливается рыночная стоимость имущества. Данное положение действует и в ситуациях, когда в нормативном акте содержатся термины и определения, не предусмотренные в ФЗ №135. К ним, в частности, относят такие понятия, как эквивалентная, действительная, разумная, реальная стоимость и проч.

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

При определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

При использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

При продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

При переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

При передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,

а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

При национализации имущества;

При ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

При составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

При изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд;

При проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:

При распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества;

В случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

В случаях, установленных Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", Федеральным законом от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос";

В связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества, и в отношении которых единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" выполняет функции агента Российской Федерации;

В связи с передачей находящихся в федеральной собственности автомобильных дорог общего пользования федерального значения и земельных участков Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в соответствии с Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

В случае передачи в аренду находящегося в федеральной собственности аэродрома;

В отношении находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества аэропортов Московского авиационного узла при реализации концессионных соглашений, объектами которых являются объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов, аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов инфраструктура воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

В случае передачи имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в безвозмездное пользование органам власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, государственным, муниципальным унитарным предприятиям или государственным, муниципальным учреждениям.

В отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру или по соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве публичным партнером частному партнеру, установление рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено федеральным законом.

Если цена государственного или муниципального имущества либо размер арендной платы за него установлены в соответствии с другими федеральными законами в связи с продажей, передачей в аренду или обременением сервитутом, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается.


Судебная практика по статье 8 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ

    Решение от 15 июля 2019 г. по делу № А14-18903/2018

    Решение от 15 июля 2019 г. по делу № А14-18900/2018

    Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)

    Земельных участков. Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего. Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и...

    Решение от 30 апреля 2019 г. по делу № А33-19924/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    Января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 Правил, не проводится; - в связи с принятием нормативных правовых актов, изменяющих порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. Согласно пункту...

    Решение от 29 апреля 2019 г. по делу № А72-21361/2018

    Арбитражный суд Ульяновской области (АС Ульяновской области)

    2 243 324,0 2 Нежилое здание 2801,3 73:23:013901:110 1 600 260,0 1 120 182,0 3 Нежилое здание 450, 8 73:23:013901:108 1 187 052,0 807 195,0 4 Нежилое здание 840 73:23:013901:104 1 294 965,0 776 979,0 5 ...

    Постановление от 25 апреля 2019 г. по делу № А56-90364/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    Вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона № 135-ФЗ), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из...

    Решение от 24 апреля 2019 г. по делу № А36-32/2019

    Арбитражный суд Липецкой области (АС Липецкой области)

    Расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Пунктом 8 Правил установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. ...

  • 1. Понятие рынка недвижимости. Его сегментация
  • 2. Цели анализа рынка недвижимости
  • 3. Функции рынка недвижимости.
  • 4. Особенности рынка недвижимости
  • 5. Особенности Российского рынка недвижимости
  • 6. Факторы, воздействующие на рынок недвижимости
  • 7. Основные факторы, действующие на спрос и предложение
  • 8. Этапы функционирования рынка недвижимости
  • 9. Требования к профессионалам рынка недвижимости
  • 10. Профессиональные участники рынка недвижимости
  • 12. Распределение функций участников девелоперской деятельности на различных этапах создания и реализации объектов недвижимости.
  • Тема №3: «Рынок недвижимости как часть финансового рынка»
  • 3. Участники процесса финансирования недвижимости
  • Тема №4: «История оценочных работ в России»
  • 1. Становление процесса оценки недвижимости в период 1861-1893 годов в России
  • 2. Результаты первых работ по оценке земли в 1861-1893 годах
  • 3. Результаты работ по оценке городской недвижимости
  • 4. Организация и результаты работ по оценке недвижимости в 1893-1914 годах
  • Тема №5: «Понятия и цели оценки недвижимости»
  • 1. Оценка недвижимости в рыночной экономике
  • 2. Цели оценки недвижимости
  • 3. Стоимость недвижимости и её основные виды
  • Тема №6: «Основные подходы и принципы оценки недвижимости»
  • 1. Общие понятия о принципах оценки
  • 2. Анализ объекта оценки с позиции, отражающей точку зрения пользователя
  • 3. Анализ объекта оценки с позиции отражающей взаимоотношения компонентов собственности
  • 4. Анализ объекта оценки с позиции, отражающей точку зрения рынка
  • Тема №7: «Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования недвижимости»
  • 1. Понятие о наилучшем и наиболее эффективном использовании недвижимости
  • 2. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования земли как свободной
  • 3. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования собственности как улучшенной
  • 4. Поиск вариантов наилучшего и наиболее эффективного использования
  • Тема№8: «Сравнительный подход к оценке недвижимости»
  • 1. Общие положения сравнительного подхода
  • 2. Основные этапы сравнительного подхода
  • 3. Выбор единиц и элементов сравнения
  • 4. Классификация и методы выполнения корректировок
  • 5. Техника внесения корректировок
  • 1. При методе анализа парных продаж
  • 2. При экспертном методе
  • 6. Согласование скорректированных цен
  • 7. Преимущества и недостатки сравнительного подхода
  • Тема№9: «Затратный подход в оценке недвижимости»
  • 1. Сущность и этапы затратного подхода
  • 2. Методы расчёта затрат на новое строительство
  • 3. Процедура оценки стоимости недвижимости затратным подходом
  • 4. Преимущества и недостатки затратного подхода
  • Тема №10: «Оценка недвижимости доходным подходом»
  • 1. Основные положения доходного подхода
  • 2. Основные этапы оценки недвижимости доходным подходом
  • 3. Основные понятия и определения
  • 4. Расчет доходов
  • 5. Расчет расходов
  • Тема №11: «Процесс оценки недвижимости»
  • 2. Основные этапы процесса оценки недвижимости
  • Основные положения фсо № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости»
  • Группировка объектов оценки
  • Построение моделей оценки
  • Порядок расчета кадастровой стоимости объектов оценки
  • Тема № 12: «Информационное обеспечение при оценке недвижимости»
  • 1. Типы информации, необходимые для оценки недвижимости
  • 2. Формирование массивов внешней информации
  • 3. Формирование массива внутренней информации
  • 4. Состав документации для получения внутренней информации об объекте оценки
  • Тема №13: «Оценка земли»
  • 1. Основные понятия
  • 2. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования земли
  • 3. Методы оценки земли
  • Тема 14: «Основные положения Федерального закона рф от 29 июля 1998 года № 135-фз «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
  • 1. Концепция государственного управления недвижимостью
  • 2. Понятие управления недвижимостью
  • 3. Основные цели управления рынком недвижимости
  • 4. Принципы управления рынком недвижимости
  • 5. Формы государственного регулирования рынка недвижимости
  • 6. Взаимодействие трех ветвей власти при регулировании недвижимости
  • Тема 14: «Основные положения Федерального закона рф от 29 июля 1998 года № 135-фз «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

    Закон дает следующие определения:

    оценочная деятельность – профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

    субъекты оценочной деятельности (оценщики) – физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями ФЗ № 135. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.

    К объектам оценки относятся:

      отдельные материальные объекты (вещи);

      совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

      право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

      права требования, обязательства (долги);

      работы, услуги, информация;

      иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

    ФЗ № 135 особо отмечает, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта . Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.

    Законом также оговорены случаи, в которых проведение оценки объектов оценки является обязательным , а именно в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

      в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

      в качестве предмета залога;

      при продаже или ином отчуждении объектов оценки;

      при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки;

      при передаче объектов оценки в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,

      при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

      • при национализации имущества;

        при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

        при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

        при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

        при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

    Закон определяет основания для проведения оценки объекта оценки – договор на проведение оценки объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.

    В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика.

    Закон устанавливает обязательные требования к договору на проведение оценки, а именно:

      Договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме.

      Договор на проведение оценки должен содержать:

      объект оценки;

      вид стоимости имущества (способ оценки);

      размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

      сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;

      наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;

      указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;

      указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности оценщика по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством.

    В договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с юридическим лицом, должны быть указаны сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилия, имя, отчество оценщика или оценщиков.

    Договор на проведение оценки как единичного объекта, так и ряда объектов должен содержать точное указание на этот объект или эти объекты, а также описание этого объекта или этих объектов.

    Закон определяет о бщие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки:

      Не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

      В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

      В отчете должны быть указаны:

      дата составления и порядковый номер отчета;

      основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

      место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

      точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

      стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

      последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

      дата определения стоимости объекта оценки;

      перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

      Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

      Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

    Закон устанавливает п рава оценщика. Оценщик имеет право:

      применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

      требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

      получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

      запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

      привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

      отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки, либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;

      требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда.

    Закон определяет обязанности оценщика. Оценщик обязан:

      быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков;

      соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования Федерального закона № 135-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является;

      соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой организацией оценщиков;

      сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;

      обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;

      представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков;

      представлять саморегулируемой организации оценщиков информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, а также сведения о любых изменениях этой информации;

      представлять по требованию заказчика страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании;

      не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

      в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию;

      по требованию заказчика предоставлять заверенную саморегулируемой организацией оценщиков выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является.

    Закон дает определение независимости оценщика. Он устанавливает, что о ценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица - заказчика, лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, либо состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

    Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

      в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

      оценщик является участником (членом) или кредитором юридического лица - заказчика либо такое юридическое лицо является кредитором или страховщиком оценщика.

    Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

    Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

    Юридическое лицо не вправе заключать договор на проведение оценки с заказчиком в случаях, если оно имеет имущественный интерес в объекте оценки и (или) является аффилированным лицом заказчика, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Размер денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

    Закон дает понятие о саморегулируемой организации оценщиков – некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

    Статус саморегулируемой организации оценщиков приобретается некоммерческой организацией с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков.

    Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков является выполнение ею следующих требований:

      объединение в составе такой организации в качестве ее членов не менее чем трехсот физических лиц, отвечающих требованиям, установленным ФЗ № 135;

      наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме в размере, установленном ФЗ № 135;

      наличие коллегиального органа управления;

      наличие стандартов и правил оценочной деятельности.

    Работники саморегулируемой организации оценщиков не вправе осуществлять оценочную деятельность.

    Закон устанавливает требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков :

      Оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков.

      Для вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков физическое лицо представляет:

      документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;

      справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

    Закон оговаривает случаи и условия обеспечения имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности:

      Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

      Юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, может указать в договоре на проведение оценки условия принятия на себя обязательства по дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам.

      В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности:

      заключение договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, размер страховой суммы в котором не может быть менее чем триста тысяч рублей;

      формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, в который каждым членом саморегулируемой организации оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей.

    Тема №15: «Государственное управление недвижимостью»

    В современных экономических условиях очень часто возникают ситуации, когда необходимо иметь точные знания относительно рыночной стоимости того или иного имущества. Для этого необходимо провести оценку имущества, которой вправе заниматься только профессионалы-оценщики. Их деятельность урегулирована Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» далее – Закон.

    Рассматриваемый правовой документ состоит из четырех глав и 26 статей.

    В самых первых своих статьях Закон дает определение оценочной деятельности. Согласно ст. 3 Закона оценочная деятельность - это профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости. В этой же статье говорится о том, что рыночная цена - это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Отдельно законодательно выделена категория кадастровой стоимости, то есть стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или иными способами, предусмотренными Законом.

    На основании ст. 4 Закона осуществлять оценочную деятельность могут только физические лица, которые являются членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и которые застраховали свою ответственность. Оценщики могут работать самостоятельно в рамках частной практики, а могут работать по трудовому договору у организаций.

    В соответствии со ст. 5 Закона объектами оценки могут быть:

    · отдельные вещи;

    · совокупность вещей;

    · право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

    · работы, услуги, информация;

    · иные объекты гражданских прав.

    В ст. 6 Закона провозглашается право каждого гражданина и организации свободно проводить оценку принадлежащих им вышеуказанных объектов. Согласно ст. 8 Закона предусмотрена обязательная оценка, если речь идет о совершении операций с государственным или муниципальным имуществом. Там же перечисляются конкретные случаи, когда обязательно заказывать оценку.

    Для проведения оценки необходимо сначала заключить договор с оценщиком (ст. 9 Закона). Согласно ст. 10 Закона в договоре на проведение оценки должны содержаться следующие данные и реквизиты:

    цель оценки;

    описание объекта оценки;

    вид определяемой стоимости объекта оценки;

    размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

    дату определения стоимости объекта оценки;

    сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;

    наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;

    указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;

    указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности.

    Если в договоре будут отсутствовать перечисленные сведения, то такой договор признается недействительным.

    Оценщик завершает свою работу составлением отчета об оценке объекта оценки. В соответствии со ст. 11 Закона в отчете должны быть указаны:

    дата составления и порядковый номер отчета;

    основание для проведения оценщиком оценки;

    сведения об оценщике, в том числе фамилия, имя и отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

    цель оценки;

    точное описание объекта оценки;

    стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

    последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата;

    дата определения стоимости объекта оценки;

    перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

    В случае составления отчета в письменной форме он должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком, а также скреплен личной печатью оценщика. Допускается составление отчета в электронной форме.

    Согласно ст. 12 Закона установленная при оценке рыночная стоимость объекта признается достоверной для заключения сделок, определения начальной цены торгов в течение шести месяцев с момента составления отчета. При этом допускается опровержение данных о стоимости в судебном или ином установленном законодательством порядке.

    В ходе своей деятельности оценщик, в том числе при общении с заказчиками, несет следующие обязанности, предусмотренные ст. 15 Закона:

    1. быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков;

    2. соблюдать требования законодательства, стандарты и правила оценочной деятельности;

    3. соблюдать правила деловой и профессиональной этики;

    4. вовремя информировать заказчика о невозможности проведения оценки;

    5. обеспечивать сохранность документов заказчика;

    6. информировать заказчика о своем членстве в саморегулируемой организации оценщиков;

    7. по требованию заказчика представлять страховой полис и документ, подтверждающие его профессиональные знания в сфере оценочной деятельности;

    8. не разглашать полученную от заказчика информацию;

    9. хранить все документы, связанные с отчетом, в течение трех лет;

    10. по требованию заказчика предоставлять выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков.

    Права заказчика оценки перечислены в ст. 15.2 Закона:

    1. требовать и получать от оценщика обоснование выводов по результатам оценки;

    2. получать от оценщика отчет об оценке в срок, установленный договором;

    3. осуществлять иные права, вытекающие из договора на проведение оценки.

    Закон затрагивает актуальный в последнее время вопрос о пересмотре государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Как известно, государственные органы для целей налогообложения самостоятельно проводят кадастровую оценку объектов недвижимости. В соответствии со ст. 24.18 Закона, если гражданин не согласен с результатами такой оценки, то он может обжаловать ее в суд или в специальную комиссию. Обязательным условием для обжалования является ущемление этой оценкой прав гражданина. Для обращения в суд не обязательно предварительное обращение в комиссию.

    Физическое лицо должно подать заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости не раньше времени, когда сведения о кадастровой стоимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости. К данному заявлению необходимо приложить следующие документы:

    Выписка из Единого государственного реестра недвижимости с отметкой об оспариваемой кадастровой стоимости;

    Нотариально заверенная копия документа, подтверждающего права заявителя на объект недвижимости;

    Отчет оценщика об определении рыночной стоимости объекта.

    Комиссия рассматривает заявление и документы к нему в течение одного месяца. После принятия комиссией решения она обязана в течение пяти дней уведомить о нем заявителя. Заявитель вправе оспорить решение комиссии в суде. Если комиссия примет решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, то в течение пяти дней она обязана направить копию решения в Росреестр для внесения изменений. Кроме того, вместе с копией решения комиссии в регистрирующий орган должен быть направлен отчет оценщика, представленный заявителем.

    Остальные части Закона посвящены внутренним вопросам регулирования оценочной деятельности, саморегулируемым организациям оценщиков, их управлением и т.д. (глава III Закона), а также заключительным положениям (глава IV Закона).