Типы госзакупок: тендеры, конкурсы, аукционы. Как проводится закрытый конкурсный тендер Процедура проведения закрытого конкурса

При повторном конкурсе заказчик (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение):

  • вправе увеличить начальную (максимальную) стоимость контракта не более чем на 10 процентов;
  • обязан продлить срок исполнения контракта на время, необходимое для проведения повторного конкурса;
  • не имеет права изменять объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования к участникам закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, которые были указаны в первоначальной конкурсной документации.

При повторном конкурсе с ограниченным участием предквалификационный отбор нужно провести в том же порядке, что и при первоначальном конкурсе. Такой порядок установлен частью 3 статьи 55 Закона № 44-ФЗ. Если повторный конкурс тоже не состоялся, то нужно провести закупку через запрос предложений.

Особенности конкурса с ограниченным участием по 44-фз: что необходимо учитывать

В заявке должны быть следующие документы:

  1. Анкета потенциального поставщика с указанием реквизитов, ИНН учредителей, руководителя, а также членов коллегиального исполнительного органа при их наличии.
  2. Копия выписки из ЕГРЮЛ, выданной не ранее, чем за 6 месяцев до дня публикации извещения о конкурсе.
  3. Копии учредительных документов компании.
  4. Документ, который подтвердит полномочия руководителя.
  5. Решение об одобрении крупной сделки, если она признается таковой.
  6. Документы, подтверждающие соответствия поставщика требованиям, установленным законодательно. К ним относятся допуски СРО, лицензии и т.д. Поставщик должен задекларировать свое соответствие требованиям статьи 31 44-ФЗ в свободной форме.

Статья 56. особенности проведения конкурса с ограниченным участием

  • Проведению публичного обязательного аудита (ценового и технологического) крупных инвестпроектов с госучастием в отношении объектов капстроительства, строительство, финансирование, реконструкция, техническое оснащение которых будет осуществляться за счет бюджетных средств с помощью механизма адресной инвестпрограммы, бюджетных ассигнований Инвестфонда РФ.

Следует отметить, что для каждого из приведенных случаев в Постановлении № 99 приводятся дополнительные требования для исполнителей, а также перечень документов, которые должен предоставить субъект для подтверждения своего соответствия. Варианты закупок По ФЗ № 44, конкурс с ограниченным участием может проводиться в разных формах.


Это могут быть:

  • Электронный либо закрытый аукцион.
  • Запросы котировок/предложений.

Закупка может осуществляться и у единственного исполнителя/поставщика.

Закрытый конкурс по 44-фз: пошаговая инструкция

Конкурс с ограниченным участием отличается от обычного открытого конкурса тем, что его участники проходят предварительный предквалификационный отбор.

Конкурс с ограниченным участием по 44-фз

В день завершения приема заявок 1-я часть 52-й статьи 5 В течение дня, наступившего после даты подписания 7-я часть 52-й статьи 6 В течение 10 дней со дня открытия конвертов/доступа 7-я часть 56-й статьи 8 В трехдневный срок со дня подведения итогов отбора 8-я часть ст. 56 9 В десятидневный срок с даты подведения итогов отбора 10-я часть 56-й статьи 10 В трехдневный срок со дня подписания протокола о рассмотрении заявок 12-я часть 53-й статьи 11 Не раньше 10 и не позже 20 дней после размещения протокола изучения и оценки заявок в ЕИС 2-я часть 54-й статьи Кроме того, участник закупки вправе оспорить итоги предквалификационного отбора в контрольном органе. Обжалование осуществляется в течение 10 дн. со дня размещения протокола в ЕИС.

При проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что эти сведения содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за тридцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса заинтересованные в получении конкурсной документации лица подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Инфо


Внимание

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом двухэтапном конкурсе составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком лицам, подавшим заявки на участие в таком конкурсе.


КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 17 статьи 85 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 17.

В каких случая проводят закрытый конкурс с ограниченным участием по 44 фз

Правительством Российской Федерации; 2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. (часть 2 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2.1.

  • Подтверждение принадлежности к СМП или СОНКО.
  • Письмо о предоставлении преимуществ.
  • Предложение поставщика со всеми характеристиками товара или услуги, а также полной ценой контракта.
  • Документ, который подтвердит оплату обеспечения заявки.
  • Если предложенная цена отличается от НМЦК более чем на 25%, то прикладывается документ о добросовестности поставщика.
  • Копии договоров, исполненных ранее.
  • Перечень имеющегося у компании оборудования и прочих ресурсов для реализации контракта.
  • Выписка из ЕГРП на недвижимость, которая потребуется для выполнения обязательств по контракту. Она должна быть выдана не ранее чем за три месяца до окончания даты подачи предложений.
  • Копии договоров аренды на недвижимость или имущество, необходимое для выполнения договора.

В течение трех дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе. 4.

ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Случаи, когда заказчик обязан провести закрытую процедуру

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в четырех случаях:

  1. закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  2. закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  3. заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;
  4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Подготовка к проведению закрытого конкурса

Шаг 1. Подготовить техническую документацию

При составлении документации на закрытый конкурс по поставке товаров (работ, услуг), обращайте внимание на наличие всех обязательных составляющих:

  • обоснование ;
  • список потенциальных участников;
  • правила допуска потенциальных поставщиков к ознакомлению со сведениями об условиях процедуры;
  • критерии оценки подаваемых заявок;
  • условия и форма приглашения к участию;
  • обоснование выбора закрытого способа закупки (как правило, для этого достаточно указать, что ее предмет входит в соответствующий определенный законом перечень) и наличие общей информационной карты.

Шаг 2. Получить разрешение ФАС

Далее нужно отправить указанную документацию в ФАС, т.к. все закрытые конкурсы проводятся по согласованию с уполномоченным федеральным органом. Срок такого согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления обращения (ч. 3 ст. 84).

Отказать в согласовании ФАС может как из-за неправильного оформления приложений к заявлению (или ошибок в нем самом), так и по более существенным причинам: например, из-за необоснованно малого количества потенциальных поставщиков, что может быть сочтено нарушением антимонопольного законодательства. Отказ ФАС РФ высылает в течение 5 суток после получения заявления, согласие подтверждает в течение 10 суток, документ о согласовании действует в течение 3 месяцев с момента его выдачи.

После получения согласования процедуры с ФАС РФ, необходимо опубликовать извещение о проведении закрытого конкурса в ЕИС. Извещение размещается не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Следует очень внимательно отнестись к тому, что именно вы публикуете, открыть можно лишь информацию о самом факте осуществления закупки и порядке предоставления доступа к документации. Разглашение иных сведений будет являться нарушением закона, а сам конкурс отменен. В остальном при размещении информации применяются положения Закона № 44-ФЗ о проведении открытого конкурса (ч. 2 ст. 85 Закона № 44-ФЗ).

Шаг 4. Направить участникам приглашения принять участие в закупке

Каждому выбранному участнику из утвержденного списка заказчик направляет приглашение принять участие в конкурсе (п. 1 ст. 85 Закона 44-ФЗ). В ответ участник направляет запрос на участие в закупке.

В течение трех дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения потенциальным участником платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе (ч. 3 ст. 85 Закона 44-ФЗ).

Рассмотрение заявок на участие в закрытом конкурсе и определение победителя

Далее необходимо опять обратиться в ФАС, не позднее, чем за 20 суток до момента вскрытия конвертов. Заказчик направляет уведомление, в которое включается перечень потенциальных поставщиков и копии приглашений.

Вскрытие заявок проводится в заранее согласованное время, в один день. Процедура протоколируется (а протокол отсылается в ФАС не позднее следующего за вскрытием конвертов дня), любая съемка или аудиозапись ее запрещена законом, в ЕИС или иной открытый доступ никакая информация о процессе попасть не должна.

У комиссии есть 20 календарных дней для оценки поступивших предложений. В определенных случаях этот срок может быть продлен, но не более, чем на 10 дней.

Заявке с лучшими условиями исполнения контракта присваивается номер «1», если условия одинаковые, то заявки комиссия нумерует в порядке поступления. Если все поступившие заявки отклонены заказчиком по причине несоответствия требованиям, закрытый конкурс признается несостоявшимся.

Заключение контракта

Не позднее 3 дней с момента составления протокола по итогам рассмотрения заявок, победителю высылается проект контракта. Документ составляется с учетом обозначенного в заявке предложения поставщика-победителя, цена соглашения не должна превышать НМЦ закупки. Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок. При этом контракт заключается так же, как и в открытых процедурах, только после предоставления победителем конкурса обеспечения исполнения контракта.

« » - курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. В программе курса: принципы контрактной системы, планирование, обоснование закупок, определение поставщика, заключение госконтракта, а также разные способы закупок — открытый конкурс, электронный аукцион, запрос предложений и др.

12 762 просмотра

Тендер (торги)

Тендер (tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org

Типы госзакупок

  • С проведением торгов
    • Конкурсы
      • Открытый конкурс
      • Закрытый конкурс
    • Аукционы
      • Открытый аукцион
      • Закрытый аукцион
      • Электронный аукцион

Открытый конкурс

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
  • продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
  • ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Закрытый аукцион

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов

Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • ООО «РТС-тендер».
Отличия электронных аукционов от других видов торгов

Характеристики

Электронный аукцион

Запрос котировок

Подача предложений

Многократная/в электронной форме

Однократная/на бумажных носителях

Обязательства заказчика и победителя торгов

Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи)

Отсутствуют

Юридически закреплены

Относительный объем документооборота

Минимальный, подается единоразово

Небольшой

Преимущества электронных аукционов

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

  • Короткие сроки проведения;
  • Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  • Прозрачность и открытость процесса закупок;
  • Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  • Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  • Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  • Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  • Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.
Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:
  • Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  • Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.
  • В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  • Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  • Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  • Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
  • Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
  • Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
  • Без проведения торгов
    • Запрос котировок цен
      • ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
      • ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
      • ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам

Запрос котировок

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Размещение заказа у единственного поставщика

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.

Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:

  • когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
  • при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
  • если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
  • если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.
У одного поставщика целесообразно закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор поставщиков гораздо больше, чем цена приобретаемой продукции.

Беляева Ольга Александровна

Доктор юридических наук Ведущий

Научный сотрудник Института

Законодательства и сравнительного

Правоведения при Правительстве

Российской Федерации

В соответствии с ч. 2 ст. 24 федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о контрактной системе), закрытые способы закупок относятся к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Важно подчеркнуть, что закрытыми могут быть только конкурсы и аукционы (торги), запросы котировок и запросы предложений всегда проводятся в открытой форме.

Так, к закрытым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании ч. 1 ст. 84 закона о контрактной системе относятся следующие разновидности торгов:

4) закрытый аукцион.

Для сравнения отметим, что в федеральном законе от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о размещении заказов) были регламентированы только закрытый конкурс и закрытый аукцион.Это вполне объяснимо, поскольку такие разновидности конкурсов, как конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс, законом о размещении заказов не регулировалисьвовсе.

Квалифицирующим признаком отнесения закупок к закрытым является порядок приглашения участников. Так, проведение открытых закупок предполагает возможность приглашения к участию в них неопределенного круга лиц; закрытые закупки, напротив, предполагают участие в них только тех лиц, которые получили соответствующие приглашения.

Таким образом, можно обозначить подобные закрытые способы закупок как торги с ограниченным участием, поскольку приглашения и документация о закупке не размещаются в единой информационной системе для всеобщего сведения, а направляются ограниченному кругу лиц.

Лица, которым адресуются приглашения, должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе (в первую очередь, следует обозначить необходимость их соответствия единым требованиям к участникам закупок, перечисленным в ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе).Также они должны быть способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, при осуществлении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В ч. 2 ст. 84 закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

2) закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

3) заключение контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;

4) закупка услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Важно обратить внимание на расширение перечня случаев проведения закрытых торгов в законе о контрактной системе по сравнению с аналогичными положениямизакона о размещении заказов. Так, новыми являютсядва случая закрытых закупок:

1) закупка товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) закупка услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ на осуществление данных функций. Согласно п. 2 постановления правительства РФ от 26.08.2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», данным органом является Федеральная антимонопольная служба России.

Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Согласно п. 1 вышеназванного постановления, данным органом является Министерство экономического развития РФ, проект соответствующего ведомственного приказа уже разработан и будет принят в ближайшее время.

Срок такого согласования не должен превышать10 рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2) разъяснения положений конкурсной документации должны быть доведены в письменной форме заказчиком до сведения всех участников таких конкурсов, которым предоставлена конкурсная документация, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос;

4) не допускается осуществление аудио- и видеозаписи.

В случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся заказчик вправе по своему выбору:

1) внести изменения в документацию о закупке и объявить о проведении нового определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) по согласованию с уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Порядок такого согласования будет установлен ведомственным нормативным актом Минэкономразвития России.

Следует отметить, что в законе о контрактной системе отсутствуют специальные нормы о порядке заключения контрактов по результатам проведения закрытых конкурсных процедур, из чего можно сделать вывод о необходимости применения положений ст. 54 закона с учетом особенностей, установленных § 5 главы 3 закона о контрактной системе.

Закрытый конкурс представляет собой ту же самую процедуру, что и открытый конкурс, но с одной особенностью:информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, испособны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса.Победителем закрытого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Так, при проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну (если эти сведения содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта), извещение о проведении закрытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса заинтересованные в получении конкурсной документации лица подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Следует пояснить, что,в соответствии с положениями закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»,доступ к сведениям оформляется специальным допуском для должностных лиц и граждан РФ в добровольном порядке.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:

1) выполнение требований нормативных документов, утверждаемых правительством РФ, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

2) наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

3) наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

В течение 3-х дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства РФ о защите государственной тайны. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком, и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе.

Таким образом, извещение о закупке размещается в единой информационной системе для всеобщего сведения, но сама конкурсная документация предоставляется лишь обратившимся за ее ознакомлением лицам, в отношении которых заказчик проверяет соответствие требованиям законодательства о защите государственной тайны.

В то же время есть и такие случаи, когда закрытая процедура закупки размещение извещения в единой информационной системе не предполагает.

1) закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

3) оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;

4) закупку услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Не позднее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и в случае проведения закрытого конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В указанных приглашениях должна содержаться информация, подлежащая включению в извещение о проведении открытого конкурса (данная информация перечислена в ст. 42, 49 закона о контрактной системе).

Заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления с конкурсной документацией всем участникам закрытого конкурса, направившим запросы на получение конкурсной документации, при условии, что данные лица соответствуют требованиям закона о контрактной системе, и ранее они получили соответствующие приглашения принять участие в закрытом конкурсе.

Заказчик по требованию участника закрытого конкурса, которому направлено приглашение принять участие в закрытом конкурсе, обязан предоставить данному участнику конкурсную документацию в течение 2-х рабочих дней с даты получения указанного требования. Конкурсная документация должна предоставляться в письменной форме после внесения этим участником платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена заказчиком, и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер такой платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии конкурсной документации.

Не позднее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России) перечень всех лиц, которым направлена конкурсная документация по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в таком конкурсе.

Прим. Вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе может состояться ранее даты, указанной в конкурсной документации и приглашении принять участие в закрытом конкурсе, при наличии письменного согласия всех участников конкурса, которым были направлены приглашения принять участие в нем.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе, а также протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе составляются в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляются заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России). Одновременно копии указанных протоколов направляются заказчиком участникам закрытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем.

Закрытый конкурс с ограниченным участием сочетает в себе черты двух закупочных процедур: открытого конкурса с ограниченным участием и закрытого конкурса. Основная особенность такого конкурса заключается в том, что егопобедителем признается участник, который не только предложил лучшие условия исполнения контракта по результатам конкурса, но и ранее прошел предквалификационный отбор.

К участникам такого конкурса предъявляются не только единые требования, установленные законом о контрактной системе, но и дополнительные требования. Данные требования, в соответствии с ч. 2 ст. 31 закона о контрактной системе, вправе установить правительство РФ.Среди прочего эти требования могут касаться наличия у участников закупки:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Основания, при наличии которых заказчику необходимо провести не просто конкурс, но конкурс с ограниченным участием (участие ограничено результатами предквалификационного отбора), перечислены в ч. 2 ст. 56 закона о контрактной системе.Они применимы как для открытого, так и для закрытого конкурса с ограниченным участиемна:

1) поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации;

2) выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;

3) реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Информация о закупке при проведении закрытого конкурса с ограниченным участием сообщается участникам закупки в порядке и в сроки, которые установлены для проведения закрытого конкурса. То есть извещение о проведении такого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Затемлица, заинтересованные в получении конкурсной документации, подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Протокол результатов проведения предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в т.ч. перечень лиц, соответствующих установленным требованиям, составляется в 2-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляется заказчиком вуполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России). В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса с ограниченным участием, подавшим заявки на участие в нем.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием составляется в 3-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России). В этот же срок копии данного протокола направляются заказчиком участникам такого конкурса, прошедшим предквалификационный отбор, с приглашением принять участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием.

Закрытый двухэтапный конкурс - это конкурс, информация о проведении которого и конкурсная документация направляются заказчиком ограниченному кругу лиц, соответствующих требованиям закона о контрактной системе, и способных осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 84закона о контрактной системе.Конкурс проводится в два этапа(что следует из названия данной закупочной процедуры),принять участие необходимо в обоих этапах конкурса, а победителем признается тот участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.

Закрытый двухэтапный конкурс сочетает в себе черты открытого двухэтапного конкурса и закрытого конкурса. Основания для проведения двухэтапного конкурса перечислены в ч. 2 ст. 57 закона о контрактной системе. Заказчик вправе провести такой конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в т.ч. архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

При проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется. Затем конкурсная комиссия проводит с его участниками, подавшими первоначальные заявки на участие в таком конкурсе, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников такого конкурса в отношении объекта закупки. При обсуждении предложения каждого участника двухэтапного конкурса конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса.

На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок.

Информация о закупке при проведении такого конкурса сообщается участникам закупки в порядке и в сроки, которые установлены для закрытого конкурса (извещение размещается в единой информационной системе, однако конкурсная документация предоставляется только заинтересованным лицам, соответствующим предъявляемым законодательством требованиям и обратившимся к заказчику за получением конкурсной документации).

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом двухэтапном конкурсе составляется в 2-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России). В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком лицам, подавшим заявки на участие в таком конкурсе.

Продолжение статьи читайте в следующем номере