Сталкиваясь с проверками антимонопольного органа, предприниматель и сотрудники организации должны быть осведомлены - с какой целью к ним пришла данная федеральная служба и что конкретно она будет проверять. Такая осведомленность дает возможность тщательнее подготовиться к проверке и выявить "спорные" действия со стороны ФАС.
В первую очередь, ФАС осуществляя контроль за соблюдением на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы, выполняет функцию, возложенную на нее государством. Перечень актов, содержащих те самые требования, соблюдение которых и оценивается, утвержден приказом ФАС, более подробно с ним можно ознакомиться как через правовые системы, так и на официальном сайте федеральной службы fas.gov.ru. В этом списке вы сможете увидеть и ФЗ "О защите конкуренции", и ФЗ "О естественных монополиях", а также различные правила и стандарты.
Примерами выявленных нарушений при проверке могут являться:
Плановая проверка заранее включена в график ФАС, который можно просмотреть на официальном сайте, и проводится раз в 3 года. Иными словами вас как вновь созданное юридическое лицо или ИП могут проверить только через 36 месяцев.
Внеплановая проверка проводится спонтанно, при условии, что на вас кто – то «накапал». Например, сообщение или заявление физического или юридического лица, СМИ; материалы, поступившие из правоохранительных органов, государственных органов или местного самоуправления. Чаще всего такие проверки заканчиваются штрафами для организации.
Длительность проверок составляет 30 дней, при этом данный срок может быть продлен еще на 2 месяца, например, если требуется проведение экспертизы или получение дополнительной информации.
У вас всегда есть право на обжалование актов антимонопольного органа, если вы не согласны с вынесенным в отношении вас решением. Будьте бдительны и держите свою позицию уверенно при обследовании организации, при этом руководствуясь ФЗ «О защите конкуренции».
Проверки ФАС России – контрольное мероприятие, проводимое антимонопольной службой, которое рано или поздно случается с каждым предпринимателем, поэтому так важно знать план проверок на 2017 год, административный регламент на плановые проверки и то, как проводится внеплановая проверка. Это поможет пройти ее без проблем и дальше продолжить свою работу.
Буквально в этом году был утвержден и определен порядок, в соответствии с которым происходит проведение проверок, права сторон и что может послужить причиной для обжалования результатов проверок. Основная проверка будет направлена на соблюдение антимонопольных законов государства, работу с внебюджетными фондами, взаимодействие коммерческих и некоммерческих организаций, действия юридических и физических лиц.
Поэтому даже продажа бизнеса может послужить поводом для приезда сотрудников ФАС, которые должны выяснить и зафиксировать причину, проследить за правильностью оформления документов и убедиться в том, что при этом не нарушается соответствующее законодательство.
План проверок будет составлен заранее. Здесь будет указано время приезда и место посещения. Узнать их можно на официальном сайте или в городской администрации. При этом о проверке оповещают минимум за сутки до приезда, чтобы предприниматель мог подготовить нужные документы.
В среднем проверка проводится каждые три года. При этом о плановых извещают за три дня, а о том, что состоится выездная, внеплановая, говорят хотя бы за сутки. Причиной последнего мероприятия может послужить целый ряд факторов:
Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее. Поэтому основные документы лучше всегда хранить на месте или иметь их копии.
Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее.
После прихода проверяющих владелец должен обеспечить доступ сотрудникам ко всем помещениям, документам и даже к тем, которые считаются секретными. У всех членов инспекции есть полномочия для ознакомления с ними, но лишь при наличии соответствующего документа. Никакая проверка не может происходить без участия понятых. Если создаются препятствия для проверки, можно заработать штраф или предупреждение.
По истечении проверки составляют специальный акт, в котором фиксируют найденные нарушения или их отсутствие. Далее этот документ направляют в правоохранительные органы или в главное подразделение ФАС. И только после этого можно , но лишь в том случае, если процесс проходит не в соответствии с нормами. Тогда и результаты не считаются достоверными. Отменить решение может только суд или вышестоящий орган.
Новые правила вступают в силу через 10 дней после опубликования документа, и тогда изменятся правила проверки, права обеих сторон. На это и нужно ориентироваться всем предпринимателям, которые работают в сфере продаж, услуг, рекламы, государственных закупок и на бирже. Наличие знаний защитит ваши права, обеспечит высокую скорость проверки и отсутствие проблем. А значит, со штрафами, приостановлением работы или закрытием предприятия вы не столкнетесь.
Не все российские граждане понимают, чем занимается антимонопольная служба и какими вопросами она ведает. Информация, изложенная в статье, позволит внести ясность в этот вопрос. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства от 7 апреля 2004 года № 189 и от 30 июля 2004 года № 331, а также законом "О защите конкуренции" и другими документами.
Основной миссией ФАС является эффективная защита конкуренции и предпринимательства ради развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует достижение следующих целей:
Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности - управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.
Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.
В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.
Главным направлением деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».
Перечислим, чем занимается Федеральная антимонопольная служба в рамках указанного законодательства:
Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.
Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.
Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.
ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.
Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.
Компанию не всегда заранее предупреждают о проверке ФАС. Госорган вправе посетить компанию внепланово и получить документы без ее согласия.
Антимонопольный орган контролирует компании различными способами. Проверки ФАС подразделяют на плановые и внеплановые, выездные и документарные. Как и другие контролирующие ведомства, ФАС переходит на риск-ориентированный подход при проверках . Тем не менее, госорган может проверить компанию во внеплановом режиме, если к тому будут основания.
В ходе проверки компании или после нее ФАС вправе затребовать любые документы компании, даже если дела о нарушении антимонопольного законодательства еще нет. Компания сможет обжаловать действия ФАС в судебном порядке, но если сотрудники ведомства потребуют документы, их придется предоставить.
Внимание!
5 июля онлайн-конференция с представителями ФАС. Регистрируйтесь, чтобы не пропустить >>
Проверки ФАС проводят в плановом варианте или в виде внеплановых. Это зависит от обстоятельств проверки. Правила проведения проверок антимонопольного органа содержит ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ . Независимо от запланированности проверок их подразделяют на выездные и документарные. Документарную проверку проводят по месту нахождения инспекции ФАС, и сотрудники ведомства не осматривают территорию, бумаги и имущество компании.
О плановых проверках со стороны антимонопольного органа компания может узнать на сайте ФАС. Например, посмотреть план проверок на 2017 год . Кроме того, ведомство обязано известить компанию о плановой проверке минимум за три рабочих дня до начала мероприятия (ч. 12 ст. 25.1 закона № 135).
Если ФАС собирается провести внеплановую проверку компании, об этом предупреждают за 24 часа до начала (ч. 13 ст. 25.1 закона № 135). Причем о некоторых внеплановых проверках ФАС не вправе извещать в силу закона. Это верно для случаев, когда организацию подозревают в картельном сговоре (ч. 14 ст. 25.1 закона № 135).
ФАС осуществляет выездную проверку по месту нахождения компании. Во время мероприятия сотрудники антимонопольного органа ведут осмотр территории, объектов и документов компании (п. 3.43 м Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции <…>, утв. ).
По общему правилу выездная проверка ФАС обладает второстепенным характером. Она необходима, только если без этого нельзя убедиться в полноте и достоверности бумаг, которые компания передала инспекции. Также выездную проверку организуют, если иначе не удастся оценить, ведет ли организация деятельность в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 3.39 Регламента № 340).
Обычно суды не считают, что при внеплановой ФАС обязана подтвердить ее необходимость (). Но иногда проверяют основания ведомства для проверки такого рода ().
Нормы ст. 25.4 закона № 135 позволяют сотрудникам антимонопольных органов затребовать документы, которые не обнаружили во время выездной проверки ФАС. При этом суды указывают, что это распространяется на конфиденциальную информацию. ФАС вправе запросить ее как в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства, так и до возбуждения такого дела ().
Существует позиция КС РФ, что ФАС следует мотивировать запрос той или иной информации. Ведомство может требовать данные, только если это необходимо (). Но если прежде суды требовали от госоргана подробно объяснять, почему он запрашивает сведения, сейчас тенденция другая. Суды считают, что ФАС достаточно указать в запросе на процессуальный повод истребования и норму права (п. 14 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции <…>, утв. Президиумом ВС РФ 16.03.16).
Некоторые суды не требуют, что при проверке ФАС запрос документов был напрямую связан с предметом проверки. Например, суд посчитал, что запрос относится к предмету проверки, поскольку договоры касались той же сферы, что и предмет ().
В другом деле суд указал, что компания не вправе требовать от ФАС обоснования запроса (). Но такая позиция содержит противоречия разъяснениям КС РФ из определения от 20.11.14 № 2634-О. Высшая инстанция указывала, что компании обладают правом на судебный контроль действий госорганов.
Фактически, компания обязана при проверке ФАС предоставить любую информацию по запросу. Признать недопустимыми данные доказательства компания сможет только в судебном порядке.
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем, что представляет собой проверка ФАС (Федеральной антимонопольной службы), как она проходит, как к ней подготовиться, как вести себя с инспекторами, и за что можно получить штраф.
В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:
В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.
Осуществлять антимонопольные проверки могут:
Проверка антимонопольной службой может быть:
1. Плановой
(по заранее утвержденному годовому графику). Плановые проверки проводятся раз в три года. Годовой график можно отследить на официальном сайте.
2. Внеплановой
. Например, основаниями для нее могут послужить указания на нарушения, поступившие от:
Внеплановые проверки ФАС наиболее распространены и чаще заканчиваются штрафами. Частота и периодичность внеплановых проверок законом никак не ограничивается.
Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:
Проверка длится не более 30 дней.
Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:
Наиболее распространенные штрафы ФАС:
Нарушение | Штраф для руководителя или ИП | Штраф для юридического лица |
Нарушение законодательства о рекламе | 4 000 - 20 000 рублей | 100 000 — 500 000 рублей |
Проявление недобросовестной конкуренции | 12 000 — 20 000 рублей | 100 000 — 50 000 рублей |
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом | 20 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет | 1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 рублей) |
Игнорирование предписания ФАС | 8 000 — 20 000 рублей или дисквалификация до трех лет | 100 000 — 500 000 рублей |
Служащим антимонопольного органа разрешено:
Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.
Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:
Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:
Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.