Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.
Как наука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросам конституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.
Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указах президента и регулирующих определенную группу общественных отношений, - это прежде всего основы государственного и общественного устройства и правовое положение личности.
Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Одновременно понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует конституционное право только конкретной какой-либо страны, например, конституционное право США, Великобритании или Франции.
Таким образом, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран, а также об учебной дисциплине.
Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах конституций зарубежных стран и определяют их структуру.
Предметом правового регулирования конституционного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.
Будучи урегулированы нормами конституционного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.
Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы. В обществе существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.
Предметом конституционного права как отрасли права являются четыре группы общественных отношений:
а) основы конституционного строя;
б) основы взаимоотношений государства и личности;
в) политико-территориальное устройство;
г) основы организации и деятельности органов государственной власти.
Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах конституций зарубежных стран и определяют их структуру.
Методы правового регулирования конституционного права:
а) метод властных отношений (предполагает наличие у одной стороны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за высшими органами власти, что и определено в Конституции);
б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей;
в) совокупность классических принципов воздействия на участников общественных отношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей.
Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституционного права, повседневную реализацию его норм, открывает закономерности его развития, а также дает практические советы, направленные на совершенствование конституционных норм.
Изучение конституционного права зарубежных стран - это исследование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирования, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствующими общечеловеческим ценностям.
Источниками КПЗС являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (кроме некоторых мусульманских государств) является конституция. К другим источникам относятся: законы –конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее),органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой – либо институт КП в целом),обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента),чрезвычайные (могут отступать от положений конституции, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок);внутригосударственные публично-правовые договоры (например: соглашение о разделе Чехословакии с 1 января 1993г, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995г.;регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);акты глав государств и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств);акты органов конституционного контроля (конституционных судов) проверяют соответствие тех или иных законов конституции;судебные прецеденты – решение судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;конституционный обычай – сложившееся в практики органов государственной власти правило, имеющее устный характер, опирающийся на согласие участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. (распространены в Великобритании, Новой Зеландии;религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;международно – правовые акты, например Европейская конвенцияо правах человека 1950г., Маастрихтский договор1992г. оЕвропейскомсоюзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948г., принятую ООН.
Основные тенденции развития конституционного права.
Социализация - это тенденция, означающая, что конституционно-правовые нормы все шире регулируют основы устройства не только государства (как это делали первые конституции), но и общества в целом, включая его экономическую, политическую, 1 социальную и культурную системы. Действие этой тенденции связано с тем, что государство перестало ограничиваться ролью «ночного сторожа», все более активно проводя политику предотвращения и урегулирования социальных конфликтов, установления разумного баланса различных интересов. Данная тенденция проявляется в пополнении перечня конституционных прав, свобод и обязанностей правами и обязанностями социально-экономическими и культурными, в регулировании отношений между трудом и капиталом, в установлении социального предназначения собственности и т.д.
Демократизация - это тенденция, проявляющаяся в расширении у человека возможностей влиять на публичную власть и отстаивать свои интересы в конфликтах с ней. Она выражается в разрастании избирательного корпуса, в появлении административной юстиции, активизации институтов непосредственной демократии и т.п.
Интернационализация - это тенденция, проявляющаяся в большем или меньшем сближении отраслей национального конституционного права друг с другом и с международным публичным правом.
Существование отмеченных тенденций не означает, что конституционно-правовое развитие каждой страны осуществляется в точном соответствии с ними. В отдельных странах встречаются перерывы в их действии и даже попятное движение. Однако обзор именно генеральной совокупности конституций стран мира позволяет сделать вывод о неодолимости указанных тенденций, ибо они обусловлены социальным прогрессом - таким имманентным развитием общественного строя, которое открывает человеку все большие и все лучшие возможности для самореализации.
Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, теологией и социологией. Ее формирование как самостоятельной отрасли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.
Сами же идеи конституционного значения - об устройстве общества и государства высказывались уже в сочинениях таких древнегреческих мыслителей, как Платон и Аристотель, а также в сочинениях известных мыслителей Рима - Цицерона и Гая.
В более поздний период, относящийся уже к средним векам, были опубликованы работы Фомы Аквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идей конституционного права, с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других. Именно они в свое время сформулировали многие положения, которые легли в основу современного конституционного права - о разделении властей; народном суверенитете, парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственном правительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первых конституционных документах: Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г., в Конституции Польши 1791 г.
На развитие науки конституционного права в XIX веке большое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США, Ж.П. Эсмена во Франции.
В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции - М. Дювер-же; в Великобритании - Д. Макинтош, Д. Маршалл; в Италии -Д. Верготти; в Германии - Штайн; в США - Л. Трайб и др.
Тщательному исследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российские ученые - М.А. Крутоголов, Б.С. Крылов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.
В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и либеральное.
Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран, включая современные постсоциалистические государства. Эти ученые стали разработчиками новых конституций, включив в них нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества. Они считают, что конституция, как и конституционное право, не являются орудием диктатуры, а являются своего рода отражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который воплощает в себе общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, социальную солидарность и пр.). Представители этого направления выступают за демократическое, правовое и социальное государство, разделение властей, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом, признание местного самоуправления, за подлинно народный характер государственной власти (а не классовый).
Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, отстаивающих социалистическую ориентацию и изучающих конституционное право с позиций классовой борьбы и с позиций диктатуры определенного класса.
Ученые леворадикалистского направления полагают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий для строительства социализма и коммунизма. На деле, выступая за авторитарные системы управления, они рассуждают о так называемой социалистической демократии, против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частной собственности и установление правления одной «коммунистической» партии.
Оба этих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном праве зарубежных стран.
Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках, существуют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющих авторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая и теологическая.
Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х годов XX в. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавали социальный характер государства и призывали юристов изучать это государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в настоящее время практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права и поныне.
Политологическая школа свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школы призывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. В этой связи в целом ряде франкоязычных стран предмет преподавания теперь называется «Конституционное право и политические институты».
Теологическая школа занимает особое место в юридической мысли. Ее особенность - в пестроте взглядов приверженцев. Так, ее правое крыло не имеет ничего общего с либерализмом. Оно смыкается своей религиозной интерпретацией с радикалистским направлением. И представлена она главным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонников отличались идеями Халифата - справедливого правления, которое существовало при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. Таковы различные направления и школы в науке конституционного права зарубежных стран.
как отрасль права;
как наука;
как учебная дисциплина.
Конституционное право как отрасль права в любом государстве - составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством.
Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования.
Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, - предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:
а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):
народовластие;
государственный суверенитет;
разделение властей;
форма правления;
форма государственного устройства;
субъекты государственной власти;
способы реализации государственной власти;
Избирательное право и избирательная система.
б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):
принципы правового статуса личности;
основные права, свободы и обязанности;
гарантии прав и свобод;
гражданство (подданство).
Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства.
Методы конституционного права - совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.
Методы:
управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);
обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);
дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);
запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).
Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права.
Конституционное право - есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.
Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах.
Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.
Признаки:
регулируют особую сферу общественных отношений;
носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);
специфические источники, их содержащие (конституции и др.);
учредительный характер предписаний;
регулируют поведение широкого круга субъектов;
своеобразие их вида;
особенности их структуры.
Классификация:
1. по степени определенности предписаний :
диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта);
императивные (строго определенное поведение субъекта).
2. по назначению в механизме правового регулирования :
материальные (предусматривают содержание действия);
процессуальные (определяют формы реализации действия).
3. по юридической силе :
конституции;
подзаконные акты.
4. по территориальным пределам :
действующие на всей территории страны
действующие на территории отдельных регионов;
действующие на территории муниципальных образований.
5. по времени действия :
постоянные (не имеют определенного срока действия);
временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).
Конституционно-правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.).
Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.
Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:
народное представительство (на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание);
права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).
В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен).
Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.
Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.
В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.
Предметом конституционного права зарубежных стран является государственное право конкретных стран, их национальные правовые системы. Конституционное право в каждой стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права и представляет собой совокупность юридических норм, содержащихся в конституции, законах, других источников права, регулирующих определённую категорию общественных правоотношений (правовое положение личности, устройство государства, форма правления и др.). Понятие конституционного права зарубежных стран не означает, что существует особая отрасль права. При употреблении данного термина речь идёт об ответвлении от единой науки конституционного права, о сравнительном изучении конституционного права различных государств.
В настоящее время в мире существует более 200 государств, каждое из которых имеет свою правовую систему: высокоразвитые страны Запада (и Япония), государства среднеразвитого капитализма (Португалия, Греция, Мальта), бывшие социалистические страны Европы (Албания, Польша, Румыния), развивающиеся страны, большинство из которых были колониями или зависимыми территориями (Алжир, Египет, Кения, Индия), государства, продолжающие считать себя социалистическими (Китайская народная республика, Лаос, Куба).
Они чрезвычайно разнообразны, основным источником являются конституции - основной закон государства (за исключением некоторых мусульманских стран). В федеративных государства часто есть конституции частей федерации (штаты, республики, провинции).
Законы бывают:
Конституционные - вносят изменения в конституции или дополняют её. Например, об избирательном праве, полномочиях правительств и парламентов. Например, Акт о свободе печати 1949 в Швейцарии, закон «О политических партиях Испании» 1978 года.
Органические - принимаются в усложнённом порядке, регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Как правило, принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции. Например, Конституция Франции 1957 года определяет, что органический закон определяет порядок образования членов каждой палаты, число её членов, вознаграждения, условия избрания.
Обычные (обыкновенные) законы - принимаемые парламентом и регулирующие отдельные вопросы, например: о выборах президента, гражданства, статусе депутатов.
Чрезвычайные - принимаются в особых условиях и на короткий срок, чаще всего отступают от положений конституции, может быть предусмотрен особый порядок их принятия.
Регламенты палат парламента - документы, которые устанавливают и регулируют внутреннюю процедуру работы данного органа.
Подзаконные нормативные акты (правительства, главы государства) - не должны противоречить законам и конституции. В ряде стран (Франция, Италия, Великобритания) данные акты могут иметь силу закона. Так, во Франции важную роль играют президентские ордонансы, юридически приравненные к парламентским актам по своей юридической силе (13 октября 1958 года специальным ордонансом была введена мажоритарная система с двумя турами голосования при выборах в национальное собрание).
К группе нормативно-правовых актов большинство исследователей относят:
Конституционные обычаи - многочисленные правила, принципы и приёмы решений различных государственно-правовых вопросов, не закреплённые в нормативных актах и не обеспечиваемые судебной защитой. Однако они регулируют положение многих государственных органов и фактически определяют их роль в механизме государства. Правовой обычай сложившееся на практике правило поведения, нигде в нормативных актах не записан в качестве такового, однако, в течение длительного времени применяемый повсеместно, признаваемый, молчаливо санкционированный государством. Широкое распространение получил в англо-саксонских странах, а также странах, попавших под влияние данной системы.
Нормативный договор - могут быть международные и внутригосударственные. Так, соглашение о разделении Чехословакии на Чехии и Словакию. По конституции Испании автономные сообщества могут заключать друг с другом соглашения о сотрудничестве.
Акты органов конституционного контроля, которые дают официальное толкование конституции, признают те или иные законы соответствующими конституции или не соответствующими ей.
Судебный прецедент - ранее вынесенное решение судов, чаще всего вышестоящих, принимаемые за образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Создаётся высшими судебными инстанциями на основе закона. Непосредственно связан с судебной практикой и создаётся в ходе судопроизводства. В его разработке велика роль свободного усмотрения. Является обязательным не только для участников данного спора, но и для других судебных органов. Наиболее широкое распространении получили в Великобритании и других англо-саксонских государствах.
Международные договоры - могут регулировать конституционные по своему характеру отношения, и, при условии их ратификации парламентом, имеют приоритет по сравнению с законом.
В современной зарубежной литературе считается, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся учёных - государствоведов. Это концепция широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права рассматриваются труды канонизированных авторов (Блекстон, Мейя и других).
В результате юридических фактов, на основе действия норм конституционного права, между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения. Конституционные отношения представляют собой наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти, суверенитета народа.
Объектом конституционно-правовых отношений выступают материальная или духовная реальность, по поводу которой стороны вступают в отношения (власть, суверенитет, свобода, достоинство личности). Участники конституционно-правовых отношений называются субъектами конституционного права.
В их число обычно включаются:
Особенностью конституционно-правовых отношений является то, что каждый их участник имеет прямой или опосредованный интерес относительно публичной власти.
Конституционно-правовые отношений определяются во многом характером властиотношений, то есть, отношениями по поводу или в связи с осуществлением власти. Их политическая направленность несомненна. Нередко реализация конституционных норм сопровождается возникновением управленческих, имущественных и некоторых других отношений.
Наука конституционного права зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права и её составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Её содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства.
Предмет науки конституционного права базируется на конституции, но её не исчерпывается. Самостоятельность наука конституционного права приобрела в первой половине XIX века в Западной Европе и Северной Америке, выделившись из философии, социологии и ряда отраслей юриспруденции.
К основным функциям данной науки относятся:
Наука конституционного права позволяет повысить эффективность правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, содействует укреплению законности и правопорядка.
Наука конституционного права в советский период была чрезвычайно идеологизирована, нередко зарубежная политико-правовая действительность рассматривалась исключительно негативно и сверхкритично.
На современном этапе наука зарубежного конституционного права характеризуется обновлением своей методологической базы, широким плюрализмом в методологии исследований.
На современном этапе есть основания констатировать расширение географии исследований конституционного права, в том числе и иностранного. Это специализированные юридические вузы в Москве, Екатеринбурге, Саратове, а также институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.
Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.
Как наука - это совокупность теорий, учений, взглядов по вопросам конституционного права, изучает процесс формирования, эволюции и реального функционирования институтов и норм конституционного права. В рамках науки происходит обобщение практики, прогнозируется развитие конституционно-правовых институтов, формируются основные концепции, которые кладутся затем в основу реализации прав и свобод человека, построения и функционирования механизма конституционного судопроизводства.
Под объектом конституционного права понимается та сфера общественной жизни, правовое существование и регулирование которой находят отражение в нормах конституционного права. К важнейшим институтам конституционного права принято относить принципы конституционного строя, основные права и свободы человека, построение государства и публичной власти.
Возможен и другой подход к определению конституционного права. Специфика конституционного права заключается в том, что оно регулирует отношения между человеком, обществом и государством, нормы конституционного права призваны обеспечить взаимодействие этих трех слагаемых, определяя те ценности и приоритеты, которые предопределяют реальную конституционно-правовую практику.
Особенность конституционного права состоит в том, что оно призвано регулировать общественно-политические отношения, что и является предметом конституционного права.
Предмет и методы конституционного права зарубежных стран как отрасли права.
Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирования .
Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования , то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. Бывает императивный - способ обязывания; способ запрета; и диспозитивный - основан на дозволениях.
В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. С одной стороны - это властеотношения, но с другой - в демократическом государстве нормы конституционного права устанавливают содержание и гарантии прав человека, что является ограничением для государственной власти.
Конституционное право зарубежных стран - это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов самоуправления.
3. Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, особенности, виды.
Конституционно-правовые нормы - общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.
особенности:
1) регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения;
2) устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации, конкретизации;
3) правила и принципы, отдельные из которых носят декларативный характер;
4) являются основополагающими для норм других отраслей права;
5) имеют особый механизм реализации - через конкретные нормы других отраслей права;
6) регулируют поведение специфических субъектов (народ, государство, избирательные объединения и др.)
Система конституционного права содержит большое число норм. Их можно классифицировать:
(I)По функциональной направленности.
(II)По способу воздействия на субъекты права.
(III)По характеру регулируемых общественных отношений.
(IV)По действию во времени: нормы (1)постоянные, (2)временные и (3)исключительные.
Конституционно-правовые институты - система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения. К их числу относятся (1)правовой статус человека и гражданина, (2)основы общественного строя, (3)форма правления, (4)избирательное право, (5)народное представительство, (6)конституционный контроль. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных.
4. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты, объекты, виды.
Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, которым правовыми нормами отрасли конституционного права предоставлены права и на которых возложены определенные обязанности. Подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.
К первой группе субъектов относятся (1)граждане, (2)иностранцы, (3)группы граждан, (4)избиратели и (5)депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы.
Ко второй группе субъектов принадлежат (1) государство в целом, (2) его органы, (4) территориальные единицы, (5) учреждения и органы самоуправления, (6) политические партии.
В некоторых государствах субъектом конституционного права выступает церковь.
Объектами - предметы или явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников конституционно-правовых отношений.
Объектами являются: государственная территория; государственная власть; местное самоуправление; имущественные и неимущественные блага; поведение людей, действия органов государства, органов местного самоуправления и общественных объединений.
По целевому назначению конституционно-правовые отношения подразделяются на учредительные, правоустановительные и правоохранительные.
По времени действия конституционно-правовые отношения делятся на временные (срочные) и постоянные (бессрочные).
Похожая информация.
–
–
Является метод обязывания -
метод запрещения метод дозволения – .
Система и субъекты конституционного права зарубежных стран.
Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, институты и нормы.
Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.
Эти крупные институты могут состоять из более частных: например, институт избирательного права включает такой институт, как избирательное право в субъективном смысле и избирательный процесс. Избирательный процесс имеет 11 стадий, которые представляют еще более частные институты – назначение выборов, выдвижение кандидатов и т.д.
Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.
Отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права :
1. Они имеют самый общий характер, регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, устанавливают правовые основы государства; в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями.
2. Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию, но в одной статье они встречаются редко. При этом многие нормы не обеспечены санкцией вообще - санкции либо носят политический характер (например, отставка правительства), либо закреплены в нормах других отраслей права (например, за нарушение норм избирательного права может наступать административная или уголовная ответственность); иногда конституционно-правовые нормы не обеспечены даже гипотезой.
3. В большинстве случаев конституционная норма содержится в двух или нескольких статьях (многостатейная форма выражения); в то же время, в одной статье может содержаться несколько норм.
Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по следующим основаниям:
1. По функциональной направленности:
а) регулятивные (большинство);
б) охранительные.
2. По способу воздействия на субъекты права (по характеру содержащихся предписаний):
а) управомочивающие;
б) обязывающие;
в) запрещающие.
3. По характеру регулируемых общественных отношений (по назначению в механизме правового регулирования):
а) материальные;
б) процессуальные.
4. По действию во времени:
а) постоянные (неопределенный срок);
б) временные;
в) исключительные (на случай чрезвычайных обстоятельств).
5. По территории действия:
а) на всей территории государства;
б) на части территории государства.
Субъекты конституционного права – это участники конституционно-правовых отношений, которые возникают в результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права. Это постоянные носители прав и обязанностей, предусмотренных нормами отрасли.
По вопросу классификации субъектов конституционного права существуют различные подходы.
1. Физические лица: граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы. В этой группе нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности, причем общая правосубъектность признается равной для всех.
2. Общественные образования: государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (палата парламента), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, политические партии и другие общественные объединения.
Чиркин В.Е. считает, в конституционном праве неправомерно деление субъектов на физических и юридических лиц (как в гражданском праве). Он предлагает следующую классификацию:
1. Социальные и национальные общности (народ, нации и иные этнические группы, классы).
2. Государство и его составные части (субъекты федерации).
3. Основные органы государства.
4. Общественные объединения и коллективы.
5. Депутаты представительных органов.
6. Органы местного самоуправления и управления.
7. Индивиды (граждане, иностранцы, апатриды).
Выборы в зарубежных странах: понятие; виды и порядок проведения выборов.
Выборы - есть участие граждан в осуществлении государственной власти путем выдвижения из своей среды кандидатов и избрания их в органы государственной власти и органы самоуправления
Выборы можно классифицировать по следующим основаниям:
Прямые и непрямые.
Прямые выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают непосредственно граждане, имеющие избирательные права.
Непрямые выборы осуществляются не гражданами, а избранными ими лицами - выборщиками, депутатами и т.п. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые).
Косвенные выборы могут проводиться в двух вариантах . При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией . Например, избрание президента США. При втором варианте выборы проводятся постоянно действующим органом . Например, избрание президентов парламентами Греции, Турции и других стран.
При многостепенных выборах низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают вышестоящее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время такая система действует в Китае.
2. Всеобщие и частичные (дополнительные) .
Во всеобщих выборахдолжны участвовать все избиратели страны. Как правило, это выборы президента, парламента или его нижней палаты.
Частичные проводятся, как правило, с целью пополнения состава представительных органов. Например, выборы депутата вместо выбывшего.
3. Национальные и местные .
Национальные выборы проводятся по всей стране.
На местных выборах избираются органы местного самоуправления.
4. Очередные и внеочередные .
Очередные проводятся в сроки, установленные в конституции или законе в связи с истечением срока полномочий избираемого органа. Периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов.
Внеочередные проводятся в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа.
Если результаты голосования устанавливаются после однократного голосования избирателей, то считается, что выборы проводятся в один тур . Если проводятся два или более голосования, то выборы проводятся в два или более туров . Второй и последующие туры иногда называют повторными выборами или повторным голосованием .
Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы .
Правовое регулирование подготовки и проведения выборов непосредственно связано с понятием избирательного процесса.
Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими специальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций, а также групп избирателей по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и самоуправления.
Избирательный процесс делится на следующие стадии:
1. Назначение выборов - установление даты голосования. Даты очередных либо сроки назначения внеочередных выборов часто устанавливаются в конституциях.
2. Установление избирательных округов.
Избирательные округа - территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов. От того, каким образом будет установлена территория округов, в значительной мере зависят результаты выборов. В некоторых странах, например в Китае, избирательные округа могут создаваться не по территориальному, а по производственному принципу. Однако они всегда сочетаются в масштабе страны или административно-территориальной единицы с территориальными округами. В отдельных странах (Сингапур, Фиджи) округа создаются по этническому признаку.
3. Установление избирательных участков.
Избирательные участки - территориальные единицы. объединяющие граждан общим местом голосования.
4. Создание избирательных органов. Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдение избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Различаются общегосударственные, территориальные, окружные и участковые избирательные органы (комиссии).
Общегосударственные (центральные, национальные) избирательные комиссии обладают компетенцией, которая распространяется на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах, окружные избирательные комиссии - в избирательных округах, участковые избирательные комиссии - на пунктах голосования.
Законодательная власть
принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по Закону о парламенте 1911 г. не может превышать 5 лет.
По точному смыслу британской неписаной конституции парламент – триединое учреждение: юридическое понятие парламента в Великобритании включает главу государства (монарха), Палату лордов (исторически – палату знати и высшего духовенства) и Палату общин (исторически – палату простолюдинов). Чаще под парламентом понимают лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении – нижнюю, которая реально осуществляет законодательные функции.
Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.
Палата общин состоит из 646 членов. Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства на пять лет, но часто бывают роспуск и досрочные выборы, поскольку правящая партия власти таким путем стремится увеличить численность своих депутатов. Минимальный возраст депутата нижней палаты – 21 год. Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер, должность которого существует с 1377 года. Спикер обладает очень значительными полномочиями в решениии процедурных вопросов, связанных с работой палаты. Он имеет трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями в том случае, когда палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер назначается монархом на весь срок полномочий палаты (на деле избирается палатой, фракцией большинства) и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), так как должен быть лицом беспристрастным. Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. Избирается спикер с соблюдением конституционного обычая: он упирается, когда идет к председательскому месту его как бы силой ведут два дюжих депутата. В период абсолютизма действительно никто не хотел быть спикером, так как он должен передавать королю решения парламента, которые отнюдь не всегда нравились монарху, что нередко влекло печальные последствия для спикера.
В парламенте создаются партийные фракции (четыре фракции имеются даже в Палате лордов, но у них нет партийной дисциплины).
Палата лордов (верхняя) не избирается. В ее состав входят духовные лорды, судебные лорды, наследственные пэры и пожизненные пэры. С 1999 года началось реформирование Палаты лордов, рассчитанное на 10 лет. Ее численность сократили с 1200 до 665 человек. На переходный период в составе палаты осталось 192 наследственных пэра, остальные получили право баллотироваться а Палату общин. После завершения реформы из 788 наследственных пэров только 90 из них и 2 должностных лица, связанных с церемониалами, смогут принимать участия в заседаниях палаты (их состав определяется голосованием всех наследственных пэров). Руководит заседаниями палаты лорд-канцлер .
Конституция ФРГ 1949 г.
Конституция Германии 1949 г. официально называется Основным законом, поскольку при принятии этот акт рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола. Проект конституции был разработан специальной комиссией немецких правоведов и затем передан на рассмотрение Парламентского совета, в состав которого входили 65 депутатов, избранных ландтагами земель, а также 5 представителей от Берлина (без права решающего голшоса). В нем были представлены делегаты от всех действовавших политических партий. Затем конституция была ратифицирована ландтагами западногерманских земель, кроме Баварии, но вступила в силу и для нее.
субъектах федерации Германии – землях есть собственные конституции, которые должны соответствовать федеральной конституции
Конституция базируется на основополагающих принципах демократизма, парламентаризма и разделения властей, плюрализма, равенства и др. В документе закрепляется принцип федеративного устройства государства и гарантирующие его неприкосновенность нормы. Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство
Конституция Франции 1958 г.
Конституция Франции состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции; преамбулы конституции 1946 года; конституции 1958 года, в которой имеются ссылки на указанные выше документы и некоторые международные акты. В конституции наряду с преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов.
Основные черты Конституции.
Не содержит положений о социально-экономической структуре общества;
В ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях);
Нет раздела о правовом статусе личности;
Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан).
Более детально некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле Конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые обретают характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, право на образование, охрану здоровья, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности).
Провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме;
Провозглашает создание Французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, а юридически ликвидировано реформой Конституции в 1995 г., но этот раздел Конституции восстановлен, как отмечалось, в 1998 г. в своеобразной форме).
Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода, Равенство, Братство», возникший ещё в XVIII в. во время революции, установила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа»;
Определила основные условия для создания политических партий;
Провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.
В Конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.
Конституция Италии 1947г.
Через полтора года, 22 декабря 1947 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Итальянской Республики , которая вступила в силу 1 января 1948 г. и действует по сей день.
Конституция Италии 1947 г. – одна из самых демократичных и социальных конституций современности. На это повлиял тот факт, что около 80% мест в Учредительном собрании завоевали левые и прогрессивные силы. Большое влияние на содержание конституции(прежде всего, ее пацифистский характер) оказали оккупационные власти, прежде всего, США.
Открывает конституцию раздел, посвященный основам конституционного строя государства. Закрепляется принцип народного суверенитета, республиканская форма правления, демократический характер государства, основы правового статуса личности, основы государственной символики, отвергается война, как способ разрешения международных споров.
Конституция 1947 г.:
Провозглашает Италию «республикой, основанной на труде»;
Объявляет одинаковое общественное достоинство граждан и равенство всех перед законом;
Запрещает смертную казнь;
Детально регулирует правовой статус личности (причем впервые в Европе около 40% конституционного текста было посвящено правам и свободам человека, в том числе социальным; этому примеру в дальнейшем последовали многие европейские конституции);
Провозглашает право на труд и берет на себя обязательства создать условия, чтобы право на труд стало реальным;
Закрепляет социальную функцию труда и собственности;
Обязывает гражданина своим трудом не только приносить пользу себе, но и способствовать материальному и духовному прогрессу общества;
Устанавливает пределы частной собственности (нетипичная норма для капиталистической страны, в большинстве которых собственность признается священной и неприкосновенной) с целью обеспечения ее социальной функции, и доступности для всех;
Предусматривает возможность национализации предприятий, особо важных для экономики страны;
Ограничивает размеры земельной собственности;
Признает право трудящихся принимать участие в управлении предприятиями (в целях экономического и социального возвышения труда);
Гарантирует охрану сбережений во всех их формах и обязывает государство способствовать вложению гражданами сбережений в жилищную, сельскохозяйственную собственность и инвестированию сбережений в крупные акционерные производственные комплексы;
Объявляет свободу партийной и профсоюзной деятельности (кроме создания фашистских партий);
Объявляет свободу религий;
Устанавливает систему органов государственной власти, основанную на принципе разделения властей;
Учреждает двухпалатный парламент в качестве высшего органа государственной власти, обе палаты которого избираются народом;
Провозглашает отказ Италии от войны как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров
Конституция Испании 1978 г.
Конституция Испании 1978 года – одиннадцатая по счету после Первой испанской революции 1808 года.
Необходимость принятия новой Конституции была вызвана демократическими преобразованиями, проходившими в 1975 – 1978 гг. после смерти в 1975 г. диктатора («каудильо») Франко – главы фашистского, а затем авторитарного режима, существовавшего в Испании в 1939 – 1975 гг. В результате реформ, проведенных сверху, Испания за достаточно короткий срок естественным и мирным путем перешла от авторитарного режима к демократии. Именно закрепление демократических основ нового испанского общества и государства составило основную цель Конституции 1978 г.
Через почти 50 лет после свержения монархии в 1931 г. и крупных исторических потрясений (революция, гражданская война, диктатура Франко) Конституция 1978 г. вернула Испанию к традиционной монархической форме правления в виде конституционной монархии, основанной на принципе разделения властей.
Она был разработана Генеральными кортесами и принята 6 декабря 1978 года подавляющим большинством избирателей на общенациональном референдуме.
Конституция состоит из преамбулы и 11 разделов, содержащих 169 статей. По структуре и содержанию ей присущи все традиционные элементы конституций: преамбула, вводные положения, раздел о правах и обязанностях граждан, раздел об основных принципах социальной и экономической политики, разделы об органах государственной власти, территориальном устройстве государства, Конституционном суде, об изменении конституции. Особенностью структуры является включение в текст четырех дополнительных, девяти переходных, а также отменяющих и заключительных положений с собственной нумерацией, в отличие от основного текста не разделенных на статьи.
Конституция Японии 1947 г.
Конституция Японии небольшая по объему: она состоит из 103 кратких статей. Конституция провозглашает принцип народного суверенитета. Высшим органом государства и единственным законодательным органом провозглашается парламент. Конституция закрепила структуру парламента, состоящего из двух палат – палаты представителей и палаты советников, избираемы на основе всеобщего избирательного права. Император является не главой государства, а лишь символом нации. В конституции закреплен порядок формирования правительства. Система органов государства, закрепленная в конституции, характерна для конституционной монархии.
В конституции закрепляются общечеловеческие ценности, декларируются всеобщие принципы политической морали. В ней содержатся принципиальные антивоенные положения, в том числе отказ от войны и запрет создавать сухопутную армия, военно-морские и военно-воздушные силы. Конституция содержит широкий перечень традиционных прав и свобод граждан: личных, политических и основных социально-экономических. Кроме того, в ней содержится положение об упразднении привилегированных сословий. Своеобразием Японии является система пожизненного найма работников предпринимателями и особая система заработной платы в зависимости от срока службы на данном предприятии.
По форме государственного устройства Япония является унитарным государством с широкой автономией административно-территориальных единиц.
По способу внесения изменений конституция Японии относится к «жестким». Оно возможно только по инициативе парламента при наличии согласия 2/3 каждой из палат. После это поправки должны утверждаться референдумом либо новым составом парламента. На практике поправки в конституцию пока не вносились.
Право конституционного контроля принадлежит Верховному суду государства.
Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран.
Конституционное право как отрасль праваконкретного государства – это совокупность правовых (юридических) норм, которые закрепляют определенные основы экономической и политической организации общества, определяют основы взаимоотношений государства и личности, устанавливают порядок формирования, организации и функционирования основных звеньев государственного механизма, территориальную организацию государства.
В отличие от других отраслей права, каждая из которых регулирует определенные однородные общественные отношения (трудовые отношения – в трудовом праве, преступления и наказания – в уголовном), нормы конституционного права регулируют основы всех наиболее важных общественных отношений: основы жизни личности, коллектива, общества, государства.
предмет конституционного права зарубежных стран – общественно-политические отношения, закрепленные в основных источниках права национальных правовых систем, возникающие между личностью, обществом и государством . Иными словами, это: основы общественного строя; основы государственного строя; конституционно-правовой статус человека и гражданина.
метод правового регулирования регулирования – совокупность способов и приемов влияния на общественные отношения.
Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания - предусматривает необходимость исполнить требования нормы права. В такой форме закрепляется большинство конституционно-правовых отношений (Ст. 94 Конституции Итальянской Республики 1947 г.: «Правительство должно получить доверие палат»).
Конституционному праву известен также метод запрещения – предусматривает необходимость воздерживаться от совершения действий, не дозволенных нормой права. Ст. 19 Конституции Японии 1946 г.: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» и метод дозволения – предусматривает возможность использовать, в случае необходимости, необходимую норму права. НП: ст. 77 Конституции Румынии 1991 г. «До промульгации Президент может один раз требовать пересмотра закона Парламентом».
Преобладание в конституционно-правовом регулировании властно-императивных начал обусловлено природой общественных отношений, составляющих содержание данной отрасли права.