Закон о музейном фонде рф. Обзор изменений в законодательстве о музейном фонде рф Закон 54 фз о музейном фонде

Модуль 4. Актуальные проблемы обеспечения безопасности, учета и хранения Музейного фонда РФ Мария Борисовна Правдина Обзор изменений в законодательстве о Музейном фонде РФ г.Тотьма Вологодской обл., 2017 1 Федеральный закон о Музейном фонде РФ и музеях в РФ №54-ФЗ с 01.01.2017 действует в новой редакции от 03.07.2016 N 357-ФЗ Изменения и их последствия для музейного сообщества 2 Статья 3. Уточнены понятия: Музейный фонд Российской Федерации - совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом 3 Статья 3. Уточнены понятия: музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом 4 Статья 5. Уточнены понятия: Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности. 5 Статья 5. Музеи, иные организации, физические лица, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечить в порядке, установленном едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры 6 Статья 5. физическую сохранность музейных предметов и музейных коллекций, а также проведение реставрационных работ лицами, прошедшими в федеральном органе исполнительной власти в сфере культуры аттестацию на право их проведения в отношении музейных предметов и музейных коллекций в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры; безопасность музейных предметов и музейных коллекций, включая наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций; учет музейных предметов и музейных коллекций, ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями 7 Статья 5. Положение о Музейном фонде Российской Федерации утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры (далее - положение о Музейном фонде) 8 Статья 6. Государственный учет музейных предметов Музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету. 9 Статья 6. Государственный учет музейных предметов Государственный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - государственный учет), представляет собой комплекс мер, обеспечивающих идентификацию и предметно-количественный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях их правовой защиты и государственного контроля. 10 Статья 6. Государственный учет музейных предметов Государственный учет состоит из первичного и централизованного учета. 11 Статья 6. Государственный учет музейных предметов Первичный учет осуществляется государственными и муниципальными музеями, государственными и муниципальными организациями, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, в соответствии с частями девятой - тринадцатой настоящей статьи. 12 Статья 6. Государственный учет музейных предметов Первичный учет включает в себя: экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям (далее - экспертиза культурных ценностей); первичную регистрацию музейных предметов и музейных коллекций, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее также - первичная регистрация). 13 Статья 6. Государственный учет музейных предметов… (в новой редакции) В государственных и муниципальных музеях экспертиза культурных ценностей и экспертиза музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона проводятся уполномоченным коллегиальным органом музея, в собственности или во владении которого находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации. 14 Статья 6. Государственный учет музейных предметов Первичная регистрация проводится музеями… в установленном едиными правилами порядке на основании приказа руководителя музея… в срок не более 30 календарных дней со дня утверждения результатов экспертизы культурных ценностей. 15 Внесены изменения в цепочку приема в постоянное пользование 16 Прием в постоянное пользование. 1. Заявление владельца. 2. Акт приема ВХ ЭФЗК. 3. Экспертное заключение. 4. Коллекционная опись (для археологических и этнографических экспедиций). 5. Протокол ЭФЗК. 6. Договор дарения / договор пожертвования. 7. Договор купли-продажи. 8. Приказ директора на включение в состав Музейного фонда РФ. 9. Акт приема в постоянное пользование. 10. Акт передачи на ответственное хранение. 11. Акт возврата владельцу после ЭФЗК. 17 Подзаконные акты должны были быть приняты к 01.01.2017. Тем не менее Федеральный закон действует, его надо исполнять! 18 19 20 Статья 6. Государственный учет музейных предметов Для осуществления первичной регистрации сведения о музейных предметах и музейных коллекциях вносятся в книгу поступлений основного фонда музея (главную инвентарную книгу музея), порядковый номер записи в которой является неотъемлемым учетным обозначением музейного предмета или музейной коллекции. 21 Статья 6. Государственный учет музейных предметов Основной фонд музея представляет собой совокупность зарегистрированных в книге поступлений основного фонда музея… и хранящихся в музее… музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Форма книги поступлений основного фонда музея (главной инвентарной книги музея), состав и порядок внесения в нее сведений устанавливаются едиными правилами. 22 Статья 6. Государственный учет музейных предметов Централизованный учет включает в себя: внесение сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, в государственный каталог; присвоение каждому музейному предмету и каждой музейной коллекции уникального идентификационного номера. 23 Статья 8. Включение музейных предметов в состав МФ РФ Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня их регистрации в государственном каталоге. 24 Статья 10. Государственный каталог МФ РФ Государственный каталог состоит из: реестра музеев, иных организаций, физических лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - реестр музеев); 25 26 Статья 10. Государственный каталог МФ РФ Государственный каталог состоит из: реестра музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - реестр Музейного фонда); 27 28 Статья 10. Государственный каталог МФ РФ Государственный каталог состоит из: реестра сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - реестр сделок). Планируется в дальнейшем оформлять разрешение на передачу музейных предметов во временное пользование через ГК, сначала для федерельных музеев, а потом и для всех остальных 29 Статья 10. Государственный каталог МФ РФ Государственный каталог представляет собой федеральную государственную информационную систему государственного учета музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, созданную в целях обеспечения их правовой защиты и государственного контроля. 30 31 Статья 10. Государственный каталог МФ РФ Ведение государственного каталога осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры, исполняющим функции оператора государственного каталога. На основании решения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры полномочия по ведению государственного каталога могут быть переданы подведомственному учреждению. 32 33 34 Статья 10. Государственный каталог МФ РФ Внесение в реестр Музейного фонда сведений о музейных предметах и музейных коллекциях осуществляется государственными и муниципальными музеями, иными государственными и муниципальными организациями, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, путем электронного взаимодействия с оператором государственного каталога в порядке, установленном положением о государственном каталоге. 35 Госкаталог.рф имеет статус официального рупора МК РФ 36 Перечень обязательных полей: название предмета; изображение предмета, позволяющее его однозначно идентифицировать, в том числе марки, клейма, метки, записи, ярлыки и др. время создания (происхождения) предмета (текстовое поле); размеры предмета; номер предмета в Государственном каталоге (заполняется ФГИС автоматически); 37 Перечень обязательных полей: номер предмета в книге поступлений основного фонда (главной инвентарной книге) музея с обязательным указанием шифра (буквенного обозначения) музея (пункты 101, 128 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, 1985); дата записи о предмете в книге поступлений основного фонда (главной инвентарной книге) музея; 38 39 Перечень обязательных полей: идентификатор АМС (в случае передачи данных о музейных предметах через АМС); Категория ценности музейного предмета (1- культурные ценности мирового значения, предметы из драгоценных металлов, 2 – культурные ценности общероссийского значения, 3- культурные ценности, имеющие значение для народов Российской Федерации); 40 41 Перечень обязательных полей: типология музейного предмета по форме № 8-НК; форма собственности на предмет (федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальная собственность, частная собственность); способ поступления предмета (дар, пожертвование, безвозмездная передача, закупка); 42 43 Перечень обязательных полей: источник поступления предмета в собственность, во владение или в пользование юридического или физического лица. Новый протокол обмена данных потребовал обновления АМС – затраты, не предусмотренные бюджетами музеев 44 45 Перечень рекомендованных полей: Предметное имя (ключевое слово); краткое описание предмета; время создания (происхождения) предмета (числовое поле); место создания (происхождения) предмета; место обнаружения (для предметов археологии и этнографии); фамилия, имя отчество (при наличии) автора предмета; организация-изготовитель (школа, мастерская) предмета; материал и техника создания предмета; краткое описание истории бытования (провенанс) предмета; масса (для предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней); номер предмета в книге специального учета основного фонда музея (для предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней); номер и дата акта постоянного поступления предмета в музей; номер и дата протокола Экспертной фондово-закупочной комиссии о поступлении предмета в музей; номер предмета в инвентарной книге основного фонда музея; 46 47 48 49 Статья 10. Государственный каталог МФ РФ Содержащиеся в реестре Музейного фонда сведения о музейных предметах и музейных коллекциях, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются общедоступными, за исключением сведений, распространение которых ограничено законодательством Российской Федерации, и предоставляются гражданам бесплатно путем их размещения на официальном сайте государственного каталога в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном положением о государственном каталоге. 50 Статья 3. Уточнены понятия: публикация - одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 51 52 53 357-ФЗ от 03.07.2016 Статья 2.3. Для завершения процедуры гос.учета музейных предметов.., включенных в состав МФ РФ…, сведения о музейных предметах… подлежат внесению в ГК в срок не позднее 31 декабря 2025 года 54 55 Статья 15. Управление музейными предметами… МФ РФ Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры на основании соответствующих договоров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 56 357-ФЗ от 03.07.2016 Статья 2.4. Находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав МФ РФ музейные предметы…передаются музеям … субъектов Федерации… в безвозмездное пользование на основании договоров, заключенных между федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры, органом исполнительной власти субъекта РФ и соответствующим музеем 57 357-ФЗ от 03.07.2016 Статья 2.5. Находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав МФ РФ музейные предметы…передаются муниципальным музеям … в безвозмездное пользование на определенный срок на основании договоров, заключенных между федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры, органом местного самоуправления и соответствующим музеем 58 59 Изменения 2013-2017 гг. в законодательстве РФ, регулирующем деятельность в области археологии Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Федеральный закон от 23.07.2013 N 245-ФЗ (ред. от 22.10.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». 60 Изменения 2013-2017 гг. в законодательстве РФ, регулирующем деятельность в области археологии Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 27.11.2015 №2877. О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ 61 Понятие «археологический предмет» введено №245-ФЗ от 23.07.2013 Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. 62 Об объектах культурного наследия № 73-ФЗ от 25.06.2002 ст.49 п.3 Все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности 63 Позиция Минкультуры У предметов археологии гос.собственность – федеральная и субъектов РФ. Формально муниципальные музеи не имеют права принимать и хранить предметы гос.собственности. НО… С принятием 357–фз это стало возможно. Во 2 главе п.5 говорится о передаче предметов в разные виды собственности. Описана процедура передачи предметов. В 54-фз описана процедура приема в гос.собственность. Совмещение двух норм это позволяет муниципальным музеям тоже хранить археологию. 357 закон позволяет ст.2 – муниципальный музей может принять предметы археологии, но они имеют статус федеральной собственности, по трехстороннему договору передается в безвозмездное пользование на 10 лет. 245-фз 2014 г. – граница. До 1996 года – федеральная собственность, с 1996 по 2013 г. -предметы могли быть в любой собственности, после этого предметы археологии в музеях – только государственная собственность (федеральная и субъектов РФ) 64 Единые правила разрабатываются в соответствии с №54-ФЗ и №73-ФЗ Будут включены специальные разделы, определяющие порядок передачи археологических предметов в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации 65 Комплект дополнительных документов при постановке на учет предметов археологии Заявление владельца = заявление держателя открытого листа Копия разрешения (открытого листа) на проведение археологических полевых работ Полевая опись должна быть пронумерована постранично, иметь итоговую запись, подписана составителями, утверждена руководителем экспедиции, скреплена печатью музея. Уникальные предметы, входящие в состав полевой описи, оформляются отдельным списком или особыми отметками в описи. Копия научного отчета. 66 При постановке на учет предметов археологии В случае, когда в качестве владельца археологических предметов выступает физическое или юридическое лицо, не обладающее правом на проведение археологических работ, следует обращать внимание на происхождение коллекции предметов. С 01.09.2016 года не возможна передача в дар: случайных находок, предметов из частных коллекций, не находящихся в розыске (подтверждение из ГУВД) Предметов из частных коллекций законно ввезенных на территорию РФ. 67 При постановке на учет предметов археологии Закупка археологических коллекций для пополнения фондов музеев не осуществляется. Музей имеет право и должен избирательно подходить к тому, что принес археолог в музей. Никто не может обязать музей принимать в Музейный фонд массовый материал! Противоречие между научными интересами археолога и функциями музейщика. 68 Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации (утверждено постановлением бюро Отделения историко-филологических наук от 27.11.2013 №85) п. 4.31: В зависимости от степени изученности и сохранности объекта археологического наследия и характера материала исследователь вправе отобрать часть массового археологического материала (керамика, кости животных и рыб, шлаки и прочее), которая может быть оставлена на месте полевых работ. Указанный материал должен быть сфотографирован, зафиксирован в дневнике, представлен в научном отчете и закопан на исследованной территории объекта археологического наследия с точным указанием этого места на плане 69 Изменения 2013-2017 гг. в законодательстве РФ, регулирующем деятельность в области археологии "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) 70 При постановке на учет предметов археологии Анализируя предложения физических и юридических лиц, не являющихся исполнителями археологических полевых работ, следует иметь в виду следующие статьи УК РФ и АК РФ: Статья 243.2 УК РФ. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания. Статья 7.15 АК РФ. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения. Статья 7.15.1 АК РФ. Незаконный оборот археологических предметов. 71 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Рассмотрена на Коллегии МК РФ 23.09.2017 РОЛЬ МУЗЕЕВ Музеи сохраняют и представляют культурное наследие, укрепляют культурную идентичность, играют важную роль в воспитании патриотизма. В музее аккумулирован и осмыслен опыт многих поколений. Музей незаменим, ведь каждое новое поколение начинает свой путь с освоения духовного и материального богатства общества, проходит социальную и культурную адаптацию к современному миру. Музеи способны внести существенный вклад в повышение качества жизни всех слоев населения, обеспечивая непрерывность и преемственность в развитии культуры. В формировании положительного имиджа стран неуклонно возрастает роль музеев и культурного наследия. 72 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Ситуационный анализ Согласно данным ГИВЦ Минкультуры России в последние пять лет наблюдался непрерывный рост количества музеев. Оно выросла с 2011 г. по 2015 г. на 9,4%, (237 музеев) и в настоящее время составляет 2758 музеев, включая 653 филиала. Филиальная сеть за этот период выросла на 43 музея. 73 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Ситуационный анализ Общее число музейных предметов в 2015 году составило 88,2 млн ед. хранения. Наиболее многочисленны в собраниях музеев коллекции предметов археологии (16,9%), фотографий и негативов (15,9%), документов (14,9%), нумизматики (10,1%), печатной продукции (8,4%), прикладного искусства, быта и этнографии (8,2%), графики (5,8%), а также редких книг (2,6%). В реставрации нуждаются 6,3 млн ед. хранения основного фонда. Для реставрации существующими темпами всех нуждающихся в этом музейных предметов понадобится 159 лет. 74 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Ситуационный анализ Активное освоение музеями цифровых технологий привело к включению в Электронный каталог 35,6 млн ед. хранения (40,3% от общего числа предметов Музейного фонда России). В музеях ведения Минкультуры России в 2015 году фактически работало 70416 человек, а количество посетителей этих музеев составило 115,2 млн человек. С учетом музеев других ведомств посещаемость достигла 119 млн посетителей. 75 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Цель Концепции – определить пути развития музейного дела в Российской Федерации и российских музеев как культурной институции, обеспечивающей укрепление духовно- нравственной основы и единства общества, воспитание патриотизма, сохранение и включение в мировой культурный оборот богатейшего культурно-исторического наследия народов России. 76 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Рассмотрена на Коллегии МК РФ 23.09.2017 решение задач: повышение общественной и государственной значимости музейного дела и его включение в число национальных приоритетов государства; воспитание музейного посетителя, формирование и развитие общественных потребностей в музее как в культурной институции, расширение музейной аудитории за счет различных слоев, категорий и групп населения; 77 Концепция развития музейного дела до 2030 г. решение задач: нормативно-правовое обеспечение музейного дела, которое регламентирует основные направления музейной деятельности и определяет требования к ней; создание кадровых, финансовых и организационных условий, обеспечивающих развитие музейного дела в России; укрепление музейных сетей (региональных, профильных и других), в которые войдут музеи разных форм собственности, разного статуса и ведомственной принадлежности; 78 Концепция развития музейного дела до 2030 г. решение задач: обеспечение комплекса мер, направленных на создание условий для нормативного хранения предметов Музейного фонда Российской Федерации, поддержка деятельности по научному изучению собрания музеев, научному комплектованию и широкому представление музейных ценностей в экспозициях и музейных программах; распространение положительного опыта использования объектов культурного наследия, предметов Музейного фонда Российской Федерации, научного и информационного потенциала музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе, в реализации педагогических функций музеев, поддержка проектов в области музейной педагогики; 79 Концепция развития музейного дела до 2030 г. решение задач: создание условий для сглаживания диспропорций в развитии музейного дела в разных регионах России, формирование в России единого музейного пространства; интеграция музеев России в мировое культурное пространство, активизация их участия в формировании положительного имиджа России на международной арене, в том числе путем реализации проектов в странах СНГ, Таможенного союза, БРИКС; 80 Концепция развития музейного дела до 2030 г. решение задач: внедрение мер, направленных на расширение участия российских негосударственных организаций в музейной деятельности; использование в музейном деле технологий эффективного менеджмента и некоммерческого маркетинга; внедрение многоканального финансирования музеев и создание благоприятных условий для общественной и частной инициативы в музейном деле. 81 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Вектором для решения поставленных задач должно стать эволюционирование музеев в качестве многофункционального института социальной памяти и уникальной коммуникационной среды. 82 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Муниципальные музеи в регионах являются наиболее многочисленными. Это важный ресурс развития музейного дела. В муниципальных музеях хранится около 20% государственной части Музейного фонда Российской Федерации, что составляет около 18 миллионов музейных предметов. Комплексное развитие муниципальных музеев возможно лишь в том случае, когда имеются условия для выполнения ими обязательных музейных функций, т. е. реализуются минимальные стандарты музейной деятельности. Такие стандарты предполагают наличие кадров и помещений для выполнения функций хранения, комплектования и экспонирования предметов и коллекций Музейного фонда. 83 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Муниципальные музеи – один из важнейших факторов развития поселения и сопредельных территорий, а также такой социально значимой сферы как образование. В настоящее время само существование муниципальных музеев подвержено наибольшим рискам, поскольку они полностью финансируются муниципалитетами. В большинстве случаев у муниципалитетов отсутствуют достаточные финансовые средства для обеспечения полноценной деятельности музеев. 84 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Государственная поддержка муниципальных музеев в первую очередь должна быть ориентирована: на обеспечение сохранности, безопасности и доступности государственной части Музейного фонда Российской Федерации; на создание условий для включения предметов Музейного фонда Российской Федерации в Государственный каталог; на создание условий для информатизации музейной деятельности. на реализацию сетевых выставочных проектов и туристских программ, выполняемых в сотрудничестве 85 с другими музеями. Концепция развития музейного дела до 2030 г. Муниципальными музеями должны быть преодолены такие негативные тенденции как: утрата статуса юридического лица в результате слияния музеев с библиотеками, культурно- досуговыми центрами и иными муниципальными учреждениями культуры; сокращение штатного расписания; возросшие риски утраты музейных предметов и коллекций, в т. ч. включенных в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. 86 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Формирование новой модели - «музей – культурно- образовательный универсум». Модель объединяет в себе все лучшее из того, что наработано, и чутко реагирует на изменение социокультурных условий. Музей модернизирует традиционные и, благодаря своей новой роли в социуме, успешно осваивает инновационные направления деятельности. В результате гармоничного сочетания этих направлений, овладения информационно-коммуникативными технологиями увеличивается спектр целевых аудиторий, растет влияние музея на качество жизни российского общества. 87 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Стратегические приоритеты базовой деятельности музеев 1. Учет, хранение, комплектование и использование музейных коллекций 2. Публичное представление музейных предметов и коллекций, объектов культурного наследия 3. Изучение музейных предметов и коллекций 4. Культурно-просветительная и образовательная деятельность, распространение опыта музейной педагогики 88 Концепция развития музейного дела до 2030 г. Стратегические приоритеты инновационной деятельности музеев 1. Музей и социум 2. Роль музея и музейных сетей в региональном развитии 3. Музей как фактор развития культурно- познавательного туризма 4. Музей и социальный маркетинг 5. Музей и культурные индустрии 89 90 Приглашаю к сотрудничеству Музейный учет forever https://www.facebook.com/groups/muzuchet/ 91 Благодарю за внимание! Мои координаты для продолжения общения: Моб.тел. +7911-214-1469, +7921-067-6425 E-mail: [email protected] 92

Федеральный закон 54 регулирует любую деятельность всех музеев, находящихся на территории России, а также всех учреждений такого типа, которые будут созданы на этой территории. Так как хранение экспонатов с культурной и исторической ценностью — задача государственной важности, ее нужно контролировать, именно поэтому был принят соответствующий закон. Также описываются процессы и нюансы деятельности Музейного Фонда России.

Описание 54 ФЗ

Закон о музейном деле РФ был принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года. Последние изменения в него были внесены 28 декабря 2017 года. ФЗ 54 о музейном фонде России содержит 8 глав и 40 статей. Этот закон регулирует и контролирует изменения, положения и правовые нюансы и основы Музейного Фонда России, а также регламентирует процессы и мероприятия по созданию или изменениям всех уже имеющихся на территории страны, либо созданных в будущем музеев РФ.

ФЗ 173 в новой редакции 2018 года

Краткое содержание Федерального закона номер 54 о Музейном Фонде и музеях России:

  • Первая глава описывает общие положения закона. Перечислены цели, задачи и сфера, которую регулирует настоящий закон. Дан список других законов, нормативов и актов, контролирующих описываемую область. Дан список понятий и терминов, используемых в законе и их описание. Оформлено, каким образом государство осуществляет надзор и контролирует создание и изменения в музеях страны;
  • Во второй главе подробно описан Музейный Фонд. Оформлена информация о фонде со стороны населения, он является культурным наследием. Описан процесс внесения сведений и ведения гос. учета о коллекциях и предметах, находящихся на хранении и выставляющиеся в музеях страны. Также описан процесс исключения сведений и внесение их в архив Музейного Фонда обо всех предметах и коллекциях, хранящихся и выставляющихся в учреждениях описываемого типа. Оформлен гос. каталог настоящей области. Описан процесс и особенности ввоза в Россию и вывоза из нее коллекционных, раритетных и представляющих ценность предметов. Также оформлены нюансы и процессы оборота перечисленных категорий объектов среди граждан;
  • В главе третей описаны экспонаты и особенности их хранения, если они находятся в музеях, но принадлежат государству. Перечислен состав объектов, входящий в гос. систему фонда. Описаны и перечислены виды и категории форм собственности, которые можно заключить на гос. объекты, хранящиеся в музеях. Оформлена информация о способах и процессах управления перемещением и использованием объектов гос. части фонда. Описан процесс и способы контроля над государственной частью объектов. Оформлена государственная поддержка и способы ее получения;
  • В главе номер четыре описаны экспонаты и особенности их хранения, если они находятся в музеях или в фонде, но не принадлежат государству. Перечислен состав объектов негос. части фонда. Оформлена информация о ведении государственного надзора над негос. Частью объектов музейного фонда. Оформлена государственная поддержка негос. части музейного фонда и способы ее получения. Описаны процессы и способы оформления сделок, предметом которых являются экспонаты и хранящиеся в музеях объекты, являющиеся негосударственными;
  • В пятой г. перечислены и описаны музеи, находящиеся на территории РФ. Оформлен процесс создания и официальной регистрации в России соответствующего учреждения. Дан список целей, которые можно указать при создании музея. Перечислен список и порядок, по которому учреждаются государственные и негосударственные, а также другие категории музеев. Подробно описан процесс реорганизации и ликвидации описанного вида объектов. Дан список видов и категорий деятельности в настоящей области;
  • В г. шесть оформлен доступ к объектам музея граждан, сотрудников, должностных лиц и работников органов. Перечислены способы получения доступа и категории доступности. Оформлены процессы и нюансы публикации экспонатов и объектов;
  • В седьмой оформлена ответственность за нарушение положений описываемого закона. Описана ответственность граждан и сотрудников музея при нарушениях положений и условий закона. Подробно оформлена ответственность должностных лиц при нарушениях не только закона, но и нарушений по отношению к гражданам по требованиям закона;
  • В восьмой оформлены дополнительные условия и заключительные положения и требования настоящего Федерального закона.

Описываемая сфера регулируется не только настоящим Федеральным законом, но и Конституцией РФ, другими ФЗ и Основами законодательства России о культуре.

Вам будет интересно: ФЗ о частной детективной деятельности в новой редакции. подробности

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон о музейном фонде РФ были внесены 28 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 435. Изменения произошли в двух статьях закона.

В третьей статье изменился второй абзац. В этом абзаце дается определение понятия культурные ценности. Согласно изменениям культурные ценности – это материальные объекты или предметы, без привязки ко времени создания, но несущие при этом ценность для граждан или государства в областях истории, науки или культуры. Также был добавлен абзац номер семь , из-за чего бывшие до этого 7 и 8 абзацы стали 8 и 9. В нем объясняется понятие негосударственного музея федерального значения. Согласно изменениям негос. музей федер. значения – это учреждение, получившее особый статус по положениям настоящего ФЗ и благодаря указаниям Правительства РФ.

В последней редакции полностью изменилась статья номер 30. В этой статье дан полный и подробный порядок учреждения негос. музеев на территории РФ. В статье оформлена информация, что учредителями такого вида музея могут стать как физические, так и юридические лица, а также органы самоуправления местного уровня. Данными категориями лиц учреждается музей только согласно правилам законодательства России и оформляется как специальное учреждение.

Также в 30 статье закона о музеях написано, что экспонаты и объекты, которые будут выставляться в учреждении, могут быть закреплены за ними только после специальной регистрации. Негос. учреждения обязательно должны быть включены в специальный каталог, в каталоге пишется информация, что музей оформляется на базе оперативного управления. Обязательным также является создание и написание устава для соответствующего вида учреждения, такой устав обсуждается учредителями, утверждается и регистрируется. Любое же недвижимое имущество, закрепленное музеем, может быть присвоено учредителями или собственником только при неиспользовании имущества, либо использовании его не по назначению, либо же при ликвидации организации.

В исключительных случаях Правительство имеет право предоставить музею определенный статус. Если федер. орган высылает Правительству РФ, описанную в законе информацию, учреждению может быть выдан статус «негосударственный музей федерального значения».

Скачать текст закона о музейном фонде и музеях РФ

Как и любой вид или категорию учреждений, область создания и управления музеями должна контролироваться государством. Эта область очень важна для населения, так как в музеях находятся экспонаты, причисленные к культурному наследию страны. Поэтому каждому гражданину рекомендуется ознакомиться с положениями, представленными в последней редакции, описываемого закона.

Основным законом в РФ является ФЗ «о музейном фонде РФ и музеях РФ» от 26 мая 1996 года. Этот закон определяет особенности правового положения музейного фонда, особенности создания музеев, рассматривает положение форм собственности, управления музейными предметами и государственный контроль государственной части музейного фонда. Закон дополняют и развивают: «Положения о музейном фонде РФ», «Положение о государственном каталоге музейного фонда РФ». Они были утверждены в 1998 году.

Музейные предметы и коллекции, к-е входят в состав музейного фонда вывозу из России не подлежат. Временный вывоз регулируется ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Музейным фондом называется совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ». Музейный фонд является частью культурного наследия РФ. Музейные предметы и коллекции находятся в государственной, муниципальной и частной формах собственности. Включение музейного предмета в музейный фонд производится министерством культуры.

Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной части. Государственная часть находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Гос. контроль осуществляется Министерством Культуры РФ. Хранителями являются государственные и ведомственные музеи. Держателями негосударственной части являются частные лица и общественные музеи. При совершении сделок купли-продажи музейных предметов государство имеет право первой покупки этих предметов.

В отношении памятников природы действует: ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Тоже есть постоянно обновляющийся «свод» - регулярно обновляемым документом для природных памятников служит «Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий». Сведения о природных заповедниках, национальных парках, памятниках природы, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Права музеев.

Продавать музеями продукцию, связанную с их деятельностью, - законно.

Из ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» следует, что «целями создания музеев в Российской Федерации являются:

    осуществление просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

    хранение музейных предметов и музейных коллекций;

    выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;

    изучение музейных предметов и музейных коллекций;

    публикация музейных предметов и музейных коллекций».

Таким образом, следует, что музеи вправе тиражировать типографским способом или демонстрировать, например, в интернете любые свои экспонаты.

Если продажа полиграфической и прочей сувенирной продукции приносит прибыль, которая будет направлена на достижение целей, предусмотренным ФЗ «О музеях...» - то это законно.

Фотографировать в музее бесплатно - можно.

Статья 12 «Основ…» устанавливает право на доступ к культурным ценностям, гарантируя его для каждого человека. Также это право гарантировано гражданам России статьей 44 Конституции.

Статьёй 36 ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектами, находящимися на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у них возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК.

Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако сама по себе фотосъёмка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях.

Ограничения на доступ к музейным предметам, согласно ст. 35 закона «О музейном фонде…», могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. Сюда же относится и запрет на съёмку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта.

Право на доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах музеев, вообще не может быть ограничено, поскольку это прямо запрещено статьёй 8 закона «Об информации…»

Что же касается продажи музеями «права на съёмку», то она также незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение.

Закон «Об объектах культурного наследия…» устанавливает порядок доступа к ним. Под такими «объектами» понимается какая-либо недвижимость, представляющая историческую ценность, а также вещи, тесно с нею связанные (картины, скульптуры и т. п.) Доступ к ним гарантирован всем гражданам России статьей 7 закона. Условия такого доступа могут устанавливаться собственником объекта, но они должны быть согласованы с органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства в этой сфере. На практике такие ограничения могут быть весьма обширны в том случае, если речь идет о зданиях, которые используются органами власти (например, Кремль в Москве или Смольный институт в Санкт-Петербурге). Но полностью запретить доступ собственник не может: этого не разрешает закон.

Если кратко:

Нельзя:

    реализовывать продукцию с изображениями культурного наследия без официального разрешения.

    фотографировать со вспышкой некоторые музейные экспонаты.

Можно:

    фотографировать в личных целях,

    использовать эти фотографии в образовательных целях.

Было нельзя, сейчас можно:

    проносить в музей съёмочную аппаратуру.

Какие законы это регулируют:

    Конституция РФ,

    ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ»,

    ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» ,

    ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,

    «Основы законодательства РФ о культуре»,

    Гражданский кодекс РФ,

    «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР».

Ни одно внутреннее распоряжение музея не может противоречить ни одному из перечисленных выше нормативно-правовых актов.

Памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа.

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Федеральный закон 54 направлен на регулирование деятельности музеев на территории Российской Федерации. Предписывается правовая база для создания и использования Музейного фонда РФ, а также его положение и статус. Статьи данного закона распространяются на все учреждения – как уже существующие, так и создаваемые.

Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» принят 24 апреля 1996. Структурно документ подразделяется на главы, которые создают правовую основу следующим аспектам:

  • общие положения Закона о музейном деле РФ;
  • положения о Музейном фонде Российской Федерации;
  • государственная и негосударственная части Музейного фонда;
  • музеи в РФ;
  • обеспечение доступности для граждан;
  • ответственность за нарушения данного закона.

Общие положения Закона о музеях регламентируют сферу применения ФЗ 54, а также основные принципы законодательства, относящиеся к данной области. В первой главе приводятся основные понятия, используемые в документе и принцип государственного регулирования в данной сфере.

Глава о Музейном фонде РФ регулирует следующие вопросы:

  • представление музейного фонда как части культурного наследия народов России;
  • государственный учет экспонатов и коллекций;
  • собрание музея;
  • порядок включения и исключения предметов и коллекций в Музейный фонд РФ;
  • государственный каталог, принципы его ведения;
  • вывоз предметов и коллекций музеев за пределы страны;
  • особенности гражданского оборота экспонатов;
  • учет и хранение отдельных видов предметов и коллекций.

Государственная часть регламентируется главой 3 и предписывает следующие нормы:

  • состав государственной части Музейного фонда;
  • формы собственности и управление соответствующими предметами и коллекциями;
  • принципы государственного контроля и поддержки указанной собственности.

Аналогичные положения регламентируются главой о негосударственной части . В нее дополнительно включена статья о порядке проведения сделок с соответствующими экспонатами.

Глава 5 регулирует принципы и правовую основу деятельности музеев в России . Положениями Федерального закона 54 предписываются следующие аспекты:

  • создание музейных учреждений;
  • определение музеев-заповедников;
  • цели создания и порядок организации как государственных, так и негосударственных учреждений;
  • процедура реорганизации и упразднения созданных учреждений;
  • виды деятельности музеев.

Законом 54 ФЗ регулируется обеспечение доступности Музейного фонда , а также порядок публикации экспонатов. Ответственность за нарушение предписаний подразделяется на общие положения и нормы, применимые к должностным лицам. В заключительные положения включен порядок вступления Закона о музеях в силу. Предусматривается и приведение иных законодательных актов в актуальное состояние с данным документом.

Закон о музеях вступил в силу в день официальной публикации – 26 мая 1996. С данного момента он претерпел ряд изменений и поправок, направленных на устранение неточностей и двоякого толкования. Актуальная редакция документа последний раз обновлялась в июле 2016.

Скачать Закон «О Музейном фонде РФ и музеях»

Скачать Федеральный закон «О Музейном фонде РФ и музеях РФ» в последней редакции можно . Документ содержит последние изменения и поправки. Текст будет востребован для работников и должностных лиц данной сферы деятельности, а также правозащитников, углубленно изучающих данную сферу законодательства.

Последние изменения, внесенные в ФЗ о музеях

Последняя редакция Закона о музеях была проведена 3 июля 2016 года . Внесенные поправки коснулись следующих положений:

  • в статье 3 ФЗ 54 изменена редакция пятого абзаца, отредактированы абзацы шестой и восьмой;
  • скорректирована редакция части 1 ст 4 ;
  • статья 5 ФЗ 54 дополнена частями 2-5, регулирующими наличие в государственной или негосударственной части музейных предметов и коллекций;
  • статьи 6-10 Закона о музеях изложены в новой редакции;
  • в статье 12 ФЗ 54 отредактирована формулировка;
  • вторая глава была дополнена статьей 12.1 об особенностях учета и хранения отдельных категорий экспонатов;
  • отредактирована формулировка части 2 статьи 13 ;
  • в статье 14 скорректирована ч 1, часть 2 изложена в новой редакции, были введены части 3 и 4 о музейной собственности субъектов РФ;
  • статья 15 утратила силу;
  • изменена редакция ст 16 ФЗ 54 об управлении предметами и коллекциями;
  • отредактированы части 1 в статьях 17 и 18 ;
  • статьи 20-22 ФЗ 54 утратили силу;
  • в ст 23 скорректирована ч 1, в части 2 введена новая редакция третьего абзаца и изменена формулировка четвертого;
  • изменилось название статьи 24 Закона о музеях;
  • ст 25 ФЗ 54 изложена в новой редакции;
  • в статье 27 скорректирована формулировка ч 2, введена ч 4 о возможности образовательной деятельности музейных учреждений, бывшая ч 4 признана частью 5;
  • ст 32 полностью изменила свою редакцию;
  • в статье 35 ФЗ 54 в ч 2 отредактирован четвертый абзац и добавлен новый, ч 3 изложена в новой редакции, скорректирована ч 4;
  • статья 37 об ответственности за нарушения Закона о музеях изменила свою редакцию полностью;
  • ст 38 дополнилась ч 2 об ответственности за своевременную постановку экспонатов на государственный учет.

Приведенные изменения актуальны на июль 2017 года. Они направлены на актуализацию правовой базы в связи с общими изменениями законодательства, а также при введении в документ новых положений.