Способы выполнения мобилизационных заданий по продукции сельхозназначения. Кто выдает мобилизационное задание организации. Основные понятия мобилизационной подготовки и мобилизации

Цель мобилизационной подготовки заключается в заблаговременной подготовке органов всех уровней, подчиненных им организаций к работе в период мобилизации и в условиях военного времени по обеспечению населения, и военнослужащих вооруженных сил РФ.

Основные задачи мобилизационной подготовки:

Проведение комплекса мероприятий по подготовке создаваемых на военное время для нужд ВС РФ специальных формирований.

Проведение мероприятий по подготовке к обеспечению населения пострадавшего в результате ведения военных действий. Реализует эти мероприятия создаваемая в период мобилизации ГО.

Подготовка к обеспечению населения в период мобилизации и в военное время. Реализуются мероприятия федеральными, региональными и муниципальными органами и учреждениями.

Основное законодательное нормативно-правовое обеспечение моби­лизационной подготовки :

Мобилизационная подготовка являются составной частью мобилизационной подготовки органов государственной власти и направлена на подготовку к обеспечению потребностей государства и нужд населения в военное время. Регламентируется нормативно-правовыми актами, которые включают ряд положений Конституции РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные приказы. К основным нормативно-правовым документам относятся:

В ней определяется, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.

в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение;

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

«О военном положении».

Военное положение - особый правовой режим, вводимый в случае агрессии против Российской федерации или непосредственной угрозы агрессии.

При введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется общая или частичная мобилизация.

Определяет: - основы и организацию обороны Российской Федерации - полномочия и функции органов государственной власти, организаций и должностных лиц; - права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны; - силы и средства, привлекаемые для обороны;

Оборона - это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций, а также собственников транспортных средств.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются создаваемые на военное время специальные формирования здравоохранения.

Организация обороны включает:

Мобилизационную подготовку органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, транспорта, коммуникаций и населения страны;

Создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резерва;

Планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне и другие мероприятия;

Федеральный закон 1997года № 31-ФЗ

«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Закон осуществляет правовое регулирование, обязанности органов власти и должностных лиц в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. В законе дано определение мобилизации.

Мобилизация, это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Для здравоохранения – Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу органов управления и организаций здравоохранения на работу в условиях военного времени, а специальных формирований и аварийно-спасательных формирований ГОЗ на организацию и состав военного времени.

«О государственном материальном резерве»

Закон устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва.

Государственный материальный резерв - особый федеральный запас материальных ценностей.



В его состав входят запасы:

Материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации;

Стратегических материалов и товаров для оказания поддержки различным отраслям народного хозяйства и оказания регулирующего воздействия на рынок;

Материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон 1998года № 53-ФЗ

«О воинской обязанности и военной службе».

Осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Медицинские работники (врачи и средний медицинский персонал) являются военнообязанными, и на них распространяется действие настоящего закона.

1998 года № 1175

«Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности»

Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных сил, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время.

Военно-транспортная обязанность распространяется на все организации независимо от формы собственности и граждан - владельцев транспортных средств.

Указ Президента Российской Федерации 2009года «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.»

"национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

«Стратегия» является важнейшим документом в системе стратегического планирования в Российской Федерации. Она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Обеспечение достойных условий жизни в России признается такими же приоритетами обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления - обороноспособность и безопасность государства.

Указ Президента Российской Федерации 2010г.

«Об утверждении военной доктрины Российской Федерации»

Военная доктрина Российской Федерации - представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Основные внешние угрозы:

Стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, приблизить военную инфраструктуру к границам Российской Федерации;

Действия по дестабилизации обстановки в отдельных государствах и регионах, подрыв стратегической стабильности;

Создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

Территориальные претензии к Российской Федерации, вмешательство в её внутренние дела;

Распространение оружия массового поражения;

Нарушение международных договоренностей, в области ограничения и сокращения вооружений;

Распространение международного терроризма;

Возникновение многочисленных очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности.

Основные внутренние угрозы:

Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

Подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

Дезорганизация функционирования органов государственной власти

Обеспечение военной безопасности

В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору в любых условиях.

Ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.

в угрожаемый период и с началом военного конфликта проводится:

Своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране. Проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации;

Скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;

Перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также организаций, на работу в условиях военного положения;

Организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;

Основные положения, принци­пы и содержание мобилизационной

подготовки органов здравоохранения

Основные положения:

Организация мобилизационной подготовки органов здравоохранения является составной частью организации обороны РФ.

Должностные лица органов здравоохранения и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки.

В органах здравоохранения и организациях, имеющих мобилизационное задание, создаются мобилизационные органы. В зависимости от объема мобилизационных заданий могут назначаться мобилизационные работники. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям органов здравоохранения и организаций.
Финансирование мобилизационной подготовки здравоохранения осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций.

Мобилизационная подготовка государства, в том числе здравоохранения, осуществляется за счет средств выделяемых на эти цели из военного бюджета РФ. Военный бюджет РФ на 2011 год составляет порядка 50 млрд. долларов. Из них на мобилизационную подготовку выделено 11,6 млрд. рублей.

Часть финансовых средств на мобилизационную подготовку здравоохранения регионов, финансируется из бюджета субъектов Российской Федерации.
Финансированию из средств местных бюджетов подлежат работы по мобилизационной подготовке местного значения.
Финансированию из средств организаций здравоохранения подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся по инициативе самих организаций в целях повышения устойчивости их функционирования.

Работа в области мобилизационной подготовки здравоохранения относится к государственной тайне и ведется в секретном делопроизводстве.

Основные принципы мобилизационной подготовки:

1. централизованное руководство. Оно заключается в организации работ по мобилизационной подготовке выше стоящим органом управления и безусловном выполнении мобилизационных заданий подчиненными органами и организациями.

2. заблаговременность. Все мероприятии мобилизационной подготовки должны проводится в мирное время в установленные сроки и в полном объеме.

3. плановость. Все органы управления и организации разрабатывают план мобилизационной подготовки в котором определяется перечень проводимых мероприятий, место проведения, сроки, исполнители и.др. , которые утверждаются выше стоящим органом управления.

4. контроль. Органы определяют сроки и порядок представления подчиненными донесений о выполнении запланированных мероприятий. С целью изучения реального состояния дел и оказания практической помощи проводятся плановые и внезапные проверки мобилизационной готовности;

5. комплексность и взаимосогласованность. В процессе мобилизационной подготовки должен быть решен широкий круг вопросов медицинского, транспортного, продовольственного, инженерного, кадрового, связи и др. характера. С этой целью проводится согласование мобилизационных мероприятий с органами государственной власти и управления, организациями различных форм собственности.

1. Определение условий работы в период мобилизации и в военное время. С этой целью на основе существующих военных опасностей прогнозируется возникновение возможных военных конфликтов. Исходя из вероятного прогноза делаются выводы об обстановке в различных регионах РФ.

2. Подготовка к работе в период мобилизации и в военное время.

Она включает - создание мобилизационного органа, подготовку специалистов, разработку документации, создание запасных пунктов управления и др.

3. Разработка мобилизационных планов. Мобилизационный план это документ, определяющий содержание, объём, порядок и сроки проведения мероприятий по переводу органов управления и организаций на режим деятельности в условиях военного времени. Мобилизационный план разрабатывается всеми органами управления и организациями, которые продолжающие свою деятельность в военное время и имеют мобилизационные задания. Состоит план из графической части, таблиц, схем, расчётов, графиков и текстовой части. В нем отражаются мероприятия проводимые в режиме повседневной деятельности, при повышенной готовности, при военной опасности и полной готовности. Мероприятия планируются как последовательно, так и минуя промежуточные степени готовности.

4. Оценка состояния мобилизационной готовности органов управления. Проводится в ходе командно-штабных тренировок и мобилизационных учений, а так же проверок выше стоящим органом управления.

5. Подготовка и создание в период мобилизации и в военное время органов управления специальными формированиями. Организационно-методическая помощь организациям в подготовке специальных формирований.

6. Организация работ по созданию, накоплению и хранению медицинского и санитарно-хозяйственного имущества мобилизационного резерва.

7. Организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.

8. Организация воинского учета.

9. Подготовка специалистов по военно-учетным специальностям для комплектования специальных формирований в период мобилизации и в военное время.

10. Бронирование на период мобилизации и на военное время специалистов пребывающих в запасе и работающих.

Бронирование предоставляет отсрочку от призыва в вооруженные силы специалистов, которые состоят на воинском учете и занимают должности определяющие работоспособность органа управления. Этим достигается равномерное распределение трудовых ресурсов между вооруженными силами и гражданскими организациями.

Нужд в составе мобилизационного плана экономики РФ, устанавливаемые Правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и размещаемые в виде заказов на договорной (контрактной) основе за счет бюджетных источников финансирования в организациях (на предприятиях) – поставщиках, включая организации (предприятия), привлекаемые к выполнению этих заказов по кооперации.

Мобилизационные мощности (объекты) - мощности (объекты), максимальное (дополнительное) использование которых после завершения периода мобилизационного развертывания и перехода экономики на режим работы в условиях военного времени обеспечивает выполнения мобилизационных заданий.

Мобилизационный резерв является федеральным запасом материальных ценностей, находящимся в исключительном ведении Правительства РФ, не подлежит приватизации, продаже в составе имущества предприятий-должников, не может использоваться в качестве залога и используется в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном материальном резерве». Мобилизационный резерв накапливается в мирное время предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности – исполнителями мобилизационного плана экономики РФ в соответствии с установленными им мобилизационными заданиями.

В случае агрессии против государства или непосредственной угрозы агрессии, Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ на территории Российской Федерации или в отдельных ее субъектах вводится особый правовой режим – военное положение .

Основания и порядок введения и отмены военного положения, а также режим военного положения определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы применяются в период действия военного положения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время , которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Основными формами подготовки объектов здравоохранения являются мобилизационные учения и тренировки.

Постановлением Правительства от 2.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» установлен четкий порядок регулярного проведения командно-штабных учений (КШУ), тактико-специальных учений (ТСУ), комплексных учений (КУ) и тренировок, рассматриваемых в качестве важной формы обучения органов управления и сил РСЧС и ГО, как наиболее действенного метода проверки их подготовленности к выполнению возложенных задач и обязанностей в обстановке, максимально приближенной к той, которая может сложиться в реальных условиях.

При этом предусматривается:

КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и субъектов РФ 1 раз в два года, в органах местного самоуправления 1 раз в три года. КШУ или штабные тренировки (ШТ) продолжительностью до одних суток проводятся в организациях, учреждениях и на предприятиях один раз в год.

Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся: с формированиями повышенной готовности – 1 раз в год; с остальными формированиями организаций – один раз в три года.

Комплексные учения продолжительностью до двух суток с периодичностью один раз в три года проводятся: в органах местного самоуправления; в организациях, отнесенных к категории по ГО.

На объектах с численностью работающих 5 тыс. и более КУ проводятся по производствам, цехам, группам цехов.

Комплексные учения с органами управления муниципальных образований проводятся один раз в три года в ходе КШУ, проводимых органами местного самоуправления; в других организациях один раз в три года проводятся объектовые тренировки продолжительностью до 8 часов.

Перед комплексными учениями (тренировками) на объектах, где они предусмотрены, проводятся КШУ.

Тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.

Важнейшей функцией Российского государства является поддержание обороноспособности на уровне соответствующем характеру военных угроз. Согласно положением Военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы должны быть готовы к ведению локальных войн и к участию в вооруженных конфликтах.

Однако доктрина допускает, что локальные войны и вооруженные конфликты при определенных условиях могут перерасти в широкомасштабную войну.

Подготовка страны к войне представляет собой сложный, непрерывный процесс, связанный с решением политических, военно-стратегических и экономических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.

Основными составными частями подготовки страны к войне и организации обороны являются мероприятия мобилизационной подготовки и мобилизации.

Обратимся к основным понятиям мобилизации и мобилизационной подготовки. Мобилизация – латинское слово «mobile» т.е. подвижный, отсюда и происходит название «автомобиль». В общем, понятие «мобилизация» - это проведение необходимых мероприятий в короткие сроки по концентрации средств и ресурсов для достижения поставленных целей (например: спортивная команда мобилизовала свои силы и энергию и достигла определенного спортивного результата).

В Федеральном законе от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» определено, что под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребности государства и нужд населения в военное время. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Исходя из данных определений, в обобщенном виде, мобилизационная подготовка и мобилизация страны включает в себя:

· мобилизационную подготовку и мобилизацию экономики;

· мобилизационную подготовку и мобилизацию органов власти всех уровней и организаций;

· мобилизационную подготовку развертывания и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил и других войск.

Под мобилизационной подготовкой экономики понимается комплекс плановых мероприятий, проводимых в мирное время, по обеспечению текущих потребностей Вооруженных Сил, других войск и накоплению запасов вооружения, боеприпасов, военной техники, военного, военно-технического имущества и другой продукции на военное время, созданию и сохранению запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, развитию и сохранению мобилизационных мощностей.

Мобилизация экономики заключается в планомерном переводе всех отраслей экономики, объединений, организаций и предприятий на работу в условиях военного времени для всестороннего обеспечения потребностей обороны страны в вооружении, боеприпасах, техники и других материальных средствах, жизнеобеспечения населения страны и других нужд государства в военное время.

Мобилизация экономики страны включает в себя: развертывание военного производства, изменение экономических пропорций в интересах всемерного увеличения производства военной продукции, перестройку работы органов управления, средств связи, транспорта, сельского хозяйства всей инфраструктуры страны в целях обеспечения нужд государства в военное время. Мобилизация экономики предусматривает также перераспределение людских ресурсов для обеспечения мобилизационных потребностей Вооруженных Сил, других войск и работы оборонной промышленности, других отраслей экономики. При мобилизации экономики происходит изменение деятельности научных и опытно-конструкторских учреждений в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил и достижения военно-технического превосходства над противником, перестройка финансовой системы, торговли и предприятий сферы обеспечения в соответствии с потребностями войны. При мобилизации экономики повышается роль государственной централизации управления экономикой в целях концентрации ресурсов для обеспечения нужд обороны и государства.

Целью мобилизационной подготовки экономики является создание в мирное время военно-экономического потенциала адекватного военным потребностям страны и проведение комплекса подготовительных мероприятий по переводу экономики на работу в условиях военного времени.

Целью мобилизации экономики является своевременный, плановый перевод на работу в условиях военного времени всех отраслей экономики, объединений, организаций, учреждений и предприятий для выпуска продукции, в соответствии с мобилизационными планами (планами на расчетный год), для полного удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других войск в вооружении, технике и материальных средствах, а также населения в продовольствии, товарах, средствах защиты и других средств жизнеобеспечения в военное время.

Исходя из данных определений, мы с вами должны четко уяснить периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий (табл. 6.5.1).

Кроме того, вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации мы будем рассматривать по следующим уровням государственной иерархической системы:

1-й уровень – Государственный: представительная власть; исполнительная власть; экономические структуры федерального уровня;

2-й уровень – Субъектовый: представительная и исполнительная власть, экономика субъектов Российской Федерации;

3-й уровень – Муниципальный: органы местного самоуправления и экономика муниципального образования;

4-й уровень – Объектовый: объекты экономики: предприятия, учреждения и организации, имеющие мобилизационные задания.

Таблица 6.5.1

Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий

Как и любая сфера деятельности государства, мобилизационная подготовка и мобилизация имеет свою законодательную и нормативную правовую базу. Правовой основой мобилизационной подготовки и мобилизации является Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об обороне», «О военной обязанности и военной службе», «О государственном оборонном заказе», «О гражданской обороне», Федеральный Конституционный закон «О военном положении».

Центральное и главное место в законодательной системе по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации занимает Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» №31-ФЗ, принятый 26 февраля 1997 года. Содержание данного закона тесно взаимосвязано с выше перечисленными законами.

Конкретизация и реализация в жизнь основных требований и статей закона осуществляется путем издания иных нормативных правовых актов в виде Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, распоряжений и приказов федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), а так же нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, предприятий и учреждений.

Более детально вопросы содержания нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки и мобилизации будут рассмотрены в последующей лекции.

Мобилизационная подготовка Российской Федерации, являясь составной частью подготовки страны к войне и организации обороны, должна осуществляется по следующим принципам:

Централизованное государственное управление мобилизационной подготовкой через систему мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, имеющих мобилизационные задания.

2. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с разделением источников финансирования мероприятий в области мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и внебюджетные источники.

3. Комплексное, взаимоувязанное и целенаправленное планирование и выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке Российской Федерации посредством разработки и реализации федеральных (региональных) целевых программ по мобилизационной подготовке экономики, государственного оборонного заказа и иных заказов на поставку продукции (работ, услуг) на контрактной (договорной) основе в пределах выделяемых на эти цели финансовых ресурсов и в соответствии с установленными заданиями мобилизационного плана экономики Российской Федерации.

4. Развитие и совершенствование в интересах мобилизационной подготовки Российской Федерации межгосударственных связей с государствами – участниками СНГ, подписавшими соглашение о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки.

Принципы мобилизационной подготовки сформулированы на основе научного осмысления опыта прошлого и обобщения достижений настоящего. Они имеют объективный характер, вытекают из логики организации обороны и безопасности государства и учитывают политические и экономические реалии сегодняшнего дня России. Принципы определяют систему требований к содержанию и совершенствованию мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации.

Из рассмотренных целей и принципов вытекают задачи мобилизационной подготовки экономики, основными из которых являются:

· создание и развитие военно-экономического потенциала страны, необходимого для укрепления военной мощи государства, материального обеспечения подготовки и ведения войны;

· подготовка всех отраслей экономики, запасов материальных резервов и трудовых ресурсов к переводу на работу в условиях военное время;

· подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода на работу в условиях военного времени и в военное время;

· подготовка финансово-кредитной системы, системы денежного обращения и других систем обеспечения мобилизационной подготовки экономики к особому режиму функционирования в условиях военного времени;

· подготовка системы жизнеобеспечения населения в военное время;

· подготовка экономики к восстановлению после возможных потерь и разрушений в результате военных действий или чрезвычайных ситуаций.

При рассмотрении вопросов мобилизационной подготовки и мобилизации мы неоднократно обращались к таким понятиям как «военное положение» и «военное время». Рассмотрим два этих понятия и их взаимосвязь между собой.

Военное положение – это особый правовой режим деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, войск и организаций, независимо от форм собственности, предусматривающий ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей, а также осуществление системы мер по обеспечению режима военного положения.

Военное положение вводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях только в случае объявления войны Российской Федерации, агрессии против Российской Федерации со стороны какого-либо государства или коалиции государств.

Целью введения военного положения является сосредоточение всех сил и средств государства в интересах вооруженной защиты Российской Федерации и безопасности ее граждан.

Вся полнота власти на период действия военного положения сосредотачивается в органах государственной власти военного времени, усиливается контроль за экономической, политической и социальной деятельностью со стороны государства. В местностях, где развертываются или ведутся военные действий, с введением военного положения все функции органов государственной власти и управления переходят к военному командованию – военным советам главных командований фронтов, флотов, армий и флотилий, а там где нет военных советов – командирам корпусов и соединений. Военное командование осуществляет эти функции самостоятельно и через органы государственной власти военного времени соответствующих регионов, главы которых по должности входят в состав военных советов.

Введение военного положения осуществляется указом Президента Российской Федерации или лицом, исполняющим обязанности Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации обязан не позднее 24 часов с момента введения военного положения сообщить об этом Совету Федерации и представить доклад с обоснованием своего решения.

Совет Федерации обязан не позднее 48 часов с момента поступления доклада Президента Российской Федерации утвердить (отклонить) указ о введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местах. Военное положение отменяется указом Президента Российской Федерации.

На остальной территории, где не введено военное положение, или ее части, указом Президента Российской Федерации может быть введено чрезвычайное положение.

Для наиболее полного ознакомления с терминами мобилизационной подготовки нам осталось рассмотреть понятие военного времени: военное время – период в котором находится государство с момента объявления войны или фактического начала военных действий до объявления о прекращении военных действий, но не ранее фактического окончания военных действий.

Военное время составляет лишь часть временного периода военного положения (иногда эти понятия смешивают). Военное положение включает в себя предвоенный отрезок мирного времени, в течение которого задействуются план на расчетный год, собственно военное время, когда, в зависимости от ситуации может действовать либо скорректированный план на расчетный год, либо военно-хозяйственный план послевоенный промежуток времени, в ходе которого осуществляется переход к экономическим пропорциям мирного времени. Наличие периодов мирного времени является принципиально важным для понимания сути военного положения.

Мобилизационная подготовка экономики, являясь одной из основных сфер деятельности государства по укреплению обороноспособности, должна находиться в постоянном развитии и совершенствовании. Основными направлениями дальнейшего совершенствования мобилизационной подготовки экономики являются:

· совершенствование системы управления экономикой и подготовка ее к устойчивому функционированию в период перевода на работу в условиях военного положения и в военное время;

· создание, совершенствование и эффективное функционирование системы мобилизационной подготовки органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;

· оптимизация и развитие потребных мобилизационных мощностей и объектов;

· создание, накопление сохранение и обновление запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах;

· создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технической документации для военного времени;

· сохранение и развитие объектов экономики, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

· подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в условиях военного положения;

· разработка и совершенствование нормативной правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в соответствии с мобилизационными планами.

Мобилизационное задание - мобилизационный директивный документ, устанавливающий задание предприятию, учреждению, организации по определенной номенклатуре и количеству продукции (работ, услуг) для выпуска (выполнения работ, услуг) по мобилизационному плану, а также задания на создание (сохранение, развитие) мобилизационных мощностей для обеспечения указанного производства (работ, услуг)

Источник: Постановление Правительства Москвы от 27.04.2004 № 278-ПП

"О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СТРАХОВОГО ФОНДА ДОКУМЕНТАЦИИ Г. МОСКВЫ"

(вместе с "ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СПЕЦЛАБОРАТОРИИ ГОЛОВНОЙ СЛУЖБЫ ТСФД Г. МОСКВЫ НА 2004-2005 ГГ.", "ПОЛОЖЕНИЕМ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ СТРАХОВОМУ ФОНДУ ДОКУМЕНТАЦИИ Г. МОСКВЫ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ГОЛОВНОЙ СЛУЖБЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СТРАХОВОГО ФОНДА ДОКУМЕНТАЦИИ Г. МОСКВЫ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О СИСТЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СТРАХОВОГО ФОНДА ДОКУМЕНТАЦИИ Г. МОСКВЫ", "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ СТРАХОВЫХ ФОНДОВ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ОБЪЕКТЫ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКВЫ")

Самые просматриваемые слова

Ссылки на определение понятия «Мобилизационное задание»:

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Мобилизационное задание». Полученная информация поможет вам понять, что такое Мобилизационное задание. Если по вашему мнению определение термина «Мобилизационное задание» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Мобилизационное задание», но и по ошибочному запросу «vj,bkbpfwbjyyjt pflfybt». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.

Описание страницы: На данной странице представлено определение понятия «Мобилизационное задание»

Ключевые слова страницы: Мобилизационное задание, это, определение, понятие, термин, дефиниция, что значит, что означает, слово, значение

Т.И. Тарасова, налоговый консультант

Некоторые учреждения обязаны участвовать в мероприятиях по мобилизационной подготовке. Они проводятся на плановой основе и в основном финансируются за счет бюджета.
Рассмотрим далее некоторые особенности организации мероприятий по мобилизационной подготовке, их экономического стимулирования со стороны государства и вопросы налогообложения, связанные с такими мероприятиями.

Обеспечение защиты государства в мирное время

Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральными законами от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон № 31-ФЗ) и от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне".
Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны, органов власти, вооруженных сил к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Мобилизационная подготовка и мобилизация состоят в том числе (пп. , п. 3 ст. 2 Закона № 31-ФЗ):
- из создания, развития и сохранения мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - ВС РФ) и нужд населения в военное время;
- из создания в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации.
Общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва (далее - государственный резерв), а также отношения в данной области регулируются Федеральным законом от 29.12.1994 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Законом № 79-ФЗ , и составляет имущество казны Российской Федерации. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (в том числе мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст. 1 Закона № 79-ФЗ).
Нормами статей , и Закона № 31-ФЗ определено, что разработку мобилизационных планов и заданий организует Правительство РФ через федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
В области мобилизационной подготовки организации обязаны, в частности (п. 1 ст. 9 Закона № 31-ФЗ):
- организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;
- проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
- выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
- предоставлять в соответствии с законодательством РФ здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством РФ.
Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 2 ст. 9 Закона № 31-ФЗ).
Выполнение работ по мобилизационной подготовке включено в перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика (п. 3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе).
Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с законом о государственной тайне и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства (