Европейский суд по правам человека было отказано. Основные условия обращения в европейский суд по правам человека. Статистическая информация по делам против России

Не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук , в 2008 году - Георгий Матюшкин.

Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:

  • 2001 год - 2490 жалоб,
  • 2002 год - 4716,
  • 2003 год - 6602,
  • 2004 год - 7855,
  • 2005 год - 10 009.

Согласно предварительным данным за 2008 год , из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307.

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты. Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека. В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

Примечания

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт (англ.) (фр.)
  • Сайт о ЕСПЧ (рус.)
  • Факты и статистика о Суде 1998-2008 (англ.)
  • Законодательство о правах человека: Европейский суд по правам человека
  • Информационная система по документам Европейского суда по правам человека
  • Решения ЕСПЧ на русском: espch.ru , umn.edu , hri.ru
  • Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Справка
  • Россия и Европейский Суд по правам человека // Центр «Демос»
Решения суда
  • Европейский суд по правам человека недоступен для россиян
  • Церковь сайентологии города Москвы выиграла дело против России в Европейском суде по правам человека

Wikimedia Foundation . 2010 .

Для граждан тех стран, которые ратифицировали Конвенцию по защите прав и свобод, есть возможность обжалования решения в Европейском суде. Данный институт не является одной из ступеней российского законодательства, в связи с этим процесс подачи жалобы имеет отличия от стандартной процедуры.

Критерии приемлемости обращения в ЕСПЧ

Подать жалобу в ЕСПЧ можно при несогласии с решением национального судебного органа по гражданскому делу. В целом, организация рассматривает все виды дел:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не каждый процесс будет рассмотрен в Страсбурге, претензии должны соответствовать следующим критериям:

  1. Жалоба должна быть направлена против страны, которая ратифицировала международную Конвенцию.
  2. Одна или несколько прав человека были нарушены или блокированы со стороны органов власти.
  3. Долгий судопроизводственный процесс или плохое содержание в местах лишения свободы также являются условиями для рассмотрения заявки.

Основанием для подачи жалобы в Европейский суд по правам является нарушение статей Конвенции. В связи с этим, прежде, чем формировать заявку, важно определить, подходит ли она под перечень рассматриваемых организацией вопросов.

Рассмотрим основные положения международного сообщения:

  1. Право на жизнь, а также личную независимость.
  2. Запрет на рабство и истязания.
  3. Справедливость и открытость при рассмотрении дел в суде.
  4. Свобода религии, моральных убеждений, получении образования.
  5. Право обращения в вышестоящие судебные инстанции и , в случае ошибок и нарушений со стороны органов власти.
  6. Невозможность быть осужденным повторно за одно преступление.

Таким образом, подача жалобы актуальна в том случае, когда были нарушены права человека и гражданина государственными органами власти.

Пакет документов

Согласно правилам Страсбургского суда, заявление может быть подано на всех официальных языках стран Европы, в том числе и на русском. Пакет документов по уголовному делу также не требуется переводить и заверять нотариально.

К основному перечню документации относится:

  • актуальный формуляр;
  • приложения, отражающие суть и решения местных органов власти всех инстанций;
  • если обращение поступает от группы лиц, то прилагается бланк с личными данными потерпевших.

Важно! Если секретариат запрашивает дополнительные документы, то заявитель обязан отправить их в течение шести месяцев после получения запроса. В случае отказа или несвоевременной отправки бумаг дело будет закрыто на основании недостаточности фактов.

Как подать самостоятельно

  1. Подача документов и заявления осуществляется по на адрес Страсбургского суда , представленный на официальном сайте организации. В связи с тем, что важно наличие живой подписи со стороны заявителя, по электронной почте и факсу жалоба не принимается на рассмотрение .
  2. После составления заявления происходит формирование пакета документов . Если в формуляре присутствуют ошибки или не достаточно подтверждающих , то об этом в письменной форме сообщит секретариат суда и предоставит время на доработку материалов. Сама подача заявления бесплатна, а вот стоимость услуг юриста и отправки определяется индивидуально.
  3. Рекомендуется отправлять копии документов . Дело в том, что если в жалобе будет отказано по причине несоответствия предоставляемых материалов стандартам, то обратно их не отправят. При составлении повторной правильной формы снова потребуется полный пакет документации.

Как написать жалобу в Европейский суд по правам человека

Когда ситуация подходит под рассмотрение Страсбургским судом, важно грамотно и четко составить само заявление. К базовым аспектам, указываемым в документе, относятся:

  1. Персональные данные заявителя, а также адрес места пребывания.
  2. Кратко сформулированная просьба.
  3. Суть попрания прав в данной ситуации.
  4. Описание действий, предпринятых для защиты прав в рамках страны.
  5. Список всех судебных решений и предписаний, с приложением их копий.
  6. Формулировка претензий, в том числе и финансовых, связанных с затратами на судопроизводство.
  7. Просьба с отправкой формуляра в случае положительного решения ЕСПЧ.

Почтовый адрес ЕСПЧ:

European Court of Human Rights Council of Europe

67075 STRASBOURG CEDEX FRANCE

Перечислим некоторые особенности:

  1. Сам документ должен быть напечатан, иметь нумерацию страниц. Скреплять бумаги не требуется.
  2. Отправить прошение нужно по адресу, который можно найти на официальном сайте.
  3. В ответ будет получено оповещение, в котором делу присвоится временный номер.
  4. Секретариат может запросить досыл дополнительных документов. При их отправке надо указывать присвоенный номер жалобы.

Как правильно заполнить формуляр

Заполнение формуляра допустимо на трех языках: национальном (для россиян – русском), а также на английском и французском, как официальных языках в международных отношениях.

Актуальный образец формуляра отправляет секретариат, большинство попыток писать напрямую в инстанцию, как правило, приводят к отказу:

  1. Во-первых, могут быть ошибки в оформлении.
  2. Во-вторых, сам бланк может иметь устаревшую форму. Составить документ самому на основе данных в интернете проблематично, так как они противоречивы и могут носить неактуальный характер.
  • лаконичность и простота выражения;
  • не стоит отклоняться от образца формуляра, но если это требует индивидуальный характер обращения, то это допустимо;
  • использование шрифта Calibri, 11 кегль ;
  • сокращения и не принятые в международном использовании аббревиатуры не рекомендованы;
  • опираться только на факты и проверяемую информацию по делу.

Текст должен быть структурирован и разделен на абзацы. Сложно составленное заявление может быть отклонено без уточнения причин .

Если происходят изменения в обстоятельствах дела , то заявитель обязан сообщить об этом в письменной форме. Письмо должно содержать сами обстоятельства и то, какое они могут оказать влияние на дальнейший исход процесса.

Пример формуляра ЕСПЧ:

Правила, условия и сроки подачи

Процедура подачи жалобы строго регламентирована. В первую очередь человеку требуется пройти все инстанции в России , если решение суда осталось неизменным, то предоставляется полгода на подачу заявления в Страсбург. В ряде дел не обязательно рассмотрение в .

Подача в ЕСПЧ предусмотрена при следующих условиях:

  • гражданские дела – после отклонения в четвертой инстанции;
  • уголовные дела – после ;
  • после .

Срок на подачу заявления ограничен шестью месяцами . Спустя полгода после принятия решения национальным органов международная организация жалобу не примет.

Как проверить статус жалобы

Проверить статус рассмотрения жалобы на официальном сайте ЕСПЧ стало возможным только с 2016 года. С целью сохранения конфиденциальности это можно сделать только по присвоенному досье номеру. То есть стороннее лицо, используя только персональные данные заявителя, почерпнуть информацию не сможет. Важно сохранить письмо, полученное от секретариата, для возможности досыла документов и проверки статуса жалобы.

Информация по заявлению будет доступна при трех условиях:

  • заявление принято к рассмотрению;
  • оно не носит характер;
  • решение по нему пока не принято.

Обратите внимание! Обновление информации может идти с задержкой в несколько дней. Оповещение о том, что документы приняты к рассмотрению может не придти, в связи с этим стоит отслеживать его на сайте.

Порядок рассмотрения

  1. Первое обращение рассматривает секретариат Страсбургского суда. При положительном решении об этом отправляется уведомление, как заявителю, так и в государственную структуру, против которой выдвинута жалоба.
  2. В большинстве случаев личное присутствие в суде не требуется, основные вопросы решаются в письменной форме, путем оповещения о принятых решениях.
  3. В зависимости от сложности дела секретариат может назначить либо одного , либо нескольких. Максимальное количество судей представлено в Большой палате – семнадцать человек.
  4. Процесс рассмотрения заявки занимает несколько месяцев, максимально может продлиться до одного года. Вся переписка будет идти на официальных языках Страсбурга. Ко всему процессу рекомендуется привлечь юриста со знанием английского или французского языка.

Само дело может рассматриваться от нескольких лет до пяти, в целом все индивидуально и зависит от сложности и неоднозначности дела. Посмотреть результаты дел можно на официальном сайте организации.

Причины отклонения

Документ не может быть составлен в свободной форме, любое нарушение в структуре приводит к отказу в рассмотрении. К другим типичным ситуациям, при которых ЕСПЧ отклонит заявление, относятся:

  • жалоба от анонимного лица;
  • повторная подача без наличия новых условий и ;
  • уже рассматривается другим международным органом;
  • отсутствуют доказуемые факты дела;
  • содержит заведомо ложную информацию.

Правовая база

Регулирование осуществляется на основании ряда нормативных актов. При подаче заявления и анализа результатов рассмотрения стоит опираться на:

  1. , принятую в 1950 году, а также учитывать все внесенные в нее поправки за последние десятилетия.
  2. , принятый в 1998 году.
  3. Инструкция по практическим действиям, утвержденная в 2017 году.
  4. Особые протоколы, к числу которых относятся: первый, четвертый, шестой, седьмой, двенадцатый и тринадцатый.

Жалоба в Европейский суд по правам человека – одна из крайних мер, к которой может обратиться гражданин с целью защиты. Не смотря на сложность и многоступенчатость процесса, данная инстанция дает реальную возможность восстановить нарушенные права. Подойти к процессу оформления и сбора документов важно максимально тщательно, дабы не допустить ошибок.

Полезное видео по теме

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .


"Подавляющая часть решений, которые выносит ЕСПЧ, объективно констатирует проблемы законодательства и правоприменения. Это серьезные вещи, носящий затяжной характер", - заявил министр юстиции РФ Александр Коновалов в ходе научно-практической конференции по мониторингу законодательства и правоприменения.

3 сентября 1953 года вступила в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Европейский суд, начавший свою деятельность в 1959 году, призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством - членом совета Европы со стороны другого государства-члена.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в суд, оно решалось комитетом министров.

С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в суд по жалобам, признанным комиссией приемлемыми.

С 1 ноября 1998 года Суд начал действовать в новой организационной форме как постоянно действующий судебный орган. В этот же день вступила в силу обновленная редакция Европейской конвенции.

Европейский суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции.

Компетенция ЕСПЧ распространяется на дела, а) касающиеся толкования и применения Конвенции, и б) переданные на его рассмотрение государствами-участниками Конвенции или Европейской комиссией по правам человека.

К производству принимаются

Индивидуальные жалобы, поданные физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией,

Жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы (СЕ) со стороны другого государства-члена.

Прежде чем жалоба будет подана в суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые конвенцией. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, прежде всего, судебные средства такой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции, поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Однако ЕСПЧ вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Комитет министров СЕ.

Состав ЕСПЧ:

Председатель - Люциус Вильдхабер /Luzius Wildhaber, Швейцария/.

Число судей соответствует числу государств, подписавших Конвенцию. Судьи от каждого из государств-участников избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы /ПАСЕ/ большинством поданных за них голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых данным государством. Судьи избираются сроком на шесть лет /с возможностью переизбрания/, срок их полномочий истекает по достижении ими 70-летнего возраста. Судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего.

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) был создан в целях обеспечения соблюдения обязательств, вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

4 февраля 2010 г. Россия ратифицировала 14-й Протокол 2004 г. к Конвенции, который реформирует механизм ЕСПЧ и вступил в силу 1 июня 2010 г. 27 мая 2009 г. был принят Протокол № 14-Ыз к Конвенции, который дополняет положения 14-го Протокола.

Структура Суда. По Конвенции число судей ЕСПЧ равно числу участников Конвенции. В соответствии с Протоколом № 14 судьи избираются па девять лет ПАСЕ большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых каждым государством. Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.

Судьи не могут быть переизбраны на новый срок.

Для рассмотрения дел Суд образует Комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую палату в составе 17 судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. В состав Большой палаты входят также председатель Суда, заместители председателя Суда, председатели Палат и другие члены Суда, назначенные в соответствии с Правилами Суда.

Пленарное заседание Суда состоит из судей Суда. В его компетенцию входят: выборы Председателя Суда, его заместителей, а также Председателей палат; образование палат и утверждение их состава; выборы Грефье и его заместителей и др.

В Суде есть четыре Секции, которые образуются на Пленарном заседании Суда по предложению Председателя.

Непосредственно рассматривают дела и выносят решение по существу Палаты Суда и Большая Палата Суда.

По каждому делу, которое по распределению передано в одну из Секций, она образует для его рассмотрения Палату. В состав палаты включаются: Председатель Секции, судья от государства - стороны по делу, и пять членов Секции, которых назначает ее председатель в порядке очередности.

Большая Палата состоит из 17 судей. Председательствует на ее заседаниях Председатель Суда или один из его заместителей. Для рассмотрения дела в Большую Палату в порядке очередности включают необходимое число судей, но обязательно участвует судья от государства - стороны по делу. Таким образом, в каждом случае у Большой Палаты свой состав. Большая Палата рассматривает самые сложные дела.

Комитеты образуются на годичный срок. Комитет решает вопрос о том, является ли жалоба, переданная в Секцию, при которой он создан, "приемлемой" по требованиям Конвенции. При этом комитет не рассматривает жалобу по существу; он проверяет, соответствует ли она критериям приемлемости. Комитеты из трех судей могут принимать решения по типичным делам, где практика Суда очевидна. На основании 14-го Протокола но просьбе Суда Комитет министров сможет уменьшать количество судей в палате, т.е. Суд, например, сможет попросить, чтобы Палата состояла не из семи судей, а из пяти, с тем чтобы быстрее и производительно рассматривать дела.

Грефье руководит Секретариатом ЕСПЧ. Секретариат состоит из юристов государств - участников Конвенции. Секретариат ведет переписку с заявителями, помогает судье-докладчику по делу.

Согласно Федеральному закону от 04.02.2010 № 5-ФЗ "О ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года" применение Протокола должно осуществляться без ущерба для процесса совершенствования процедур функционирования ЕСПЧ, прежде всего для укрепления стабильности его Регламента. Это не исключает принятия Комитетом министров Совета Европы дополнительных мер, направленных на усиление контроля за использованием выделяемых Суду финансовых средств и обеспечением качественного кадрового состава Секретариата Суда, при том понимании, что процессуальные нормы, касающиеся процедур рассмотрения ЕСПЧ жалоб, должны приниматься в форме международного договора, подлежащего ратификации, или посредством выражения государством своего согласия на его обязательность иным способом.

В случае, если одной из сторон в споре является Российская Федерация, и избранный от нее судья не является членом комитета, Россия вправе требовать предоставления указанному судье возможности заместить одного из членов комитета.

Компетенция Суда. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из стран - участниц Конвенции, их прав, указанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Таким образом, жалобу может подать как индивид, так и организация.

Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Данный аспект очень важен, поскольку критерий "исчерпанности" лишает возможности рассмотрения дела в ЕСПЧ.

Применительно к России ЕСПЧ высказал свою позицию относительно исчерпания внутренних средств правовой защиты, признавая эффективным и достаточным для подачи жалобы в суд рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций. Надзорная инстанция не признавалась эффективной, поскольку возбуждение надзорного производства зависело от дискреционных полномочий должностных лиц. Реформирование надзорного производства в России (согласно законодательству заинтересованные субъекты вправе непосредственно обжаловать вступившие в законную силу судебные постановления в три надзорные инстанции) может сказаться и на отношении ЕСПЧ и, возможно, пересмотре позиции в отношении эффективности и достаточности лишь двух инстанций.

В соответствии со ст. 35 Конвенции "суд может принимать дело к рассмотрению в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу". Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. В исключительных случаях Суд может принять жалобу к рассмотрению и вынести решение даже при отсутствии вступившего в силу решения, если национальное судопроизводство неоправданно затягивается.

Суд не принимает к рассмотрению жалобу, если она: является анонимной или является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы.

Если Суд объявляет жалобу приемлемой, он: а) продолжает рассмотрение дела с участием представителей заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет расследование, для эффективного проведения которого заинтересованные государства создают все необходимые условия; б) предоставляет себя в распоряжение заинтересованных сторон с целью обеспечения дружественного урегулирования дела на основе соблюдения прав человека, признанных в Конвенции и Протоколах к ней.

Заседания Суда являются открытыми. При рассмотрении дела против государства должен участвовать судья, избранный от этого государства (ст. 38 Конвенции).

Лица, принимающие участие в процедурах, начатых в Суде, в качестве сторон, представителей или советников, а также свидетели и эксперты, вызванные Судом, и другие лица, приглашенные председателем Суда принять участие в процессе, имеют иммунитеты от судебного разбирательства в отношении сделанных устных или письменных заявлений либо документов или других доказательств, представленных ими в Суд.

Государства уважают право указанных лиц свободно вести переписку с Судом. Что касается заключенных под стражу, то: а) их корреспонденция отправляется и доставляется без незаконной задержки и без изменения; б) они не подвергаются дисциплинарным мерам в связи с любыми сообщениями, отправленными через надлежащие каналы в Суд; в) они имеют право переписываться и консультироваться с адвокатом, квалифицированным предстать перед судами страны, где они задержаны, в отношении заявления Суду или любых процедур, вытекающих из них.

Государства обязуются не препятствовать свободному передвижению и поездкам лиц в целях присутствия на суде и возврата после дачи показаний.

В соответствии со ст. 41 Конвенции "если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне".

Суд может по просьбе Комитета министров Совета Европы выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней.

Решение суда окончательно и не может быть обжаловано.

Если признанное Судом нарушение продолжает иметь негативные последствия для заявителя, возникает необходимость принятия индивидуальных мер во внутреннем праве. Для того чтобы устранить нарушения, касающиеся индивидуального положения заявителя, государство-ответчик может возместить жертве все расходы, вернуть в прежнее состояние, не исполнять решение национального органа, либо возобновить разбирательство по делу на внутригосударственном уровне. Подчеркивая важность возобновления разбирательства, Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендацию № 14 (2000) 2 "По пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского суда по правам человека".

12 мая 2004 г. Комитет министров Совета Европы принял Декларацию "Обеспечить эффективность исполнения Европейской конвенции по правам человека на национальном и европейском уровнях". Согласно ст. 46 Конвенции решение Суда направляется Комитету министров Совета

Европы, который наблюдает за его исполнением. Если Комитет министров посчитает, что исполнение решения ЕСПЧ требует толкования Судом, он может обратиться за этим в Суд.

Государства обязаны добровольно исполнять решения ЕСПЧ. Все меры, которые должны приниматься государством - участником Конвенции во исполнение решений ЕСПЧ, можно разделить на две категории: индивидуальные меры и меры общего характера. Если Комитет министров считает, что государство отказывается исполнять решение Суда, он может констатировать невыполнение обязательств.

Говоря о мерах общего характера, необходимо заметить, что они подчас сложны в определении и осуществлении. Чтобы эффективно исполнить решение ЕСПЧ и принять меры общего характера, необходимо провести аналитическую работу и выявить причины, которые привели к нарушениям. Ими могут быть как противоречие между законодательством и Конвенцией (коллизия), так и отсутствием специального законодательства (правовой вакуум). Нельзя обойти вниманием и субъектный фактор (восприятие судьями положений как внутреннего законодательства, так и норм Конвенции). Вот почему публикация решений ЕСПЧ и изучение их судейским сообществом играет важную роль в их имплементации.

Правовая природа постановлений Суда. Важной является природа постановлений ЕСПЧ. Мнения но этой проблематике высказываются диаметрально противоположные. Одни ученые признают прецедентный характер постановлений, выносимых Судом, другие предлагают рассматривать постановления в качестве идеологического компонента, содержащего рекомендации национальным органам, которые желательно закрепить в законодательстве.

Постановления ЕСПЧ не являются прецедентами (в смысле источников права). Как известно, прецедент - это решение суда или административного органа по конкретному делу, создающее новую норму права и обязательное при рассмотрении аналогичных ситуаций. Индивидуальность, нормативная новизна, обязательность - необходимые признаки, которые в совокупности образуют понятие прецедента как источника права.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" "Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации".

В силу ст. 46 Конвенции высокие договаривающиеся стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Таким образом, ЕСПЧ не создает новых норм МП. Суд проверяет, соблюдена ли государством-участником Конвенция или нет. В постановлении 1978 г. по делу "Ирландия против Соединенного Королевства" Суд подчеркнул, что его акты "служат не только решением конкретных споров, но и, в более широком смысле, разъяснением, защитой и развитием норм Конвенции". Суд также содействуют соблюдению государствами - участниками Конвенции взятых на себя обязательств.

Таким образом, акты ЕСПЧ не являются источниками МП.

Общественная палата РФ планирует привлечь ведущих мировых юристов для в связи с событиями в Одессе, сообщил первый замсекретаря ОП Владислав Гриб.

В пятницу, 2 мая, в результате столкновений в Одессе и пожара в Доме профсоюзов , порядка 200 пострадали.

Что такое ЕСПЧ?

Eвропейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) — это международный судебный орган, расположенный в Страсбурге (Франция).

Он состоит из судей, число которых равно числу государств, являющихся членами Совета Европы и ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод — в настоящее время их сорок cемь.

Судьи ЕСПЧ независимы и не являются представителями государства. При рассмотрении жалоб Суду помогает Секретариат, который преимущественно состоит из юристов — граждан государств-членов Совета Европы.

ЕСПЧ рассматривает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Центральный вход Европейского суда по правам человека. Фото: Commons.wikimedia.org / Rh-67

Какие права охраняются Конвенцией и протоколами к ней?

Конвенцией охраняются, в частности:

  • право на жизнь;
  • право на справедливое судебное разбирательство в гражданских и уголовных делах;
  • право на уважение частной и семейной жизни;
  • свобода выражения мнения;
  • свобода мысли, совести и религии;
  • право на эффективное средство правовой защиты;
  • право на уважение собственности;
  • право избирать и быть избранным.

Что запрещает Конвенция и протоколы к ней?

Конвенция запрещает, в частности:

  • пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение;
  • незаконное задержание или заключение под стражу;
  • дискриминацию при пользовании правами и свободами, гарантированными Конвенцией;
  • высылку государством своих граждан или запрет на возвращение в страну;
  • смертную казнь;
  • коллективную высылку иностранцев.

Какие жалобы рассматривает ЕСПЧ?

Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы физических и юридических лиц на нарушение их прав, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека.

Суд рассматривает не все жалобы. Его полномочия ограничены установленными Конвенцией критериями приемлемости, которые определяют, кто, когда и с какой жалобой может обратиться в Суд.

Каждый год ЕСПЧ получает десятки тысяч жалоб и признает неприемлемыми более 90% из них.

Зал суда Европейского суда по правам человека. Фото: Commons.wikimedia.org

Суд может рассмотреть Вашу жалобу только в том случае, если:

  • жалоба в Европейский Суд подписана либо заявителем, либо его представителем;
  • речь идет о нарушении одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции и Протоколах к ней;
  • жалоба направлена против государства, ратифицировавшего Конвенцию или соответствующий Протокол;
  • жалоба касается событий, за которые несут ответственность государственные органы (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и пр.). Суд не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или частных организаций;
  • жалоба касается действий или событий, имевших место после ратификации государством Конвенции (для России — после 5 мая 1998 года).
  • дело прошло все судебные инстанции в своей стране;
  • жалобу можно подать не позднее шести месяцев с момента вынесения окончательного решения суда;
  • жалобу необходимо подкрепить вескими доказательствами судебными решениями, медицинскими заключениями, свидетельскими показаниями, экспертизами и другими материалами;
  • жалобы ранее не были предметом рассмотрения в Суде или в другой международной инстанции.

Как подать жалобу в ЕСПЧ?

Для того, чтобы подать жалобу в ЕСПЧ, необходимо правильно заполнить формуляр и приложить копии всех необходимых документов по делу.

Формуляр должен содержать:

  • краткое изложение фактов и предмет жалобы;
  • указание прав, гарантированных Конвенцией, которые были нарушены;
  • указание средств правовой защиты, которые были использованы;
  • копии решений по у делу, вынесенных государственными органами.

На каком языке должна быть написана жалоба?

Жалоба может быть подана на любом из официальных языков стран — членов Совета Европы, в том числе на русском языке.

Обращение в Европейский Суд по правам человека не облагается пошлиной. ЕСПЧ принимает жалобы и рассматривает дела бесплатно. При этом помощь юристов в составлении иска и ведения дела является платной.

Формуляр жалобы следует отправить письмом по адресу:

The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex

Как проходит рассмотрение жалоб в Суде?

Процедура рассмотрения жалоб проходит в письменном виде. Суд письменно уведомляет отправителя жалобы о любом решении.

При этом приезжать в Страсбург не требуется. Публичные слушания проводятся в исключительных случаях.

После того, как жалоба будет принята к рассмотрению, и Правительство будет о ней уведомлено, истцу понадобится юридический представитель.

Зал заседаний Европейского суда по правам человека. Фото: Commons.wikimedia.org / CherryX

Каковы основные этапы рассмотрения жалобы в Суде?

В первую очередь Суд проверяет, удовлетворяет ли жалоба определенным требованиям, изложенным в Конвенции. Если эти требования не соблюдены, жалоба будет отклонена.

Если жалоба содержит несколько претензий, Суд может объявить одну или некоторые из них приемлемыми и отклонить другие.

Если жалоба или одно из утверждений о нарушениях объявлено приемлемым, Суд предложит сторонам (Вам и государству-ответчику) прийти к мировому соглашению.

Если же мировое соглашение не будет достигнуто, Суд рассмотрит дело и определит, имело ли место нарушение Конвенции.

Как долго проходит рассмотрение жалобы?

Суд может приступить к начальному рассмотрению жалобы только спустя год.

Некоторые жалобы могут быть признаны срочными и рассмотрены в приоритетном порядке, например, в случае, когда жизни и здоровью заявителя угрожает явная опасность.

На что влияет решение ЕСПЧ?

Eсли Суд придет к выводу, что имело место нарушение, он может:

  • назначить справедливую компенсацию — денежную сумму в качестве возмещения за причиненный вред;
  • присудить государству-ответчику возмещение расходов, понесенных в ходе рассмотрения жалобы.

Суд не уполномочен отменять решения национальных судов или законы.

Контроль за исполнением своих решений также не входит в компетенцию Суда. После вынесения Судом решения оно направляется Комитету Министров Совета Европы, который осуществляет надзор за исполнением решений и выплатой возможных компенсаций.

Европейский Суд по правам человека. Фото: www.globallookpress.com

Статистическая информация по делам против России

По состоянию на март 2014 года Россия занимает третье место по числу рассматриваемых жалоб в ЕСПЧ. В 2012 году РФ занимала первое место по числу жалоб.

Всего на конец 2012 года на рассмотрении судейских составов находилось 28,6 тысяч жалоб против РФ, или 22,3 % всех рассматриваемых жалоб.

За 2012 год ЕСПЧ было принято 134 постановления по делам против России, из них в 122 усмотрены нарушения.

Чаще всего в российских делах ЕСПЧ усматривал нарушения права на справедливый суд (статья 6 ЕКПЧ).