Не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.
Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.
Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук , в 2008 году - Георгий Матюшкин.
Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:
Согласно предварительным данным за 2008 год , из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307.
Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты. Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.
По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека. В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.
ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).
Международные институты и организации по правам человека | |
---|---|
Органы ООН | |
Совет по правам человека ООН · Комитет по правам человека ООН · Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (нем.) · Комитет по ликвидации расовой дискриминации (нем.) · Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин · Комитет против пыток (нем.) · Комитет по правам ребёнка (англ.) · Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей · Комитет по правам инвалидов | |
Региональные органы | |
Африка | Африканская комиссия по правам человека и народов (англ.) · Африканский суд по правам человека и народов (англ.) |
Европейский суд по правам человека · Европейский комитет по предупреждению пыток (англ.) · Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью · Европейский комитет по социальным правам (фр.) · Консультативный комитет Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств · Европейский комитет по миграции · Европейский форум цыган и кочевников · Комитет экспертов Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств · Группа экспертов по противодействию торговле людьми · · Агентство ЕС по правам человека (англ.) | |
Америка | Межамериканская комиссия по правам человека (англ.) · Межамериканский суд по правам человека (англ.) |
Международные представители | |
Верховный комиссар ООН по правам человека · Верховный комиссар ООН по делам беженцев · Комиссар Совета Европы по правам человека · Верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам · Специальный представитель ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми · Представитель ОБСЕ по свободе СМИ (англ.) | |
Ведущие НПО | |
Международный комитет Красного Креста · Международная амнистия · Human Rights Watch · FIDH |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Для граждан тех стран, которые ратифицировали Конвенцию по защите прав и свобод, есть возможность обжалования решения в Европейском суде. Данный институт не является одной из ступеней российского законодательства, в связи с этим процесс подачи жалобы имеет отличия от стандартной процедуры.
Подать жалобу в ЕСПЧ можно при несогласии с решением национального судебного органа по гражданскому делу. В целом, организация рассматривает все виды дел:
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Не каждый процесс будет рассмотрен в Страсбурге, претензии должны соответствовать следующим критериям:
Основанием для подачи жалобы в Европейский суд по правам является нарушение статей Конвенции. В связи с этим, прежде, чем формировать заявку, важно определить, подходит ли она под перечень рассматриваемых организацией вопросов.
Рассмотрим основные положения международного сообщения:
Таким образом, подача жалобы актуальна в том случае, когда были нарушены права человека и гражданина государственными органами власти.
Согласно правилам Страсбургского суда, заявление может быть подано на всех официальных языках стран Европы, в том числе и на русском. Пакет документов по уголовному делу также не требуется переводить и заверять нотариально.
К основному перечню документации относится:
Важно! Если секретариат запрашивает дополнительные документы, то заявитель обязан отправить их в течение шести месяцев после получения запроса. В случае отказа или несвоевременной отправки бумаг дело будет закрыто на основании недостаточности фактов.
Когда ситуация подходит под рассмотрение Страсбургским судом, важно грамотно и четко составить само заявление. К базовым аспектам, указываемым в документе, относятся:
Почтовый адрес ЕСПЧ:
European Court of Human Rights Council of Europe
67075 STRASBOURG CEDEX FRANCE
Перечислим некоторые особенности:
Заполнение формуляра допустимо на трех языках: национальном (для россиян – русском), а также на английском и французском, как официальных языках в международных отношениях.
Актуальный образец формуляра отправляет секретариат, большинство попыток писать напрямую в инстанцию, как правило, приводят к отказу:
Текст должен быть структурирован и разделен на абзацы. Сложно составленное заявление может быть отклонено без уточнения причин .
Если происходят изменения в обстоятельствах дела , то заявитель обязан сообщить об этом в письменной форме. Письмо должно содержать сами обстоятельства и то, какое они могут оказать влияние на дальнейший исход процесса.
Пример формуляра ЕСПЧ:
Процедура подачи жалобы строго регламентирована. В первую очередь человеку требуется пройти все инстанции в России , если решение суда осталось неизменным, то предоставляется полгода на подачу заявления в Страсбург. В ряде дел не обязательно рассмотрение в .
Подача в ЕСПЧ предусмотрена при следующих условиях:
Срок на подачу заявления ограничен шестью месяцами . Спустя полгода после принятия решения национальным органов международная организация жалобу не примет.
Проверить статус рассмотрения жалобы на официальном сайте ЕСПЧ стало возможным только с 2016 года. С целью сохранения конфиденциальности это можно сделать только по присвоенному досье номеру. То есть стороннее лицо, используя только персональные данные заявителя, почерпнуть информацию не сможет. Важно сохранить письмо, полученное от секретариата, для возможности досыла документов и проверки статуса жалобы.
Информация по заявлению будет доступна при трех условиях:
Обратите внимание! Обновление информации может идти с задержкой в несколько дней. Оповещение о том, что документы приняты к рассмотрению может не придти, в связи с этим стоит отслеживать его на сайте.
Само дело может рассматриваться от нескольких лет до пяти, в целом все индивидуально и зависит от сложности и неоднозначности дела. Посмотреть результаты дел можно на официальном сайте организации.
Документ не может быть составлен в свободной форме, любое нарушение в структуре приводит к отказу в рассмотрении. К другим типичным ситуациям, при которых ЕСПЧ отклонит заявление, относятся:
Регулирование осуществляется на основании ряда нормативных актов. При подаче заявления и анализа результатов рассмотрения стоит опираться на:
Жалоба в Европейский суд по правам человека – одна из крайних мер, к которой может обратиться гражданин с целью защиты. Не смотря на сложность и многоступенчатость процесса, данная инстанция дает реальную возможность восстановить нарушенные права. Подойти к процессу оформления и сбора документов важно максимально тщательно, дабы не допустить ошибок.
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
"Подавляющая часть решений, которые выносит ЕСПЧ, объективно констатирует проблемы законодательства и правоприменения. Это серьезные вещи, носящий затяжной характер", - заявил министр юстиции РФ Александр Коновалов в ходе научно-практической конференции по мониторингу законодательства и правоприменения.
3 сентября 1953 года вступила в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Европейский суд, начавший свою деятельность в 1959 году, призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством - членом совета Европы со стороны другого государства-члена.
Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в суд, оно решалось комитетом министров.
С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в суд по жалобам, признанным комиссией приемлемыми.
С 1 ноября 1998 года Суд начал действовать в новой организационной форме как постоянно действующий судебный орган. В этот же день вступила в силу обновленная редакция Европейской конвенции.
Европейский суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции.
Компетенция ЕСПЧ распространяется на дела, а) касающиеся толкования и применения Конвенции, и б) переданные на его рассмотрение государствами-участниками Конвенции или Европейской комиссией по правам человека.
К производству принимаются
Индивидуальные жалобы, поданные физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией,
Жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы (СЕ) со стороны другого государства-члена.
Прежде чем жалоба будет подана в суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые конвенцией. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, прежде всего, судебные средства такой защиты.
ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции, поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Однако ЕСПЧ вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.
Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Комитет министров СЕ.
Состав ЕСПЧ:
Председатель - Люциус Вильдхабер /Luzius Wildhaber, Швейцария/.
Число судей соответствует числу государств, подписавших Конвенцию. Судьи от каждого из государств-участников избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы /ПАСЕ/ большинством поданных за них голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых данным государством. Судьи избираются сроком на шесть лет /с возможностью переизбрания/, срок их полномочий истекает по достижении ими 70-летнего возраста. Судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего.
Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) был создан в целях обеспечения соблюдения обязательств, вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
4 февраля 2010 г. Россия ратифицировала 14-й Протокол 2004 г. к Конвенции, который реформирует механизм ЕСПЧ и вступил в силу 1 июня 2010 г. 27 мая 2009 г. был принят Протокол № 14-Ыз к Конвенции, который дополняет положения 14-го Протокола.
Структура Суда. По Конвенции число судей ЕСПЧ равно числу участников Конвенции. В соответствии с Протоколом № 14 судьи избираются па девять лет ПАСЕ большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых каждым государством. Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.
Судьи не могут быть переизбраны на новый срок.
Для рассмотрения дел Суд образует Комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую палату в составе 17 судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. В состав Большой палаты входят также председатель Суда, заместители председателя Суда, председатели Палат и другие члены Суда, назначенные в соответствии с Правилами Суда.
Пленарное заседание Суда состоит из судей Суда. В его компетенцию входят: выборы Председателя Суда, его заместителей, а также Председателей палат; образование палат и утверждение их состава; выборы Грефье и его заместителей и др.
В Суде есть четыре Секции, которые образуются на Пленарном заседании Суда по предложению Председателя.
Непосредственно рассматривают дела и выносят решение по существу Палаты Суда и Большая Палата Суда.
По каждому делу, которое по распределению передано в одну из Секций, она образует для его рассмотрения Палату. В состав палаты включаются: Председатель Секции, судья от государства - стороны по делу, и пять членов Секции, которых назначает ее председатель в порядке очередности.
Большая Палата состоит из 17 судей. Председательствует на ее заседаниях Председатель Суда или один из его заместителей. Для рассмотрения дела в Большую Палату в порядке очередности включают необходимое число судей, но обязательно участвует судья от государства - стороны по делу. Таким образом, в каждом случае у Большой Палаты свой состав. Большая Палата рассматривает самые сложные дела.
Комитеты образуются на годичный срок. Комитет решает вопрос о том, является ли жалоба, переданная в Секцию, при которой он создан, "приемлемой" по требованиям Конвенции. При этом комитет не рассматривает жалобу по существу; он проверяет, соответствует ли она критериям приемлемости. Комитеты из трех судей могут принимать решения по типичным делам, где практика Суда очевидна. На основании 14-го Протокола но просьбе Суда Комитет министров сможет уменьшать количество судей в палате, т.е. Суд, например, сможет попросить, чтобы Палата состояла не из семи судей, а из пяти, с тем чтобы быстрее и производительно рассматривать дела.
Грефье руководит Секретариатом ЕСПЧ. Секретариат состоит из юристов государств - участников Конвенции. Секретариат ведет переписку с заявителями, помогает судье-докладчику по делу.
Согласно Федеральному закону от 04.02.2010 № 5-ФЗ "О ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года" применение Протокола должно осуществляться без ущерба для процесса совершенствования процедур функционирования ЕСПЧ, прежде всего для укрепления стабильности его Регламента. Это не исключает принятия Комитетом министров Совета Европы дополнительных мер, направленных на усиление контроля за использованием выделяемых Суду финансовых средств и обеспечением качественного кадрового состава Секретариата Суда, при том понимании, что процессуальные нормы, касающиеся процедур рассмотрения ЕСПЧ жалоб, должны приниматься в форме международного договора, подлежащего ратификации, или посредством выражения государством своего согласия на его обязательность иным способом.
В случае, если одной из сторон в споре является Российская Федерация, и избранный от нее судья не является членом комитета, Россия вправе требовать предоставления указанному судье возможности заместить одного из членов комитета.
Компетенция Суда. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из стран - участниц Конвенции, их прав, указанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Таким образом, жалобу может подать как индивид, так и организация.
Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Данный аспект очень важен, поскольку критерий "исчерпанности" лишает возможности рассмотрения дела в ЕСПЧ.
Применительно к России ЕСПЧ высказал свою позицию относительно исчерпания внутренних средств правовой защиты, признавая эффективным и достаточным для подачи жалобы в суд рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций. Надзорная инстанция не признавалась эффективной, поскольку возбуждение надзорного производства зависело от дискреционных полномочий должностных лиц. Реформирование надзорного производства в России (согласно законодательству заинтересованные субъекты вправе непосредственно обжаловать вступившие в законную силу судебные постановления в три надзорные инстанции) может сказаться и на отношении ЕСПЧ и, возможно, пересмотре позиции в отношении эффективности и достаточности лишь двух инстанций.
В соответствии со ст. 35 Конвенции "суд может принимать дело к рассмотрению в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу". Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. В исключительных случаях Суд может принять жалобу к рассмотрению и вынести решение даже при отсутствии вступившего в силу решения, если национальное судопроизводство неоправданно затягивается.
Суд не принимает к рассмотрению жалобу, если она: является анонимной или является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы.
Если Суд объявляет жалобу приемлемой, он: а) продолжает рассмотрение дела с участием представителей заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет расследование, для эффективного проведения которого заинтересованные государства создают все необходимые условия; б) предоставляет себя в распоряжение заинтересованных сторон с целью обеспечения дружественного урегулирования дела на основе соблюдения прав человека, признанных в Конвенции и Протоколах к ней.
Заседания Суда являются открытыми. При рассмотрении дела против государства должен участвовать судья, избранный от этого государства (ст. 38 Конвенции).
Лица, принимающие участие в процедурах, начатых в Суде, в качестве сторон, представителей или советников, а также свидетели и эксперты, вызванные Судом, и другие лица, приглашенные председателем Суда принять участие в процессе, имеют иммунитеты от судебного разбирательства в отношении сделанных устных или письменных заявлений либо документов или других доказательств, представленных ими в Суд.
Государства уважают право указанных лиц свободно вести переписку с Судом. Что касается заключенных под стражу, то: а) их корреспонденция отправляется и доставляется без незаконной задержки и без изменения; б) они не подвергаются дисциплинарным мерам в связи с любыми сообщениями, отправленными через надлежащие каналы в Суд; в) они имеют право переписываться и консультироваться с адвокатом, квалифицированным предстать перед судами страны, где они задержаны, в отношении заявления Суду или любых процедур, вытекающих из них.
Государства обязуются не препятствовать свободному передвижению и поездкам лиц в целях присутствия на суде и возврата после дачи показаний.
В соответствии со ст. 41 Конвенции "если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне".
Суд может по просьбе Комитета министров Совета Европы выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней.
Решение суда окончательно и не может быть обжаловано.
Если признанное Судом нарушение продолжает иметь негативные последствия для заявителя, возникает необходимость принятия индивидуальных мер во внутреннем праве. Для того чтобы устранить нарушения, касающиеся индивидуального положения заявителя, государство-ответчик может возместить жертве все расходы, вернуть в прежнее состояние, не исполнять решение национального органа, либо возобновить разбирательство по делу на внутригосударственном уровне. Подчеркивая важность возобновления разбирательства, Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендацию № 14 (2000) 2 "По пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского суда по правам человека".
12 мая 2004 г. Комитет министров Совета Европы принял Декларацию "Обеспечить эффективность исполнения Европейской конвенции по правам человека на национальном и европейском уровнях". Согласно ст. 46 Конвенции решение Суда направляется Комитету министров Совета
Европы, который наблюдает за его исполнением. Если Комитет министров посчитает, что исполнение решения ЕСПЧ требует толкования Судом, он может обратиться за этим в Суд.
Государства обязаны добровольно исполнять решения ЕСПЧ. Все меры, которые должны приниматься государством - участником Конвенции во исполнение решений ЕСПЧ, можно разделить на две категории: индивидуальные меры и меры общего характера. Если Комитет министров считает, что государство отказывается исполнять решение Суда, он может констатировать невыполнение обязательств.
Говоря о мерах общего характера, необходимо заметить, что они подчас сложны в определении и осуществлении. Чтобы эффективно исполнить решение ЕСПЧ и принять меры общего характера, необходимо провести аналитическую работу и выявить причины, которые привели к нарушениям. Ими могут быть как противоречие между законодательством и Конвенцией (коллизия), так и отсутствием специального законодательства (правовой вакуум). Нельзя обойти вниманием и субъектный фактор (восприятие судьями положений как внутреннего законодательства, так и норм Конвенции). Вот почему публикация решений ЕСПЧ и изучение их судейским сообществом играет важную роль в их имплементации.
Правовая природа постановлений Суда. Важной является природа постановлений ЕСПЧ. Мнения но этой проблематике высказываются диаметрально противоположные. Одни ученые признают прецедентный характер постановлений, выносимых Судом, другие предлагают рассматривать постановления в качестве идеологического компонента, содержащего рекомендации национальным органам, которые желательно закрепить в законодательстве.
Постановления ЕСПЧ не являются прецедентами (в смысле источников права). Как известно, прецедент - это решение суда или административного органа по конкретному делу, создающее новую норму права и обязательное при рассмотрении аналогичных ситуаций. Индивидуальность, нормативная новизна, обязательность - необходимые признаки, которые в совокупности образуют понятие прецедента как источника права.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" "Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации".
В силу ст. 46 Конвенции высокие договаривающиеся стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Таким образом, ЕСПЧ не создает новых норм МП. Суд проверяет, соблюдена ли государством-участником Конвенция или нет. В постановлении 1978 г. по делу "Ирландия против Соединенного Королевства" Суд подчеркнул, что его акты "служат не только решением конкретных споров, но и, в более широком смысле, разъяснением, защитой и развитием норм Конвенции". Суд также содействуют соблюдению государствами - участниками Конвенции взятых на себя обязательств.
Таким образом, акты ЕСПЧ не являются источниками МП.
Общественная палата РФ планирует привлечь ведущих мировых юристов для в связи с событиями в Одессе, сообщил первый замсекретаря ОП Владислав Гриб.
В пятницу, 2 мая, в результате столкновений в Одессе и пожара в Доме профсоюзов , порядка 200 пострадали.
Eвропейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) — это международный судебный орган, расположенный в Страсбурге (Франция).
Он состоит из судей, число которых равно числу государств, являющихся членами Совета Европы и ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод — в настоящее время их сорок cемь.
Судьи ЕСПЧ независимы и не являются представителями государства. При рассмотрении жалоб Суду помогает Секретариат, который преимущественно состоит из юристов — граждан государств-членов Совета Европы.
ЕСПЧ рассматривает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.
Центральный вход Европейского суда по правам человека. Фото: Commons.wikimedia.org / Rh-67
Конвенцией охраняются, в частности:
Конвенция запрещает, в частности:
Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы физических и юридических лиц на нарушение их прав, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека.
Суд рассматривает не все жалобы. Его полномочия ограничены установленными Конвенцией критериями приемлемости, которые определяют, кто, когда и с какой жалобой может обратиться в Суд.
Каждый год ЕСПЧ получает десятки тысяч жалоб и признает неприемлемыми более 90% из них.
Зал суда Европейского суда по правам человека. Фото: Commons.wikimedia.org
Суд может рассмотреть Вашу жалобу только в том случае, если:
Для того, чтобы подать жалобу в ЕСПЧ, необходимо правильно заполнить формуляр и приложить копии всех необходимых документов по делу.
Формуляр должен содержать:
Жалоба может быть подана на любом из официальных языков стран — членов Совета Европы, в том числе на русском языке.
Обращение в Европейский Суд по правам человека не облагается пошлиной. ЕСПЧ принимает жалобы и рассматривает дела бесплатно. При этом помощь юристов в составлении иска и ведения дела является платной.
Формуляр жалобы следует отправить письмом по адресу:
The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex
Процедура рассмотрения жалоб проходит в письменном виде. Суд письменно уведомляет отправителя жалобы о любом решении.
При этом приезжать в Страсбург не требуется. Публичные слушания проводятся в исключительных случаях.
После того, как жалоба будет принята к рассмотрению, и Правительство будет о ней уведомлено, истцу понадобится юридический представитель.
Зал заседаний Европейского суда по правам человека. Фото: Commons.wikimedia.org / CherryX
В первую очередь Суд проверяет, удовлетворяет ли жалоба определенным требованиям, изложенным в Конвенции. Если эти требования не соблюдены, жалоба будет отклонена.
Если жалоба содержит несколько претензий, Суд может объявить одну или некоторые из них приемлемыми и отклонить другие.
Если жалоба или одно из утверждений о нарушениях объявлено приемлемым, Суд предложит сторонам (Вам и государству-ответчику) прийти к мировому соглашению.
Если же мировое соглашение не будет достигнуто, Суд рассмотрит дело и определит, имело ли место нарушение Конвенции.
Суд может приступить к начальному рассмотрению жалобы только спустя год.
Некоторые жалобы могут быть признаны срочными и рассмотрены в приоритетном порядке, например, в случае, когда жизни и здоровью заявителя угрожает явная опасность.
Eсли Суд придет к выводу, что имело место нарушение, он может:
Суд не уполномочен отменять решения национальных судов или законы.
Контроль за исполнением своих решений также не входит в компетенцию Суда. После вынесения Судом решения оно направляется Комитету Министров Совета Европы, который осуществляет надзор за исполнением решений и выплатой возможных компенсаций.
Европейский Суд по правам человека. Фото: www.globallookpress.com
По состоянию на март 2014 года Россия занимает третье место по числу рассматриваемых жалоб в ЕСПЧ. В 2012 году РФ занимала первое место по числу жалоб.
Всего на конец 2012 года на рассмотрении судейских составов находилось 28,6 тысяч жалоб против РФ, или 22,3 % всех рассматриваемых жалоб.
За 2012 год ЕСПЧ было принято 134 постановления по делам против России, из них в 122 усмотрены нарушения.
Чаще всего в российских делах ЕСПЧ усматривал нарушения права на справедливый суд (статья 6 ЕКПЧ).