О.А. Ищенко. Об отпуске по болезни и освобождении от исполнения обязанностей военной службы на определенный срок и их правовых последствиях. Приложение. Порядок предоставления освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни, отпуска по болезн

За пределы этого военного городка выход осуществляется по рапортам и на ограниченное время. Т.е. нельзя уйти в город и жить там. Проживаю в общежитии.

Добрый день! Больше чем уверен этот момент - закреплён письменным приказом командира в/ч.

Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 02.01.2017) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных… Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения.
39. Приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.
Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

1. Могу ли я покинуть территорию военного городка на основании решения ВВК, ведь нахождение на этой территории является выполнением обязанностей военной службы?

Заключение ВВК и соответственно справка об освобождении от выполнения служебных обязанностей - не являются безусловным основанием для отмены режимного приказа командира в/ч. Если просто уедите - это будет нарушением и не выполнением приказа командира.

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

Теперь что касается -

2. Могу ли я покинуть территорию грозненского гарнизона, на основании того же решения ВВК, предварительно написав рапорт на имя командира части, о разрешении на выезд за пределы гарнизона?

Всё верно - только с разрешения командира в/ч. Мои рекомендации: 1. Подать письменный рапорт (с приложением копии заключения ВВК и справки-освобождения) командиру части, в котором укажите обстоятельства и соответственно просите: 1) освободить от исполнения служебных обязанностей на основании заключения ВВК и справки. 2) Дать разрешение на свободный выход за пределы в/ч и проживание за пределами военного городка для качественного лечения, своевременного оказания медицинской помощи и реабилитации. 3) О принятом решении прошу сообщить в установленном законном порядке. Если положительного решения не поступит - то подадите письменное заявление в адрес военной гарнизонной прокуратуры и вышестоящего командования на проведение проверки и осуществление надзора за действиями должностных лиц в Вашем отношении. Если это не поможет то вопрос сможете решить в судебном порядке. С Уважением...

Здраствуйте!Я военнослужащая МО РФ.Воспитываю сына 6 лет.Сын является часто длительно болеющим ребенком, о чем есть запись в мед.книжке.В/ч находится в 12 км от города в котором я проживаю с семьей(жилье собственное, призывалась из военкомата моего города).Мой сын, соответственно, наблюдается в детской поликлинике по месту жительства.Каждый раз уходя на справку по уходу за больным ребенком в части сталкиваюсь с кучей проблем: обязательно мне говорят о переезде на территорию АЖГ, требуют кучу еще каких-то дополнительных записей от лечащих врачей о диагнозе и ходе лечения ребенка, чуть ли не расписки от педиатра.

Справка именно для военнослужащих, такие же справки дают другим военнослужащим по уходу, служащим в полку ВВ МВД на территории города. А сейчас болеем реально долго – почти месяц.Справка продлевалась через врачебную комиссию.И в моей в/ч с меня требовали освобождение от начальника госпиталя в/ч.

Он справку давать отказался, заявив, что у меня уже есть освобождение, выданное именно мне, как военнослужащему. Все споры, как правило, возникают по причине отсутствия оригинала справки до окончания заболевания. То есть к рапорту, при каждом продлении прикладываю копию справки с новой записью в ней.Прошу Вас разъяснить мои права и обязанности в аналогичных ситуациях, а так же обязанности и права командования.

Единственный приказ, в котором косвенно затрагивается подобная ситуация, это приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", в соответствии с которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, освобожденным от исполнения должностных обязанностей в связи с уходом за больным членом семьи на основании больничного листа (справки) лечебного учреждения, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период освобождения от исполнения должностных обязанностей, из чего следует, что освобождение от исполнения должностных обязанностей в связи с уходом за больным членом семьи осуществляется на основании больничного листа (справки) лечебного учреждения. Никакие иные документы с Вас требовать не вправе.

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись Об отпуске по болезни и освобождении от исполнения обязанностей военной службы на определенный срок и их правовых последствиях

О.А. Ищенко, помощник командира войсковой части 57328 по правовой работе, старший лейтенант юстиции
Законодательным актом, специально посвященным правовому регулированию общих вопросов охраны права на здоровье граждан, в том числе военнослужащих, является Конституция Российской Федерации (ст. 41). Данная статья императивно определяет право каждого гражданина на здоровье в качестве субъективного неотъемлемого права, обеспечиваемого предоставлением медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработкой и реализацией федеральных программ по охране и укреплению здоровья населения, принятием мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, созданием безопасных условий труда. Вопросы охраны и сохранения здоровья военнослужащих также регламентированы в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в Положении о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123), в Руководстве по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время 1 , в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основными мероприятиями в Вооруженных Силах Российской Федерации, направленными на сохранение здоровья военнослужащих, являются диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение, предоставление основного отпуска, предоставление отпуска по болезни, предоставление в случае нетяжелого заболевания освобождения от исполнения служебных обязанностей на определенный срок (далее – освобождение).

В правоприменительной практике нередко возникают вопросы по поводу того, в чем заключаются различия между отпуском по болезни и освобождением и каков объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих в каждом из этих случаев.

В соответствии с п. 31 Положения о военно-врачебной экспертизе заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни и освобождения выносится военно-врачебной комиссией (далее – ВВК) в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе, причем ВВК определяет и их продолжительность. Необходимо отметить тот факт, что рекомендации ВВК и врача (фельдшера) медучреждения воинской части об освобождении от исполнения обязанностей, а также рекомендации ВВК о необходимости предоставления отпуска по болезни подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

Рассмотрим характерные отличия отпуска по болезни и освобождения.

Отпуск по болезни в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относится к дополнительным отпускам военнослужащих и предоставляется на основании заключения ВВК, а период освобождения от исполнения обязанностей военной службы в соответствии со ст. 350 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС ВС РФ) и ст.ст. 399 и 621 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время является продолжением лечения, которое для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может проходить на дому 2 .

В мирное время военно-врачебная комиссия выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни на срок от 30 до 60 суток в зависимости от характера, тяжести увечья, заболевания, а заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения дается сроком до 15 суток 3 .

Отпуск по болезни может быть продлен:

– военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не более чем на 60 суток;

– военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, не более чем на 30 суток.

В общей сложности срок непрерывного нахождения военнослужащего на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни не должен превышать четырех месяцев, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения на лечении. Например, при заболевании туберкулезом время нахождения военнослужащего на излечении и в отпуске по болезни в мирное время не может превышать 12 месяцев 4 . Освобождение может быть продлено до 15 суток, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток.

По истечении установленного срока непрерывного нахождения на лечении и в отпуске по болезни военнослужащий подлежит освидетельствованию ВВК для решения вопроса о годности его к военной службе.

В документальном оформлении отпуска по болезни и освобождения также есть особенности.

Так, после получения заключения ВВК военнослужащий по прибытии в часть подает рапорт по команде о предоставлении отпуска по болезни и прилагает к нему заключение ВВК о необходимости предоставления отпуска, при этом в рапорте указывается место проведения отпуска (это необходимо для оформления воинских перевозочных документов в силу того, что п. 1 ст. 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к местам использования дополнительных отпусков). Далее в воинской части издается приказ об убытии данного военнослужащего в отпуск по болезни и ему выдаются отпускной билет и воинские перевозочные документы. Отпускной билет и перевозочные документы по окончании отпуска сдаются в строевой отдел воинской части.

При вынесении ВВК (а также врачом или фельдшером медицинского учреждения воинской части) решения об освобождении военнослужащему выдается справка по форме № 25, утвержденной п. 16 Правил оформления и выдачи удостоверений, справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил и членам их семей 5 , которую он прилагает к рапорту по команде. После чего в воинской части издается приказ об освобождении военнослужащего от исполнения служебных обязанностей на определенный срок. Естественно, при освобождении военнослужащий не имеет права выезжать за пределы гарнизона, так как у него нет на это разрешительных документов, таких как отпускной билет, командировочное удостоверение, предписание и др.

Принципиальным отличием отпуска по болезни от освобождения является то, что в первом случае военнослужащий не считается исполняющим обязанности военной службы, а во втором, напротив, считается исполняющим обязанности военной службы, так как в п. 1 ст. 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” сказано, что военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы при нахождении на лечении, следовании к месту лечения и обратно.

Практическое значение отнесения определенных периодов военной службы к периоду исполнения обязанностей военной службы состоит в выяснении того, какие права имеет и какие обязанности несет военнослужащий в данный период и на что может рассчитывать семья военнослужащего в случае его смерти 6 .

Виды компенсаций и их размеры напрямую зависят от точного определения: является ли время нахождения в отпуске по болезни или период освобождения периодом исполнения обязанностей военной службы, так как в случае смерти военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы члены его семьи, помимо пенсии по случаю потери кормильца (п. 1 ст. 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”); права на получение жилого помещения при продолжительности военной службы военнослужащего 20 лет и более (п. 4 ст. 24 Федерального закона от “О статусе военнослужащих”); страховых выплат (ст. 5 Федерального закона “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”, приказ Министра обороны Российской Федерации “Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы” от 10 октября 1998 г. № 455), будут иметь право на следующие гарантии со стороны государства:

а) в соответствии с п. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

б) в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих” родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставляется преимущественное право на социальное и медицинское обслуживание;

в) в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 5 Инструкции о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 55, в случае гибели (смерти) военнослужащих, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере:

– членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, – 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;

– членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, – 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия;

г) другие гарантии и компенсации.

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что до сих пор в ст. 33 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237) не определено, из какого отпуска может быть отозван военнослужащий. Если буквально понимать эту норму, то представляется возможным отозвать военнослужащего и из отпуска по болезни. В этом случае вполне естественно, что он будет не в состоянии исполнять возложенные на него служебные обязанности, а если и будет их исполнять, то это может повредить его здоровью. Представляется, что в данном случае должностным лицам, обладающим правом на отзыв военнослужащих из отпуска, необходимо не только руководствоваться крайней служебной необходимостью присутствия военнослужащего на службе, но и учитывать реальную возможность конкретного военнослужащего исполнять свои служебные обязанности.

1 Данное Руководство введено в действие приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. № 1.

2 Статья 349 УВС ВС РФ.

3Также в соответствии со ст.350 УВС РФ заключение об освобождении дается врачом, а в воинских частях, где врач штатом не предусмотрен, – фельдшером не более чем на трое суток. В случае необходимости освобождение может быть продлено.

4 Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом» от 1 сентября 1960 г. № 972.

5 Приложение № 37 к Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170.

6 Членами семьи считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим; родители военнослужащего; дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, лица, находящиеся на иждивении военнослужащего

ГТК РФ

Порядок
предоставления освобождения от исполнения служебных
обязанностей по болезни, отпуска по болезни сотрудникам
таможенных органов Российской Федерации

Освобождение от служебных обязанностей, отпуск по болезни сотруднику предоставляет начальник структурного подразделения таможенного органа на основании документа (справки, заключения ВВК или листка нетрудоспособности - далее документ) лечебного учреждения и рапорта сотрудника. Рекомендации врача, ВВК лечебного учреждения по предоставлению сотруднику освобождения от служебных обязанностей, отпуска по болезни являются обязательными для исполнения начальником структурного подразделения таможенного органа.

1. Основанием для предоставления сотруднику освобождения по болезни является документ лечебного учреждения, оказавшего первую врачебную помощь. В документе должны быть указаны дата обращения за медицинской помощью, диагноз и заключение о необходимости освобождения сотрудника от исполнения служебных обязанностей. Документ должен быть подписан врачом и заверен соответствующей печатью данного лечебного учреждения.

2. Документ выдается лечебным учреждением, к которому сотрудник прикреплен на медицинское обслуживание на основании договора ГТК России со страховой компанией. Если сотрудник обратился и получил первую врачебную помощь в другом лечебном учреждении, завершить лечение и получить документ, пройти освидетельствование ВВК он должен в лечебном учреждении, где прикреплен на медицинское обслуживание.

3. Документ выдается врачом на срок не более 10 суток. При необходимости освобождение может быть продлено, но не более чем на 5 суток. Если по истечении указанного времени сотрудник не может приступить к исполнению служебных обязанностей и нуждается в дальнейшем амбулаторном лечении, то по решению начальника лечебного учреждения он направляется на освидетельствование в военно-врачебную комиссию (далее - ВВК). ВВК может вынести заключение об освобождении по болезни на 15 суток. ВВК может вынести повторное заключение о продлении освобождения по болезни, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток.

4. Если срок, по истечении которого сотрудник может приступить к исполнению служебных обязанностей, составляет не менее месяца, ВВК выносит заключение о том, что сотрудник нуждается в отпуске по болезни. Основанием для предоставления сотруднику отпуска по болезни является свидетельство о болезни ВВК (справка ВВК).

5. ВВК устанавливает сотруднику продолжительность отпуска по болезни от 30 до 60 суток в зависимости от характера, тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания.

6. Сотруднику отпуск по болезни может быть продлен, но каждый раз не более чем на 30 суток. В общей сложности время непрерывного пребывания на лечении, включая пребывание в отпуске по болезни, не должно превышать 4 месяца (для больных туберкулезом - 12 месяцев).

7. Если по истечении указанного срока непрерывного пребывания на лечении и в отпуске по болезни сотрудник не может приступить к исполнению служебных обязанностей и нуждается в продолжении лечения, по завершении которого он сможет возвратиться к исполнению служебных обязанностей, срок пребывания его на лечении может быть продлен согласно решению прямого начальника (начальник управления и самостоятельного отдела ГТК России, начальник регионального таможенного управления, начальник РТА, ЦТЛ и ГНИВЦа и им равных и выше) на основании письменного заключения лечебного учреждения или ВВК. В этом случае непосредственный начальник представляет служебную записку о продлении срока пребывания на лечении подчиненного сотрудника, в котором указывает сроки пребывания сотрудника на непрерывном лечении, диагноз, заключение о необходимости и предполагаемом сроке продолжения лечения вместе с заключением лечебного учреждения или ВВК.

8. При необходимости срок непрерывного пребывания на лечении сотрудника может быть продлен в соответствии с таким же порядком. По истечении предельного (с учетом продления) непрерывного срока пребывания на лечении и в отпуске по болезни сотрудник подлежит освидетельствованию для определения категории годности к службе в таможенных органах.

9. Сотрудникам - женщинам отпуска по беременности и родам предоставляются начальником таможенного органа в соответствии с порядком и сроком, установленными законодательством Российской Федерации, на основании справки, выданной ВВК в соответствии с заключением медицинского учреждения о беременности и родах. При этом ВВК заключения о причинной связи не выносит.

10. Основанием для предоставления работнику освобождения по болезни является листок временной нетрудоспособности, выданной ему учреждением государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства, в соответствии с порядком , установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации.


Об отпуске по болезни и освобождении от исполнения обязанностей военной службы на определенный срок и их правовых последствиях
О.А. Ищенко, помощник командира войсковой части 57328 по правовой работе, старший лейтенант юстиции

Законодательным актом, специально посвященным правовому регулированию общих вопросов охраны права на здоровье граждан, в том числе военнослужащих, является Конституция Российской Федерации (ст. 41). Данная статья императивно определяет право каждого гражданина на здоровье в качестве субъективного неотъемлемого права, обеспечиваемого предоставлением медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработкой и реализацией федеральных программ по охране и укреплению здоровья населения, принятием мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, созданием безопасных условий труда. Вопросы охраны и сохранения здоровья военнослужащих также регламентированы в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в Положении о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г.
· 123), в Руководстве по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основными мероприятиями в Вооруженных Силах Российской Федерации, направленными на сохранение здоровья военнослужащих, являются диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение, предоставление основного отпуска, предоставление отпуска по болезни, предоставление в случае нетяжелого заболевания освобождения от исполнения служебных обязанностей на определенный срок (далее
· освобождение).
В правоприменительной практике нередко возникают вопросы по поводу того, в чем заключаются различия между отпуском по болезни и освобождением и каков объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих в каждом из этих случаев.
В соответствии с п. 31 Положения о военно-врачебной экспертизе заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни и освобождения выносится военно-врачебной комиссией (далее
· ВВК) в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе, причем ВВК определяет и их продолжительность. Необходимо отметить тот факт, что рекомендации ВВК и врача (фельдшера) медучреждения воинской части об освобождении от исполнения обязанностей, а также рекомендации ВВК о необходимости предоставления отпуска по болезни подлежат обязательному выполнению должностными лицами.
Рассмотрим характерные отличия отпуска по болезни и освобождения.
Отпуск по болезни в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относится к дополнительным отпускам военнослужащих и предоставляется на основании заключения ВВК, а период освобождения от исполнения обязанностей военной службы в соответствии со ст. 350 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее
· УВС ВС РФ) и ст.ст. 399 и 621 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время является продолжением лечения, которое для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может проходить на дому.