Эксперты качества медицинской помощи. Судебно-медицинская экспертиза по делам о ненадлежащем оказании медицинской помощи, ее отличие от экспертизы качества медицинской помощи. Правовые основы для выполнения экмп

1. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.

2. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.

3. Медико-экономический контроль - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи.

4. Медико-экономическая экспертиза - установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.

5. Медико-экономическая экспертиза проводится специалистом-экспертом, являющимся врачом, имеющим стаж работы по врачебной специальности не менее пяти лет и прошедшим соответствующую подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.

6. Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

7. Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи содержит сведения об экспертах качества медицинской помощи, в том числе фамилию, имя, отчество, специальность, стаж работы по специальности, и иные сведения, предусмотренные порядком ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи. Порядок ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом, в том числе размещение указанного реестра на официальном сайте территориального фонда в сети "Интернет", устанавливается Федеральным фондом.

8. Медицинская организация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам, необходимым для проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и обязана предоставлять экспертам запрашиваемую ими информацию.

9. Результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.

10. По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи в случае, если медицинская помощь оказана застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования. Эксперты территориального фонда должны соответствовать требованиям, установленным частями 5 и настоящей статьи.

12. По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи территориальный фонд и (или) страховая медицинская организация в порядке , установленном Федеральным фондом, информируют застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Татарников М.А. Заведующий отделом стратегии управления здравоохранением и кафедрой управления здравоохранением и лекарственного менеджмента Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.м.н.

Экспертиза качества медицинской помощи (КМП) является важнейшей частью системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Экспертиза проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Как видно, экспертиза ориентирована, в первую очередь, на выявление нарушений уже оказанной медицинской помощи и может рассматриваться как важнейшая часть заключительного контроля.

Экспертиза КМП, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ОМС), осуществляется в порядке, установленном Минздравом России. На региональном уровне, как правило, разрабатываются и утверждаются собственные методики экспертной оценки КМП и ее показатели, учитывающие местную специфику.

Экспертиза КМП по ОМС проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 10.07.2014) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Экспертизу проводят по поручению фондов ОМС и страховых медицинских организаций эксперты КМП , включенные в территориальный реестр экспертов КМП.

Ведомственная экспертиза КМП проводится штатными и внештатными экспертами-специалистами органов управления здравоохранением и подведомственных медицинских организаций. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники ВУЗов, НИИ и других учреждений на договорной основе.

На уровне лечебных учреждений экспертизу КМП проводят заведующие отделениями (первая ступень экспертизы), заместители главного врача по медицинской части, клинико-экспертной работе, амбулаторно-поликлинической помощи (вторая ступень экспертизы), врачебная комиссия ЛПУ (третья ступень экспертизы).

Экспертиза КМП, как правило, проводится по отдельным законченным случаям на основе изучения медицинской документации (медицинской карты стационарного больного, карты амбулаторного больного, карты вызова скорой медицинской помощи и др.). При необходимости проводится очная экспертиза.

Экспертизе в обязательном порядке подлежат:

Случаи летальных исходов;

Случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;

Случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

Случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;

Случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);

Случаи расхождения диагнозов;

Случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов, их родственников и других заинтересованных сторон.

При необходимости данный список может быть расширен. Все прочие случаи оказания медицинской помощи подлежат рандомизированному выборочному контролю. Обычно в течение месяца заведующий стационарным лечебным отделением проводит экспертизу не менее 50% законченных случаев, заместители главного врача по медицинской части, клинико-экспертной работе, амбулаторно-поликлинической помощи осуществляют не менее 30-50 экспертиз в течение квартала. Объем работы врачебных комиссий в области экспертизы КМП определяется локальными нормативными актами.

Экспертиза проводится путем проверки соответствия ее стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, сложившейся клинической практике, ориентировочным срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах, учета индивидуальных особенностей данного случая. Эксперт оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, правильность и точность постановки диагноза, адекватность выбора и проведение лечебных мероприятий; выявляет дефекты и устанавливает их причины; готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

Экспертиза КМП подлежит обязательному документированию. На каждый случай экспертной оценки заполняется "Карта оценки КМП", являющаяся первичным учетным документом. На основе их статистической обработки рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи по нозологическим формам, структурным подразделениям и в целом по ЛПУ.

Экспертиза КМП может проводиться:

По отдельным случаям оказания помощи (целевая экспертиза КМП);

По совокупности случаев, отобранных по тематическому признаку (тематическая экспертиза КМП);

По репрезентативной рандомизированной выборке (выборочная экспертиза).

Приказ Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС» разделяет экспертизу КМП на целевую и плановую. При такой классификации тематическая экспертиза КМП может быть как плановой, так и внеплановой.

Внеплановая тематическая экспертиза проводится в случае выявления грубых и частых нарушений в ЛПУ, наличия жалоб пациентов и претензий других заинтересованных лиц.

Плановая экспертиза осуществляется в соответствии с заранее утвержденным на год планом. Плановой экспертизе, как правило, должно быть подвергнуто не менее 5% всех случаев оказания медицинской помощи за проверяемый период.

Контроль качества включает в себя не только оценку результата, но и процессов и структуры оказания медицинской помощи на всех ее этапах. Хотя экспертиза КМП формально относится к заключительному этапу контроля, не следует забывать о предварительном и текущем контроле. При плановой экспертизе КМП целесообразно осуществлять контроль не только постфактум, но и в процессе оказания медицинских услуг.

Внутриучрежденческая экспертиза КМП

Внутриучрежденческая экспертиза КМП является частью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и проводится по отдельным случаям оказания помощи (целевая экспертиза), совокупности случаев, отобранных по тематическому признаку (тематическая экспертиза) и рандомизированной выборке (выборочная экспертиза).

В соответствии со стандартами менеджмента качества для повышения качества и эффективности проведения экспертизы КМП в медицинской организации должна быть разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии соответствующая процедура , определяющая:

Ответственного за процесс экспертизы;

Задействованные ресурсы;

Записи, подлежащие регистрации;

Основных поставщиков и потребителей процесса;

Блок-схему процесса;

Комплекс стандартизированных процедур, правил, алгоритмов, методических приемов, используемых для оценки КМП;

Показатели оценки эффективности и результативности процесса.

В документированную процедуру целесообразно включить:

Порядок сбора, обработки и статистического анализа данных о состоянии КМП, включая использование современных информационных технологий;

Формализованный язык описания дефектов оказания медицинской помощи и их негативных следствий;

Классификации дефектов оказания медицинской помощи и случаев ненадлежащего КМП;

Алгоритмы экспертного анализа дефектов оказания медицинской помощи и их причинно-следственных связей;

Правила обоснования экспертных суждений о дефектах оказания медицинской помощи;

Методические приемы организации экспертного исследования КМП в совокупности случаев;

Методические приемы расчета количественных показателей КМП и построения обобщающих таблиц;

Методы статистического контроля качества процессов;

Правила составления экспертного заключения по результатам экспертизы КМП в отдельном случае и в совокупности случаев.

Экспертиза проводится на основе стандартов и порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения), иных нормативных и методических документов, определяющих технологию лечебно-диагностического процесса, с учетом особенностей конкретного пациента и условий оказания медицинской помощи.

Для проведения экспертизы используют первичные медицинские документы, содержащие информацию о ходе выполнения лечебно-диагностических мероприятий (медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного, карту вызова скорой медицинской помощи). Другие источники информации, включая журналы регистрации больных, справки, эпикризы, заключения носят вспомогательный характер.

Если медицинская помощь оказывалась пациенту на нескольких этапах (скорая медицинская помощь, поликлиника, стационар), каждый ее этап оценивается отдельно на основе соответствующих медицинских документов. По результатам оценки каждого этапа составляется необходимое количество экспертных протоколов с описанием дефектов оказания медицинской помощи и их негативных следствий, а также общее экспертное заключение.

Если медицинская помощь пациенту оказывалась по разным клиническим профилям, к проведению экспертизы могут привлекаться эксперты разных клинических специальностей, которые анализируют один и тот же медицинский документ с точки зрения своей специальности. По результатам оценки составляется соответствующее количество экспертных протоколов и общее экспертное заключение.

Организация экспертиз в медицинской организации регламентируется локальным «Положением о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации» (раздел II «Организация внутреннего контроля качества медицинской помощи»). На основе указанного раздела можно подготовить более детализированное «Положение о порядке организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи в медицинской организации» или разработать подробную документированную процедуру по внутриучрежденческой экспертизе КМП. Выбор вида документа зависит от мощности, профиля и специфики деятельности медицинской организации.

Функции организатора экспертизы КМП выполняет служба КМП. При ее отсутствии обязанности организатора экспертизы КМП приказом главного врача возлагаются на заместителя главного врача по медицинской части или клинико-экспертной работе или иное должностное лицо, ответственное за КМП.

В функции организаторов экспертизы КМП в ЛПУ входит:

Организация экспертизы КМП по отдельным случаям оказания помощи (целевая экспертиза);

Планирование и организация тематических экспертиз КМП, включая формирование экспертной группы и подбор медицинской документации;

Оформление необходимых для организации экспертизы КМП документов, включая запросы, акты, договоры, задания;

Составление и контроль выполнения плана-графика работ по экспертизе КМП;

Организация метаэкспертизы;

Статистическая обработка экспертных данных, составление обобщающих таблиц и расчет количественных показателей КМП;

Статистический анализ результатов экспертизы КМП с применением методов статистического контроля качества;

Участие в составлении аналитических отчетов, подготовка экспертного заключения по результатам экспертизы КМП;

Подготовка для руководителя медицинской организации проектов управленческих решений по улучшению КМП.

В функции эксперта КМП входит:

Проведение экспертного исследования КМП, выявление дефектов оказания медицинской помощи, их причинно-следственных связей и негативных последствий;

Составление экспертного протокола с формализованным описанием дефектов оказания медицинской помощи и их негативных последствий;

Оформление мотивированного экспертного заключения, включая выводы как ответы на поставленные вопросы в части КМП.

При проведении тематических экспертиз группой экспертов назначается ее руководитель, в функции которого входит:

Организационно-методическое обеспечение работы экспертной группы;

Координация работы членов экспертной группы, согласование экспертных мнений;

Участие в проведении экспертизы КМП;

Анализ экспертных данных, участие в подготовке аналитического отчета, экспертного заключения, проекта управленческого решения по результатам экспертизы КМП.

Инициаторами проведения целевой экспертизы могут быть:

Пациенты и их законные представители;

Вышестоящие органы управления здравоохранением;

Руководители медицинской организации;

Врачебная комиссия медицинской организации и ее подкомиссии (по исследованию летальных исходов, внутрибольничным инфекциям и др.);

Организации, уполномоченные осуществлять государственный, ведомственный и вневедомственный контроль КМП (Росздравнадзор, вышестоящие органы управления здравоохранением, фонды ОМС, СМО и др.);

Участники независимой оценки качества работы государственных и муниципальных учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения;

Правоохранительные органы.

Экспертиза в отдельных случаях оказания помощи назначается для оценки наличия или отсутствия:

Объективных причин и условий для неудовлетворенности пациента качеством оказания помощи в конкретном случае;

Нарушений выполнения технологии лечебно-диагностического процесса (нарушений требований стандартов и порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) и иных нормативно-правовых актов);

Причинно-следственной связи дефектов оказания медицинской помощи с неудовлетворительными результатами лечения пациента;

Причинно-следственной связи дефектов оказания медицинской помощи с неоптимальным использованием материальных и финансовых ресурсов здравоохранения.

Обязательными поводами для проведения целевой экспертизы являются:

Письменные обращения пациента или его законного представителя в связи с ненадлежащим КМП;

Запросы по обращению гражданина с жалобой на ненадлежащее КМП от органов управления здравоохранением, правоохранительных органов, ТФОМС, СМО, иных организаций, полномочных обеспечивать защиту законных интересов гражданина в получении медицинской помощи надлежащего качества и гарантированного объема;

Летальные исходы заболевания в период стационарного или амбулаторного лечения;

Первичный выход на инвалидность лиц трудоспособного возраста в период стационарного или амбулаторного лечения;

Внутрибольничное инфицирование и развитие осложнений в период лечения;

Отклонение сроков лечения от установленных стандартами более чем на 50%;

Повторная госпитализация по поводу одного и того же заболевания в течение 2 месяцев.

Порядок организации и этапы проведения целевой экспертизы в медицинской организации представлены в табл. 1.

Таблица 1

Порядок организации и этапы проведения целевой экспертизы в медицинской организации

Этапы целевой экспертизы КМП

Ответственный

Содержание работы

Организатор экспертизы КМП

Подбирает необходимую медицинскую документацию по конкретному случаю оказания медицинской помощи, требующему проведения экспертизы;

Подбирает эксперта(ов) соответствующей клинической специальности;

Оформляет задание на экспертизу КМП, включая вопросы к эксперту КМП;

Если работа эксперта осуществляется на договорной основе, обеспечивает оформление необходимых документов;

Передает экспертам КМП во временное пользование в пределах или за пределами медицинской организации необходимую медицинскую документацию.

Эксперт КМП

Оценивает качество всех этапов лечебно-диагностического процесса (сбора информации, постановки диагноза, лечения, обеспечения преемственности);

Устанавливает дефекты оказания медицинской помощи, их причинно-следственные связи и последствия;

Оформляет протокол экспертизы, включающий формализованное описание дефектов оказания медицинской помощи, их причин и последствий;

Составляет экспертное заключение, которое включает описание наиболее значимых дефектов оказания медицинской помощи, их причинно-следственных связей и последствий, ответы эксперта на поставленные вопросы, при необходимости - рекомендации эксперта по повышению качества и эффективности медицинской помощи;

Передает протокол экспертизы и экспертное заключение организатору экспертизы КМП.

3. Этап завершения работ по экспертизе КМП

Организатор экспертизы КМП

Осуществляет контроль качества работы эксперта КМП, включающий проверку экспертного протокола на соответствие правилам выявления и обоснования дефектов оказания медицинской помощи и экспертного заключения на соответствие протоколу экспертизы и сути поставленных вопросов. При необходимости назначает метаэкспертизу;

Обеспечивает оформление необходимых документов (акт приема-сдачи работ) в случае выполнения экспертизы КМП по договору;

Осуществляет возврат медицинской документации, полученной во временное пользование, в архив медицинской организации;

Передает инициатору экспертизы КМП экспертное заключение.

Результаты целевой экспертизы используются при принятии безотлагательных управленческих решений в области качества и организации медицинской помощи. В случае выявления недостатков решаются вопросы об их оперативном устранении, принимаются меры административного характера в отношении сотрудников, допустивших халатность. В случаях серьезных нарушений, повлекших тяжкие последствия для больного по вине ЛПУ, принимаются меры по досудебному возмещению морального и материального ущерба, нанесенного пациенту.

Результаты целевой экспертизы могут служить для инициации проведения тематических экспертиз для установления характера и причин систематических ошибок при оказании медицинской помощи.

Инициаторами проведения тематической экспертизы могут быть субъекты государственного, ведомственного, вневедомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, участники независимой оценки качества работы государственных и муниципальных учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения.

Тематическая экспертиза проводится для:

Выявления и установления характера и причин типичных (систематических) ошибок в организации лечебно-диагностического процесса, их влияния на состояние пациентов, результаты и сроки лечения, оптимальность использования ресурсов, удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон качеством и эффективностью медицинской помощи;

Оценки качества деятельности конкретных медицинских работников и структурных подразделений медицинской организации;

Оценки КМП по отдельным группам больных с разными нозологическими формами, социально-демографическими характеристиками и т.д.;

Разработки мероприятий по непрерывному совершенствованию лечебно-диагностических и вспомогательных процессов, улучшению качества медицинских и иных услуг в медицинской организации;

Контроля эффективности управленческих решений в области качества.

Выбор тематики плановых экспертиз осуществляется с учетом:

Результатов предыдущих целевых и тематических экспертиз;

Показателей качества деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений (внутрибольничная летальность, частота осложнений, первичный выход на инвалидность лиц, частота повторных госпитализаций, средняя продолжительности лечения и др.);

Показателей удовлетворенности пациентов и других заинтересованных сторон (социологические опросы, количество жалоб, судебных и досудебных разбирательств);

Результатов государственного, ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

Показателей применения финансовых санкций в связи с ненадлежащим КМП со стороны СМО и фондов ОМС;

Изменений нормативно-правовой базы организации медицинской помощи.

Порядок организации и этапы проведения тематической экспертизы в медицинской организации представлены в табл. 2.

Таблица 2

Порядок организации и этапы проведения тематической экспертизы в медицинской организации

Этапы тематической экспертизы КМП

Ответственный

Содержание работы

1. Подготовительный этап экспертизы КМП

Организатор экспертизы КМП

Определяет и согласовывает с инициатором экспертизы цели и задачи экспертного исследования, формулирует вопросы к экспертам;

Осуществляет сбор информации о структурных подразделениях ЛПУ, в которых планируется проведение экспертизы (результаты предыдущих целевых и тематических экспертиз, анализ материально-технического обеспечения, кадрового состава, структуры пациентов, статистических показателей работы отделения и т.д.);

Определяет репрезентативную выборку случаев оказания медицинской помощи, отобранных по тематическому признаку;

Формирует экспертную группу и составляет план-график работ;

Определяет и получает необходимые для экспертизы медицинские документы;

Оформляет задания экспертам КМП;

Передает экспертам необходимую медицинскую документацию для проведения экспертизы.

2. Этап проведения экспертизы КМП

Организатор экспертизы КМП

Обеспечивает подготовку рабочих мест экспертов и оформление паспортных частей протоколов экспертизы КМП;

Осуществляет контроль качества работы экспертов путем организации предварительной метаэкспертизы после выполнения 15-20% запланированного объема работ и заключительной метаэкспертизы не менее 10% случаев, включенных в выборку, после выполнения всего объема работ;

Проводит анализ экспертных протоколов и заключений на соответствие правилам их составления и оформления.

Руководитель экспертной группы

Согласовывает критерии КМП на основе стандартов и порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения), иных нормативно-правовых и методических документов, регулирующих порядок и условия оказания медицинской помощи больным с определенными нозологическими формами;

Координирует работу экспертов путем проведения совещаний участников экспертной группы (согласование мнений экспертов, обсуждение промежуточных результатов, результатов метаэкспертизы и т.д.).

Эксперты КМП

Выполняют исследование отдельных случаев оказания медицинской помощи в соответствии с установленным порядком и правилами проведения экспертизы КМП, составляют экспертные протоколы и экспертные заключения.

3. Этап статистического анализа экспертных данных

Организатор экспертизы КМП

Осуществляет группировку экспертных данных о дефектах оказания медицинской помощи и их негативных последствиях, построение обобщающих таблиц и расчет количественных показателей КМП;

Анализирует результаты экспертизы КМП с применением статистических методов контроля качества;

Готовит совместно с руководителем экспертной группы аналитический отчет по результатам экспертизы КМП.

4. Этап завершения работ по экспертизе КМП и оформления итоговых документов

Организатор экспертизы КМП

Возвращает медицинскую документацию в архив и/или регистратуру ЛПУ;

Составляет экспертное заключение по результатам экспертизы КМП, включая выводы и рекомендации по улучшению КМП;

Разрабатывает проект управленческого решения по улучшению КМП на основе результатов экспертизы КМП;

Передает экспертное заключение и проект управленческого решения ответственному за качество в медицинской организации должностному лицу.

Результаты тематических экспертиз КМП используются для:

1) принятия управленческих решений по совершенствованию организации и улучшению КМП, включая:

Разработку или актуализацию локальных нормативных актов в области организации и качества медицинской помощи (положений, инструкций, стандартов, алгоритмов и т.д.);

Совершенствование материально-технической базы и лекарственного обеспечения медицинской организации;

Совершенствование информационного обмена и взаимодействия структурных подразделений медицинской организации;

Повышение квалификации врачей и руководителей с учетом приоритетных направлений по улучшению КМП;

2) оценки эффективности ранее принятых управленческих решений по результатам тематических экспертиз;

3) разработки индикаторов КМП для организации промежуточного (оперативного) контроля эффективности принимаемых управленческих решений по улучшению КМП.

Внутриучрежденческая экспертиза является наиболее приближенным к исполнителям видом контроля. Информация, полученная в результате оценки КМП, в обязательном порядке доводится до сведения руководителей и работников медицинской организации.

Результаты внутриучрежденческой экспертизы сопоставляются с данными других форм контроля, обсуждаются на оперативных совещаниях, заседаниях медицинского совета и врачебной комиссии в целях разработки и принятия необходимых корректирующих мер в области обеспечения качества и эффективности оказания медицинской помощи, используются при материальном и моральном стимулировании работников.

Экспертиза КМП в системе ОМС

Организация экспертизы КМП по ОМС регламентируется приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 230 (ред. от 16.08.2011). На основе указанного документа в субъектах РФ могут разрабатываться собственные нормативно-правовые акты и методические рекомендации, учитывающие региональные особенности.

Экспертиза КМП по ОМС проводится путем проверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, порядкам оказания и стандартам медицинской помощи, сложившейся клинической практике.

Экспертиза проводится экспертом, включенным в территориальный реестр экспертов КМП, по поручению территориального фонда ОМС или СМО.

Экспертиза КМП осуществляется в виде:

Целевой экспертизы;

Плановой экспертизы.

Целевая экспертиза проводится в течение месяца после предоставления страхового случая (медицинских услуг) к оплате в случаях:

Получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на качество медицинской помощи;

Летальных исходов при оказании медицинской помощи;

Внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;

Первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;

Повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 30 дней - при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 90 дней - при повторной госпитализации;

Заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более чем на 50 процентов от установленного стандартом медицинской помощи или средне сложившегося для всех застрахованных лиц в отчетном периоде с заболеванием, для которого отсутствует утвержденный стандарт медицинской помощи.

При проведении целевой экспертизы КМП по случаям, отобранным по результатам целевой медико-экономической экспертизы, общие сроки проведения целевой экспертизы КМП могут увеличиваться до шести месяцев с момента предоставления счета на оплату.

При проведении целевой экспертизы КМП по случаям повторного обращения (госпитализации) по поводу одного и того же заболевания установленные сроки исчисляются с момента предоставления на оплату счета, содержащего информацию о повторном обращении (госпитализации).

Сроки проведения целевой экспертизы КМП с момента предоставления счета на оплату не ограничиваются по случаям жалоб застрахованных лиц или их представителей, летальных исходов, внутрибольничного инфицирования и осложнений заболеваний, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей.

Проведение целевой экспертизы КМП в случае поступления жалоб застрахованных лиц или их представителей не зависит от времени, прошедшего с момента оказания медицинской помощи, и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан.

Плановая экспертиза КМП проводится с целью оценки соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи группам застрахованных лиц, разделенным по возрасту, заболеванию или группе заболеваний, этапу медицинской помощи и другим признакам, условиям, предусмотренным договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

Объем плановой экспертизы КМП определяется договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и составляет обычно не менее:

В стационаре - 5% от числа законченных случаев лечения;

В дневном стационаре - 3% от числа законченных случаев лечения;

При оказании амбулаторно-поликлинической помощи - 0,5% от числа законченных случаев лечения по результатам медико-экономического контроля.

Плановая экспертиза КМП проводится по случаям оказания медицинской помощи по ОМС, отобранным:

а) методом случайной (рандомизированной) выборки;

б) по тематически однородной совокупности случаев.

Плановая экспертиза КМП методом случайной выборки проводится для оценки характера, частоты и причин нарушений прав застрахованных лиц на своевременное получение медицинской помощи установленного территориальной программой ОМС объема и качества, в том числе обусловленных неправильным выполнением медицинских технологий, повлекших ухудшение состояния здоровья застрахованного лица, дополнительный риск неблагоприятных последствий для его здоровья, неоптимальное расходование ресурсов медицинской организации, неудовлетворенность медицинской помощью застрахованных лиц.

Плановая тематическая экспертиза КМП проводится в отношении определенной совокупности случаев оказания медицинской помощи по ОМС, отобранных по тематическим признакам в каждой медицинской организации или группе медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь по ОМС одного вида или в одних условиях.

Выбор тематики осуществляется на основании показателей деятельности медицинских организаций, их структурных подразделений и профильных направлений деятельности:

а) больничной летальности, частоты послеоперационных осложнений, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей, частоты повторных госпитализаций, средней продолжительности лечения, стоимости медицинских услуг и других показателей;

б) результатов внутреннего и ведомственного контроля КМП.

Плановая тематическая экспертиза КМП направлена на решение следующих задач:

а) выявление, установление характера и причин типичных (повторяющихся, систематических) ошибок в лечебно-диагностическом процессе;

б) сравнение КМП, предоставленной группам застрахованных лиц, разделенным по возрасту, полу, нозологическим формам, месту получения медицинской помощи и другим признакам.

Плановая экспертиза КМП проводится в каждой медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по ОМС, не реже одного раза в течение календарного года в сроки, определенные планом проверок.

Экспертиза КМП может проводиться в период оказания застрахованному лицу медицинской помощи, в том числе по обращению застрахованного лица или его представителя. Основной целью очной экспертизы КМП является предотвращение и/или минимизация отрицательного влияния на состояние здоровья пациента дефектов оказания медицинской помощи.

Экспертом КМП с уведомлением администрации медицинской организации может проводиться обход подразделений медицинской организации с целью контроля условий оказания медицинской помощи, подготовки материалов для экспертного заключения, а также консультирования застрахованного лица.

При консультировании обратившееся застрахованное лицо информируется о состоянии его здоровья, степени соответствия оказываемой медицинской помощи порядкам и стандартам оказания медицинской помощи, договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с разъяснением его прав в соответствии с законодательством РФ.

Экспертом, проводившим экспертизу КМП, оформляется экспертное заключение, содержащее описание проведения и результаты экспертизы, на основании которого составляется акт экспертизы КМП. На основе результатов экспертизы уполномоченными органами принимаются меры по повышению эффективности и качества оказываемой медицинской помощи.

Понятие "Экспертиза качества медицинской помощи":

Экспертиза качества медицинской помощи – это комиссионный вид медицинских экспертиз, при проведении которых, определяется: правильность и своевременность установленного диагноза; своевременность, полнота и эффективность назначенного лечения; нуждаемость пациента в конкретных лечебно-диагностических мероприятиях и оперативном лечении; показания и противопоказания назначенного лечения; порядок получения высокотехнологичной медицинской помощи пациентами; объемы и виды реабилитационного и восстановительного лечения; оценка правильности действий врачебного персонала при оказании медицинской помощи пациенту, а также иные вопросы, требующие специальных познаний в области медицины.

Экспертиза медицинской помощи всегда проводится в рамках комиссионной судебно-медицинской экспертизы, т.е. врачами судебно-медицинскими экспертами с участием врачей различных клинических специальностей (хирурги, травматологи, терапевты, неврологи, кардиологи, рентгенологи, педиатры и другие).

Проведение экспертизы качества медицинской помощи , также как и проведение иных медицинских экспертиз, является одним из основных экспертных направлений деятельности нашего Центра. Экспертиза медицинской помощи всегда проводится в рамках комиссионной судебно-медицинской экспертизы, т.е. врачами судебно-медицинскими экспертами с участием врачей различных клинических специальностей (хирурги, травматологи, терапевты, неврологи, кардиологи, рентгенологи, педиатры и другие).

Наш Центр проводит все виды экспертиз качества медицинской помощи!

Особенностью нашего экспертного Центра является то, что для проведения экспертиз качества медицинской помощи и медицинских услуг в Центре, помимо врачей судебно-медицинских экспертов, имеются врачи всех клинических специальностей (хирурги, терапевты, неврологи, травматологи, акушеры-гинекологи, рентгенологи, стоматологи и др. ), в отличии от иных экспертных центров, где как правило, имеются только врачи судебно-медицинские эксперты!

Процессуальные виды экспертиз качества медицинской помощи:

Также как и другие виды медицинских экспертиз, экспертиза качества оказанной медицинской помощи, процессуально, может быть:

  • досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса физических и юридических лиц либо адвокатов, с последующим составлением заключения специалиста;
  • судебной (экспертиза качества медицинской помощи для суда, судебная экспертиза медицинской помощи), т.е. проводится по определению суда, постановлению следователя либо дознавателя, с последующим составлением заключения эксперта.

Стоимость экспертизы качества медицинской помощи .

Вопросы экспертизы качества медицинской помощи представлены .

Цели и задачи экспертизы качества медицинской помощи:

  • определение причины заболевания (этиология);
  • определение механизма развития заболевания (патогенез);
  • определение полноты, своевременности и обоснованности диагностических мероприятий;
  • оценка правильности, полноты и своевременности установленного пациенту диагноза;
  • оценка результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики;
  • определение полноты, своевременности и обоснованности лечебных мероприятий;
  • определение нуждаемости пациента в дополнительных диагностических либо лечебных мероприятиях;
  • оценка обоснованности и полноты медикаментозного лечения;
  • установление показаний и противопоказаний медикаментозного лечения;
  • оценка обоснованности и своевременности хирургического лечения;
  • установление показаний и противопоказаний хирургического лечения;
  • оценка правильности ведения беременности, родов и послеродового периода;
  • оценка правильности проведенного хирургического пластического лечения и косметологических услуг;
  • определение нуждаемости пациентов в реабилитационных мероприятиях;
  • определение нуждаемости пациентов в санаторно-курортном лечении;
  • определение причинно-следственной связи между проведенным лечением и наступлением неблагоприятных последствий, в том числе и смерти пациента;
  • определение стоимости полученного лечения и обоснованности затрат при получении медицинских услуг;
  • экспертиза медицинских изделий;
  • рецензирование экспертиз качества медицинской помощи;
  • решение других вопросов, требующих познаний в области медицины и судебно-медицинской экспертизы.

В каких случаях назначается и проводится независимая экспертиза качества медицинской помощи:

В последнее время увеличивается количество судебных исков по поводу некачественного оказания медицинской помощи и медицинских услуг. Правильно установленный диагноз и своевременно начатое эффективное лечение, являются залогом выздоровления для пациента. К сожалению, при оказании медицинской помощи бывают случаи, когда пациенту неправильно или не в полном объеме устанавливают диагноз, либо когда диагноз установлен довольно поздно. Установление диагноза является одним из самых основных моментов при получении медицинской помощи и медицинских услуг. От своевременно установленного и правильного диагноза, зависит вся дальнейшая врачебная тактика, а именно назначение консультаций специалистов, назначение эффективного и своевременного консервативного лечения, проведение необходимых хирургических манипуляций. После проведенного лечения, большинство пациентов нуждаются в дальнейшем длительном восстановительном и реабилитационном лечении, а также в проведении профилактических мероприятий. Все вышеуказанные вопросы относятся к компетенции экспертизы качества оказанной медицинской помощи , которая проводится в рамках комиссионной судебно-медицинской экспертизы с привлечением врачей клинических специальностей (комиссионная судебно-медицинская экспертиза качества медицинской помощи ).

Для проведения комиссионных экспертиз качества медицинской помощи, в нашем Центре имеются врачи следующих клинических специальностей:

  • акушер-гинеколог
  • анестезиолог-реаниматолог
  • врач ультразвуковой диагностики
  • врач функциональной диагностики
  • гематолог
  • дерматовенеролог
  • кардиолог
  • клинический фармаколог
  • медико-социальный эксперт
  • невролог
  • нейрохирург
  • неонатолог
  • онколог
  • ортодонт
  • оториноларинголог (ЛОР-врач)
  • офтальмолог (окулист)
  • оптометрист
  • патологоанатом
  • педиатр
  • пластический хирург
  • пульмонолог
  • радиолог
  • рентгенолог
  • сексолог
  • стоматолог (стоматолог-терапевт, стоматолог-хирург, стоматолог-ортопед)
  • терапевт
  • травматолог-ортопед
  • трансфузиолог
  • уролог
  • уролог-андролог детский
  • физиотерапевт
  • фтизиатр
  • хирург
  • хирург детский
  • челюстно-лицевой хирург
  • эндокринолог

Ходатайство и назначении и проведении экспертизы качества медицинской помощи:

Судебная экспертиза качества медицинской помощи и медицинских услуг может быть проведена как на этапе предварительного расследования, так и непосредственно на этапах судебного следствия. Заявляя ходатайство о назначении судебно-медицинской экспертизы качества медицинской помощи, укажите: процессуальные основания для проведения экспертизы, краткие обстоятельства дела, вопросы для по экспертизе качества медициснкой помощи и обязательно укажите экспертное учреждение в котором необходимо провести экспертизу медицинской помощи.

Проводя независимую экспертизу качества оказанной медицинской помощи и экспертизу медицинских услуг в нашем Центре, Вы можете рассчитывать на полноту и объективность исследований, независимость и беспристрастность наших экспертов и специалистов, высокий уровень и качество выполненной работы. В Центре имеются врачи большинства клинических специальностей.

Обратите внимание! Перед ходатайством в суде о проведении и назначении экспертизы качества медицинской помощи в нашем Центре, обратитесь к нам в центральный офис за Информационным письмом, где мы укажем сроки исполнения и цену экспертизы медицинской помощи и медицинских услуг.

Подробно ознакомиться с условиями проведения экспертиз медицинской помощи в нашем Центре, узнать стоимость судебной экспертизы медицинской помощи, получить письменную или устную консультацию, заказать экспертизу или провести рецензию экспертизы медицинской помощи, Вы можете по телефонам:

Контактные телефоны:

8-916-145-00-27 – рабочие дни (с 10:00 до 18:00), выходные и праздничные дни (с 13:00 до 19:00)

8-926-235-08-85 – рабочие дни (с 10:00 до 18:00)

8-967-183-83-70 – рабочие дни (с 10:00 до 18:00)

8-916-145-00-27 – WhatsApp, Viber

8-926-235-08-85 – WhatsApp, Viber

E-mail (электронная почта):

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Также Вы можете воспользоваться онлайн-формой обращения :

Стоимость экспертизы качества медицинской помощи и медицинских услуг:

Обратите внимание!

В связи с тем, что при производстве независимых экспертиз качества медицинской помощи и медицинских услуг в нашем Центре привлекаются врачи клинических специальностей (хирурги, терапевты, кардиологи, неврологи, травматологи, нейрохирурги, стоматологи, рентгенологи и другие врачи), цена на экспертизу медицинской помощи у нас, может быть несколько выше чем у других! Но при этом и качество услуг значительно отличается...

Стоимость экспертизы качества оказанной медицинской помощи

(ориентировочная)

Комиссионная экспертиза качества медицинской помощи (участие минимум двух экспертов)

От 60 тыс. рублей

Комплексная экспертиза качества медицинской помощи (участие минимум двух экспертов)

От 60 тыс. рублей

- составление Акта врачебной комиссии по оказанной (полученной) медиицинской помощи - от 40 тыс. рублей

Рецензия экспертизы качества медицинской помощи (с врачами клинического профиля)

От 40 тыс. рублей

Консультация (устная, по телефону)

Бесплатно

Консультация (устная, в офисе)

От 6 тыс. рублей (консультацию проводит судмедэксперт и медицинский юрист)

Консультация (письменная)

От 15 тыс. рублей

От 10 тыс. рублей (1 заседание, по ранее проведенному заключению)

От 15 тыс. рублей (1 заседание, по ранее проведенному заключению)

Участие эксперта (специалиста) в суде (г. Москва)

От 25 тыс. рублей (1 заседание, без подготовки заключения)

Участие эксперта (специалиста) в суде (Московская область)

От 30 тыс. рублей (1 заседание, без подготовки заключения)

Участие эксперта (специалиста) в суде (другие регионы)

Договорная, но не менее 30 тыс. рублей (1 заседание)

Помощь эксперта в составлении вопросов для экспертизы качества оказанной медицинской помощи и медицинских услуг

От 15 тыс. рублей

Помощь эксперта в составлении искового заявления, отзыва на исковое, претензии

От 15 тыс. рублей

Стоимость экспертизы медицинской помощи может значительно варьировать, но при этом цены на подобные экспертизы в нашем Центре значительно ниже, чем в других учреждениях.

Вопросы для экспертизы медицинской помощи:

1. Правильно ли, своевременно и в полном объеме была оказана медицинская помощь гр. Иванову А.А. в ГКБ № 1?

2. Имеются ли какие-либо дефекты и недостатки медицинской помощи, оказанной гр. Иванову А.А. в ГКБ № 1? Если имеются, то укажите какие?

3. К каким последствиям привели недостатки и дефекты медицинской помощи, оказанной гр. Иванову А.А. в ГКБ № 1?

4. Имеется ли причинно-следственная связь между неправильно оказанной медицинской помощью гр. Иванову А.А. в ГКб № 1 и развитием последствий в виде...... (указать какие именно последствия)?

5. Правильно ли был поставлен диагноз гр. Иванову А.А. при нахождении последнего на стационарном лечении с 10.10.2015 г. по 25.10.2015 г. в ГКБ № 1?

6. Своевременно ли был поставлен диагноз гр. Иванову А.А. при нахождении последнего на стационарном лечении с 10.10.2015 г. по 25.10.2015 г. в ГКБ № 1?

7. Правильно ли было проведено медикаментозное лечение гр. Иванову А.А., при получении медицинской помощи в ГКБ № 1 с 02.12.2016 г. по 18.12.2016 года?

8. Имелись ли показания и противопоказания для переливания крови гр. Иванову А.А. при нахождении последнего на стационарном лечении в ГКБ № 1 с 15.05.2012 года по 28.05.2012 года?

9. Науждался ли гр. Иванов А.А. в операции по поводу частичной резекции желудка?

10. Имелись ли показания к трепанации черепа у гр. Иванова А.А.?

11. Имелись ли противопаказания при удалении верхней доли правого легкого у гр. Иванова А.А.?

12. Чем обусловлено интраоперационное внутрилегочное кровотечение у гр. Иванова А.А.?

13. Имеется ли причинно-следственная между катетеризацией левой подключичной вены у гр. Иванова А.А., сопровождавшаяся повреждением левого легкого с последующим обильным кровотечением и смертью последнего (Иванов А.А.)?

14. Правильно ли была оказана акушерско-гинекологическая помощь по поводу родовспоможения гр. Ивановой А.А.? Если нет, то в чем заключаются дефекты и недостатки медицинской помощи?

15. Чем обусловлена внутриутробная гибель плода на третьем триместре гр. Ивановой А.А.?

Обращаем Ваше внимание, что данный список вопросов для экспертизы медицинской помощи и медицинских услуг не является исчерпывающим. Вы можете обратиться за помощью наших экспертов и специалистов, с целью составления правильных вопросов, исходя из вашей ситуации и обстоятельств дела.

Судебно-медицинская экспертиза, Медицинская экспертиза, Экспертиза качества медицинской помощи, Стоматологическая экспертиза, Оптометрическая экспертиза, Медицинская экспертиза подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Медико-экономическая экспертиза, Экспертиза медицинских услуг, Медико-социальная экспертиза, Экспертиза утраты профессиональной трудоспособности, Военно-врачебная экспертиза, Экспертиза медицинских страховых случаев, Комплексная судебно-медицинская - автотехническая экспертиза

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность эксперта качества медицинской помощи (КМП).

2. На должность эксперта КМП назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", послевузовское образование и (или) дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по клинической специальности или специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", владеющее специальными знаниями и практическими навыками планирования, организации и проведения экспертизы КМП, обобщения и статистического анализа ее результатов.

3. Эксперт КМП должен знать: Конституцию РФ; основы законодательства РФ о здравоохранении; социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения, медицинского страхования, медицинской статистики; основы управления качеством (принципы, функции, методы, системы менеджмента качества, нормативно-правовое, документационное и информационно-методическое обеспечение, статистический контроль качества); нормативные документы по управлению и экспертизе КМП; основы медицинской этики и деонтологии; правовые аспекты медицинской деятельности; основы документооборота, статистического учета и формы статистической отчетности по своему направлению деятельности; основы научной организации труда; психологию профессионального общения; правила внутреннего трудового распорядка; основы трудового законодательства; правила охраны труда и пожарной безопасности.

4. Эксперт КМП осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о порядке организации и проведения экспертизы КМП в медицинской организации, Положением о службе КМП в медицинской организации, Положением об отделе КМП (при его наличии), методическими и инструктивными документами по порядку организации и проведения экспертизы КМП, настоящей должностной инструкцией.

5. Эксперт КМП назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя медицинской организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

6. Эксперт КМП непосредственно подчиняется в зависимости от организационной структуры и штатного расписания заведующему организационно-методическим отделом или заведующему отделом КМП (при его наличии), или заместителю главного врача по медицинской части, или заместителю главного врача по КМП (при наличии такой должности).

2. Должностные обязанности

Планирует, организует и анализирует деятельность в области экспертизы КМП. Проводит в соответствии действующими нормативно-правовыми актами экспертизу КМП по отдельным случаям оказания помощи. Участвует в проведении тематической экспертизы КМП. Оформляет в установленном порядке экспертный протокол, экспертное заключение, иные документы по экспертизе КМП. Проводит анализ и формализованное описание выявленных врачебных ошибок, их причинно-следственных связей, негативных последствий и возможностей их предотвращения в будущем в целях совершенствования процесса оказания медицинской помощи. Консультирует сотрудников ЛПУ по вопросам экспертизы КМП и использования ее результатов в практической деятельности. Готовит аналитические отчеты и экспертные заключения по результатам экспертиз КМП. Информирует врачей, средний медицинский персонал и других сотрудников учреждения о результатах экспертиз КМП и мерах, принимаемых для его улучшения. Представляет результаты экспертиз КМП на заседаниях врачебной комиссии, комиссии по изучению летальных исходов (КИЛИ), врачебных конференциях и производственных совещаниях. Поводит анализ и обобщение результатов вневедомственной экспертизы КМП. Контролирует и обеспечивает соблюдение порядка и сроков выполнения целевых и тематических экспертиз КМП, правил оформления их результатов, сохранение врачебной тайны и соблюдение правил врачебной этики, сохранность медицинской документации. Участвует в информационном и материально-техническом обеспечении проведения экспертиз КМП. Осуществляет подбор необходимой для проведения экспертизы КМП медицинской документации, передачу ее экспертам КМП во временное пользование. Готовит отчетные данные по экспертизе КМП. Обобщает данные экспертизы КМП и на основе системного статистического анализа ее результатов готовит предложения и проекты управленческих решений по улучшению КМП. Осуществляет формирование и сопровождение базы данных о проведении и результатах экспертиз КМП в учреждении. Участвует в совершенствовании системы мотивации и повышения ответственности работников в области качества. Осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие с внешними организациями по вопросам экспертизы КМП. Участвует в приеме населения, разборе жалоб и претензий по КМП. Проводит анализ жалоб и претензий по вопросам КМП потребителей и других заинтересованных сторон (фонда ОМС, СМО, общественных организаций по защите прав пациентов и т.д.), изучение причин низкого качества медицинских услуг, нарушений требований стандартов и иных нормативно-правовых актов, разрабатывает предложения по устранению недостатков. Систематически повышает собственную профессиональную квалификацию. Осуществляет по поручению руководства иные функции в соответствии с целями и задачами учреждения.

3. Права

Эксперт КМП имеет право:

1. получать для проведения экспертизы КМП необходимую медицинскую документацию;

2. получать поступающие в учреждение нормативно-правовые и методические документы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе;

3. запрашивать и получать от руководителей учреждения и его структурных подразделений информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач и функций;

4. осуществлять в пределах своей компетенции проверку и координацию деятельности структурных подразделений учреждения по вопросам экспертизы КМП, о результатах проверок докладывать руководству учреждения;

5. давать предложения по персональному составу группы экспертов КМП учреждения;

6. ходатайствовать о привлечении к экспертизе КМП экспертов другого клинического профиля;

7. требовать от других экспертов КМП соблюдения требований действующих нормативно-правовых актов, порядка и сроков выполнения работ, правил оформления установленной документации;

8. при работе в группе экспертов КМП излагать в экспертном заключении особое мнение, отличающееся от мнения других экспертов;

9. получать и передавать во временное пользование другим экспертам КМП медицинские карты и иную медицинскую документацию для проведения экспертизы КМП;

10. ходатайствовать об отводе эксперта КМП;

11. инициировать проведение экспертизы КМП по отдельным случаям, тематических экспертиз КМП, метаэкспертизы КМП;

12. представлять результаты проведенной экспертизы КМП на заседаниях врачебной комиссии, комиссии по изучению летальных исходов;

13. вносить руководству учреждения предложения по совершенствованию экспертизы КМП, включая:

Проекты локальных нормативно-правовых актов и инструктивных документов, регулирующих порядок проведения и использования результатов экспертизы КМП;

Предложения по материальному и моральному стимулированию врачей, иных сотрудников, структурных подразделений учреждения по результатам экспертизы КМП;

Предложения по материальному стимулированию врачей и иных сотрудников, обеспечивающих проведение экспертизы КМП;

14. участвовать в общеучрежденческих совещаниях и иных мероприятиях при рассмотрении вопросов экспертизы КМП;

15. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;

16. повышать свою квалификацию.

Эксперт КМП пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Эксперт КМП несет ответственность за:

1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

2. своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений, поручений вышестоящего руководства, действующих нормативно-правовых актов по своему профилю деятельности;

3. качество и объективность проводимой экспертизы КМП в пределах своих полномочий и компетенции;

4. дачу заведомо ложного экспертного заключения;

5. сохранность медицинских документов, полученных во временное пользование для проведения экспертизы КМП;

6. сохранность врачебной, служебной и иной охраняемой законом тайны;

7. своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;

8. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;

9. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-противоэпидемического режима;

10. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности медицинской организации, ее работникам, пациентам и посетителям.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов эксперт КМП может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Заключение судебной экспертизы

Заключение судебной экспертизы является одним из видов доказательств, перечисленных в ст. 74 УПК РФ. С его помощью следователь может установить обстоятельства, подлежащие доказыванию, а именно: событие преступления, виновность лица и форму вины, характер и размер вреда, обстоятельства, смягчающие и исключающие ответственность.

Задачи судебно-медицинской экспертизы

Задачи, достигаемые путем судебно-медицинского исследования, имеют двойственный характер. С одной стороны, оно призвано защищать конституционные права граждан на жизнь, охрану здоровья и на медицинскую помощь в необходимом объеме, обеспечить гарантии государства в сфере здравоохранения, закрепленные в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». С другой стороны, судебно-медицинская экспертиза является механизмом, позволяющим защитить медицинских работников от необоснованных обвинений в совершении ими преступлений в профессиональной сфере. Исходя из вышеперечисленных задач, можно сделать вывод о критической общественной значимости данного института.

Где проводится судебно-медицинская экспертиза?

Судебно-медицинская экспертиза в Российской Федерации входит в государственную систему органов здравоохранения и проводится в областных, краевых и республиканских бюро судебно-медицинской экспертизы, а также в их районных, межрайонных и городских отделениях. В структуру бюро СМЭ входят различные отделы (танатологический, организационно-методический, сложных экспертиз и др.), которые включают в себя отделения.

Зачем нужна судебно-медицинская экспертиза?

Согласно ст. 196 УПК РФ, назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить причину смерти, а также характер и степень вреда, причиненного здоровью. Эти задачи в ходе расследования ятрогенных преступлений выполняются путем проведения судебно-медицинских исследований. Эксперты при этом руководствуются положениями процессуального законодательства, федеральными законами о государственной экспертной деятельности и об основах охраны здоровья граждан, а также ведомственными актами, регламентирующими деятельность всей судебно-медицинской службы. Определение характера и степени вреда, причиненного здоровью, проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2008 №194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».

Отличие судебно-медицинской экспертизы от экспертизы качества медицинской помощи

От судебно-медицинской экспертизы следует отличать экспертизу качества медицинской помощи (ЭКМП), в которой оценивается своевременность ее оказания, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степень достижения поставленного результата. Задачами такого экспертного исследования являются определение соответствия оказания медицинской помощи установленным законом правилам ее осуществления, и, если таковые имеются, то выявление динамики ятрогенного события, причинно-следственной связи между несоблюдением медицинским работником указанных стандартов и неблагоприятным исходом. В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, экспертиза качества медицинской помощи относится к самостоятельному виду медицинской деятельности и требует лицензирования. Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», данный вид экспертиз является одним из методов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а в Приказе Минздрава России от 16.05.2017 № 226н указано, что эта экспертиза проводится в рамках государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Кем проводится экспертиза качества медицинской помощи?

Экспертиза качества медицинской помощи в рамках осуществления государственного контроля проводится аттестованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертами, привлекаемыми Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) к проведению мероприятий по контролю в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Экспертиза качества медицинской помощи в рамках осуществления ведомственного контроля проводится привлеченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими ведомственный контроль, учеными и специалистами.

Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании, проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи страховой медицинской организации. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи.

Где содержатся сведения о экспертах качества медицинской помощи

Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи содержит сведения об экспертах качества медицинской помощи, в том числе фамилию, имя, отчество, специальность, стаж работы по специальности, и иные сведения, предусмотренные порядком ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи. Порядок ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом, в том числе размещение указанного реестра на официальном сайте территориального фонда в сети "Интернет", устанавливается ФФОМС (Приказ ФФОМС от 13.12.2011 N 230).

Различие экспертизы качества медицинской помощи и судебно-медицинской экспертизы

Следует правильно соотносить между собой предмет экспертизы качества медицинской помощи и судебно-медицинской экспертизы. Из-за сходных экспертных задач, заключающихся в оценке своевременности оказания медицинской помощи, ее адекватности и других факторов, участниками уголовного процесса может быть осуществлена подмена одного вида якобы равнозначных экспертиз другим.

Во-первых, судебно-медицинская экспертиза является процессуальным действием, требующим специальных знаний в области медицины для проведения исследования. Она назначается и проводится в соответствии с процессуальным законодательством в целях установления обстоятельств по конкретному делу. В связи с этим судебно-медицинский эксперт не имеет права самостоятельно добывать информацию, относящуюся к предмету экспертизы. Судебно-медицинскому эксперту разъясняют его права и обязанности, указанные в процессуальном законодательстве, впоследствии он подписывает документ, подтверждающий факт ознакомления с возможной ответственностью. ЭКМП является контрольным мероприятием, которое проводится в виде плановой или внеплановой государственной или вневедомственной проверки, вследствие чего может иметь ориентирующее значение на этапе возбуждения уголовного дела и при выборе направления расследования, а эксперт обладает доступом к любой информации, относящейся к предмету исследования. Судебно-медицинская экспертиза в силу своего ситуационного характера всегда является внеплановой.

Во-вторых, в ходе экспертизы качества медицинской помощи решаются не только упомянутые выше вопросы о неблагоприятных последствиях для жизни и здоровья пациента в виде причинения вреда, характерные для судебно-медицинского исследования. Последствия ненадлежащего оказания медицинской помощи при ЭКМП оцениваются еще по отношению к социальным ресурсам (инвалидизации, снижение трудовой активности и т.д.), а также к ресурсам здравоохранения в целом (их перерасход, неполное использование и пр.)

ЭКМП может проводиться на основании письменного обращения граждан с жалобой на качество оказания медицинской помощи, заявления представителей страховых организаций и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Судебно-медицинская экспертиза проводится на основании постановления следователя или определения суда. Результатом судебно-медицинской экспертизы будет заключение эксперта, выводы которого как доказательства могут быть положены в основу судебного решения. ЭКМП же проводится в целях корректировки в области качества оказания медицинской помощи путем принятия определенных управленческих решений.

Отдел правового обеспечения Юридической компании «Мед-ЮрКонсалт»