Наказание в виде ограничения по военной службе сходно по своему содержанию с исправительными работами. Специфической особенностью наказания в виде ограничения по военной службе является назначение его:
Осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы;
Осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Военная служба, согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и о военной службе», - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ. органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
К лицам, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане как мужского, так и женского пола, заключившие письменное соглашение (контракт) с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Лицо, осужденное к ограничению по военной службе, продолжает проходить военную службу по контракту там же, где оно и служило, но из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (окладом по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат. Лицам, проходящим службу по контракту и добросовестно исполняющим обязанности военной службы, положены, кроме того, согласно ст. 13 названного Закона, дополнительные денежные выплаты (по итогам календарного года, за классность, при уходе в отпуск или переводе к новому месту военной службы и т. д.), а также различного рода надбавки, например за выслугу лет.
Установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется, согласно ст. 144 УИК РФ, из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных выплат. Из сумм, выплачиваемых осужденному военнослужащему не в порядке его денежного содержания, удержания не производятся.
Помимо правоограничений материального характера осужденные претерпевают и иные ограничения: во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании; срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ч.
2 ст. 145 УИК РФ). Согласие осужденного военнослужащего на перевод в другую часть или местность требуется при этом лишь в том случае, если при поступлении на воинскую службу контракт заключался им на службу в конкретной воинской части или на конкретной должности в конкретной части. Если в тексте контракта указывалась служба в кадрах Вооруженных Сил и других войсках РФ, согласие осужденного не требуется.
Как и при исправительных работах, карательное воздействие анализируемого наказания должно сочетаться с мерами воспитательного воздействия на осужденного. Воспитательная работа с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного военнослужащего, а также его поведения и отношения к военной службе проводится командиром воинской части.
Таким образом, уголовно-правовая сущность наказания в виде ограничения по военной службе заключается в виде определенного размера удержаний из денежного содержания осужденного, запрещении повышать его в должности и в воинском звании, невключения срока наказания в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания и проведения с ним, помимо прочего, воспитательной работы.
Ограничение по военной службе - основное наказание, в качестве дополнительной меры наказания оно применяться не может.
Основанием исполнения наказания является получение из суда копии приговора и распоряжения о его исполнении командиром воинской части. Не позднее трех дней после их получения издается приказ, в котором объявляется, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Здесь же указывается, в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им ограничения по военной службе. Приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего и принимается к исполнению. Кроме того, о поступлении приговора, об издании соответствующего приказа и о принятии его к исполнению в трехдневный срок извещается суд, вынесший приговор. Копия приговора направляется в суд.
Приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе с указанием даты прекращения издается командиром воинской части также не позднее чем за три дня до истечения установленного приговором суда и объявленного приказом по воинской части срока ограничения по военной службе. А копия приказа, соответственно, направляется в суд, вынесший приговор.
Если до истечения установленного приговором суда срока наказания осужденный должен быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, например в связи с невыполнением условий контракта со стороны военнослужащего; признания лица негодным либо ограниченно годным к определенному виду или в целом к воинской службе, командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания.
Согласно ст. 51 УК РФ ограничение по службе может быть назначено военнослужащим в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступлений по военной службе на срок от трех месяцев до двух лет; в случаях применения данного наказания вместо исправительных работ - на тот же срок исправительных работ, который указан в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.
Срок ограничения ко военной службе исчисляется в месяцах и годах. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день лишения свободы за три дня по ограничению по военной службе.
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации -
Ограничение по военной службы .Это наказание является новым для отечественного уголовного законодательства. Оно предусмотрено законом в качестве основного наказания, которое может быть назначено только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:
за совершение преступлений против военной службы (гл. 33 УК);
за общеуголовные преступления вместо исправительных работ, предусмотренных статьями Особенной части УК(например, за побои, кражу, незаконную охоту и др.).
Кроме того, данное наказание может быть назначено на основании ст. 64 и65 УК - при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, а также при замене неотбытой части наказания более мягким - на основании ст. 80 УК. По своей сути это специальное наказание, которое содержит в себе некоторые свойства наказаний в виде исправительных работ и лишения права занимать определенные должности и применяется в отношении указанной специальной категории осужденных(т.е. старшин, прапорщиков, мичманов, К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане РФ, достигшие18-летнего возраста мужского и женского пола, заключившие письменный договор(контракт) с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором упомянутым Федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы(ст. 32 указанного Закона).
Содержание данного наказания включает следующие правоограничения, применяемые к осужденному в течение установленного законом срока: а) из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше20%; б) во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании; в) срок наказания не засчитывастся в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания(ч. 2 ст. 51 УК). Иные ограничения(понижение осужденного в должности или в звании, лишение его тех или иных льгот, отказ в улучшении жилищных условий и т.п.) не входят в содержание данного наказания и не должны применяться в связи с его исполнением.
Осужденный к наказанию в виде ограничения по военной службе продолжает проходить военную службу по контракту там же, где он и служил. Из его денежного содержания в доход государства ежемесячно удерживаются суммы в размере, установленном приговором суда, но не свыше20%. В отличие от исправительных работ минимум удержаний при ограничении по военной службе уголовным законом не установлен. Поэтому по смыслу закона он может составлять и менее5%. Суд определяет размер удержаний, руководствуясь общими началами назначения наказания и его целями(ст. 43 и60 УК). Согласно ст. 144 УИК удержание производится как из должностного оклада и оклада по воинскому званию, так и из надбавок и других дополнительных денежных выплат.
Ограничение по военной службе может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. При назначении этого наказания вместо исправительных работ, предусмотренных в санкции конкретной статьи Особенной части УК, суд, очевидно, должен руководствоваться пределами, определенными в данной санкции, но с учетом пределов рассматриваемого вида наказания, установленных ч. 1 ст. 51 УК. Поэтому суд не может назначить военнослужащему, осужденному, к примеру, за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества по ст. 167 УК, ограничение по военной службе на срок менее трех месяцев, несмотря на то, что исправительные работы в санкции за указанное преступление могут быть назначены и на меньший срок.
Уголовный закон не предусматривает замены ограничения по военной службе в случае злостного уклонения от него другим, более строгим наказанием. Исполнение его возлагается на командование воинской части, в которой проходит службу осужденный.
Содержание в дисциплинарной воинской части является специальным видом основного наказания, назначаемым только военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава(в том числе курсантов военно-учебных заведений за преступления, совершенные во время обучения), если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Следует обратить внимание на противоречие ч. 2 ст. 54 и ч. 1 ст. 88 УК.
Не должен применяться данный вид наказания к военнослужащим сверхсрочной службы, к проходящим военную службу по контракту прапорщикам, мичманам и офицерам, к офицерам, проходящим службу по призыву в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также к военнослужащим, совершившим преступления в период учебных сборов.
Это наказание заключается в том, что военнослужащий, совершивший преступление, в принудительном порядке помешается на указанный в приговоре срок в дисциплинарную воинскую часть. Содержание в ней подчинено цели исправления осужденного в духе точного исполнения законов, военной присяги, воинских уставов, приказов начальников, честного отношения к службе, а также предупреждения совершения новых преступлений.
Содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК, за совершение преступлений против военной службы - на срок от трех месяцев до двух лет; в иных случаях - вместо лишения свободы, если суд, учитывая характер преступления и личность виновного, сочтет возможным заменить лишение свободы на срок не свыше двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок. В случае указанной замены наказание определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части(ч. 2 ст. 55 УК). Таким же образом в срок отбывания наказания засчитывается время содержания лица пол стражей до судебного разбирательства(ч. 3 ст. 72 УК). На основании ст. 73 УК возможно назначение этого вида наказания условно. Возможно и условно-досрочное освобождение от отбывания данного вида наказания(ч. 1 ст. 79 УК).
Время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается. Однако это время может быть зачтено в общий срок службы осужденным, овладевшим воинской специальностью, знающим и точно выполняющим требования воинских уставов и безупречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва.
Ограничение по военной службе как основной вид наказания.
Статья 51 УК РФ оговаривает сравнительно недавно появившийся вид наказания - ограничение по военной службе. Важная особенность этой санкции заключается в том, что таким образом может быть наказан только военнослужащий-контрактник. Военнослужащий, направленный для прохождения службы как призывник, такому виду наказания не подлежит.
Ограничение по военной службе не подразумевает под собой ни ограничение свободы, ни тем более ее лишение и позволяет заменить приговоренному такой вид наказания как исправительные работы (по тем статьям
Особенной части Кодекса, где такое наказание предусмотрено). Суть его заключается в удержании в доход государства установленной судом части из оплаты труда, которую получает военнослужащий и одновременно ограничивает его продвижение по карьерной лестнице. Ведь срок службы в таком случае исключается из срока выслуги лет военного, одновременно в период прохождения службы, сопряженный с наказанием, он не повышается в звании и не может продвигаться вверх по карьерной лестнице. Но это вовсе не означает, что указанный вид наказания можно назвать снисходительным. Ведь, если разобраться, на осужденного за совершение одного преступления одновременно налагается два наказания - уменьшение заработка и ограничение в военной карьере во время прохождения им контрактной службы.
Можно выделить три важных аспекта применения данного вида наказания:
Если осужденному военнослужащему в период прохождения им службы по контракту назначен такой вид наказания как ограничение по военной службе, то после документальных процедур, о которых пойдет речь ниже, из его жалования в доход государства начинает взыскиваться установленная приговором часть. Размер взыскания назначает суд, но оно не может превышать двадцати процентов.
Приговор отсылается в войсковую часть, где осужденный военнослужащий проходит службу. Так как реализация исполнения наказания поручается командиру воинской части, он, в свою очередь, на основании полученной копии приговора выносит приказ, в нем подробно излагаются причины, срок, размер удержания части средств из жалования контрактника. Далее эти документы направляются уже непосредственно в расчетный отдел (бухгалтерию), где и производится фактическое вычитание средств из денежного довольствия. Заработок военнослужащего, как правило, складывается из оклада по должности, оклада по воинскому званию, надбавок, других дополнительных выплат. Удержание происходит из общей суммы, получаемой военнослужащим на руки, а не из одного какого-то составляющего денежного довольствия. Исключение составляют пособия на детей и компенсации различного толка. Так гласит статья 144 УИК РФ.
Согласно статьям 143-148 УИК РФ, как уже отмечалось выше, непосредственно организовать исполнение наказания является обязанностью командования войсковой части, в которой осужденный остается для дальнейшего прохождения службы.
После получения копии законного приговора, командир части не позднее трех дней издает приказ. В нем более конкретно определяется, по каким причинам и на протяжении какого срока осужденный военнослужащий не подлежит представлению к очередному воинскому званию, не повышается по должности, какой конкретно срок ему не засчитывается при исчислении выслуги лет, в каком размере на время наказания у него происходит удержание из денежного довольствия. Сведения, что приговор исполняется, командир в течение трех дней обязан направить в суд с приложением копии приказа. Также приказ объявляется по всей воинской части, знакомят с ним и самого осужденного, о чем он ставит роспись.
Отпуск осужденного военнослужащего, использованный им во время прохождения службы по контракту, засчитывается в срок отбытия им данного вида наказания. Кроме того, ограничение по воинской службе не влияет на исчисление срока общей выслуги лет.
В качестве примера, как применяется в судебной практике ограничение по военной службе, можно привести приговор от 26.07.2016 года, вынесенный Краснореченским гарнизонным военным судом (Хабаровский край).
Согласно ему, был осужден некий гражданин М., который находился в одной из частей Хабаровского края для прохождения там контрактной военной службы. М. похитил деньги с чужой банковской карты, причинив значительный материальный ущерб потерпевшему, таким образом совершив преступление, которое предусматривает статья 158 ч. 2 п. «в» УК РФ. В суде по представленным доказательствам признали гражданина М. виновным и назначил ему такой вид наказания как исправработы сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Одновременно судья учел, что гражданин М. является контрактником и по этой причине заменил исправработы сроком на один год на такой вид наказания как ограничение по военной службе, также сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Так было использована статья 51 УК РФ. М. остался в той же воинской части и продолжил службу по контракту.
И многие их совершают, даже не подозревая об этом. Другое дело, когда противоправное деяние совершает военнослужащий, который стоит на страже страны. Ранее в качестве мер наказания было предусмотрено или содержание под стражей, или увольнение, что, конечно же, не позволяло в полной мере справедливо наказать преступника, так как совершённое деяние может быть и незначительным, но ответственность наступала катастрофическая, что приводило к текучке кадров. С целью предоставить возможность «провинившимся» военным-контрактникам продолжить выполнять свои трудовые обязанности и долг, и был введён такой , как ограничение по военной службе.
Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания может применяться к военослужащим.
Ограничение по военной службе – это вид уголовного наказания, характеризующийся в виде ограничения на продвижение по карьерной лестнице (повышении в звании) и в удержании у военнослужащего из действующего денежного довольствия определённого процента в доход государства.
Ключевой момент заключается в том, что субъектами этого вида наказания могут выступать только граждане, проходящие военную службу по контракту. В качестве положительной стороны стоит отметить ранее анонсированную возможность продолжить дальнейшее исполнение своего контракта, что особенно важно, если лицо, допустившее нарушение закона, является профессионалом своего дела.
Данный вид наказания регулируется статьёй 51 УК РФ:
Ограничение по военной службе назначается осуждённым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трёх месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осуждённым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо , предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.
Итак, выделено два основных обстоятельства:
Например, статья 340 УК РФ устанавливает вид ответственности за нарушение правил несения боевого дежурства – максимально ограничение по военной службе может быть назначено на срок до 2-х лет, содержание в дисциплинарной воинской части на срок 2-х лет, либо лишение свободы на срок 3-х лет.
Следует отметить, что подобный обвинительный приговор по вышеописанным противоправным деяниям может быть вынесен по отношению ко всем существующим категориям военнослужащих-контрактников и на протяжении всего срока службы.
Из денежного довольствия осуждённого к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осуждённый не может быть повышен в должности, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Как видно и части 2, возможно применение 3-х мер воздействия:
За скобки следует вынести один важный момент: если осуждённое лицо занимало определённую руководящую должность и после вынесения приговора оно не вправе остаться при своих обязанностях, то в соответствии с решением вышестоящего руководства переводится на другую должность.
Следует разобрать всё вышесказанное на примере:
Гражданин Иванов проходил службу по контракту в воинской части, находясь в звании прапорщика. В непосредственных обязанностях Иванова находилось ведение складом горюче-смазочных материалов. В один из дней несения службы на склад к Иванову пришли командир части в звании подполковника и проверяющий в звании майора. В ходе проверки проверяющий задавал каверзные вопросы, наталкивая Иванова на признание факта присвоения 100 литров бензина. Иванов после очередного «плевка» в свою сторону не выдержал и высказал майору всё, что «накипело», тем самым, оскорбив его. Действия Иванова характерны для статьи 336 УК РФ – «Оскорбление военнослужащего» с максимальным наказанием до одного года ограничения по военной службе или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
К сожалению, ограничение по военной службе в судебной практике не нашло стабильного применения, суды очень редко прибегают к положениям статьи 51 УК РФ, а по какой причине – это уже вопрос.
Преступления, совершённые военнослужащими, нельзя назвать крайне редким явлениям и порой содеянное действительно не заслуживает такого наказания, как лишения свободы или содержание в дисциплинарной воинской части, и более справедливым решением было бы применить ограничение по военной службе. Так как одним из ключевых мотивирующих к исправлению факторов является не столько , сколько отсутствие возможности для реализации своих трудовых амбиций.
Комментариев:
Ежегодно весной и осенью проводятся призывные мероприятия. Но те, кто получил ограничения по службе, в армии остаются за бортом. Такие ограничения дают возможность получить военный билет, не проходя службу в рядах Вооруженных Сил. Рассмотрим существующие категории годности и возможное ограничение по военной службе.
Врачебная коллегия при медицинском обследовании определяет категорию годности молодого человека к службе. Эти категории подразделяются в зависимости от того, есть ли ограничение по военной службе:
Самыми распространенными заболеваниями, которые могут стать ограничениями по службе в армии, являются следующие:
В Российской империи набор рекрутов (солдат) проходил с учетом их физических возможностей, состояния. Но тогда еще не было такой строгой системы категорий. На медобследовании присутствовал чиновник, который был решающим звеном при призыве молодого человека.
Вернуться к оглавлению
Есть несколько наиболее распространенных ошибок, которые допускает военный комиссариат. Рассмотрим некоторые из них.
Военкомат высылает повестки регулярно.
Если вы пожелаете узнать, почему частота повесток превышает норму, скорее всего, вы получите такой ответ: сейчас нет разграничения призыва на весеннюю и осеннюю волны (он длится весь год). Это многолетняя уловка служащих в военкомате. Призывная кампания проходит два раза в год. Осенью (с 1.10 по 31.12) и весной (с 1.04 по 30.06). Эти промежутки прописаны в законе «О воинской обязанности и военной службе».
Если призывника вызывают в военкомат, наспех проводят медосвидетельствование и через несколько дней ждут его на пункте проведения военного призыва с вещами, то это противоречит вышеупомянутому закону. Такую повестку можно оспорить в судебном порядке.
Схема и проведение призыва законны лишь в том случае, если они проходят в установленные сроки.
Если юноше нет 18 лет, а повестки приходят пачками, это тоже незаконно. Призывным считается возраст с 18 лет.
Если вы предоставили военкомату справки, которые подтверждают наличие серьезного заболевания, а вас все равно просят обследоваться, после чего присваивают категорию А или Б, как себя вести?