Критерии эффективности органов местного самоуправления. Современная методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. с населением по месту жительства

Актуальность оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления обусловлена проводимой в Российской Федерации административной реформы, целью которой является повышение эффективности государственного и муниципального управления. Повышение эффективности функционирования органов власти является одной из важнейших задач, стоящих перед страной, от выполнения которой во многом зависит возможность эффективного экономического роста Российской Федерации. Для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на законодательном уровне закреплены количественные показатели (например, общий объем расходов бюджета муниципального образования или среднегодовая численность постоянного населения).

Однако в настоящее время данная методика подвергается критике со стороны многих экспертов в связи с разобщенностью между показателями и полномочиями органов местного самоуправления. В настоящее время многие исследователи предлагают использовать критериальный и индикативный подходы к оценке эффективности системы местного самоуправления. Таким образом, становится актуальной задача выявление новых подходов к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, эффективность, оценка. Повышение эффективности функционирования органов власти является одной из важнейших задач, стоящих перед страной, от выполнения которой во многом зависит возможность эффективного экономического роста Российской Федерации. При разработке стратегически важных приоритетов развития страны в целом и ее отдельных регионов происходит осознание необходимости ориентирования на потребности, интересы и умения людей, проживающих в различных субъектах Федерации. По этой причине значительно возрастает роль активного участия органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития всей страны в качестве партнеров, имеющих равные с государственной властью права. В тоже время проконтролировать степень вовлечения органов муниципальной власти в данный процесс невозможно без разработки и внедрения качественной системы оценки эффективности их деятельности.

Органы местного самоуправления представляют собой органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. К органам местного самоуправления относятся: глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, которые предусматриваются уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения . Основой нормативно-правового регулирования деятельности органов местного самоуправления составляет система нормативных правовых актов, которые определяют формы осуществления, организацию, гарантии местного самоуправления, его функции и задачи, ответственность и компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления, а также их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в РФ.

На законодательном уровне деятельность по оценке эффективности органов муниципального самоуправления регламентируется, прежде всего, следующими документами: 1 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г (Статья 18.1.); 2 Указ Президента РФ от 28 апреля 2008г. № 607 «Об оценке эффективности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»; 3 Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р, в целях реализации указа Президента РФ от 28 апреля 2008г. № 607 (содержит методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов); 4 Региональные нормативные правовые акты. В Указе Президента РФ № 607 определяется необходимость для глав администраций ежегодно до первого мая года, следующего за отчетным, проводить оценку деятельности по 32 показателям с предоставлением отчетов в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район . Распоряжение Правительства № 1313-р дополняет предлагаемый перечень показателей за счет следующего: - расширен круг показателей, которые характеризуют развитие малого и среднего предпринимательства и др. - определены новые группы показателей.

Для оценки эффективности, в соответствии с рассматриваемыми документами, применяются количественные показатели (например, количество муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе в городской и сельской местности) и относительные показатели, которые приводятся в расчете на одного жителя или рассчитываются как процент от установленного объема или количества. В настоящее время такая методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления подвергается критике со стороны экспертов в связи со следующем: в отличие от органов исполнительной власти субъектов РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции РФ) . Поэтому согласно статье 18.1 Федерального закона № 131-ФЗ возникает противоречия, что органы государственной оценивают работу независимых органов местного самоуправления, а федеральный центр устанавливает перечень критериев для оценки. Кроме того, некоторые эксперты выделяют разобщенность между показателями и полномочиями органов местного самоуправления . На современном этапе многие исследователи предлагают использовать критериальный и индикативный подходы к оценке эффективности системы местного самоуправления . На практике часто используется метод расчета частного критерия (Кi) и обобщенного критерия (К). Частный критерий оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере развития городских и сельских поселений определяется по специальным оценочным показателям, указанных в системе показателей для оценки эффективности деятельности того или иного органа местного самоуправления. Частный критерий оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления рассчитывается по формуле (1): Ki = Фi/Пi, (1) где Ki - частный критерий оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; Фi - фактически достигнутое значение i-го показателя; Пi - запланированное значение i-го показателя. В случае, когда желаемым результатом является снижение значения какого-либо показателя (например, уровня дотационности бюджета или уровня зарегистрированной безработицы, расчет частного критерия производится по формуле) (2): Ki = Пi / Фi, (2) Итоговая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществляется на основе расчета обобщенного критерия (К). Расчет осуществляется по формуле (3): K= Сумма Ki / i, (3) После первичной обработки информации и получения значений обобщенного критерия (К) по каждому из оцениваемых субъектов эти значения сравниваются с единицей. При полученном К больше 1,1 деятельность субъекта оценки считается высокоэффективной, при К = 1 +/- 0,1 - эффективной, при К = 0,8 +/- 0,1 - низкоэффективной, при К меньше 0,7 - неэффективной.

Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607
"Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"

В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

2. Правительству Российской Федерации:

перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов;

типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период;

методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

методические рекомендации о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

б) обеспечить включение показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе дополнительных показателей, предусмотренных настоящим пунктом, в федеральную программу статистических работ на 2009 год и последующие годы с учетом установленных настоящим Указом сроков представления докладов.

3. Главам местных администраций городских округов и муниципальных районов ежегодно, до 1 мая, представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район, доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период и размещать указанные доклады на официальном сайте соответственно городского округа или муниципального района в сети "Интернет", а в случае его отсутствия - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район.

4. Сводный доклад субъекта Российской Федерации о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, подлежит размещению на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" до 1 октября года, следующего за отчетным.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделять из бюджетов субъектов Российской Федерации гранты городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов не допускается.

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Перечень
показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов
(утв. Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607)

С изменениями и дополнениями от:

1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения.

2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

3. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.

4. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района).

5. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района).

6. Доля детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет.

8. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введенная в действие за один год.

9. Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района).

10. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет.

11. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).

12. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).

13. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) (процент от числа опрошенных).

Информация об изменениях:

Перечень дополнен пунктом 14 с 1 января 2019 г. - Указ Президента РФ от 9 мая 2018 г. N 212

14. Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями в сферах культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и иными организациями, расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований и оказывающими услуги в указанных сферах за счет бюджетных ассигнований бюджетов муниципальных образований.

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

УДК 351/354

Казаченко Александр Николаевич,

Южно-Российский институт управления РАНХ и ГС,

при Президенте России

студент факультета политологии,

г. Ростов-на-Дону, Россия,

Е —mail : [email protected]

Научный руководитель: Хашева Ирина Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент,

Южно-Российский институт управления РАНХ и ГС,

при Президенте России

кафедры государственного и муниципального управления

г. Ростов-на-Дону, Россия,

АННОТАЦИЯ :

В статье рассматриваются особенности современной методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей применение данной методики. Автор приходит к выводу, что разработка и принятия данных нормативно-правовых актов определяет не только количественное измерение деятельности местных органов власти, но и качественное, что означает возможность населения оценивать деятельность властей по различным критериям.

Ключевые слова : эффективность деятельности, местное самоуправление, показатели и критерии деятельности, законодательные акты, мониторинг эффективности деятельности,удовлетворенность граждан в получении услуг.

Известно, что одной из наименее исследованных управленческих проблем является определение эффективности деятельности органов местного самоуправления и выявление результативности управления на территориях муниципальных образований. Поскольку оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти позволяет выявить, верно ли выбраны направления деятельности и какой результат она приносит, то с этой точки зрения, исследование современной методики оценки эффективности деятельности властных структур представляет чрезвычайную практическую ценность. Все это свидетельствует об актуальности данной темы и, именно поэтому она была выбрана нами для анализа и исследования.

Местное самоуправление может быть успешным только тогда, когда органы местной власти могут организовать эффективное и результативное управление. Если использовать применительно к органам местного самоуправления терминологию П. Друкера, то они должны предоставлять «необходимые услуги», но услуги должны предоставляться «правильно» (эффективно) .

На сегодняшний день разработка индикаторов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований основывается на регламентированном перечне полномочий органов местного самоуправления поселений и районов. То есть, показатели, оценивающие состояние и динамику социально-экономических и политических процессов при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления учитываются лишь настолько, насколько местная власть может в рамках своих полномочий, компетенции и ресурсов оказывать на эти показатели конкретное воздействие .

В Российской Федерации Перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов утвержден Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». В данном документе основное внимание уделено показателям, которые в основном зависят от деятельности местных властей и характеризуют качество жизни населения, степень внедрения новых методов и принципов управления .

Каждый год эффективность деятельности органов местного самоуправления во всех субъектов Российской Федерации оценивается по следующим критериям: экономическое развитие (дорожное хозяйство и транспорт, развитие малого и среднего предпринимательства, улучшение инвестиционной привлекательности), доходы населения, здоровье, дошкольное и дополнительное образование детей, образование (общее), физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья, организация муниципального управления . Как видим, все показатели оценки эффективности органов местного самоуправления, связаны с социальной или экономической сферой.

Помимо федерального законодательства, каждый регион принимает собственные законодательные акты. Так, например, в 2013 году Губернатором Ростовской области было издано Распоряжение от 14.03.2013 №39 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления» , в котором регламентирована работа экспертных групп по проведению анализа результатов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. В этой связи, главы муниципальных образований обязаны предоставлять в управление региональной и муниципальной политики Правительства Ростовской области доклад, в котором отображены показатели эффективности за прошедший год, а также спрогнозированы значения показателей на следующие 3 года.

Экспертная группа проводит экспертный анализ результатов оценки значений показателей, а также готовит предложения по распределению грантов муниципальным образованиям, достигшим наилучших показателей. К критериям проведения экспертного анализа относятся:

​ анализ соответствия показателей, содержащихся в докладах глав местных администраций данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области;

​ анализ достигнутых органами местного самоуправления значений показателей социально-экономического развития за год, а также мер, реализуемых для улучшения показателей;

​ анализ соответствия показателей, содержащихся в докладах муниципальных образований, наименованиям показателей и их размерности, определенным Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607.

Следует отметить, что доклады глав местных администраций размещаются на официальном портале Правительства Ростовской области. По нашему мнению, это существенно расширяет информационную открытость местных властей, дает возможность каждому жителю муниципалитета оценить эффективность работы избранной им власти и сравнить ее с результатами работы в других муниципалитетах.

Примечательно, что доклады глав муниципальных образований формируются в Сводный доклад, где отражены результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления. Такой мониторинг проводится в несколько этапов.

На первом этапе представляются доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Цель сводных докладов состоит в отображении результативности (эффективности) решения местными органами власти ключевых вопросов местного значения. Далее представляют его в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ. В большинстве субъектов РФ главы муниципальных образований готовят также ежегодные планы по достижению наилучших значений показателей.

На втором этапе органы исполнительной власти субъектов РФ проводят верификацию (проверку) значений показателей для оценки эффективности деятельности муниципальных образований, приведенных в докладах. Третий этап состоит из мероприятий, направленных на подготовку Сводного доклада и его размещение на официальном информационном Интернет портале органов государственной власти субъектов РФ.

Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, на основании докладов глав городских округов и муниципальных районов, позволяет определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления. Все это позволяет сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, в том числе по снижению неэффективных расходов, для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг. Помимо этого практическое использование методики оценки органов местного самоуправления позволяет определить эффективность расходования бюджетных средств, динамику изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровень социально-экономического развития муниципальных образований, степень внедрения методов и принципов, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.

Отметим, что информация, содержащаяся в докладе, используется в двух направлениях. Во-первых, осуществляется мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, во-вторых, — оценка, или ранжирование, деятельности органов местного самоуправления. По замыслу, мониторинг позволит выявить «слабые места» в развитии муниципальных образований и скорректировать региональную социально-экономическую политику, бюджетную политику, и в целом, деятельность органов местного самоуправления.

Таким образом, в заключении отметим, что при оценке работы органов местного самоуправления не обойтись без измерения эффективности деятельности всех управленческих структур. Анализ современной методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации свидетельствует о наличии широкой нормативно-правовой базы. Отметим, что целью разработки и принятия данных нормативно-правовых актов являлось не только количественное измерение деятельности органов власти, но и качественное, что означает возможность населения оценивать деятельность властей по различным критериям и показателям, свидетельствующих об удовлетворенности граждан деятельностью органов власти .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.​ Лексин В.Н. Результативность и эффективность действий региональной и муниципальной власти: назначение и возможности корректной оценки // Регион: экономика и социология. 2012. № 1 (73). С. 3.

2.​ Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 (ред. от 06.02.2017) «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2012, №52, ст. 7490.

3.​ Распоряжение Губернатора Ростовской области от 14.03.2013 № 39 “Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления”

4.​ Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

5.​ Хашева И.А., Ковалева А.В. Оценка населением эффективности деятельности органов местного самоуправления как фактор развития гражданского общества // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции г. Новосибирск, 28 сентября, 25 октября 2016 г. С.57.

6.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления

Эффективность деятельности органов местного самоуправления следует рассматривать как уровень соответствия результатов деятельности по решению вопросов местного значения поставленным целям и задачам. Проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является, с одной стороны, неотъемлемой составляющей процесса управления, позволяющей получить информацию о результатах, проблемах управления, достижении плановых показателей в деятельности органов местного самоуправления и т.п., с другой, является требованием ст. 18.1 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии со статьей, во-первых, оценка деятельности органов местного самоуправления должна проводиться по утвержденным показателям и в установленной форме; во-вторых, порядок утверждения перечня показателей определяется Президентом РФ; в-третьих, субъекты РФ могут оказывать содействие в целях достижения наилучших показателей, а также в качестве поощрения, предоставляя за счет средств регионального бюджета гранты муниципальным образованиям.

В 2008 году в целях реализации п. 1 ст. 18.1 Указом Президента РФ № 607 утвержден перечень показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Оценка осуществляется по тридцати показателям как количественным (например, доля населения, охваченного профилактическими осмотрами; отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального образования; доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу; удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в ЕГЭ; число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения; доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения; общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя; уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги и др.), так и качественным (например, удовлетворенность населения услугами, предоставляемыми муниципальными учреждениями). Утвержденная система показателей направлена на оценку работы органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, дорожного хозяйства и транспортного обслуживания, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства и др.

В соответствии с указом, органы местного самоуправления по итогам года представляют отчет о результатах проведения оценки эффективности в органы исполнительной власти субъекта РФ. Последние должны проводить мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, по итогам мониторинга определять условия предоставления грантов. Текст доклада о результатах проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления размещается на официальном сайте субъекта РФ.

Проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет определить приоритеты социально-экономического развития муниципального образования; выявить проблемы, требующие решения программным методом; определить направления муниципальной социальной политики.

Предыдущая

Формирование официальной методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в России началось с появления Указа Президента РФ от 28 апреля2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Для конкретизации данного указа было принято Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 года № 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Для обеспечения реализации Указа Президента РФ № 607 и Распоряжения Правительства РФ № 1313-р в каждом субъекте РФ был принят Указ Высшего должностного лица «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления».

Система оценки эффективности до 2012 года включала в себя несколько перечней показателей. Первый перечень был утвержден Указом Президента РФ № 607, второй – перечень дополнительных показателей – Распоряжением Правительства РФ № 1313-р. Кроме того, органы исполнительной власти субъекта РФ утвердили перечень дополнительных показателей для оценки деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения, освещения улиц.

Коренное изменение в структуре показателей оценки произошло в 2012 году в связи с изданием Указа Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1384 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 28 апреля2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и в перечень, утвержденный этим Указом» и Постановления Правительства РФ «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

В соответствии с данными документами перечни показателей были значительно сокращены: основной перечень показателей – с 30 до 13, дополнительных показателей – 31 до 27, перечень рекомендуемых показателей, используемых для определения размера гранта – с 21 до 11. Кроме этого, произошло упрощение методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, в частности были исключены расчеты неэффективных расходов, изменена формула комплексной оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, используемая для расчета размера грантов; введены оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления и унитарных предприятий и учреждений, акционерных обществ (с контрольным участием государства / муниципального образования), осуществляющих оказание услуг населению, а также критерии соответствующей оценки.

Если давать краткую характеристику существующей официальной методике оценки эффективности, то можно выделить следующие аспекты:

а) все показатели для оценки эффективности сгруппированы по сферам: экономическое развитие, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, культура, физическая культура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, жилищно-коммунальное хозяйство, организация муниципального управления, энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

б) для оценки эффективности применяются количественные показатели (например, среднегодовая численность постоянного населения) и относительные показатели, которые приводятся в расчете на одного жителя или рассчитываются как процент от установленного объема или количества (например, объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя).

в) показатель комплексной оценки эффективности учитывает как уровень эффективности, так и ее динамику.

г) показатель комплексной оценки эффективности включает в себя как объективные данные, так и субъективную оценку населения деятельности органов местного самоуправления.

Несмотря на постоянные нововведения в методику, следует отметить, что существующая система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления имеет множество недостатков и самый главный из них – активизация феномена «работы на показатель». Другими словами органы местного самоуправления стремятся к формальному достижению показателей, а не к повышению эффективности своей работы. И здесь необходимо обратиться к вопросу о роли процесса управления эффективностью: оценка эффективности в любой сфере является частью циклического процесса управления эффективностью, включающего не только анализ основных результатов работы, но и действия по ликвидации слабых сторон организации. Внедрение и успешное функционирование такого процесса возможно при активном участии представителей органов местного самоуправления в процедуре разработки показателей эффективности, которые должны не только соответствовать полномочиям органов местной власти, но и находиться в тесной взаимосвязи со стратегическими целями развития муниципального образования.

Таким образом, следующим недостатком официальной методики является ее унифицированность. Как уже отмечалось, на первоначальном этапе в методике была предусмотрена разработка региональными органами исполнительной власти дополнительных показателей для оценки эффективности с учетом специфики конкретного субъекта Российской Федерации. Однако в 2012 году от регионального перечня дополнительных показателей отказались. По нашему мнению, наиболее результативным является вариант, при котором органы местного самоуправления самостоятельны в выборе показателей оценки своей деятельности с учетом условий развития вверенной им территории и ее стратегических целей, а органы государственной власти обозначают лишь общие контуры политики в области повышения эффективности муниципального управления.

Требует значительной доработки процедура расчета комплексного показателя эффективности. Во-первых, если муниципальное образование на протяжении ряда лет имеет 100-процентное значение показателя, то по уровню динамики оно проигрывает тем муниципальным образованиям, которые только стремятся к 100-процентному результату. Во-вторых, улучшение значения конкретного показателя не всегда является следствием позитивного изменения положения в исследуемой сфере, например, снижение значения показателя «Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района)» может быть связано с естественной убылью и миграцией населения в сельских населенных пунктах, а не с организацией регулярных автобусных маршрутов.

Можно сделать вывод, что существующая методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации на данный момент является формальной системой, цель которой заключается не в улучшение деятельности, а выполнение распоряжений федеральных и региональных органов власти. Следует отметить, что если необходимость постоянной оценки деятельности органов местного самоуправления не ставится под сомнение, то методика ее проведения требует значительного усовершенствования.