При этом решение о цене и конкретных видах необходимых товаров, работ или услуг принимается заказчиком, исходя из его потребностей в данный момент. Организатор обязан привести сведения о необходимости выбора именно этого способа проведения процедуры и экономическое обоснование цены контракта. Заказчик может применять и ценовой подход к выбору способа закупки. Если общая стоимость закупаемых товаров или услуг не превышает 100 000 рублей, то провести закупку можно и без проведения особых процедур. Когда сумма превышает порог в 100 000 рублей, организатор обязан привести полное обоснование выбора такого способа, исследование рынка, представить на обсуждение комиссии кандидатуру выбранного поставщика, разработать грамотную документацию. Основные случаи проведения прямой закупки Согласно положениям 223-ФЗ заказчик вправе самостоятельно определять случаи, при которых допускается прямая закупка.
Внимание
Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) относится к наиболее распространенным способам закупки, применяемым исполнителями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон N 223-Ф3). Благодаря этому способу заказчики могут оперативно приобрести те или иные товары, работы, услуги, имеющие невысокую стоимость либо специфические характеристики. Что необходимо учесть автономным учреждениям при использовании указанного способа? Правовые основы Федеральный закон N 223-Ф3 и подзаконные акты содержат мало упоминаний о таком способе, как закупка у единственного поставщика.
Таким образом, устанавливать порядок осуществления закупки у единственного поставщика, основания для использования этого способа, максимальную сумму закупки исполнители Федерального закона N 223-Ф3 (в том числе автономные учреждения) должны в собственном положении о закупке. (Для сравнения: заказчики, действующие в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, поставлены в более жесткие условия - осуществлению закупки данным способом посвящена ст. 93, в которой приведены закрытый перечень оснований для использования закупки у единственного поставщика и требования к процедуре закупки.) Но какие именно нормы о закупке у единственного поставщика следует отразить в локальном акте, регулирующем закупочную деятельность АУ? Здесь можно ориентироваться на типовые (примерные) положения о закупке, разработанные учредителями.
Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров. Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика.
Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры. Особенности прямой закупки Закупка у единственного поставщика относится к разряду неконкурентных. Заказчик обязан заранее разработать методику проведения такой процедуры.
Все правила прописываются в документации. Это следует из части 3 статьи 3 223-ФЗ. Документ размещается на официальном сайте для всеобщего обозрения. В документации может быть прописан общий подход к проведению такого вида закупки.
Контактный E-mail: Данный сайт создан в помощь Заказчикам, работающим в разных учреждениях, но которых объединяет одно — №44-ФЗ и №223-ФЗ…Ведь с момента вступления в законную силу Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у большинства людей, работающих в сфере закупок, возникло и накопилось уже большое количество вопросов, на которые бы они хотели получить ответ.Вот и сайт www.help-tend.ru представляет им данную возможность. Все Ваши возникшие вопросы без труда можно задать, либо уже найти ответ на нашем сайте.
Федерального закона N 44-ФЗ: совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика, осуществляемых в определенном ценовом диапазоне, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на проведение всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и 50 млн. руб. в год. Порядок определения единственного поставщика Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ в положении о закупке должен быть определен порядок закупки всеми указанными в этом документе способами. То есть порядок необходимо прописать и в отношении закупки у единственного поставщика.
Обратите внимание! Если утвержденным и размещенным на официальном сайте положением о закупке не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении них положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Федеральным законом N 223-ФЗ (разд.
Письма ФАС РФ от 24.12.2012 N ИА/44025/12 (далее - Письмо N ИА/44025/12)). Следовательно, при проведении неурегулированных закупок заказчик должен руководствоваться положениями Федерального закона N 44-ФЗ. Как правило, автономные учреждения применяют один из двух подходов.
Инфо
Первый заключается в том, что в положении о закупке прописывается общий порядок определения единственного поставщика, действующий для любых таких закупок. В частности, подобный подход использовал Минздрав в типовом (примерном) положении о закупке. В рекомендуемой форме указано, что решение о цене товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, заказчик принимает после письменного обоснования потребности в данной закупке.
Важно
Что включать в план закупки и документацию? В силу п. 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее — Правила N 932), сведения о предполагаемых приобретениях у единственного поставщика вносятся в план закупки. Исключением здесь могут стать закупки стоимостью до 100 тыс. руб. — согласно п. 4 Правил N 932 автономное учреждение вправе само решить, включать или нет закупки незначительной стоимости в указанный план.Формирование извещения и документации о закупке у единственного поставщика также имеет свои особенности. Данный способ закупки не предполагает наличия некоторых сведений, перечисленных в ч.
Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) относится к наиболее распространенным способам закупки, применяемым исполнителями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон N 223-ФЗ). Благодаря этому способу заказчики могут оперативно приобрести те или иные товары, работы, услуги, имеющие невысокую стоимость либо специфические характеристики. Что необходимо учесть автономным учреждениям при использовании указанного способа? Правовые основы Федеральный закон N 223-ФЗ и подзаконные акты содержат мало упоминаний о таком способе, как закупка у единственного поставщика.
Например, в ч. 3 ст.
Более детальных требований, касающихся рассматриваемого способа, нормативными актами не определено. Таким образом, устанавливать порядок осуществления закупки у единственного поставщика, основания для использования этого способа, максимальную сумму закупки исполнители Федерального закона N 223-ФЗ (в том числе автономные учреждения) должны в собственном положении о закупке. (Для сравнения: заказчики, действующие в рамках Федерального закона N 44-ФЗ <1, поставлены в более жесткие условия — осуществлению закупки данным способом посвящена ст. 93, в которой приведены закрытый перечень оснований для использования закупки у единственного поставщика и требования к процедуре закупки.) <1 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Наряду с нормами, эти акты формулируют случаи, которые расцениваются как исключения. Субъекты неконкурентной закупки В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):
Исполнителем (поставщиком) считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Приведем пошаговую инструкцию по проведению закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ, а также необходимый список документов при проведении закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ. Расскажем об изменениях с 1 июля 2018 года.
Такой механизм приобретения работ, продукции, услуг как оформление договора с единственным поставщиком устанавливается в положении о закупке заказчика (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ). В нем же должен быть прописан порядок осуществления данной неконкурентной процедуры.
Закупка у единственного поставщика новой редакции 223-ФЗ с июля 2018 устанавливается ч. 3.2 ст. 3, ст. 3.6 223-ФЗ. Однако правило о том, что возможность осуществления прямой закупки и правила ее осуществления отражаются в положении о закупках , осталось прежним.
Прямая закупка по 223-ФЗ – это приобретение продукции, работ, услуг у конкретного контрагента без проведения конкурентной процедуры в установленных случаях, проводимая по определенным правилам. После того, как мы ответили на вопрос о том, что значит закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ, перейдем к случаям, когда такая закупка осуществляется.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Как было сказано выше, случаи заключения договора по 223-ФЗ с единственным поставщиком законодательно, как например, это сделано в законе № 44-ФЗ, не установлены. Приведем примеры, которые встречаются на практике:
Список необходимо подвести под потребности конкретного заказчика.
Как правило, решение об оформлении контракта с единственным поставщиком принимает комиссия по закупкам, сформированная заказчиком. Для этого предоставляются следующие документы:
Заказчик приобретает компьютерное оборудование по мере необходимости, а стоимость каждой закупки не превышает 100 000 руб. Каким способом проводить процедуры?
Отвечает Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ
Вы вправе выбрать любой способ закупки, который предусмотрели в своем положении (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Например, проведите конкурентную процедуру в электронной форме с условием, что заключите договор на год. Тогда в течение года поставщик будет поставлять вам оборудование по заявкам. В документации о закупке и проекте договора установите:
Задайте свой вопрос экспертам
Мы подготовили самую полную таблицу документов по закупкам, которые должны быть у заказчика - бюджетного учреждения. Таблица будет полезна таким БУ, которые проводят часть закупок по Закону № 223-ФЗ. В список вошли не только те документы, которые должны быть у вас по закону, но и те, которые помогут вам избежать конфликтных и спорных ситуаций с участниками и контролерами. , в какой форме и когда какой документ нужно размещать.
По итогам рассмотрения указанных документов комиссия выносит решение об оформлении договора выбранным контрагентом и оформляет его путем занесения в протокол.
Как мы уже отмечали выше, закупки до 100/500 тысяч рублей не отражаются в ЕИС, однако они их количество и стоимость необходимо отразить в ежемесячном отчете (п. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ).
Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ более 100 тысяч или 500 тысяч рублей требует публикации в ЕИС. В единой информационной системе надлежит разместить (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ):
В случае если в извещение были внесены изменения, то они также подлежат публикации в ЕИС в течение 3-х дней с момента их принятия (ч. 11 ст. 4 223-ФЗ).
По данным Единой информационной системы (ЕИС), в 2016 году сумма закупок, регулируемых 223-ФЗ, составила 40,5 трлн. рублей. Примерно треть всех закупок по 223-ФЗ осуществляется у единственного поставщика. Как правильно оформить такую закупку, какие ошибки при закупке у единственного поставщика могут привлечь внимание ФАС и прокуратуры, как современные электронные сервисы помогают пробиться в пул заказчиков госструктур и структур с госучастием? Разбираемся в тонкостях закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ.
Летом 2011 года был принят Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон 223-ФЗ регулирует все закупки, производимые заказчиком, пусть даже их сумма равна копейке. Этот закон называют мягким, он дает заказчику возможность самому прописать правила закупочной игры, позволяет менять их, но строго обязывает их придерживаться.
Закон дает неограниченные возможности по определению способов закупки, главное, что требуется от заказчика – прописать используемые способы в своем основном документе о закупочной деятельности – Положении о закупке, и разместить это положение на публичном официальном ресурсе ЕИС. На сегодняшний день зафиксировано около 3000 способов закупки, указанных в «Положениях» компаний.
Несмотря на то что способов закупки неограниченное количество, самым популярным остается закупка у единственного поставщика. Ежегодно в среднем 30-35% закупок проводятся именно по этой схеме. Закупка у единственного поставщика еще называется прямой закупкой. Это способ закупки, когда договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Это способ закупки также называют безальтернативным.
Особенности закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ
Федеральный закон №223-ФЗ содержит только одно прямое упоминание о закупке у единственного поставщика: «заказчик не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Однако означается ли это, что о предстоящей закупке у единственного поставщика не нужно уведомлять заранее? Нет, не означает. В перечне исключений, то есть случаев, когда о закупке нужно уведомлять только постфактум, закупки у единственного поставщика нет. Итак, обо всем по порядку.
Если вы хотите произвести закупку у единственного поставщика, вам потребуется соблюсти порядок закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ, то есть выполнить ряд обязательных действий. Основное из них - размещение всей информации о вашей закупочной деятельности на официальном сайте ООС. Это общероссийский официальный сайт госзакупок zakupki.gov.ru.
Какая информация размещается на сайте госзакупок:
Однако есть ряд исключений, когда информацию о конкретной закупке достаточно разместить в отчете и не уведомлять о ней заранее.
Не подлежит размещению на официальном сайте пакет документов о следующих закупках:
Основания для закупки у единственного поставщика 2017:
По федеральному закону 223-ФЗ все случаи закупки у единственного поставщика заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке. Часто основой перечня причин выступает ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в которой указано около 50 пунктов. Однако 223-ФЗ дает право заказчику расширить этот перечень, в том числе и за счет оснований, не характерных для госзаказа.
Все закупки у единственного поставщика, не попадающие в ранг исключений, должны быть обоснованы. Обоснование закупки у единственного поставщика 223-ФЗ содержит отчет о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно, а также расчета цен, анализа рынка, формулировки обоснования, обращения для согласования закупки.
Важно знать, что для регистрации и дальнейшей работы на сайте госзакупок нужна электронная подпись. Заказать электронную подпись вы можете в аккредитованном Центре ЭЦП.
Нарушения, которые могут перечеркнуть закупку
Функция по контролю в сфере размещения госзаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, возложена на ФАС России. Однако - так как государственные закупки считаются сферой, где «разгуливает» коррупция, они находятся в зоне повышенного внимания и органов прокуратуры.
Отдавая предпочтение закупкам у единственного поставщика, даже если они достаточно обоснованы Положением о закупках, заказчики морально и документально должны быть готовы к проверкам до стороны надзорных органов. На основе данных прокурорских проверок составлен ТОП-нарушений законодательства в сфере госзакупок.
ТОП нарушений в сфере госзакупок:
Как стать единственным?
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 N1383 (вступает в силу 1 января 2018 года) расширен перечень госструктур, обязанных закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, годовой объем закупок у МСП должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров.
С 1 января 2018 года по Закону 223-ФЗ закупки у МСП также обязаны проводить заказчики, у которых:
Действия правительства направлены на то, чтобы оживить рынок закупок, дать шанс новым компаниям войти в пул господрядчиков. А для этого надо держать руку на пульсе закупочной деятельности. Современные электронные сервисы призваны моментально дать вам всю картину закупок в РФ. Одним из таких популярных сервисов является «СБИС Торги» , который не требует установки дополнительного программного обеспечения и имеет большой спектр возможностей.
Подрядчикам он найдет подходящие торги на более чем 100 площадках, даст рекомендации по начальной цене, проанализирует предложения конкурентов, оценит вероятность победы. Заказчикам предоставит информацию об участниках закупки: список учредителей и аффилированных компаний, финансовое состояние, анализ надежности и т.п.
Обо всех подробностях работы по 223-ФЗ вам готовы рассказать наши специалисты . Кроме того, наши опытные эксперты готовы помочь вам в разработке Положения о закупках по нормам 223-ФЗ.
Примите участие в семинаре «Электронные торги от А до Я. Участвуйте и побеждайте!» и получите практические навыки участия в торгах и тендерах.
Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров. Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика. Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры.
В документации может быть прописан общий подход к проведению такого вида закупки. При этом решение о цене и конкретных видах необходимых товаров, работ или услуг принимается заказчиком, исходя из его потребностей в данный момент. Организатор обязан привести сведения о необходимости выбора именно этого способа проведения процедуры и экономическое обоснование цены контракта.
Согласно положениям 223-ФЗ заказчик вправе самостоятельно определять случаи, при которых допускается прямая закупка. Чаще всего такой метод применяется при следующих обстоятельствах:
Это далеко не полный перечень возможных ситуаций, при которых заказчик может выбрать именно такой метод закупки. Главное, чтобы действия заказчика не противоречили действующему законодательству и были обоснованы экономической выгодой или целесообразностью.
Прямая закупка проводится по определенным правилам. Порядок действий и регламентированные сроки приведены в таблице.
По сути, это уже не может называться аукционом, так как существует одно предложение цены или заявка на выполнение работы. Однако если активность проявил только один участник (других желающих не было или их заявки не прошли проверку), заказчику приходится работать именно с ним.
Однако понятие «единственный поставщик» не связано с отсутствием функционирующего рынка - наличие единственного исполнителя, способного оказать заказчику требуемые услуги, не является исключительным условием, при котором заказчик вправе осуществить закупку данным способом. Подобный вывод сделал Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Статья 73. Закупка у единственного поставщика 1. При размещении заказа у единственного поставщика договор заключается напрямую с поставщиком, без использования конкурентных процедур с учетом требований настоящей главы. 2. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю) либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений.
Но какая бы сумма ни указывалась в данном документе, целесообразно разграничить в нем закупки у единственного поставщика стоимостью до 100 тыс. руб. и выше. Положения ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-Ф3 разрешают заказчикам не раскрывать закупки стоимостью менее 100 тыс.
руб. - сведения о них можно не размещать в единой информационной системе (на сайте zakupki. gov. ru). Причем это право не ограничено каким-либо периодом, а также перечнем одноименных товаров (п. 2 Письма ФАС РФ от 30.12.2011 N АЦ/49682). Это означает, что закупки у единственного поставщика, попадающие в указанный ценовой диапазон, АУ могут проводить без специальных процедур. В остальных же случаях, когда стоимость превышает 100 тыс. руб., заказчики обязаны обеспечивать информационную открытость рассматриваемой закупки.
Это необходимо для того, чтобы операцию можно было признать прозрачной и открытой. Однако при этом нельзя публиковать сведения, которые относятся к секретным.
Как правило, данные о сторонах-участниках, предмете и условиях контракта выкладывают в информационный портал в сети Интернет.
Поэтому действующим законодательством накладываются существенные ограничения на возможность применение таких закупок. Осуществление закупки у единственного поставщика ^ Перед прочтением обязательно посмотрите это видео ^ Так, Закон 223-ФЗ предусматривает возможность применения формы закупок у единственного поставщика только в следующих случаях:
Особенности неконкурентных закупок Сравнивая совершение закупки у единственного поставщика с традиционным ведением деловой деятельности, можно заметить, что она проходит существенно быстрее и содержит меньше этапов. Это объясняется отсутствием сложной процедуры, при которой заказчик отбирает участников для подписания контракта. Также нет необходимости составлять обычную документацию. Однако иногда закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика должны быть обоснованы, а о согласии сторон требуется информировать Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Кроме того, существует перечень ситуаций, которые требуют участия в приемке товаров экспертной организации. Как правило, неконкурентные закупки проводятся чрезвычайно быстро, но сделка все равно проходит этапы подготовки. Последовательность планирования и осуществления таких товарных отношений регулируется законом №44-ФЗ «О закупках».
Перечислим самые распространенные из них:
В частности, в соответствующем разделе документа могут быть отражены специфические потребности заказчика (закупка услуг по созданию произведения искусства, вывозу и утилизации медицинских отходов, изготовлению и (или) размещению рекламных материалов), а также намерения сохранить сложившиеся отношения с существующими поставщиками и исполнителями (закупки, когда смена поставщика нецелесообразна, дополнительные закупки, продление ранее заключенного договора, заключение гражданско-правовых договоров с физлицами на использование их личного труда). Среди оснований для закупки у единственного поставщика является и необходимость закупки товаров, работ, услуг, перечисленных в Постановлении N 616.
Согласно его п.
Это только часть существующих условий, при которых возможно заключение контракта у единственного поставщика. Более подробную информацию можно взять в 223-ФЗ.
Федерального закона N 44-ФЗ: совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика, осуществляемых в определенном ценовом диапазоне, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на проведение всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и 50 млн. руб. в год. Порядок определения единственного поставщика Согласно ч.
3 ст. 3
Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее - Правила N 932), сведения о предполагаемых приобретениях у единственного поставщика вносятся в план закупки. Исключением здесь могут стать закупки стоимостью до 100 тыс.
руб. - согласно п. 4
Правил N 932 автономное учреждение вправе само решить, включать или нет закупки незначительной стоимости в указанный план. Формирование извещения и документации о закупке у единственного поставщика также имеет свои особенности.
Данный способ закупки не предполагает наличия некоторых сведений, перечисленных в ч. 9, 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ. Поэтому, по мнению Федеральной антимонопольной службы, изложенному в разд.
9 Письма N ИА/44025/12, данные сведения заказчик не должен указывать в извещении и документации о закупке.
В этом постановлении установлено, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренном статьей 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Нужно ли публиковать протокол при закупке у ЕП? Согласно ч.
5 ст.4 Закона №223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки.
Федерального закона N 223-ФЗ). Подчеркнем: заказчики могут не отражать в плане те закупки, цена которых ниже 100 тыс. руб., а извещения и документацию о закупке данной стоимости не публиковать на официальном сайте, но сведения по заключенным договорам, цена которых не превышает 100 тыс. руб., должны входить в состав ежемесячной отчетности. На этот факт антимонопольный орган указал в разд. 4 Письма N ИА/44025/12.
Однако в будущем заказчики могут быть освобождены от обязанности размещать в единой информационной системе сведения о закупке, осуществляемой у единственного поставщика (в частности, извещение о такой закупке). Законопроект, содержащий данную поправку и предлагающий внести названное исключение в ч.
Закупка у единственного поставщика: отчет-обоснование Для того чтобы доказать законность причин, которые привели к сотрудничеству с одним исполнителем, руководитель или уполномоченное лицо предприятия-заказчика составляет и подает в контролирующий орган отчет. 44-ФЗ «О закупках» не содержит указание о форме и детальном содержании этого документа, поэтому зачастую он отражает следующие данные:
Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п. 9 ч. 10 ст. 4); Формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке (п. 10 ч. 10 ст. 4); Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (п. 12, 13 ч. 10 ст. 4). В извещении и документации о закупке у единственного поставщика необходимо указать на отсутствие перечисленных сведений и информации. Что публиковать на сайте закупок? План закупки, в котором в том числе должны быть указаны будущие приобретения у единственного поставщика, извещение и документация о такой закупке, ежемесячная отчетность по заключенным договорам (в том числе заключенным с единственным поставщиком) - всю эту информацию необходимо размещать на сайте zakupki. gov. ru (ч. 2, 5, 19 ст.
Наряду с нормами, эти акты формулируют случаи, которые расцениваются как исключения. Субъекты неконкурентной закупки В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):
В ходе ведения хозяйственной деятельности производственным и торговым предприятиям приходится закупать материалы, комплектующие и товары. Зачастую рынок насыщен различными конкурирующими продавцами, представляющими однотипный продукт, поэтому у покупателей практически всегда есть возможность выбора.
Осуществление закупки у единственного поставщика – экономическая ситуация, при которой заказчик предлагает заключить контракт конкретному кандидату.
Целью этих действий, как правило, становится:
Ситуация, при которой заказчик вынужден сотрудничать только с одним исполнителем, приближается к такому явлению, как «монополия» со всеми ее опасностями и рисками. С помощью большого количества различных мер (законодательные акты, нормативы, правила, санкции) государство всячески препятствует подобному положению вещей. Проведение закупок единственного поставщика само по себе, конечно, не преступление, но оно регулируется законом № 223 «О закупках», чтобы исключить злоупотребление и ущемление прав одного из участников торговых или партнерских отношений.
Этот закон предусматривает обстоятельства, при которых разрешена закупка такого типа, порядок действий субъектов, список недобросовестных покупателей и продавцов, а также документальное оформление таких сделок (включая обязательные отчеты). Осуществление закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика регулируют и другие законы, описывающие схожие процедуры. Их действие распространяется на большинство ситуаций, при которых участники торговых отношений прибегают к неконкурентным поставкам. Наряду с нормами, эти акты формулируют случаи, которые расцениваются как исключения.
В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):
Исполнителем (поставщиком) считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Сравнивая совершение закупки у единственного поставщика с традиционным ведением деловой деятельности, можно заметить, что она проходит существенно быстрее и содержит меньше этапов.
Это объясняется отсутствием сложной процедуры, при которой заказчик отбирает участников для подписания контракта. Также нет необходимости составлять обычную документацию.
Однако иногда закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика должны быть обоснованы, а о согласии сторон требуется информировать Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Кроме того, существует перечень ситуаций, которые требуют участия в приемке товаров экспертной организации.
Как правило, неконкурентные закупки проводятся чрезвычайно быстро, но сделка все равно проходит этапы подготовки.
Последовательность планирования и осуществления таких товарных отношений регулируется законом №44-ФЗ «О закупках». В нем описана последовательность действий госучреждений, которые прибегают к закупкам на контрактной основе.
Контролирующие органы имеют право проверить правильность проведения данного вида закупок и в случае нарушения законодательства расторгнуть договор.
Закон включает перечень ситуаций, которые могут стать основанием и оправданием неконкурентных закупок:
Нетипичной становится ситуация, при которой аукционные торги идут с участием единственного поставщика. По сути, это уже не может называться аукционом, так как существует одно предложение цены или заявка на выполнение работы. Однако если активность проявил только один участник (других желающих не было или их заявки не прошли проверку), заказчику приходится работать именно с ним. Такая ситуация позволяет совершать закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика.
Уважительной причиной признают также возникновение чрезвычайной ситуации на предприятии заказчика, которая спровоцировала неконкурентную закупку, а также нехватку времени на организацию традиционных торгов.
Назначение этапа подготовки заключается в выборе организации-исполнителя. В обычных условиях заказчик изучает предложения нескольких поставщиков и выбирает наиболее выгодное. Если это невозможно, задание поручают тому исполнителю, который доступен на данный момент.
Согласно 223-ФЗ обоснование закупки у единственного поставщика должно базироваться на невозможности выбора иного вида закупки. По этой причине обязанностью заказчика становится подготовка следующих документов:
Использование всех этих документов не является обязательным для абсолютно всех случаев. Специфика конкретных ситуаций может потребовать подготовки только некоторых из них.
Для того чтобы доказать законность причин, которые привели к сотрудничеству с одним исполнителем, руководитель или уполномоченное лицо предприятия-заказчика составляет и подает в контролирующий орган отчет. 44-ФЗ «О закупках» не содержит указание о форме и детальном содержании этого документа, поэтому зачастую он отражает следующие данные:
Чаще всего примеры закупок у единственного поставщика – это заказ оборудования вместо вышедшего из строя или срочный наем исполнителей для устранения повреждений.
Если проблема с электрической проводкой приведет к поломке электронной техники и компьютеров в классе информатики, то администрации школы придется принимать меры для их срочного ремонта или замены. Обоснованием закупки нового оборудования у единственного поставщика может стать близость экзаменов и отсутствие времени на поиск наиболее выгодных условий поставки.
Срочная закупка может быть осуществлена, но при этом в отчете будут присутствовать данные о том, какое количество новых компьютеров будет куплено (столько же, сколько пострадало от неисправности), по какой цене и в какую сумму обойдется их доставка, установка и настройка.
Цена закупки должна быть правильно рассчитана и обоснована, этот процесс отражается в соответствующем документе. Зачастую цена определяется так же, как и при проведении конкурентной закупки: методом сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным методом.
Законодательством предусмотрено исключение:
В этих случаях стоимость формируется под влиянием других факторов.
Субъекты неконкурентной закупки имеют право осуществить сделку только после того, как контрольный орган получит, рассмотрит и одобрит обоснования, изложенные в документации.
Законодательство требует от заказчика размещения специального документа (извещения о закупке) в открытом доступе. Это необходимо для того, чтобы операцию можно было признать прозрачной и открытой.
Однако при этом нельзя публиковать сведения, которые относятся к секретным. Как правило, данные о сторонах-участниках, предмете и условиях контракта выкладывают в информационный портал в сети Интернет.
Существует две формы контрактов, которые применяют при проведении неконкурентных закупок:
Вторым вариантом могут воспользоваться субъекты закупки при следующих условиях:
Лица, осуществляющие неконкурентные закупки, должны понимать, что экспертиза становится неотъемлемым этапом приемки товара. Ее проводят в подавляющем большинстве случаев. Для этого приглашают сторонних специалистов или обходятся своими силами.
Экспертиза не нужна в ряде случаев:
По факту исполнения контракта составляется отчет и публикуется в единой информационной системе. Его содержание включает основные данные и сведения. Также к нему должны быть прикреплены документы, использовавшиеся в ходе подготовки сделки.
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня речь пойдет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Это один из излюбленных способов закупки среди заказчиков, работающих, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Об этом также свидетельствуют и статистические данные с официального сайта www.zakupki.gov.ru . За 2015 год по 44-ФЗ доля закупок у единственного поставщика составила 21,44% (2-е место среди всех закупок), а по 223-ФЗ - 46,90% (1 место среди всех закупок). Как вы видите цифры эти весьма внушительные. Поэтому нам, как поставщикам, необходимо детально разобраться в этом вопросе и понять, как стать для заказчика тем самым единственным поставщиком, с которым впоследствии и будет заключен контракт. Тема это достаточно большая, поэтому в этой статье мы рассмотрим лишь ключевые моменты. И так, давайте приступим…
Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.
Закупка у единственного поставщика - неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.
Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами. Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93.
За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.
Скажу лишь, что условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:
В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.
Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.
Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП
Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.
Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.
Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП
Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.
Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.
Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки (до размещения извещения и заключения контракта).
Шаг №7. Подготовка и размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки у ЕП (размещается не позднее, чем за 5 дней до даты заключения контракта).
Этап 3. Заключение контракта с ЕП
Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).
Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.
Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 г. № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.
Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.
Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП
Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).
Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд выступает ФАС России, при закупках в рамках государственного оборонного заказа – Рособоронзаказ, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.
Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)
Шаг №11. Привлечение независимых экспертов (при приемке товаров, работ, услуг).
Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:
1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);
3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;
4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
Минусы закупки у ЕП:
1) недостаточная экономия бюджетных средств и не всегда высокое качество исполнения контракта;
2) высокий риск возникновения претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).
Для того чтобы лучше закрепить выше изложенный материал, предлагаю вам посмотреть небольшое видео от “Что делать ТВ”. Хороший и понятный видеоролик за исключением прямой рекламы правовой системы “Консультант Плюс”. Но эта реклама абсолютно не влияет на ценность излагаемой информации.
Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.
В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.
Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 223-ФЗ). Положение о закупке - документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.
Информация для заказчиков: При проведении прямой закупки до 100 (500) тыс. рублей информация о такой закупке может не включаться в план закупок, однако такая информация должна быть включена в ежемесячный отчет и отчет Росстата. Закупка может быть проведена на основании распоряжения или приказа.
Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.
ЕП фигурирует в форме 1 - закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.
В завершении сегодняшней статьи хочется заострить ваше внимание на нескольких моментах.
Во-первых , закупки у единственного поставщика являются для заказчиков весьма привлекательной формой закупок, хотя и подвержены более пристальному вниманию со стороны контролирующих органов.
В-третьих , если вы планируете принимать участие в закупках в рамках 223-ФЗ, то вам необходимо внимательно изучить Положение о закупке того заказчика, в процедуре которого вы будете участвовать. Поскольку случаи закупки у ЕП каждый заказчик, работающий по 223-ФЗ, устанавливает для себя сам.
В-четвертых , выполняйте свои обязательства перед заказчиками по заключенным контрактам в полном объеме и в установленный срок и тогда вероятность того, что в следующий раз заказчик обратится с прямым предложением о заключении контракта именно к вам, будет очень и очень высока.
На этом все. Удачи вам и до встречи в новых статьях!
Статья написана по материалам сайтов: goszakupkirf.ru, juristufa.ru, territoria-prava.ru, fb.ru, zakupkihelp.ru.
В ходе ведения хозяйственной деятельности производственным и торговым предприятиям приходится закупать материалы, комплектующие и товары. Зачастую рынок насыщен различными конкурирующими продавцами, представляющими однотипный продукт, поэтому у покупателей практически всегда есть возможность выбора.
Осуществление закупки у единственного поставщика - экономическая ситуация, при которой заказчик предлагает заключить контракт конкретному кандидату.
Целью этих действий, как правило, становится:
Ситуация, при которой заказчик вынужден сотрудничать только с одним исполнителем, приближается к такому явлению, как «монополия» со всеми ее опасностями и рисками. С помощью большого количества различных мер (законодательные акты, нормативы, правила, санкции) государство всячески препятствует подобному положению вещей. Проведение закупок единственного поставщика само по себе, конечно, не преступление, но оно регулируется законом № 223 «О закупках», чтобы исключить злоупотребление и ущемление прав одного из участников торговых или партнерских отношений.
Этот закон предусматривает обстоятельства, при которых разрешена закупка такого типа, порядок действий субъектов, список недобросовестных покупателей и продавцов, а также документальное оформление таких сделок (включая обязательные отчеты). Осуществление закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика регулируют и другие законы, описывающие схожие процедуры. Их действие распространяется на большинство ситуаций, при которых участники торговых отношений прибегают к неконкурентным поставкам. Наряду с нормами, эти акты формулируют случаи, которые расцениваются как исключения.
В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):
Исполнителем (поставщиком) считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Сравнивая совершение закупки у единственного поставщика с традиционным ведением деловой деятельности, можно заметить, что она проходит существенно быстрее и содержит меньше этапов.
Это объясняется отсутствием сложной процедуры, при которой заказчик отбирает участников для подписания контракта. Также нет необходимости составлять обычную документацию.
Однако иногда закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика должны быть обоснованы, а о согласии сторон требуется информировать Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Кроме того, существует перечень ситуаций, которые требуют участия в приемке товаров экспертной организации.
Как правило, неконкурентные закупки проводятся чрезвычайно быстро, но сделка все равно проходит этапы подготовки.
Последовательность планирования и осуществления таких товарных отношений регулируется законом №44-ФЗ «О закупках». В нем описана последовательность действий госучреждений, которые прибегают к закупкам на контрактной основе.
Контролирующие органы имеют право проверить правильность проведения данного вида закупок и в случае нарушения законодательства расторгнуть договор.
Закон включает перечень ситуаций, которые могут стать основанием и оправданием неконкурентных закупок:
Нетипичной становится ситуация, при которой идут с участием единственного поставщика. По сути, это уже не может называться аукционом, так как существует одно предложение цены или заявка на выполнение работы.
Однако если активность проявил только один участник (других желающих не было или их заявки не прошли проверку), заказчику приходится работать именно с ним. Такая ситуация позволяет совершать закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика.
Уважительной причиной признают также возникновение чрезвычайной ситуации на предприятии заказчика, которая спровоцировала неконкурентную закупку, а также нехватку времени на организацию традиционных торгов.
Назначение этапа подготовки заключается в выборе организации-исполнителя. В обычных условиях заказчик изучает предложения нескольких поставщиков и выбирает наиболее выгодное. Если это невозможно, задание поручают тому исполнителю, который доступен на данный момент.
Согласно 223-ФЗ обоснование закупки у единственного поставщика должно базироваться на невозможности выбора иного вида закупки. По этой причине обязанностью заказчика становится подготовка следующих документов:
Использование всех этих документов не является обязательным для абсолютно всех случаев. Специфика конкретных ситуаций может потребовать подготовки только некоторых из них.
Для того чтобы доказать законность причин, которые привели к сотрудничеству с одним исполнителем, руководитель или уполномоченное лицо предприятия-заказчика составляет и подает в контролирующий орган отчет. 44-ФЗ «О закупках» не содержит указание о форме и детальном содержании этого документа, поэтому зачастую он отражает следующие данные:
Чаще всего примеры закупок у единственного поставщика - это заказ оборудования вместо вышедшего из строя или срочный наем исполнителей для устранения повреждений.
Если проблема с электрической проводкой приведет к поломке электронной техники и компьютеров в классе информатики, то администрации школы придется принимать меры для их срочного ремонта или замены. Обоснованием закупки нового оборудования у единственного поставщика может стать близость экзаменов и отсутствие времени на поиск наиболее выгодных
Срочная закупка может быть осуществлена, но при этом в отчете будут присутствовать данные о том, какое количество новых компьютеров будет куплено (столько же, сколько пострадало от неисправности), по какой цене и в какую сумму обойдется их доставка, установка и настройка.
Цена закупки должна быть правильно рассчитана и обоснована, этот процесс отражается в соответствующем документе. Зачастую цена определяется так же, как и при проведении конкурентной закупки: методом сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным методом.
Законодательством предусмотрено исключение:
В этих случаях стоимость формируется под влиянием других факторов.
Субъекты неконкурентной закупки имеют право осуществить сделку только после того, как контрольный орган получит, рассмотрит и одобрит обоснования, изложенные в документации.
Законодательство требует от заказчика размещения специального документа (извещения о закупке) в открытом доступе. Это необходимо для того, чтобы операцию можно было признать прозрачной и открытой.
Однако при этом нельзя публиковать сведения, которые относятся к секретным. Как правило, данные о сторонах-участниках, предмете и условиях контракта выкладывают в информационный портал в сети Интернет.
Существует две формы контрактов, которые применяют при проведении неконкурентных закупок:
Вторым вариантом могут воспользоваться субъекты закупки при следующих условиях:
Использование упрощенной формы контракта позволяет субъектам выбрать практически любой вид договора, оговоренный в ГК РФ. При этом соглашение может быть заключено в устной форме, если сумма закупок у единственного поставщика не превышает 100 000 рублей.
Лица, осуществляющие неконкурентные закупки, должны понимать, что экспертиза становится неотъемлемым этапом приемки товара. Ее проводят в подавляющем большинстве случаев. Для этого приглашают сторонних специалистов или обходятся своими силами.
Экспертиза не нужна в ряде случаев:
По факту исполнения контракта составляется отчет и публикуется в единой информационной системе. Его содержание включает основные данные и сведения. Также к нему должны быть прикреплены документы, использовавшиеся в ходе подготовки сделки.