Заказчик указал в техническом требовании несуществующий товар. Признаки незаконного ограничения конкуренции заказчик просит несуществующий. Покупатель отказывается оплатить доставку товара

Такое мнение в письме высказало Минэкономразвития. Кроме того, оно отметило: заказчик вправе вовсе не указывать в документации определенный ГОСТ. Но в этом случае он должен обосновать необходимость применения иных показателей.

Свои выводы министерство сделало, основываясь на положениях Закона N 44-ФЗ. При описании характеристик объекта закупки заказчик использует те показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены среди прочего техрегламентами и документами, применяемыми в национальной системе стандартизации. Если заказчик этого не сделал, в документации о закупке нужно обосновать необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документ:

Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 N Д28и-3517

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

При этом в документации заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ, однако в таком случае ему придется приводить обоснование необходимости использования других показателей в соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, при описании объекта закупки заказчику целесообразно указать ссылку на конкретный ГОСТ, однако указывать недействующий или несуществующий ГОСТ заказчик не вправе.

При этом также отмечаем, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 приказа Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. N 189 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" контрольный орган принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона N 44-ФЗ после вынесения контрольным органом в сфере закупок решения о признании жалобы обоснованной или необоснованной такое решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Заказчик просит несуществующий товар Например. Заказчик устанавливает требования к люминесцентным лампам мощностью свыше 50 Вт, длиной от 1210 мм до 1240 мм. По ГОСТ 6825 -91 лампы такой мощность бывают длиной свыше 1, 5 м.

Заказчик предъявляет требования к товару не влияющие на его эксплуатационные свойства Например. Заказчик требует описать полностью технологию производства бензина, когда уже установлены требования к качеству топлива

В документации указан слишком короткий срок для выполнения работ/поставки товара Например. Строительство двух девятиэтажных жилых домов «под ключ» за 30 календарных дней

Слишком длинный срок оплаты Например. «Оплата осуществляется путём перечисления денежных средств на счёт Подрядчика в течение 180 банковских дней со дня подписания актов выполненных работ»

Заказчик, помимо выполнения работ, требует поставить оборудование Либо, в случае закупки товара, Заказчик требует вместе с товаром Например. Строительство гаража и поставка автомобилей в этот гараж

Замысловатое название закупки затрудняющее её поиски Например. Вместо «Поставка бензина марки АИ-92» закупка называется «Поставка горючих продуктов нефтепереработки для автотранспортных средств»

Заказчик опубликовал закупку и позже внёс в неё изменения, добавив слишком сложное техническое задание Например. Был запрос разъяснений, указывающий на ошибку. Заказчик исправил ошибку и параллельно вносит много изменений в другие пункты ТЗ.

В документации о закупке не указаны сведения, в отсутствие которых поставщик не может просчитать выгодную для себя цену контракта Например. При поставке подгузников для инвалидов не указано количество человек и адреса поставки.

Конкретика в техническом задании Изогнутый экран нет Диагональ экрана 79" (200 см) Разрешение экрана 3840 x 2160 LED-подсветка есть Тип LED-подсветки RGB LED Формат экрана 16: 9 Индекс плавности передачи движения 800 MXR Динамическая контрастность100 М: 1 Угол обзора 178° / 178° Стандарт HDTV Ultra HD (4 K) 2160 p

Нестандартные единицы измерения Вместо стандартный единиц измерения системы СИ используются нестандартные. Например, в при поставке продуктов питания для детского сада вместо килограммов используются английские футы.

При перечислении товара через запятую нужно выбрать только один, а не все в нарушении правил русского языка

Размытые формулировки в техническом задании Например. «Не должно превышать отклонение от прямолинейности кромок деталей рамочных элементов более 1 мм на 1 м длины на любом участке»

Заказчик не отвечает на запросы разъяснений. Например. При указании через запрос на грубое нарушение, заказчик отвечает, что всё выполнено в соответствии с законом.

Законные методы ограничения конкуренции Преференции СМП и СОНКО; Преференции УФСИН и инвалидам; Требование к опыту и деловой репутации в случае закупок отдельных ТРУ; Закупки товаров отечественного производства.

Прием 3. Препоны для компаний из других регионов

Чтобы заключить контракт с местным поставщиком, заказчики устанавливают такие требования, которые трудно или невозможно выполнить участникам из других регионов. Как правило, злоупотребления этого рода характерны для закупок в сферах организации питания и поставки продовольственных товаров.

Любые обязательные требования к претенденту, не предусмотренные законодательством о контрактной системе, незаконны. Это касается и предоставления территориальных преимуществ, что противоречит нормам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. К такому выводу пришло Минэкономразвития России в .

Важно запомнить

Отсутствие в документации инструкции по заполнению заявки – нарушение со стороны заказчика (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2015 г. по делу № А31-2029/2015). Подробности - в нашем материале "В аукционную документацию включите инструкцию по заполнению заявки".

Если вы решили обжаловать действия заказчика, сообщите контролерам о том, что требования конкурсной документации не только ограничивают конкуренцию , но и наносят ущерб экономике других регионов.

Прием 4. «Заточка» техзадания под конкретного поставщика

Нередко учреждение разрабатывает техническое задание совместно с удобным ему контрагентом с целью отразить особенности именно его товара. Ситуация усложняется, когда при поставке технически сложных товаров заказчик пытается описать те номенклатурные наименования, которые уже не поставляются на рынок массово. Такие попытки свидетельствуют о желании заказчика работать с конкретной организацией или предпринимателем.

На заметку

Если товара с показателями, приведенными в техзадании, не существует, действия заказчика неправомерны (решение Московского УФАС России от 18 мая 2015 г. ).

Можно выделить два основных признака того, что учреждение заинтересовано в товаре, который находится на складе у одного поставщика (и, возможно, даже в единственном экземпляре):

  • указанных в техническом задании потребительских свойств товара не существует;
  • товар с приведенными характеристиками уже снят с производства.

В данном случае речь идет о прямом нарушении антимонопольного законодательства. К тому же при этом заказчик, как правило, ограничивает конкуренцию в пользу «своего» поставщика еще и путем завышения начальной (максимальной) цены контракта.

Подозрительно срочную закупку оспорить сложно

Признаки того, что заказчик действует в интересах конкретного поставщика, можно найти не только в техническом задании. Типичный случай: в документации и проекте контракта прописаны подозрительно короткие сроки исполнения обязательств контрагентом. Как показывает практика, контракт, заключенный по результатам такой закупки, фактически может быть уже исполнен. Либо обязательства посильны только для «своего» поставщика, у которого уже имеется в наличии все необходимое для их выполнения.

Доказать нарушение в подобных случаях очень трудно. Ведь критерии оценки обоснованности сроков исполнения контракта законодательно не установлены. Но это не значит, что действия заказчика нельзя обжаловать в антимонопольный орган.

Как реагировать, если вы заподозрили нарушение

Вопросы могут возникнуть и в связи с другими особенностями документации. К примеру, нередко характеристики и наименования товаров в техническом задании не соответствуют условиям, изложенным в проекте контракта. Обнаружив какие-либо странные моменты или трудности копирования, для начала отправьте заказчику запрос на разъяснения . Вполне может оказаться, что проблема связана с технической ошибкой, а не с намерением ограничить конкуренцию.

Воздержитесь от общения с представителями заказчика по телефону. Лучше отправить официальный письменный запрос. Ведь на него заказчик обязан ответить в установленный законом срок. Шаблон можно скачать в разделе «Формы и шаблоны» официального сайта госзакупок. Но зачастую специальная форма уже имеется в составе документации.

Если заказчик не дал исчерпывающих разъяснений, советуем обратиться с жалобой в контрольный орган (см. ниже ее ). Ответ заказчика на ваш запрос приложите в качестве подтверждения своих доводов.

Во многих случаях имеет смысл проанализировать спорную техническую документацию совместно с профильными экспертами. Например, если заказчик заявил в ней несуществующие характеристики товара. Если ваши подозрения подтвердились, подкрепите свою жалобу экспертным заключением о невозможности предоставления товара с указанными характеристиками, а также аналитической запиской. Уместными будут и официальные письма от производителей аналогичной продукции.

Вложенные файлы

  • Жалоба на решение заказчика об утверждении документации об открытом аукционе в электронной форме.jpg