Виды нпа и нтд законод-ва рф. Разработка стандартов и нормативно-технической документации Действующая нормативно техническая документация

Общие положения

Законодательство РФ в облатси БЖД по направлениям регулирования:

Производственная безопасность (промышленная и энергетическая безопасность)

Охрана труд

Экологическая бесопасност

Защита в чрезвычайных ситуациях.

Законодательство Рф в обасти БЖД по видам надзорного органа:

Минздравсоцразвития России:

Роструд (контроль за соблюдением трудового законодательства, Расследование несчастных случаев на произ-ве и пр.)

Роспотребнадзор (санитарно-эпидемиологический контроль и пр.)

Минприроды России:

Росприроднадзор (контроль за охраной окр.среды и пр.)

Ростехнадзор (контроль и надзор за соблюдением требований ПБ и пр.)

Росводресурсы (контроль за загрязнением водных ресурсов и пр.)

Росгидромет (мониторинг атм.воздуха и пр.)

Роснедра (согласование проектов разработки месторождений полез.иск. и пр.)

МЧС России (защита населений и тер-рий от ЧС и пр.)

Вопросы БЖД в общей структуре нормативно-правового регулирования РФ:

Минприроды России

Минфин России

Минтранс России

Минрегионразвития России

МИД
-Миниформсвязи России

Федеральная налоговая служба

Минздравсоцразвития России

Минэкономразвития России

МЧС России

Основные термины и определения:

Норматив - документ, нормативный правовой акт или нормативный технический документ,требования которого обязательны к соблюдению,за исключением специально оговоренных случаев, таких как разработка специальныхтехнических условий. «Обязательность» в данном контексте может быть как по Закону, так и по сложившейся деловой практике.

Нормативный правовой акт (НПА)- это письменный официальный документ,принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормат.технический документ (НТД)- документ, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся определенных видов деят-ти или их результатов.

К нормативам могут относиться Акты Президента РФ, Федеральные законы, Акты Правительства РФ, НПА федеральных органов исполнительнойвласти, отдельные НТД или технические акты.

Нормативы:

Акты Президента РФ

Фед.законы

Акты Правительства РФ

НПА фед.органов исполн.власти

НТД или технические акты.

Акты Президента РФ и Правительства РФ:

Указ президента РФ от 23.05.1996 №763 «о порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов фед.органов исполн.власти»:

Акты Президента (Указы и Распоряжения)



Акты Правительства РФ (Постановления и распоряжения)

Акты Президента РФ, акты Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию,кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие гос.тайну, или сведения конфиденциального характера.

Все акты Президента РФ и акты Правителсьва РФ рассматриваются как нормативы- ОБЯЗАЗАТЕЛЬНЫ К ИСПОЛНЕНИЮ.

Федеральные Законы:

Фед.закон от 14.06.1994 №5-фз «О порядке опубликования и вступления в силу фед.конституционных законов,фед.законов, актов палат Фед.Собрания»:

-…на тер-рии РФ применяются только те фед.институционные законы, фед.законы, акты палат Фед.Собрания, которые официально опубликованы…

Все Фед.Законы рассматриваютя как нормативы- ОБЯЗАТЕЛЬНЫ К ИСПОЛНЕНИЮ

Технические регламенты:

Фед.Закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»:

-…Техн.регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в т.ч. зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства. Строительства, монтажа, наладки, эксплуатации,храненияЮ перевозки, реализации и утилизации)…

Все техн.регламенты рассматриваются как нормативы- ОБЯЗАТЕЛЬНЫ К ИСПОЛНЕНИЮ.

НПА органов исполнительной власти:

Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов фед.органов, исполнительной власти и их гос.регистрации»:

-…НПАиздаются фед.органами исполн.власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений…

Указ Президента РФ от 23.05.1996 №763

-…НПА фед.органов исп.власти, затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие гос.регистрацию в Мин. Юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие гос.тайну, или сведения конфиденциального хар-ра..

-…НПА фед.органов исполн.власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие гос.тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие гос.регистрацию. а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров…

НПА фед.органов исп.власти рассматриваются как нормативы только при условии:

Регистрации их в Мин.юстиции Рф

НТД или технические акты:

Иные техн.документы. изданне на основе и во исполнение фед.законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а так же по инициативе фед.органов исп.власти в пределах их компетенции в части:

Защиты жизни или здоровья граждан, имущества физ. или юр. Лиц, государственного или муниципального имущества

Охраны окр.среды, жизни илиздоровья животных и растений

Пердупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей

Обеспечение энергетической эф-ти

Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 №88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов фед.органов исп.власти и их гос.регистрации»:

-…не подлежат представлению на гос.регистрацию тхнические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные спарвочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат Нормативных надписаний…

Фед.закон от 30.03.1999 «52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:

-…соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юр.лиц…

К нормативно-техническим документам относят:

  • · ГОСТ, ГОСТ Р, СТО (федеральные);
  • · ОСТ (отраслевой);
  • · ТУ, СТП (местные - на предприятиях).

ГОСТ - Межгосударственный стандарт, разработанный в бывшем СССР и применяемый по согласованию в странах СНГ.

ГОСТ Р - государственный стандарт РФ, разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых несет межотраслевой характер. В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования, так и рекомендательные. К обязательным относятся:

  • * безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы;
  • * техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий;
  • * единство методов контроля и методов маркировки.

СТО - стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ, разрабатывают стандарты на принципиально новые виды продукции, процессы или услуги, передовые методы испытаний, а также на традиционные технологии и принципы управления производством.

ОСТ - отраслевой стандарт, разрабатывается применительно в продукции определенной отрасли. Объектами ОСТ могут быть продукция процессы и услуги, применяемые в отрасли, правила, касающиеся организации работ по ОСТ, типовые конструкции изделий.

ТУ - технические условия, разрабатываются предприятием или другим субъектом хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ могут быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов.

СТП - стандарт предприятия, разрабатывается и применяется самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, также продукция, производимая предприятием, техническая оснастка и инструменты.

Государственные стандарты (ГОСТ Р) обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны, независимо от форм собственности и подчинения, граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, министерств (ведомств), других организаций государственного управления Российской Федерации, а также органов местного управления в пределах сферы их деятельности. ГОСТы Р устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшие государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходимы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др.

Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации в соответствии с заданными планами государственной стандартизации Российской Федерации, программами (планами) работ технических комитетов и договорами на разработку стандартов. При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, государственными стандартами и другими нормативными документами по стандартизации, а также учитывать документы международных и региональных организаций по стандартизации.

Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5- 93.

При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают. После утверждения ему присваивается индекс ГОСТ Р, номер стандарта и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, ГОСТ Р 248 - 99). Государственную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном порядке.

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государственные стандарты Российской Федерации или при необходимости установления требований, превышающих требования государственных стандартов Российской Федерации (требования отраслевых стандартов не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов). ОСТы используют все предприятия и организации данной отрасли (например, станкостроительной, автотракторной и т.д.), а также другие предприятия и организации (независимо от их ведомственной принадлежности и вида собственности), разрабатывающие, изготовляющие и применяющие изделия, которые относятся к номенклатуре, закрепленной за соответствующим министерством.

ОСТы обязательны для предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведомством), являющимся ведущим в производстве данного вида продукции. После утверждения им присваивается индекс ОСТ, цифровой код отрасли, номер стандарта и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, ОСТ 3.348 - 98).

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих ГОСТах или ОСТах.

Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований категорий стандартов или противоречат им.

ТУ применяют на территории Российской Федерации предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, в соответствии с договорными обязательствами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.

В состав разделов ТУ входит вводная часть и следующие разделы:

  • * основные параметры и (или) размеры;
  • * технические требования;
  • * требования по безопасности;
  • * комплектность, правила приемки;
  • * методы контроля (испытаний, анализа, измерений);
  • * правила маркировки, транспортирования и хранения;
  • * указания по эксплуатации;
  • * гарантии изготовителя.

Проекты ТУ перед утверждением согласовываются с потребителями или заказчиками продукции (чтобы отразить в ТУ пожелания и замечания потребителей) и другими заинтересованными организациями. При этом проверяется, не противоречат ли они действующим в стране стандартам и другим ТУ.

ТУ утверждает предприятие-изготовитель (разработчик технических условий), как правило, без ограничения срока действия. Ограничение срока действия ТУ устанавливают по согласованию с предприятием-заказчиком (потребителем).

Обозначения техническим условиям присваивает предприятие-разработчик продукции в соответствии с принятым порядком обозначения технических условий. Для вновь организуемых предприятий и объединений рекомендуются обозначения технических условий со следующей структурой, состоящей из индекс а ТУ, четырехразрядного кода класса продукции по ОКП (Общероссийский классификатор продукции) и разделенного тире трехразрядного регистрационного номера, как правило, восьмиразрядного кода предприятия по ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций), являющегося держателем подлинника технических условий, и двух последних цифр года утверждения документа (например: ТУ 4521-164-34267369-99, где 4521 -- группа продукции по ОКП, 34267369 - код предприятия по ОКПО).

После утверждения ТУ подлежат государственной учетной регистрации. Если ТУ утверждены предприятием, то они направляются в лаборатории государственного надзора за стандартами. Сведения о ТУ публикуются в ежемесячных изданиях Госстандарта Российской Федерации.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатывают и утверждают предприятия и объединения, в том числе союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональные и другие объединения, на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, процессы и услуги. СТП распространяются на нормы, правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастку, инструмент; услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т.д. СТП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и отраслевых стандартов и особенностей данного предприятия, если это не нарушает и не снижает качественных показателей и требований, установленных ГОСТами или ОСТами.

В качестве стандарта предприятия допускается применение международных, региональных и национальных стандартов других стран на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих региональных организаций и национальных органов, если их требования удовлетворяют потребностям народного хозяйства и отсутствуют разработанные на их основе государственные и отраслевые стандарты. Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов предприятий приводятся в ГОСТ Р 1.5- 93. СТП утверждает руководство предприятия (главный инженер предприятия, объединения). После утверждения им присваивается индекс СТП, цифровой код предприятия, цеха, отдела, объекта стандартизации и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, СТП 0005-48-553 - 44 - 92). СТП утверждают, как правило, без ограничения срока действия, и они не распространяются на поставляемую продукцию и государственной регистрации в органах Госстандарта России не подлежат.

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые виды продукции, услуг или процессов, передовые методы контроля, измерений, испытаний и анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель распространять через свои стандарты перспективные результаты и мировые научно-технические, фундаментальные и прикладные исследования. Эти категории стандартов учитываются и применяются субъектами хозяйственной деятельности для динамического использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок, а также служат важным источником информации о передовых достижениях. Информацию о принятых стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений направляются в органы Госстандарта России. При разработке всех типов отечественных стандартов учитывают рекомендации международных организаций по стандартизации.

Международный стандарт (ИСО) разрабатывает и выпускает международная организация по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их используют также для международных экономических связей. Основная цель ИСО - содействовать благоприятному развитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничес тво в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

После утверждения международному стандарту присваивается индекс, номер стандарта и год утверждения или пересмотра (например, ИСО/Р 1999).

1. Роль и задачи стандартизации

2. Основные понятия и термины

3. Виды нормативно-технических документов

4. Объекты стандартизации

5. Показатели стандартизации

7. Принципы стандартизации

8. Методические основы стандартизации

9. Порядок разработки стандартов

РОЛЬ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ фиксирует, унифицирует и снабжает технической документацией наиболее удачные результаты трудовой и научной деятельности с целью их дальнейшего использования.

В землеустройстве стандартизация применяется в создании планово-картографической документации и другой технической документации, в разработке рациональных приемов и методов топографо-геодезических измерений и проведении поисковых работ.

Цель стандартизации - создание системы нормативно-технической документации, которая определяет прогрессивные требования к продукции для нужд народного хозяйства, обороны, экспорта и т. д.

Задачи стандартизации:

1. Установление рациональной номенклатуры продукции.

2. Установление общих технических требований к продукции, которые отвечают высшему мировому уровню и требованиям мирового рынка.

3. Обеспечение комплексности стандартизации и взаимозаменяемости продукции.

4. Повышение эффективности эксплуатации и ремонта оборудования.

5. Развитие унификации продукции.

6. Сокращение сроков и затрат на разработку и производство продукции.

7. Установление общих требований к бытовым и производственным услугам.

8. Установление четких однозначных терминов и обозначений.

С помощью стандартизации в землеустройстве систематизируют данные, разрабатывают и упорядочивают систему терминов и обозначений.

Взаимосвязь стандартизации и землеустройства реализуется в закреплении в научно-технической документации научных достижений, внедрении в производство прогрессивных методов и приемов, улучшении качества продукции и рациональном использовании ресурсов.

Основные организации, обеспечивающие стандартизацию на Украине:

1. Госстандарт Украины «Державний комiтет Украiни по стандартизацii, метрологii та сертифiкацii продукцii».

2. Головне управлiння стандартизацii.

3.Украинский научно-исследовательский институт по стандартизации, сертификации и информатике (Укр. НДIССI)

4. Украинский центр стандартизации и метрологии.

5. Украгростандарт при министерстве сельского хозяйства и продовольствия Украины.

6. Центры стандартизации, метрологии и экономической информации в административных областях Украины.

Международные организации:

1. Международная организация стандартизации (ISO).

2.Международная электротехническая комиссия (IMEK)

3. Спец. организации по отраслям экономики.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Стандартизация - это деятельность, заключающаяся в нахождении решений для задач, которые повторяются в различных целях человеческой деятельности и направленная на поиск оптимального уровня упорядочения в данной отрасли.

Предмет стандартизации - это информация о возможных вариантах повторения ситуации. Стандартизация тесно связана с кибернетическими методами обработки информации.

Виды стандартизации:

1. Национальная стандартизация - проводится внутри одного государства и целью его работы является создание, смена, пересмотр и усовершенствование научно-технической документации.

2. Международная стандартизация - применяется в 2-х или более странах, решающих по согласованию общие хозяйственные задачи. Результат работы - создание международных стандартов, которые используются странами-партнерами при решении вопросов национальной стандартизации, а также для осуществления научно-технических и торговых связей, международного обмена и разделения труда.

НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Нормативно-технический документ (НТД) - это документ, который устанавливает требования к объектам стандартизации, обязателен для выполнения в соответствующих отраслях, разработанный в установленном порядке и утвержденный компетентным органом.

Нормативно-технические документы являются основным результатом работ по стандартизации. К НТД относятся: стандарты, технические требования, руководящие нормативные документы.

Стандарт (от английского standart - норма, образец) - в широком смысле слова - образец, эталон, модель, которые принимаются за исходные для сравнения с ними других подобных объектов.

Понятие «стандарт» трактуется несколько различно в международной и национальной стандартизации.

Международная организация по стандартизации (ISO) дает следующее определение: стандарт - это документ технических условий или иных доступных для общества условий, составленных в соответствии с общими требованиями всех заинтересованных сторон, основанный на использовании общих результатов науки, техники и практического опыта для достижения оптимальной пользы общества, и утвержденный органом, занимающемся стандартизацией.

Согласно национальной стандартизации, стандарт (СТ) - это нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции, правила, обеспечивающие разработку ее производства и применения, а также требования к другим объектам стандартизации.

Группа однородной продукции характеризуется общим применением, функциональным назначением продукции и основными показателями качества.

Конкретная продукция имеет одинаковые конструктивно-технологические показатели и обозначения.

Технические условия (ТУ) - нормативно-технический документ, который устанавливает требования к конкретной продукции, ее моделям и маркам (например, технические условия. Атласы. ТУ 68-2-01-87).

Руководящий нормативный документ (РТД) - нормативно-технический документ, который устанавливает нормы, правила, требования организационно-методического и общетехнического характера. К ним относятся методические указания, методики расчетов, типовые положения по порядку проведения работ.

Технические условия и руководящие нормативные документы могут разрабатываться как при наличии стандартов, так и при отсутствии стандартов на ту или иную продукцию.

ОБЪЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Успешное развитие стандартизации основывается на всестороннем охватывании ей не только той продукции, на которую разрабатывается стандарт или другой нормативно-технический документ, но и сырья, из которого эта продукция изготавливается, технологического оборудования, основных приемов и методов ее изготовления. Поэтому при выборе объектов стандартизации важно придерживаться принципа комплексного подхода к составлению научно-технической документации.

Таким образом, объектами стандартизации являются: продукция, изделия, правила разработки, производства и применения продукции, а также процессы, нормы, методы, требования, имеющие перспективу многоразового применения в народном хозяйстве.

В землеустройстве регламентируются методы проведения поисковых и исследовательских работ, правила деления земель на технологические группы, земельно-кадастровое районирование, требования к размещению проектных элементов. Это реализуется в соответствующих инструкциях, методиках и положениях.

Оформление планово-картографических материалов осуществляется с помощью общепринятых планово-картографических условий, знаков и обозначений, которые различаются для карт различных масштабов и назначений.

ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Количественные и качественные характеристики объектов стандартизации, выраженные при помощи условных единиц, обозначений или понятий, называют показателями стандартов. Это размеры объекта, химический состав, физические свойства, масса, качество, технический уровень, надежность, долговечность, экономичность и т. д.

Размер объекта выражается такими его характеристиками, как площадь, длина, ширина, соотношение сторон, периметр, и становится объектом технических требований к проектированию этих составных элементов проекта внутрихозяйственного распределения земель или других проектных разработок.

Так, в требованиях к размещению полей и рабочих делянок при их проектировании обозначается рациональное соотношение сторон отдельно обрабатываемого поля. При проектировании лесополос пользуются типовыми размерами лесополосы.

Размер, как показатель стандарта выступает в определении стандартизованного термина «квартал плодового сада». Это территориальная единица сада, размеры которой определяются рельефом местности, процессами эрозии, оросительной сетью и системой дорог.

Химический состав и физические свойства в основном являются показателями стандартов сельскохозяйственной продукции. Химический состав включает такие характеристики, как содержание белков, жиров, сухих веществ, крахмала, аминокислот и пр. в сельскохозяйственной продукции. Физические свойства - влажность зерна, жирность молока, крепость льна и пр.

В проектировании землеустройства химический состав грунтов учитывается при разработке методов улучшения почв. С ним связаны нормативы внесения удобрений, известкования и гипсования грунтов. Водно-физические свойства грунтов учитываются при выборе вида мелиорации, способов осушения почвы или ее орошения.

Масса используется в землеустроительном проектировании для расчетов по формированию семенного фонда и нормы высева семян на участках различной степени сложности (кг/га).

Качество - это совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые характеризуют их способность удовлетворять потребности населения. Продукция - это материальный результат народно-хозяйственной деятельности, предназначенный для удовлетворения различных потребностей. В землеустройстве под продукцией мы понимаем, в частности, и техническую проектную документацию.

Качество продукции определяется потребностью общества в данном виде продукции, а удовлетворение этой потребности должно происходить в точном соответствии с назначением продукции.

К качеству одной и той же продукции предъявляются разные требования, в зависимости от сферы ее применения.

Проектно-техническая документация, в особенности планово-картографические материалы, в зависимости от назначения должна отвечать различным требованиям к качеству:

а) если изготавливается плановая основа, на которой делаются измерения, обозначаются площади и предполагается ее длительное использование, то основное требование к такому документу - чтобы он не подвергался деформации, поэтому плановую основу желательно изготавливать на планшетах;

б) копии, предназначенные для отображения схематических разработок, могут быть изготовлены на бумажной основе;

в) дежурные карты, которые предназначены для внесения в них текущих изменений в ситуации, удобно изготавливать на лавсане.

В землеустроительном проектировании качество продукции- это в первую очередь качество принимающихся проектных решений. Такие показатели стандартов, как технический уровень, надежность и долговечность непосредственно связаны с понятием качества. По техническим качествам продукция должна отвечать передовым достижениям науки и техники по продуктивности, точности, надежности, материало- и энергоемкости и другим показателям.

Технический уровень - относительная характеристика, описанная формулой:

где Р - показатели продукции, Р б - базовые показатели.

Для оценки технического уровня сложных проектов оформления планово-картографических материалов и иной документации проводится нормо-контроль. В землеустройстве нормоконтролер проверяет строгое соблюдении условных знаков и требований, установленных в стандартах и других нормативно-технических документах, качество проектирования, оформления и комплектность технической документации. Вся землеустроительная продукция принимается на размножение только с визой нормоконтролера.

Надежность - это способность объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданном интервале времени, в режимах и условиях эксплуатации.

Долговечность - это свойство объекта или изделия сохранять работоспособность до наступления пограничного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Пограничное состояние - это такое состояние объекта, при котором его дальнейшее использование по назначению недопустимо по требованиям безопасности или из-за снижения и утраты эффективности. Пограничное состояние, как правило, предусмотрено в технической документации объекта. В землеустроительных работах показатели долговечности реализуются в сроках и условиях хранения и использования материалов.

Экономичность как показатель стандартизации - многостороннее понятие. Оно включает экономическую эффективность от разработки, внедрения и применения стандартов, а также от эксплуатации и использования продукции. Для произведения расчетов эффективной стандартизации используют данные о стоимости разработки и внедрения стандартов и данные про последствия их реализации в народном хозяйстве.

Экономические показатели включают:

Затраты на изготовление и использование опытных образцов;

Себестоимость изготовления продукции;

Затраты на сырье и материалы при эксплуатации технических объектов.

Эффективность стандартизации проявляется не только в показателях стоимости, но и в натуральных показателях, таких как:

Повышение эффективности труда;

Экономия сырья, топлива, электроэнергии;

Сокращение времени на создание и изготовление продукции.

Некоторые требования по стандартизации имеют социальный характер и оцениваются специфическими методами. Так, например, стандарты на унифицированную документацию облегчают управленческую работу, сокращают объемы переписки, позволяют использовать технические способы и вычислительную технику.

Благодаря их введению наблюдается:

Эффективность от повышения производительности труда;

Экономическая эффективность от удешевления заполнения стандартных документов;

Экономическая эффективность от уменьшения числа ошибок.

Развитие науки, техники, экономики и других сфер человеческой деятельности в значительной мере обусловлено действующими стандартами. Их классифицируют по разным признакам. Если основной целью работ по стандартизации является необходимость ограничить номенклатуру продукции до рационального количества, то стандартизуют типы и типоразмеры продукции. Когда надо обеспечить общее качество продукции, стандартизуют технические требования к выбору, методы контроля качественных показателей, приемки продукции, правила ее эксплуатации. То есть, содержание стандартов зависит от задач, которые перед ними ставятся.

Виды стандартов обозначают такие признаки классификации, как содержание стандарта, его назначение, охват им совокупности объектов или показателей.

По этим признакам стандарты делят на 4 основных вида:

1. Стандарты на конкретную продукцию;

2. Стандарты на группы однородной продукции или стандарты общих технических требований;

3. Общетехнические стандарты;

4. Организационно-методические стандарты

Каждый из этих основных видов в свою очередь подразделяется на подвиды.

Стандарты на конкретную продукцию подразделяют на:

Параметры и размеры изделий;

Типы и типоразмеры изделий;

Ассортимент продукции;

Марки, конструкции изделий;

Методы контроля качества продукции;

Приемка, маркировка продукции;

Требования к упаковке, транспортировке и хранению продукции;

Технические условия.

Стандарты на группы однородной продукции или стандарты общих технических требований подразделяют на три подвида, которые зависят от уровня подготовки производства и отвечают уровню качества продукции на техническом уровне:

1-я ступень устанавливает требования, в соответствии с которыми изготовляется ранее освоенная продукция, отвечающая требованиям потребителя;

2-я ступень устанавливает требования к вновь разработанной или модернизированной продукции, которые отвечают высшему мировому уровню;

3-я ступень устанавливает наивысший мировой уровень перспективных требований, в соответствии с которыми должна производиться продукция в будущем.

Разработке стандартов общих технических требований предшествуют теоретические и экспериментальные исследования, на основе которых получают данные о техническом уровне и качестве группы однородной продукции, и путей ее развития в дальнейшем. Этот вид стандартов является нормативно-технической базой государственного управления разработкой и выпуском продукции на уровне лучших мировых образцов. Требования, которые ими устанавливаются, могут предусматривать разные сроки введения их в действие.

Общетехнические стандарты делят на такие подвиды:

Научно-технические термины и обозначения;

Условные обозначения (знаки, коды, метки, символы, наименования);

Номенклатура типовых проектов;

Номенклатура показателей качества продукции;

Общие требования к типовым технологическим проектам;

Общие требования к проектированию;

Нормы и нормативы;

Методы поверки измерительных приборов;

Методы проектирования.

Организационно-методические стандарты подразделяют на такие подвиды:

Основные (общие) положения по организации и проведению работ;

Организация разработки и производства продукции;

Порядок разработки, утверждения и внедрения научно-технической документации;

Метрологическое обеспечение качества продукции;

Требования к оформлению и содержанию разных видов документации (нормативно-технической, проектной, технологической).

В практике землеустройства и научных исследованиях по землеустройству чаще всего используются стандарты последних двух видов.

Все виды стандартов в комплексе устанавливают правила, которые обеспечивают процессы разработки и использования продукции, а также требования техническо-организационного единства и взаимосвязи этих трех процессов.

В национальной стандартизации различают такие категории стандартов:

1. Государственные стандарты

2. Отраслевые стандарты

3. Стандарты предприятий

Государственные стандарты утверждаются Госстандартом Украины и обязательны для использования всеми предприятиями и организациями Украины. Они устанавливают требования к группам однородной продукции межотраслевого использования и к конкретной продукции, которая имеет важное народнохозяйственное значение.

Государственные стандарты разрабатываются на такие объекты:

Промышленное и сельскохозяйственное сырье, материалы, топливо, полезные ископаемые;

Машины, оборудование, приборы и другие изделия массового и серийного изготовления;

Детали, узлы, агрегаты машин и оборудования, технологическое оснащение и инструменты межотраслевого использования;

Нормы и методы охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды;

Важнейшие виды товаров народного потребления;

Единые методы исследования всех видов продукции;

Контрольно-измерительные приборы и аппараты, которые проходят государственное испытание;

Общетехнические системы стандартов;

Общие правила и нормы для расчета и проектирования промышленных изделий;

Общие правила и нормы монтажа и эксплуатации наиболее важных машин и оборудования;

Научно-технические термины, обозначения величин и единицы измерений;

Системы классификации и кодирования;

Опытные данные о величинах физических констатнт, об особенностях веществ и материалов.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также тех отраслей, где используют продукцию. Они утверждаются ведущими в производстве соответствующего вида продукции министерствами и ведомствами. Отраслевые стандарты устанавливают требования к группам однородной продукции отраслевого значения и к конкретной продукции, которая закреплена за данным министерством. Они разрабатываются на продукцию, котрая не является объектом государственной стандартизации и устанавливают правила, требования, сроки и назначения, необходимые для упорядочения производственно-технической деятельности отрасли и для установления оптимального уровня качества продукции.

Отраслевые стандарты разрабатываются также в том случае, когда необходимо ограничить размеры изделий, марки материалов, установленные государственными стандартами.

Стандарты преприятия регламентируют функции и деятельность отдельного предприятия. Они разрабатываются для обеспечения организации предприятия, установления требований к технологическим процессам и оборудованию, к техническим нормам, которые используются только на данном предприятии. Стандарты преприятия не распространяются на поставляемую продукцию. Утверждаются они руководством предприятия.

Дополнительно к перечисленным стандартам на территории Украины используют стандарты, являющиеся продуктом международной стандартизации. Это межгосударственные стандарты и международные стандарты.

Межгосударственные и международные стандарты дают возможность получить информацию об уровне проектирования, производства продукции, особенностях эксплуатации различных изделий в наиболее развитых странах и своевременно использовать ее при разработке и пересмотре национальных стандартов. Они облегчают развитие международной торговли, научных, технических и культурных связей.

Кроме этого, есть стандарты других стран, которые имеют ознакомительное, информационное значение для работ по национальной и международной стандартизации.

ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Комплекс стандартов государственной системы стандартизации не может рассматриваться как какая-то догматическая совокупность организационно-методических положений и правил. Этот комплекс постоянно меняется и пополняется новыми стандартами Действующие стандарты пересматриваются усовершенствуются и пополняются новыми.

Выполнение этих работ базируется на следующих принципах:

1. Обязательность выполнения требований стандарта.

2. Перспективность работ по стандартизации.

3. Динамичность национальной стандартизации.

4. Оптимальность (эффективность) стандартов.

5. Комплексность стандартизации.

6. Системность в проведении работ.

Обязательность в выполнении требований стандартов в нашей стране установлена декретом Кабинета Министров Украины Про державний нагляд за додержанням стандартiв норм I правил та вiдповiдальнiсть за ix порушення №30 - 93 вiд 08.04.1993р.

Несоблюдение стандартов преследуется по закону. Конкретные нарушители требований стандартов и технических условий могут понести административную материальную или даже криминальную ответственность.

Перспективность работ по стандартизации обеспечивается внедрением стандартов в конкретную продукцию и развитием опережающей стандартизации. Конкурентоспособность продукции её сортамент номенклатура и технический уровень определяются анализом и учётом рыночных изменений конъюнктуры продукции.

Динамичность национальной стандартизации базируется на периодическом пересмотре и анализе действующих нормативно-технических документов с целью определения соответствия их научно- технического уровня современным достижениям. При необходимости в отдельные нормы правила показатели или термины вносятся изменения или принимается решение об отмене устаревшего стандарта. Таким образом нормативно-технические документы периодически обновляются

Оптимальность стандартов предполагает разработку и принятие таких норм правил и требований которые при использовании их в народном хозяйстве обеспечивают оптимальные с точки зрения экономики затраты способов и ресурсов. Принцип оптимизации может реализовываться методом прямого прогнозирования поиском оптимальных параметров объектов стандартизации а также разработкой экономико-математических моделей (ЭММ) и решением их с применением вычислительной техники. Для эффективного применения ЭММ в стандартизации необходимо создание базы данных полной и достоверной информации об объектах стандартизации а также математическое обеспечение (алгоритмы программы модели).

Комплексность стандартизации обеспечивается тем что одновременно стандартизируются не только готовые изделия но и сырьё и материалы из которых они изготавливаются а также технологические процессы методы подготовки и организации производства требования к упаковке методы транспортировки и хранения продукции. Комплексная стандартизация землеустроительной проектно-технической документации состоит во взаимной увязке стандартов которые устанавливают правила положения и требования к составу этой документации её разработке оформлению и применению.

Системность стандартизации непосредственно связана с понятием комплексности поскольку системный подход к объекту стандартизации предусматривает выявление всей совокупности технических социальных и экономических процессов а также в установлении функциональных связей между ними. Система - это упорядоченное множество элементов связанных между собой определенными соотношениями. Примером системы служат составные части и элементы проекта внутрихозяйственного землеустройстиа. Таким образом принцип системности осуществляется путем учета максимального количества факторов, которые влияют на достижение конечного результата при проведении работ по стндартизации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

При разработке нормативно-технической документации (стандартов, технических условий, нормативных документов) используются следующие методы стандартизации: симплификация, унификация, типизация, агрегатирование, классификация.

Симплификация (простое ограничение) - разновидность или метод стандартизации, который состоит в рациональном ограничении номенклатуры объектов (типов, видов, размеров, процессов) путем простого сокращения из разновидностей до технически и экономически необходимого количества.

Работа по симплификации основана на статистике, которая выделяет типоразмеры и конструкции изделий, которые используются наиболее часто. В результате такой работы создаются ограничивающие стандарты. В проектах планирования и застройки сельских населенных пунктов используют типовые размеры жилых домов, отдельных ферм, комбикормовых и других заводов по переработке сельскохозяйственной продукции, номенклатура которых каким-то образом ограничена.

Унификация - разновидность или метод стандартизации, который состоит в установлении оптимальной численности объектов одинакового функционального назначения путем создания новых или усовершенствовании существующих объектов из взаимозаменяемых унифицированных элементов. Это наиболее распространенный и эффективный метод стандартизации. Благодаря ему различные виды продукции и способы ее производства сводятся к минимальному числу типоразмеров, марок, форм и свойств.

Унификация землеустроительной документации позволяет использовать её в автоматизированной системе управления (АСУ), контролировать состояние земель их культуртехническое состояние на местном и региональном уровнях, анализировать и прогнозировать использование земельных ресурсов.

Проектанту-землеустроителю приходится производить увязку элементов территории (например, ширину и длину поля севооборота) с параметрами дождевальных машин. Поэтому унификация отдельных узлов и параметров дождевальных машин влияет на землеустроительное проектное решение.

Типизация - разновидность или метод стандартизации, который состоит в установлении типовых объектов для определённой совокупности, которые принимаются за основу (базу) при создании других объектов, близких по функциональному назначению.

Этот метод называют методом «базовых конструкций», поскольку в процессе типизации выбирается объект, наиболее характерный для данной совокупности, с оптимальными свойствами, а при получении объекта-изделия, организационного решения или технологического процесса - выбранный типовой объект может подвергаться лишь некоторым частичным изменениям или доработкам. Таким образом, при типизации большое количество функций распространяется на небольшое число объектов,поскольку обеспечивает сохранение только типовых объектов из данной совокупности Эффективность типизации обусловлена использованием проверенных решений при разработке нового изделия, ускорением и снижением стоимости подготовки производства изделий, создаваемых на единой основе, облегчением условий эксплуатации типовых (базовых) изделий и их модификации.

Типизация развивается в трёх основных направлениях: стандартизация типовых технологических процессов, стандартизация типовых изделий общего назначения, создание нормативно- технических документов,которые устанавливают порядок проведения съёмочных и проектных работ, расчетов, испытаний.

Агрегатирование - метод стандартизации, заимствованный из конструирования. Он состоит в создании изделий путём компоновки их из ограниченного количества стандартных и унифицированных элементов многоразового использования.

Агрегатирование проводится с целью создания разнообразной номенклатуры изделий, имеющих высокую продуктивность, которые могли бы быстро переукомплектовываться, а также с целью сокращения сроков проектирования и освоения новой техники, применения новых технологий. Благодаря агрегатированию упрощается ремонт, уменьшаются объёмы проектно-конструкторских работ, развивается конструктивная наследственность продукции.

Метод агрегатирования применяется в экономико-математическом моделировании. При постановке сложных многофакторных задач их решение можно проводить отдельными блоками, по стадиям. Так в задаче по определению оптимального размера сельскохозяйственного предприятия можно объединять (агрегатировать) отдельные блоки стандартных экономико- математических моделей: структуры посевных площадей, структуры стада, транспортных перевозок, баланса трудовых ресурсов и т.д.

В землеустройстве метод агрегатирования применяется при разработке и применении условных знаков и обозначений для оформления планов и карт. Так, например, агрегативными условными знаками изображаются сельскохозяйственные угодья с определенным культуртехническим состоянием, уровнем влажности или уровнем сельскохозяйственного использования: пашня, засоренная камнями, заболоченные луки, улучшенные пастбища.

Классификация - метод стандартизации, предусматривающий упорядоченное разделение множества объектов на группы по определённым классификационным признакам.

Этот метод универсален и широко используется во всех сферах науки, экономики, техники. В стандартизации используют государственную систему классификации нормативно-технических документов, которая складывается из комплекса взаимосвязанных классификаторов: технического классификатора, классификаторов промышленной и сельскохозяйственной продукции, технической документации.

Классификатор - разнообразие систематизации, распределения продукции по классам, подклассам и т.д. Группа в классификаторе обозначается буквой и цифрой.

Например, ДСТУ 257-94 «Картография. Термины и обозначения» относится к группе Т 02. В землеустройстве используется классификация земельных и сельскохозяйственных угодий при составлении экспликаций.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ

Переход к рыночной экономике ставит перед всеми отраслями народного хозяйства задачи повышения требований к разработке и соблюдению стандартов на продукцию и услуги, привести их в соответствие мировому уровню. Это требует координации работ по стандартизации, обеспечения организационно- методического единства при разработке стандартов и привлечения к этой работе заинтересованных организаций и предприятий - производителей и потребителей продукции, органов надзора и контроля, научных организаций.

Стандарты разрабатываются научно- исследовательскими институтами, проектно-конструкторскими организациями, центральными лабораториями и ведущими предприятиями, Разработка стандартов на новую или модернизированную продукцию должна осуществляться этими организациями с одновременным проведением соответствующих научно- исследовательских работ.

Госстандартом Украины установлены следующие четыре стадии разработки стандарта:

Организация разработки стандарта, составление и утверждение технического задания на его разработку.

Разработка проекта стандарта в первой редакции и рассылка его для отзывов.

Обработка отзывов, разработка проекта стандарта в окончательной редакции и подача его на утверждение.

Утверждение, государственная регистрация и выдача стандарта.

На первой стадии разработки стандарта назначаются руководители и ответственные исполнители по отдельным разделам стандарта, назначаются сроки выполнения работ. Далее проводится сбор и изучение материала по данной теме - существующих стандартов, патентов, каталогов, иной технической документации - и их анализ с точки зрения современных достижений науки, техники и передового опыта а также перспектив на будущее.

Создается техническое задание на разработку стандарта, всостав которрго входят:

Основание для разработки;

Цель и задачи разработки;

Характеристики объекта стандартизации (тип, качественные и технико-экономические показатели);

Основные разделы стандарта и предварительный перечень его требований;

Связь проекта с действующими стандартами;

Источники, используемые при разработке;

Основные этапы работ по созданию стандарта и сроки их выполнения;

Организации - исполнители работ и организации, которым проект стандарта должен быть направлен на отзывы и согласования.

Техническое задание согласовывается с соисполнителями, с производителями и потребителями продукции, на которую разрабатывается стандарт. Качество и глубина проработки технического задания существенно влияет на качество и полноту будущего Стандарта. Поэтому на составление технического задания и его согласование обращается особое внимание.

На второй стадии в соответствии с техническим заданием разрабатывается проект стандарта в первой редакции. Одновременно с разработкой проекта стандарта составляется пояснительная записка по плану соответствующему содержанию технического задания, а также проводятся технико-экономические расчеты и разрабатываются мероприятия по внедрению стандарта. При этом особое внимание уделяется возможности и целесообразности организации специализированного производства стандартизированной продукции.

Проект стандарта рассматривается на научно-техническом и ученом совете. Затем проект вместе с пояснительной запиской, предложениями по внедрению и техническим заданием направляется в Госстандарт для рассмотрения с точки зрения соответствия методическим требованиям и техническому заданию. В зависимости от категории и вида разрабатываемого стандарта, проект рассылается также на отзывы соответствующим министерствам, ведомствам и всем заинтересованным организациям. Расширенное обсуждение дает возможность авторам стандарта учесть замечания заинтересованных организаций.

На третьей стадии разработки стандарта обрабатываются отзывы на проект. Отзывы должны содержать замечания по разрабатываемому проекту стандарта. В случае, когда замечаний нет или они несущественны, составляется окончательная редакция стандарта.

Если в отзывах есть существенные замечания, то проводится согласительное совещание, на которое приглашаются ответственные работники заинтересованных министерств, ведомств и организаций. Окончательная редакция проекта стандарта составляется по результатам согласительного совещания.

Проводится научно-техническая экспертиза проекта стандарта во время которой проверяют цели и задачи разработки, характеристику видов, типов и марок стандартизированной продукции, а также фактический уровень качества. Кроме того, сравниваются технико-экономические показатели продукции с показателями лучших отечественных и зарубежных образцов.

На утверждение проект стандарта подается в трех экземплярах. К каждому экземпляру прилагается следующая документация: пояснительная записка, сводка отзывов на проект стандарта, копия технического задания, проект плана мероприятий по внедрению и другие материалы. Если поданный проект стандарта отвечает установленным требованиям, его передают на утверждение. Не принятые к утверждению проекты стандартов возвращаются на доработку с конкретными указаниями и замечаниями.

На четвертой стадии проекты стандартов рассматривают на специальном совещании с участием представителей основных заинтересованных организаций. На этом совещании представитель организации-разработчика докладывает суть проекта стандарта, цель разработки и приводит анализ показателей.

После утверждения стандарт регистрируется, ему присваивается регистрационный номер и год. Далее осуществляется издание стандарта, публикация информации о нем и его распространение.

Нормативно-техническая документация – совокупность материалов и документов, обеспечивающих качество производимой продукции, а также ее соответствие всем утвержденным требованиям безопасности, условиям эксплуатации, хранения и транспортировки. Одним словом нормативно-техническая документация – это своего рода стандарт предприятия, в соответствии с которым осуществляется весь производственный процесс. В наше время разработка нормативно-технической документации на производство позволяет предприятиям оптимизировать осуществляемые работы и привести их в соответствии со всеми требованиями законодательства Российской Федерации. Нормативно-техническая документация – это полный комплект документов, позволяющий без лишних финансовых потерь и затрат дополнительных ресурсов, производить качественную и безопасную продукцию, соответствующую всем нормативам и государственным стандартам.

К нормативно-технической документации относятся следующие виды документов:

  • технические условия (ТУ);
  • технологическая инструкция (ТИ);
  • технологический регламент (ТР);
  • технологический процесс (ТП);
  • паспорт безопасности (ПБ);
  • этикетка;
  • рецептура;
  • паспорт качества.

Технические условия – документ, разрабатываемый предприятием для производства какого-либо вида продукции в том случае, если для данной продукции законодательством Российской федерации еще не установлены обязательные требования по изготовлению, или требуется дополнить соответствующий ГОСТ, применяемый к данной категории товаров. Технические условия являются неотъемлемой частью конструкторской документации и разрабатываются в соответствии с установленными стандартами, указанными в ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации», и ГОСТ Р 51740 «Пищевые продукты – общие требования к разработке и оформлению», и содержат в себе следующую информацию:

  • технологические требования;
  • требования по безопасности;
  • правила приемки;
  • требования по обеспечению охраны окружающей среды;
  • указания по эксплуатации;
  • требования по маркировке;
  • методы контроля и гарантии изготовителя.

Следует учитывать, что технические условия должны быть разработаны, утверждены и зарегистрированы в установленном законодательством порядке, только в этом случае, данный нормативно-технический документ может являться основанием для начала производственного процесса.

Технологической инструкцией называется вид нормативно-технической производственной документации, разрабатываемой предприятием для производства какой-либо продукции. Содержит в себе информацию о технологических процессах производства и о выпуске товаров непосредственно на потребительский рынок страны. Разработка данного документа осуществляется для одного конкретного вида изделий или группы идентичных изделий в соответствии с требованиями ГОСТ № 34, определяющего основные этапы по разработке и конечному результату изготовленной продукции.

Технологический регламент – документ, устанавливающий основные методы производства технические условия и средства, а также технологические нормативы и порядок осуществления производственного процесса на предприятии. В зависимости от производства выделяют три основных вида технологических регламентов:

  • постоянный – разрабатываемый для проработанного производственного процесса;
  • временный – необходим для производства нового вида продукции, или в том случае, если предприятием вносятся какие-либо корректировки в установленный производственный процесс;
  • разовый – разрабатывается для продукции, которая производится единичной партией или для проведения научно-исследовательской работы.

Технологический процесс – совокупность мероприятий, обеспечивающих последовательность производства продукции с момента начала изготовления до получения конечного результата. Технологический процесс разрабатывается с целью оптимизации работы на предприятии, что непосредственным образом влияет на качество продукции и ресурсы, необходимые для обеспечения производственного процесса. Разработка предприятием технологического процесса позволяет с высокой точностью определить не только количество необходимого оборудования, инструментов и приспособлений для производства изделий, но и число рабочих и обслуживающего персонала для выполнения данного процесса.

Паспорт безопасности – документ, подтверждающий безопасность продукции при ее эксплуатации, хранении и транспортировке, является частью нормативно-технической документации, необходимой для реализации отдельных видов продукции. Данный документ разрабатывается в том случае если:

  • предприятие производит те или иные вещества, которые способны нанести вред здоровью или жизни человека;
  • предприятием изготавливается продукция, степень опасности которой еще не установлена;
  • если на предприятии производится продукция, признанная опасной по международным нормам;
  • компания производит продукцию, к которой установлены особые требования и нормы.

Этикетка

Этикетка – графический или текстовый знак, представляющий собой наклейку, бирку или талон определенного вида продукции, в которой содержится вся необходимая для идентификации продукции информация. Этикетка должна быть изготовлена в соответствии со всеми правилами и нормативами, регламентирующими разработку нормативно-технической документации предприятия. В соответствии с данными законодательными актами, этикетка должна содержать в себе следующую информацию:

  • данные о продукте на русском языке;
  • состав продукта;
  • пищевая ценность;
  • наименование изготовителя;
  • страна происхождения;
  • товарный знак изготовителя;
  • масса нетто или количество продукта;
  • условия хранения и транспортировки;
  • срок годности;
  • обозначение технического документа, на основании которого была произведена продукция (ТУ или ГОСТ);
  • информация о сертификации продукции;
  • другая информация о содержании каких-либо дополнительных компонентов, обязательных для указания на этикетке.

Рецептура – основная часть технологической документации, разрабатываемая предприятием на многокомпонентные (два или более) виды продукции, устанавливающая перечень и количественное содержание применяемых при производстве изделий сырья, материалов и полуфабрикатов.

Разработка рецептуры может осуществляться как на основании уже действующих рецептур и правил, так и на основе новых продуктов и технологий. Основными данными рецептуры изделия являются:

  • требования по качеству сырья, используемого при производстве;
  • нормы расхода сырья при изготовлении одной единицы продукции;
  • предельные нормы потерь;
  • пределы допустимых отклонений в массе готовой продукции;
  • характеристики физико-химических и органолептических показателей и других свойств продукции;
  • сроки хранения и годности продукции.

Паспорт качества – документ, необходимый для многих категорий непродовольственных товаров, содержащий описание всех его свойств и характеристик. В зависимости от вида и категории изделия паспорт качества может содержать в себе следующую информацию:

  • полная информация о компании-изготовителе продукции;
  • регистрационный номер документа и дата его выдачи;
  • полное наименование товара, включая его марку;
  • все свойства и характеристики изделия;
  • дата изготовления продукции;
  • номер партии (если изделия производятся партиями);
  • количество продукции каждой марки;
    класс опасности;
  • другая необходимая информация.

Следует учитывать, что при разработке различного рода нормативно-технической документации для предприятий Барнаула необходимо хорошо знать и разбираться в аспектах производственного процесса и законодательных документах, в соответствии с которыми определяется данный процесс изготовления. Именно поэтому, в данном случае, идеальным решением станет обращение в соответствующий специализированный центр, специалисты которого имеют огромный опыт в разработке, утверждении и регистрации соответствующих нормативно-технических документов, позволяющих с высоким качеством и без потерь наладить производственный процесс, обеспечивающий непрерывность и безопасность изготовления продукции. Центр сертификации «Ростест Барнаул» обеспечит профессиональный подход к разработке необходимой документации в соответствии со всеми требованиями законодательства Российской Федерации.

Сегодня, когда конкуренция присутствует практически во всех сферах деятельности, руководители организаций стремятся максимально эффективно выстроить свою производственную деятельность или процесс оказания услуг.

Ассортимент выпускаемой продукции очень разнообразен и зачастую, продукция отличается от требований государственных стандартов (ГОСТ), а бывает, когда стандарты и вовсе отсутствуют. В этих случаях организации обязаны разработать нормативно-техническую документацию (ТУ, ТИ, СТО, методики и др.).

Нормативно-техническую документацию (НТД) на продукцию (ТУ, ТИ, СТО, различные методики), товары, работы и услуги для целей запрашивают для декларирования продукции, а также для подтверждения соответствия в любой добровольной системе сертификации.

Эксперты Учреждения "Государственный центр испытаний, сертификации и стандартизации" (ГоЦИСС) имеют большой опыт и оказывают высококвалифицированные услуги по разработке нормативно-технической:
технические условия (ТУ);
технологические инструкции (ТИ);
стандарты организаций (СТО);
инструкции и методики;
документированные процедуры;
и т.д.

Разработка НТД (ТУ, ТИ, СТО, методики и др.) в Государственном центре займет от 5 до 15 рабочих дней.

Средняя стоимость разработки::
технических условий (ТУ) - от 9 тыс. руб.
технологических инструкций (ТИ) - от 8 тыс. руб.
стандартов организаций (СТО) - от 12 тыс. руб.
расчет пищевой ценности продукта - от 800 руб. за позицию ассортимента
согласование текста этикетки - от 800 руб.

ТУ, СТО

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТУ) И СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (СТО)

Технические условия (ТУ) – это технический документ, который устанавливает требования, которым должна соответствовать продукция, изделие, материал, товар, услуга или же целая группа схожей продукции.

Стандарты организаций (СТО) - документ, разрабатываемый на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Организация вправе сама устанавливать требования к качеству и безопасности продукции в технических условиях, стандартах организации, не противоречащие требованиям законодательства.

То есть, если организация-изготовитель желает выпускать продукцию, отличную от требований государственных стандартов (ГОСТ), или продукцию, на которую стандарты отсутствуют - она обязана разработать ТУ или СТО.

Разработку технических условий (стандартов организаций) можно заказать в Государственном центре.

Разработка технических условий (ТУ) проводится согласно установленным стандартам. На непродовольственную группу продукции в соответствии с ГОСТ 2.114-95 "Единая система конструкторской документации. Технические условия", на пищевую продукцию в соответствии с ГОСТ Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению".

Разработка стандартов организации (СТО) проводится с учетом требований ГОСТ Р 1.5-2012 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения".

ТУ и СТО могут включать в себя разделы:
область применения;
требования к качеству и безопасности;
требования к сырью;
маркировка;
упаковка;
правила приемки;
методы контроля;
правила транспортирования и хранения;
техника безопасности и охрана окружающей среды;
указания для эксплуатации;
гарантии изготовителя на товар;
и др.

При декларировании и сертификации продукции (добровольной и обязательной) Заявитель обязан указывать документ, согласно которому производится продукция. Это может быть как ГОСТ, так и технические условия или стандарт организации.

Для разработки ТУ (СТО) необходимы следующие данные*:
Название организации
Юридический адрес
Код ОКПО производителя;
Точный ассортимент продукции
Сырье и материалы, которые используются для производства продукции
Характеристики продукции (описание)
Методы упаковки, тип упаковки
Сроки годности, сроки реализации, гарантийные сроки на продукцию
Условия хранения, транспортирования и эксплуатации продукции
Подробное описание технологического процесса

* список запрашиваемых данных для разработки может меняться в зависимости от вида продукции.

ТИ - технологическая инструкция

Технологическая инструкция (ТИ)

Зачастую, вместе с Техническими условиями разрабатывается такой не менее важный документ, как Технологическая инструкция. В Технологической инструкции прописываются требования, параметры и схема непосредственно самого технологического процесса производства, а также информация по используемому сырью, рецептура.

Расчет пищевой ценности продукта

Пищевую ценность (содержания белков, жиров, углеводов) продукции определяют с целью проверки его соответствия рекомендуемым нормам потребности в пищевых веществах, а также для подсчета энергетической ценности пищи.