Оценка деятельности органов муниципальных образований. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. Показатели эффективности деятельности администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в сфере жкх, благ

Статья 18.1. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления

(введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

2. Нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.

Оценка эффективности деятельности ОМСУ будет проводиться по единой методике, в нее включены 30 показателей, характеризующих уровень развития здравоохранения, дошкольного и школьного образования, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, малого предпринимательства и др.

23. Показатели эффективности деятельности администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в сфере экономики и финансов

1. Тепы роста(снижения) доходов местного бюджета.

2. темп роста и снижения налогов и неналоговых доходов

3. объем доходов, поступаемых в консолидируемый бюджет области в расчете на 1 жителя

4. темп роста или снижения недоимки(недоплаты) по налоговым доходам.

5. темп роста или снижения кредиторской задолженности бюджетных учреждений мун.образования

6. темп роста или снижения инвестиций в основной капитал по средним и крупным предприятиям.

7. объем отгруженных товаров и услуг собственного производства по крупным и средним предприятиям на душу населения.

8. уровень доходности от использования мун.имущества в том числе от использования земельных участков.

9. темп роста или снижения валового производства в сель.хозе.

24. Показатели эффективности деятельности администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в сфере социальной политики

1. естественный прирост или убыль населения

2. уровень безработицы

3. расходы местного бюджета в расчете на одного обучающего

4. охват детей дошкольного возраста в дошкольных образованиях.

5. охват организационными формами отдыха детей в каникулярное время.

6. обеспеченность библиотеками на 1 тыщ жителей.

7. обеспеченность клубами и культурными учреждениями на 1 тыщ.

8. спортзалы на 10 тыщ

9. охват детей и взрослых, занятых спортом и физкультурой.

10. расходы местного бюджета на проведение молодежной политики в расчете на 1 человека с 14 до 30 лет

11. охват семейной формы устройства детей и сирот.

12. количество торговых, продуктовых точек на 100 жителей

13. количество организаций общепита на 1 тыщ

14. количество точек бытового обслуживания на 1 тыщ

15. доли семей, получающих субсидии по мун.району.

25. Показатели эффективности деятельности администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в сфере жкх, благоустройства, энергетики, строительства и жилищной политики

1.Ввод жилья на 1 жителя

2.Уровень обеспеченности населения жилой площадью

3.Удельный вес жилой площади, обеспеченность горячим водоснабжением, отоплением и водоотведением

4.Уровень газификации по всем населенным пунктам

5.Уровень электрофикации по всем населенным пунктам

6.Уровень освещаемости улиц.

7.Обеспеченность домом домовыми знаками и указателями улиц.

8.Площадь парков, садов и тд в расчете на 1000 жителей.

9.Транспортная подвижность населения.

10.Обеспеченность населенным пунктом дорог твердым покрытием

Оценивание является необходимой составляющей любого процесса управления. В государственном управлении это приобретает особое значение, так как от некачественной работы отдельного предприятия негативные последствия могут быть гораздо меньше, чем от некачественной государственной политики.

Ученые выделяют такие основные его функции. Оценка обеспечивает достоверную и обоснованную информацию о проведении политики, т.е. определяет некоторые рамки, в пределах которых потребности, ценности и возможности реализуются через политическое действие. Оценка способствует определению и критике ценностей, которые лежат в основе выбора целей и задач. Оценка помогает использованию аналитических методов, в том числе определению проблем и выработке рекомендаций для других политических направлений. Оценка также способствует определению новых и пересмотру существующих политических альтернатив.

Если проанализировать видение самого процесса оценки и его сути у зарубежных и украинских специалистов, то разница будет существенной. Она заключается в том, что в зарубежных странах используются четкие критерии оценки результативности. Т.е. используются количественные и качественные показатели. В Украину понимания оценки деятельности власти, в большинстве случаев, сводится к опросу общественного мнения, а это почти разные вещи.

В Канаде оценка эффективности деятельности местных органов власти осуществляется по следующим основным причинам:

  • 1. Оценка помогает улучшить качество самой деятельности. Считается, что правительственные программы существуют для предоставления различных услуг населению и, таким образом, способствуют повышению уровня жизни. Оценка определяет для муниципалитетов пути их оптимальной деятельности по предоставлению высококачественных, эффективных и производительных услуг жителям общины.
  • 2. Оценка усиливает ответственность. Она имеет важное значение для бюджетного процесса, который могут значительно улучшить путем оценки соответствия уровня услуг затратам средств.
  • 3. Оценка повышает прозрачность деятельности власти, так как документы по оценке результативности ее деятельности на основе указанных критериев всегда доступны широкому кругу общественности.

Оценка дает преимущества как для органов местного самоуправления, так и для самих служащих.

Преимущества оценки для служащих:

  • * определение места и роли каждого служащего в организации - по горизонтали и вертикали;
  • * четкое понимание поставленных задач, критериев успешности их выполнения, зависимости размера заработной платы и премий от результатов труда;
  • * возможность получить обратную связь от непосредственного руководителя;
  • * гарантия того, что достижения не останутся без внимания (при условии, что система работает эффективно);
  • * возможности профессионального и карьерного роста в организации.

Преимущества оценки для органов местного самоуправления:

  • * определение результатов работы, уровня знаний и навыков служащих, оценка помогает выяснить готовность сотрудников к решению стратегических задач в будущем и позволяет получить точные результаты профессиональной деятельности персонала (в количественном или качественном выражении);
  • * возможность ротации кадров и создания действенного кадрового резерва;
  • * создание целенаправленной программы профессионального развития служащих;
  • * эффективной программы мотивации, стимулирования служащих.

Существуют довольно простые аналитические технологии, которые могут быть полезными при анализе результативности органа власти в различных сферах деятельности, которая, таким образом, может быть значительно улучшена. Приведем несколько из них:

Сравнение результатов работы различных органов власти. Такая технология осуществляется по конкретным данными и имеет важное значение. Это дает возможность понять, почему отдельные органы могут достигать высокого уровня производительности и эффективности, добиваться лучших результатов, а другие нет. Обмен результатами является полезным как для налогоплательщиков, так и для представителей власти. С целью улучшения своей деятельности органы власти всех уровней обмениваются между собой информацией о результатах, обсуждают их и сравнивают. Это позволяет выработать и использовать наиболее приемлемые варианты. Некоторые различия могут возникать в связи с такими факторами как местонахождение регионов, топографические и природные условия. Несмотря на все это, отдельные органы достигают наиболее высокого уровня эффективности и производительности благодаря методам и стратегиям, которые они используют. Другие могут заимствовать их методики для достижения более высоких результатов в своей деятельности, то есть, идет постоянный обмен информацией, и это очень важно, ведь перед всеми органами власти всех уровней есть одна основная задача - обязательства перед налогоплательщиками - предоставлять наиболее эффективные и производительные услуги, насколько это возможно.

Запланированное по сравнению с реальным. Это достаточно простой и полезный метод анализа результатов, применение которого предусматривает определение для органов власти конкретных целей деятельности. Эти цели могут базироваться на:

  • * анализе прошлого выполнения;
  • * сравнении деятельности других аналогичных организаций и структур за определенный период;
  • * утвержденных исполнительных стандартах;
  • * данных частного сектора и неправительственных организаций;
  • * изучении реальных потребностей населения и т.д..

Установление целей деятельности еще не означает, что она будет качественной и эффективной. Исполнительные цели и стандарты должны быть реальными, то есть не завышенными и не заниженным. При установлении целей и задач на следующий финансовый год, органы власти должны внимательно рассматривать свои долгосрочные и стратегические планы, количество доступных ресурсов и мероприятий, приоритетные направления своей политики, потребности населения в услугах, изменения в окружающей среде и т.д.

Временные тенденции. Это еще одна ценная аналитическая технология. Деятельность местных органов власти обычно ежегодно существенно не меняется. Изменения происходят постепенно, как положительные, так и отрицательные, но в конечном итоге небольшие изменения могут стать тенденцией, поэтому органы власти должны собирать, отслеживать и изучать результаты своей деятельности в течение нескольких лет, для того, чтобы не оказаться в неконтролируемой ситуации.

Процесс оценки тесно связан с процессом взаимодействия власти с общественностью, он, как правило, присущ именно демократическим странам с развитой системой сотрудничества власти с общественностью. Развитие Украины как демократического государства требует скорейшего внедрения новых критериев оценки результативности деятельности власти и совершенствование существующих технологий оценивания. Рассмотрению существующих критериев оценки эффективности деятельности местного самоуправления будет посвящен следующий параграф.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Эволюция развития правовых основ формирования органов местного самоуправления. Проблемы деятельности органов местного самоуправления. Формы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Типы государственного управления в рамках централизованного и децентрализованного правового регулирования. Нормативно-правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления. Проблемы реализации полномочий органов местного самоуправления в РФ.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Сущность местного самоуправления и его многоаспектное конституционное значение. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Разграничение полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Структура и виды органов местного самоуправления в Российской Федерации. Административно-правовой статус органов местного самоуправления Алтайского края. Отношения в сфере деятельности органов местного самоуправления по региону на примере города Барнаула.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Основные функции и структура органов местного самоуправления, понятие их организационных основ. Система и структура органов местного самоуправления. Актуальные проблемы местного самоуправления Российской Федерации, условия их эффективной работы.

    реферат , добавлен 27.06.2014

    Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования. Особенности компетенции органов местного самоуправления в области образования в субъектах Российской Федерации: проблемы правового регулирования и реализации.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2017

    Исследование принципов осуществления местного самоуправления в России. Изучение функций и полномочий органов. Анализ системы нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления.

    презентация , добавлен 18.03.2013

    Понятие и юридическая природа правовых актов местного самоуправления. Уставы муниципальных образований как основа их деятельности. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления России в сфере социально-культурного обслуживания населения.

    Формирование официальной методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в России началось с появления Указа Президента РФ от 28 апреля2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Для конкретизации данного указа было принято Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 года № 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Для обеспечения реализации Указа Президента РФ № 607 и Распоряжения Правительства РФ № 1313-р в каждом субъекте РФ был принят Указ Высшего должностного лица «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления».

    Система оценки эффективности до 2012 года включала в себя несколько перечней показателей. Первый перечень был утвержден Указом Президента РФ № 607, второй – перечень дополнительных показателей – Распоряжением Правительства РФ № 1313-р. Кроме того, органы исполнительной власти субъекта РФ утвердили перечень дополнительных показателей для оценки деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения, освещения улиц.

    Коренное изменение в структуре показателей оценки произошло в 2012 году в связи с изданием Указа Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1384 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 28 апреля2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и в перечень, утвержденный этим Указом» и Постановления Правительства РФ «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

    В соответствии с данными документами перечни показателей были значительно сокращены: основной перечень показателей – с 30 до 13, дополнительных показателей – 31 до 27, перечень рекомендуемых показателей, используемых для определения размера гранта – с 21 до 11. Кроме этого, произошло упрощение методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, в частности были исключены расчеты неэффективных расходов, изменена формула комплексной оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, используемая для расчета размера грантов; введены оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления и унитарных предприятий и учреждений, акционерных обществ (с контрольным участием государства / муниципального образования), осуществляющих оказание услуг населению, а также критерии соответствующей оценки.

    Если давать краткую характеристику существующей официальной методике оценки эффективности, то можно выделить следующие аспекты:

    а) все показатели для оценки эффективности сгруппированы по сферам: экономическое развитие, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, культура, физическая культура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, жилищно-коммунальное хозяйство, организация муниципального управления, энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

    б) для оценки эффективности применяются количественные показатели (например, среднегодовая численность постоянного населения) и относительные показатели, которые приводятся в расчете на одного жителя или рассчитываются как процент от установленного объема или количества (например, объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя).

    в) показатель комплексной оценки эффективности учитывает как уровень эффективности, так и ее динамику.

    г) показатель комплексной оценки эффективности включает в себя как объективные данные, так и субъективную оценку населения деятельности органов местного самоуправления.

    Несмотря на постоянные нововведения в методику, следует отметить, что существующая система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления имеет множество недостатков и самый главный из них – активизация феномена «работы на показатель». Другими словами органы местного самоуправления стремятся к формальному достижению показателей, а не к повышению эффективности своей работы. И здесь необходимо обратиться к вопросу о роли процесса управления эффективностью: оценка эффективности в любой сфере является частью циклического процесса управления эффективностью, включающего не только анализ основных результатов работы, но и действия по ликвидации слабых сторон организации. Внедрение и успешное функционирование такого процесса возможно при активном участии представителей органов местного самоуправления в процедуре разработки показателей эффективности, которые должны не только соответствовать полномочиям органов местной власти, но и находиться в тесной взаимосвязи со стратегическими целями развития муниципального образования.

    Таким образом, следующим недостатком официальной методики является ее унифицированность. Как уже отмечалось, на первоначальном этапе в методике была предусмотрена разработка региональными органами исполнительной власти дополнительных показателей для оценки эффективности с учетом специфики конкретного субъекта Российской Федерации. Однако в 2012 году от регионального перечня дополнительных показателей отказались. По нашему мнению, наиболее результативным является вариант, при котором органы местного самоуправления самостоятельны в выборе показателей оценки своей деятельности с учетом условий развития вверенной им территории и ее стратегических целей, а органы государственной власти обозначают лишь общие контуры политики в области повышения эффективности муниципального управления.

    Требует значительной доработки процедура расчета комплексного показателя эффективности. Во-первых, если муниципальное образование на протяжении ряда лет имеет 100-процентное значение показателя, то по уровню динамики оно проигрывает тем муниципальным образованиям, которые только стремятся к 100-процентному результату. Во-вторых, улучшение значения конкретного показателя не всегда является следствием позитивного изменения положения в исследуемой сфере, например, снижение значения показателя «Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района)» может быть связано с естественной убылью и миграцией населения в сельских населенных пунктах, а не с организацией регулярных автобусных маршрутов.

    Можно сделать вывод, что существующая методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации на данный момент является формальной системой, цель которой заключается не в улучшение деятельности, а выполнение распоряжений федеральных и региональных органов власти. Следует отметить, что если необходимость постоянной оценки деятельности органов местного самоуправления не ставится под сомнение, то методика ее проведения требует значительного усовершенствования.

    Актуальность оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления обусловлена проводимой в Российской Федерации административной реформы, целью которой является повышение эффективности государственного и муниципального управления. Повышение эффективности функционирования органов власти является одной из важнейших задач, стоящих перед страной, от выполнения которой во многом зависит возможность эффективного экономического роста Российской Федерации. Для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на законодательном уровне закреплены количественные показатели (например, общий объем расходов бюджета муниципального образования или среднегодовая численность постоянного населения).

    Однако в настоящее время данная методика подвергается критике со стороны многих экспертов в связи с разобщенностью между показателями и полномочиями органов местного самоуправления. В настоящее время многие исследователи предлагают использовать критериальный и индикативный подходы к оценке эффективности системы местного самоуправления. Таким образом, становится актуальной задача выявление новых подходов к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, эффективность, оценка. Повышение эффективности функционирования органов власти является одной из важнейших задач, стоящих перед страной, от выполнения которой во многом зависит возможность эффективного экономического роста Российской Федерации. При разработке стратегически важных приоритетов развития страны в целом и ее отдельных регионов происходит осознание необходимости ориентирования на потребности, интересы и умения людей, проживающих в различных субъектах Федерации. По этой причине значительно возрастает роль активного участия органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития всей страны в качестве партнеров, имеющих равные с государственной властью права. В тоже время проконтролировать степень вовлечения органов муниципальной власти в данный процесс невозможно без разработки и внедрения качественной системы оценки эффективности их деятельности.

    Органы местного самоуправления представляют собой органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. К органам местного самоуправления относятся: глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, которые предусматриваются уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения . Основой нормативно-правового регулирования деятельности органов местного самоуправления составляет система нормативных правовых актов, которые определяют формы осуществления, организацию, гарантии местного самоуправления, его функции и задачи, ответственность и компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления, а также их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в РФ.

    На законодательном уровне деятельность по оценке эффективности органов муниципального самоуправления регламентируется, прежде всего, следующими документами: 1 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г (Статья 18.1.); 2 Указ Президента РФ от 28 апреля 2008г. № 607 «Об оценке эффективности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»; 3 Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р, в целях реализации указа Президента РФ от 28 апреля 2008г. № 607 (содержит методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов); 4 Региональные нормативные правовые акты. В Указе Президента РФ № 607 определяется необходимость для глав администраций ежегодно до первого мая года, следующего за отчетным, проводить оценку деятельности по 32 показателям с предоставлением отчетов в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район . Распоряжение Правительства № 1313-р дополняет предлагаемый перечень показателей за счет следующего: - расширен круг показателей, которые характеризуют развитие малого и среднего предпринимательства и др. - определены новые группы показателей.

    Для оценки эффективности, в соответствии с рассматриваемыми документами, применяются количественные показатели (например, количество муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе в городской и сельской местности) и относительные показатели, которые приводятся в расчете на одного жителя или рассчитываются как процент от установленного объема или количества. В настоящее время такая методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления подвергается критике со стороны экспертов в связи со следующем: в отличие от органов исполнительной власти субъектов РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции РФ) . Поэтому согласно статье 18.1 Федерального закона № 131-ФЗ возникает противоречия, что органы государственной оценивают работу независимых органов местного самоуправления, а федеральный центр устанавливает перечень критериев для оценки. Кроме того, некоторые эксперты выделяют разобщенность между показателями и полномочиями органов местного самоуправления . На современном этапе многие исследователи предлагают использовать критериальный и индикативный подходы к оценке эффективности системы местного самоуправления . На практике часто используется метод расчета частного критерия (Кi) и обобщенного критерия (К). Частный критерий оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере развития городских и сельских поселений определяется по специальным оценочным показателям, указанных в системе показателей для оценки эффективности деятельности того или иного органа местного самоуправления. Частный критерий оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления рассчитывается по формуле (1): Ki = Фi/Пi, (1) где Ki - частный критерий оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; Фi - фактически достигнутое значение i-го показателя; Пi - запланированное значение i-го показателя. В случае, когда желаемым результатом является снижение значения какого-либо показателя (например, уровня дотационности бюджета или уровня зарегистрированной безработицы, расчет частного критерия производится по формуле) (2): Ki = Пi / Фi, (2) Итоговая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществляется на основе расчета обобщенного критерия (К). Расчет осуществляется по формуле (3): K= Сумма Ki / i, (3) После первичной обработки информации и получения значений обобщенного критерия (К) по каждому из оцениваемых субъектов эти значения сравниваются с единицей. При полученном К больше 1,1 деятельность субъекта оценки считается высокоэффективной, при К = 1 +/- 0,1 - эффективной, при К = 0,8 +/- 0,1 - низкоэффективной, при К меньше 0,7 - неэффективной.