Законопроект о введении новой реабилитационной процедуры в делах о банкротстве юрлиц - реструктуризации долгов внесен в госдуму. О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации (Законопро

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по проекту федерального закона «О внесении изменений в

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные

законодательные акты Российской Федерации в части процедуры

реструктуризации в делах о банкротстве юридических лиц»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации в делах о банкротстве юридических лиц» (далее – Проект) направлен на экспертизу в Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации (письмо от 4 марта 2016 г.).

Проект разработан Министерством экономического развития Российской Федерации.

Предшествующая версия законопроекта (под названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления») уже рассматривалась Советом, который в Экспертном заключении № 000-3/2015, принятом на заседании 21 сентября 2015 г., в целом поддержал концептуальное направление законопроекта - сделать российское законодательство о банкротстве принципиально более способным содействовать оздоровлению попавших в затруднительное положение коммерческих организаций, опираясь в этом отношении на модель главы 11 Кодекса о банкротстве США, известную своей эффективностью, но высказал по нему ряд замечаний, часть из которых в представленной новой редакции законопроекта учтена.

Предлагаемые Проектом механизмы финансового оздоровления предприятий, находящихся в стрессовой ситуации, отвечают общемировой тенденции, восходящей ко второй половине XX века и усилившейся после мирового финансового кризиса 2008 – 2009 годов. В этот период законодательства многих стран, касающиеся разрешения ситуации неплатежеспособности должника, начали интенсивно пересматриваться с целью качественного улучшения реабилитационных процедур. В настоящее время в некоторых из этих стран видны промежуточные итоги проведенных реформ (в Бельгии поправки к соответствующему закону вступили в силу в 2009 году, в Литве в 2011 году, в Испании в 2011 году, во Франции в 2011-2012 годах, в Швеции в 2011 году, в Италии в 2015 году и т. д.).

Действующее российское право предусматривает неэффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на практике. Неэффективность реабилитационных процедур приводит к тому, что в нашей стране большинство дел о банкротстве возбуждается по заявлениям кредиторов, а сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем. Необходимость установить в российском законодательстве о банкротстве эффективные реабилитационные процедуры в настоящее время особенно актуальны в связи с трудным положением отечественной экономики.

Основные меры, предлагаемые Проектом, заключаются в отказе от проявившей себя как крайне неэффективной, долгой и необоснованно дорогой процедуры наблюдения и в установлении полноценной вариативной реабилитационной процедуры реструктуризации вместо плохо работающих и мало востребованных практикой процедур внешнего управления и финансового оздоровления. При этом должна быть допущена возможность утверждения плана реструктуризации без согласия кредиторов, когда это объективно отвечает интересам кредиторов. Эти предлагаемые Проектом меры также в целом соответствуют тем решениям, которые уже предусмотрены новыми положениями о банкротстве граждан, установленными Федеральным законом от 29 июня 2015 г. «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Тем не менее по Проекту должны быть высказаны следующие замечания.

1. В статье 4.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) в проектируемой редакции необходимо исключить слова «и соглашение кредиторов», которые позволяют установить субординацию требований кредиторов только по соглашению между ними, без участия должника. Принципиальные положения обязательственного права не позволяют сделать обязательным соглашение, заключенное кредиторами, для третьего лица, не участвовавшего в соглашении (в данном случае для должника). Об этом также говорится в пункте 3 статьи 309.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). «Соглашение кредиторов о порядке удовлетворения их требований к должнику не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон, в том числе для должника». Хотя Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает в этой статье возможность такого соглашения, когда кредиторы в отношениях между собой фиксируют порядок получения исполнения от должника (пункты 1 и 2 статьи 309.1), но оно не может распространяться на других лиц.

Для сравнения в Положении о несостоятельности Германии установлено следующее правило: «Требования, по которым между должником и кредиторами есть соглашение о субординации в процедуре банкротства, в случае сомнений удовлетворяются после требований, указанных в абзаце 1», то есть не принимая во внимание очередность, установленную соглашением кредиторов.

2. Пункт 1 статьи 78 Закона о банкротстве в редакции Проекта не предусматривает возможности сохранения за должником после утверждения плана реструктуризации права свободно самому определять порядок и органы управления организацией. Такое ухудшение по сравнению не только с предшествующей редакцией законопроекта, но даже и по сравнению с действующим законом представляется принципиально неверным, поскольку оно лишает должника стимула самому уже на самой ранней стадии инициировать реабилитационную процедуру. Без наличия же такого стимула дела, как и сейчас, продолжат возбуждаться на поздней стадии по заявлению кредиторов, когда чаще всего уже поздно спасать бизнес. Для обеспечения подлинно реабилитационной направленности Проекта необходимо оставить вариант сохранения за должником права продолжать самостоятельно управлять своим бизнесом.

3. Статья 85 Закона о банкротстве в проектируемой редакции предусматривает деление требований кредиторов на классы. Между тем, как следует из предложенной группировки, в стороне от принятия решений по плану остаются акционеры (участники), которые по-прежнему сохраняют полномочия по принятию решений в рамках корпоративного права (пункт 8 статьи 83 Закона о банкротстве в редакции Проекта) и, соответственно, не вовлечены в процесс принятия решения о реструктуризации наряду с остальными классами кредиторов.

Тем самым в российском законе предлагается закрепить модель, плохо зарекомендовавшую себя в зарубежной практике. Так, одним из мотивов реформы банкротного права в ФРГ в 2012 году была неспособность плана реструктуризации (Insolvenzplan) ослабить права акционеров, что было причиной редкого использования этого юридического инструмента. Во время реформы (ESUG) законодатель установил, что план реструктуризации может содержать любое регулирование, которое допустимо с точки зрения корпоративного права (§ 225a Abs. 3 Положения о несостоятельности), в том числе конвертацию долга в акции, переуступку/передачу акций, слияние и преобразование. Кроме того, участники/акционеры должника выделены в отдельный класс и голосуют по вопросу утверждения плана. Таким образом, теперь согласие акционеров на распоряжение их правами обеспечивается не корпоративным правом, а правилом большинства в рамках банкротных процедур.

Правила, предназначенные для защиты миноритарных акционеров, заменены правилами защиты меньшинства при утверждении плана реструктуризации. Право на оспаривание решения акционеров заменено на возражение против утверждения плана и обжалование решения об утверждении плана. Такой подход позволяет осуществить реструктуризацию вне зависимости от позиции акционеров.

4. Представляется весьма спорным и, возможно, даже опасным исключение Проектом статей 171 – 173 Закона о банкротстве, устанавливающих особенности введения реабилитационных процедур в отношении градообразующих организаций, поскольку эти нормы эффективно использовались на практике.

5. С точки зрения принципов третейского разбирательства, оправданной традиции рассмотрения дел о банкротстве только государственными органами и частого участия в делах о банкротстве государственного органа (ФНС России), неприемлемым и чреватым правонарушением является предложение Проекта допустить рассмотрение третейским судом вопроса об утверждении плана реструктуризации (проектируемые пункт 3 статьи 33 и статья 91 Закона о банкротстве).

6. В статье 92.2 Закона о банкротстве (в редакции Проекта) не предусматривается важная возможность привлечения финансирования на условиях удовлетворения требований не после всех реестровых требований, а, напротив, - до них, хотя без такого нового финансирования часто эффективная реструктуризация невозможна.

II. Совет отмечает, что законодательство о банкротстве относится к наименее стабильным областям российского законодательства. Это подтверждается и представленным в Совет Проектом, в котором уже не впервые предлагаются массивные изменения (на 230 страницах законодательного текста!) в уже третий в истории Российской Федерации Закон о банкротстве.

С учетом этого обстоятельства Совет при подготовке рассмотрения Проекта обратился к члену Совета профессору с просьбой в максимальной степени пристально изучить Проект, чтобы помочь Совету сформировать по нему экспертное заключение. Профессор выполнил эту просьбу и на заседании Совета 16 мая 2016 года высказал свой взгляд на Проект и подробные замечания по нему. Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отставке, доктор юридических наук является ведущим специалистом в стране по вопросам правового регулирования банкротства. Поэтому, несмотря на то, что ряд его замечаний по Проекту отражен в настоящем Заключении, Совет, прилагая к Заключению стенограмму выступления, рекомендует Минэкономразвития России внимательным образом изучить эти замечания и учесть их при доработке Проекта.

Вывод : проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации в делах о банкротстве юридических лиц» может быть при условии учета высказанных замечаний рекомендован к внесению в Государственную Думу.

Приложение : стенограмма выступления члена Совета профессора

на заседании Совета на 7 л.

Председатель Совета

Предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство. Если из представленного должником отзыва с приложением отчета о финансовом состоянии должника или иных доказательств очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения.

Детально регламентируется процедура реструктуризации долгов. В частности, в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов должник обязан предложить план реструктуризации долгов. Конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю (участнику должника), представителю работников должника и третьим лицам (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления) предоставляется право предложить свой план в течение указанного срока.

Планом могут быть предусмотрены различные варианты управления должником в ходе процедуры реструктуризации долгов, в том числе:

сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия с условием их обязательного предварительного согласования с собранием кредиторов или комитетом кредиторов;

возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;

переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов.

Также предусматриваются специальные правила для кредиторов, интересы которых не затрагиваются планом. При этом условия удовлетворения требований кредиторов, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, не могут быть лучше условий любых других конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, интересы которых затрагиваются планом, за исключением кредиторов, одобривших соответствующий план. Условия плана для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против его одобрения, за исключением лиц, заинтересованных по отношению к должнику, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его одобрение, кроме кредиторов, чьи требования обеспечены залогом.

307663-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

В части усиления социально-реабилитационной функции института банкротства граждан и расширения сведений, публикуемых в федеральном информационном ресурсе

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект) разработан в целях установления механизма обеспечения публичности сведений об обременениях имущества, а также усиления защиты имущественных прав.

Положения статьи 1 Законопроекта направлены на устранение правовых пробелов и противоречий, выявленных практикой применения законодательства о банкротстве. Так, пункт 1 статьи 1 Законопроекта дополняет определение термина «реализация имущества гражданина», содержащегося в статье 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), указанием на то, что одной из целей данной процедуры является освобождение от долгов граждан.

Одновременно с этим пункт 5 статьи 1 Законопроекта устанавливает правило, согласно которому отсутствие у гражданина имущества, которое могло бы быть после покрытия расходов на процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, направлено на удовлетворение требований кредиторов, не препятствует введению процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина.

Данные положения основаны на том, что, помимо соразмерного удовлетворения требования кредиторов, у процедуры банкротства гражданина есть социально-реабилитационная цель, которая достигается списанием непосильных долговых обязательств гражданина с одновременным введением для него ограничений, установленных статьей 213.30 Закона о банкротстве, и с мерами против недобросовестных должников.

Указанная позиция относительно правовой природы процедуры банкротства граждан находит подтверждение в последней правоприменительной практике, например, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2017 года № 304-ЭС16-14541 по делу № А70-14095/2015.

Изменения, вносимые пунктом 2 статьи 1 Законопроекта, направлены на устранение противоречий между обязанностью ликвидационной комиссии должника подать заявление о признании должника банкротом в течение 10 дней с момента наступления оснований для обязательной подачи соответствующего заявления (пункт 3 статьи 9 Закона о банкротстве в текущей редакции) и обязанностью должника опубликовать уведомление о подаче такого заявления не менее чем за 15 дней до даты его подачи (абзац второй пункта 4 статьи 37 Закона о банкротстве). Для устранения указанного противоречия срок подачи ликвидационной комиссией должника заявления должника о признании его банкротом продлевается до 20 дней.

Устраняется дифференциация между представителем работников должника и иными лицами, имеющими право созыва собрания кредиторов. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Законопроекта указанным правом наделяется также и представитель работников должника.

Пункт 1 статьи 2 Законопроекта устраняет указание на то, что сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее – ЕФРС) могут вноситься исключительно юридическими лицами. Одновременно с этим пункт 3 статьи 2 Законопроекта устанавливает перечень данных о физическом и юридическом лице, подлежащих отражению при внесении сведений в ЕФРС. Указанные изменения связаны с установлением Законопроектом возможности вносить в ЕФРС сведения в том числе и физическим лицом (например, сведения об ограничениях, установленных корпоративным договором, которые вносятся стороной такого договора).

Пункт 2 статьи 2 Законопроекта закрепляет обязательное внесение в ЕФРС сведений о продаже предприятия. Поскольку при продаже предприятия к покупателю переходит имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, указанные изменения позволяют защитить потенциальных контрагентов такого предприятия, которые до настоящего момента не имели возможности достоверно узнать, было ли отчуждено предприятие новому собственнику полностью, или были отчуждено только отдельное имущество и (или) имущественные права, не приводящие к переходу к новому собственнику всего предприятия.

Подпункты «а», «б» и «в» пункта 12 статьи 7 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о госрегистрации) в редакции, предлагаемой пунктом 4 статьи 2 Законопроекта, устанавливают право внесения в ЕФРС сведений об ограничениях, установленных внутренними корпоративными документами (корпоративным договором и соглашением товарищей о порядке ведения дел товарищества).

Указанные изменения являются развитием соотношения концепции «относительности обязательства», в общем виде закрепленной в пункте 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а, применительно к корпоративным договорам, в пункте 5 статьи 67.2 ГК РФ, в соответствии с которыми обязательство не может создавать обязанности для лиц, не являющихся сторонами данного обязательства, и концепции добросовестности, в соответствии с которой участники гражданского оборота должны действовать добросовестно и не вправе извлекать преимущества из своего недобросовестного поведения, в том числе с помощью заключения сделок, которые другая сторона сделки (контрагент) не имела права заключать и при этом лицо знало или должно было знать о таких ограничениях.

Так, в соответствии со статьей 67.2 ГК РФ, решения органа хозяйственного общества, принятые в нарушение корпоративного договора (равно как и сделки, заключенные на основании такого решения), а также сделки стороны корпоративного договора, заключенные в нарушение корпоративного договора, могут быть признаны недействительными по иску другой стороны корпоративного договора. При этом необходимо отметить, что признание таких сделок недействительными возможно лишь в случае, если другая сторона сделки знала или должна была знать об ограничениях, установленных корпоративным договором (пункт 6 статьи 67.2 ГК РФ), поэтому механизм информирования третьих лиц о заключении таких сделок является ключевым в т.ч. для решения вопроса о добросовестности контрагента, заключающего сделку с участником корпоративного договора.

В настоящее время защита прав участников корпоративного договора путем признания сделок, заключенных в нарушение корпоративного договора, недействительными, фактически заблокирована, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 67.2 ГК РФ, раскрытие содержания корпоративного договора не требуется, а в случае заключения корпоративного договора участниками непубличного общества его содержание является конфиденциальным.

Законопроектом создается механизм, при помощи которого участники корпоративного договора получают возможность публиковать информацию об ограничениях, содержащихся в корпоративном договоре, что позволит им оспаривать сделки и решения органов управления хозяйственных обществ, заключенные в нарушение условий корпоративного договора.

Подпункты «г», «д», «е» и «ж» пункта 12 статьи 7 1 Закона о госрегистрации в редакции, предлагаемой пунктом 4 статьи 2 Законопроекта, устанавливают возможность внесения в ЕФРС информации о правах лиц, не являющихся владельцами имущества, на вещи и имущественные права, закрепленные в договорах с собственником (владельцем) вещи.

Так, продажа вещи с правом на обратный выкуп (т.н. «обеспечительная купля-продажа»), право удержания вещи и право на товар (в частности, сохранение права собственности на товар за продавцом, предусмотренное статьей 491 ГК РФ) во многих случаях являются для гражданского оборота необходимыми инструментами обеспечения исполнения обязательств. Например, сохранение права собственности за продавцом зачастую применяется в сделках по приобретению оборудования производственными предприятиями в случаях, когда предприятие-покупатель не имеет возможности полностью оплатить оборудование, а продавец не хочет нести риски, связанные с залогом или другими способами обеспечения исполнения обязательств. Рискованность таких правовых конструкций заключается в том, что для третьих лиц создается видимость перехода права собственности на вещь, вследствие чего они могут считать владельца вещи ее правомочным собственником, имеющим право на ее отчуждение, хотя в действительности такого права у приобретателя нет (т.н. «обеспечительная собственность»). Для будущих приобретателей это может создать риск истребования вещи ее настоящим (первоначальным) собственником.

Подпункт «з» пункта 12 статьи 7 1 Закона о госрегистрации в редакции, предлагаемой пунктом 4 статьи 2 Законопроекта, устанавливают возможность внесения в ЕФРС сведений о поручительстве. Указанные сведения являются важными для потенциальных кредиторов поручителя, поскольку у них может создаваться видимость платежеспособности их должника, хотя в действительности такой должник может нести значительную ответственность своим имуществом как поручитель за другое лицо, что может существенно повлиять на его платежеспособность.

Предлагаемый пунктом 4 статьи 2 Законопроекта механизм позволяет информировать неопределенный круг лиц об имеющихся обременениях, а значит дает возможность противопоставить эту информацию против третьих лиц (уведомленных с момента записи в реестре), а также в целом способствует стабильности гражданского оборота. Как установлено пунктом 3 статьи 3 Законопроекта, третьи лица считаются извещенными об установленных правах и (или) ограничениях со дня опубликования в ЕФРС соответствующего сообщения. Законопроектом также предусматривается порядок внесения указанных сведений в ЕФРС, а также возможность получения лицом, указанным в опубликованных сведениях, выписки из ЕФРС с соответствующими сведениями (пункты 13, 14 и 15 статьи 7 1 Закона о госрегистрации в редакции, предлагаемой пунктом 4 статьи 4 Законопроекта). При этом с учетом значимости сведений, содержащихся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, а также в целях дальнейшего использования такой выписки, Законопроектом устанавливается необходимость подписания выписки усиленной квалифицированной электронной подписью оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Законопроект) разработан в целях обеспечения публичности сведений по взысканию просроченной задолженности.

Законопроектом предлагается новая редакция части 1 статьи 9 Федерального закона № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», предусматривающая возможность опубликования уведомления должника о привлечении кредитором иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, путем размещения сообщения в ЕФРС.

Предлагаемая Законопроектом редакция нормы предполагает, помимо информации, обязательной для направления должнику кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в целях возврата просроченной задолженности посредством почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника, опубликование номера и даты договора (договоров), требования по которым передаются и ИНН должника. При этом Законопроектом устанавливается запрет на раскрытие в сообщениях, публикуемых в ЕФРС, иных сведений о должниках.

Указанный механизм позволит обеспечить публичность деятельности по взысканию просроченной задолженности, а также будет способствовать информированности должников о передаче долга иным лицам, нежели первоначальный кредитор, что позволит им в полной мере пользоваться нормами, направленными на защиту прав и законных интересов физических лиц, при осуществлении взыскания просроченной задолженности и исключит ситуацию, при которой должник узнает о передаче долга только после начала процедуры взыскания иным лицом, чем его первоначальный кредитор.

Кроме того, опубликование указанных сведений в ЕФРС позволит избежать возможной путаницы с адресами места жительства, места пребывания физического лица, по которым должно происходить почтовое уведомление о передаче долга и начале процедуры взыскания, а также снимет с кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, бремя выяснения надлежащего адреса для уведомления должника.


Последнее событие

Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении (рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом)
Результат: 23 января 2018 года было принято решение перенести рассмотрение законопроекта; назначить комитет-соисполнитель
Документ:


Законопроект на сайте Государственной Думы:

Инициаторами законопроекта являются Депутаты Государственной Думы В.Ф. Рашкин, С.Е. Савицкая, Д.А. Парфенов, Н.Н. Иванов, В.А. Ганзя, С.Н. Решульский, Н.В. Коломейцев, Н.И. Осадчий, А.В. Корниенко, А.А. Кравец, В.Г. Поздняков, Н.Н. Езерский, С.И. Казанков, В.С. Шурчанов, С.М. Пантелеев, А.В. Куринный, М.В. Щапов.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту начиная с 1962 года на территорию Российской Федерации распространяется действие Конвенции Международной организации труда № 95 "Относительно защиты заработной платы", напрямую установившей, что в случае банкротства предприятия (или ликвидации его в судебном порядке) трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов в отношении заработной платы, которую они должны получить за услуги, оказанные как в предшествующий банкротству, так и непосредственно в сам ликвидационный периоды. При этом нормами статьи 11 указанной Конвенции МОТ четко определено, что заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, должна быть выплачена полностью до того, как обычные кредиторы смогут требовать свою долю.

Кроме того, Федеральным законом от 01.05.2012 № 39-Ф3 Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя (Конвенция № 173, принятая на 79-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 23 июня 1992 года) с заявлением о том, что Российская Федерация принимает на себя обязательства, вытекающие из раздела II указанной Конвенции, предусматривающего защиту требований трудящихся посредством привилегии, то есть таким образом, чтобы они удовлетворялись из активов неплатежеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилегированных кредиторов. Согласно статье 9 Конвенции МОТ № 173 удовлетворение вытекающих из трудовых отношений требований трудящихся, предъявляемых предпринимателю, обеспечивается при помощи гарантийных учреждений, если оплата не может быть произведена предпринимателем ввиду его неплатежеспособности.

При банкротстве юридического лица в Российской Федерации требования по оплате труда удовлетворяются во вторую очередь преимущественно перед другими кредиторами. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.01.2013 года отмечено, что устанавливаемая законодательством о банкротстве очередность требований кредиторов является одной из государственных гарантий оплаты труда, закрепленных статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации и предписывающих обеспечить получение работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя, его неплатежеспособности и проявлением природы социального государства.

Вместе с тем анализ правоприменительной практики действующих правовых норм законодательства о банкротстве показывает необходимость принятия дополнительных мер по защите прав работников и бывших работников организаций, находящихся в процессе банкротства, на получение в возможно полном объеме задолженности по оплате труда.

Гарантировать права работников удается далеко не всегда. Привилегия практически не действует в случае банкротства работодателя, актив которого отсутствует или незначителен. Процедура банкротства в некоторых случаях допускает погашение требований работников к работодателю, когда в связи с недостаточностью денежных средств на покрытие текущих расходов задолженность по заработной плате остается неоплаченной.

Такое положение нарушает права не только работников, но и членов их семей, так как зачастую заработная плата работника является единственным источником дохода его семьи.

Особенно острой эта проблема является для граждан, проживающих на территориях с ограниченными возможностями для трудоустройства.

Например, резонансной стала ситуация с ГК "КИНГКОУЛ" (г. Гуково 3 Ростовской области), предприятия которой находятся в состоянии банкротства. Перед более 2 тыс. работников ГК "КИНГКОУЛ" образовалась задолженность по заработной плате общей суммой порядка 340 млн. рублей. Шахтеры, которые на протяжении почти двух лет пытаются добиться возвращения задолженности по заработной плате, и их семьи оказались в крайне тяжелой ситуации: Гуково является моногородом, и возможности поиска работы весьма ограничены.

Описанная ситуация является ярким примером необходимости обеспечения прав работников, пострадавших от банкротства работодателя, однако она далеко не уникальна: случаи, когда работники годами не могут получить задолженность по заработной плате от работодателя-банкрота, широко распространены.

Масштабы проблемы очень велики. По данным Росстата на 1 марта 2017 года, суммарная задолженность по заработной плате в стране составляет 3613 млн. рублей, причем в первые месяцы 2017 года наблюдается рост задолженности. Задолженность организаций, находящихся в стадии банкротства, также выросла за первые месяцы 2017 года и к 1 марта превысила сумму в 1 млрд. рублей (1047 млн. рублей, т.е. 29% от общей суммы просроченной задолженности по заработной плате).

Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки механизмов гарантирования соответствующих прав работников.

В этой связи проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации" разработан в целях повышения эффективности защиты трудовых прав работников в случае банкротства работодателя.

Законопроектом предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (статья 860.7 Гражданского кодекса Российской Федерации), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом статьей 130.1 Трудового кодекса Российской Федерации ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").

Проектом федерального закона предлагается также пропорциональное удовлетворение требований об оплате труда работников в следующем порядке:

в первую очередь - требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, задолженность перед которыми образовалось до даты принятия заявления о признании должника банкротом в размере не менее чем десять тысяч рублей на каждого человека;

во вторую очередь - требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, задолженность перед которыми образовалось после даты принятия заявления о признании должника банкротом в размере не менее чем десять тысяч рублей на каждого человека;

Оставшиеся не удовлетворенными требования кредиторов об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, подлежат удовлетворению в порядке, установленном статьей 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Принятие предлагаемых законопроектом мер позволит создать механизм удовлетворения вытекающих из трудовых отношений требований трудящихся и исключить случаи полного отказа в выплате задолженности по заработной плате в случае если оплата труда не может быть произведена в связи с недостаточностью денежных средств на текущие расходы и погашение требований кредитов первой очереди при банкротстве работодателя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений
в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 г.
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2006,
№ 52, ст. 5497; 2009, № 1, ст. 4; № 18, ст. 2153; 2011, № 49, ст. 7015; 2013, № 52, ст. 6984; 2015, № 27, ст. 3945, 3977; 2016, № 1, ст. 11; № 26, ст. 3891; № 27, ст. 4293) следующие изменения:
абзац восемнадцатый статьи 2 дополнить словами
«и освобождения гражданина от долгов»;
в пункте 2.1 статьи 7 слова «Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц» заменить словами «Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
и иных субъектов экономической деятельности (далее - Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц)».3)пункт 6.6 статьи 28 дополнить абзацем следующего содержания:
«Информация, предусмотренная настоящим пунктом, должна содержать сводные сведения по результатам процедур, применявшихся в деле о банкротстве юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств, и отдельно сведения по результатам процедур, применявшихся в деле о банкротстве граждан (с выделением сведений по результатам упрощенной процедуры банкротства гражданина).»;
4)абзац третий пункта 3 статьи 213.4 изложить в следующей редакции:
«документы, подтверждающие наличие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо иного подтверждающего указанные сведения документа (если гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя);»;
пункт 2 статьи 213.6 настоящего Федерального закона дополнить абзацем следующего содержания:«Отсутствие у гражданина имущества, которое могло бы быть после покрытия расходов на процедуру, применяемую в деле
о банкротстве гражданина, направлено на удовлетворение требований кредиторов, не препятствует введению и завершению процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина.»;
статью 213.7 дополнить пунктами 2.1-2.3 следующего содержания:«2.1. Не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, финансовый управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет). Такое сообщение должно содержать следующие сведения:
идентифицирующие гражданина сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;
наименование арбитражного суда, рассматривающего дело
о банкротстве, указание на наименование процедуры, применявшейся
в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
фамилия, имя и отчество утвержденного финансового управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле
о банкротстве, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III.1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;
наличие жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого
на основании рассмотрения жалобы решения;
стоимость имущества гражданина, указанная в описи, представленной при подаче гражданином заявления о признании
его банкротом или при направлении в арбитражный суд отзыва
на заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа
о признании гражданина банкротом;
стоимость выявленного финансовым управляющим имущества (включая имущество, указанное в абзаце седьмом настоящего пункта) если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, проводилась опись;
сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле
о банкротстве, в том числе с указанием размера выплаченного арбитражному управляющему вознаграждения и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности;
выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного
и фиктивного банкротства;
источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве;
дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.
2.2. По результатам реструктуризации долгов гражданина соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:
даты вынесения судебных актов о введении реструктуризации долгов гражданина и об окончании реструктуризации долгов гражданина, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании реструктуризации долгов гражданина (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга
и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе реструктуризации долгов гражданина требований по каждой очереди требований (с указанием отдельно требований, обеспеченных залогом, погашенных за счет выручки от реализации предмета залога);
выводы по результатам анализа финансового состояния должника (в том числе выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения финансовому управляющему, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника);
сведения о дате проведения собрания кредиторов, утвердившего план реструктуризации долгов гражданина или изменения в указанный план, и принятых им решениях;
сведения о резолютивной части судебного акта, которым утвержден план реструктуризации долгов гражданина, в том числе сведения о том, что план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона;
сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам реструктуризации долгов гражданина и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам реструктуризации долгов гражданина;

о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
2.3. По результатам реализации имущества гражданина соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:
даты вынесения судебных актов о признании гражданина банкротом и о введении реализации имущества, о завершении реализации имущества, а также даты вынесения судебных актов
об изменении сроков такой процедуры;
размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату закрытия реестра требований кредиторов (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма удовлетворенных в ходе реализации имущества гражданина требований по каждой очереди требований (с указанием отдельно требований, обеспеченных залогом, погашенных за счет выручки от реализации предмета залога);
сведения о стоимости имущества, не включенного в конкурсную массу, сведения о результатах оценки имущества должника, если такая оценка проводилась, с указанием имущества, даты проведения оценки
и стоимости имущества в соответствии с отчетом об оценке;
сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам реализации имущества гражданина и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам реализации имущества гражданина;
сведения о применении или не применении (с указанием причин) освобождения гражданина от обязательств, а также сведения
о требованиях кредиторов, на которые освобождение гражданина
от обязательств не распространяется (с указанием оснований);
сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования
о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.»;
Статью 213.25 дополнить новым пунктом 10 следующего содержания:«10. Финансовый управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), за исключением случаев, предусмотренных статьей 133 настоящего Федерального закона.
Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию финансовым управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.».
главу X дополнить параграфом 5 следующего содержания:
«§ 5. Упрощенная процедура банкротства гражданина
Статья 223.2. Условия применения упрощенной процедуры банкротства гражданина

1. Упрощенная процедура банкротства гражданина может применяться в отношении гражданина, отвечающего на дату подачи заявления о признании гражданина банкротом совокупности следующих условий:
общий размер денежных обязательств и обязанностей
по уплате обязательных платежей, имеющихся у гражданина (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч и не более семисот тысяч рублей;
в течение шести месяцев, предшествующих дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, возникло не более четверти суммы обязательств и обязанностей (в части основной суммы задолженности без учета причитающихся процентов), указанных
в подпункте 1 настоящего пункта;
доход гражданина без учета удержанных сумм налогов
в течение шести предшествующих месяцев не превышал в среднем пятидесяти тысяч рублей в месяц;
число кредиторов гражданина (не считая его задолженности по обязательным платежам) не превышает десяти;
гражданин в течение одного года, предшествующего дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, не совершал безвозмездных сделок по отчуждению имущества, стоимость которого
в совокупности превышает двести тысяч рублей;
гражданин в течение одного года, предшествующего дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, не совершал сделок по отчуждению имущества, стоимость которого в совокупности превышает два миллиона рублей (за исключением сделок
по отчуждению предмета залога с согласия или по требованию залогодержателя - кредитной организации);
гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости
за совершение умышленного преступления в сфере экономики;
прошло не менее десяти лет с даты завершения процедуры реализации имущества по упрощенной процедуре банкротства гражданина и не менее пяти лет с даты завершения процедуры реструктуризации долгов гражданина, реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в связи с заключением мирового соглашения.2. В упрощенной процедуре банкротства гражданина применяется реализация имущества гражданина по упрощенной процедуре.
Реструктуризация долгов гражданина при упрощенной процедуре банкротства гражданина не применяется.
3. Отношения, связанные с применением упрощенной процедуры банкротства гражданина, и не урегулированные настоящим параграфом, регулируются параграфом 1.1 настоящей главы.
Статья 223.3. Право на обращение в арбитражный суд
с заявлением о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре банкротства гражданина

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением
о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре банкротства гражданина обладает гражданин - должник.Кредитор, уполномоченный орган не вправе подавать заявление
о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре банкротства гражданина.
Форма заявления о признании гражданина банкротом
по упрощенной процедуре утверждается регулирующим органом.
Наряду с документами, предусмотренными процессуальным законодательством, к заявлению о признании гражданина банкротом
по упрощенной процедуре прилагаются:
список кредиторов с указанием размера обязательств перед каждым кредитором, а также документы, подтверждающие основания возникновения обязательств (договоры, акты, расписки);
сведения о банковских счетах и вкладах (список счетов и вкладов, открытых гражданином в кредитных организациях), сведения
о средствах гражданина, находящихся на специальных брокерских счетах, а также сведения о движении средств по таким счетам за шесть месяцев, предшествующих дате подачи заявления;
перечень имеющихся ценных бумаг и иного имущества, стоимость которого превышает десять тысяч рублей;
сведения о доходах должника (справки и декларации о доходах)
за текущий и предшествующий календарный год;
выписка из Единого государственного реестра недвижимости
о принадлежащем и принадлежавшем должнику недвижимом имуществе, сведения из органов регистрации транспортных средств
о принадлежащих и принадлежавших должнику транспортных средствах.
Соответствие гражданина - должника иным требованиям, предусмотренным статьей 223.2 настоящего Федерального закона, декларируется гражданином в заявлении о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре.
При отсутствии у должника банковских счетов и вкладов
в течение последних шести месяцев, предшествующих подаче заявления, недвижимого имущества и транспортных средств в течение одного года, предшествующего подаче заявления, такое отсутствие декларируется гражданином-должником в заявлении о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре без предоставления подтверждающих документов.
Пункт 3 статьи 213.4 настоящего Федерального закона
к заявлению о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре банкротства гражданина не применяется.
Гражданин обязан не менее чем за тридцать и не более чем
за девяносто календарных дней до дня обращения в арбитражный суд
с заявлением о признании его банкротом по упрощенной процедуре опубликовать уведомление о намерении обратиться в арбитражный суд с таким заявлением путем включения соответствующего уведомления
в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, в котором наряду с идентифицирующими гражданина сведениями, предусмотренными пунктом 5 статьи 213.7 настоящего Федерального закона, должны быть указаны:1) наименование арбитражного суда, в который будет подано указанное заявление;
2) контактные данные гражданина-должника (адрес, телефон)
для получения кредиторами дополнительной информации;
3) список всех кредиторов с указанием в отношении каждого кредитора основной суммы задолженности и причитающихся процентов (платы за пользование денежными средствами), штрафов, пеней и иных санкций, а также характера задолженности:
по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан;
по выплате алиментов;
по оплате труда работников, бывших работников гражданина
и выплате им выходных пособий, вознаграждение авторам результатов интеллектуальной деятельности;
по обязательным платежам;
по иным денежным обязательствам.
Идентифицирующие данные органа, выступающего кредитором по обязательным платежам, в списке кредиторов не указываются.
Для целей формирования этого списка требования по различного вида обязательным платежам суммируются.
В отношении кредитора, являющегося юридическим лицом
или индивидуальным предпринимателем, в списке кредиторов указываются идентифицирующие соответствующего кредитора сведения:
наименование (для юридического лица) или фамилия, имя
и отчество (для физического лица) кредитора;
идентификационный номера налогоплательщика (при наличии);
основной государственный регистрационный номер
(при наличии).
В отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в списке кредиторов указываются только
его фамилия и инициалы, а также наименование населенного пункта,
в котором по имеющейся у должника информации проживает такой кредитор.
Для включения в Единый федеральный реестр сведений
о банкротстве и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц уведомлений или сведений, предусмотренных настоящим параграфом, гражданин вправе обратиться к нотариусу или арбитражному управляющему.Указанные лица обязаны включить такие сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в день обращения к ним должника.
Размер оплаты услуг арбитражного управляющего за такое включение не должен более чем в два раза превышать плату
за включение таких сведений, предусмотренную абзацем вторым пункта 4 статьи 213.7 настоящего Федерального закона.
Размер государственной пошлины за совершение нотариальных действий и размеры платы за оказание нотариусами услуг правового
и технического характера определяются в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
При включении в Единый федеральный реестр сведений
о банкротстве и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц уведомлений или сведений, предусмотренных настоящим параграфом, нотариус или арбитражный управляющий проверяют идентифицирующие должника сведения
на основании представленных должником документов. Кредиторы гражданина для получения информации о составе имущества гражданина, наличии у гражданина ежемесячного дохода
и его размере, наличии лиц, находящихся на иждивении у гражданина, вправе взаимодействовать с гражданином с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи уведомление подлежит аннулированию в автоматическом режиме с использованием функционала Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц через 120 календарных дней после
его опубликования, если в течение этого срока в отношении указанного гражданина не была введена одна из процедур, применяемых в деле
о банкротстве гражданина.Предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи уведомление может быть аннулировано гражданином до истечения установленного абзацем первым настоящего пункта срока путем включения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сообщения об аннулировании, при условии, что в отношении указанного гражданина на дату включения сообщения
об аннулировании уведомления не была введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.
Аннулированное уведомление подлежит сокрытию из публичного доступа Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц по истечении девяноста дней с даты аннулирования.
В ходе упрощенной процедуры банкротства гражданина,
для проведения которой утвержден финансовый управляющий, сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него финансовым управляющим. В таком случае с гражданина не взимается плата, предусмотренная абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи.При включении сведений, предусмотренных настоящим параграфом, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единый федеральный реестр сведений о банкротстве самим гражданином такие сведения подписываются квалифицированной электронной подписью гражданина-должника.
С даты опубликования уведомления, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, кредитором, уполномоченным органом, перед которым гражданин имеет просроченные обязательства или неисполненные обязательные платежи, может быть подано заявление
о признании гражданина банкротом в порядке, предусмотренном параграфом 1.1 настоящей главы, вне зависимости от размера требований к должнику и периода их просрочки, за исключением случая, когда до даты подачи указанного заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре соответствующее уведомление было аннулировано.Такой кредитор, уполномоченный орган вправе подать заявление
о признании гражданина банкротом независимо от того, подтверждены ли его требования вступившим в законную силу судебным актом
или решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника.

Статья 223.4. Рассмотрение дела о банкротстве гражданина
по упрощенной процедуре

Решение о признании должника банкротом и о введении реализации имущества по упрощенной процедуре принимается арбитражным судом в течение пяти рабочих дней с даты принятия заявления гражданина о признании его банкротом по упрощенной процедуре без вызова сторон, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.В указанном решении должно быть разъяснено, что должник
не вправе расходовать денежные средства в сумме, превышающей установленную величину прожиточного минимума самого
гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, а также что до утверждения арбитражным судом порядка продажи имущества должника должник не вправе распоряжаться иным своим имуществом, входящим в конкурсную массу.
Заявление гражданина о признании его банкротом
по упрощенной процедуре рассматривается после заявлений кредиторов, уполномоченных органов, принятых до даты принятия заявления гражданина.Арбитражный суд отказывает во введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы, при наличии любого из следующих обстоятельств:
1) заявитель либо саморегулируемая организация арбитражных управляющих не представили кандидатуру финансового управляющего, изъявившего согласие быть финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина;

В случае отказа во введении процедуры, применяемой в деле
о банкротстве гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы, всем кредиторам, уполномоченным органам, заявления которых были приняты до принятия заявления гражданина, арбитражный суд в течение пяти рабочих дней рассматривает заявление гражданина. Должник в течение десяти рабочих дней со дня введения упрощенной процедуры банкротства гражданина обязан обратиться
к нотариусу или арбитражному управляющему для включения
в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений
о введении такой процедуры.
Статья 223.5. Особенности упрощенной процедуры банкротства гражданина

В ходе упрощенной процедуры банкротства гражданина:1) финансовый управляющий не утверждается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;
2) собрание кредиторов не проводится;
3) статья 133 настоящего Федерального закона не применяется;
4) проведение анализа финансового состояния гражданина
и выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства
в упрощенной процедуре банкротства гражданина не являются обязательными.
Если в упрощенной процедуре банкротства гражданина финансовый управляющий не утверждается, положения абзацев 2 и 3 пункта 5, пунктов 6 - 9 статьи 213.25 настоящего Федерального закона, к такой процедуре не применяются.Гражданин обязан в ходе упрощенной процедуры банкротства гражданина, в которой финансовый управляющий не утверждается, осуществлять свои права в отношении имущества, входящего
в конкурсную массу, добросовестно и разумно в интересах кредиторов.
В случае поступления в ходе упрощенной процедуры банкротства гражданина (в том числе в результате оспаривания сделки или открытия наследства в пользу гражданина) в собственность гражданина имущества либо существенного увеличения получаемых
им доходов (в том числе заработной платы либо пенсии) он обязан
в течение пяти рабочих дней уведомить об этом арбитражный суд
и участвующих в деле о банкротстве лиц.
На основании ходатайства участвующего в деле о банкротстве лица арбитражный суд вправе при введении упрощенной процедуры банкротства гражданина и в любое время в ходе такой процедуры утвердить финансового управляющего, если подавшее ходатайство лицо представило кандидатуру такого управляющего, давшего согласие
на его утверждение.Вознаграждение финансовому управляющему уплачивается
за счет заявителя такого ходатайства в размере, определенном
его соглашением с финансовым управляющим. Уплаченная заявителем по такому соглашению сумма возмещается за счет средств конкурсной массы в размере, не превышающем установленный статьей 20.6 настоящего Федерального закона, после полного погашения всех иных расходов на проведение упрощенной процедуры банкротства гражданина.
Сведения об утверждении финансового управляющего
в упрощенной процедуре банкротства гражданина подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
При освобождении или отстранении финансового управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей
в упрощенной процедуре банкротства гражданина утверждение нового финансового управляющего осуществляется в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.При отсутствии представленных кандидатур финансового управляющего, давших согласие на его утверждение в упрощенной процедуре банкротства, финансовый управляющий не утверждается, исполнение его обязанностей возлагается на должника.
Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей определяются в упрощенной процедуре банкротства гражданина на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом по упрощенной процедуре.
Требования кредиторов в упрощенной процедуре банкротства гражданина рассматриваются и устанавливаются с учетом следующих особенностей:1) требование кредитора либо возражение участвующего в деле лица против требования, указанного в списке кредиторов, приложенном к заявлению должника, может быть предъявлено в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Федерального закона,
не позднее пятнадцати календарных дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о введении упрощенной процедуры банкротства гражданина;
2) для включения требования в реестр требований кредиторов
не требуется соответствующее определение арбитражного суда,
такое требование считается установленным и включается в реестр требований кредиторов гражданином (финансовым управляющим
в случае его утверждения) по истечении пятнадцати календарных дней
с даты включения в Единый федеральный реестр сведений
о банкротстве сведений о введении упрощенной процедуры банкротства гражданина при соблюдении всех следующих условий:
а) требование кредитора указано должником в списке кредиторов, приложенном к заявлению должника о признании его банкротом, либо требование предъявлено кредитором в деле о банкротстве
в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Федерального закона;
б) в отношении требования кредитора в арбитражный суд
не поступили возражения в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Федерального закона, в течение пятнадцати календарных дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений
о банкротстве сведений о введении упрощенной процедуры банкротства гражданина - для требований, указанных в списке кредиторов, либо
в течение месяца с даты заявления требования - для требований, предъявленных в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Федерального закона;
3) требования кредиторов, по которым поступили возражения, принимаются к рассмотрению арбитражным судом и рассматриваются
в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Федерального закона.
Не ранее пятнадцати и не позднее тридцати календарных дней с даты введения упрощенной процедуры банкротства гражданин (финансовый управляющий в случае его утверждения) обязан представить в арбитражный суд предложения о порядке продажи имущества гражданина либо уведомить арбитражный суд об отсутствии в составе конкурсной массы имущества, которое может быть продано.Предложения о порядке продажи имущества должны содержать перечень имущества, а также его начальную цену, а в случае если порядок продажи предусматривает прямую продажу имущества без проведения торгов - минимальную цену его продажи.
Имущество гражданина реализуется им самостоятельно либо финансовым управляющим в случае его утверждения.
Участвующее в деле о банкротстве лицо вправе заявить ходатайство о продаже имущества гражданина на торгах и представить свои предложения о порядке такой продажи имущества гражданина, который должен предусматривать порядок выбора организатора торгов. В случае удовлетворения такого ходатайства расходы на продажу имущества на торгах несет заявившее его лицо и торги проводятся организатором торгов, определенным в указанном порядке.
Участвующие в деле о банкротстве лица, в том числе должник, вправе заявить возражения против предложенного в соответствии
с настоящим пунктом порядка продажи, в том числе в части начальной и (или) минимальной цены продажи имущества.
Об утверждении порядка продажи имущества выносится определение. Указанное определение может быть обжаловано.
В определении об утверждении порядка продажи имущества должен быть указан перечень продаваемого имущества, а также его начальная цена, а в случае если порядок продажи предусматривает прямую продажу имущества без проведения торгов, - минимальная цена его продажи.
Удовлетворение требований кредиторов осуществляется гражданином (финансовым управляющим в случае его утверждения)
за счет денежных средств, поступивших в конкурсную массу,
в соответствии с очередностью, предусмотренной статьей 213.27 настоящего Федерального закона.
Заявление об оспаривании сделки гражданина по основаниям, предусмотренным статьей 61.2 или 61.3 настоящего Федерального закона, может быть подано кредитором должника независимо
от размера его требований.
После завершения расчетов с кредиторами гражданин
(финансовый управляющий в случае его утверждения) обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения упрощенной процедуры в деле о банкротстве гражданина
с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.Форма указанного отчета, порядок его заполнения и перечень прилагаемых к нему документов утверждаются регулирующим органом.
Судебное заседание по рассмотрению вопроса о завершении упрощенной процедуры банкротства гражданина проводится не ранее чем через пятьдесят календарных дней после признания гражданина банкротом.
Не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения упрощенной процедуры банкротства гражданин (финансовый управляющий в случае его утверждения) включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах упрощенной процедуры банкротства гражданина.

Статья 223.6. Переход к процедуре, применяемой в деле
о банкротстве гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 главы Х настоящего Федерального закона, или прекращение производства по делу о банкротстве

1. На основании ходатайства участвующего в деле лица арбитражный суд вправе в ходе упрощенной процедуры банкротства гражданина вынести определение о переходе к процедуре, применяемой в деле о банкротстве гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы, при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) обнаружения несоответствия гражданина требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 223.2 настоящего Федерального закона;
2) поступления в ходе упрощенной процедуры банкротства гражданина (в том числе в результате оспаривания сделки или открытия наследства в пользу гражданина) в собственность гражданина имущества, стоимость которого превышает двести тысяч рублей.
Сведения, предусмотренные подпунктом 2 настоящего пункта, подлежат включению должником в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты поступления имущества в собственность гражданина.
2. Арбитражный суд отказывает в переходе к процедуре, применяемой в деле о банкротстве гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы, при наличии любого из следующих обстоятельств:
1) заявитель ходатайства либо указанная им саморегулируемая организация арбитражных управляющих не представили кандидатуру финансового управляющего, изъявившего согласие быть утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина;
2) отсутствуют средства, достаточные для возмещения расходов на проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы.
Отказ в переходе к процедуре, применяемой в деле о банкротстве гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы, не препятствует повторному обращению с ходатайством
о переходе к процедуре, применяемой в деле о банкротстве гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы.
3. В случае удовлетворения ходатайства о переходе к процедуре, применяемой в деле о банкротстве гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы, арбитражный суд выносит определение о таком переходе и введении процедуры реализации имущества гражданина, предусмотренной параграфом 1.1 нестоящей главы, и об утверждении финансового управляющего.
С момента вынесения такого определения дело о банкротстве рассматривается по правилам указанного параграфа без учета правил настоящего параграфа.
4. Определение о переходе к процедуре, применяемой в деле
о банкротстве гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы, или об отказе в таком переходе может быть обжаловано.
Сведения о вынесении арбитражным судом определения
о переходе к процедуре, применяемой в деле о банкротстве гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы, подлежат опубликованию финансовым управляющим в течение 10 рабочих дней с даты его утверждения.
5. В случае возникновения в процедуре, применяемой в деле
о банкротстве гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы, к которой осуществлен переход в соответствии
с пунктом 1 настоящей статьи, оснований для прекращения производства по делу о банкротстве, предусмотренных абзацем восьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, арбитражный суд выносит определение о переходе к упрощенной процедуре банкротства гражданина.
6. На основании ходатайства участвующего в деле лица арбитражный суд вправе прекратить производство по делу
о банкротстве при выявлении фактов, свидетельствующих о том,
что обстоятельства, связанные с подачей гражданином заявления
о признании его банкротом по упрощенной процедуре банкротства гражданина, существенно отличаются от условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 223.2 настоящего Федерального закона, или о том, что гражданин указал в своем заявлении и приложенных к нему документах заведомо недостоверные сведения.

Статья 223.7. Особенности пересмотра определения
о завершении реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре

1. Правила статьи 213.29 настоящего Федерального закона применяются также в случае обнаружения существенного несоответствия гражданина требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 223.2 настоящего Федерального закона, которое не было и не должно было быть известно лицу, обратившемуся с соответствующим заявлением, ко дню принятия определения о завершении процедуры реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре.
2. При возобновлении производства по делу о банкротстве гражданина, в отношении которого была введена упрощенная процедура банкротства гражданина, в соответствии с пунктом 4
статьи 213.29 настоящего Федерального закона вводится реализация имущества гражданина по правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы.».

Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования, если иное
не установлено настоящей статьей для отдельных положений настоящего Федерального закона.
2. Если до даты вступления в силу настоящего Федерального закона гражданин подал заявление о признании его банкротом,
но арбитражный суд не ввел на основании такого заявления процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, суд может применить при рассмотрении его заявления правила об упрощенной процедуре банкротства гражданина, предусмотренной Федеральным законом

(в редакции настоящего Федерального закона). В таком случае требование об обязательном опубликовании уведомления о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре, предусмотренное пунктом
2 статьи 223.3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона), не применяется.
3. Если до даты вступления в силу настоящего Федерального закона суд ввел в отношении гражданина процедуру, применяемую
в деле о банкротстве гражданина, то при отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может вынести на основании ходатайства гражданина определение о введении в отношении него упрощенной процедуры банкротства гражданина, предусмотренной Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона).
4. Правила абзаца первого пункта 2 статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не применяются к заявлению гражданина о признании его банкротом по упрощенной процедуре, если до вступления
в силу настоящего Федерального закона производство по делу
о его банкротстве было прекращено на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
5. Абзац восемнадцатый статьи 2 и пункт 2 статьи 213.6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и применяются в том числе в делах о банкротстве, возбужденных до указанного дня.
6. До утверждения регулирующим органом формы заявления, предусмотренного пунктом 1 статьи 223.3 Федерального закона
от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
(в редакции настоящего Федерального закона), заявление о признании гражданина банкротом может быть подано им по общим правилам Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» в произвольной форме.

Президент
Российской Федерации

Информация по теме

Статья Граждане могут банкротиться с 1.07.15 г. Банкротство физических лиц не откладывается
Статья Закон о банкротстве физлиц будет работать с 1 октября 2015
Статья 29 сентября 2015 года состоится заседание Пленума Верховного Суда РФ по банкротству физлиц.
Статья Подводим итоги первых 3-х месяцев банкротства физических лиц. Судебная практика по банкротству физ лиц с 01.10.15. – 30.12.15.
Статья Судебная практика по банкротству физических лиц - 2016. Первое семейное банкротство в России завершилось списанием долгов супругов.
Статья Официальное вознаграждение финансового управляющего увеличилось до 25 000 рублей за процедуру банкротства физлица, т.е. стало больше в 2,5 раза. Что это меняет для банкротов - физических лиц? Проблема с поиском ФУ решена? Разбираемся быстро и по существу.
Статья Упрощенное банкротство физических лиц. Обсуждаем проект закона об упрощенном банкротстве.
Вопрос
16-04-2019
Подскажите пожалуйста будет ли списан банкроту-физ.лицу долг- компенсация стоимости имущества утраченного по его вине (дело не уголовное)?
Вопрос
08-04-2019
Добрый день. Ситуация. Я истец-должник. Введена процедура реализации. кредиторы не заявились, кроме налоговой. С ФУ молчаливый конфликт, на почве того, что я отказался пригнать ему старое авто, цена порядка 30т.р. На аукционе и того меньше как понимаю. Авто не на ходу и далеко в области. Я не препядствую приехать забрать. Понятное дело ему это не интересно. В данный момент он подал ходатайство на тему прекращения дела. По видимому БЕЗ признания меня банкротом и еще одно, забрать депозит 25 000. Вопрос. Мне подать ходотайство о продлении конкурсного производства можно на пол года? с целью любо починить машину, либо поменять ФУ, хотя это сложно наверное. Может есть другие варианты?
Вопрос
04-04-2019
С этого года зарегистрировалась как самозанятая. Хочу инициировать процедуру банкротства. Могу ли я быть самозанятой во время данной процедуры?
Вопрос
28-03-2019
Списываются ли при банкротстве долги бывшей жене, присужденные при разделе совместно нажитого имущества
Вопрос
26-03-2019
если подать на банкротство и платить 25000 руб можно в рассрочку 18000 сразу отдать и и 7000 на два месяца?
Вопрос
22-03-2019
Добрый день! 06.03.2019 по решению АС признана банкротом, написала заявление в УК о списании долга с лицевого счета по жкх и подключение электроэнергии, так как электричество у нас отключено, сегодня получила от них ответ, что на основании п.2 ст. 213.28 мое заявление будет рассмотрено только после завершения процедуры реализации имущества, т.е. 23.07.2019, права ли УК? получается нам еще 4 месяца жить без электричества?
Вопрос
15-03-2019
Ситуация следующая: суд вводит процедуру реструктуризации долга. Третье лицо, еще до выхода определения в полном обьеме, гасит долг за должника перечислив деньги на р/сч кредитора. Финанс. управляющий говорит, что нельзя закрыть банкротство до введения плана реструктуризации и что гашение долга было неправомочно. подскажите, он прав? или раз нет долга, то какое основание для банкротства?
Вопрос
05-03-2019
С какой даты идет отчисление сделки купли-продажи автомобиля: с даты договора сделки или с даты в птс?
Вопрос
01-03-2019
Как может быть такое. Физическое лицо признано банкротом. В Отчете финансового управляющего написано о том, что невозможно восстановить платежеспособность. Суд первой инстанции, а затем и апелляция отказывает в применении правила об освобождении от обязательств мотивирую это тем, что физическое лицо работает и получает пенсию. И имеет возможность расплатиться. В этом случае Отчет финансового управляющего неверен получается, но его никто не оспаривал. Вынося такое определение получается суд должен написать, что физическое лицо не банкрот/ Спасибо
Вопрос
25-02-2019
Если должник продал залоговое авто спишут ли ему долги