Распределение единой субсидии. Комментарий. Фермеры «чешут репу» — после постановления правительства о «единой субсидии». Формы заявок на участие в отборе инвестиционных проектов

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ЖИВОТНОВОДСТВА И ПЛЕМЕННОГО ДЕЛА

[О правилах предоставления Единой субсидии субъектам Российской Федерации]


Департамент животноводства и племенного дела рассмотрел обращение и сообщает.

Приложением N 11 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы утверждены (далее - Правила).

В соответствии с Правилами претендовать на получение этого вида поддержки могут сельскохозяйственные товаропроизводители и российские организации, осуществляющие строительство и (или) модернизацию объектов АПК, в том числе по направлениям: плодохранилища, картофелехранилища (овощехранилища), тепличные комплексы, животноводческие комплексы молочного направления (молочные фермы), селекционно-генетические центры в животноводстве и селекционно-семеноводческие центры в растениеводстве, оптово-распределительные центры (создание), свиноводческие комплексы (создание).

Правительством Российской Федерации обозначены следующие приоритеты развития сельского хозяйства: молочное и мясное скотоводство, производство плодов и ягод, овощей защищенного грунта.

С учетом экономической целесообразности Правилами определен исчерпывающий перечень объектов агропромышленного комплекса, по которым осуществляется компенсация затрат и доля средств федерального бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат. Данный перечень неоднократно обсуждался и был одобрен отраслевыми союзами (ассоциациями).

Расширение перечня направлений в условиях бюджетных ограничений повлечет сокращение количества инвестиционных проектов по уже существующим направлениям, в отношении которых будет оказана государственная поддержка, либо рост дополнительной потребности в ассигнованиях федерального бюджета.

Ограниченность финансовых ресурсов, предусмотренных в федеральном бюджете на поддержку агропромышленного комплекса, требует максимальной эффективности и приоритизации их использования в целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина от 4 февраля 2015 г. N Пр-201, Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2015 г. N ДК-П13-709 и от 29 июля 2016 г. N ДМ-П13-52пр Минсельхозом России разработаны Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (далее - Правила, Единая субсидия), предусматривающие консолидацию отдельных мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

Размер Единой субсидии, предоставляемой конкретному субъекту Российской Федерации, определяется по методике, установленной Правилами , учитывающей различные экономические показатели регионов, и в пределах лимитов бюджетных ассигнований, доведенных Минсельхозу России.

В рамках Единой субсидии субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять направления и объемы расходования средств с учетом необходимости достижения целевых показателей, установленных соглашением о предоставлении субсидий, заключаемом между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и Минсельхозом России.

Х.А.Амерханов



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

За прошедшую неделю на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов было опубликовано семь новых документов. Самые главные из них – правила распределения единой субсидии, лишение Минсельхоза полномочий о выдаче племенных свидетельств, а также передача Роспотребназору контроля за ГМО.

Помимо этого, Роспотребнадзор подготовил за минувшие две недели проект документа «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции». Независимая антикоррупционная экспертиза документа продлится до 19 ноября.

«В рамках проделанной работы ведомство предлагает объединить предоставляемые регионам субсидии на поддержку сельхозпроизводителей по ряду направлений в единую субсидию, которую региональные власти смогут перераспределять исходя из приоритетов регионов с учетом целевых показателей », - сообщил замминистра сельского хозяйства РФ Игорь Кузин на заседании комитета Госдумы по аграрным вопросам, сообщает пресс-служба Минсельхоза России. Он также добавил, что соответствующие поправки в Госпрограмму развития сельского хозяйства на 2013 – 2020 годы года уже опубликованы на regulation.gov.ru .

«Предлагается консолидация существующих субсидий. Будет выделяться одна сумма субъекту РФ, а дальше деньги будут направляться на различные цели с учётом особенностей региона и его потребностей », - подчеркнул заместитель министра сельского хозяйства РФ.

Если затрагивать только то, что может касаться производства и переработки, то консолидированы будут следующие направления:

  • возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, на развитие молочного скотоводства, на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров;
  • на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования;
  • возмещение части на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования;
  • возмещение части затрата по наращиванию маточного поголовья овец и коз; поддержка племенного животноводства; поддержка начинающих фермеров;
  • развитие семейных животноводческих ферм.

Распределяться между регионами единая субсидия будет «исходя из суммы долей конкретного субъекта в четырех сгруппированных по целям предоставления направлениях государственной поддержки». Группы – это растениеводство, животноводства, пищевая и перерабатывающая промышленность.

Роспотребнадзор будет следить и контролировать ГМО в России по документу, опубликованному 18 октября.

Сейчас Роспотребнадзор не имеет таких полномочий. Ведомство будет следить за воздействием на человека и окружающую среду ГМО и продукции с его применением, а также контролировать выпуск ГМО в окружающую среду. Публичное обсуждение документа продлиться до 1 ноября 2016 года.

Минсельхоз с февраля 2017 года официально потеряет полномочия на выдачу племенных свидетельств. Сейчас Минсельхоз и так их не выдает: они оформляются органами исполнительной власти в области племенного животноводства в каждом регионе. Однако законодательно у аграрного ведомства до сих пор есть такое право. Чтобы избежать путаницы, предлагается исключить из положения о Министерстве сельского хозяйства полномочие по выдаче племенных свидетельств. Вместо этого ведомство будет утверждать порядки и условия в области племенного животноводства. Публичное обсуждение этого изменения продлится до 27 октября 2016 года.

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) раскритиковала порядок распределения субсидий в АПК, действующий в этом году. Как говорится в проекте итогового доклада о состоянии конкуренции за 2016 год, правила содержат ряд положений, «которые могут привести к созданию дискриминационных условий как для отдельных сельхозтоваропроизводителей, так и для региона в целом».

В частности, по мнению антимонопольного ведомства, укрупнение мер господдержки и введение единой субсидии снижает предсказуемость получения средств для отдельных субъектов АПК региона, в том числе малых форм хозяйствования, по отдельным направлениям господдержки. Кроме того, «сохраняется возможность введения избыточных требований, предъявляемых к потенциальным получателям субсидий», полагает ФАС.

В связи с этим служба предложила провести мониторинг распределения единой субсидии региональными органами власти на предмет нарушений антимонопольного законодательства. Как отмечается в докладе, ранее ФАС предлагала утвердить исчерпывающий перечень документов для получения субсидий и установить четкие сроки рассмотрения заявлений аграриев, однако это так и не было сделано.

Минсельхоз пообещал внимательно отнестись к рекомендациям ФАС. «Минсельхоз изучит доклад, рассмотрит предложения ФАС при совершенствовании механизма господдержки отрасли, в том числе правил льготного кредитования», — сказала «Агроинвестору » представитель пресс-службы министерства. В то же время она подчеркнула, что к 13 апреля Минсельхоза одобрил льготные кредиты для 4,9 тыс. заемщиков на общую сумму субсидий 17,5 млрд руб., что в три-пять раз выше (в зависимости от региона) суммы на аналогичную дату прошлого года. Кроме того, в прошлом году оформление краткосрочного кредита не гарантировало возмещение процентной ставки от государства. «В этом смысле новый механизм прозрачнее, поскольку заемщик сразу на старте понимает берет он льготный или коммерческий кредит», — добавила она.

До 2017 года в рамках госпрограммы развития АПК аграриям предоставлялись субсидии по 54 различным позициям, на каждую из которых в бюджете предусматривалось определенное финансирование. С 2017 года субсидии были объединены в семь основных подпрограмм. Как пояснял ранее «Агроинвестору » замминистра сельского хозяйства Игорь Кузин, в рамках единой субсидии теперь каждый регион получает деньги одной суммой и может «конфигурировать и распределять их, учитывая свои особенности». «Мы устанавливаем регионам индикаторы, по каким направлениям каких показателей нужно достичь, а они сами решают, как маневрировать деньгами», — отметил Кузин. В то же время он признал, что правила распределения средств в рамках единой субсидии принимались «с расчетом на честных квалифицированных людей» в регионах. «Закон не должен мешать честному человеку, а жулик его все равно обойдет. Мы полагаемся на ответственное и грамотное управление финансами в регионах», — сказал замминистра. Ранее глава Минсельхоза Александр Ткачев заявлял, что введение единой субсидии «расширит полномочия регионов при определении приоритетов аграрной политики, повысит оперативность и своевременность доведения средств».

Сельхозпроизводители ранее неоднократно критиковали объединение господдержки в единую субсидию. Так, как говорилось в письме, отправленном президенту Владимиру Путину в декабре 2016 года от имени «Русагро », «Дамате », «», Масложирового союза России и др., консолидация мер господдержки делает механизмы и объемы субсидирования «непрозрачными и непрогнозируемыми для инвесторов». «Регионы будут принимать решение о поддержке отдельных секторов АПК, исходя из ситуационных факторов, а не стратегических приоритетов», — отмечалось в письме. Инвесторы опасаются, что приоритет будет отдаваться проектам, имеющим более высокую доходность и быструю окупаемость, уточнял «Агроинвестору » исполнительный директор «» Артем Белов.

К пересмотру механизма единой субсидии призывает и . По его данным, включение господдержки агрострахования в единую субсидию привело к тому, что власти ряда регионов отказались выделять средства на возмещение части страховых премий. В частности, по данным союза, о невозможности выделить деньги заявили власти Белгородской и Самарской областей, а также Краснодарского края.

С введением западных санкций для сельскохозяйственного производства появились дополнительные стимулы.

Правительство поставило цель заполнить торговые точки российскими продуктами, и сегодня аграриям предлагаются солидные программы поддержки.

В чем их суть и как воспользоваться государственной помощью фермеру?

Цели данных программ

Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

Сюда можно отнести:

Законодательная база

Основным регулятором агропромышленной отрасли является ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Стратегия поддержки АПК России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства.

Изменения и дополнения в законодательную базу вносятся правительственными постановлениями и разъяснениями.

Приоритетные направления деятельности

Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям :

Ожидания от претворения задуманного масштабнее:

  • расширить сырьевой рынок;
  • увеличить зарплаты в отрасли;
  • создать новые рабочие места и сферы деятельности;
  • освоить заброшенные земли.

К 2020 году аграрная отрасль будет полностью обновлена и готова к самостоятельному поступательному развитию. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена.

По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет. На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.

Виды, условия и порядок участия в программах

Применявшиеся в истекшем году субсидионные меры поддержки перекочевали в год наступивший. Отметим, что еще по осени 2016 года в правительстве заговорили о кардинальных изменениях в госфинансировании сельского хозяйства.

Но, как часто случается на заре реформ, новое только намечается, а старое продолжает применяться.

Расскажем об общих видах действующих субсидий :

  • Гранты на развитие КФХ. Предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение сх угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. Грант предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.
  • Кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.
  • Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
  • Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.
  • Единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.

Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями.

Условия предоставления :

  1. Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников сх сферы с высшим образованием.
  2. Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
  3. Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
  4. На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
  5. Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
  6. Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.

При предоставлении субсидий, в особенности – грантов, учитывается социальная значимость проекта для региона. К примеру, создание фермером дополнительных рабочих мест, оборудование подъездных путей и т. д.

Подготовка документов

В общих случаях это:

В зависимости от вида помощи могут понадобиться и другие документы.

Программа «Начинающий фермер»

Начинать всегда сложно, поэтому в 2018 году государство по-прежнему поддерживает вновь создаваемые хозяйства.

Размер и условия участия

Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.

Как оформить

Чтобы получить грантовую поддержку, нужно обратиться в Минсельхоз своего региона , собрать документы и защитить свой бизнес-проект.

Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

Решение принимается за 15 дней после сдачи анкеты.

«Семейная животноводческая ферма»

Данная программа направлена на развитие социальной структуры села, увеличение поголовья скота, поддержку семейного аграрного бизнеса.

Семейным фермерское хозяйство считается, если все задействованные работники являются родственниками (не обязательно близкими).

Форма субсидии – грантовое финансирование.

Размер перечисления и условия предоставления

Под действие программы попадают фермеры, занятые разведением молочно-мясного скота.

Требования к претендентам:

  • численность работников – не менее трех человек;
  • перед подачей заявки ферма должна отработать год;
  • семья не получала ранее грантовую поддержку для малого/среднего бизнеса, создание и развитие крестьянских хозяйств.

Анкета участника конкурса направляется в сельскохозяйственное ведомство субъекта регистрации фермы.

Максимальный размер гранта равнозначен 60-процентным расходам хозяйства, отраженным в бизнес-плане и плане затрат. Максимум в денежном эквиваленте установлен для всех регионов страны – 10 млн рублей. Ферма должна подтвердить наличие 40% собственного обеспечения от суммы гранта. Не запрещается использовать кредит.

Распределение федеральных субсидий осуществляется регионами, которые получают транши из госбюджета. Кроме того, местные власти вправе предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

Старая помощь по-новому принципу

В 2018 году на развитие агропромышленной отрасли правительство выделяет более 242 млрд рублей.

Распределяться деньги будут по иной схеме.

Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2018 году в субъект переводится полная сумма на развитие сх. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

Схема получила название «единой региональной субсидии» .

Предоставление кредитов

С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

В этой связи меняется адресат процентного субсидирования : теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз . Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

Требования к заемщикам вполне лояльны:

  • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
  • стабильность в развитии хозяйства;
  • доходы, позволяющие производить текущие платежи.

Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

Существующие проблемы

Настораживает фактически полная передача распределения субсидирования в регионы. Ничего хорошего аграрному предпринимательству и производству в целом это не принесет.

Но главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт Программы на 2013-2020 годы. Без должного финансового обеспечения громкие намерения Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства.

О государственной поддержке аграриям Карачаево-Черкесской республики рассказано в следующем видеосюжете:

Приостановка заявок на субсидирование «капексов», планируемое уменьшение объемов финансирования АПК Минфином и консолидация субсидий (так называемая «единая субсидия»): опрос показал, что далеко не все участники рынка в курсе событий, происходящих по направлению государственной поддержки сельского хозяйства, пишет The DairyNews.

МИНУС 10 МЛРД

Развитие агропромышленного комплекса в целом, и молочного животноводства в частности в России тесно связано с объемами федеральных средств государственной поддержки. Зачастую, при формировании бизнес-планов новых производственных объектов, инвесторы закладывают предполагаемые к получению субсидии. Насколько это правильно? Аналитики не сходятся во мнении. В настоящее время проектом бюджета, представленным Минфином, предусмотрено сокращение финансирования АПК, начиная с 2017 года.

В 2017 г. на целевую программу по развитию сельских территорий выделено 15,4 млрд рублей, на развитие мелиорации - 8,7 млрд рублей. Субсидирование процентных ставок по инвесткредитам предусмотрено в размере чуть менее 59 млрд рублей, краткосрочных кредитов - 5,1 млрд рублей, на компенсацию затрат на строительство и модернизацию объектов АПК - 11,5 млрд рублей.

Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович подчеркнул, что Правительство не намерено увеличивать объемы субсидирования сельского хозяйства в будущем году (предполагалось, что они останутся на уровне 2016 года). При этом Минсельхоз заявил, что для компенсации части капитальных затрат («капексы») ведомству в 2017 году необходимо дополнительно 40 млрд рублей. Учитывая предложение Минфина, понадобятся все 50 млрд.

Для информации, в 2012 году, когда Россия вступила в ВТО, в рамках «янтарной корзины» страна приняла обязательства о связывании агрегированных мер поддержки АПК на уровне 4,4 млрд долл., что соответствует базовому периоду 2006-2008 гг. Однако сразу после присоединения России к ВТО разрешенный уровень поддержки составлял 9 млрд долларов США, и должен был постепенно сокращаться до связанного уровня 4,4 млрд долларов США к 2017 году. Такой нестандартный подход к обязательствам по поддержке был увязан членами ВТО с предоставлением Россией гарантий сохранения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки. С учетом курсовых колебаний, 4,4 млрд долларов США на сегодняшний день – более 270 млрд рублей.

Существующий текст Госпрограммы развития АПК до 2020 года требует существенных корректировок как по объемам финансирования, с учетом ситуации в экономике, так и по расширению информации о формах поддержки сельхозтоваропроизводителей. Чем активно и занимается Минсельхоз, формируя господдержку под текущие условия рынка.

Между тем, участники отрасли сегодня негативно оценивают возможное сокращение объемов финансирования АПК. «Бюджет на этот год определил правила, по которым бизнес дал старт проектам. Сейчас, когда проекты на полном ходу, эти правила планируется изменить. Это решение усилит долговую нагрузку на бизнес, отодвинет реализацию проектов на неопределенный срок вплоть до их замораживания. Такими маневрами поставленных президентом задач по АПК нам не достичь. Все предложения по изменению бюджета на АПК-цели необходимо рассматривать в контексте следующего планового периода», - прокомментировал член аграрного комитета ГД РФ Аркадий Пономарев.

СУБСИДИИ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ

Притчей во языцех становится анонсированная Минсельхозом «единая субсидия», подразумевающая объединение десятков направлений господдержки в одно. Правда, далеко не все участники рынка, а иногда и региональные органы АПК, понимают, что из этого выйдет.

«Ведомство предлагает объединить предоставляемые регионам субсидии на поддержку сельхозпроизводителей по ряду направлений в единую субсидию, которую региональные власти смогут перераспределять исходя из приоритетов регионов с учетом целевых показателей», - пояснил замминистра сельского хозяйства РФ Игорь Кузин.

На текущий момент Минсельхозом во исполнение поручения Президента был разработан проект Правил предоставления и распределения субсидий ‎из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ ‎на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. Проект документа находится в открытом доступе. Им предусмотрена консолидация (укрупнение) мер государственной поддержки. Кроме того, документ предусматривает согласование региональных программ с Минсельхозом.

Новые правила для большинства игроков рынка не ясны, а некоторые вовсе отказываются их обсуждать, мотивируя тем, что «проект еще не принят, а там будет видно».

«Федеральное субсидирование на данный момент распределяется по 60 направлениям. Для молочной отрасли - это большой плюс: есть 6 строк именно для нашей индустрии. Мы четко понимаем, сколько денег ежегодно выделяется по направлению «инвестиционные кредиты», сколько - по «капексам», сколько по коротким кредитам, сколько по племенному животноводству. У нас есть конкретная строка и цифра, которые привязаны к коду бюджетной классификации», - отметил в комментарии The DairyNews исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов. По словам эксперта, объединение строк может привести к крайне нежелательным последствиям, потому что процесс распределения господдержки будет абсолютно непрозрачным. «Более того, объединение строк может привести к снижению роли Минсельхоза при определении приоритетов в развитии отрасли. Фактически будет строчка «на поддержание доходности отраслей сельского хозяйства», в которой будет заложено N-ое количество механизмов поддержки. Затем единая субсидия будет направляться в регионы, но по каким принципам она будет распределяться далее, пока непонятно», - заявил Артем Белов.

Рассмотрим предлагаемые Минсельхозом правила распределения субсидий АПК детальнее.

Документ, ознакомиться с которым можно ЗДЕСЬ, предоставляет соответствующие формулы расчета субсидий.

Объем субсидий регионам утверждается исходя из необходимости достижения установленных соглашением между органом АПК региона и федеральным Минсельхозом значений показателей результативности использования субсидии.

Распределение «единой» субсидии между субъектами РФ планируется осуществлять, исходя из суммы долей конкретного субъекта в четырех направлениях государственной поддержки:

А) валовом объеме продукции растениеводства, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности и остатке ссудной задолженности по краткосрочным кредитам,

Б) в поголовье сельскохозяйственных животных,

В) в площадях под сельскохозяйственными культурами,

Г) в количестве и объеме производства продукции КФХ, ИП и СПоК и остатке ссудной задолженности по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования.

Как пояснили в Минсельхозе, консолидация коснется субсидий на компенсацию процентной ставки по краткосрочным кредитам (в т.ч. молочникам), возмещение части затрат по наращиванию поголовья овец и коз, северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей, поддержку племенного животноводства и производство тонкорунной и полутонкорунной шерсти, на закладку и уход за виноградниками, а также поддержку начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм и грантовую поддержку сельхозкооперативов.

С учетом «единой субсидии» в Госпрограмме развития АПК будут сформулированы следующие основные подпрограммы:

- «Развитие подотраслей сельского хозяйства»

- «Обеспечение общих условий функционирования сельскохозяйственной отрасли»

- «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»

- «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»

- «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса»

- «Обеспечение реализации Государственной программы»

- «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

- «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы».

«В целом ситуация для отрасли скорее будет развиваться по негативному сценарию, - подчеркнул Артем Белов. - Союзмолоко уже обратился с просьбой оставить для отрасли как минимум отдельную специализированную субсидию. Чего нам удалось добиться? Субсидия на литр молока - ключевая субсидия в поддержании доходности индустрии, - останется. Задача максимум - сохранить единую строку в целом по молочной отрасли, чтобы молочники могли решать, куда деньги распределяются: на «капексы», на инвесткредиты, на короткие кредиты и так далее. Это очень важная приоритетная задача».

Министр сельского хозяйства Калужской области Леонид Громов отмечает, что «единая субсидия» даст возможность более эффективно использовать выделенные средства.

«Для нашего региона основные приоритеты - это прежде всего, молочное и мясное скотоводство, а также строительство тепличных комплексов. Они будут сохранены. Что касается, региональной поддержки, то у нас есть программа «Сто роботизированных ферм». Мы построили уже 32 фермы, и это дало новый импульс развитию молочного скотоводства, прежде всего, в фермерских хозяйствах. Мы поддерживаем эту программу уже два года и планируем продолжать. Самая крупная ферма, построенная по этой программе – на 1700 голов. Есть и маленькие хозяйства – на 70 голов. Субъекты малого бизнеса, реализующие проекты по созданию роботизированных ферм, получили порядка 15 миллионов рублей государственной поддержки на одно хозяйство», - отметил Леонид Громов.

Между тем, как стало известно, Минсельхоз приостановил рассмотрение заявок на «капексы». В общей сложности ведомство уже получило 120 заявок общей стоимостью 50,5 млрд руб., большая часть (97 заявок на 30,04 млрд руб.) пришлась на проекты в молочной отрасли. Расчетный объем субсидий по всем проектам - около 9 млрд руб. В пресс-службе Минсельхоза сообщили, что в этом году министерство намерено объявить отбор заявок в проектах тепличных комплексов и овощехранилищ, впрочем, только «при наличии средств федерального бюджета». Ориентировочный срок - ноябрь-декабрь 2016 года. По мнению аналитиков, в текущих макроэкономических условиях инвесторы должны были учитывать возможность задержки предоставления субсидирования.

«Люди, которые подают заявки, несправедливо надеются на эти субсидии, на выплаты кредитных займов за счет государства. Я считаю, что ни банкир, ни инвестор не учитывает и не должен учитывать субсидии государства. Потому что эти субсидии всегда под большим вопросом. Также встает вопрос, как люди могли без заключения итоговой комиссии включить эти субсидии в свои бизнес-планы и рассчитывать только на это! Думаю, что люди, которые высказывают комментарии на эту тему, несколько преувеличивают. Только по результатам отбора комиссией можно закладывать эти средства в инвестиционные проекты», - прокомментировал член Общественной палаты РФ Александр Хамидуллин.

Между тем еще одно направление активной работы Минсельхоза – льготное кредитование ожидают изменения с 2017 года. Минсельхоз предлагает внедрить обновленный механизм, при котором процентная ставка для сельскохозяйственного товаропроизводителя изначально составит не более 5% годовых. Механизм предусматривает, что сама субсидия в размере ключевой ставки будет перечисляться напрямую уполномоченным банкам на возмещение недополученных ими доходов. В ведомстве считают, что это позволит сельхозпроизводителю не отвлекать собственные оборотные средства.

Источник новости

Единые субсидии: кто против?

Со следующего года Минсельхоз РФ планирует сократить количество субсидий сельхозпроизводителям: вместо 54 видов субсидий их будет всего семь, кроме того, между хозяйствам их будут распределять сами регионы .

В частности, появится так называемая «единая субсидия», в которую предлагается включить около 30 направлений: элитное семеноводство и племенное животноводство, возмещение процентной ставки кредитов по растениеводству и животноводству, возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, мясных лошадей, на содержание маточного поголовья КРС мясных пород, а также почти все субсидии по молочному животноводству, кроме субсидии на килограмм молока и компенсации прямых затрат на строительство молочных ферм – эти два направления останутся отдельными. Также в «единую субсидию» вольётся господдержка агрострахования и поддержка малых форм хозяйствования – «начинающие фермеры», «развитие семейных животноводческих ферм» и т.д..

Отдельным направлением останется несвязанная погектарная субсидия, к которой присоединят ещё господдержку на семенной картофель и овощи открытого грунта. Также отдельная субсидия будет на техническое перевооружение. Кроме того, прорабатываются также предложения по консолидации поддержки инвестиционного кредитования АПК.

Как прокомментировал агентству Milknews директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза Харон АМЕРХАНОВ: «Сидя в кабинетах федерального уровня, не всегда получается эффективно распределять субсидии. А вот руководство регионов лучше должно знать, куда сколько средств направить». По словам чиновника, сейчас, чтобы «перекинуть» деньги с одного направления на другое, должна состояться большая долгая бюрократическая процедура, вплоть до изменений в федеральный бюджет. С сокращением количества субсидий регионы будут гораздо быстрее и эффективнее осваивать бюджетные средства.

Амерханов уточнил, что окончательно вопрос о введении нового принципа распределения субсидий будет решаться в ноябре-декабре этого года.

Тем временем многие аграрии уже выступили против такого объединения. Например, «Союзмолоко» написал обращение с просьбой не консолидировать субсидии для молочной отрасли. Национальный союз агростраховщиков также выступил против включения сельхозстрахования с господдержкой в единую субсидию. Овощеводы со своей стороны предложили сохранить принцип приоритетности поддержки отраслей сельского хозяйства.

А руководство АККОР, всероссийской фермерской ассоциации, разработало свой вариант семи видов поддержки:

1) Несвязанная поддержка на га;

2) Поддержка на литр молока или на голову скота;

3) Поддержка инвестиционной привлекательности отрасли (субсидии на возмещение прямых затрат и на возмещение процентной ставки по инвесткредитам);

4) Устойчивое развитие сельских территорий;

5) Развитие отдельных подотраслей сельского хозяйства;

6) Мелиорация;

7) Поддержка малых форм хозяйствования.

Василий ПРОНЬКИН, заместитель председателя правительства Новосибирской области, министр сельского хозяйства НСО: «Я – за!»

– У нас существует более сорока наименований субсидий, их оформление связано с бумажной волокитой, прежде всего, для самих получателей этих самых субсидий. Причём в ряде случаев из-за сбора документов получение господдержки просто теряет смысл: крестьянину проще махнуть рукой, чем получать необходимые справки. Поэтому я за то, чтобы сократить номенклатуру субсидий, – прежде всего, это упростит саму процедуру оформления документов.

Кроме того, я за то, чтобы появились также чёткие правила предоставления субсидий, основным критерием которых станет работа сельхозпредприятия с прибылью, с учётом специфики каждого региона, его природно-климатических условий. Ведь нельзя равнять Новосибирскую область с Краснодарским краем. Сейчас Минсельхоз РФ ведёт работу над разработкой поправочных коэффициентов, и эту идею я тоже поддерживаю.

Наталия ВОРОНИНСКАЯ