Организация первоочередного жизнеобеспечения. Мероприятия по обеспечению пострадавшего населения коммунально-бытовыми услугами включают Организация первоочередного жизнеобеспечения населения пострадавшего при чс

В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения в зоне ЧС нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача жизнеобеспечения.

Жизнеобеспечение населения в ЧС представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами ГО и РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (ГОСТ Р22.3.05-96).

К видам жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов. В общем случае можно говорить о типовых мероприятиях различных видов жизнеобеспечения, характерных для большинства ЧС мирного и военного времени.

Оценка потребностей населения во всех видах жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг отдельно по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения.

Они также проводят расчеты по количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печей или электронагревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водопроводов, авторефрижераторов и т.п.), суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне ЧС и в последующие дни.

Суточные потребности пострадавшего населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его известной или суточной численности и нормам обеспечения в условиях ЧС с определением их общей потребности на прогнозируемый период ликвидации ЧС.

Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для их различных нужд с учетом дополнительных потребностей в воде для организации медицинского и других видов обеспечения.

При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после бедствия до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи для его обеспечения представится возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. При этом надо обязательно учитывать необходимость поставки в зону ЧС для грудных детей и детей до 3-х лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных до их эвакуации из зоны ЧС - специального питания.



При определении объемов поставки (производства) пострадавшему населению продуктов следует исходить из организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза - питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков.

Доставка хлеба в этот период, вероятнее всего, может быть организована из соседних населенных пунктов.

Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, наводнениях, ураганах особенно в холодное время, при загрязнении РВ и заражении АХОВ. Их объемы определяются по реальным запросам нуждающегося в помощи населения.

Определяются также потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, приборах освещения).

Потребности во временном жилье (палатках, юртах, сборных домиках) оцениваются по численности населения, оставшегося без крова в зоне ЧС, при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных препаратах определяются по нормам, установленным Мннздравом России для ЧС. Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами для контроля воды, продуктов питания, имуществом для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.



При организации жизнеобеспечения учитываются потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Обычно предусматривается, что прибывающие в зону ЧС аварийно-спасательные формирования, в т.ч. и войска, должны иметь автономное жизнеобеспечение хотя бы на несколько (до трех) суток.

Уральский региональный центр МЧС России

по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий

Екатеринбург - 2009

К населению, пострадавшему при ведении военных действий или вследст-
вие этих действий (далее по тексту - пострадавшее население), относится на-
селение, подвергшееся воздействию либо непосредственно при ведении бое-
вых действий, либо вследствие этих действий от вторичных факторов пораже-
ния. В число пострадавшего населения следует включать раненых, травмиро-
ванных, перенесших или переносящих различные заболевания (включая нер-
вно-психологического характера), а также людей, лишившихся необходимых
средств для существования и жизнедеятельности.

Первоочередное обеспечение пострадавшего населения включает снабже-
ние его жизненно важными материальными средствами, коммунально-быто-
выми услугами, предметами первой необходимости, оказание медицинской
помощи и информационно-психологической поддержки. Главной целью про-
ведения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего
населения.

В целом первоочередное обеспечение пострадавшего населения достигает-
ся:

планированием и организацией мероприятий по основным видам жиз-
необеспечения населения заблаговременно с учетом степени опасностей, ха-
рактерных для каждого региона (территории);

созданием и содержанием на федеральном, территориальном, местном
уровнях ведения гражданской обороны запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств;

организацией и проведением нормированного снабжения населения
продуктами питания в военное время;

срочным восстановлением функционирования необходимых коммуна-
льных служб;

организацией оказания населению всех видов медицинской помощи;

проведением комплекса мероприятий по санитарно-гигиеническому
обеспечению населения;

срочным захоронением трупов;

восстановлением и поддержанием порядка в пострадавших регионах,
организацией информационно-психологической поддержки населения.

Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения воз-
лагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению постра-
давшего населения осуществляется силами и средствами организаций, учреж-
дений и предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности ко-
торых входит решение данных вопросов согласно планам гражданской оборо-
ны и защиты населения, и осуществляющих свою деятельность на территории
субъектов Российской Федерации.

Подготовка территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения
пострадавшего населения проводится заблаговременно, исходя из экономиче-
ских возможностей, природных характеристик, особенностей территории и
степени опасности для населения, которая может возникнуть в результате раз-
вязывания военных действий и их последствий.

Реализация мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению постра-
давшего населения осуществляется по планам обеспечения, разрабатываемым
по каждому виду обеспечения.

Медицинское обеспечение

Медицинское обеспечение пострадавшего населения осуществляется в сле-
дующем порядке:

организуется своевременное оказание медицинской помощи и лечение
пострадавших;

проводятся противоэпидемические мероприятия по недопущению воз-
действия и распространения инфекционных заболеваний;

усиливается санитарно-эпидемиологическое наблюдение и лаборатор-
ный контроль за зараженностью продовольствия и воды, организуется сани-
тарно-гигиенический контроль за внешней средой, водоисточниками, пита-
нием;

проводятся санитарно-просветительная работа среди населения, а также
комплекс медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воз-
действия на население поражающих факторов от заражения (загрязнения)
территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели жи-
вотных;

проводятся лечебно-эвакуационные мероприятия;

уточняется необходимое количество медицинского персонала с учетом
его специализации;

определяются потребности в дополнительном развертывании лечебной
базы с учетом возможностей использования административных и других зда-
ний под лечебные учреждения, армейских и флотских госпиталей; органи-
зуется бесперебойное снабжение больниц, госпиталей и других медицинских
учреждений водой, теплом, электроэнергией и др.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается силами участников
аварийно-спасательных и других неотложных работ на месте ведения этих ра-
бот, а также незамедлительно в порядке само- взаимопомощи самим населе-
нием.

Доврачебная и первая врачебная помощь пораженным и подготовка их к
эвакуации в лечебные учреждения больничной базы производится силами и
средствами (формированиями и учреждениями) Всероссийской службы меди-
цины катастроф, а также медицинскими подразделениями воинских частей
гражданской обороны. Для эвакуации пораженных выделяются необходимые
санитарно-транспортные формирования, а также приспособленные транспор-
тные средства объектов и транспортных организаций.

Специализированная медицинская помощь и лечение пораженных осуще-
ствляется в стационарных лечебных учреждениях, потребности в медицин-
ском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части
и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицин-
ского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) опре-
деляется соответствующими нормами с учетом данных о прогнозируемой
структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимо-
сти от времени задержки оказания им первой медицинской помощи. Потреб-
ность в медицинском имуществе определяется по прогнозируемой численно-
сти и структуре санитарных потерь и соответствующим нормам обеспечения.
Особое внимание уделяется обеспечению в полной мере потребностей меди-
цинских сил на этапе оказания первой медицинской помощи пострадавшим,
получившим физические травмы, антибиотиками, противошоковыми препа-
ратами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравле-
ния - средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность,
обезболивающими средствами, кислородом и водой.

Для остального пострадавшего населения потребность в специализирован-
ном медицинском имуществе для амбулаторного лечения определяется соот-
ветствующими нормами с учетом психологического состояния населения в
условиях военного времени.

Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми
средствами и материалами для контроля качества воды, продуктов питания,
средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемиче-
ских мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий, вызванных
военными действиями или вследствие этих действий.

Предоставление жилья

В целях обеспечения пострадавшего населения жильем:

определяется численность населения, лишившегося жилья (потерявше-
го жилую площадь);

проводится инвентаризация сохранившегося и оценка состояния по-
врежденного жилого фонда с целью определения возможности его использо-
вания для размещения пострадавшего населения;

для размещения людей, оставшихся без крова, в местах их эвакуации ис-
пользуются здания и сооружения лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха
(санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и загородные детские
оздоровительные учреждения), а также развертываются при необходимости
временные жилища (передвижные и сборные дома, палатки, юрты, землянки
и т.д.). Часть пострадавшего населения подселяется на площади сохранивше
гося жилого фонда.

В случае нехватки временного жилья определяется дополнительная его по-
требность, порядок доставки к месту размещения пострадавших, организация
приема и распределения жилья для пострадавшего населения.

В случае радиоактивного, химического или биологического заражения (за-
грязнения) территории сначала проводятся мероприятия по ее обеззаражива-
нию до допустимых норм, а затем изучаются возможности и определяется по-
рядок обеспечения пострадавшего населения жильем.

Обеспечение продуктами питания и водой

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматри-
вает проведение следующих мероприятий:

определение состояния сохранившихся мощностей по производству
продуктов питания;

оценка запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольст-
вия;

организация учета и охраны сохранившихся запасов продовольствия;

поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших рай-
онов и других регионов;

создание временных баз и складов для хранения продуктов и разверты-
вание временных пунктов питания с использованием подвижных хлебопека-
рен, кухонь, водоочистных и других мобильных технических средств;

определение порядка обеспечения населения продуктами питания (по
спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

закрепление пострадавшего населения за предприятиями (организация-
ми) общепита;

организация взаимодействия с органами военного управления по испо-
льзованию возможностей армии и флота для обеспечения продовольствием
пострадавшего населения;

подготовка сети общественного питания к функционированию в усло-
виях заражения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля ка-
чества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического
заражения (загрязнения);

принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (заражен-
ных) продуктов питания и пищевого сырья.

При оценке потребностей в продуктах питания для пострадавшего населе-
ния необходимо учитывать, что в первые 2-3 суток после начала военных
действий наиболее вероятна организация питания с использованием сухих
пайков, консервов, копченых колбас и т.п., не требующих тепловой обработ-
ки.

При определении объемов продуктов питания, необходимых пострадавше-
му населению, следует исходить из организации двухразового горячего пита-
ния в сутки и одного раза в сутки - консервированными или сборными пай-
ками.

Потребности пострадавшего населения в воде рассчитываются, исходя из
минимальной нормы 8-10 литров в сутки на одного человека.

В целях обеспечения пострадавшего населения водой коммунально-техни-
ческие службы определяют:

состояние магистральных водопроводов и возможности их восстановле-
ния;

наличие стационарных и передвижных лабораторий анализа качества
воды и готовность их к работе;

места забора воды для обеспечения пунктов питания, медпунктов, пунк-
тов обогрева и технических нужд;

состояние защищенных мощностей водопроводов, артезианских сква-
жин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных
скважин;

возможности внешнего водоснабжения и доставки воды емкостями на
передвижных средствах;

потребность в опреснителях, очистных установках, препаратах для обез-
зараживания воды.

Обеспечение предметами первой необходимости

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости

лантерейно-парфюмерными изделиями и прочими непродовольственными
товарами) включает:

определение потребного количества и ассортимента предметов первой
необходимости;


ных резервов;

определение места и порядка выдачи, организацию подвижных пунктов
и отделений служб снабжения;

выяснение объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспреде-
ления собственных возможностей региона (района) с использованием воз-
можностей других регионов, войск и флотов;

определение объема, средств и путей доставки недостающих предметов
первой необходимости, отправку соответствующих запросов;

создание специальных органов для получения, учета и распределения
предметов первой необходимости, поступающих из других регионов, а также
из иностранных источников.

В случае радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения
(заражения) организуется проведение систематического контроля заражения
(загрязнения) предметов первой необходимости, хранящихся на складах и
предназначенных к выдаче населению; создаются резервы приборов, реакти-
вов и средств специальной обработки для контроля и обеззараживания пред-
метов первой необходимости; организуется захоронение установленным по-
рядком предметов первой необходимости, непригодных (по показаниям объ-
ектового контроля) для дальнейшего использования.

Восстановление функционирования коммунальных служб

Коммунально-технические службы обеспечивают:

работу систем водоснабжения и водозаборов;

сохранение запасов подземных водоисточников;

создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов,
реактивов и консервантов;

подготовку резерва мобильных средств для очистки, опреснения и
транспортировки воды;

создание, а в случае необходимости, и использование запасов быстро
развертываемых резервуаров и сборно-разборных трубопроводов;

организацию доставки воды для покрытия дефицита в ней и распределе-
ние ее среди населения, в том числе для эвакуируемого (отселяемого);

создание резерва мобильных энергоисточников для системы водоснаб-
жения и автономных водозаборных сооружений.

В случае радиоактивного, химического, биологического заражения (загряз-
нения) территорий проводятся мероприятия по надежной защите от поражаю-
щих факторов систем водоснабжения и автономных водозаборов, перевод си-
стем водоснабжения на особый режим работы, обеспечение оперативного
контроля зараженности воды и экстренного доведения информации до насе-
ления о ее непригодности к использованию.

Из других видов коммунально-бытовых услуг (кроме обеспечения жильем
и водой) пострадавшее население обеспечивается необходимыми топли-
во-энергетическими ресурсами (тепло, горячая вода, газ, электроэнергия), ба-
нями, душевыми, прачечными, туалетами и др.

При дефиците сохранившихся теплоэнергоносителей, объектов коммуна-
льного хозяйства используются нестандартные, простейшие средства обогре-
ва, энергоснабжения, коммунального обслуживания (передвижные малогаба-
ритные котельные, дизель- и бензоэлектростанции, теплоэнергоносители ло-
комотивов, судов пассажирского, торгового и рыболовного флотов, военных
кораблей, аккумуляторы, печи «буржуйки», передвижные душевые, прачеч-
ные и т.д.).

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости
(одеждой, обувью, одеялами, тканями, посудо-хозяйственными товарами, га-
лантерейно-парфюмерными изделиями, прочими непродовольственными то-
варами) предусматривает:

организацию сбора, сортировки и подготовки к использованию предме-
тов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов;

установление возможности обеспечения пострадавших за счет собствен-
ных резервов;

определение мест и порядка выдачи, организацию снабжения через по-
движные пункты и отделения служб снабжения;

определение объема, сроков и путей поставки предметов первой необхо-
димости для погашения имеющегося дефицита, организацию их получения,
учета и распределения.

Оказание информационно-психологической поддержки

В целях информационного обеспечения пострадавшего населения:

организуется оперативное информирование населения с использовани-
ем автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информа-
ции о сложившейся обстановке и порядке действий;

проводится обход мест проживания и нахождения людей для выяснения
нужд, запросов и доведения оперативной информации;

для своевременного пресечения паники, необоснованных слухов и до-
мыслов население постоянно информируется об обстановке, мерах безопас-
ности, о местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходи-
мости, местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о
порядке обеспечения коммунальными услугами;

устанавливаются информационные пункты в местах выдачи населению
продуктов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных
услуг;

создаются справочно-информационные службы для информирования
людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадав-
ших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых;

организуются через соответствующие службы речевые сообщения для
проведения психологического воздействия в целях снижения стрессового со-
стояния у населения.

Приложения: № 1- План первоочередного обеспечения сельского поселения;

№2-Ведомственные строительные нормы ВСН ВК4-90
"Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях" (утв. Госстроем РСФСР).

Приложение №1

УТВЕРЖДАЮ

глава администрации

Сельского (городского) поселения ____________ района

« »__________г.

ПЛАН

первоочередного жизнеобеспечения сельского
поселения

РАЗДЕЛ I

Инфраструктура с указанием промышленных объектов

повышенной опасности и возможные стихийные бедствия на его территории

Сельское поселение расположено в юго-западной части __________ субъекта РФ.

Сельское поселение является одним из аграрно-промышленных поселений

субъекта РФ с населением ____ тыс. человек, проживающих на

территории ____ тыс. км.

Административно сельское поселение делится на____ (п.Торфяновка и т.д.). В районе имеется ____крупных железнодорожных узлов, ___ крупных морских порта, ___аэропорта, ___нефтебазы, ___газохранилища, __крупных водохранилища, ___гидротехнических сооружений.

В сельском поселении имеется железная дорога. Эксплуатационная длина

железных дорог___км. Грузооборот составляет около___млрд.тонно-километров в год.

Наиболее опасные участки железных дорог:

Горячий Ключ - Туапсе (виадуки, мосты, оползни);
Протяженность дорог тыс. км, в том числе с твердым покрытием ___ тыс. км. Протяженность дорог общегосударственного значения составляет__км, республиканского__ км.

Опасные участки магистралей:

территориальная дорога Майкоп - Туапсе (район г. Туапсе - 200 - 210
километр) - оползневый участок;

На территории сельского поселения имеется ____нефтепроводов общей производительностью до млн. тонн в год и газопродуктопроводов производительностью_________млн. м 3 .

В сельском поселении имеется множество объектов повышенной
опасности, наличие которых обусловливает возможность возникновения аварий и
катастроф техногенного характера, сельское поселение подтверждено стихийным
бедствиям, особенно в _________.

Объекты повышенной опасности, расположенные на территории района

а) Химически опасные объекты.

На территории сельского поселения имеется _... химически опасных

объекта, в т.ч.

Первой степени опасности ______:

Второй степени опасности ______ :

Остальные объекты 3 и 4 степени опасности.

Площадь химического заражения от АХОВ может составить __________

кв.км (__% территории района) с населением _____ тыс человек (%).

Потери могут составить ____ тыс.человек (%), в т.ч. санитарные

тыс.человек (%). В зоне заражения с поражающей концентрацией

АХОВ могут оказаться территории ___ населенных пунктов района.

б) Взрыво -пожароопасные объекты:

Тыс. т. ГСМ,

Тыс.т. ГСМ,

Млрд.м 3 сжиженного газа,

С запасом газа ______млрд. м 3 ,

Площадь возможных пожаров на пожаро-взрывоопасных объектах может

Составить ______ кв.км.

в) другие объекты:

Организация жизнеобеспечения населения


В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача его жизнеобеспечения.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС на всех уровнях. Целью жизнеобеспечения населения является удовлетворение физиологических, материальных и духовных потребностей населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными нормами.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05-96). К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов.

При решении задач по обеспечению населения водой осуществляется:
-
определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;
- уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;
- оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;
- организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водопроводам населению, предприятиям общественного питания, хлебопечения, лечебным учреждениям;
- использование простейших способов добычи и очистки воды, в т.ч. и самим населением;
- введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;
- защита систем водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивного и других видов загрязнений и химического заражения;
- подготовка, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду поверхностных источников, систем ее очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;
- организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.

Мероприятия по обеспечению населения продуктами питания в условиях чрезвычайных ситуаций включают:
- оценку потребной номенклатуры и количества продовольствия для обеспечения населения и спасателей;
- централизацию функций получения, учета и распределения продовольствия, в том числе и полученного в виде гуманитарной помощи;
- определение реальных возможностей по производству продовольствия, продуктов пищевой и мясо-молочной промышленности (хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли и др.);
- оценку возможностей и организацию работы предприятий общепита;
- оценку запасов продовольствия на складах госрезерва и торговых организаций;
- определение потребного количества пунктов питания, полевых кухонь и хлебопекарен, развертывание, при необходимости, их работы;
- организацию, в случае необходимости, контроля загрязненности (зараженности) продуктов питания радиоактивными, химическими и другими опасными веществами, обеззараживание продовольствия и пищевого сырья;
- осуществление приготовления и раздачи пищи пострадавшему населению и участникам ликвидации чрезвычайной ситуации, выдачу им продовольствия в соответствии с порядком и на условиях, принятых для данной чрезвычайной ситуации.

В процессе обеспечения населения продуктами питания особое внимание уделяется обеспечению детским питанием.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани, галантерея и др.);
- сбор, сортировка и подготовка к использованию предметов первой необходимости из поврежденных складов, а также поступивших в виде гуманитарной помощи и взаимопомощи населения;
- определение возможностей и осуществление обеспечения пострадавших за счет собственных ресурсов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, включая имеющиеся резервы;
- выявление дефицита и определение путей его покрытия за счет перераспределения продукции на пострадавшей территории;
- подготовку запросов о гуманитарной и других видах помощи;
- организацию, при необходимости, контроля загрязненности (зараженности) предметов первой необходимости, подлежащих выдаче населению, их обеззараживание;
- захоронение загрязненных (зараженных) предметов первой необходимости, непригодных по результатам радиационного (химического) или иного контроля для дальнейшего использования;
- определение мест и порядка выдачи, осуществление выдачи предметов первой необходимости пострадавшему населению в порядке и на условиях, установленных для данной чрезвычайной ситуации, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

При решении вопросов обеспечения жильем населения, лишившегося крова в результате чрезвычайной ситуации:
- определяются потребности пострадавшего населения во временном жилье в зоне чрезвычайной ситуации, а также местах размещения эвакуированных (отселенных) и потребности в постоянном жилье для населения, чье бывшее жилье не подлежит восстановлению или обеззараживанию;
- проводится инвентаризация сохранившегося жилого фонда, оценка степени повреждений (разрушений, загрязнений или заражений) объектов производственного или социального назначения;
- направляются запросы о поставке быстровозводимых жилищ;
- развертываются временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные домики и т.п.), готовятся для размещения лиц, оставшихся без крова, а также эвакуированных, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и детские лагеря, другие общественные здания и сооружения;
- организуется контроль загрязненности (зараженности) помещений, предназначенных для временного размещения пострадавших, и их обеззараживание.

Обеспечение жильем, безвозвратно потерянным при возникновении чрезвычайной ситуации, осуществляется в последующий после ликвидации чрезвычайной ситуации период за счет страховых выплат, помощи государства, путем выдачи жилищных сертификатов.

Медицинское обеспечение населения в зонах чрезвычайных ситуаций включает изложенные ранее мероприятия медицинской защиты населения, а также медицинское обслуживание людей в зоне чрезвычайной ситуации и эвакуированных. Важное место в этой деятельности занимает снабжение медицинским имуществом и медикаментами. В частности оно предусматривает:
- определение потребности в медикаментах, запасах донорской крови и других средствах;
- накопление и использование запасов лекарств, оборудования и другого медицинского имущества в необходимых объемах и номенклатуре;
- определение путей ликвидации дефицита медикаментов и медимущества за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также поставок из других регионов, подготовка и отправка соответствующих заявок.

Мероприятия по обеспечению пострадавшего населения коммунально-бытовыми услугами включают:
- уточнение сохранившихся объемов топливных ресурсов, стационарных тепло-, энергоисточников, потребного количества топлива и энергии;
- использование, при возможности, в качестве источников энергии локомотивов, речных и морских судов, военных кораблей;
- установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизель-электростанций, аккумуляторов и т.д.), снабжение ими населения;
- определение необходимых объемов и осуществление первоочередного восстановления (ремонта) водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электро- и теплосетей;
- обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами, организацию банно-прачечного обслуживания, использование для этого передвижных средств;
- проведение, при необходимости, обеззараживания коммунальных и бытовых сточных вод, организацию банно-прачечного обслуживания за пределами зон радиоактивного (химического) загрязнения (заражения);
- выделение необходимых сил и средств для погребения погибших и необходимого количества мест погребения;
- организацию сбора и удаления бытовых отходов на жилой территории зоны чрезвычайной ситуации.

Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании выполнения мероприятий жизнеобеспечения населения (например, по доставке ресурсов жизнеобеспечения), а также в транспортном обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий и эвакуации населения.

Информационное обеспечение представляет собой комплекс мер по своевременному информированию населения по всем вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями. При этом в составе доводимой до населения информации заметное место отводится вопросам первоочередного жизнеобеспечения. Так, в обязательном порядке сообщается о размещении пунктов раздачи воды и пищи, медицинской помощи, организации коммунально-бытового обслуживания и т.д.

Для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации по видам первоочередного жизнеобеспечения устанавливаются обоснованные нормативы, определяющие минимальный, но достаточный для выживания человека, перечень материальных средств и услуг. Например, по продуктам питания за основу расчета берется минимальная средняя физиологическая потребность человека в энергии, называемая величиной основного обмена, равная 1550 ккал в состоянии покоя. С учетом же пребывания в зоне чрезвычайной ситуации эта норма увеличивается до 2500 ккал. Для населения районов Севера энергетическая потребность пострадавшего населения увеличивается на 10-15%. По другим видам обеспечения нормы устанавливаются, исходя из реальных возможностей и минимальных потребностей людей.

Оценка потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг отдельно по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печей или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водопроводов, авторефрижераторов и т.п.), суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне чрезвычайной ситуации и в последующие дни.
Суточные потребности пострадавшего населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его суточной численности и нормам обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации с определением их общей потребности на прогнозируемый период ликвидации чрезвычайной ситуации.

Суточные потребности в воде в зоне чрезвычайной ситуации оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для их различных нужд с учетом дополнительных потребностей в воде для организации медицинского и других видов обеспечения.

При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после бедствия до организации в зоне чрезвычайной ситуации приготовления горячей пищи население будет меть возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. При этом надо обязательно учитывать необходимость поставки в зону чрезвычайной ситуации для грудных детей и детей до 3-х лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных до их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации - специального питания. При определении объемов поставки (производства) необходимых пострадавшему населению продуктов следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза - питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков.

Доставка хлеба в этот период вероятнее всего может быть организована из соседних населенных пунктов.
Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, наводнениях, ураганах особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении АХОВ. Их объемы определяются по реальным запросам нуждающегося в помощи населения. Определяются также потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, приборах освещения).

Потребности во временном жилье (палатках, юртах, сборных домиках) оцениваются по численности населения, оставшегося без крова в зоне чрезвычайной ситуации, при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Минздравом России для чрезвычайных ситуаций. Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами для контроля качества воды, продуктов питания, имуществом для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

При организации жизнеобеспечения учитываются также потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Прибывающие в зону чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные формирования, в том числе и войска, должны иметь автономное жизнеобеспечение хотя бы на несколько (до трех) суток.

Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения и потребностей личного состава аварийно-спасательных формирований в случае возникновения на его территории чрезвычайной ситуации оцениваются:
- по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;
- по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях субъекта Российской Федерации, при этом особое внимание обращается на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки;
- по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в чрезвычайной ситуации;
- по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;
- по численности пострадавшего в чрезвычайной ситуации населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации;
- по наличию и возможностям стационарных лечебных учреждений в населенных пунктах субъекта Российской Федерации по приему пораженных из зоны чрезвычайной ситуации;
- по наличию специалистов и средств контроля за качеством воды и пищи, наличию средств проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.

Оценка возможностей субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения проводится руководителями служб каждого вида жизнеобеспечения населения и их специалистами.

При заблаговременной оценке возможностей субъекта Российской Федерации следует исключать запасы различных материальных средств и объемы их производства, а также силы и технические средства в населенных пунктах, которые могут попасть в зону чрезвычайной ситуации. Возможность использования этих ресурсов уточняется данными разведки непосредственно при возникновении чрезвычайной ситуации.

Оценка степени (уровня) подготовленности субъекта Российской Федерации к первоочередному жизнеобеспечению населения осуществляется по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.

Если субъект Российской Федерации или муниципальное образование, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, не в состоянии за счет собственных ресурсов организовать жизнеобеспечение, то главы соответствующих администраций должны обращаться за помощью в вышестоящие уровни РСЧС или в другие ее территориальные или функциональные подсистемы. При этом ресурсы для жизнеобеспечения могут поступать в зону бедствия не только в виде чрезвычайных поставок, но и в виде гуманитарной помощи.
Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует, четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств.

Организация жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления РСЧС субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственное жизнеобеспечение населения осуществляется силами и средствами служб (систем) жизнеобеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация. В эти службы (системы) входят представители организаций (независимо от их организационно-правовых форм), осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории. Основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, энергетики, транспорта и др., в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения. В осуществлении мероприятий жизнеобеспечения могут принимать участие федеральные органы исполнительной власти, их силы и ресурсы.

В настоящее время планируется создание и применение специальных мобильных формирований первоочередного жизнеобеспечения, оснащаемых мобильными комплексами жизнеобеспечения, разработанными МЧС России. Мобильный комплекс жизнеобеспечения построен по модульному принципу. В его состав входят модули связи и управления, энергетический, инженерный и ремонтно-эксплуатационный, жилой, коммунально-бытовой, медицинский, питания, водоснабжения и предметов первой необходимости. Комплекс имеет высокие технические характеристики, позволяющие использовать его практически в условиях ликвидации любой чрезвычайной ситуации мирного и военного времени. При численности обслуживающего персонала около 100 человек обеспечивается обслуживание 1000 человек пострадавших с длительностью автономного функционирования 3 суток, а при периодическом пополнении запасов - до 30 суток. Комплекс может транспортироваться любым видом транспорта и постоянно содержаться в четырехчасовой готовности к выдвижению. Температурные условия эксплуатации практически не ограничены (от минус 400С до плюс 400С), средний ресурс составляет около 5000 часов в течение 15 лет эксплуатации.
Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводится заблаговременно с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

При функционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения на ней стихийных бедствий планы организации жизнеобеспечения населения разрабатываются с учетом всех возможных чрезвычайных ситуаций. Планируя мероприятия по жизнеобеспечению населения, учитывают специфику их организации при различных источниках чрезвычайных ситуаций, влияние фактора времени на потери населения. Заблаговременно разрабатывается механизм управления силами и средствами, обеспечивающий их взаимодействие и оперативность при решении этих задач.

При практической реализации планируемых мероприятий по жизнеобеспечению населения исходят из необходимости минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и финансовых средств на их осуществление. На практике чаще всего удается решить проблемы жизнеобеспечения за счет местных ресурсов.

Однако, для решения проблемы выживания в условиях чрезвычайной ситуации особо крупных масштабов (срыв поставок материальных ресурсов в районы Крайнего Севера, землетрясение или наводнение на обширной территории и т.п.) необходимо проведение целого комплекса заблаговременных мероприятий по подготовке экономики страны, в том числе и системы жизнеобеспечения населения, к ее устойчивому функционированию, что безусловно требует огромных материальных затрат.

Выше отмечалось, что система жизнеобеспечения населения организуется по территориальному принципу, что предполагает подготовку территории к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Она предусматривает решение комплекса вопросов и складывается из:
- подготовки исходных данных для организации первоочередного жизнеобеспечения населения;
- оценки возможностей территории по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- оценки подготовленности территории к решению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- выбора и планирования мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Исходными данными для планирования и организации жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации являются:
- прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;
- прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;
- потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
- продолжительность периода жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях.

На основе заблаговременно разработанных планов жизнеобеспечения и принятых решений на его ведение при переходе соответствующей подсистемы РСЧС в режим повышенной готовности или в режим чрезвычайной ситуации осуществляется оперативное планирование жизнеобеспечения в составе оперативных планов ликвидации чрезвычайной ситуации и каждой службой жизнеобеспечения самостоятельно в виде планов действий этих служб. Планы действий по каждому виду жизнеобеспечения обычно дополняются графиками ежесуточных поставок его ресурсов. Особое внимание при этом уделяется действиям в первые несколько суток после возникновения чрезвычайной ситуации.

Оперативный план жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации, подготовленный как раздел Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или самостоятельно, в общем случае обычно содержит:
- перечень задач по каждому виду жизнеобеспечения;
- источники поставки ресурсов жизнеобеспечения и технических средств жизнеобеспечения;
- мероприятия по доведению до населения ресурсов жизнеобеспечения и его обслуживанию;
- сроки (периодичность) исполнения мероприятий, перечень ответственных и исполнителей.

Планы служб обеспечения содержат детальный предполагаемый порядок осуществления процесса соответствующего вида жизнеобеспечения.

В ходе осуществления жизнеобеспечения органы управления РСЧС (КЧС, ее рабочий орган, орган управления ГОЧС) согласовывают и координируют действия служб обеспечения, организовывают их взаимодействие, определяют потребности в ресурсах жизнеобеспечения, принимают решение по использованию этих ресурсов, контролируют полноту и своевременность мероприятий жизнеобеспечения.

4. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения,

пострадавшего при чрезвычайных ситуациях

Главной целью первоочередного жизнеобеспечения является создание и поддержание условий

для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего от ЧС.

Подготовка территории муниципального образования к организации первоочередного

жизнеобеспечения населения в ЧС осуществляется заблаговременно на основании постановления

(решения) главы муниципального образования (местной администрации).

Ответственными за организацию подготовительных работ являются органы управления по

В режиме повседневной деятельности МОСЧС обеспечивается постоянная готовность органов

управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению

населения в случае ЧС.

жизнеобеспечения населения определяются исходя из необходимой достаточности и максимального

использования сил и средств.

Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае

ЧС являются:

прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате ЧС;

.

прогнозируемая численность населения, которое может пострадать (его состав, среднемесячная

численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях

населенных пунктов);

прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;

потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае ЧС;

продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения.

Прогноз обстановки на территории муниципального образования, ожидаемой численности

пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, возможного состояния

жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и

теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатывается органами

управления по ГОЧС. К разработке прогнозов привлекаются специалисты инженерной

инфраструктуры.

Подготовленные органами управления по ГОЧС прогнозные данные передаются руководителям

служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего

населения в продукции или услугах этих служб, определения необходимой численности

специалистов для организации жизнеобеспечения, количества необходимых технических средств

(полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших

печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов,

суточных объемов перевозок в период развертывания в районах отселения и в последующие дни.

Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-

бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам

обеспечения в условиях ЧС, общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения

суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.

Продолжительность периода жизнеобеспечения в местах сосредоточения отселенного из зон ЧС

населения определяется из расчета на 7 (семь) суток.

При определении объемов хлеба, мяса и рыбопродуктов, картофеля и овощей, макаронных и

крупяных изделий, жиров, сахара, соли, воды следует исходить из необходимости организации

двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или

сборными пайками.

В целях организации первоочередного жизнеобеспечения населения, отселяемого из опасных

зон при угрозе или возникновении ЧС, решением глав муниципальных образований (местных

администраций) создаются пункты временного размещения населения. Они могут создаваться как в

стационарных (в зданиях, удаленных от районов ЧС), так и в полевых условиях и предназначены для

сбора, регистрации, размещения в местах временного проживания, организации питания и

обеспечения населения предметами первой необходимости.

5. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций

1. Мероприятия по повышению устойчивости объектов

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

в чрезвычайных ситуациях

Под устойчивостью объекта понимается способность сохранения им работоспособности при

нештатном внешнем воздействии. То есть:

для объекта экономики (производства) - способность выпускать установленные виды

продукции в объемах, предусмотренных соответствующими планами в условиях ЧС, а также

приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения;

для объектов, не связанных с производством материальных ценностей (транспорт, связь,

электроснабжение и т.п.), - способность выполнять свои функции.

Каждый объект в зависимости от особенностей его производства и других характеристик имеет

свою специфику. Однако объекты имеют и много общего. Так, любой объект экономики включает в

себя наземные здания и сооружения основного и вспомогательного производства, складские

помещения и здания административно-бытового назначения.

В зданиях и сооружениях основного и вспомогательного производства размещается станочное и

иное технологическое оборудование, сети газо-, тепло-, электро-, энергоснабжения и т.п.

Между собой здания и сооружения соединены сетью внутреннего транспорта, сетью

энергоносителей и системами связи и управления.

На территории объекта экономики могут быть расположены сооружения автономных систем

электро- и водоснабжения, а также отдельно стоящие технологические установки и т.д.

Здания и сооружения возводятся по типовым проектам и из унифицированных материалов.

Проекты производств выполняются по единым нормам технологического проектирования, что

приводит к среднему уровню плотности застройки (обычно 30-40%).

производства и назначения характерны общие факторы, влияющие на устойчивость объекта и

подготовку его к работе в условиях ЧС.

К общим факторам, влияющим на устойчивость объектов, относятся:

район расположения объекта;

застройка территории объекта;

внутренняя планировка территории объекта;

технологический процесс;

жизненно важные системы объекта (энерго-, водо-, газо-, теплоснабжения);

система управления;

система материально-технического снабжения;

подготовка объекта к восстановлению производства и др.

Район расположения объекта изучается по картам (планам).

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Проводится анализ топографического расположения объекта:

рельеф местности, характер грунта, глубина залегания подпочвенных вод, метеорологические

уровень и вероятность воздействия поражающих факторов стихийных бедствий (ураганы, бури,

смерчи, лесные пожары, наводнения и др.);

характер застройки территории, окружающей объект (структура, плотность, тип застройки);

наличие на этой территории предприятий, которые могут служить источниками возникновения

вторичных факторов поражения (АЭС, гидроэлектростанции, предприятия химической

промышленности и др.);

транспортные коммуникации и т.д.

Например, для объектов, расположенных по берегам рек, ниже плотин, изучается возможность

затопления, устанавливаются максимальные уровни затопления и время прихода волны прорыва. В

то же время наличие реки поблизости от объекта экономики позволяет при разрушении

железнодорожных или трубопроводных магистралей осуществлять подачу материалов, сырья и

комплектующих водным транспортом.

При изучении застройки территории объекта дается характеристика зданиям и сооружениям

основного и вспомогательного производства, а также зданиям и сооружениям, которые не будут

участвовать в производстве основной продукции в случае ЧС.

Устанавливаются основные особенности их конструкции, указываются данные, необходимые

для расчета уязвимости к воздействию поражающих факторов ЧС, а именно: вид каркаса, длина и

высота, этажность, стеновые заполнения, световые проемы, кровля, перекрытия, степень износа.

Оценивается огнестойкость строительных сооружений конструкций и всего здания

(сооружения).

Указываются число рабочих и служащих, одновременно находящихся в здании (наибольшая

рабочая смена), наличие встроенных в здание и вблизи расположенных убежищ, наличие в здании

средств эвакуации и их пропускная способность.

При оценке внутренней планировки территории объекта определяется влияние плотности и

типа застройки на возможность возникновения и распространения пожаров, образование завалов

входов в убежища и проходов между зданиями.

Особое внимание обращается на участки, где могут возникнуть вторичные факторы поражения.

На территории объекта такими источниками являются:

емкости с легковоспламеняющимися, горючими жидкостями и аварийно химически опасными

веществами, склады взрывоопасных веществ и легковоспламеняющихся материалов;

технологические коммуникации, разрушение которых может вызвать пожары, взрывы и

загазованность участка;

взрывоопасные технологические установки и др.

Оценивается возможность образования ударной волны в результате взрывов сосудов,

находящихся под давлением, взрывов в закрытых и открытых помещениях и их распространение как

внутри, так и снаружи строений. При этом оценивается суммарный эффект от воздействия

динамического и статического избыточного давления в результате ударной волны и производится

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

оценка количества кинетической энергии и траектории образуемых потоков.

Прогнозируются последствия следующих процессов:

утечки газов или токсичных дымов;

пожаров цистерн, колодцев, фонтанов;

ударов молний;

взрывов паров легковоспламеняющихся жидкостей;

нагрева и испарения бассейнов и емкостей с различными жидкостями;

рассеивания продуктов сгорания во внутренних помещениях;

токсического воздействия на человека продуктов горения и иных химических веществ и

соединений;

тепловой радиации при пожарах.

Проводится анализ распространения пламени в зданиях и сооружениях объекта, оценивается

огневой поток в зависимости от расположения стен и внутренней обстановки.

Изучение технологического процесса производится с учетом специфики производства и

изменений в производственном процессе на время ЧС (возможные изменения технологии,

частичное прекращение производства, переключение на производство новой продукции и т.п.).

В процессе изучения технологического процесса:

оцениваются возможный новый номенклатурный перечень и возможные сроки перехода на его

определяется уникальное и особо важное оборудование;

оценивается насыщенность производства аппаратурой автоматического управления и

контрольно-измерительными приборами;

исследуется возможность замены одних энергоносителей на другие, а также возможность

автономной работы отдельных станков, участков и цехов объекта;

оценивается возможность перехода на ручное управление отдельными элементами

технологического оборудования и всем производством в целом;

определяются запасы и места расположения аварийно химически опасных и горючих веществ и

оцениваются условия их хранения;

определяются необходимый минимум запасов, который может находиться на территории

объекта, и место хранения остальной части в загородной зоне;

планируются способы и исследуются возможности безаварийной остановки производства в

условиях ЧС.

При исследовании надежности жизненно важных систем объекта особое внимание уделяется

системам электроснабжения. Определяется:

зависимость работы объекта от внешних источников энергоснабжения, характеризуются

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

внутренние источники;

необходимый минимум электроснабжения на случаи чрезвычайных ситуаций; производится

ревизия энергетических сетей и коммуникаций.

Анализируются системы автоматического управления и отключения сетей энергоносителей.

При рассмотрении систем водоснабжения особое внимание обращается на защиту сооружений

и водозаборов на подземных источниках воды от радиоактивного, химического, биологического

(бактериологического) заражения.

Определяется надежность функционирования системы пожаротушения, возможность

переключения систем водоснабжения с соблюдением санитарных правил.

При изучении систем газоснабжения:

поверяется возможность автоматического отключения подачи газа на объект, в отдельные цеха

и участки производства;

контролируется соблюдение всех требований по хранению и транспортировке газа.

Жесткие требования предъявляются к надежности и безопасности функционирования систем и

источников снабжения аварийно химически опасными веществами, окислителями, взрывоопасными

и горючими веществами.

Исследование системы управления объекта производится на основе изучения состояния

пунктов управления и узлов связи, надежности связи с загородной базой, расстановки сил,

обеспечения руководства производственной деятельностью объекта во всех структурных

подразделениях.

Определяются также источники пополнения рабочей силы, анализируются возможности

взаимозаменяемости руководящего состава объекта.

Особое внимание уделяется изучению надежности системы оповещения.

При анализе системы материально-технического снабжения:

дается характеристика возможных изменений в связи с переходом на выпуск новой продукции;

устанавливается зависимость производства от поставщиков;

выявляются наиболее важные поставки сырья, деталей и комплектующих изделий, без которых

производство не может продолжаться;

оцениваются имеющиеся и планируемые запасы (количество, номенклатура) и возможные

сроки продолжения работы без поставок, способы пополнения запасов до нормы, надежность их

хранения и подвоза;

рассматриваются вопросы реализации готовой продукции, а также способы ее хранения.

Подготовка объекта к восстановлению производства определяется на основании изучения

характера производства, сложности его оборудования, подготовленности персонала к

восстановительным работам, запасов материалов, деталей и оборудования.

Изучаются возможности строительных и ремонтных подразделений объекта, а также

возможности обслуживающих объект строительных и монтажных организаций.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Изучается производственная, строительно-монтажная и проектная документация для

проведения восстановительных работ.

Данные, полученные при анализе вышеперечисленных факторов, используются при

определении физической устойчивости элементов объекта, выявлении уязвимых участков объекта и

оценке устойчивости его работы.

Повышение устойчивости объекта достигается в основном путем усиления наиболее слабых

элементов и участков объекта. Для этого на каждом объекте заблаговременно на основе исследования

планируется и проводится необходимый объем мероприятий.

К мероприятиям по повышению устойчивости объектов подходят обдуманно, всесторонне

оценивая их техническую, хозяйственную и экономическую целесообразность.

Мероприятия будут экономически обоснованы в том случае, если они максимально увязаны с

задачами по обеспечению безаварийности работы объекта, улучшения условий труда,

совершенствования производственного процесса. Особенно большое значение имеет разработка

мероприятий по повышению устойчивости объектов при новом строительстве, так как в процессе

проектирования во многих случаях можно добиться логического сочетания общих инженерных

решений с защитными мероприятиями от поражающих факторов ЧС, что снижает затраты на их

организацию.

Мероприятия по повышению устойчивости объектов включают в себя:

рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений;

обеспечение защиты рабочих и служащих;

повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объекта;

повышение устойчивости технологического процесса;

повышение устойчивости управления объектом;

повышение устойчивости производственных и хозяйственных связей;

повышение устойчивости материально-технического снабжения;

уменьшение вероятности возникновения вторичных факторов поражения и ущерба от них;

подготовку к восстановлению производства после того, как объект вышел из строя.

Рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений должно обеспечить уменьшение

степени их поражения при применении современных средств поражения, воздействия вторичных

факторов поражения, при стихийных бедствиях, возникновении крупных производственных аварий

и катастроф.

Размещение объектов должно учитывать также необходимость обеспечения надежных

производственных связей по кооперации, предусматривать развитие предприятий-дублеров или

филиалов предприятия в загородной зоне.

При определении мест хранения материально-технических резервов учитывается наличие на

объекте транспортных средств и путей для быстрой и безопасной доставки различных материалов к

местам их потребления на объекте.

При решении задач повышения устойчивости объекта особое внимание обращается на

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

обеспечение защиты рабочих и служащих.

В целях выполнения этой задачи разрабатываются план накопления и строительства

необходимого количества защитных сооружений, в которых предусматривается укрытие рабочих и

служащих при возникновении ЧС, а также план организации работ по строительству

быстровозводимых укрытий при угрозе возникновения ЧС.

В районах, подверженных стихийным бедствиям, техногенным авариям и катастрофам,

заблаговременно осуществляется подготовка к эвакуации рабочих и служащих и членов их семей по

заранее разработанным планам и картам.

Личный состав объекта обучается выполнению работ по ликвидации очагов заражения,

образованных вредными веществами. При этом для всех рабочих и служащих объекта создается запас

СИЗ, которые хранятся в специально оборудованных помещениях и местах и поддерживаются в

постоянной готовности. Организуется обучение рабочих, служащих и членов их семей способам

защиты при утечке вредных веществ.

Организуются и поддерживаются в постоянной готовности системы оповещения рабочих и

служащих объекта и проживающего вблизи объекта населения об опасности поражения

радиоактивными и аварийно химически опасными веществами, разрабатывается порядок доведения

до них установленных сигналов оповещения.

Повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объекта связано с большими

затратами. Поэтому повышение прочностных характеристик целесообразно в случае, если:

отдельные особо важные элементы объекта значительно слабее других и их прочность

целесообразно довести до требуемого для данного объекта уровня устойчивости;

самостоятельно функционировать при выходе остальных и обеспечат выпуск особо ценной

продукции.

Для повышения прочности и устойчивости сооружений их проектируют:

с жестким каркасом (металлическим или железобетонным);

с увеличенной площадью световых проемов;

со стеновым заполнением из облегченных материалов в виде взаимозаменяемых плит сборно-

разборной конструкции;

с легкой, долговечной и огнестойкой кровлей.

Такие материалы способствуют снижению степени разрушения несущих конструкций при

ураганах, взрывах и других бедствиях и уменьшают действие обломков на технологическое

оборудование, а также облегчают работы по восстановлению разрушенного сооружения.

Очень эффективным является способ применения поворачивающихся панелей, т.е. крепление

легких панелей на шарнирах к каркасам колонн сооружений. При действии динамических нагрузок

такие панели поворачиваются, что значительно снижает воздействие ударной волны на несущие

конструкции сооружений.

Тяжелое оборудование размещают, как правило, на нижних этажах производственных зданий.

труднозагораемые конструкции, обрушение которых не приведет к разрушению этого оборудования.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Станки, установки и другое оборудование, имеющее большую высоту и малую площадь опоры,

прочно закрепляют на фундаментах, устанавливают растяжки и дополнительные опоры, что

повышает их устойчивость на опрокидывание.

Емкости для хранения и приготовления химикатов размещают в углублениях либо осуществляют

их надежное крепление. Кроме того, на системах подачи химических веществ предусматривается

наличие автоматических отключающих устройств.

При угрозе возникновения ЧС на наиболее ответственных сооружениях могут вводиться

дополнительные опоры для уменьшения пролетов, усиливаться наиболее слабые узлы и отдельные

элементы несущих конструкций. Отдельные элементы, например, высокие сооружения (трубы,

мачты, колонны), закрепляются стяжками, рассчитанными на нагрузки, создаваемые воздействием

скоростного напора воздуха ударной волны взрыва. Устраиваются бетонные или металлические

пояса, повышающие жесткость конструкции и т.д.

Технологическое оборудование, измерительные и испытательные приборы, как правило,

размещаются в зданиях и поэтому несут ущерб не только от первичных, но и от вторичных

поражающих факторов ЧС: обломков обрушивающихся элементов строительных конструкций,

горящих установок и др. Надежно защитить все оборудование от всех поражающих факторов ЧС

невозможно. Поэтому сводят до минимума опасность разрушения и повреждения особо ценного и

уникального оборудования, эталонных и некоторых видов контрольно-измерительных приборов.

Некоторые виды технологического оборудования размещают вне здания - на открытой площадке

территории объекта под навесами. Это исключает разрушение его обломками ограждающих

конструкций. Особо ценное и уникальное оборудование целесообразно размещать в заглубленных,

подземных или специально построенных помещениях повышенной прочности. Повышение

устойчивости оборудования достигается также созданием запасов наиболее слабых элементов,

отдельных узлов и деталей, материалов и инструментов для ремонта и восстановления

поврежденного оборудования.

Повышение устойчивости технологического процесса достигается:

заблаговременной разработкой способов продолжения производства при выходе из строя

отдельных станков, линий и даже отдельных цехов за счет перевода производства в другие цеха;

размещением производства отдельных видов продукции в филиалах;

путем замены вышедших из строя образцов оборудования другими;

сокращением числа используемых типов станков и приборов.

На всех объектах разрабатываются способы безаварийной остановки производства по сигналу

оповещения, предусматривается отключение потребителей от источников энергии или поступления

технологического сырья. Для этих целей каждой смене объектов выделяют людей, которые должны

отключать источники снабжения и технологические установки по сигналу оповещения. Если по

условиям технологического процесса остановить отдельные участки производства, агрегаты,

установки, узлы и т.п. нельзя, то их переводят на пониженный режим работы.

Необходимое условие надежности технологического процесса - устойчивость системы

управления. Поэтому в случае выхода из строя автоматических систем управления предусматривается

переход на ручное управление технологическим процессом в целом или отдельными его участками.

Большое значение для повышения устойчивости технологического процесса объекта имеет

надежное снабжение его электроэнергией, водой, газом, теплом.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Для этого создаются дублирующие источники электроэнергии, газа, воды и пара путем

прокладки нескольких подводящих электро-, газо-, водо- и пароснабжающих коммуникаций и

последующего их закольцовывания.

Инженерные и энергетические коммуникации переносятся в подземные коллекторы, наиболее

ответственные устройства (центральные диспетчерские распределительные пункты) размещаются в

подвальных помещениях зданий или в специально построенных прочных сооружениях. На тех

предприятиях, где укладка подводящих коммуникаций в траншеях или тоннелях не представляется

возможной, производится крепление трубопроводов к эстакадам, чтобы избежать их сдвига или

сброса. Затем укрепляются сами эстакады путем установки уравновешивающих растяжек в местах

поворотов и разветвлений. Деревянные опоры заменяют на металлические и железобетонные.

Для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также

производства в первое время после воздействия поражающих факторов ЧС (в случае вывода

основных источников энергопитания) создается резерв источников электро- и водоснабжения.

Обычно это бывают передвижные электростанции и насосные агрегаты с автономными

двигателями, например, с двигателями внутреннего сгорания.

населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек , либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации), органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации .

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям, проводить рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Главной целью первоочередного жизнеобеспечения является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации.

Подготовка территории муниципального образования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно, на основании постановления (решения) Главы местной администрации. Ответственными за организацию подготовительных работ являются органы управления по делам ГО ЧС (управления, отделы, назначенные лица).

В режиме повседневной деятельности территориальной подсистемы РСЧС обеспечивается постоянная готовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения в случае чрезвычайной ситуации (далее – ЧС).

Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае ЧС являются:

- прогноз обстановки, которая может сложиться на территории субъекта в результате ЧС;

Прогнозируемая численность населения, которое может пострадать (его состав, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях населенных пунктов);

- прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;

- потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае ЧС;

- продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения.

Прогноз обстановки на территории муниципального образования, ожидаемой численности пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатываются органами управления по делам ГО ЧС. К разработке прогнозов привлекаются специалисты инженерной инфраструктуры.

Подготовленные органами управления по делам ГО ЧС прогнозные данные передаются руководителям служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих служб, определения необходимой численности специалистов для организации жизнеобеспечения, количества необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспечению в период эксплуатации, суточных объемов перевозок в период развертывания в районах отселения и в последующие дни.

Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.

Продолжительность периода жизнеобеспечения в местах сосредоточения отселенного из зон ЧС населения определяется из расчета на 7 суток.

При определении объемов хлеба, мяса и рыбопродуктов, картофеля и овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли, воды следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или сборными пайками.

В целях организации первоочередного жизнеобеспечения населения, отселяемого из опасных зон при угрозе или возникновении ЧС решением глав администраций муниципальных образований создаются пункты временного размещения пострадавшего населения (далее - ПВР). Они могут создаваться как в стационарных условиях (в зданиях, удаленных от районов ЧС), так и в полевых условиях.

Пункты предназначены для сбора, регистрации, размещения в местах временного проживания, организации питания и обеспечения предметами первой необходимости населения.

Решением руководителя органа местного самоуправления определяется формирователь, места развертывания ПВР, назначается начальник пункта и его заместитель. Остальная администрация пункта назначается приказом начальника объекта, на который возложено его развертывание.

Основными задачами администрации полевого ПВР являются:

Развертывание полевого пункта, подготовка к приему и размещению населения;- организация учета прибывающих на пункт людей и их размещение;- проверка прибытия на пункт эвакуированного населения (согласно списков);- установление связи с органами ГО ЧС муниципального образования, КЧС и ОПБ, аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями;- организация первоочередного жизнеобеспечения населения;- доведение до эвакуированного населения информации об обстановке.