Фискальный накопитель на какой косгу отнести. Методические рекомендации минфина по применению нового порядка косгу. Как установить новый накопитель

Вопрос: В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ учреждение модернизировало кассовый аппарат и заключило договор с оператором фискальных данных. По какой статье КОСГУ оплатить услуги оператора – 221 или 226?

Ответ от 25 .07.2017

Обязанности оператора фискальных данных перечислены в п. 2 ст. 4.5 Закона № 54-ФЗ . Среди них обработка фискальных данных, защищенная передача, надежное хранение, обеспечение конфиденциальности передаваемых сведений, резервирование базы фискальных данных, ее восстановление из резервных копий в случае их утраты, взаимодействие с уполномоченными органами относительно договоров и т. п. Таким образом, основная услуга оператора фискальных данных – передача информации.

Оператор фискальных данных по договору оказывает пользователю ККТ комплекс услуг, связанных с передачей данных о проведенных кассовых операциях в ФНС России в онлайн-режиме.

Организация заключила договор на обработку фискальных данных. Предметом договора является оказание услуг по обработке фискальных данных с применением технических средств оператора, в том числе проверка достоверности, сбор, запись, систематизация, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передача в адрес налогового органа, а также выполнение иных действий, связанных с обработкой фискальных данных. По какой подстатье КОСГУ следует учитывать вышеуказанные услуги?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Услуги, оказываемые учреждению оператором фискальных данных на основании договора о предоставлении последним права использования программных средств системы оператора, подлежат отражению по подстатье 226 "Прочие услуги, работы" КОСГУ.

Обоснование вывода:

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Калнинь Елена

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" между учреждением и оператором фискальных данных (далее - ОФД) заключен договор на обработку фискальных данных (онлайн-касса), предусматривающий оказание услуг абоненту, предоставление доступа абоненту к программным средствам системы для передачи фискальных документов с целью их обработки в соответствии с законодательством РФ, а также предоставления сопутствующего сервиса. Доступ к программным средствам системы (далее - Продукт) предоставляется на условиях лицензионного договора, являющегося неотъемлемой частью договора на обработку фискальных данных.
Предмет лицензионного договора заключается в том, что лицензиар предоставляет лицензиату право использования программных средств системы ОФД для передачи фискальных документов с целью их обработки в соответствии с законодательством РФ, а также получения сопутствующего сервиса. Оператором фискальных данных учреждению направлено уведомление о выделении лицензии на право использования программных средств системы ОФД и предоставлении услуг информационной, консультационной и технической поддержки (базовый уровень). В рамках данного договора учреждению выставлены счета на пакет "Касса-онлайн" один год (то есть в течение года с контрольно-кассового аппарата учреждения будут отправляться фискальные данные к оператору для обработки, хранения и передачи их в налоговый орган) и на пакет "СМС - чек 100" (это услуга, представляющая собой отправку СМС-чека по запросу покупателя на его телефон или электронную почту).
По какой подстатье КОСГУ следует оплачивать данные расходы (подстатье 221 "Услуги связи" или 226 "Прочие работы, услуги")?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оплата по счетам, выставленным автономному учреждению в рамках договора на обработку фискальных данных, может быть отнесена на КОСГУ в части использования пакета "Касса-онлайн" один год, на КОСГУ в части использования пакета "СМС - чек 100".

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 раздела V Указаний, утвержденных Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ осуществляется исходя из экономического содержания проводимой операции. При этом п. 3 раздела V Указаний N 65н предусмотрено, что расходы по оплате услуг для нужд автономных учреждений подлежат отнесению на "Оплата работ, услуг" КОСГУ.
Соответственно, услуги, предоставляемые автономному учреждению оператором фискальных данных (далее - ОФД), подлежат отражению в учете по одной из подстатей "Оплата работ, услуг" КОСГУ. Конкретная подстатья КОСГУ, по которой отражаются соответствующие услуги, Указаниями N 65н не предусмотрена, поэтому ее выбор необходимо осуществлять, исходя из экономической сути заключаемого договора.
В рассматриваемой ситуации суть договора, заключаемого между автономным учреждением и ОФД, состоит в предоставлении последним права использования программных средств системы (Продукта) ОФД для передачи фискальных данных с целью их обработки в соответствии с законодательством Российской Федерации и получения сопутствующего сервиса.
Передача права пользования программными средствами осуществляется на основании лицензионного договора. Указаниями N 65н прямо предусмотрено, что приобретение права на использование программного продукта подлежит отнесению на "Прочие услуги, работы" КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации использование пакета "Касса-онлайн" предусматривает отправку в течение года с контрольно-кассового аппарата фискальных данных оператору для обработки, хранения и передачи их в ИФНС. То есть по своей сути данная услуга представляет собой право пользования специализированным программным продуктом, расходы на пользование которым могут быть отнесены на КОСГУ.
При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить данные документы в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) ( Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, далее - Закон N 54-ФЗ).
Одним из требований, предъявляемых к соискателю разрешения на обработку фискальных данных, оператору фискальных данных, является наличие лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи ( Закона N 54-ФЗ).
В соответствии с п. 32 ст. 2 Федерального закона N 126-ФЗ "О связи" услуга связи - это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются (п. 1 ст. 29 Федерального закона N 126-ФЗ). Телематические услуги связи входят в названный перечень.
SMS - это служба сотовой сети, позволяющая осуществлять прием и передачу текстовых сообщений сотовым телефоном. А электронная почта представляет собой технологию и службу по пересылке и получению электронных сообщений между пользователями компьютерной сети (в том числе сети Интернет).
Пунктом 3 раздела V Указаний N 65н предусмотрено отнесение на "Услуги связи" КОСГУ расходов на приобретение услуг связи, в том числе услуг телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров.
Таким образом, оплата по счету, выставленному автономному учреждению за использование пакета "СМС - чек 100" (данная услуга представляет собой отправку СМС-чека по запросу покупателя на его телефон или электронную почту), может быть отнесена на КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Организация, находящаяся на основной системе налогообложения, приобрела кассовый аппарат по цене 9900 руб., фискальный накопитель к нему на 15 месяцев по цене 7700 руб. и лицензию на право использования программного продукта "1С-ОФД" сроком на 15 месяцев по цене 3500 руб. Учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета установлен лимит стоимости основных средств более 40 тыс. руб. Как учесть все эти затраты в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Кассовый аппарат вместе с фискальным накопителем как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета учитывается в качестве материальных запасов. Его первоначальная стоимость в размере 17 600 руб. списывается в расходы единовременно при вводе аппарата в эксплуатацию.
Расходы на приобретение лицензии на программное обеспечение учитываются в составе расходов равномерно в течение 15 месяцев и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Приобретенный организацией кассовый аппарат (далее также - ККТ) отвечает всем условиям, установленным п. 4 ПБУ 6/01 для признания этого имущества в качестве ОС.
Фискальный накопитель представляет собой программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака ( Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"). Фискальный накопитель не выполняет самостоятельной функции, а используется в составе ККТ, поэтому, несмотря на то, что его использование предполагается в течение длительного времени (более 12 мес. (пп. "б" п. 4 ПБУ 6/01)), самостоятельным объектом ОС накопитель быть не может (пп "а" п. 4, п. 6 ПБУ 6/01).
По нашему мнению, при приобретении ККТ в первоначальную стоимость этого актива необходимо включить и стоимость отдельно приобретенного накопителя. При последующих приобретениях накопителей их следует рассматривать как запасные части (расходные материалы) и учитывать их в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ) на счете 10 "Материалы" с последующим единовременным списанием их стоимости при установке на ККТ в состав расходов на ремонт ОС (п.п. 26, 27 ПБУ 6/01, п. 2 ПБУ 5/01, п.п. 7, 16, 19 , п.п. 42, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).
На основании абзаца 4 п. 5 ПБУ 6/01 активы, которые соответствуют условиям отнесения их к основным средствам, но имеют стоимость не более лимита, предусмотренного учетной политикой предприятия (в пределах 40 т. руб. за единицу), организация может учитывать в составе МПЗ.
Поскольку в данном случае первоначальная стоимость ККТ с накопителем составляет 17 600 руб., а учетной политикой установлен лимит стоимости ОС более 40 тыс. руб., то кассовый аппарат необходимо учесть в составе МПЗ. Фактическая себестоимость малоценных ОС (МПЗ) на дату их вовлечения в производство (ввода в эксплуатацию) единовременно списывается в состав расходов (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). При этом в целях обеспечения сохранности таких объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением, например, за балансом (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01).
Приобретение кассового аппарата отражается в учете следующими записями:
Дебет 10 Кредит 60
- кассовый аппарат и фискальный накопитель поставлены на учет;
Дебет 19 Кредит 60
- отражен НДС, предъявленный по приобретенному имуществу;
Дебет 68 Кредит 19
- НДС принят к вычету;
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 10
- стоимость кассового аппарата учтена в расходах;
Дебет 012
- кассовый аппарат учтен за балансом.
Расходы, связанные с приобретением права на использование программного обеспечения, принимаются к учету в составе расходов будущих периодов, а затем подлежат списанию на счета учета затрат в течение срока, указанного в договоре (15 месяцев) ( ПБУ 14/2007, п. 19 , п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации):
Дебет 97 Кредит 60 (76)
- 3500 руб. - отражены в составе расходов будущих периодов затраты, связанные с приобретением прав на использование программного обеспечения (лицензии);
По мере признания расходов:
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 97
- 233,33 руб. (3500 руб./ 15 мес.) - списана часть расходов, приходящаяся на месяц.

Налог на прибыль

В соответствии с НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.
В данном случае стоимость кассового аппарата вместе с фискальным накопителем ( НК РФ) меньше 100 тыс. руб., поэтому данный актив в составе амортизируемого имущества не учитывается. В соответствии с НК РФ стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
При этом в целях списания стоимости имущества, указанного в НК РФ, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе (не обязан) самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
Из НК РФ следует, что данная норма предусматривает возможность выбора порядка списания стоимости имущества, не признаваемого для целей налогообложения амортизируемым, а именно:
1) учитывать в расходах единовременно на дату ввода актива в эксплуатацию;
2) учитывать в течение нескольких отчетных периодов в самостоятельно определенном организацией порядке, причем такой порядок должен быть разработан с учетом экономически обоснованных показателей, в частности, с учетом срока использования имущества.
В учетной политике для целей налогообложения необходимо выбрать один из способов, предусмотренных

В 2019 году используйте фискальный накопитель для онлайн-касс вместо ЭКЛЗ. Из статьи вы узнаете, что такое фискальный накопитель, какова стоимость фискального накопителя, какой срок хранения ЭКЛЗ.

ФНС рассказала, на каких онлайн‑кассах можно работать :

В 2019 году нельзя работать со старыми кассами. Одно из отличий новой онлайн-кассы от старых кассовых аппаратов - фискальный накопитель. О нем и пойдет речь в статье.

Что такое фискальный накопитель

В онлайн-кассах вместо ЭКЛЗ устанавливается новый накопитель, который содержит ключ фискального признака. Так для чего же нужен фискальный накопитель? Это специальное средство, которое шифрует информацию о пробитых чеках на новых ККТ.

Накопитель — это шифровальное (криптографическое) средство защиты данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, который обеспечивает:

  • возможность формировать признак;
  • запись данных в некорректируемом виде (с признаком);
  • энергонезависимое долговременное хранение данных;
  • формирование и проверку признаков;
  • расшифровывание и аутентификацию документов, подтверждающих получение ОФД фискального документа, переданного ККТ, направляемых в ОФД;
  • возможность шифрования данных в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой ОФД.

Проще говоря, это устройство шифрует и защищает сведения о расчетах по кассе, записывает и хранит фискальные данные. То есть разница между ЭКЛЗ и фискальным накопителем заключается в дополнительных функциях. Обратите внимание, что «Номер ФН» - заводской номер фискального накопителя из Отчета о регистрации или из Отчета об изменении параметров регистрации - обязательный реквизит онлайн-чека.

Как работает касса без накопителя? Если в кассе нет накопителя, то не получится передать данные о пробитых чеках в ФНС. Значит, такую технику использовать нельзя.

Компания может использовать накопители, номер и версия которых есть в реестре ФНС. Модели устройств различаются сроком эксплуатации и версиями форматов документов, которые поддерживаются.

Какой срок действия накопителя: 13 или 36 месяцев

Стандартный срок действия фискального накопителя составляет 13 месяцев. Его должны использовать большинство компаний. Для УСН, вмененки, патента, плательщиков единого сельхозналога и при оказания услуг есть фискальные накопители на 36 месяцев.

При совмещении спецрежима с общей системой, сезонной торговле и автономной работе ККТ разрешено покупать устройство, у которого ключ признака на 13 месяцев.

Обратите внимание: компания на спецрежиме может использовать накопитель со сроком действия ключа признака 13 месяцев вместо фискального накопителя на 36 месяцев. ФНС официально заявила, что штрафовать за такое нарушение не будет (письмо от 23 мая 2017 г. № ЕД-4-20/9679). Применять устройство на 13 месяцев можно до окончания срока действия ключа. Но после этого компания обязана установить элемент на 3 года. Иначе ей грозит штраф до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

Сколько стоит фискальный накопитель

Онлайн-касса стоит 25 000 руб. Столько насчитал Минфин. В эту сумму входит стоимость новой кассы, услуг ОФД и интернета (письмо Минфина России от 21 декабря 2016 г. № 03-01-15/76891).

Можно сэкономить 10 000 руб., если не покупать новую ККТ, а модернизировать старую. Понятно, что расчет Минфина приблизительный. Есть модели онлайн-касс и за 10 000, и за 50 000 руб. Но сколько бы компания ни заплатила, расходы можно списать в любом случае. Новый фискальный накопитель обойдется компании в среднем в 6000 руб.

Помимо расходов на саму онлайн-кассу надо еще заплатить за действия по настройке и программировании, замену ЭКЛЗ на фискальный накопитель, перечислить абонентскую плату ОФД за услуги по передаче информации о чеках налоговикам.

Как установить новый накопитель

Как вставить накопитель в кассу, читайте в инструкции производителя.

Например, в корпус Атол Sigma этот элемент устанавливается следующим образом:

  1. На нижней стороне аппарата открывают крышку отсека для накопителя.
  2. Устройство подключают к порту.
  3. Когда устройство установлено, отсек закрывают.
  4. После того, как кассу включают, она самостоятельно тестируется и выдаст пользователю сообщение о готовности к работе. В сообщении будет заводской номер ККТ и номер устройства.

ФНС рассказала, на каких онлайн‑кассах можно работать

Проверьте версию фискального накопителя. Накопитель ФН-1 использует старую версию формата фискальных данных 1.0. Обратитесь к разработчику кассы для перехода с версии 1.0 на версию 1.05.

Как сформировать отчет о закрытии фискального накопителя

Когда нужно перерегистрировать ККТ в связи с заменой фискального накопителя или снять ККТ с учета, возникает необходимость в закрытии фискального накопителя. В этом случае формируется отчет о закрытии фискального накопителя, информацию о котором компании передают в ИФНС вместе с заявлением о перерегистрации ККТ (о снятии кассы с учета). Исключение — те случаи, когда ККМ потеряна или украдена.

Закрытие накопителя нужно также при сбоях в работе этого элемента. В этом случае нужно внести изменения в базу устройств, обратившись в ИФНС. И только потом перерегистрировать ККТ в связи с заменой фискального накопителя.

Как сформировать отчет о закрытии накопителя? Отчет формируется только после того, как ОФД переданы все фискальные документы. Иначе система выдаст ошибку. После того, как отчет сформируется, в накопителе нельзя зарегистрировать новые документы, но можно получить данные о хранящихся.

Чтобы закрыть архив, нужно:

  • подключить ККТ к ПК и выполнить настройку связи;
  • в основном меню нажать ссылку «Закрыть архив ФН»;
  • заполнить поля «Дата» и «Время» в окне «Ввод даты и времени»;
  • в окне «Закрыть архив ФН» подтвердить операцию.

После того, как архив закроется, сформируется отчет, который будет отправлен ОФД. После закрытия, придется установить новый и перерегистрировать ККТ.