Голосование на собраниях организуется следующим образом. Перед собранием управляющий проводит регистрацию кредиторов. При этом на практике необходимо проверить наличие полномочий у них или их представителей - следует отметить, что управляющий нередко совершенно обоснованно не допускает представителей до участия в собраниях либо комитетах по причине неправильного оформления доверенностей, например, представляется доверенность на получение материальных ценностей. Зарегистрированным участникам управляющий выдает бюллетень для голосования, в котором обычно указываются следующие данные: регистрационный номер; наименование (имя) кредитора и сумма его требований; дата, время и место проведения собрания; вопросы, подлежащие рассмотрению, и очередность голосования по каждому из них; разъяснение порядка голосования и указание на необходимость подписания бюллетеня кредитором.
Количество голосов, предоставленных участнику собрания кредиторов, пропорционально количеству его требований; таким образом, крупные кредиторы обладают значительно большими, чем мелкие, возможностями в конкурсном процессе. При этом учитывается общая сумма требований кредиторов по обязательствам, а также уполномоченных органов (ФСФО РФ) с требованиями по уплате обязательных платежей; суммы неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций в расчет не берутся. Суммы убытков, на мой взгляд, должны включаться в размер суммы требований для определения количества голосов на собрании (расчет убытков - единственная возможность для кредитора с неденежными требованиями участвовать в конкурсном процессе). Закон 1998 г. не отвечает на вопрос о включении убытков в размер требования, а Закон 2002 г. прямо устанавливает, что убытки не учитываются как для определения признаков наличия банкротства, так и для целей определения числа голосов на собрании.
Можно выделить две категории решений, принимаемых собраниями кредиторов, - в зависимости от способа голосования (точнее, можно сказать о двух способах голосования при принятии определенных решений).
Во-первых, это такие решения, для принятия которых необходимо, чтобы за решение было отдано более 50% голосов кредиторов, присутствующих на собрании. Это общее правило, принятое и Законом 1998 г., и Законом 2002 г. Однако Закон 1998 г. устанавливал, что в соответствии с этим правилом принимаются:
Все решения, для которых не установлено исключений;
Решения, для которых установлены исключения, если эти решения принимаются на повторном собрании, при том, что на первом собрании решение принять не удалось.
Закон 2002 г. устанавливает, что названным порядком принимаются все решения, для которых не установлено исключений; если исключение установлено, то решение принимается повторным собранием, но не большинством голосов от присутствующих, а если за него проголосовали более чем 30% голосов от общего количества голосов кредиторов и уполномоченных органов (подробнее о проблемах, связанных с установлением такого порядка, будет сказано ниже).
Во-вторых, это такие решения, для принятия которых необходимо большинство голосов от общего числа голосов кредиторов, т.е. решения принимаются квалифицированным голосованием. Это исключение из общего правила; таким образом принимаются решения, прямо названные в законе (их перечень является исчерпывающим). Закон 1998 г. предписывал принимать квалифицированным порядком следующие решения:
О введении внешнего управления;
О продлении внешнего управления;
Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.
Закон 2002 г. несколько дополнил этот перечень; в настоящее время особым порядком принимаются следующие решения:
Об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;
О досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;
О введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный
Об утверждении графика погашения задолженности;
О введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
Об утверждении плана внешнего управления;
Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
О выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;
Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;
О включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях;
О заключении мирового соглашения.
Как видим, это наиболее важные для должника решения, поэтому для их принятия предъявляются более жесткие требования (заметим, что вопросы исключительной компетенции общего собрания совпадают с вопросами, голосуемыми квалифицированным порядком, не в полной мере).
Кредиторы должны быть уведомлены о том, какие именно вопросы будут рассматриваться на собрании - если заинтересованность в принятии данного решения у кредитора отсутствует, он не приедет на собрание, но в этом случае, возможно, решение не будет принято.
Если такое решение не принято на первом собрании кредиторов, то для его принятия управляющий может созвать повторное собрание, на котором то же решение будет приниматься несколько иным порядком. Управляющий обязан сообщить кредиторам о том, что созывается повторное собрание для принятия решений, не принятых первым собранием. Естественно, как на первом, так и на повторном собрании могут обсуждаться и другие вопросы (обратим внимание на то, что собрание должно быть именно повторным - практике известны случаи, когда управляющий ставил какой-то вопрос на повторное голосование на этом же собрании, что совершенно незаконно). Количество повторных собраний Закон не регламентирует, т.е. они могут проводиться несколько раз, если позволяет время.
Серьезные проблемы связаны с нормой п. 3 ст. 15 Закона, устанавливающей порядок голосования на повторном собрании: оно правомочно принимать решения, если "за них проголосовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, число голосов которых составило более чем 30% общего числа голосов". Очевидно, это не требование к кворуму - оно установлено п. 4 ст. 12 Закона.
Норма п. 3 ст. 15 Закона является императивной.
Проблема возникнет в ситуации, когда на повторное собрание явились кредиторы с большим количеством голосов (например, с 90%) и большинство проголосовало против решения. Например, из этих 90% требований 35% были отданы за принятие решения, а 55% - против. Считается ли решение принятым? Буквальное толкование п. 3 ст. 15 Закона приведет к положительному ответу на данный вопрос, что совершенно неразумно. Очевидно, что Закон исходил из того, что на повторное собрание не придет намного больше кредиторов, чем на первое.
Представляется необходимым ограничительное толкование п. 3 ст. 15 Закона - эта норма должна применяться только в случаях, когда на повторном собрании за решение отданы 30% голосов, а против - меньшее их количество.
Для сравнения. Так же, как и Законом 1998 г., вопрос голосования решается Законами Узбекистана и Казахстана (последний добавляет к числу решений, принимаемых большинством от общей суммы требований, избрание комитета кредиторов). Закон Эстонии устанавливает противоположный порядок, в соответствии с которым все решения принимаются большинством от общей суммы требований, и только на повторном собрании достаточно большинства от числа требований присутствующих на собрании кредиторов.
Интересен порядок определения количества голосов кредиторов, установленный Законом Латвии. В соответствии с п. 5 ст. 8 этого Закона "количество голосов на собрании кредиторов определяется путем принятия за один голос количества наименьших известных требований; количество голосов остальных кредиторов устанавливается путем деления требований каждого кредитора на наименьшее известное требование. Количество голосов каждого кредитора определяется перед каждым собранием с учетом изменений в составе необеспеченных кредиторов и сумм требований".
Во время банкротства должника, его кредиторы теряют право действовать самостоятельно (через представителя) и отдельно друг от друга выдвигать к нему требования о выполнении обязательств. Создаётся коллегиальная структура - собрание кредиторов, наделённое полномочиями защищать их интересы во взаимоотношениях с должником на время проведения банкротства. Без его участия не принимаются многие важные решения.
Участвующие в собрании условно делятся на 2 группы: обладающие правом голоса и не имеющие полномочия голосовать.
К первой группе относятся конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (далее вместе - голосующие участники), чьи требования к должнику вошли в реестр требований кредиторов (далее по тексту - реестр) по состоянию на день проведения их собрания.
Конкурсными называются кредиторы, предъявляющие к должнику требования по исполнению денежных обязательств, кроме;
К уполномоченным органам относятся органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся представителями требований соответственно России, её регионов и муниципальных образований по денежным обязательствам (а в части федеральных органов - ещё и по перечислению обязательных платежей).
Указанные лица обладают полномочиями выступать при обсуждении вопросов, выносимых на собрание.
Исключительные предметы ведения:
Подготовка и проведение собрания кредиторов - прерогатива арбитражного управляющего (часть технических функций может быть передана реестродержателю).
Кроме управляющего требование о проведении собрания кредиторов может выдвинуть комитет кредиторов; голосующие участники, задолженность перед которыми составляет не менее 10% от всей суммы обязательств должника, содержащихся в реестре; треть от количества голосующих участников.
Требование должно включать в себя вопросы, предлагаемые к обсуждению на собрании. При этом если заседание созывается по ходатайству комитета кредиторов или голосующих участников, арбитражный управляющий не может изменять формулировку вопросов повестки, а само заседание собирается в течение трёх недель с момента получения управляющим этого требования. В противном случае проводить заседание может кто-либо из ходатайствующих.
Оно направляется всем участникам почтовой связью не позднее двух недель до даты заседания, иным образом - не позднее пяти рабочих дней. Если число голосующих участников превышает 500, либо отсутствует возможность выявить нужные сведения для их личного уведомления, то уведомлением считается публикация сообщения о предстоящем собрании кредиторов.
В уведомление должна быть включена следующая информация:
Сообщение о предстоящем заседании включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее по тексту - реестр информации о банкротстве) минимум за 2 недели до его проведения.
Заседание кредиторов (кроме повторного) является правомочным в случае присутствия голосующих участников, имеющих более половины голосов всех участников, включённых в реестр.
Количество голосов рассчитывается пропорционально финансовым требованиями кредиторов к должнику. Неустойки, проценты за просроченные платежи, подлежащие возмещению убытки, иные санкции при подсчёте голосов не учитываются. Если в деле о банкротстве присутствует только один голосующий участник, то решения он принимает единолично.
Решения собрания кредиторов отменяются судом, если:
Он утверждается в двух экземплярах с приложениями, из которых один передаётся в суд не позднее 5 дней с момента проведения заседания. Если собрание вёл не арбитражный управляющий, а лицо, требовавшее его проведения, готовится три экземпляра протокола: для суда, для управляющего и для хранения у председательствующего на собрании.
В комплект приложений к протоколу входят копии:
Оригиналы перечисленных документов хранятся у арбитражного управляющего или реестродержателя до завершения дела о банкротстве (если соответствующим законом не предусмотрено иное). То есть, он же . Протокол или сообщение о признании собрания несостоявшимся вносится в реестр информации о банкротстве в течение 3-5 рабочих дней в зависимости от статуса председателя собрания (управляющий или лицо, которое требовало его проведения).
Подготовка и проведение собрания кредиторов - прерогатива арбитражного управляющего.
Первое собрание кредиторов не созывается, если в реестре содержатся только требования сотрудников должника об оплате труда и перечислению выходных пособий, и эти требования не удовлетворены.
В этом случае решение об открытии той или иной процедуры банкротства принимает арбитражный суд. Он также имеет право это сделать, если собрание не определило процедуру банкротства по итогам первого заседания (либо обязать кредиторов выбрать её не позднее 7 месяцев от даты поступления документов о признании должника банкротом).
Первое собрание кредиторов вправе рассматривать следующие, только ему присущие вопросы:
В каких случаях вводится и кому выгодна мера? Читайте тематическую публикацию.
Каков порядок удовлетворения требований кредиторов . Очерёдность погашения задолженностей устанавливается законом, а не пожеланием займодателей.
Если результатом проведения первого собрания кредиторов стал факт признания его неправомочным из-за отсутствия необходимого числа голосов, созывается повторное собрание. На нём должны присутствовать голосующие участники, имеющие 30 процентов от общего числа голосов лиц, чьи требования указаны в реестре. При этом все участники (в том числе отсутствующие) должны были быть проинформированы о предстоящем собрании надлежащим образом. вы найдёте в нашей прошлой статье.
Решения на повторном заседании принимаются большинством голосов присутствующих путём заполнения бюллетеней (управляющий перед этим обязан ознакомить участников заседания с правилами их заполнения).
Решения на повторном заседании принимаются большинством голосов.
Периодичность следующих заседаний собрания кредиторов законодательством не определена. Его проведение может быть инициировано на разных этапах банкротства для решения задач, относящихся к его компетенции, и осуществления необходимых действий.
В частности:
Как не должно проходить собрание кредиторов? Смотрите видео:
Таким образом, собранию кредиторов в процессе банкротства придаётся серьёзное значение. Оно влияет на решения арбитражного суда и, соответственно, на положение должника и вероятность удовлетворения требований кредиторов. Активная позиция в его работе, подкреплённая помощью квалифицированных юристов и их представлением интересов в судебном производстве, позволяет кредитору и должнику выйти из проблемной ситуации с наименьшими потерями.
Решение собрания кредиторов оформляется протоколом. Для исключения конфликтных ситуаций и споров между участниками процесса следует внимательно отнестись к составлению протокола собрания кредиторов. Так как проведение собрания Закон относит к обязанностям арбитражного управляющего, то, как правило, составлять протокол собрания кредиторов придется именно ему.
Данная форма протокола является примерной, но уже не раз примененной на практике. Ее можно взять за основу для составления протокола в каждом конкретном случае, с принятием решений по конкретным вопросам и со своими вариантами участия представителей, особыми мнениями и т.д.
Следует помнить, что решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления и кандидатуру внешнего управляющего, а также сведения о нем. кредитор банкротство протокол антикризисный
В процессе проведения собрания кредиторов противоречия между участниками собрания могут возникнуть по поводу механизма подсчета голосов и определения количества голосов каждого участника. В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона «конкурсный кредитор, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в части требований по обязательным платежам налоговые и иные уполномоченные органы обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора, налогового или иного уполномоченного органа к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признаваемым в соответствии с настоящим Федеральным законом установленными на дату проведения собрания кредиторов». Таким образом, для правильного подсчета голосов на собрании следует определить размер требований кредиторов, которые считаются установленными. Согласно п. 4 ст. 4 Закона размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований. Следовательно, определять количество голосов на собрании кредиторов необходимо из задолженности, подтвержденной решениями суда либо самим должником (акт сверки). Для этого требования кредиторов, признаваемые в соответствии с Законом установленными, направляются временному управляющему с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные.
Кроме того, временный управляющий сам проводит работу по установлению требований кредиторов на основании документов, которые имеются у должника. Однако на практике должник нередко оспаривает требования кредиторов. В этом случае размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей определяется арбитражным судом. В соответствии со ст. 63 Закона кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Указанные требования направляются в арбитражный суд и должнику. Возражения по требованиям кредиторов могут быть представлены должником в арбитражный суд, кредитору, а также временному управляющему в недельный срок с момента получения соответствующих требований.
Требование кредитора, по которому должником не представлены возражения в указанный срок, признается установленным в размере, заявленном кредитором.
Требования кредиторов, по которым должником представлены возражения, рассматриваются арбитражным судом в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве. По результатам рассмотрения обоснованности возражений должника арбитражным судом выносится определение. В определении указывается размер требований кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, в отношении которых возражения должника признаны необоснованными. Определение является основанием для установления числа голосов, принадлежащих соответствующему кредитору на собрании кредиторов.
Такой порядок подсчета голосов (на основе установленных требований) представляется логичным и наиболее оправданным. Однако на практике представители Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве) настаивают на том, что количество голосов на собрании должно определяться исходя из установленных в Законе критериев для определения признаков несостоятельности:
Принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафа, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств. Такой подход представляется нелогичным и не соответствующим букве Закона, который определил количество голосов пропорциональным сумме требований, признаваемых в соответствии с Законом установленными. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М.: Статут, 2004 (Классика российской цивилистики). - с. 127-128
Решения на собрании кредиторов понимаются по общему правилу большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов (ст. 14 Закона). Однако некоторые вопросы повестки дня принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Это решение о введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего.
На этапе подготовки к проведению собрания кредиторов арбитражному управляющему желательно сформировать пакет документов, подтверждающих задолженность каждому из кредиторов. Подобранные таким образом материалы следует разложить по папкам, а на собрании раздать такие папки каждому из кредиторов. В те же папки стоит положить материалы по антикризисному управлению (ТЭО, бизнес-план финансового оздоровления, заключения экспертов и т.д.).
1. Решения собрания кредиторов по вопросам,
поставленным на голосование, принимаются
большинством голосов от числа голосов
конкурсных кредиторов и уполномоченных
органов, присутствующих на собрании
кредиторов, если иное не предусмотрено
настоящим Федеральным законом.
2.
Большинством голосов от общего числа
голосов конкурсных кредиторов и
уполномоченных органов собранием
кредиторов принимаются решения:
об
образовании комитета кредиторов,
определении количественного состава и
полномочий комитета кредиторов, избрании
его членов;
о досрочном прекращении
полномочий комитета кредиторов и об
избрании нового состава комитета
кредиторов;
о введении финансового
оздоровления, об изменении срока его
проведения и об обращении с
соответствующим ходатайством в
арбитражный суд;
об утверждении
графика погашения задолженности;
о
введении и продлении внешнего управления и
об обращении с соответствующим
ходатайством в арбитражный суд;
об
утверждении плана внешнего управления;
об обращении в арбитражный суд с
ходатайством о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного
производства;
о выборе
саморегулируемой организации, из членов
которой арбитражный суд утверждает
арбитражного управляющего;
об
обращении в арбитражный суд с ходатайством
об отстранении арбитражного
управляющего;
о включении в повестку
дня собрания кредиторов дополнительных
вопросов и принимаемых по ним решениях;
о заключении мирового соглашения в порядке
и на условиях, которые установлены пунктом 2
статьи 150 настоящего Федерального закона.
3. В случае, если на собрании кредиторов,
созванном для принятия решений,
предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи,
не представлено необходимое для принятия
решений число голосов конкурсных
кредиторов и уполномоченных органов,
созывается повторное собрание кредиторов,
которое правомочно принимать такие
решения, если за них проголосовали
конкурсные кредиторы и уполномоченные
органы, число голосов которых составило
более чем тридцать процентов общего числа
голосов конкурсных кредиторов и
уполномоченных органов, при условии, что о
времени и месте проведения собрания
кредиторов конкурсные кредиторы и
уполномоченные органы были надлежащим
образом уведомлены.
4. В случае, если
решение собрания кредиторов нарушает права
и законные интересы лиц, участвующих в деле
о банкротстве, лиц, участвующих в
арбитражном процессе по делу о банкротстве,
третьих лиц либо принято с нарушением
установленных настоящим Федеральным
законом пределов компетенции собрания
кредиторов, такое решение может быть
признано недействительным арбитражным
судом, рассматривающим дело о банкротстве,
по заявлению лиц, участвующих в деле о
банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном
процессе по делу о банкротстве, или третьих
лиц.
Заявление о признании решения
собрания кредиторов недействительным
может быть подано лицом, уведомленным
надлежащим образом о проведении собрания
кредиторов, принявшего такое решение, в
течение двадцати дней с даты принятия
такого решения.
Заявление о признании
решения собрания кредиторов
недействительным может быть подано лицом,
не уведомленным надлежащим образом о
проведении собрания кредиторов, принявшего
такое решение, в течение двадцати дней с
даты, когда такое лицо узнало или должно
было узнать о решениях, принятых данным
собранием кредиторов.
5. Определение
арбитражного суда о признании
недействительным решения собрания
кредиторов или об отказе в признании
недействительным решения собрания
кредиторов подлежит немедленному
исполнению и может быть обжаловано в
порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61
настоящего Федерального закона.
Комментарий к статье 15
1. Правомочным
может считаться только решение собрания
кредиторов, принятое с соблюдением
требований, предусмотренных
комментируемой статьей.
2. Как
отмечалось (см. комментарий к ст. 12), в
отличие от ранее действовавшего Закона о
банкротстве 1998 г., по новому Закону о
банкротстве во всех собраниях кредиторов
принимают участие с правом голоса не только
конкурсные кредиторы, но и уполномоченные
органы (которые ранее обладали правом
голоса лишь на первом собрании
кредиторов).
3. По общему правилу
решение собрания кредиторов считается
принятым, если за него подано простое
большинство голосов от общего количества
голосов конкурсных кредиторов, участвующих
в собрании кредиторов.
4. В п. 2
комментируемой статьи названы те решения
собрания кредиторов, принятие которых
требует квалифицированного большинства
голосов. Четыре из указанных решений
предусматривались и Законом о банкротстве
1998 г. (п. 2 ст. 14).
Решение о введении
внешнего управления принимается на первом
собрании кредиторов в период наблюдения
или в порядке досрочного прекращения
финансового оздоровления (п. 4 ст. 87).
Решение о продлении внешнего управления
может быть принято собранием кредиторов в
период внешнего управления, в частности в
том случае, если план внешнего управления,
утвержденный собранием кредиторов,
предусматривает более длительный срок его
осуществления, нежели тот, который был
определен арбитражным судом, но в пределах
максимального срока внешнего управления,
предусмотренного Законом о банкротстве (см.
комментарий к ст. 108).
Решение об
обращении в арбитражный суд с ходатайством
о признании должника банкротом и об
открытии конкурсного производства может
быть принято первым собранием кредиторов в
период наблюдения по результатам
заслушивания сообщения временного
управляющего о финансовом состоянии
должника. Такое решение собрания
кредиторов, несмотря на то, что оно
принимается квалифицированным
большинством голосов участников первого
собрания кредиторов, не является
обязательным для арбитражного суда,
рассматривающего дело о банкротстве: в
некоторых случаях арбитражный суд вправе
все же вынести определение о введении
финансового оздоровления или внешнего
управления (см. комментарий к п. 3 ст. 75).
Решение об обращении в арбитражный суд с
ходатайством об отстранении арбитражного
управляющего может быть принято собранием
кредиторов в случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения возложенных на
соответствующего арбитражного
управляющего обязанностей, а также
несоблюдения правил профессиональной
деятельности арбитражного управляющего.
5. Круг решений собрания кредиторов,
принятие которых требует
квалифицированного большинства голосов,
значительно расширен за счет следующих
решений собрания кредиторов.
Решения
об образовании комитета кредиторов,
определении количественного состава и
полномочий комитета кредиторов, избрании
его членов принимаются на первом собрании
кредиторов. В случае если число конкурсных
кредиторов составляет не менее 50, принятие
указанных решений для собрания кредиторов
является обязательным (п. 2 ст. 17 Закона о
банкротстве). Количественный состав
комитета кредиторов не может быть менее
трех и более 11 человек (п. 4 ст. 17).
Решение о досрочном прекращении полномочий
комитета кредиторов и об избрании нового
состава комитета кредиторов может быть
принято во всякое время по усмотрению
собрания кредиторов (п. 1 ст. 18 Закона о
банкротстве).
Решение о введении
финансового оздоровления и обращении в
арбитражный суд с соответствующим
ходатайством принимается первым собранием
кредиторов по обращению учредителей
(участников) должника, органа,
уполномоченного собственником имущества
должника - унитарного предприятия, или на
основании их решения руководителем
должника, а также третьими лицами (п. 1 ст. 76
Закона о банкротстве). Решение об обращении
в арбитражный суд с ходатайством об
изменении срока проведения финансового
оздоровления может быть принято собранием
кредиторов лишь в том случае, если новый
срок финансового оздоровления не превысит
двух лет (п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве).
Решение собрания кредиторов об утверждении
графика погашения задолженности
принимается одновременно с решением об
обращении в арбитражный суд с ходатайством
о введении финансового оздоровления.
Решение о выборе саморегулируемой
организации, из членов которой арбитражный
суд утверждает арбитражного управляющего,
принимается собранием кредиторов при
введении процедур финансового
оздоровления, внешнего управления,
конкурсного производства.
Включение в
повестку собрания кредиторов
дополнительных вопросов (по отношению к тем
вопросам, которые внесены в повестку
собрания лицами, инициировавшими
проведение собрания кредиторов) теперь
также требует отдельного решения собрания
кредиторов.
Решение собрания
кредиторов о заключении мирового
соглашения со стороны конкурсных
кредиторов и уполномоченных органов
принимается квалифицированным
большинством голосов при том условии, что
за него проголосовали все кредиторы по
обязательствам, обеспеченным залогом
имущества должника (п. 2 ст. 150 Закона о
банкротстве).
6. В п. 3 комментируемой
статьи предусмотрены последствия
отсутствия кворума конкурсных кредиторов
на собрании кредиторов для принятия
решения, требующего квалифицированного
большинства голосов. В этом случае такое
решение может быть принято на повторно
созываемом собрании кредиторов. При этом
отпадает необходимость соблюдения
требования о квалифицированном
большинстве голосов: решение принимается
простым большинством голосов конкурсных
кредиторов и уполномоченных органов,
участвующих в собрании кредиторов, которое
должно составить более 30 процентов от
общего числа голосов конкурсных кредиторов
и уполномоченных органов. Обязательным
условием правомочности такого решения
является уведомление всех конкурсных
кредиторов о времени и месте проведения
собрания кредиторов.
7. Законом о
банкротстве 1998 г. не предусматривалась
возможность признания решений собраний
кредиторов недействительными, хотя на
практике арбитражные суды нередко
принимали соответствующие определения,
пользуясь (по аналогии закона) нормами
корпоративного законодательства.
8.
Пункт 4 комментируемой статьи
предусматривает основания и порядок
признания недействительным решения
собрания кредиторов. Правом на обращение в
арбитражный суд, рассматривающий дело о
банкротстве, с соответствующим заявлением
наделены лица, участвующие в деле о
банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве),
лица, участвующие в процессе по делу о
банкротстве (ст. 35), а также третьи лица.
Основанием для подачи в арбитражный суд
заявления о признании решения собрания
кредиторов недействительным может служить
нарушение прав и законных интересов
заявителей либо то обстоятельство, что
обжалуемое решение собрания кредиторов
принято с нарушением предусмотренных
Законом о банкротстве пределов компетенции
собрания кредиторов.
Для подачи
соответствующего заявления отводится
двадцатидневный срок, исчисляемый с даты
принятия собранием кредиторов обжалуемого
решения. Однако, если заявитель не был
уведомлен надлежащим образом о проведении
собрания кредиторов, принявшего обжалуемое
решение (см. комментарий к ст. 13), заявление о
признании решения собрания кредиторов
недействительным может быть подано в
арбитражный суд в течение 20 дней с момента,
когда заявитель узнал или должен был узнать
о принятии собранием кредиторов
соответствующего решения.
По
результатам рассмотрения заявления
арбитражный суд выносит определение о
признании решения собрания кредиторов
недействительным или об отказе в признании
недействительным решения собрания
кредиторов, которое подлежит немедленному
исполнению. Данное определение может быть
обжаловано в апелляционном порядке не
позднее чем через 14 дней со дня его
принятия. Суд апелляционной инстанции
должен вынести соответствующее
постановление в течение 14 дней. Указанное
постановление является окончательным и
пересмотру не подлежит.
Для участия в первом собрании предъявить требования кредитор должен в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения в отношении должника (п. 1 ст. 71 Закона N 127-ФЗ). Это первый этап в деле о банкротстве. Требования направляются должнику, временному управляющему и в арбитражный суд. В соответствии с определением суда они будут включены в реестр требований кредиторов.
Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до окончания наблюдения. Дату проведения устанавливает временный управляющий и он же уведомляет о ней кредиторов (п. 1 ст. 72 Закона N 127-ФЗ). По общему правилу сообщение кредитору по почте должно быть направлено не позднее чем за 14 дней до проведения собрания, либо иным способом, обеспечивающим получение сообщения, – не менее чем за 5 рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона N 127-ФЗ).
Участники первого собрания – это конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, своевременно предъявившие свои требования, которые были внесены в реестр требований. Эти участники на первом собрании обладают правом голоса (ст. 2, п. 2 ст. 72 Закона N 127-ФЗ).
Первое собрание кредиторов может принять решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, причем какую бы из указанных процедур кредиторы ни выбрали, они должны будут предложить конкретный срок ее проведения (п. 1,2 ст. 74 Закона N 127-ФЗ), либо решение о признании должника банкротом. После соответствующее ходатайство подается в суд.
Кроме того, первое собрание кредиторов вправе (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ):
Представьте ситуацию. В период процедуры наблюдения первое собрание кредиторов не состоялось. Временный управляющий в связи с этим подал ходатайство о продлении процедуры и переносе рассмотрения дела о банкротстве на более поздний срок, но суд отказал, принял решение, к примеру, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Тогда фактически первое собрание кредиторов будет проведено уже в ходе процедуры конкурсного производства. Однако это будет не совсем то первое собрание.
Ведь два главных вопроса, которые решаются на первом собрании, это какую следующую процедуру банкротства надо применить к должнику, и кого выбрать на место арбитражного управляющего (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ). В рассматриваемой ситуации первый вопрос не актуален, поскольку конкурсное производство уже открыто. Что касается утверждения конкурсного управляющего, то его должно выбрать собрание кредиторов большинством голосов (п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ). Однако долгое время кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества должника, не имели права голоса на собраниях, проводимых в ходе конкурсного производства (п. 1 ст. 12 Закона N 127-ФЗ в ред., действ. до 29.01.2015, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58). Данный пробел был ликвидирован только в начале 2015 года.
Бесплатная юридическая консультация:
Собрание кредиторов – это довольно специфическое событие. Оно применяется только при процедуре банкротства. По своей форме оно напоминает съезд акционеров, но имеет совершенно другие правила. Каждый из присутствующих кредиторов представляет на этом собрании свои интересы, желая взыскать весь долг или его часть из имущества обанкротившегося должника. Для контроля за заседанием назначается арбитражный управляющий. Собрание кредиторов регламентируется ФЗ №127 «О банкротстве». В этом законе прописаны все правила и особенности процедуры. С ним следует ознакомиться каждому потенциальному участнику дела о финансовой несостоятельности если он получил уведомление или просто столкнулся с банкротством своего должника.
В собрании кредиторов участвуют заимодатели, а еще – соответствующие уполномоченные органы, если их требования включены в общий реестр требований на момент заседания. Если участники представляют свои личные требования, то уполномоченные органы выдвигают претензии по обязательным платежам государственного и муниципального уровня.
Кроме того, в собрании кредиторов могут участвовать следующие лица:
Главное право, которое есть у участников собрания кредиторов – это право заявлять в арбитражный суд о признании банкротства должника.
Еще у заимодателей есть право голоса. Количество голосов любого из них рассчитывается в пропорции с его требованиями. Грубо говоря, чем больше долг банкрота перед заимодателем, тем большее число голосов имеет этот кредитор. На определение числа голосов влияет только основной долг, а штрафы, пени и неустойки никакой роли не играют. Право голоса на собрании кредиторов есть и у уполномоченных органов, имеющих претензии по финансовым обязательствам потенциального банкрота.
Бесплатная юридическая консультация:
Каждый, у кого есть право присутствовать на собрании кредиторов, получает заблаговременное официальное уведомление от арбитражного управляющего. В данном приглашении обозначаются место и сроки заседания, его основные моменты и примерный регламент.
Уведомление может быть передано участнику 2 способами:
Если какой-то из участников собрания кредиторов не получил уведомление в установленный срок, то он может потребовать отмены или пересмотра решений, принятых в его отсутствие. Для этого он должен доказать не причастность к тому, что он не получил оповещение. Чем выше процент претензий этого заимодателя, тем больше шансов у него добиться успеха.
Собрание кредиторов должно быть проведено на месте, где находится банкрот или его управляющие органы. Если собраться в этом месте по какой-либо причине не получится, то место проведения назначает арбитражный управленец. Тогда выбор места для проведения уже не ограничен практически ничем. Есть всего одно условие: выбранное место не должно мешать участию в собрании кого-либо из потенциальных членов.
На практике место проведения собрания кредиторов заседания часто становится предметом споров и конфликтов. После процедуры нередко находятся заимодатели, которые не смогли поучаствовать в нем. Они доказывают, что это произошло по причине неправильного выбора места. Поэтому управляющий процедурой банкротства заинтересован провести заседание на месте нахождения должника и тем самым избежать конфликтных ситуаций.
Бесплатная юридическая консультация:
Собрание кредиторов проводится согласно Постановлению №56. Это постановление описывает всю процессуальную сторону процедуры. Перед посещением собрания каждому участнику стоит ознакомиться с этим постановлением, чтобы знать, чего следует ожидать от процесса. К примеру, устанавливается четкое время собрания кредиторов – только в будние дни, от 8 до 20 часов.
В процессе заседания заимодателей рассматриваются несколько важных пунктов:
Всё происходящее на собрании кредиторов фиксируется в протоколе. Этот протокол включает в себя следующие данные:
Первое собрание кредиторов должно состояться не менее, чем за срок 10 дней до конца наблюдательного процесса за должником. Последующие заседания проводятся раз в 3 месяца (если на первом собрании не была установлена какая-то другая периодичность).
Участники заседания заимодателей могут направить управляющему требование о внеочередном собрании. Когда управленец получает это требование, он должен организовать съезд в течение 3 недель со срока получения. Если он этого не сделал, то заимодатели могут собраться самостоятельно, без присутствия управляющего процедурой банкротства.
Бесплатная юридическая консультация:
В то время, как у каждого кредитора есть право выступления на мероприятии и право голоса, у всего собрания есть право распоряжения «судьбой» должника. Съезд заимодателей вправе решить, должен ли этот самый должник быть признан банкротом. Кредитующие лица могут вернуть ему платежеспособность, заключить мировой договор или привести в действие любой другой исход.
Также у собрания кредиторов есть право избрать управляющего процедурой финансовой несостоятельности и назначить ему гонорар. К дополнительным правам можно отнести внесение изменений в предложенную повестку дня и оспаривание принятых решений.
Перед тем, как собрать кредиторов, временный управляющий знакомится с претензиями каждого заимодателя, изучает общее положение дел, рассматривает финансовое положение обанкротившегося должника. Если для съезда кредитующих лиц действительно есть основания, то арбитражный управленец назначает его дату и время.
Первый съезд отличается от повторных тем, что на нем выбирается постоянный арбитражный управляющий. Часто кредиторы утверждают решение о назначении на данную должность временного управляющего, но иногда принимается совершенно другая кандидатура.
Чтобы поучаствовать в первом собрании кредиторов, заимодатель должен заранее направить свои претензии в арбитражный суд. Ему следует соблюдать порядок подачи претензий, описанный в 1 пункте 71 статьи ФЗ №127.
Бесплатная юридическая консультация:
Вопросы, которые обсуждаются на первом собрании кредиторов:
Повестку собрания кредиторов арбитражный управляющий намечает заблаговременно. В начале заседания участники могут утвердить ее или внести в нее изменения посредством голосования. Как и в остальных случаях, количество голосов каждого из участников соответствует сумме его требований.
У каждого кредитора в собрании заимодателей – свое количество голосов. Чем больший процент составляют требования присутствующего применимо к общей сумме требований, тем большее число голосов он имеет. Голоса расчитываются пропорционально. Проще говоря, наибольшее количество голосов есть у того кредитора, которому больше всего задолжали.
На первом собрании кредиторов принимается решение о том, как часто будут проводиться повторные заседания. Даже если процесс банкротства очевиден, и все важные решения были приняты на первом мероприятии – хотя бы одно повторное заседание всё равно потребуется, чтобы проконтролировать выполнение решений. Управляющий обычно предлагает периодичность заседаний раз в 3 месяца, но участники могут проголосовать за иную периодичность.
Иногда появляется необходимость провести съезд вне очереди. Тогда комитет кредиторов направляет арбитражному управляющему соответствующее требование. Закон о банкротстве предусматривает такую возможность, а также обязывает участников указать в этом требовании предложенную ими повестку дня. Арбитражный управляющий вправе не согласиться с этой повесткой дня или внести в нее изменения, но принять требование он обязан.
Отложить собрание кредиторов может только арбитражный суд, который ведет дело обанкротившегося должника. Отложение обычно происходит, если в суде находятся нерассмотренные требования заимодателей. Чем более существенны эти требования, тем выше шанс того, что они будут удовлетворены, и мероприятие будет отложено.
Собрание кредиторов – это весьма конфликтная процедура. Поэтому его результаты зачастую оспариваются кем-то из членов. Закон о банкротстве в 15 статье называет 4 причины, по которым можно оспорить результаты мероприятия:
Бесплатная юридическая консультация:
Оспорить принятые решения на собрании кредиторов могут заимодатели, которые недовольны их результатами, а также представители обанкротившегося должника. Оспаривая результаты голосования, нужно опираться не только на Закон о банкротстве, но и на арбитражную практику.
Кредитующее лицо может направить для участия в мероприятии свое доверенное лицо. Для этого он должен написать письменную доверенность, которая станет для представителя пропуском на съезд. Этот документ имеет установленную форму, образец которой лучше всего взять в арбитражном суде, ведущем дело о банкротстве должника. В таком случае документ всегда будет актуальным и действительным.
Решение о том, участвовать ли в собрании кредиторов, каждый заимодатель принимает самостоятельно. Закон дает кредитующим лицам и уполномоченным органам право участия, но ни к чему их не обязывает. Если заимодатель понимает, что его требования очень незначительны по сравнению с претензиями других членов и вряд ли будут удовлетворены, то он может отказаться от участия и просто не тратить свое время.
Во время банкротства должника, его кредиторы теряют право действовать самостоятельно (через представителя) и отдельно друг от друга выдвигать к нему требования о выполнении обязательств. Создаётся коллегиальная структура - собрание кредиторов, наделённое полномочиями защищать их интересы во взаимоотношениях с должником на время проведения банкротства. Без его участия не принимаются многие важные решения.
Бесплатная юридическая консультация:
Возникла проблема? Позвоните нашему юристу:
Участвующие в собрании условно делятся на 2 группы: обладающие правом голоса и не имеющие полномочия голосовать.
К первой группе относятся конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (далее вместе - голосующие участники), чьи претензии к должнику вошли в реестр требований кредиторов (далее по тексту - реестр) по состоянию на день проведения их собрания.
Конкурсными называются кредиторы, предъявляющие к должнику претензии по исполнению денежных обязательств, кроме;
К уполномоченным органам относятся органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся представителями требований соответственно России, её регионов и муниципальных образований по денежным обязательствам (а в части федеральных органов - ещё и по перечислению обязательных платежей).
Указанные лица обладают полномочиями выступать при обсуждении вопросов, выносимых на собрание.
Исключительные предметы ведения:
Бесплатная юридическая консультация:
Подготовка и проведение собрания кредиторов - прерогатива арбитражного управляющего (часть технических функций может быть передана реестродержателю).
Требование должно включать в себя вопросы, предлагаемые к обсуждению на собрании. При этом если заседание созывается по ходатайству комитета кредиторов или голосующих участников, арбитражный управляющий не может изменять формулировку вопросов повестки, а само заседание собирается в течение трёх недель с момента получения управляющим этого требования. В противном случае проводить заседание может кто-либо из ходатайствующих.
Оно направляется всем участникам почтовой связью не позднее двух недель до даты заседания, иным образом - не позднее пяти рабочих дней. Если число голосующих участников превышает 500, либо отсутствует возможность выявить нужные сведения для их личного уведомления, то уведомлением считается публикация сообщения о предстоящем собрании кредиторов.
В уведомление должна быть включена следующая информация:
Заседание кредиторов (кроме повторного) является правомочным в случае присутствия голосующих участников, имеющих более половины голосов всех участников, включённых в реестр.
Бесплатная юридическая консультация:
Количество голосов рассчитывается пропорционально финансовым претензиям кредиторов к должнику. Неустойки, проценты за просроченные платежи, подлежащие возмещению убытки, иные санкции при подсчёте голосов не учитываются. Если в деле о банкротстве присутствует только один голосующий участник, то решения он принимает единолично.
Решения собрания кредиторов отменяются судом, если:
Он утверждается в двух экземплярах с приложениями, из которых один передаётся в суд не позднее 5 дней с момента проведения заседания. Если собрание вёл не арбитражный управляющий, а лицо, требовавшее его проведения, готовится три экземпляра протокола: для суда, для управляющего и для хранения у председательствующего на собрании.
В комплект приложений к протоколу входят копии:
Оригиналы перечисленных документов хранятся у арбитражного управляющего или реестродержателя до завершения дела о банкротстве (если соответствующим законом не предусмотрено иное). То есть, он же ведёт реестр требований кредиторов. Протокол или сообщение о признании собрания несостоявшимся вносится в реестр информации о банкротстве в течение 3-5 рабочих дней в зависимости от статуса председателя собрания (управляющий или лицо, которое требовало его проведения).
Бесплатная юридическая консультация:
Первое собрание кредиторов не созывается, если в реестре содержатся только требования сотрудников должника об оплате труда и перечислению выходных пособий, и эти требования не удовлетворены.
В этом случае решение об открытии той или иной процедуры банкротства принимает арбитражный суд. Он также имеет право это сделать, если собрание не определило процедуру банкротства по итогам первого заседания (либо обязать кредиторов выбрать её не позднее 7 месяцев от даты поступления документов о признании должника банкротом).
Первое собрание кредиторов вправе рассматривать следующие, только ему присущие вопросы:
В каких случаях вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов и кому выгодна мера? Читайте тематическую публикацию.
Каков порядок удовлетворения требований кредиторов подробнее тут. Очерёдность погашения задолженностей устанавливается законом, а не пожеланием займодателей.
Бесплатная юридическая консультация:
Если результатом проведения первого собрания кредиторов стал факт признания его неправомочным из-за отсутствия необходимого числа голосов, созывается повторное собрание. На нём должны присутствовать голосующие участники, имеющие 30 процентов от общего числа голосов лиц, чьи требования указаны в реестре. При этом все участники (в том числе отсутствующие) должны были быть проинформированы о предстоящем собрании надлежащим образом. Образец требования кредитора ликвидатору вы найдёте в нашей прошлой статье.
Решения на повторном заседании принимаются большинством голосов присутствующих путём заполнения бюллетеней (управляющий перед этим обязан ознакомить участников заседания с правилами их заполнения).
Периодичность следующих заседаний собрания кредиторов законодательством не определена. Его проведение может быть инициировано на разных этапах банкротства для решения задач, относящихся к его компетенции, и осуществления необходимых действий.
Как не должно проходить собрание кредиторов? Смотрите видео:
Таким образом, собранию кредиторов в процессе банкротства придаётся серьёзное значение. Оно влияет на решения арбитражного суда и, соответственно, на положение должника и вероятность удовлетворения требований кредиторов. Активная позиция в его работе, подкреплённая помощью квалифицированных юристов и их представлением интересов в судебном производстве, позволяет кредитору и должнику выйти из проблемной ситуации с наименьшими потерями.
Бесплатная юридическая консультация:
В разделе Кредитор вы найдёте дополнительную информацию по данной теме.
Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:
Москва и Московская область: (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Бесплатная юридическая консультация:
В компетенцию собрания кредиторов при конкурсном производстве входит следующее:
одобрять или отклонять ходатайство конкурсного управляющего в суд о назначении нескольких конкурсных управляющих с распределением между ними обязанностей и пределов ответственности в зависимости от сложности выполняемых задач, характера и размера имущества должника (п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве);
рассматривать вопрос о привлечении для осуществления инвентаризации и оценки имущества и недвижимости должника оценщиков и иных специалистов, а также вопрос об источниках оплаты их услуг (п. 1, 2 ст. 102 Закона о банкротстве);
после проведения инвентаризации и оценки имущества должника рассматривать вопрос о порядке и сроках продажи этого имущества, одобрять или отклонять предложения конкурсного управляющего по этому вопросу (п. 1 ст. 112 Закона о банкротстве);
Бесплатная юридическая консультация:
рассматривать порядок продажи (уступки) прав требования должника (п. 1 ст. 113 Закона о банкротстве);
не реже одного раза в месяц рассматривать отчет о деятельности конкурсного управляющего, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию (п. 1 ст. 115 Закона о банкротстве);
в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей ходатайствовать перед судом об отстранении конкурсного управляющего от исполнения им своих обязанностей и назначении нового конкурсного управляющего (ст. 116 Закона о банкротстве);
принимать решение о заключении мирового соглашения (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве);
принимать решения об избрании членов комитета кредиторов, количественном составе комитета и о досрочном прекращении его полномочий (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве);
Бесплатная юридическая консультация:
вносить в суд ходатайства о продлении или сокращении установленного срока конкурсного производства сверх сроков, предусмотренных п. 2 ст. 97 (п. 3 ст. 97 Закона о банкротстве);
обжаловать в суд действия конкурсного управляющего (п. Зет. 16 Закона о банкротстве);
Комитет кредиторов вправе:
требовать от конкурсного управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе конкурсного производства;
Бесплатная юридическая консультация:
принимать решения о созыве собрания кредиторов;
принимать решение о представлении суду кандидатуры заместителя конкурсного управляющего;
обжаловать принятые арбитражным судом определения, затрагивающие интересы заинтересованных лиц.
При утверждении мирового соглашения в ходе конкурсного производства решение суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не подлежит исполнению, а конкурсный управляющий исполняет обязанности руководителя должника до момента назначения (избрания) руководителя должника (ст. 124 Закона о банкротстве).
Бесплатная юридическая консультация:
Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку.