Каким требованиям должен отвечать участник закупок. Дополнительные требования к участникам закупок: типовые нарушения заказчиков Важно также помнить, что

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее — постановление N 99) и сообщает.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

При этом отмечаем, что в соответствии с частью 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В настоящее время такие дополнительные требования установлены в приложении N 1 к постановлению N 99.

В постановлении N 99 определены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием (приложение N 2 к постановлению N 99).

Согласно части 2.1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять указанные закупки с учетом требований Закона N 44-ФЗ путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Так, в соответствии с пунктом 5 приложения N 2 к постановлению N 99 в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн рублей, заказчик вправе осуществить закупку указанных работ путем проведения конкурса с ограниченным участием. При этом заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 5 приложения N 2 к постановлению N 99.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 при закупке работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД, с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование.

Таким образом, в случае если заказчик воспользовался своим правом и осуществляет закупку путем проведения электронного аукциона работ строительных, являющихся особо опасными, технически сложными объектами капитального строительства (в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд — превышает 50 млн рублей) к участникам закупки предъявляется дополнительное требование в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к постановлению N 99.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона дополнительным требованиям, установленным постановлением N 99.

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Об установлении дополнительных требований к участникам закупки работ по строительству особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства

Друзья, наверняка у всех вас уже на слуху документ под названием «Декларация о соответствии требованиям, установленным заказчиком» при проведении того или иного аукциона! И требования эти заказчик устанавливает согласно 31 СТАТЬИ 44 ФЗ , а основными требованиями этой статьи, с которыми вы часто сталкиваетесь, является например отсутствие поставщика в РНП, не проведение ликвидации компании поставщика, отсутствие недоимок по налогам и сборам, отсутствие судимости в сфере экономики и т.д. (все что перечислено в шаблоне декларации, которую мы предоставляем вам в открытом доступе и скачать которую можно на нашем сайте). Так вот, я хочу немного дополнить эту интересную 31 статью , точнее рассказать вам о том, что согласно этой самой статьи заказчик может установить ряд дополнительных к поставщикам-участникам требований! Давайте посмотрим, как написано в законе:

«Правительство Российской Федерации вправе (обратите внимание, не обязано, т.е. на усмотрение заказчика) устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта (расшифровка: динамичная бух. отчетность за последний календарный год с отметкой налогового органа );

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (наличие производственной базы, техники, и т.д. );

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (сканы договоров и всех закрывающих документов к договорам (акты, акты ввода объекта в эксплуатацию, фактуры, счета-фактуры, КС-2, КС-3 и т.д. );

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (наличие квалифицированного штата специалистов с дипломами, корочками, допусками и т.д., подтвердить который можно наличием сканов трудовых договоров, трудовых книжек, дипломов, сертификатов и т.д. )

Если простым языком прокомментировать эту выдержку из 31 статьи , то можно отметить что в зависимости от сложности и специфичности некоторых электронных аукционов (а также конкурсов (с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов), заказчик имеет возможность потребовать от поставщиков-участников например подтвердить свой опыт в аналогичных работах/услугах путем предоставления отсканированных договоров и закрывающих к ним документов, которые были выполнены в течении трех последних лет до момента подачи заявки на участие в торгах. И сумма этих договоров (или одного договора) должна быть более или равна 20% от начальной цены контракта (НМЦК ) по этим торгам. Но заказчик не может спонтанно потребовать ОПЫТ, он имеет право установить подобные требования, при условии, что сумма аукциона например превышает 10 млн. рублей, либо работы являются специфичными (сложными, нетипичными) и попадают в перечень, указанный в дополнительных требованиях, прописанных в документе который можно открыть по ссылке:

В любом случае заказчик обязан и в извещении к аукциону, и в аукционной документации прописать свои требования крупным шрифтом! И соответствуя этим требованиям, поставщик все необходимые документы должен подгрузить в составе второй части заявки (помимо универсального пакета документов).

Если вы видите, что заказчик установил дополнительные требования необоснованно, т.е. не имея отношения к вышеуказанным случаям, то срочно пишите запрос на разъяснение аукционной документации или звоните заказчику напрямую чтобы устранить незаконное усложнение подготовки пакета документов для участия в данных торгах.

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями и дополнениями)

    Приложение N 1. Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов Приложение N 2. Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99
"Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"

С изменениями и дополнениями от:

2 июля, 1 октября, 21 ноября, 7 декабря 2015 г., 20 октября, 14 ноября 2016 г., 4 августа 2017 г., 21 марта 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1 . Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.

2. Установить случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2 . Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему постановлению.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 269);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6432);

пункт 19 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3577);

постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 682 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4319).

Правительство РФ уполномочено устанавливать дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных, закрытых с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Они действуют в т. ч. при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации архивных документов, музейных коллекций; при строительстве (кроме некоторых видов деятельности), если начальная (максимальная) цена контракта (лота) превышает 10 млн руб.; при оказании транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок.

Одно из дополнительных требований - наличие определенного опыта в исполнении подобных контрактов.

Перечислены документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к тем, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Приведены дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием.

Ранее изданные постановления Правительства РФ по аналогичным вопросам признаны утратившими силу.

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


МВД России разместило для общественного обсуждения проект правительственного постановления об ужесточении условий некоторых закупок следующих видов: конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, закрытые конкурсы с ограниченным участием, закрытые двухэтапные конкурсы и аукционы. Предполагается, что их участники должны будут подтвердить наличие:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • производственного помещения или имущественного комплекса, оборудования и других материальных ресурсов для надлежащего и своевременного исполнения контракта на праве собственности и (или) ином законном основании;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, в течение последних трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Подтвердить свое соответствие этим условиям предприниматели смогут с помощью копии бухгалтерского баланса, выписки из ЕГРП, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявок, актом сверки расчетов по налогам за последний отчетный период и т. д.

Действовать эти ограничения будут не по всем закупкам указанных видов, а только по тем, предметом которых являются одежда (в том числе спецодежда), обувь (включая спортивную) постельное белье, одеяла и т. д.

Чтобы быстро и без ошибок составить госконтракт на поставку товаров, воспользуйтесь "Конструктором правовых документов" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

В МВД России надеются, что реализация предложенных мер послужит бесперебойному обеспечению федеральных органов исполнительной власти вещевым имуществом. Кроме того, новые правила позволят оказать поддержку отечественным товаропроизводителям и исключить участие в конкурентных способах определения поставщиков "фирм-однодневок".

Закон о контрактной системе предъявляет к участнику госзакупок восемь основных требований, которым он обязан соответствовать, если хочет стать поставщиком. Эти требования прямо перечислены в законе № 44-ФЗ. Но в определенных случаях к участникам закупки предъявляются дополнительные, более жесткие требования.

Хотите узнать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс .

4 февраля постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупок отдельных товаров, работ, услуг.

Если товары, работы или услуги (ТРУ) относятся к технически или технологически сложным, а также инновационным, высокотехнологичным или специализированным, то выполнить такой госзаказ могут только поставщики, подрядчики или исполнители, имеющие необходимый уровень квалификации. При этом они должны иметь документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.

В перечне приводятся 6 случаев:

  1. Выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии
  2. Выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации
  3. Выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии
  4. Выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса
  5. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, в случае если НМЦК для государственных нужд превышает 150 млн. руб. и НМЦК для муниципальных нужд превышает 50 млн. руб.
  6. Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если НМЦК превышает 500 000 руб.

При проведении открытого аукциона, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием и закрытого двухэтапного конкурса заказчик обязан прописать дополнительные требования в конкурсной или аукционной документации, если предметом закупки являются:

  1. Работы по сохранению объектов культурного наследия, по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и т п.
  2. Строительные работы, включенные в код 45 ОКПД ОК 034-2007 (кроме разведочных буровых работ), если НМЦК превышает 10 млн. руб.
  3. Оказание транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок.

В постановлении № 99 определен перечень документов, которыми участник может подтвердить свое соответствие установленным требованиям.

При выполнении строительных работ (НМЦК превышает 10 млн. руб.) достаточно копий документов, например, исполненного контракта и акта выполненных работ. А вот при оказании транспортных услуг, связанных с воинскими морскими перевозками — нужно предоставить оригиналы, например, свидетельство о соответствии судна, перевозящего опасные грузы, специальным требованиям.

Обратите внимание, что постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 объединяет в себе положения некоторых НПА, на основании которых ранее заказчики могли предъявить дополнительные требования к участникам в отдельных закупках. Например, постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089, от 28.12.2006 № 813 теперь утрачивают силу.

Дополнительные требования к участникам закупок отдельных товаров, работ, услуг вступают в силу уже 17 февраля 2015 г.

Вебинар в Школе электронных торгов.