Утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие Конкретные объекты нвос 3 категории

ООО «ВЗВ» проводит работы по постановке на учет объектов I-IV категорий

Согласно ФЗ N 219-ФЗ от 21.07.2014 с 1 января 2016 года вступили в силу некоторые положения. Предприятия (объекты) делятся на категории. Постановление Правительства РФ № 1029 от 29.08.15 определены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II,III и IV категорий.

Определена форма заявки о постановки объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет - приказ Минприроды РФ № 554 от 23.12.2015, зарегистрирован 05.20.2016г

Утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - Постановление Правительства РФ № 572 от 23.06.2016. Постановление вступило в силу 05.07.2016г

Экологическая отчетность объектов I , II , III и IV категорий

Для объектов I категории с 01.01.2019 г предусмотрено комплексное экологическое разрешение (КЭР) . В КЭР входят выбросы; отходы; сбросы; согласованная программа производственного экологического контроля (ППЭК). КЭР выдается на 7 лет. Госпошлина на выдачу КЭР - 6000 руб.

Плата за НВОС вносится.

Для объектов II категории - с 01.01.2019 г предусмотрена деклараци я о воздействии на окружающую среду . В декларацию входит расчет нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов, программа производственного экологического контроля (ППЭК). При необходимости разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды . Декларация предоставляется 1 раз в 7 лет при условии, что технологические процессы производства, а также характеристики выбросов или сбросов загрязняющих веществ не меняются.

Плата за НВОС вносится

Для объектов III категории - разрабатывают и утверждают программа производственного экологического контроля (ППЭК). При необходимости разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. В уведомительном порядке предоставляется отчетность о выбросах вредных веществ, образовании и размещении отходов.

Плата за НВОС вносится

Расчет платы за НВОС и предоставление расчетов.

В 2016 году плата за НВОС вносится до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца как квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала), в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ ).

В настоящее времядля объектов IV категории НВОС в части нормирования оказания воздействия на окружающую среду и необходимости оформления разрешительной экологической документации законодательством РФне предусматривается каких-либо привилегий.
Таким образом, вне зависимости от категории, присвоенной объекту, оказывающему НВОС, в настоящее время лица, эксплуатирующие соответствующие объекты (в том числе объекты IV категории), обязаны:
1) разрабатывать получать документ об утверждении НООЛР (разумеется, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства);
2) разрабатывать , обеспечивать их утверждение, получать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
3) разрабатывать нормативы допустимых сбросов, обеспечивать их утверждение, получать разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.

Ответ на вопрос: освобождены ли хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, оказывающие НВОС, IV категории от обязанности представлять экологическую отчетность? - нет, порядок сейчас одинаков для всех видов экологической отчетности.

Указанное в равной мере касается следующей экологической отчетности:
1) статистическая отчетность (по формам №№), 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз));
2) ;
3) отчетность в области использования и охраны водных объектов (по формам 6.1, 6.2, 6.3, утв. Приказом МПР России от 06.02.2008 г. № 30, по формам 3.1, 3.2, 3.3, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 г. № 205).

При этом действующее законодательство не содержит положений, ставящих в зависимость возникновение той или ной обязанности по представлению экологической отчетности от категории, присвоенной объекту, оказывающему НВОС.
Иными словами, само по себе присвоение объекту IV категории не освобождает его владельца от обязанности подготовки и представления соответствующей отчетности.

Разумеется, при этом необходимо учитывать, что экологическая отчетность, связанная с осуществлением сбросов сточных вод в водный объект, по умолчанию не имеет никакого отношения к объектам IV категории, учитывая, что неотъемлемым критерием отнесения объектов к указанной категории является отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

С обязанностью по внесению платы за НВОС дело обстоит совсем иначе.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 16.1 ФЗ "Об охране окружающей среды":
плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату),за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории .

Итак, лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от обязанности внесения платы за НВОС.
Причем действует указанное положение, начиная с 01.01.2016 г.; полноценному применению данной нормы мешал лишь затянувшийся процесс постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет (а точнее - отсутствие в принципе долгое время процесса в этом направлении в течение 2016 г.).

Здесь следует обратить внимание на то, что обязательным условием освобождения от обязанности по внесению платы за НВОС является осуществление лицом деятельностиисключительно на объектах IV категории.

Иными словами, в случае если лицо осуществляет деятельность не только на объектах IV категории (но и еще хотя бы на одном объекте, относящемся к категориям с I по III), на него возложена обязанность по внесению платы за НВОС.

Нельзя не отметить существующее мнение о том, что коль скоро лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от обязанности по внесению платы за НВОС, то и разработка, установление нормативов допустимого воздействия и получение разрешительной природоохранной документации "не имеет никакого смысла" (в значении "не требуется").
Такая позиция является ошибочной, не имеет правового обоснования.

Следует обратить внимание, что обязанности:
- по нормированию воздействия на окружающую среду
и
- по
являются различными (хотя и связанными между собой в определенном смысле) экологическими обязанностями.

Однако предусмотренная законодателем экономическая "льгота" для лиц, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории, не освобождает таких лиц от обязанности нормирования (пусть и минимального) негативного воздействия на окружающую среду и получения разрешительной документации на оказание соответствующего НВОС.

Приветствую, уважаемые друзья! Сегодня мы поговорим об очередных глобальных изменениях экологического законодательства... что же предстоит сделать экологам предприятий в ближайшем будущем?

Заглянем в историю...

Так, в середине позапрошлого года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ, которым были внесены значительные изменения в основной нормативный документ в рассматриваемой области - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). Одним из изменений стало введение категоризации всех хозяйствующих субъектов в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:

1. объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ) (объекты I категории);
2. объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
3. объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
4. объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).

Деление хозяйствующих субъектов на категории направлено на решение ряда задач, включая повышение уровня контроля за опасными производственными объектами и, наоборот, снижение уровня контроля за объектами, оказывающими минимальное НВОС, уменьшение неоправданных экономических издержек предприятий, снижение нагрузки на контролирующие органы и др.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В целях реализации указанного положения в 2014 г. Минприроды России совместно с другими ведомствами был разработан проект, а затем спустя некоторое время согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 были утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

П.С: Как же подтвердить отнесение предприятия к нужной категории объектов, оказывающих негативное воздействие?

Так, согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет ЮЛ и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией

В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

На основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ в течение 2 лет со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. до 1 января 2017 г.) юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие НВОС, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих НВОС, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих НВОС, осуществляются без взимания платы.

Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Таким образом, на сегодняшний день форма заявки о постановке на государственный учёт, порядок создания и ведения Реестра и порядок формирования кодов объектов и присвоения их этим объектам не утверждены.

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

На этом у меня всё. До новых заметок!

    Следует сразу заметить, что речь идет не о предприятиях и организациях, не о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, а именно и только об объектах .

    Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду

    Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дает нам такое определение:
    объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

    Фраза "и (или) другой объект" фактически означает любой объект. Зачем законодателям понадобилась такая "мутная" формулировка? И зачем надо было тогда указывать "объект капитального строительства"?

    А самое главное, это то, что в этом определении не расшифровывается сама суть фразы "оказывающий негативное воздействие на окружающую среду". А ведь в этом вся суть. Если объект оказывает НВОС, то ему присваевается категория, а если не оказывает, то и категория не присваевается.

    Я не усматриваю за этим каких-либо глубоких замыслов законодателей, и списываю это на поспешность принятия законов.

    Что же такое НВОС? В том же законе есть и такая формулировка:
    "негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды".

    И опять ничего конкретного. Тем не мнее, согласно презумции опасности для окружающей среду любой хозяйственой деятельности можно предположить, что НВОС оказывает любой объект, используемый (участвующий) в хозяйственой деятельности.

    Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие

    Категория объекта устанавливается на основании "Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.

    Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).

    Любопытно, что "Критерии" составлены так, что объекты, не имеющие "стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год" попадают под III категорию. Т.е. табачный ларек или детский сад формально следует отнести к III категории объектов НВОС!

    Этот казус Министерство природных ресурсов России попыталось сгладить своими "рекомендациями" в Письме от 29 сентября 2016 г. № АА-03-04-32/20054:
    "Таким образом, при соответствии подпункту "б" пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС " .

    А в пояснениях от 6 декабря 2016 года говорится уже другое:
    "Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется .
    Постановка объектов , не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена ."

    Это пахнет откровенным непрофессионализмом чиновников. Ну как теперь быть? Детский сад - это IV категория или никакая? А самое главное, какая разница?

    Однако факт остаётся фактом. Российское законотворчество далеко от совершенства. Ведомство вынуждено латать фактически свои собственные огрехи и "притягивать за уши" различные формулировки. Ведь не секрет, что проекты подобных постановлений готовятся как раз в недрах МПР России и выходит, что министерство разъясняет потом то, что не смогло само точно сформулировать. И смех и грех.

    Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду

    Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, в форме ведения государственных реестров. Реестры ведутся согласно "Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.

    При определении поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029).

    Для постановки на государственный учет объекта НВОС составляется заявка по форме, утвержденной Приказом Минприроды №554 от 23.12.2015 г. "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействия не окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью".

    Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора (для предприятий, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору), либо в Минприроды региона (для предприятий, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору).

    Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя ("Модуль природопользователя"), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора , либо с помощью размещенного в сети Интернет "Личного кабинета" природопользователя .

    Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС выдается бессрочно, либо до внесения существенных изменений в производственный процесс.

    Если заявка не подана в срок, то согласно статье 8.46 КоАП РФ предусмотрен штраф от 30 до 100 тысяч рублей. Это означает, что для предприятия важнее вовремя подать заявку, чем верно определить категорию .

    Масленников А.Ю.

Россия - самая большая по площади страна в мире. Дополнительным бонусом к площади идут огромные природные ресурсы, как возобновляемые, так и не возобновляемые. Долгие годы общество нещадно эксплуатировало природу, практически не занимаясь экологическими проблемами, которые стали приобретать тревожные масштабы. Как итог, на бумаге появились законы, призванные уменьшить негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В этой статье пойдет речь о том, какие меры предпринимает государство для окружающей среды, в частности, будут рассмотрены категории объектов НВОС.

Определение категории объектов, оказывающих НВОС

Для решения задачи охраны окружающей среды необходимо было разделить все предприятия на категории. Это позволило бы определить организации, за которыми нужно более пристально наблюдать надзорным органам. В то же время были бы определены компании, которым такой надзор не требуется. Эти меры позволили бы предприятиям избежать дополнительных издержек, так же снизилась бы нагрузка на надзорные органы. Для такой более четкой структуризации предприятий был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Федеральный закон №7-ФЗ был дополнен статьей 4.2, в которой были определены четыре категории объектов НВОС:

  • к I категории относятся объекты, оказывающие НВОС в значительной степени и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ);
  • ко II категории относятся объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • объекты III категории - это объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС - IV категория.

Для определения категории объекта, оказывающих НВОС, был разработан проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

В Проекте критерии привязаны к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства.

I категория

К этой категории теперь по закону относятся предприятия, которые оказывают значительное НВОС. Так же к ней относятся организации, которые осуществляют выбросы или сбросы, в которых могут содержаться особо опасные для здоровья населения и окружающей среды вещества.Таким образом, в этой категории находятся предприятия нефтеперерабатывающей отрасли хозяйства (добыча, переработка), металлургические заводы, целлюлозные заводы, химическое производство, производство медицинских препаратов, мясопродуктов, молочной продукции, разведение птицы, выращивание свиней.При этом к этой категории не относятся научные предприятия, чьи выбросы или сбросы связаны только с научной деятельностью.

Для того чтобы такие объекты могли продолжать свою деятельность, им необходимо получить комплексное экологическое разрешение. В этом разрешении будут указаны согласованная программа контроля, приведены нормативы допустимых выбросов и сбросов опасных загрязняющих веществ.

Комплексное экологическое разрешение будет выдаваться с 1 января 2019 года. До этого момента по-прежнему соблюдать нормы и разрешения на выброс загрязняющих веществ. Это разрешение должны будут получить объекты I, II, III категории.

Кроме того, предприятия I-ой категории должны будут установить автоматические системы измерения выбросов.

Также будут требоваться технологические нормативы для своего предприятия.

Еще одним требованием к объектам I-ой категории является необходимость в разработке и утверждении программы производственного экологического контроля предприятия. Вся документация и данные должны сохраняться для дальнейшего контроля со стороны государства.

II КАТЕГОРИЯ

  • морской и речной порт;
  • аэродромы при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Предприятия этой категории должны будут предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду. В ней приводится информация о предпринимаемых природоохранных действиях, данные об авариях и инцидентах, повлекших НВОС, данные об образовываемых отходах. Также при необходимости объекты этой категории разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды.

III КАТЕГОРИЯ

К этой категории относятся предприятия, оказывающие незначительное НВОС, например, эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории.

При необходимости эти предприятия также разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды и предоставляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

IV КАТЕГОРИЯ

Объекты, оказывающие минимальное НВОС - IV категория. Эти объекты отвечают следующим требованиям:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу не превышают 10 тонн в год, при этом они не должны относиться к I, II классам опасности.
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в сточные воды, за исключением бытовых загрязнителей.
Документ Категория предприятия
I II III IV
Комплексное экологическое решение + + - -
Декларация о воздействии на ОС - + - --
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение + + - -
Отчетность об образовываемых отходах - - + -
Проект по предельно допустимых выбросам и нормативы допустимых сбросов + + - -
Отчетность о выбросах в атмосферу - - + -
Плата за НВОС + + + -
Программа производственного экологического контроля + + + -
Система автоматических средств измерения загрязняющих выбросов и сбросов + - - -
Плановые проверки + + + -