Организация комендантской службы на маршрутах выдвижения. Организация комендантской службы в очагах поражения. Начальники структурных подразделений военной комендатуры

Словарь Военных Терминов

Комендантская служба

система мероприятии по обеспечению своевременного и скрытного передвижения, сосредоточения, развёртывания н размещения войск, а также по поддержанию общего порядка в районах их расположения и действий, контроля за соблюдением мер маскировки и регулирования движения. При организации К. с. определяются комендантские участки и районы, места и состав комендантских постов, постов регулирования движения, контрольно-пропускных пунктов, назначаются соответствующие коменданты.

Пограничный словарь

Комендантская служба

система мероприятий, организуемых и проводимых в целях обеспечения своевременного и скрытного передвижения, сосредоточения, развертывания и размещения войск, а также поддержания общего порядка в районах их расположения и несения службы. В Пограничной службе РФ организуется штабом регионального управления (пограничного отряда, воинской части) в соответствии с решением командира (начальника) и распоряжением вышестоящего штаба. Осуществляется на маршрутах передвижения, в районах расположения подразделений и пунктов управления, а также в районах ведения служебно-боевых действий.

Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

Комендантская служба

комплекс мероприятий, организуемых и проводимых во всех видах бежевой деятельности войск с целью поддержания общего порядка в районах расположения и действий.войск, а также с целью регулирования движения и контроля за соблюдением войсками мер маскировки. К. с. организуется штабом, который, исходя из решения командира, условий обстановки и характера действий войск, определяет ее задачи, систему ее организации, выделяет необходимые для этого силы и средства и осуществляет общее руководство этой службой в полосе (районе) своего соединения (части). Формы организации К. с. могут быть различными в зависимости от характера действий войск. Для несения К. с. на основных направлениях передвижения войск, подвоза и эвакуации в соединениях и частях назначаются коменданты маршрутов и коменданты участков маршрутов. На переправах (горных перевалах) назначаются коменданты переправ (горных перевалов). Для непосредственного выполнения задач К. с. в соединениях и частях имеются специальные подразделения К. с. В некоторых случаях для усиления этой службы привлекаются офицеры общевойсковых штабов и штабов артиллерии, а в помощь им - необходимое количество подразделений. Все указания лиц К. с. при исполнении ими своих обязанностей подлежат безоговорочному выполнению.

Предназначение и организация взвода

Дорожно-комендантский взвод предназначен для организации регулирования движения и диспетчерского контроля на участке ВАД. Он включает два дорожно-комендантских отделения и диспетчерский пункт (ДП).

Регулирование движения на ВАД осуществляется дорожно-комен-дантскими отделениями в составе каждое: командира отделения - начальника поста регулирования, двух начальников постов регулирования, радиотелеграфиста-регулировщика, химика-разведчика-регулировщика, двух регулировщиков, водителя-регулировщика, мотоциклиста-регулировщика, пулеметчика-ре-гулировщика. Для организации регулирования движения каждое дорожно-комендантское отделение оснащено автомобилем, мотоциклом и радиостанцией.

ДП взвода включает начальника диспетчерского пункта, двух радиотелеграфистов-регулировщиков, водителя-регулировщика. Он оснащен автомобилем, радиостанцией, полевой кухней.

Командир дорожно-комендантской роты в своем приказе на организацию дорожно-комендантской службы гарнизонно-патрульным методом командиру дорожно-комендантского взвода дополнительно указывает состав гарнизона, место и время его оборудования, интервал патрулирования взводного участка ВАД комендантскими нарядами.

После получения задачи командир дорожно-комендантского взвода уясняет протяженность патрулируемого участка автомобильной дороги, место, время и состав гарнизона, дополнительно выделенные силы и средства, интервал патрулирования участка ВАД комендантскими нарядами, возможность нападения противника на гарнизон или комендантские наряды. Далее определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно, рассчитывает время, отдает указания по подготовке личного состава, вооружения, техники и технических средств организации и регулирования движения, проверке готовности радиостанций к работе, пополнении запасов боеприпасов и материально-технического имущества, указывает время готовности к выполнению поставленной задачи.

Оценивая обстановку и принимая решение, командир взвода обращает внимание на такие вопросы: изучение участков или районов, на которых необходимо сосредоточить основные усилия; порядок использования подвижных постов регулирования по организации патрулирования, сопровождения колонны, оборудования взводного гарнизона, обороны и охраны; порядок использования диспетчерского пункта и приданных средств в общей задаче взвода; состав резерва, его задачи, местонахождение и порядок использования; организация взаимодействия с соседними гарнизонами; порядок оказания медицинской помощи, эвакуации раненых, пополнения материальных средств, заправки и технического обслуживания техники в ходе выполнения задачи; организация управления. Принятое решение он оформляет на рабочей карте и по возможности докладывает командиру роты.

После утверждения решения командир взвода отдает приказ на организацию дорожно-комендантской службы, где указывает: возможность нападения противника на гарнизон и комендантские патрули; район и время оборудования гарнизона; интервал патрулирования взводного участка ВАД, приданные силы и средства; замысел действий по организации регулирования, сопровождения колонн по взводному участку; задачи дорожно-комендантским отделениям и диспетчерскому пункту; порядок организации взаимодействия с соседними дорожно-комендантскими подразделениями; время готовности к выполнению задачи, порядок представления донесений, сигналы управления и оповещения.

После отдачи приказа командир взвода обеспечивает его выполнение, решает вопросы организации взаимодействия, материально-технического обеспечения, уточняет внезапно возникшие задачи, принимает по ним решение и даст указания подчиненным.

Действия взвода по развертыванию и несению дорожно-комендантской службы гарнизонно-патрульным методом

В район гарнизона взвод может следовать в составе роты или самостоятельно. По прибытии в район командир взвода организует его рекогносцировку совместно с командирами отделений и начальником ДП, в ходе которой уточняет задачи подчиненным по оборудованию элементов гарнизона. Затем командир взвода составляет схему обороны и охраны, представляющую собой детально разработанное решение оформленное на карте или специальной схеме, где показывает позиции непосредственного и сторожевого охранений, огневую

позицию. В пояснительной записке к решению он указывает расчет с распределением личного состава по сигналам тревоги и схему связи.

Район размещения гарнизона командир взвода выбирает вблизи дороги (объекта) с учетом лучших условий для организации обороны и охраны. Во взводном гарнизоне личным составом оборудуются (рисунок 1) замаскированные огневые позиции, пункт управления взвода (место отдыха личного состава); устраиваются заграждения, укрытия для штатной техники, задержанных машин и аварийной техники, место для приема пищи, укрытия для радиостанции ДП, площадка для посадки вертолета. Место размещения взвода, охраняемый объект (узел) и участок дороги подготавливаются к круговой обороне. Отрываются стрелковые окопы для стрельбы стоя, окопы для пулемета «Утес» и СГМ, открытые и перекрытые щели. В наиболее опасных местах отрываются участки траншей, которым придается ломаное начертание, отдельные участки перекрываются. От пункта управления взвода до траншеи или группы одиночных окопов отрывается ход сообщения. Пункт управления взводом оборудуется в таком месте, которое позволяет вести наблюдение за прилегающей местностью. На ПУ оборудуются места для наблюдения, работы и отдыха личного состава взвода.

Рисунок 9.10 - Оборудование района взводного гарнизона (пункта управления коменданта участка):

1 - противопехотные мины направленного поражения: 2 - окоп для стрелка; 3 - пешие патрульные; 4 – место приготовления пищи; 5 – площадка для посадки вертолета; 6 – площадка для задержанных машин; 7 – диспетчерский пункт; 8 - проволочный забор; 9 - вероятное направление нападения противника; 10 - фугасные противопехотные мины; 11 – окоп на отделение с ходом сообщения; 12 - ПУ взвода; 13 – перекрытая щель; 14 - укрытие для техники.

Место для наблюдения обычно представляет собой ячейку, которая хорошо маскируется. Место для работы и отдыха - это блиндаж, обычно устраиваемый в центре ПУ.

В радиусе 150 - 200 м от центра гарнизона назначается запретная зона. Периметр зоны или же отдельные направления (подступы) по возможности ограждаются забором из колючей проволоки. Наиболее опасные направления (подступы) минируются.

Для непосредственной охраны взводного гарнизона назначается один трехсменный пост, личный состав которого несет службу наблюдением: 1-я смена - на посту регулирования, 2-я - на наблюдательном пункте (3-я смена - отдыхающая). Их взаимное расположение должно обеспечить наблюдение всех подступов к гарнизону.

Для штатной техники в районе гарнизона недалеко от дорог устраиваются простейшие укрытия, защищающие от светового излучения и ударной волны ядерного оружия, а также от осколков обычных средств поражения. Укрытия устраиваются на одну или две машины. При этом в целях уменьшения объемов земляных работ высота брустверов может быть увеличена до 100 - 150 см. Задержанная и аварийная техника укрывается в складках местности в районе гарнизона и маскируется, а при наличии сил и времени для нее устраиваются аналогичные укрытия в количестве 3 - 4 шт.

Место для приема пищи организуется в блиндаже, в траншее, ходе сообщения), на специальной площадке или в свободном от техники укрытии.

Работы по оборудованию гарнизона согласно требованиям по защите от ОМП проводятся в определенной последовательности. В первую очередь отрывают одиночные окопы и открытые щели, устраивают заграждения и оборудуют укрытие для радиостанции диспетчерского пункта. Во вторую очередь перекрываются щели, оборудуются пункт управления взвода и укрытия для штатной техники.

В дальнейшем отрываются траншеи и ходы сообщения, оборудуется площадка для посадки вертолета. При наличии в составе гарнизона дорожного взвода к выполнению работ по инженерному оборудованию привлекается его штатная техника.

Регулирование движения в районе гарнизона организуется выставлением неподвижных постов. Между гарнизонами (на взводном участке) дорожно-комендантская служба организуется патрулированием комендантскими нарядами, высылаемыми от взвода через 2 - 4 ч. Частота патрулирования определяется комендантом участка или же комендантом ВАД.

Комендантский наряд патрулирует участок ВАД на штатном транспортном средстве. Для уменьшения потерь личного состава комендантских нарядов, борта автомобилей могут обкладываться мешками с песком. В некоторых случаях патрулирование может осуществляться на приданных бронетранспортерах.

При проезде по дороге личный состав наряда осуществляет: контроль за соблюдением правил дорожного движения на ВАД; контроль за соблюдением мер светомаскировки; устранение пробок и заторов на участке ВАД; наблюдение за состоянием участков дорог, радиационной и химической обстановкой на них; устранение небольших препятствий и повреждений дороги; контроль за дорожными знаками; удаление неисправной техники с проезжей части; эвакуацию попутным транспортом пострадавших водителей, охрану имущества и техники при отправке пострадавшего водителя.

Кроме транспортного средства комендантский наряд оснащается штатным оружием (АКМ, пулеметами), радиостанцией, комплектом знаков ограждения, приборами химической и радиационной разведки.

Личный состав наряду с патрулированием основного маршрута ВАД производит периодическое патрулирование закрепленных за взводом запасных маршрутов и объездов, а также ведет разведку новых маршрутов, объездов крупных населенных пунктов.

Диспетчерский пункт взвода развертывается совместно с гарнизоном и работает так же, как и при линейном методе организации регулирования движения.

Личный состав взвода (гарнизона) в процессе несения службы распределяется следующим образом: 30 - 40% - несут дорожно-комендантскую службу патрулированием участка ВАД и охраняют взводный гарнизон; 30 - 40% - отдыхают; 20 - 40% - находятся в резерве в готовности к отражению нападения противника.

Командир взвода составляет боевой расчет на случай нападения на гарнизон, на патруль и на сопровождаемую колонну. В расчете он указывает, кто, по какому сигналу и что делает. Расчет уточняется при каждой смене комендантских нарядов.

Действия дорожно-комендантского взвода при организации дорожно-комендантской службы линейным методом.

Работа командира взвода при принятии решения и постановке задач

В приказе на организацию дорожно-комендантской службы командир роты указывает границы участка ВАД, места обязательного выставления постов регулирования, место диспетчерского пункта, особые задачи по регулированию движения, время готовности участка ВАД, время и место развертывания пункта управления взвода. Кроме того, в приказе указываются необходимые данные по организации обороны и охраны, взаимодействия, обеспечения и управления.

После получения приказа командир взвода уясняет задачу взвода по месту, времени и особенности организации службы, порядок организации взаимодействия, намечает мероприятия по подготовке взвода к выполнению задачи.

При расчете времени командир взвода определяет, сколько необходимо времени для совершения марша и организации службы, Сколько времени возможно выделить для подготовительных мероприятий.

Затем командир взвода отдает командирам отделений и начальнику диспетчерского пункта указания по подготовке взвода, в которых указывает: какие дополнительные средства (медицинские аптечки, индивидуальные противохимические пакеты, боеприпасы, сухие пайки и т. п.) получить у старшины роты; что сделать по подготовке технических средств регулирования, радиостанций и транспорта к работе; к какому сроку закончить подготовку.

Оценивая обстановку, командир взвода делает выводы, необходимые для принятия решения, а именно:

– где и какие объекты или участки дорог, на которых возможно нападение противника, что необходимо выполнить, чтобы обеспечить надежную защиту, оборону и охрану;

– способен ли взвод в данное время выполнить поставленную задачу, а если нет, то что необходимо сделать для его усиления, о чем просить командира роты;

– какие подразделения и части действуют в пределах и на границах взводного участка ВАД, где их командные пункты или пункты управления, чем они могут помочь в ходе выполнения задачи (в отражении нападения, в оказании медицинской, технической и другой помощи);

– на какие участки ВАД обратить внимание, что необходимо сделать, чтобы движение по ним было надежным и безопасным в любое время суток и года, а при необходимости - в чем просить помощи;

– сколько времени и в каких условиях предстоит нести службу постам регулирования, что надо сделать, чтобы не снизилась их боеспособность.

При оценке обстановки и принятии решения на дорожно-комендантскую службу линейным методом командир взвода должен постоянно помнить, что при этом методе личный состав постов регулирования будет действовать в зависимости от обстановки, длительное время в отрыве от своего взвода, в различных погодных, климатических и тактических условиях. Поэтому, с одной стороны, необходимо воспитывать и учить подчиненных самостоятельным действиям в таких условиях, а с другой - проявлять постоянное внимание и заботу к обеспечению их горячей пищей, теплой и влагозащитной одеждой, при необходимости оказывать помощь в обогреве и сушке обмундирования, доставке газет и писем.

В решении командир взвода определяет:

1. на каком участке (объекте) сосредоточить основное внимание, где выставить неподвижные посты регулирования, на каком участке и в каких границах организовать подвижное регулирование, где необходимо выставить дорожные знаки и кому это исполнить;

2. задачи постов регулирования и диспетчерского пункта;

3. кто, с кем, когда и какие вопросы взаимодействия должен согласовывать;

4. объем и сроки инженерного оборудования постов регулирования, диспетчерского пункта, отдельных участков дороги;

5. порядок действий при заражении местности и нападении противника;

6. порядок партийно-политического, материального и медицинского обеспечения личного состава, технического обеспечения, сроки и исполнителей;

7. порядок поддержания связи с постами регулирования.

В процессе принятия решения командир взвода оформляет рабочую карту (схему), на которой наносит направление ВАД и границы взводного участка, показатели состояния дороги, места выставления постов регулирования и диспетчерского пункта, пункты управления взвода и роты, места установки дорожных знаков, границы участков (районов) соседних подразделений, запасные маршруты, обходы и объезды и другие данные.

Затем командир взвода доводит до начальника диспетчерского пункта радиоданные и порядок использования радиостанции, проверяет готовность взвода и в назначенное время в составе роты либо самостоятельно с разрешения командира роты выдвигается со взводом к месту выполнения задачи.

Действия взвода при организации дорожно-комендантской службы линейным методом

По прибытии на границу закрепленного участка ВАД дорожно-комендантский взвод, если он совершил марш в колонне роты, выходит из нее и дальнейшее продвижение по участку совершает самостоятельно.

В процессе движения командир взвода постоянно сверяет дорогу и местность с картой, отмечая при этом участки, на которые необходимо обратить внимание в целях повышения пропускной способности (гололедица, воронки, разбитая техника и т. п.), и места, требующие выставления дополнительных дорожных знаков при проведении каких-либо других организационных мероприятий, по которым не было принято решение в подготовительном периоде. Учитывая быстрое изменение обстановки, в том числе и дорожной, эта работа проводится командиром взвода на закрепленном участке при каждом контрольном проезде.

В отмеченном на карте месте выставления поста регулирования командир взвода останавливает колонну, дает команду на построение поста, ставит конкретную задачу по особенностям несения службы, указывает место несения службы регулировщиком и его особые обязанности на данном посту, направление вероятного нападения противника, место возведения укрытия, объем работ по инженерному оборудованию и время готовности, вручая ему карточку поста (рисунок 2).

После постановки задачи командир взвода с остальным личным составом убывает к очередному месту выставления поста регулирования.

Расчет диспетчерского пункта по разрешению командира взвода может продолжить движение дальше самостоятельно.

По окончании выставления постов регулирования командир взвода прибывает в указанное место развертывания пункта управления, ставит задачу резерву личного состава на его оборудование и докладывает командиру роты о развертывании дорожно-комендантской службы на закрепленном участке.

В процессе несения службы командир взвода периодически совершает контрольные проезды по участку (не реже двух раз в сутки), проверяет порядок несения службы и уточняет задачи подчиненным, организует обеспечение их горячей водой и пищей и другими материальными средствами, принимает меры по обеспечению бесперебойного движения.

Рисунок 2 - Карточка поста регулирования

При постановке задач подвижному посту регулирования командир взвода дополнительно указывает границы участка патрулирования, особые обязанности, интервал патрулирования, места и наименование выставляемых дорожных знаков, с какими постами регулирования организовать взаимодействие, порядок действий по устранению задержек движения.

После получения задачи и убытия командира взвода начальник поста выставляет одного регулировщика на место несения службы и указывает порядок регулирования, наблюдения, охраны, а сам со вторым регулировщиком приступает к выполнению работ по инженерному оборудованию поста, цель которых заключается в отрывке трех окопов на направлениях вероятного нападения противника, указанных командиром взвода, щели для укрытия расчета поста регулирования с последующим ее перекрытием подручными средствами, в оборудовании места отдыха расчета поста регулирования.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что наличие оборудованного места отдыха содействует качественному выполнению задачи расчетом поста регулирования, поскольку имеется возможность отдохнуть, укрыться и обогреться в ненастную погоду, что важно и в психологическом плане. Поэтому, если нет возможности использовать в этих целях существующие постройки, личный состав поста регулирования возводит простейшие полевые постройки с применением подручных средств. Тип построек зависит от продолжительности несения службы в данном месте.

Начальник поста регулирования устанавливает график несения службы на посту, производит смену регулировщиков. Продолжительность несения службы определяется начальником поста в зависимости от состояния погоды и климатических условий. Одновременно несут службу два человека: дежурный регулировщик - на дороге в указанном месте, бодрствующий регулировщик - по охране района поста, а при необходимости он усиливает регулирование движения на дороге.

Действия дорожно-комендантского взвода при организации дорожно-комендантской службы методом сопровождения колонн.

Командир дорожно-комендантского взвода может получить задачу на организацию регулирования движения методом сопровождения:

– на взводном участке ВАД в течение всего или части времени несения службы;

– на каком-либо маршруте для одноразового сопровождения отдельной колонны в район назначения.

При организации регулирования на закрепленном участке ВАД методом сопровождения личный состав взвода должен хорошо изучить все особенности этого участка, состояние и условия проезда, возможные объезды и обходы, укрытия и участки, требующие при сопровождении повышенной бдительности и боеготовности.

Регулирование осуществляется только для колонного движения. Движение одиночных машин по участку в некоторых случаях не допускается, поэтому они на границах участка собираются в колонны либо присоединяются к организованным колоннам.

Командир взвода распределяет взвод на два расчета с задачами:

1-й расчет - в составе не менее двух постов регулирования организовать формирование колонн в районах ожидания на границах участка;

2-й расчет - организовать сопровождение колонн на участке между районами ожидания челночным способом (рисунок 3).

В целях обеспечения постоянного поступления информации об обстановке необходимо обеспечить надежную связь между расчетами с использованием штатных или приданных радиосредств.

Колонна, входящая по сигналу на участок ВАД из района ожидания, принимается 2-м расчетом взвода. При этом основная часть расчета на штатном автомобиле движется впереди колонны на удалении до 100 м (в пределах видимости и огневого взаимодействия), обеспечивая регулирование и охрану, а остальная часть расчета - в конце колонны, не допуская отставания машин и обеспечивая охрану с тыла. Между расчетами регулирования должка поддер -

живаться связь, так как командир взвода, двигаясь впереди, должен быть убежден в том, что вся колонна движется компактно и никто не отклонится от маршрута.

Если связь между расчетами регулирования не обеспечена, то целесообразно выделить в центр колонны подвижный пост регулирования, задачи которого заключаются в усилении контроля за выдерживанием правильного направления движения, дополнительной охране.

По прибытии на конец участка командир взвода передает колонну соседнему взводу для дальнейшего сопровождения. В некоторых случаях, особенно при сопровождении колонн через город в ночных условиях, командир взвода, двигаясь впереди колонны на удалении до 500 м, выставляет в местах поворотов и сложных пересечений регулировщиков с задачей указания направления движения, контроля за соблюдением мер маскировки и охраны. Непосредственно в голове колонны движется на мотоцикле специально назначенный пост регулирования, который ведет ее по маршруту и одновременно предупреждает регулировщиков. Конец колонны прикрывается машиной комендантского наряда, в котором старшим назначается один из начальников постов регулирования. Его дополнительная задача - снятие регулировщиков с постов (рисунок 4).

При недостаточном количестве регулировщиков отдельные направления на маршруте могут быть показаны временными дорожными знаками, которые также по указанию командира взвода выставляются первой и снимаются последней машиной комендантского наряда.

Во всех случаях регулирования методом сопровождения командир взвода обязан организовать постоянное ведение химической и радиационной разведки, обеспечить постоянную готовность личного состава к открытию огня из всех видов штатного оружия при нападении противника.

Действия дорожно-комендантской роты при развёртывании дорожно-комендантской службы сходу.

Работа командира роты при принятии решения и постановке задач

В условиях ограниченного времени командир роты организует развертывание дорожно-комендантской службы с ходу. Приказ на развертывание службы он получает от командира части, который указывает характер действий противника в районе выполнения задачи, задачу роте по организации дорожно-комендантской службы на участке ВАД, соседей и характер выполняемых ими задач, порядок обеспечения выполнения задачи и организацию управления.

Особенность работы командира заключается в том, что он не будет иметь возможности в полном объеме оценить обстановку и организовать взаимодействие заранее. Решение в данном случае принимается по карте, часто без учета данных разведки из-за их отсутствия, а затем в ходе развертывания службы это решение уточняется.

Уясняя задачу, командир роты должен уточнить маршрут выдвижения, условия совершения марша и время начала движения, границы ротного участка ВАД, места развертывания диспетчерских пунктов и пункта управления роты, время готовности службы, места развертывания пунктов управления соседних дорожно-комендантских рот и других частей и подразделений, выполняющих задачи в пределах ротного участка, наметить вопросы взаимодействия с ними; определить мероприятия, которые необходимо выполнить немедленно (организация разведки, подготовка подразделений роты).

В результате уяснения задачи и расчета времени командир роты отдает указания заместителю, командирам взводов и старшине роты по подготовке роты к маршу и выполнению задачи. Подготовка роты включает: проверку, текущий ремонт и заправку техники; проверку и подготовку к работе технических средств регулирования, связи; пополнение до установленных норм боеприпасов, химического, медицинского и другого имущества; получение и загрузку установленного запаса продовольствия. Командир роты назначает командира разведывательной группы, при необходимости - командира отряда обеспечения движения и ставит задачу на укомплектование их личным составом, техникой и на подготовку к выезду для проведения дорожно-комендантской разведки и пропуска колонны роты.

Кроме того, командир ставит задачу командиру дорожно-эксплуатационного взвода на формирование колонны тихоходной техники, обеспечение ее сопровождения и подготовку к самостоятельному совершению марша, если эта колонна выходит сразу же за отрядом обеспечения движения или разведкой. Затем принимает решение на организацию дорожно-комендантской службы на ротном участке ВАД, в котором определяет: замысел действий; направления сосредоточения основных усилий; метод организации дорожно-комендантской службы; порядок использования подразделений роты и их задачи; границы взводных дорожно-комендантских участков; места оборудования взводных дорожно-комендантских гарнизонов и выставления отдельных постов регулирования, диспетчерских пунктов и пунктов управления; порядок совершения марша (походный порядок, скорость движения, порядок боевого, материального и технического обеспечения, время начала движения); порядок и сроки разведки участка ВАД; вопросы, которые необходимо уточнить в ходе разведки; по каким вопросам, с кем организовать взаимодействие, кто исполнитель; мероприятия по боевому, материальному и техническому обеспечению в ходе выполнения задачи и ответственных за их исполнение; порядок поддержания связи, представления донесений; время и место развертывания пункта управления роты и заместителей.

Полнота и объем принятия решения зависят от времени, которым располагает командир роты, а также от исходной информации, указанной командиром части. Но в любом случае командир роты должен принять решение своевременно до начала выполнения задачи.

После принятия решения командир роты отдает подчиненным устный боевой приказ на организацию дорожно-комендантской службы. После этого он проверяет готовность роты, доводит задачу до личного состава и в установленное время дает команду на совершение марша.

Для уточнения решения и своевременной корректировки задач взводам в соответствии с реальной дорожной обстановкой командир роты организует разведку на ротном участке ВАД. При этом наиболее лучшим вариантом действий разведывательной группы будет такой, при котором к моменту прибытия роты на начало участка разведка будет закончена и командир группы готов доложить о ее результатах. В этом случае командир роты заранее (на стадии решения) планирует привал на границе участка, во время которого изучает данные разведки, уточняет ранее принятое решение и доводит его до командиров подразделений.

Задачу командиру разведывательной группы на проведение разведки командир роты ставит по карте лично. При этом указывает: время выхода и маршрут движения; мероприятия боевого обеспечения в ходе разведки; границы ротного участка и что должно быть уточнено; планируемые места развертывания пунктов управления взводов и роты, диспетчерских пунктов; куда и к какому сроку доставить результаты разведки.

В ходе марша командиры подразделений принимают решение на выполнение боевой задачи своими подразделениями, утверждают его у командира роты, организуют службу, наблюдение за химической и радиационной обстановкой, наземным и воздушным противником, отражение нападения противника, для чего заранее в период подготовки к маршу производят боевой расчет и указывают порядок действий по управлению подчиненными подразделениями.

Развертывание дорожно-комендантской службы с ходу

С выходом на ротный участок ВАД дорожно-комендантские взводы самостоятельно убывают на указанные участки и приступают к развертыванию службы. Задачу каждому посту регулирования командир взвода ставит во время движения согласно очередности. По карте или схеме ориентирует начальника поста регулирования о дорожной обстановке и указывает порядок действий. Необходимые сведения начальник поста регулирования записывает в блокнот.

После выставления постов регулирования в указанных командиром роты местах командир взвода принимает решение на выставление остальных постов согласно требованиям реальной дорожной обстановки и докладывает командиру роты о готовности участка.

В дальнейшем он организует взаимодействие с подразделениями, действующими в пределах взводного участка ВАД, разведку запасных участков, определяет потребность в дорожных знаках и указателях (по номенклатуре и количеству), организует оборону и охрану постов регулирования и объектов.

Диспетчерский пункт роты (взводов) также получает задачу в ходе выдвижения, а на месте развертывания задача уточняется. При этом задачами расчета диспетчерского пункта являются немедленное развертывание средств связи и вхождение в связь, учет движения и доклад на вышестоящий диспетчерский пункт сведений о движении.

Командир роты, уточнив задачи подразделений по данным разведки, доводит их до командиров в виде короткого распоряжения. В дальнейшем после доклада командиру части о развертывании службы он организует взаимодействие, обеспечение выполнения задачи, контроль и помощь подчиненным.

УСТНЫЙ ПРИКАЗ КОМАНДИРА ДОРОЖНО-КОМЕНДАНТСКОЙ РОТЫ НА РАЗВЕРТЫВАНИЕ ДОРОЖНО-КОМЕНДАНТСКОЙ

СЛУЖБЫ НА УЧАСТКЕ ВАД (ВАРИАНТ)

1. Противник ведет боевые действия с применением обычных средств поражения. Возможно нанесение ядерных ударов по населенным пунктам Востряково, Октябрьское. Объектами ракетно-артиллерийского удара могут быть Сараево, Новинкино, Пинеж. В районе Петрово, Окатово, Юрьев замечено действие диверсионно-разведывательных групп составом до взвода.

2. 1 дкр поставлена задача к 01.00 26.04 с ходу развернуть дорожно-комендантскую службу на участке ФВАД № 1 Бронское, Суворове, Красный Партизан, Видное, Варкутинск, Щедрово протяженностью 96 км с пропускной способностью 6000 авт./сут.

Дорожно-комендантскую службу на участке Бронское, Суворове, Красный Партизан, Варкутинск, Щедрово развернуть линейным методом, на участке Видное, Варкутинск - гарнизонно – патрульным методом.

3. На участке роты действует 2 понр с задачей технического прикрытия моста через р. Теша. ПУ с 20.00 25.04 в районе Столбцы.

На участке ФВАД № 1 Щедрово, Новопетровск, Хапово, Саратовск дорожно-комендантскую службу развертывает 2 дкр. ПУ с 20.00 25.04 в районе 2 км зап. Новопетровска.

– основные усилия роты сосредоточить на эксплуатации участка ФВАД № 1 Варкутинск, Щедрово, на обеспечение бесперебойного движения в районе мостовой переправы через р. Теша;

дорожно-комендантскую службу развернуть с ходу , на участке Бронское, Суворово, Красный Партизан, Варкутинск, Щедрово - линейным методом, на участке Видное, Варкутинск - гарнизонно-патрульным методом;

– подразделения использовать: 1 дкв на участке Бронское, Суворово, Красный Партизан, Видное; 2 дкв на участке Видное, Варкутинск, Щедрово; гарнизон оборудовать в районе 3 км зап. Столбцы; 3 дэв - для эксплуатационного содержания участка ВАД № 1 Видное, Варкутинск, Щедрово; резерв в составе одного отделения 2 дкв иметь при управлении роты.

5. Приказываю:

– 1 дкв к 18.30 25.04 передать обслуживаемый участок ФВАД № 1 Зорька, Ореховое, Станица, Новомосковск 2/14 дкб, совершить марш по маршруту Новомосковск, Сухое, Бронское и к 01.00 26.04 организовать регулирование движения и диспетчерский контроль на участке Бронское, Суворово, Красный Партизан, Видное. Основное внимание обратить на регулирование движения на участке Суворово, Красный Партизан. ДП № 2 развернуть в районе 3 км вост. Знаменки. Диспетчерские сводки передавать по прохождении колонн. Посты регулирования выставить: № 1 в районе ж.-д. переезда 2 км сев. Суворово, остальные - своим решением. Взаимодействие осуществлять: со 2 дкв, ПУ в районе 3 км зап. Столбцы - по вопросу регулирования движения в районе Видное; с 3 дэв, ПУ в районе 3 км зап. Столбцы - по вопросу эксплуатационного содержания взводного участка; ПУ взвода с 21.30 иметь в районе 3 км вост. Знаменки.

– 2 дкв к 18.30 25.04 передать обслуживаемый участок ФВАД № 1 Саранское, Черное, Южное, Зорька 2/14 дкб, совершить марш по маршруту Зорька, Станица, Новомосковск, Суворово, Видное и к 01.00 26.04 организовать регулирование движения и диспетчерский контроль на участке Видное, Варкутинск, Щедрово. Основные усилия сосредоточить на регулировании движения на участке Видное, Варкутинск. ДП № 3 развернуть в районе 2 км зап. Столбцы. Диспетчерские сводки передавать по прохождении колонн. Посты регулирования выставить: № 1, 2 - в районе мостовой переправы через р. Теша, остальные - своим решением. Взаимодействие осуществлять: с 1 дкв, ПУ в районе 3 км вост. Знаменки, с 3 дэв, ПУ 3 км зап. Столбцы - по вопросам эксплуатационного содержания участка; со 2 понр, ПУ в районе Столбцы- по вопросам пропуска колонн, охраны и обороны моста через р. Теша. ПУ взвода с 22.00 иметь в районе размещения гарнизона 3 км зап. Столбцы.

– 3 дэв к 18.30 25.04 передать обслуживаемый участок ФВАД № 1 Саранское, Южное, Зорька, Станица, Новомосковск 2/14 дкб, совершить марш по маршруту Зорька, Новомосковск, Бронское, Красный Партизан, Видное и к 01.00 26.04 организовать эксплуатационное содержание дороги на участке Видное, Варкутинск, Щедрово. Основные усилия сосредоточить на эксплуатационном содержании дороги и подъездов в районе мостовой переправы через р. Теша и на обходе. Взаимодействие осуществлять со 2 дкв, ПУ 3 км. зап. Столбцы - по вопросу регулирования движения в районе переправы и на обходе. ПУ взвода с 22.00 иметь в районе размещения гарнизона 3 км зап. Столбцы.

– ДП № 1 в составе 1 дкв совершить марш в район 2 км сев. Видное и к 21.30 25.04 развернуть диспетчерский пункт с задачей организации диспетчерского контроля на участке ФВАД № 1 Бронское, Суворово, Красный Партизан, Видное, Варкутинск, Щедрово. Диспетчерские сводки представлять по прохождении колонн. Взаимодействие осуществлять с 1/2 дкв по вопросам обороны и охраны.

Отделению технического обслуживания и медицинскому пункту совершить марш в составе 1 дкв и к 20.00 25.04 развернуться в районе ПУ роты. Взаимодействие осуществлять с 1/2 дкв по вопросам обороны и охраны.

6. Материальные средства получать со складов батальона, расположенных в районе Вереск. Неисправную и поврежденную технику направлять в отделение технического обслуживания в район ПУ роты. Технику, требующую капитального ремонта, направлять в район Ситово. Эвакуацию раненых и больных производить в медпункт роты.

7. Время готовности к выполнению задачи 18.00 25.04.

8. Сигналы оповещения:

– о радиоактивном (химическом, биологическом) заражении - «Радиационная опасность» («Химическая тревога»), по радио - 555, сигнальный патрон СХТ;

– о воздушном нападении - «Воздух», по радио - 333, сигнальный патрон красного огня;

– о наземном нападении - «Противник справа (слева), огонь», по радио - 222, серия сигнальных патронов красного огня в сторону противника.

Сигналы управления: боевая тревога - «Тревога», по радио - 141, сигнальный патрон красного дыма; … и т. д.

Связь через диспетчерские пункты и посыльными.

Донесения представлять по прибытии на место немедленно, далее - через каждые 2 ч.

9. ПУ роты с 21.30 в районе 2 км. сев. Видное.

Мои заместители: штатный и командир 1 дкв.

Действия дорожно-комендантских подразделений при организации обороны и охраны районов расположения, важных дорожных объектов, районов выполнения задач.

Работа командира подразделения при принятии решения

и постановке задач

В ходе выполнения различных задач дорожные и мостовые подразделения могут действовать в отрыве от своих частей, что накладывает на командиров подразделений особые обязанности по организации обороны и охраны.

Указания по организации обороны и охраны командиры подразделений получают при постановке им задач в боевых приказах. Получив задачу на организацию обороны и охраны района расположения подразделения или важного дорожного объекта, командир подразделения уясняет характер условий ее выполнения, место расположения района или объекта, возможность воздействия противника различными способами и видами оружия, время готовности к выполнению задачи.

В результате определения мероприятий по подготовке подразделения к выполнению предстоящей задачи и расчета времени командир подразделения отдает указания по подготовке техники, вооружения, шанцевого инструмента и средств связи, дополучению боеприпасов и другого материально-технического имущества, указывает время готовности подразделения, время и место получения приказа на организацию обороны и охраны.

В ходе оценки обстановки, которую командир подразделения должен проводить непосредственно в районе расположения подразделения или важного дорожного объекта, он более тщательно анализирует вероятные действия противника с учетом характера местности, учитывая сведения о противнике, полученные от старшего начальника, возможности своего и приданных подразделений, границы района, наличие подъездных и внутренних дорог, условия организации обороны и охраны, наличие скрытых подступов.

На основании оценки обстановки командир подразделения принимает решение, в котором определяет: места размещения пунктов управления подчиненных подразделений, техники, продовольственного пункта; организацию непосредственного охранения района расположения; участки оборудования позиций подразделений; секторы обстрела; объем, очередность и сроки выполнения работ по инженерному оборудованию района; сигналы оповещения и управления, действия личного состава.

При постановке задач на расположение на месте командир роты в боевом приказе указывает:

– взводам - места расположения, порядок их занятия и инженерного оборудования;

– охранению - состав, маршруты дневного и ночного патрулирования, порядок открытия и ведения огня, поддержания связи и доклада о противнике, порядок смены, пропуск и отзыв;

– дежурному подразделению - состав, к каким действиям быть готовым, сигнал вызова.

Затем командирам подразделений он указывает позиции, порядок их подготовки и выхода на них, возможный маневр огнем. Каждый командир подразделения разрабатывает план обороны и охраны, представляющий собой решение, оформленное на карте или схеме.


| | | | | | | | | | | | 13 | | | |

ЛЕКЦИЯ № 27

по дисциплине «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ ДОРОЖНО-КОМЕНДАНТСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ»

Санкт-Петербург

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ИМ. ГЕНЕРАЛА АРМИИ А.В. ХРУЛЕВА

Учебное отделение (подготовки мобилизационного резерва)

Несекретно

Экз. № ____

УТВЕРЖДАЮ

Старший преподаватель кафедры № 18

подполковник

В. Трепалин

«____» _______________ 20___ г.

капитан Е. Курбатов

ЛЕКЦИЯ № 27

Тема: «ДКС в наступлении, комендантская служба в обороне»

Для студентов, проходящих обучение по программам военной подготовки сержантов запаса по специальности:

907 Специальности дорожно-комендантской службы.

по дисциплине «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ ДОРОЖНО-КОМЕНДАНТСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ»

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры

(предметно-методической комиссии),

протокол № ____ от ____ ____________ 20 __ г.



Санкт-Петербург

ВВЕДЕНИЕ.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. ДКС на маршрутах выдвижения из районов сосредоточения и ожидания, на проходах в инженерных заграждениях, при форсировании водных преград, на маршрутах перемещения пунктов управления.

2. Организация ДКС при наступлении в горах и другой труднопроходимой местности.

3. ДКС на участках просматриваемых противником, в районах дислокации войск.

4. Организация ДКС в обороне в горах и другой труднопроходимой местности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Тактика подразделений дорожных войск. Учебник. – СПб.: ВАМТО, 2013

2. Организация дорожного обеспечения операций. Учебник. – СПб.: ВАТТ, 2008, глава 3.

3. Тактика подразделений материального обеспечения. Учебник. – СПб.: ВАМТО, 2013.

4. Тактика дорожных войск. Учебник. – СПб.: ВАТТ, 2005, глава 1, инв. № 01776, 01889.

5. Организация эксплуатации ВАД. Учебник. –СПб.: ВАТТ, 2008, инв. № 02039.

6. Организация дорожного обеспечения операций. Учебное пособие. – СПб.: ВАТТ, 2004, инв. № 01874.

7. Организация технического прикрытия ВАД. Учебное пособие. –СПб.: ВАТТ, 2008, инв. № 01892.

8. Организация восстановления ВАД. Учебное пособие. –СПб.: ВАТТ, 2007, инв. № 01951.

Дополнительная:

1.Военно-дорожная подготовка. Учебник. М.: ВИ, 2002 г.

2.Дорожно-комендантская подготовка. Учебник. М.: ВИ, 2002 г.

3.Учебное пособие. Организация дорожного обеспечения операций. – СПб.: ВАТТ, 2004, глава 1.

4.Учебное пособие. Основы дорожного обеспечения объединенных группировок войск (сил) в вооруженных конфликтах. – СПб.: ВАТТ, 2004.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Наглядные пособия:Комплект слайдов по теме лекции.

2. Технические средства обучения: Мультимедийная установка

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Лекция читается слушателям в ходе изучения дисциплины «Специальная подготовка для дорожно-комендантских подразделений» и призвана сформировать у слушателей понимание роли и значения дорожного обеспечения в системе транспортного и материально-технического обеспечения войск. Она базируется на положениях документов по управлению дорожными войсками и движением на военно-автомобильных дорогах и включает ряд определений и понятий, отражающих опыт совершенствования организационной структуры дорожных войск, теории и практики дорожного обеспечения.

Во введении необходимо обосновать актуальность темы, заключающуюся в необходимости знаний обязанностей личного состава ДП, организации работы ДП для успешного достижения целей операций и боевых действий ВС РФ в крупномасштабных, региональных, локальных войнах и вооруженных конфликтах. На примерах Великой Отечественной войны, Афганистана и Чечни следует обратить внимание на то, что во всех этих событиях применялись дорожные войска. Причем прослеживается четкая тенденция увеличения численности дорожных войск по мере разрастания военного конфликта.

При изложении учебного материала целесообразным следует считать следующее распределение времени:

введение - 5 мин.; первый учебный вопрос - 20 мин.; второй учебный вопрос - 20 мин; третий учебный вопрос - 20 мин; четвертый учебный вопрос - 20 мин; заключение - 5 мин.

ВВЕДЕНИЕ

Выдвижение войск, соединений (частей) и учреждений МТО из глубины страны на театр военных действий, как показывает опыт, - одна из важнейших задач, стоящих перед ними в современных операциях. Они проводились и во время Великой Отечественной войны и в период локальных войн и вооруженных конфликтов. К их обеспечению часто привлекались дорожные войска. Так, при подготовке Берлинской стратегической операции, в апреле 1945 г., была осуществлена перегруппировка войск 2-го Белорусского фронта из района Данциг на рубеж р. Одер. В полосе перегруппировки каждой армии один маршрут подготавливался и содержался дорожными войсками фронта. В армиях силами ОДЭБов организовывалась комендантская служба на маршрутах движения стрелковых корпусов. В ходе войны в РА также использовалась 278 дкбр как при вводе, так и при выводе войск из этого региона.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

Первый вопрос: ДКС на маршрутах выдвижения из районов сосредоточения и ожидания, на проходах в инженерных заграждениях, при форсировании водных преград, на маршрутах перемещения пунктов управления.

Существенное влияние на построение воинского движения (транспортного потока) имеют особые условия, к которым можно отнести: условия плохой видимости (ночь, туман, пыль, метель, дым), движение в крупных населенных пунктах, зимой, в горных районах, лесисто-болотистой и пустынно-степной местностях, под воздействием противника, по проходам в минных полях, на зараженных участках.

Организуя движение ночью, командир подразделения (начальник колонны) предоставляет возможность водителям отдохнуть днем, проводит подробный инструктаж об особенностях движения по маршруту, доводит сигналы управления и порядок действий по ним, проверяет правильность крепления грузов на автомобилях, исправность светомаскировочных устройств, приборов ночного видения.

При движении ночью соблюдается установленный режим свето- маскировки, дистанция между машинами сокращается, скорость уменьшается. Если движение разрешено с полным светом фар, при наличии только одной фары (в случае повреждения одной фары) светящаяся фара должна находиться с левой стороны автомобиля. При вынужденном движении без света необходимо снижать скорость до 10 км/ч. При движении в условиях плохой видимости увеличивается дистанция между машинами, уменьшается скорость, при этом не следует пользоваться полным светом фар, так как, отражаясь в частицах тумана (пыли, дыма), свет создает впереди белое пятно, ухудшающее видимость дороги и препятствий на ней.

Маршрут движения автомобильных колонн в крупных населенных пунктах выбирается с наименьшим (даже если это удлиняет путь следования) количеством поворотов по его окраинам. При этом ширина улиц должна исключать образование сплошных за- валов в случае разрушения зданий. Ширина улиц В определяется по формуле

где Н - высота зданий, м.

Если ВАД проходит в крупном населенном пункте, то на въезде и на выезде из него выставляются посты регулирования движения, имеющие схему маршрута движения в данном населенном пункте.

При движении в сухую погоду при хорошей видимости на улицах с твердым покрытием дистанцию можно снизить до минимальной, уменьшенной примерно вдвое, против номинальной ее величины. При вынужденной остановке автомобиля на узкой улице принимаются меры для эвакуации его с проезжей части в ближайший проезд, если невозможно вывезти его из города на буксире.

На мостах автомагистралей, имеющих ширину, равную проезжей части дороги, скорость машин и дистанция между ними сохраняются такими же, как и на дороге. При подъезде к мостам, имеющим ограниченную грузоподъемность, с возвышающимся настилом над уровнем дороги следует снижать скорость движения и поочередно проезжать мост без маневрирования, резкого торможения, остановок и поворотов.

При вынужденной остановке автомобиля на мосту необходимо принять все доступные меры, чтобы быстрее освободить мост, вплоть до сбрасывания машины в реку, как было в годы Великой Отечественной войны.

Брод автомобили преодолевают на пониженной передаче, начиная движение после выхода на берег впереди идущего.

Если протяженность брода более 50 м, грунт дна реки и берегов прочный, допускается проход автомобилей без остановки с дистанцией не менее 50 м. По броду или подводному мосту машины должны двигаться равномерно, без торможений и ускорений, не переключая передач. На более глубоких местах следует закрывать жалюзи радиатора, а в необходимых случаях снимать ремень вентилятора. После прохождения брода тормозные колодки просушиваются путем легкого притормаживания во время движения автомобиля с небольшой скоростью. Для вытаскивания застрявших автомобилей на каждый брод из состава проходящей колонны выделяется тягач с лебедкой и тросом длиной не менее протяженности брода.

При первой возможности после преодоления брода производится контрольный осмотр машин.

На переправах по льду движение осуществляется плавно, на пониженных скоростях, избегая резких торможений, остановок, поворотов и обгонов. Скорость машин должна быть не более 10-15 км/ч, двери кабин должны быть открыты, личный состав высажен из кузова. При движении с прицепом по льду недостаточной толщины прицеп необходимо буксировать на длинном тросе. Дистанция между машинами устанавливается не менее 50 м. При ширине переправы менее 50 м очередной машине разрешается выезжать на лед только тогда, когда передняя машина вы- шла на противоположный берег.

При движении по железнодорожным переездам в одном уровне на действующих железных дорогах из состава колонны выделяется дежурный тягач с буксиром на все время преодоления его для своевременной эвакуации внезапно остановившихся из-за технических неисправностей машин.

Перед преодолением переезда необходимо убрать негабаритные предметы (антенны и т. д.), особенно на электрифицированных железных дорогах.

В пределах переезда запрещается переключать передачи, выключать сцепление, совершать остановки и обгон.

Запрещается выезжать на переезд при отсутствии шлагбаума, сигнализации, при открытом шлагбауме, негорящих сигналах светофора, если к переезду приближается поезд (локомотив, дрезина).

Для пропуска поезда автомобиль останавливается не ближе 5 м от шлагбаума или светофора, а при их отсутствии - не ближе 10 м до первого рельса.

При вынужденной остановке на переезде водитель обязан вы- садить всех людей и немедленно принять все зависящие от него меры для освобождения переезда. Особенно если он двигается самостоятельно (не в колонне). Если невозможно убрать автомобиль с переезда, водитель должен направить наблюдателей вдоль пути вправо и влево на удаление не менее 1000 м в целях остановки приближающегося поезда, предварительно проинструктировать их об этом, а при отсутствии людей самому бежать навстречу поезду, подавая сигналы остановки поезда. Сигналом остановки поезда является кругообразное движение руки или какого-либо предмета (красная тряпка, ветка кустарника и др.), а ночью - движение зажженного фонаря или факела.

Запрещается переезжать железнодорожные пути в неустановленных местах, самовольно открывать шлагбаумы или объезжать их.

Наиболее сложные условия движения возникают зимой: тормоз- ной путь увеличивается в 5-6 раз, наличие снежного покрова, низ- кие температуры, неустойчивость погоды, гололед, короткий световой день, усложняется и эксплуатация машин. Поэтому в ходе подготовки к движению в зимних условиях проводятся мероприятия по утеплению двигателей, аккумуляторных батарей и предупреждению обледенения стекол кабин, система охлаждения двигателей заправляется низкозамерзающими охлаждающими жид- костями, автомобили укомплектовываются шанцевым инструментом и средствами противоскольжения, а личный состав обеспечивается теплыми обмундированием и обувью. При формировании колонны дополнительно в замыкание включаются водомаслогрейки, резервные аккумуляторные батареи, печи к ним, палатки для обогрева личного состава, а также смазочные материалы, низкозамерзающие охлаждающие й тормозные жидкости.

При движении по зимним дорогам водители должны быть особенно внимательны. Как правило, скорость движения снижается и увеличивается дистанция между машинами в колонне. В условиях гололеда обязательно должны включаться передние ведущие мосты и использоваться цепи противоскольжения, блокироваться дифференциалы и снижаться давление в шинах.

Начало движения машины с места зимой осуществляется плав- но, без рывков и буксовки. Не допускается резкое торможение машины. На зимних дорогах торможение осуществляется уменьшением количества оборотов двигателя и при необходимости дополнительным, очень осторожным пользованием рабочим тормозом без выключения сцепления. Боковой крен по возможности не должен допускаться, а переключение передачи следует производить на прямых участках. Переключение передач должно быть быстрым, так как в момент переключения двигатель оказывается разъединенным с силовой передачей и перестает оказывать тормозящее действие, что может вызвать занос или сползание автомобиля в сторону. Не следует заезжать передними колесами на рыхлую заснеженную обочину - это может вызвать занос автомобиля.

При разъездах со встречным транспортом на узких заснеженных дорогах рекомендуется снижать скорость движения или останавливаться, выбрав удобное место. Одиночный автомобиль должен уступить дорогу колонне, а порожний или с небольшим грузом - груженому автомобилю.

Переметы и снежные сугробы преодолеваются с ходу путем использования инерции автомобиля после разгона. При большой длине заснеженного участка нужно включать заранее пониженную передачу, чтобы преодолеть этот участок. Если снег глубокий и проезд автомобиля невозможен, необходимо расчистить снежный покров или уплотнить его.

В зимних условиях часто возможны метели, туманы. В этих условиях скорость машин снижается, дистанция между машинами (если нет гололеда) сокращается, категорически запрещается об- гон машин и выезд на середину дороги. В движении и на стоянках обязательно включаются внешние габаритные световые приборы, а при необходимости подаются и звуковые сигналы. В особо тяжелых условиях, например при густом тумане, необходимо остановить машину (колонну), оставив включенными внешние световые приборы, и переждать до улучшения видимости, а при необходимости могут подаваться и звуковые сигналы.

Второй вопрос: Организация ДКС при наступлении в горах и другой труднопроходимой местности.

В местах крутых подъемов и спусков начальники колонн на время их преодоления выделяют дежурные тягачи с лебедками и другими эвакуационными средствами, предусматривают посыпку песком таких участков.

Движение машин по дорогам в холмистых и горных районах производится с соблюдением особых правил, обеспечивающих безопасность движения и предупреждающих заторы на дороге.

До начала движения осуществляются тщательная проверка технического состояния машин и их обслуживание, особое внимание обращается на исправность рабочего и стояночного тормозов, рулевого управления, системы охлаждения (особенно системы подачи топлива), проверяются наличие давления воздуха в ресиверах, состояние автомобильных шин, наличие и правильная укладка горных колодок (упоров), средств повышения проходимости, обеспечение средствами противоскольжения и экстренного торможения против опасности скатывания автомобиля под уклон (башмаки, клинья, колодки, горные упоры, цепи противоскольжения). Производится при этом доукомплектование машин запасными частями, водительским и шанцевым инструментом, дополнительными емкостями с горючим и специальными жидкостями, средствами утепления и маскировки, оборудованием автомобилей противотуманными фарами; обеспечение личного состава светозащитными очками, теплым обмундированием и дополнительным продовольственным пайком; обеспечение колонн необходимыми радиосредствами; проведение с водителями занятий по правилам вождения машин и автопоездов в горных районах.

Движение по участкам ВАД в горных районах осуществляется при условии, что на узких горных дорогах движение осуществляется только в одну сторону и по возможности в светлое время су ток. При преодолении затяжных подъемов дистанция между машинами увеличивается до 100 м, включаются передние ведущие мосты, пониженные передачи раздаточных коробок, производится блокировка дифференциалов. В необходимых случаях используются средства повышения проходимости. В особо опасных местах личный состав спешивается.

На крутых подъемах начинать движение очередному автомобилю разрешается лишь после того, как встречный достигает спуска, а впереди идущий автомобиль - вершины подъема. При выезде на вершину и на поворотах в дневное время обязательна подача звукового сигнала, а в ночное - светового (если это допустимо по условиям светомаскировки). При вынужденной остановке необходимо автомобиль поставить на тормоз и немедленно подложить колодки или камни под задние колеса, включить заднюю или переднюю (в зависимости от расположения автомобиля на уклоне) передачу. Буксирование в горах допускается только с помощью жесткого буксира до ближайшей ровной площадки. С хорошей видимостью при гололедице -буксирование не допускается.

В момент скатывания машины назад запрещается включение передачи для движения вперед. После того как машина надежно затормозится, начинается трогание с места вперед.

На участках, где встречный разъезд затруднен, дорогу уступают машинам, движущимся на подъем. Движение на спусках с выключенными двигателем и сцеплением или при нейтральном положении рычагов коробки передач запрещается.

После преодоления подъемов и спусков необходимо подтянуть колонну в целях сокращения дистанции до установленных размеров, для чего головной автомобиль останавливается или снижает скорость до подтягивания всех машин.

После преодоления затяжных и крутых подъемов должна назначаться кратковременная остановка колонны по возможности у источника воды. Для остановки следует выбирать открытый участок дороги, обеспечивающий видимость в обоих направлениях не менее чем на 100 м.

При движении по дорогам в лесисто-болотистой местности необходимо обеспечивать автомобили средствами повышенной про- ходимости, шанцевым инструментом, особенно такими, как пила, 75 топор, лопата, а также тросами для растаскивания лесных завалов, заблаговременно заготовить колейные мостики (не менее одного на 10 машин), хворостяные дорожки (одна на пять машин), жест- кие буксиры (один на два автомобиля), лебедки для самовытаскивания. Создание повышенных запасов запасных частей (особенно системы питания, управления и амортизации), проведение профилактических мероприятий против заболевания личного состава энцефалитом и малярией также обязательны при подготовке к передвижению по лесисто-болотистой местности. Для преодоления труднопроходимых заболоченных участков необходимо устраивать настилы (колейные покрытия) из подручных материалов или возимых дорожек, матов, колейных мостиков. В начале и в конце такого участка необходимо выставлять дежурные тягачи (автомобили повышенной проходимости) с лебедками и буксирами.

Районы привалов выбираются невдалеке от опушек леса на твердом грунте, с тем чтобы при возникновении пожара можно было быстро вывести колонну из леса.

В пустынно-степной местности автомобили обеспечиваются средствами повышенной проходимости, создаются повышенные запасы горючего и смазочных материалов, воды (питьевой и на технические нужды). Причем воду желательно перевозить в малых емкостях, что обеспечивает рассредоточение и сокращение потерь. Пополняются индивидуальные запасы воды каждого военнослужащего и производится инструктаж личного состава о характере питьевого режима, всем выдаются светозащитные очки и костюмы, предохраняющие от перегрева, солнечных и тепловых ударов. Для питания личного состава подбираются продукты, которые не вызывают излишней жажды, не портятся от жары и не требуют большого количества воды на их предварительную обработку.

Движение колонн в целях маскировки должно осуществляться преимущественно ночью, при этом в жаркое время необходимо как можно чаще устраивать пятиминутные остановки машин для охлаждения двигателей, экономно расходовать запасы воды на технические и другие нужды, чаще осуществлять очистку воздушных, масляных и топливных фильтров. Во время движения колонны должны использовать накатанную колею, не допуская резких поворотов на ней. Одиночные машины двигаются по дорогам пустынно-степной местности только в составе проходящих колонн.

На автомобильные колонны, двигающиеся по ВАД, может воздействовать наземный или воздушный противник. При нападении авиации противника необходимо продолжать движение, соблюдать маскировку. Рекомендуется закрыть стекла кабины, вентиляционные люки, увеличить скорость движения и дистанцию между машинами до 100 м и более. При наличии съездов с дороги машины выводятся на параллельные дороги или в укрытия. При отсутствии укрытий движение продолжается по параллельным дорогам и вне дорог рассредоточенно, по команде начальника колонны личный состав ведет залповый огонь по низколетящим воздушным целям.

В случае нападения наземного противника (диверсионно-разведывательных групп) колонна по возможности уходит от места нападения или останавливается и личный состав немедленно отражает нападение противника, действуя согласно установленному боевому расчету. Водители одиночных машин при нападении на- земного противника увеличивают скорость и уходят от места на- падения либо отражают нападение, по возможности спрятав машину в ближайшем укрытии.

Начальник колонны (водитель) сообщает о нападении противника ближайшему посту регулирования или диспетчерскому пункту.

Преодоление зараженных участков ВАД осуществляется в индивидуальных средствах защиты с закрытыми вентиляционными люками, стеклами кабин, жалюзи радиатора и тентами машин. Скорость и направление движения выбираются такими, чтобы автомобиль не попадал в облако пыли, поднимаемое впереди иду- щей машиной. Остановки транспорта, выход личного состава из транспорта на зараженную территорию запрещены. После преодоления зараженного участка производится частичная или полная специальная обработка. Начало и конец зараженного участка обозначаются указками, где указан вид заражения и его параметры, при необходимости выставляются регулировщики.

Движение по проходу в минном поле осуществляется на пониженной передаче с дистанцией между машинами до 100-150 м. Обгон, маневрирование, остановки, резкие торможения в проходе категорически запрещаются. После преодоления минного поля колонна подтягивается на установленные дистанции и продолжа- ет движение в заданном направлении

Третий вопрос: ДКС на участках просматриваемых противником, в районах дислокации войск.

В условиях боевых действий постоянно существует угроза нападения как авиации, так и диверсионно-разведывательных групп противника на движущиеся колонны или другие объекты, вблизи которых выставлены посты регулирования. Поэтому каждый пост регулирования должен иметь соответствующее инженерное оборудование, позволяющее не только защищать личный состав от поражающих факторов оружия массового поражения, но и отразить непосредственное нападение наземного противника.

Неподвижные посты регулирования целесообразно выставлять в такой последовательности:

произвести рекогносцировку участка ВАД и определить места выставления постов регулирования;

командир взвода ставит задачу начальнику поста и выставляет на пост регулировщика первой смены;

начальник поста со свободным от несения службы регулировщиком изучает место расположения поста регулирования, выбирает места отрывки окопов и щели для укрытия личного состава поста, составляет схему его фортификационного оборудования;

в первую очередь отрываются окопы для стрельбы из стрелкового оружия, а затем оборудуется открытая щель, которая в дальнейшем перекрывается и маскируется.

Постановка задачи посту регулирования производится в такой последовательности:

производится ориентирование на местности, при котором указываются стороны света; направление и расстояние до ближайших населенных пунктов; места расположения ближайших постов регулирования, диспетчерских пунктов и других дорожных подразделений; направления обходов участков разрушений, заграждений, населенных пунктов; направления возможного воздействия противника;

ставится задача посту регулирования по регулированию движения с указанием основных направлений, особенностей пропуска отдельных колонн и несения службы; по фортификационному оборудованию поста регулирования (последовательность и сроки); по действиям поста регулирования в случаях применения противником оружия массового поражения, нападений диверсионно-разведывательных групп, авиации противника и в других случаях; по взаимодействию с соседними постами; по представлению донесений командиру взвода; указывается время готовности поста к выполнению задачи, сигналы оповещения, место командира взвода.

При этом необходимо учитывать, что полнота фортификационного оборудования будет зависеть от длительности пребывания поста регулирования на одном месте, которая может быть от нескольких часов (на АВАД) до нескольких суток (на ОВАД) и даже недель (на ВАДЦ).

Для фортификационного оборудования поста регулирования движения необходимо выполнить составом из трех человек большой объем земляных работ. Поэтому всегда надо стремиться приспосабливать естественные укрытия или имеющиеся ранее отрытые подобные сооружения, оставленные нашими войсками, устроенные противником, а также воронки, канавы, рвы, котловины и прочие углубления.

При несении службы личный состав поста регулирования может распределять выполнение своих обязанностей следующим образом - один регулировщик, находясь на посту, выполняет свои обязанности по регулированию движения, другой, находясь в укрытии, ведет наблюдение за местностью, включая через установленные промежутки времени приборы химической и радиационной разведки, с тем чтобы своевременно обнаружить заражение воздуха и оповестить об этом находящийся вблизи личный состав и автомобильные колонны. Начальник поста в это время может отдыхать либо заниматься хозяйственными работами, необходимыми для жизни и деятельности поста. В случае нападения наземного противника все регулировщики занимают подготовленные окопы согласно боевому расчету и отражают нападение, используя имеющиеся вооружения и боеприпасы.

Четвертый вопрос: Организация ДКС в обороне в горах и другой труднопроходимой местности

При организации регулирования движения на горных дорогах особое внимание уделяется перевальным участкам, ущельям, переправам через горные реки и другим труднопроходимым местам. На каждый перевал назначается комендант. Вход на перевал и вы- ход с него перекрываются шлагбаумами, возле которых выставляются посты регулирования, возглавляемые офицерами. Между постами организуется надежная радио- или проводная связь. Входной и выходной посты осуществляют пропуск колонн в строго установленной очередности, не допуская скученности в районах своего расположения, воспрещают встречное движение на этих участках.

При пересечении ВАД с действующей железной дорогой на неохраняемом переезде выставляется пост регулирования. Из его со- става в обе стороны от переезда на расстоянии 25-30 м от него выставляются регулировщики. В случае вынужденной остановки машины на переезде личный состав поста регулирования принимает все возможные меры к ее удалению с переезда. Если это сделать не удается, начальник поста посылает двух регулировщиков из числа личного состава, следующего на машине, вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худ- шей видимости пути), объяснив, как подавать сигнал остановки машинисту приближающегося поезда. Сигналом остановки служит круговое движение хорошо видимым предметом в руке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкретные задачи в области оперативной и боевой подготовки органов автомобильно-дорожной службы, соединений и частей дорожных войск определяются приказами и директивами Министра обороны РФ, организационно-методическими указаниями заместителя Министра обороны РФ - начальника МТО Вооруженных Сил РФ и начальника АДС ДТО Министерства обороны.

Важнейшими задачами являются: дальнейшее повышение боевой и мобилизационной готовности дорожных войск; повышение качества боевой и специальной подготовки, совершенствование способов скоростного восстановления дорог и мостов, организации движения и дорожно-комендантской службы; улучшение маршевой подготовки; овладение способами действий в условиях применения ядерного, высокоточного и других видов оружия.

Старший помощник начальника отделения - преподаватель

Е. Курбатов

«___» ___________________ 20 __ г.

Комендантская служба

система мероприятий, организуемых и проводимых в целях обеспечения своевременного и скрытного передвижения, сосредоточения, развертывания и размещения войск, а также поддержания общего порядка в районах их расположения и несения службы. В Пограничной службе РФ организуется штабом регионального управления (пограничного отряда, воинской части) в соответствии с решением командира (начальника) и распоряжением вышестоящего штаба. Осуществляется на маршрутах передвижения, в районах расположения подразделений и пунктов управления, а также в районах ведения служебно-боевых действий.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Комендантская служба" в других словарях:

    Комендантская служба - система мероприятии по обеспечению своевременного и скрытного передвижения, сосредоточения, развёртывания н размещения войск, а также по поддержанию общего порядка в районах их расположения и действий, контроля за соблюдением мер маскировки и… … Словарь военных терминов

    Комендантская служба - комплекс мероприятий, организуемых и проводимых во всех видах бежевой деятельности войск с целью поддержания общего порядка в районах расположения и действий.войск, а также с целью регулирования движения и контроля за соблюдением войсками мер … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    Дорожно-комендантская служба - организуется дорожными войсками (См. Дорожные войска) на военных автомобильных дорогах. Основные задачи обеспечение движения колонн войск и транспорта по автомобильным дорогам, ремонт и содержание дорог и мостов, охрана и оборона тоннелей … Большая советская энциклопедия

    Дорожно-комендантская служба - разновидность комендантской службы. Организуется на военно автомобильных дорогах (ВАД) в целях обеспечения непрерывного руководства воинским движением, поддержания дисциплины на этих дорогах, контроля за соблюдением правил движения и мер… … Словарь военных терминов

    Служба дорожно-комендантская - разновидность службы комендантской, организуемой на автомобильных дорогах в целях обеспечения непрерывного передвижения людей, грузов, техники и др. С. д. к. поддерживает дисциплину на этих дорогах, осуществляет контроль за соблюдением правил… …

    Служба комендантская - система мероприятий, организуемых и проводимых в целях обеспечения своевременного передвижения, сосредоточения, развёртывания и размещения войск и др. формирований в период ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также поддержания общего порядка в… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Служба - 1) система штатных органов управления и воинских формирований, предназначенная для обеспечения и обслуживания войск (сил) в соответствии со своей специализацией (например, С. автомобильная, вещевая, продовольственная, медицинская и др.); 2)… … Словарь военных терминов

    Пожары и служба МЧС в Курортном районе СПб - Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 октября 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    коменданттық қызмет - (Комендантская служба) әскерлердің белгіленген уақытымен және жасырын қозғалысын, шоғырлануын, ұрыстық ретке жайылуы мен орналасуын қамтамасыз ету, сондай ақ олар орналасқан аудан мен ұрыс қимылдарындағы жалпы тәртіпті сақтау мақсатында… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

    Пост регулирования движения - Не следует путать с Постом дорожно патрульной службы термином дорожно патрульной службы (ДПС) ГИБДД МВД России. Не следует путать с Контрольным постом военно автомобильной инспекции термином военно автомобильной инспекции (ВАИ)… … Википедия

Совокупность мероприятий, организуемых и проводимых с целью обеспечения своевременного, безопасного и организованного передвижения войск, а также поддержания общего порядка в районах их расположения.

К.с. в соединениях и частях РВСН организуется на маршрутах передвижения частей и подразделений при выводе ракетного полка (рп) [(ракетного дивизиона (рдн), стартовых батарей, групп подготовки и пуска (гпп), самоходных пусковых установок (СПУ)] и подвижных пунктов управления на маршруты боевого патрулирования (МБП), при смене ими полевых позиций (районов боевого патрулирования), при выводе частей специальных войск и тыла (ЧСВТ) из пунктов постоянной дислокации в полевые районы (позиции) и их смене, при транспортировке головных частей (ГЧ), при марше рдн (стартовых батарей, гпп), подвижного командного пункта (ПКП) рп, подвижного запасного командного пункта (ПЗКП) рд на техническую позицию рд для проведения технического обслуживания (устранения неисправностей) и при возвращении обратно, при размещении частей и подразделений в полевых районах (позициях), а также в др. случаях.

В РВСН на К.с. возлагаются следующие основные задачи: обеспечение порядка и регулирование движения колонн частей (подразделений); охрана маршрутов движения (маршрутов боевого патрулирования); своевременное представление на пункты управления доклада о прохождении колонн через контрольные точки; предупреждение частей и подразделений об обнаружении противника, о состоянии маршрутов, радиационной, химической и биологической обстановке на них; контроль выполнения мер маскировки при передвижении войск и расположении на месте; сбор и отправка в свои части (подразделения) отставшего личного состава и техники; поддержание установленного порядка передвижения местного населения в районах расположения частей (подразделений).

В позиционном районе (ПР) рд, рп К.с. организуется в соответствии с решением командира. Задачи частям и подразделениям по К.с. доводятся соответствующими распоряжениями, а порядок и мероприятия по ее организации отражаются в плане К.с.

Развертывание К.с производится заблаговременно, до выхода войск на соответствующие маршруты или в районы, а свертывание - по выполнении возложенных на нее задач. Нa маршрутах передвижения войск организуются комендантские участки, а в районах расположения частей и подразделений - комендантские районы. Непосредственное руководство К.с осуществляет штаб через комендантов районов маршрутов, участков и начальников комендантских постов. Для К.с. создается отдельная сеть связи.

Для решения задач К.с. в рд (рп) назначается комендантский наряд.

Комендантский наряд, специально выделенные и подготовленные силы и средства, привлекаемые для выполнения задач К.с. на определенный срок.

В состав К.н. назначаются: комендант маршрута; коменданты участков маршрута; комендантские посты; посты регулирования; контрольно-пропускные пункты; резерв комендантской службы; средства связи и передвижения, в т.ч. вертолёты, для развёртывания, свёртывания комендантской службы.

Комендантский участок, часть маршрута передвижения войск с организованной на нём К.с.

Комендантский район, 1) участок местности для размещения частей, подразделений или место для дневки при перемещении частей на большие расстояния с организованной на них комендантской службой; 2) участок местности, по которому проходят несколько маршрутов с организованной на них К.с.

Комендантский пост, группа военнослужащих, выполняющая задачи К.с. в определённом пункте или на участке маршрута. К.п. может быть подвижными и неподвижными.

Пост регулирования, группа военнослужащих в составе комендантского наряда, выполняющая задачи по регулированию движения войск в определённом месте.

П.р. движения выставляются в пунктах пересечения маршрутов, на развилках дорог, на площадях и перекрестках улиц в населенных пунктах, на труднопроходимых участках маршрута и маршрутах с односторонним движением (у входа и у выхода из них), у объездов и съездов с дороги, у разворотов, крутых закрытых поворотов, на крутых и длинных спусках и подъемах, на проходах через заграждения, зараженные участки и в других местах, где необходимо указывать направление движения и предупреждать части и подразделения об опасности.