Прикладной анализ демографической безопасности общества. Демографическая политика российской федерации в контексте обеспечения национальной безопасности

Концепция демографической политики РФ

на период до 2025 года.

о концепции демографической

политики России до 2025 года

Правительство подготовило план по выходу из демографического кризиса.

Сегодня на заседании президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике будет рассмотрен проект Концепции демографической политики до 2025 года.
Если Концепция будет одобрена, то уже в ближайшие месяцы ее подпишет президент, после чего правительство приступит непосредственно к ее выполнению.
Вчера первый вице-премьер Дмитрий Медведев рассказал об основных положениях разработанного правительством проекта Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. Первый вице-премьер напомнил, что проект был подготовлен по поручению президента. "В случае если Концепция получит одобрение, то это будет самый длительный по времени своего действия государственный документ", - сказал Медведев.
Первый вице-премьер признал, что отсутствие эффективной политики в сфере демографии может в итоге поставить "под сомнение" возможность дальнейшего существования нашего государства.
Все последние 15 лет население нашей страны ежегодно сокращалось в среднем на 800-900 тысяч человек ежегодно. То есть в среднем каждый час население России сокращается примерно на 100 человек. Эксперты опасаются, что такая огромная страна, как наша, не сможет сохраниться в нынешних границах, если подобный катастрофический демографический тренд окажется долгосрочным. Кстати, по подсчетам китайских демографов, оптимальная численность населения Китая при его нынешней территории не должна превышать 700-800 млн. человек. Таким образом, перед нашим густонаселенным "соседом" уже сейчас остро стоит вопрос о том, где разместить "лишние" 600 млн. человек. В российском правительстве учитывают все потенциальные угрозы, которые таит в себе неблагополучная демографическая ситуация. Как рассказал Дмитрий Медведев, при реализации Концепции будут учитываться особенности каждого региона России. Проект Концепции уже прошел обсуждение в нескольких десятках субъектов Федерации и получил одобрение со стороны большинства региональных руководителей. После принятия упомянутого документа на федеральном уровне своя программа демографической политики будет принята и в каждом российском субъекте Федерации. "Конечно, на территории России есть регионы, где мы особенно заинтересованы в увеличении рождаемости. В качестве примера таких регионов можно привести Дальний Восток и Сибирь", - сообщил первый вице-премьер.
По его словам, в соответствии с упомянутой Концепцией решение демографических проблем в России будет проходить в три этапа. Во-первых, планируется за ближайшие три-четыре года добиться заметного снижения темпов убыли населения. Во-вторых, к 2015 году правительство намерено достигнуть стабилизации численности населения России на уровне не менее 140 млн. человек. Третий этап - начало роста населения. Оптимистичный вариант развития демографической ситуации в России предполагает, что к 2025 году численность населения России не только стабилизируется, но и немного подрастет - до 145 млн. человек (сейчас число российских граждан снизилось до 141,9 млн. человек), а средняя продолжительность жизни россиян возрастет до 70 лет с нынешних 66 лет.
Добиваться этих целей правительство намерено при помощи трех ключевых инструментов: сокращения смертности, стимулирования рождаемости и эффективной миграционной политики.
Кстати, сама по себе Концепция невелика - ее объем не превышает 30 страниц, и в этом документе нельзя найти конкретных мер и шагов, направленных, например, на стимулирование рождаемости. По словам Дмитрия Медведева, Концепция - "идеологический документ", и для того, чтобы она заработала, необходимо будет принять не один десяток законов и постановлений правительства. В документе не указаны и конкретные суммы, которые планируется потратить на его реализацию. В нем указаны стратегические цели. Как рассказал Дмитрий Медведев, к 2015 году затраты на здравоохранение должны вырасти до уровня 6 процентов ВВП (сейчас они составляют 2 процента ВВП), а увеличение социальной поддержки семей должно возрасти с нынешних 0,4 процента ВВП до 2 процентов. "Однако важно учитывать, что финансирование демографической политики будет происходить не только на федеральном уровне, но и на региональном, и муниципальном", - сказал Медведев.
В числе самых первоочередных задач, которые необходимо будет предпринять для успешной реализации Концепции, Дмитрий Медведев назвал усиление пропаганды здорового образа жизни и организацию эффективного медицинского обслуживания населения и проведения диагностики. Выполнение этих задач предполагает, например, массовое строительство спортивных комплексов и новых медицинских центров для лечения сердечно-сосудистых заболеваний по всей стране, переоснащение действующих районных больниц, увеличение государственного финансирования высокотехнологической медицинской помощи.
Медведев также добавил, что увеличение финансирования социальной отрасли уже сейчас привело к улучшению демографических показателей: в прошлом году у нас в стране начала расти рождаемость и произошло сокращение смертности от алкогольных отравлений.
Первый вице-премьер рассказал, что в случае если на сегодняшнем заседании Концепция будет одобрена, то еще до осени ее подпишет президент, а затем правительство займется ее выполнением.

Концепция демографической политики представляет собой сборник уже действующих социальных программ: ставка делается на "материнский капитал", пособия семьям на содержание детей (в том числе и услуги детсада), увеличение расходов на здравоохранение, пропаганду спорта и здорового образа жизни и борьбу с алкоголизмом и табакокурением. Больше других новая демографическая политика должна повлиять на формирование программ нацпроекта "Здоровье". Так, Дмитрий Медведев сообщил о новой программе по развитию неотложной помощи - строительстве медцентров на дорогах, куда смогут обратиться пострадавшие в ДТП. Дополнительные средства должны получить и действующие стационары, близкие к транспортным магистралям. Кроме того, правительство намерено совершенствовать лечение острых сердечно-сосудистых заболеваний. Молодым семьям первый вице-премьер пообещал льготную систему ипотечных кредитов , компенсацию которой должны взять на себя государство или работодатели. А старикам - создание геронтологических социальных служб. Впрочем, конкретные сроки запуска программ и размеры инвестиций в правительстве пока не называют. В концепции значится и пункт о притоке мигрантов. Впрочем, в отношении иностранцев авторы выступают крайне осторожно. До 2025 года Россия ежегодно должна принимать от 160 тысяч до 300 тысяч иностранцев. Однако, по мнению экспертов, именно интенсивная миграция - главный источник решения демографических проблем в России. "Демография - проблема для России основная. Можно улучшать экономические показатели, но, если в регионах некому проживать, другие устремления не имеют смысла", - считает губернатор Костромской области Виктор Шершунов. "Миграция наиболее управляема, - объясняет старший научный сотрудник Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян. - Заставить людей не умирать или рожать даже при определенных стимулах невозможно. Решить проблему можно лишь при приросте до 700 тысяч мигрантов в год".
Эксперты говорят и о препятствиях на пути миграционного притока в Россию. "По сравнению с 1990-ми, когда миграция шла интенсивно, возможности России по приему граждан СНГ радикально снизились. Закавказье исчерпано, Украина и Прибалтика ориентированы на Европу. Остается Азия, за которую с Россией конкурируют казахи", - рассказывает Никита Мкртчян. Переезд мигрантов в Россию тормозит и нерешенная жилищная проблема, но главными остаются политические риски. Представители демократических партий прогнозируют, что националистическая риторика будет широко использоваться на грядущих думских выборах. "Решать демографическую проблему при помощи миграции надо осторожно и цивилизованно, учитывая, что мы хотим сохранить идентичность", - считает замглавы Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин.

Президенту России Владимиру Путину предложили учредить концепцию демографической безопасности. Письмо с соответствующей инициативой российскому лидеру направил председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. По его мнению, без решительных действий к концу столетия население страны может сократиться вдвое, что приведёт к снижению геополитической значимости России.

РИА Новости

Президенту Владимиру Путину предлагают учредить концепцию демографической безопасности, чтобы совместно с Совбезом обеспечить уровень рождаемости, необходимый для самовоспроизводства нации в будущем. Письмо с соответствующей инициативой (есть в распоряжении RT) направил президенту председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) Юрий Крупнов.

Он пояснил, что с 2025 года в стране прогнозируется демографический спад — в репродуктивный возраст вступило сравнительно немногочисленное поколение тех, кто появился на свет в кризисные 1990-е годы (в это время наблюдалось общероссийское падение уровня рождаемости).

По словам Крупнова, российским властям уже сейчас нужно предпринять действия для повышения рождаемости, чтобы обеспечить суверенитет нации в будущем, так как в ближайшие десятилетия мировую политическую повестку станут определять «миллиардные цивилизации» — Китай и Индия, а также западный мир, включающий население Америки, Великобритании и Евросоюза.

«150-миллионной России на этом геополитическом ристалище места попросту может не быть. Вернее, точно не будет. Основным обязательным параметром суверенности нации уже через 20-30 лет станет количество населения», — пояснил он.

Если не предпринять решительных действий по улучшению демографической картины, к концу столетия население России сократится вдвое, уверен Крупнов. По информации Росстата на 2017 год, в нашей стране проживает 146,8 млн человек.

  • Прогноз рождаемости и смертности в России до 2050 года

Владимир Путин неоднократно высказывался о важности демографического развития страны. Так, 3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию он заявил, что долгосрочная, независимая от конъюнктуры повестка работы — сбережение нации, воспитание детей и раскрытие их талантов.

16 мая 2017 года премьер России Дмитрий Медведев на встрече с работниками Невского завода рассказал о планах разработать госпрограмму поддержки рождения первенцев.

Стратегическая программа

В концепции демографической безопасности автор инициативы предлагает прописать стратегию государственной политики в демографической сфере на ближайшие десятилетия. Согласно документу, основной целью на ближайшие 20 лет должно стать увеличение количества многодетных семей до половины от всех семей в России. По данным Росстата за 2010 год, в России проживает около 17,5 млн семей. Из них с одним ребёнком — 67,4%, с двумя — 26,8%, а с тремя и более — лишь 5,8%.

Для достижения этой цели Крупнов призывает организовать стратегическую президентскую программу «Сбережение народа: многодетная страна», которая включит в себя введение льгот по ипотеке, «родительских зарплат» и строительство «городков демографического будущего» на выделяемых многодетным семьям землях.

Для стимуляции рождаемости предлагается учредить звание демографического героя России с одноимённой медалью, которая будет вручаться при рождении четвёртого ребёнка. Кроме того, в письме предлагается принять закон «О статусе многодетных семей», который в том числе призван классифицировать семьи в зависимости от количества в них детей и обозначить льготы для каждой группы. При этом Крупнов считает, что в данной системе налог на малодетность «занял бы своё подобающее законодательное место».

RT ранее сообщил, что число семей с тремя и более детьми в стране за шесть лет увеличилось на 25% — с 1,25 до 1,56 миллиона.

  • globallookpress.com
  • Kremlin Pool

Больше многодетных, меньше абортов

Президент Ассоциации многодетных семей Московской области, мать четверых детей Елена Фоминых поддержала предложение утвердить концепцию демографической безопасности. В документе, по её мнению, следует прописать получение безусловных регулярных пособий многодетной матери от государства.

«Материнский капитал — это, конечно, хорошая поощрительная мера. Но это не то, что способно стимулировать рост числа многодетных семей, поскольку маткапитал выдаётся единожды в жизни, а не на каждого ребёнка. Чаще всего многодетная мать не работает, так как вынуждена обслуживать своих детей. А чтобы получить ничтожно маленькие пособия и другие блага, государство требует, чтобы мать была трудоустроена. То есть такой замкнутый круг, которого не должно быть», — пояснила Фоминых.

  • Прогноз численности населения России до 2050 года
  • Институт демографии, миграции и регионального развития

Заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина уверена, что в стране следует создать инфраструктуру, чтобы семьи были заинтересованы в рождении детей.

«Большие семьи должны чувствовать поддержку государства, — поясняет депутат. — Задача власти состоит в том, чтобы предоставить родителям стартовые условия и обеспечить им все возможности для самостоятельного заработка. А это значит, что нужно активнее решать жилищные проблемы многодетных семей, развивать дошкольное образование, уделяя особое внимание организации ясельных групп в детских садах».

При этом государственная политика в отношении многодетных семей не должна поощрять социального иждивенчества, отметила Пушкина. Она добавила, что важна инициативность самих родителей, и прежде всего — их общественных объединений, которые должны помогать властям разрабатывать варианты решения их проблем.

Член комиссии общественной палаты России по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова считает, что в концепцию следует включить положения о развитии сети кризисных центров для женщин, желающих сделать аборт.

«Если есть серьёзная сеть кризисных центров, можно сократить число абортов. Таких центров очень мало по стране. Сейчас в России не развита поддержка женщин, которые попадают в подобную ситуацию. Если женщина забеременела от мужчины, а тот её бьёт и выгоняет на улицу, то она должна иметь возможность обратиться в кризисный центр, чтобы там родить, восстановиться и встать на ноги», — подчеркнула член Общественной палаты.

Зимова добавила, что психологи, работающие при клиниках и женских консультациях, должны стараться разубедить женщин делать аборт. Но подобная практика сейчас не развита в нашей стране, и врачи готовы прервать беременность практически по первому обращению.

Подпишитесь на нас

Экономические науки/15. государственное регулирование экономики

Аспирантка Станишевская Л.С.

Государственное научное учреждение «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь», Беларусь

Концептуальные основы демографической безопасности на долгосрочную перспективу

Планирование всего народного хозяйства (производства товаров и услуг, жилищно-коммунального строительства, трудовых ресурсов, подготовки кадров специалистов, школ и детских дошкольных учреждений, дорог и средств транспорта, военно-призывного контингента и прочего) в большой степени опирается на прогнозы будущих изменений численности и структуры населения, разрабатываемых специалистами на основе изучениятенденций демографических процессов и их причинно-следственных связей с другими общественными процессами. Поскольку общество всегда должно держать в поле своего планового воздействия столь важную составляющую социальной сферы, как демографические процессы, проблема демографической безопасности должна быть в поле нашего внимания независимо от состояния демографической ситуации. В этой связи «принципиально важной стратегической задачей является разработка программных сценариев взаимоадаптации социально-экономических и демографических структур не только на среднесрочную, но и на долгосрочную перспективу развития страны», – считают Никитенко П.Г. и Раков А.А.

В качестве подобного программного сценария развития народонаселения на долгосрочную перспективу, на наш взгляд,может выступить Стратегия демографической безопасности (далее – Стратегия), которая должна будет определить характер демографической динамики на обозримую перспективу, установить ее пороговые значения, наметить приоритеты и обосновать подходы к достижению поставленных целей, сформулировать основополагающие принципы демографической безопасности.

В числе таких принципов могут быть следующие.

Временной горизонт Стратегии должен составлять не менее 30 лет (длина одного демографического поколения), поскольку именно такого периода по оценкам специалистов достаточно для создания оптимальных пропорций таких социально-экономических структур, как профессиональная и образовательная, и некоторых других. «Даже самая энергичная политика в области рождаемости может дать статистический эффект лишь через определенный, порой весьма значительный период времени в силу специфики своего воздействия через систему мнений, особенно при формировании новых эталонов демографического поведения», – утверждает Кваша А.И. В случае реализации уже имеющихся демографических идеалов, также потребуется немалое время, поскольку практически воздействовать можно лишь на только формирующиеся мнения по демографическим вопросам, ибо сложившиеся идеалы у лиц среднего и старшего возраста почти не меняются. В качестве примера, доказывающего результативность учета долгосрочности при разработке демографической политики, может служить национальная стратегия народонаселения, проводимая китайским руководством с начала 70-х годов. В результате почти тридцатилетних усилий в Китае постепенно сформировалась система регулирования роста населения, в том числе и планового деторождения. Осуществляемая с 1970 года по настоящее время демографическая политика, направленная на ограничение числа детей, позволила снизить коэффициент рождаемости с 33 до 15 промилле, коэффициент естественного прироста – с 26 до 9 промилле. Таким образом, одним из принципов демографической безопасности должен стать учет долгосрочных тенденций развития населения .

Связи и отношения, определяющие демографические процессы, необычайно разветвлены и разносторонни. Включение демографических процессов в многообразную сеть социальных процессов и отношений позволяет дать им разнообразную интеграцию: экономическую, социальную, социально-психологическую, биологическую и др. Только в процессе комплексных исследований проблем развития народонаселения можно осветить все многообразие их связей и зависимостей, все их качества и свойства.

Вместе с тем выявить тенденции и проблемы в развитии демографических процессов и разработать пути их решения помогает системный подход, позволяющий из всей совокупности отношений, обуславливающих самовозобновление населения, выделить демографические – как системообразующие. Население, являясь открытой системой, взаимодействует с другими общественными подсистемами. Если в этом взаимодействии существует согласованность, то система находится в устойчивом состоянии, называемом демографическим равновесием. Оно определяется как равновесие между процессами рождаемости и смертности, с одной стороны, и социально-экономическими – с другой. Нарушение демографического равновесия может привести к кризисным явлениям. И тут встает вопрос о безопасности системы и необходимости разработки мер государственного регулирования социально-демографических процессов, направленных на их оптимизацию.

Выход из состояния демографического кризиса в нашей стране возможен лишь при одновременном решении задач стимулирования рождаемости и снижения смертности, сохранения жизни уже родившихся. В условиях сохранения массовой малодетности (1-2 детей в семье) каким бы низким ни был уровень смертности, от поколения к поколению численность населения будет неизбежно сокращаться, ибо на смену двум родителям в среднем будет приходить меньше двух детей. Миграционный способ решения проблем демографической динамики вызывает сомнения по ряду причин. Во-первых, миграционный поток в нашу страну может осуществляться главным образом за счет жителей тех государств, где сохраняется высокий прирост численности и/или большая плотность населения. Как показывает опыт зарубежных стран, активное заселение мигрантами из подобных регионов может привести к социальным и межнациональным конфликтам, а также к кардинальному изменению национального состава населения. Во-вторых, надежда на улучшение демографической динамики только за счет иммиграции будет способствовать ослаблению внимания к решению проблем оптимизации режима воспроизводства населения, и в первую очередь, повышения рождаемости. Вместе с тем, нашей стране для решения социально-экономических проблем необходима продуманная миграционная политика, направленная на привлечение желательного контингента мигрантов.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости соблюдения принципов системности и комплексности при разработке проблемы демографической безопасности.

Все меры вне зависимости от направленности воздействия должны быть концептуально согласованы между собой, поскольку могут влиять одновременно на разные стороны демографического развития.

С целью исключения создания демографической волны, принимаемые меры должны вводиться поэтапно: в первую очередь – в районах с неблагоприятной демографической ситуацией и в последнюю – районах с наилучшей демографической обстановкой.

Реализация вышеуказанных принципов предполагает разработку целей и задач демографической безопасности.

При разработке целей демографической безопасности следует исходить из того, что перед последней стоит задача не только защиты определенного существующего положения (или его совершенствования в той или иной степени), но и создания возможностей для выхода на новый, качественно более высокий уровень развития. Поскольку рыночные отношения и инновационная специфика экономического роста в Беларуси требуют качественно новой рабочей силы, имеющей иные параметры физического, психического и социального здоровья, высокий интеллектуальный и образовательно-профессиональный потенциал, характеризующийся особыми нравственными принципами и ориентациями, целью демографического развития на многие последующие десятилетия, должна выступать не только достижение стабильной численности населения, но и создание предпосылок для возобновления поколений все более высокого социального, психического и физического качества.

Один из компонентов качества населения – это здоровье людей, составляющих рассматриваемое население.

На здоровье нации негативно сказывается низкий уровень рождаемости. Согласно известному медицинскому факту – дети первой очередности рождения обладают худшими показателями здоровья по сравнению с детьми последующих очередностей. В связи с этим, возникают вполне обоснованные опасения, что преобладание доли первенцев среди родившихся приведет к существенному ухудшению психофизиологических характеристик населения. Кроме того, в малодетной семье нарушается эффективность механизма семейной социализации, что ведет к социальным патологиям, проявляющимся в инфантилизации общества: из массы однодетных семей происходят дети, у которых искусственно замедляется естественный процесс взросления, поскольку им с детства не о ком заботиться, все важные решения за них принимают взрослые. В результате инфантилы, как правило, очень эгоистичны и легко подпадают под культ гедонизма или насилия, становясь, таким образом, менее человечными, что ведет к обесчеловечиванию общества.

Следовательно, изменение норм детности, переход к 1-2-детной семье оказывает негативное влияние не только на динамику социально-экономических процессов, но и на качественный потенциал населения. Соответственно, целью Стратегии в отношении рождаемости должно стать ее повышение до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения.

Исходя из стратегической цели, необходимо обеспечить изменение суммарного коэффициента рождаемости от 1,21 в настоящее время в направлении уровня простого воспроизводства. Достижение этой цели должно осуществляться поэтапно, так как демографическая политика, в конечном счете, будет направлена на изменение демографического поведения людей, в частности на изменение их отношения к своему малодетному образу жизни и к общественной необходимости эффективного воспроизводства поколений. В соответствии с этим основные направления демографической политики в области рождаемости сводятся к следующему:

è регулирование условий жизни для содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей.

Акцентирование усилий только в этом направлении не выведет страну из демографического кризиса, поскольку не обеспечит прекращение убыли населения. Согласно демографическому прогнозу НИИ статистики Министерства статистики Республики Беларусь тенденция сокращения численности населения вследствие превышения его естественной убыли над миграционным приростом продолжится в ближайшие 15 лет. Численность населения уменьшится на 1,5 млн. чел. и составит менее 8,5 млн. чел. к 2020 году. При сохранении на неизменном уровне современных показателей рождаемости и смертности и отсутствии миграционного прироста, население страны уменьшится более чем в 2 раза к концу XXI века даже с учетом имеющегося демографического потенциала прошлых лет.

Естественная убыль это еще не обязательное сокращение численности населения, поскольку избежать этого уменьшения можно, во-первых, за счет сокращения масштабов смертности и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, во-вторых, путем формирования положительного миграционного сальдо. За счет снижения уровня смертности до сколь угодно низкого уровня исправить демографическую ситуацию невозможно, ибо как уже говорилось, на смену двум родителям в среднем будет приходить меньше двух детей. Придание же решающего значения миграционной компоненте демографической безопасности в долгосрочной перспективе может привести к возникновению проблем сохранения государственности в том виде, как оно исторически сложилось вследствие притока иммигрантов иной этнической культуры, чем белорусская. Поэтому в центре внимания при разработке Стратегии должны находиться демографические аспекты семьи, поскольку именно от успеха воздействия на тенденции рождаемости зависит эффективность борьбы с депопуляцией.

è регулирование условий жизни для повышения потребности в числе детей до уровня, позволяющего обществу избежать демографической катастрофы.

Сокращение рождаемости и распространение малодетности связано с уменьшением потребности семьи в детях в силу изменения ее функций и снижения престижа в общественном мнении. Следовательно, для повышения рождаемости недостаточно создать условия в семье для рождения третьего ребенка, необходимо, чтобы появилась потребность в нем. Подтверждением тому служат итоги пилотного исследования «Семья и рождаемость», проводившегося в феврале-апреле 2006 года и имевшего своей целью анализ системы ценностных ориентаций на семью и детей, изучение причин снижения рождаемости в зависимости от условий жизни, социального положения и состава семьи, причин распространенности абортов вместо современных методов контрацепции; отношения семей к различным мерам демографической политики в трех субъектах Российской Федерации: Нижегородской и Тверской областях, Республике Марий Эл. Р езультаты исс ледования подтвердили, что для изменения демографической динамики, обеспечения в будущем хотя бы простого воспроизводства населения недостаточно будет мер демографической политики, направленных на создание семьям условий для того, чтобы они могли иметь желаемое число детей. Необходимо искать и реализовывать пути воздействия на увеличение потребности в детях. Кстати, с этим согласились и сами респонденты, полагая, что если число детей в семьях слишком мало, то государство должно попытаться заинтересовать семьи иметь большее число детей, создав, естественно, и необходимые условия для этого.

Обычно, люди думают, что испытывают потребность в трех детях или даже в большем их числе, однако трудности не позволяют полностью реализовать эти желания. На самом деле уровень желаний не достигает рубежа простого воспроизводства, вследствие чего нормой становится малодетность. Исследования показывают, что массовая малодетность с трудом поддается воздействию, поскольку сложившиеся социальные нормы малодетности продолжают свое остаточное влияние на население в течение 30 лет даже в условиях активной демографической политики, направленной на повышение ценности семьи с тремя и более детьми. Однако это не означает необратимости процесса сокращения рождаемости, просто устранение этой негативной тенденции и повышение рождаемости происходит не так быстро, как хотелось бы.

Нормы детности, потребность в детях являются неотъемлемой частью ценностных ориентаций, системы потребностей и связаны с социально-экономическими условиями жизни, культурой, отношением к религии. Следовательно, смена господствующих норм детности возможна только при изменении образа жизни, культуры, характера цивилизации. Для этого потребуется реализация комплекса мер по формированию желательной для общества модели семьи. Задача эта сложная, и ее решение не может быть быстрым, поскольку коснется, скорее всего, 2-3 поколений. В соответствии с этим основными задачами данного направления демографической политики должны стать:

v формирование репродуктивного поведения, ориентированного на рождение 2-3 детей;

v укрепление семьи, повышение ценности семьи с двумя и более детьми, повышение престижа материнства и отцовства; формирование благоприятных для демографического развития страны брачно-репродуктивных ориентаций у подрастающего поколения.

Изучение структуры репродуктивного поведения позволяет сказать, что для формирования репродуктивного поведения, ориентированного на 2-3 детей необходимо в комплексе применять как социально-экономические, так и идеологические меры, так как никакое экономическое стимулирование само по себе не способно решить проблему низкой рождаемости, тесно связанной с системой духовно-нравственных координат и социальных ценностей. Единственная позитивная роль такого стимулирования заключается в содействии реализации имеющейся, но не реализованной до настоящего времени потребности населения в детях. По социологическим замерам эта потребность у белорусов пребывает на уровне малодетности, плавно переходящей в массовую однодетность.

Социально-экономическим стимулом формирования репродуктивного поведения, ориентированного на рождение 2-3 детей, является дифференциация мер социально-экономической поддержки семей в зависимости от числа детей и очередности рождения.

При определении масштабов экономического стимулирования изменения норм детности необходимо усиление адресной социальной поддержки особенно нуждающихся семей с детьми. Под опекой государства должны остаться только те семьи, которые по объективным причинам не способны сами обеспечить свое экономическое и социальное благополучие и нуждаются в социальной защите (матери-одиночки, многодетные семьи, семьи, потерявшие кормильца, семьи пенсионеров, инвалидов, семьи переселенцев и семьи, члены которых остались без работы). Стратегической задачей государства следует считать создание таких экономических условий, когда работающий глава семьи или оба родителя могли бы сами обеспечить своим детям достойную жизнь. Нормальная семья должна иметь возможность жить на доходы от труда и воспитывать 2-3 детей «за свой счет», ибо как говорил К.Маркс: «Стоимость рабочей силы определяется рабочим временем, необходимым для существования не только отдельного взрослого рабочего, но и рабочей семьи. Выбрасывая всех членов рабочей семьи на рынок труда, машины распределяют стоимость рабочей силы мужчины на всю его семью. Поэтому они понижают стоимость его рабочей силы».

Рост материального благополучия должен сопровождаться формированием в обществе ответственного отношения к семье, материнству и отцовству путем применения мер идеологического (воспитательного, информационного, пропагандистского) характера. К примеру, с целью формирования потребности в большем числе детей, можно акцентировать внимание на том, что однодетность может приводить к одиночеству в будущем, как родителей, так и взрослых детей. Кроме того, по мнению социальных психологов на более полную реализацию потребности населения в детях влияют не столько семейные пособия, сколько изменение общественного климата в пользу семейности под влиянием государственных мер помощи семьям с детьми. Для людей важно не денежное вспомоществование само по себе, а возможность почувствовать внимание к себе, знать, что государство заботится о них и что-то делает для блага их детей. Ощущение, что тебя окружают вниманием и заботой составляет основу психологического воздействия.

Важное место в политике, направленной на повышение рождаемости и укрепление семьи, должна занимать подготовка детей и подростков к семейной жизни.

Значимыми направлениями укрепления семьи является психологическое консультирование молодоженов, организация семейного досуга и отдыха.

Основными задачами содействия укреплению семьи, повышению ценности престижа материнства и отцовства, формированию благоприятных для демографического развития брачно-репродуктивных ориентаций у подрастающего поколения являются:

§ разъяснение действительных причин нынешних демографических тенденций, их вероятных социально-экономических, политических, культурно-исторических последствий;

§ формирование общественного мнения, благоприятствующего проведению мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости;

§ организация научной экспертизы всех государственных законопроектов с точки зрения их влияния на благосостояние и прочность брака и семьи;

§ распространение демографического образования;

§ повышение уровня освещения демографических проблем в средствах массовой информации, переориентация их на пропаганду положительных образов жизни в семье, кругу детей, родных и близких людей.

Рассмотренные направления и задачи для достижения стратегической цели демографической безопасности вряд ли могут быстро принести ощутимый результат (увеличить долю трехдетных семей). Однако без них невозможно повышение рождаемости в долгосрочной перспективе до уровня, близкого к простому воспроизводству.

Литература:

1. Никитенко П.Г., Раков А.А. Демографические проблемы социума: состояние и тенденции развития в Республике Беларусь. – Мн.: Право и экономика, 2005. – 112 с.

2. Кваша, А.И. Методология управления демографическими процессами – Мн.: 1979.

3. Баженова, Е.С. Национальная стратегия в области политики народонаселения КНДР / Е.С. Баженова // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов / МАКС Пресс; редкол. В.В.Елизаров, В.Н. Архангельский. – Москва, 2005. – С.55–58.

4. Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия// Институт демографических исследований [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=19&idArt=322.

5. Белобородов, И.И. Качество или количество / И.И. Белобородов // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов (Книга 2) / МАКС Пресс; редкол. В.В.Елизаров, В.Н. Архангельский. – Москва, 2005. – С.10–14.

6. Шахотько, Л.П. Демографические угрозы устойчивому развитию Беларуси и пути решения демографических проблем / Л.П. Шахотько // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов / МАКС Пресс, редкол. В.В.Елизаров, В.Н. Архангельский. – Москва, 2005. – С. 62–70.

7. Краткие итоги пилотного обследования пилотного обследования «Семья и рождаемость» / Институт демографических исследований [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа:

http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=887.

8. Архангельский, В.Н. Факторы рождаемости / В.Н. Архангельский. – Москва: ТЕИС, 2006. – 399 с.

9. Морова, А.П. Достаток в стране – достаток каждой семье / А.П. Морова // Экономика Беларуси. – 2006. – №1(6). – С. 18–25.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.23, М., 1960.

11. Антонов, А.И. О соответствии мер и средств демографической политики ее долгосрочным целям (опыт демографической экспертизы) / А.И.Антонов // Демографические исследования [Электронный ресурс]. – 2006. – №4. – Режим доступа: http :// www . demographia . ru / articles _ N / index . html ? idR =23& idArt =416.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"


## ## ## ## ## ## ## ##
###### ###### ## ## ## ## ##
## ## ## ## ###### ## ## ####
## ## ## ## ## ## ## ##
###### ###### ###### ##### ######

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Последствия индустриальных техногенных катастроф на Саяно-Шушенской и Нурекской гидроэлектростанциях в Российской Федерации. Проведение расследования Ростехнадзором и ремонтно-восстановительных работ на ГЭС. Причины аварии на коллекторе в Бердске.

    презентация , добавлен 01.12.2013

    Причины возникновения и экономический ущерб от природных катастроф. Анализ их влияния на окружающую среду. Изучение последствий индустриальных и транспортных антропогенных катастроф. Прогнозирование опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций.

    реферат , добавлен 11.07.2015

    Пожарная обстановка в Российской Федерации за 9 месяцев 2004 года. Причины возникновения пожаров в жилом секторе и влияние человеческого фактора. Противопожарные системы утепления фасадов жилых домов и других зданий. Пожарная автоматика. Общественные здан

    курсовая работа , добавлен 08.12.2004

    Концепция развития противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений пожарной охраны на территории области на период до 2020 года. Развитие технической службы Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Биологические опасности, связанные с пищей. Влияние техногенных факторов на качество продуктов питания. Генно-модифицированные продукты. Нитраты, пестициды и болезни людей. Радиоактивное загрязнение, продовольственная безопасность Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2011

    Основные причины возникновения пожаров. Основы обеспечения и правила противопожарного режима в Российской Федерации. Понятие и задачи пожарной охраны. Основные элементы системы обеспечения пожарной безопасности. Виды систем оповещения. План эвакуации.

    презентация , добавлен 09.12.2015

    Микробиологические и химические факторы риска, связанные с пищей. Генетически модифицированные продукты. Воздействие техногенных факторов на организм человека в процессе поглощения продуктов питания. Обеспечение безопасности продуктов питания в России.