Ознакомление военнослужащего с аттестационным листом. Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации — Российская газета. Аттестационная комиссия и её роль в атте

Аннотация: статья посвящена анализу форм аттестации в различных аспектах, а также способам ее проведения. Особое место уделено аттестации военнослужащих и законодательству, регулирующему её проведение.

Ключевые слова: аттестация; аттестационная комиссия; военная служба.

Вооруженные Силы Российской Федерации представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации. На современном этапе развития России в Вооруженных Силах происходят качественные и количественные изменения, направленные на повышение их боевой готовности и эффективности применения.

Особенно актуальной эта тема представляется в связи со сложной внешнеполитической обстановкой, угрозами, исходящими извне. Достижение целей военного строительства зависит от выполнения ряда задач, среди которых выделяются: качественное улучшение организационно-штатной структуры Вооруженных Сил, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, гарантирующей военную безопасность страны; приведение штатной численности военнослужащих на уровень, адекватный существующим и потенциальным боевым задачам с учетом экономических возможностей государства1 .

Становится все более очевидным, что повышение результативности профессиональной служебной деятельности военнослужащих в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики нашей страны. Это обусловливает необходимость периодической оценки знаний, умений и навыков военнослужащих, установления их служебного соответствия занимаемым воинским должностям. Этим целям служит институт аттестации военнослужащих2 . На современном этапе развития Вооруженных Сил в юридической литературе проблемам аттестации военнослужащих уделяется незаслуженно мало внимания.

Вместе с тем аттестация имеет важнейшее значение в практической деятельности военнослужащих Вооруженных Сил, совершенствовании системы государственной службы в целом и военной службы как неотъемлемой ее составляющей. Вследствие необоснованно малого внимания, уделяемого аттестации, представляется необходимым рассмотреть понятие аттестации, правовые основы её осуществления, нормативные документы, регламентирующие ее проведение в Вооруженных Силах. В настоящей статье мы рассматриваем аттестацию не в широком смысле этого слова, а в более узком, применимом лишь к военнослужащим Вооруженных Сил.

Необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит конкретного определения аттестации в целом и аттестации военнослужащих в частности. Относительное разнообразие определений аттестации встречается лишь в специальной юридической литературе, посвященной рассматриваемой проблематике. Так, Большой юридический словарь характеризует аттестацию (от лат. аttestation — свидетельство) как свидетельство, определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв или характеристику1 .

В современном экономическом словаре приводится следующее определение аттестации: 1) установление соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности, месту, на которое он претендует; установление категории оплаты работника в соответствии с его квалификацией; 2) заключение, отзыв о деловых качествах и знаниях работников2 . Энциклопедический юридический словарь понимает под аттестацией «определение квалификации работника с целью проверки соответствия занимаемой должности»3 . Толковый словарь терминов и понятий дает определение аттестации как процесс оценивания соответствия коголибо или чего-либо некоторым критериям, степени наличия или отсутствия тех или иных признаков, в совокупности характеризующих качество объекта оценки 4 . Справочник по государственному и муниципальному управлению трактует аттестацию как определение, проверку, оценку профессиональных, деловых и личностных качеств государственного служащего, установление его служебнодолжностного соответствия предъявляемым требованиям к государственной службе5 . Из анализа приведенных определений аттестации можно сделать вывод о том, что аттестация есть не что иное, как проведение проверки квалификации работника путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, способностей, т.е. его соответствия занимаемой должности.

Что касается определения аттестации военнослужащих, то нормами Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлен ряд полномочий аттестационной комиссии воинской части и указаны отдельные вопросы, которые она вправе рассматривать: — в ст. 34 указано, что определение соответствия военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей; основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта является, в частности, решение аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным законодательством; — в ст. 43 указано: «Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность»; — в ст. 51.1 указано, что взыскания, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» п. 1 и подп. «е.1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в аттестационную комиссию, — и на основании рекомендации указанной комиссии1 .

По мнению П. В. Ильменейкина, указанные нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» помогают понять, что аттестация — это оценка служебной деятельности и личных качеств военнослужащих, а аттестационная комиссия — это коллегиальный орган, принимающий важные решения-рекомендации, в той или иной мере ограничивающие права граждан (о приеме на военную службу по контракту, о назначении военнослужащего на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, о виновности военнослужащего в совершении дисциплинарных проступков по результатам расследования и др.), на основании которых командир воинской части принимает итоговое решение по всем этим вопросам, затрагивающее права и свободы граждан2 . Анализируя все вышесказанное, может быть предложено следующее определение: аттестация — это комплекс мероприятий, направленных на тестирование и оценку навыков и знаний аттестуемого с целью дальнейшего вынесения заключения о его пригодности либо непригодности к прохождению военной службы.

Иными словами, аттестация проводится с целью всесторонней и объективной оценки военнослужащего, определения его соответствия определенной должности. Основными нормами для практического правоприменения, которые в настоящее время регулируют как проведение самой аттестации военнослужащих, так и деятельность и полномочия аттестационных комиссий в воинских частях, являются нормы раздела VI («Порядок аттестации военнослужащих, аттестационные комиссии») Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237. В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе. Из данного определения видно, что аттестации подлежат две категории граждан: 1) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту; 2) граждане, пребывающие в запасе. Таким образом, из всех составов военнослужащих аттестации не подлежат только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. В целях совершенствования методики оценки кадрового состава Вооруженных Сил приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 444 утвержден Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации»3 .

Контроль за его исполнением возложен на статссекретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации. Согласно данному Порядку аттестация проводится в следующих случаях: 1) очередная, общая — не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы; 2) внеочередная — в случае необходимости по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, всех военнослужащих или отдельных их категорий; 3) итоговая: — не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы; — по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры; 4) конкурсная, персональная: — для подбора военнослужащих в целях назначения их на воинские должности; — для отбора кандидатов, направляемых на учебу; 5) поощрительная, персональная — для подготовки представления к награждению государственными наградами Российской Федерации, присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых аттестуемыми воинских должностей; 6) увольнительная, персональная: — для оценки причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, несоблюдением запретов и ограничений, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при прохождении военной службы или его собственным желанием; — для выдачи увольняемым военнослужащим рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные организации профессионального образования (п. 5 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 444 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежегодно, а офицеры не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, но не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, а также по окончании военных образовательных организаций, адъюнктуры, военной докторантуры аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов. Из вышесказанного видно, что, в настоящее время существует два способа аттестации: 1) по очереди, общая (всего личного состава), т.е. аттестация, проводимая через определенные промежутки времени по решению Министра обороны Российской Федерации; 2) вне очереди, т.е. проводимая по решению Министра обороны Российской Федерации аттестация всего личного состава или его части, а также в связи с наступлением определенных юридических фактов. Итак, очередная аттестация проводится не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы.

Однако оценка деятельности военнослужащих должна производиться их непосредственными начальниками постоянно. В межаттестационный период по месту военной службы в воинских частях должен вестись индивидуальный учет профессиональной подготовки военнослужащих, показатели которой учитываются при очередном аттестовании. Ежегодно по результатам работы военнослужащего с ним непосредственным начальником проводится собеседование. При необходимости, если прошло более одного года военной службы после последней аттестации, на военнослужащего составляется служебная характеристика. Очередная аттестация военнослужащих проводится в следующем порядке:

1) издание приказа Министра обороны Российской Федерации на проведение плановой аттестации, ее сроках, особенностях и т.д.; 2) составление кадровыми органами календарного плана на подготовку и проведение аттестаций воинских частей на следующий год, определение составов аттестационных комиссий и объявление их в приказах; разработка схем аттестации и рассылка их в подчиненные воинские части для руководства; 3) изучение порядка аттестации и аттестационных материалов аттестующими командирами (начальниками), членами комиссий; 4) проведение командирами (начальниками) бесед с аттестуемыми; 5) составление аттестационных листов на аттестуемых их непосредственными командирами (начальниками) с формулировкой выводов, необходимых советов и рекомендаций аттестуемым по устранению недостатков; размножение аттестационных листов по количеству ведущихся на аттестуемого экземпляров личных дел; 6) представление аттестационных листов в аттестационные комиссии; 7) изучение и рассмотрение аттестационных листов аттестационной комиссией путем дачи по ним заключений с оформлением протокола заседания аттестационной комиссии. Заключение переносится из протокола во все экземпляры аттестационных листов и заверяется секретарем комиссии.

При рассмотрении аттестационных листов на военнослужащих соответствующих родов войск (служб) к работе в комиссиях в качестве членов привлекаются командиры (начальники) этих родов войск (служб) и специалисты (начальники по специальности). Аттестации с выводами о невыполнении сторонами условий контракта о прохождении военной службы или о нецелесообразности, целесообразности увольнения военнослужащего с военной службы по его собственному желанию, а также о наличии у аттестуемого существенных недостатков должны рассматриваться аттестационными комиссиями в присутствии аттестуемого; утверждение аттестационных листов с формулировкой аттестационных выводов ближайшими прямыми начальниками лица, составившего аттестацию, согласно схеме аттестации, заверка аттестационных листов гербовой печатью; 9) рассылка утвержденных аттестационных листов по правилам секретного делопроизводства в кадровые органы, ведущие личные дела аттестуемого; 10) объявление аттестационных листов аттестуемым их непосредственными командирами (начальниками) под роспись; 11) обжалование при необходимости аттестуемыми аттестационных выводов и порядка проведения аттестаций вышестоящему командиру (начальнику) или в суд; 12) при наличии положительного решения по жалобе аттестуемого, внесение в аттестационный лист изменений или составление нового аттестационного листа; 13) подведение итогов проведенной аттестации. По его результатам составление и отправка по команде итогового доклада.

Аттестации подлежат военнослужащие, направляемые к новому месту военной службы в порядке плановой замены (п. 3 Порядка организации и проведения плановой замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2014 г. № 696)1 . Таким образом существуют всего 5 видов аттестации к каждому из которых военнослужащие привлекаются в случае наступления тех или иных обстоятельств.

Существует и упрощенный способ аттестования военнослужащих. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Аттестационный лист в данном случае не составляется, вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

Таким образом, можно сделать некоторые выводы, заключающиеся в том, что в настоящее время военное законодательство, регулирующее порядок проведения аттестации военнослужащих, детально регулирует порядок проведения аттестации, устанавливает основания ее проведения, определяет права и обязанности должностных лиц аттестационной комиссии, а также права аттестуемых военнослужащих. Однако если военнослужащий не соответствует занимаемой должности, назначить его на низшую должность можно только с его согласия, а уволить с военной службы в связи с этим — только в связи с невыполнением им условий контракта либо несоблюдением запретов и ограничений, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при прохождении военной службы. Однако несоответствие должности и невыполнение условий контракта — это разные понятия. Поэтому кажется, на первый взгляд, бессмысленным определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям.

Однако, установив при аттестации несоответствие военнослужащего занимаемой должности, можно: 1) потребовать от этого военнослужащего устранения недостатков и проконтролировать процесс их устранения; 2) в случае необходимости направить военнослужащего на учебу в целях повышения его квалификации; 3) в случаях явного несоответствия военнослужащего занимаемой должности назначить его на равную воинскую должность, но с меньшим объемом ответственности, престижности; 4) использовать факт установления несоответствия военнослужащего занимаемой должности как одно из доказательств невыполнения им своих общих воинских обязанностей (не совершенствует воинское мастерство), а, следовательно, и невыполнения им условий контракта.

В то же время, несмотря на то, что по результатам аттестации к не прошедшему аттестацию вроде бы нельзя принять никаких реальных мер воздействия, ее необходимо проводить во всех случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, для воспитательного воздействия на этого военнослужащего, принятия решения об изменении его служебно-должностного положения, сбора доказательств для последующего возможного увольнения такого военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

Библиография

1. Багдасарян, И. А. Институт плановой замены военнослужащих и некоторые вопросы его коррупциогенности (научно-практический комментарий к приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2014 г. № 696) [Текст] / И. А. Багдасарян, В. М. Корякин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2014. — № 12. 2. Большой юридический словарь [Текст] / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских.— М. : ИНФРА-М, 2008.

3. Горновский, А. А. Аттестационные комиссии как субъекты антикоррупционной деятельности в Вооруженных Силах [Текст] / А. А. Горновский, В. М. Корякин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2014. — № 9. 4. Горновский, А. А. Порядок проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту [Текст] / А. А. Горновский, С. С. Терещук // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2012. — № 11.

5. Государственное и муниципальное управление: справочник [Текст]. — 3-е изд. — М. : Магистр, 2013. 6. Ермолаев, В. Ю. Толковый словарь понятий и терминов [Текст] / В. Ю. Ермолаев. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. 7. Ильменейкин, П. В. Правовое регулирование аттестации военнослужащих и деятельности аттестационных комиссий в воинских частях [Текст] / П. В.

Ильменейкин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2012. — № 10. 8. Крутских, В. Е. Энциклопедический юридический словарь [Текст] / В. Е. Крутских, В. Н. Додонов. — М. : ИНФРА-М, 2010 9. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М. : ИНФРА-М, 2012.

Горновский А. А., подполковник, начальник курса ФГКОУ ВО «Военный университет»

1. В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.

2. Основными задачами аттестации военнослужащих являются:

а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

г) определение служебного предназначения выпускников военно - учебных заведений;

д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

3. Порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором проводится аттестация.

4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно - учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.

Офицеры, проходящие военную службу по призыву, аттестуются при увольнении в запас или при заключении контракта.

5. В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или отдельных их категорий.

6. На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.

При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

7. Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан:

а) всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;

б) определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;

в) представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.

8. При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:

а) проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;

б) провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

9. Командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

Непосредственные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.

10. Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд.

В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.

  • III. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ВОИНСКИЕ ДОЛЖНОСТИ, ВОЗЛОЖЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ, ЗАЧИСЛЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА), ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ
  • IV. ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА, ПРИКОМАНДИРОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ИМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
  • V. ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ ВОИНСКИХ ЗВАНИЙ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ В ВОИНСКОМ ЗВАНИИ
  • Приложения
    • ПОРЯДОК УЧЕТА СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СУТОК ОТДЫХА
    • ПЕРЕЧЕНЬ УКАЗОВ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР, НЕ ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Действует Редакция от 21.03.2011

    Наименование документ УКАЗ Президента РФ от 16.09.99 N 1237 (ред. от 21.03.2011) "ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ")
    Вид документа указ, положение, порядок, перечень
    Принявший орган президент рф
    Номер документа 1237
    Дата принятия 05.11.1999
    Дата редакции 21.03.2011
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус действует
    Публикация
    • В данном виде документ опубликован не был
    • (в ред. от 16.09.99 - "Собрание законодательства РФ", 20.09.99, N 38, ст. 4534;
    • "Российская газета", N 191, 28.09.1999 (до ст. 18 включительно),
    • "Российская газета", N 192, 29.09.1999 (до конца))
    Навигатор Примечания

    УКАЗ Президента РФ от 16.09.99 N 1237 (ред. от 21.03.2011) "ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ")

    VI. ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ

    5. В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или отдельных их категорий.

    6. На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.

    При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

    Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

    7. Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан:

    а) всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;

    б) определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;

    в) представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.

    8. При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:

    а) проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;

    б) провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

    9. Командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

    Непосредственные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.

    10. Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд.

    В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.

    1. Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии.

    Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.

    2. Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части.

    В состав аттестационной комиссии входят:

    а) председатель аттестационной комиссии - первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;

    б) члены аттестационной комиссии - заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

    в) секретарь аттестационной комиссии - один из офицеров воинской части.

    г) иные лица в целях рассмотрения отдельных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

    3. На заседании аттестационной комиссии рассматриваются:

    а) результаты аттестации военнослужащего;

    б) кандидаты для поступления на военную службу по контракту;

    в) кандидаты для назначения на воинские должности, а также целесообразность заключения новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;

    г) кандидаты для направления на учебу;

    д) представления к награждению государственными наградами Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;

    е) представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

    ж) представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;

    з) иные вопросы, для решения которых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами требуются заключения аттестационной комиссии;

    И) иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, или по решению командира воинской части.

    4. Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

    5. На заседания аттестационной комиссии воинской части в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица.

    6. В Министерстве обороны Российской Федерации (федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) создается центральная аттестационная комиссия.

    Порядок работы, состав и задачи центральной аттестационной комиссии определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

    Порядок аттестации военнослужащих определен Положением о порядке прохождения военной службы.

    Аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, опреде­ления их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предна­значения граждан, пребывающих в запасе.

    Основными задачами аттестации военнослужащих явля­ются:

    а) определение соответствия военнослужащих занимаемым во­инским должностям и перспектив их дальнейшего служебного исполь­зования;

    б) подбор военнослужащих для назначения на воинские долж­ности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

    в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

    г) определение служебного предназначения выпускников воен­но-учебных заведений;

    д) представление военнослужащих к награждению государст­венными наградами РФ и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

    е) оценка причин, которые могут служить основанием для дос­рочного увольнения военнослужащего с военной службы.

    Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока воен­ной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.

    Офицеры, проходящие военную службу по призыву, аттестуют­ся при увольнении в запас или при заключении контракта.

    На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (пря­мым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.

    При назначении военнослужащего на высшую воинскую долж­ность, направлении на учебу, представлении его к награждению госу­дарственной наградой РФ, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттеста­ционный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рас­смотрение аттестационной комиссией представления (наградного лис­та) либо решения командира (начальника) о направлении военнослу­жащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в пред­ставление (наградной лист).

    Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием атте­стации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

    Командир (начальник), аттестующий подчиненного военно­служащего, в соответствии с порядком аттестации обязан:

    а) всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;

    б) определить на основе всестороннего изучения военнослужа­щего содержание выводов по его аттестации;

    в) представить по команде в утверждающую инстанцию все эк­земпляры аттестационных листов для получения заключения и утвер­ждения.

    При изучении и оценке деловых и личных качеств атте­стуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:

    а) проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должно­сти, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он ко­мандует, или на участке работы, за который он отвечает;

    б) провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенство­вания профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

    Командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекоменда­ций.

    Непосредственные начальники должны требовать от подчинен­ных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспе­чивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необосно­ванной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.

    Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации мо­гут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов ат­тестации, а также в суд.

    В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или со­ставляется новый аттестационный лист.

    Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного ба­тальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии.

    Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской час­ти, в которой она создана.

    Состав аттестационной комиссии объявляется приказом коман­дира воинской части.

    В состав аттестационной комиссии входят:

    а) председатель аттестационной комиссии - первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;

    б) члены аттестационной комиссии - заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

    в) секретарь аттестационной комиссии - один из офицеров во­инской части.

    На заседании аттестационной комиссии рассматриваются:

    а) результаты аттестации военнослужащего;

    б) кандидаты для поступления на военную службу по контрак­ту;

    в) кандидаты для назначения на воинские должности, а также целесообразность заключения новых контрактов, в том числе контрак­тов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребыва­ния на военной службе;

    г) кандидаты для направления на учебу;

    д) представления к награждению государственными наградами РФ военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;

    е) представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотрен­ного штатом для занимаемой воинской должности;

    ж) представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;

    з) иные вопросы, для решения которых в соответствии с Феде­ральным законом, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами требуются заключения аттестационной комиссии;

    и) иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, по решению командира воинской части.

    Для принятия решения командиром воинской части аттестаци­онная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматри­ваемым вопросам.

    На заседания аттестационной комиссии воинской части в необ­ходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых нахо­дятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица.

    В Министерстве обороны РФ (федеральном органе исполни­тельной власти, в котором предусмотрена военная служба) создается центральная аттестационная комиссия.

    Порядок работы, состав и задачи центральной аттестационной комиссии определяются руководителем федерального органа испол­нительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

    Независимо от того, проходит ли военный обучение либо привлечен к труду на основании контракта, ему рано или поздно придется столкнуться с необходимостью прохождения оценки своих профессиональных навыков и умений. Учитывая, что аттестация военнослужащих организовывается по строго утвержденному графику, это случится уже в первые 5 лет службы. Знание требований, предъявляемых к таким проверкам, а также правил ее осуществления позволит предотвратить нарушение и ограничение собственных прав, незаконное понижение должности и даже увольнение.

    Введение в тему

    Необходимость оценки деятельности каждого служащего зафиксирована нормами отечественного законодательства. В частности, предстоит руководствоваться следующими документами.

    Таблица №1 «Правовое регулирование вопроса»

    Наименование и дата принятия НПА Основные положения закона
    Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» №53, вступивший в юридическую силу 28.03.1998 года Устанавливает правила и порядок привлечения к труду военных, а также фиксирует условия перемещения по службе и прекращения контракта
    Приказ Минобороны России «Об утверждении порядка прохождения аттестации» от 29.02.2012 года №444 Фиксирует правила и основания осуществления проверки военнослужащих, а также устанавливает требования к учету результатов и порядок их фиксации
    Приказ Президента Российской Федерации «Порядок прохождения военной службы» 16.09.1999 года №1237 ст.26 документа устанавливает обязанность осуществления целевых, плановых и неплановых проверок несения службы каждым отдельным военным

    Кроме того, на территории каждого субъекта Федерации разрабатываются индивидуальные Методические рекомендации касательно порядка проведения такой проверки. Это связано с тем, что в каждом регионе имеются свои особенности несения службы.

    Основные задачи аттестации военнослужащих

    Выполняется оценка только тех граждан, которые работают по контракту, на срочников действие этой нормы не распространяется. Обязательно, чтобы оценка была объективной и всесторонней, не допускается частичная проверка.

    Так, аттестация проводится в целях всестороннего изучения профессиональных и личных качеств лица, которые могут сказаться на успешности службы в дальнейшем. К другим задачам относится:

    • осуществление конкурса на замещение свободной вакансии и выбор максимально подходящего кандидата;
    • установление соответствия занимаемой воинской должности испытуемого;
    • оценка перспектив дальнейшего развития военного и его продвижения по карьерной лестнице;
    • формирование списка претендентов на переподготовку ил повышение квалификации;
    • распределение выпускников ВУЗов на основании личной подготовки и выполнения ими тестовых заданий;
    • выявление причин, что могут стать основанием досрочного и принудительного прекращения контракта.

    Кроме того, обязательна такая проверка, если возникла необходимость в награждении лица государственными отличительными знаками.

    Порядок проведения аттестации

    Согласно требованиям к проведению проверок, они должны быть организованы не реже, чем один раз в 5 лет. Дополнительно обязательна аттестация при перемещениях между должностями, присвоением званий, переводом в другие части и увольнением.

    На практике часто допускаются существенные ошибки при выполнении проверки аттестуемого. Выявленные нарушения являются основанием для аннулирования вывода тестирования. К таковым причисляется:

    • поздняя подача листа проверки в аттестационную комиссию (согласно общему правилу бумаги должны поступить в распоряжение минимум за 2-е недели до даты проверки);
    • отсутствие отметок о самоличном ознакомлении военнослужащего с содержанием листа, а также прилагаемых к нему документов (при отображении неполных сведений касательно профессиональной деятельности допускается внесение правок в документ);
    • формальное проведение проверки;
    • организация заседания без участия самого аттестуемого или других членов комиссии (независимо от оснований отсутствия лица это строго запрещено).

    Внимание! Если по результатам проверки было решено уволить военного, а затем выяснилось, что имели место существенные нарушения порядка аттестации, то заключение комиссии аннулируется, и гражданин восстанавливается на службе.

    Аттестационный лист

    Отчетный документ, который содержит информацию о прохождении проверки - это аттестационный лист действующего военнослужащего. Он формируется непосредственным руководителем аттестуемого, то есть тем офицером, который может дать максимально полную оценку навыков и умений лица.

    Есть 2 этапа формирования документа:

    • оформление до проведения проверки (отображаются текущие результаты и замечания);
    • окончательный (вносятся сведения о полученных результатах).

    Аттестационный лист - документ строгой отчетности, который изготавливается в нескольких экземплярах. Обязательно вручение одного бланка военному под подпись, что подтверждает его ознакомление с выводами оценки.

    Важно! За служащим остается право опротестования выводов комиссии, как в вышестоящих инстанциях, так и суде.

    Аттестация при увольнении

    Есть несколько оснований прекращения трудового контракта с военнослужащим. Это может быть собственное желание военного либо же принудительное прекращение службы в силу допущенных нарушений или несоответствия занимаемой должности. Если договор расторгается по желанию нанимателя, то есть воинского формирования, то аттестация военнослужащего при принудительном увольнении обязательна.

    Воинская часть готовит надлежащее письмо в вышестоящие органы, в котором уведомляет о необходимости увольнения со службы военного. Дополнительно формируется соответствующий отзыв о личностных и профессиональных качествах лица. Рассмотрев обращение части, формируется аттестационная комиссия, а также составляется аттестационный лист.

    Лист передается в в/ч не позднее, чем за 14 дней до проведения проверки. Это необходимо для того, чтобы сам военный мог в полной мере ознакомиться с предъявляемыми к нему претензиями, а также внести правки в лист, если таковые требуются.

    Проведение оценки военного необходимо для того, чтобы подтвердить или опровергнуть жалобы на него, узнать, действительно ли есть необходимость уволить контрактника. Если по результатам испытания будет принято согласие прекратить контракт с лицом, то оформляется Приказ об увольнении.

    Надобность осуществления такой проверки практикуется во всех фирмах, не только в ВС. Это необходимо для того, чтобы установить профессиональные навыки и умения лица, проследить за его развитием, а также стимулировать работу подчиненных.