1. Общие положения
1.1. Настоящими Методическими рекомендациями устанавливается общий порядок организации и проведения комплексных проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда, проводимых техническими инспекторами труда Росхимпрофсоюза в субъектах Российской Федерации.
1.2. Основной целью комплексных проверок является обеспечение защиты трудовых прав членов профсоюза, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, включая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, путем выявления нарушений законодательства и иных нормативно-правовых актов о труде, норм и правил по охране труда, принятия мер по устранению выявленных нарушений и исключению возможности их повторения.
1.3. Технические инспекторы труда профсоюза при проведении комплексных проверок должны руководствоваться требованиями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), Федеральных законов "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Положения о технической инспекции труда Росхимпрофсоюза и настоящими Методическими рекомендациями.
Наиболее приоритетными являются проверки соблюдения всего комплекса требований законодательства о труде и охране труда, проводимые совместно с техническими и правовыми инспекторами труда.
1.4. Во всех случаях в состав комиссии следует включать уполномоченных (доверенных лиц) профсоюза по охране труда.
2. Подготовка к проведению комплексной проверки
2.1. Планирование комплексных проверок:
2.1.1. Комплексная проверка может проводиться в плановом или неплановом порядке.
При планировании проведения комплексных проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда выбор организаций, подлежащих проверке, осуществляется по следующим основаниям:
а) по данным статистической отчетности (формы (условия труда) и № 7 – травматизм), мониторинга или другого способа наблюдения и анализа показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за определенный период (в сравнении со средними показателями по региону или в сравнении с показателями других организаций той подотрасли, к которой относится данная организация) в случаях выраженной тенденции роста этих показателей;
б) при частом поступлении в техническую инспекцию труда заявлений и жалоб работников организации, в том числе при их посещении приемной инспекции, о фактах нарушения законодательства о труде, непредставления компенсаций за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, систематической задержке выплаты заработной платы , нарушении установленного порядка обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, об отказах администрации в составлении акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1, о невыполнении мероприятий коллективного договора и т. д.
Субъективные факторы (недоверительное или предвзятое отношение к руководителям и должностным лицам организации, эмоциональные суждения и т. д.) не могут служить основанием для определения организации, подлежащей комплексной проверке.
2.2. Мероприятия, осуществляемые до начала проведения комплексной проверки:
2.2.1. Технический инспектор труда направляет работодателю или уполномоченному им лицу сообщение о целях и сроках проведения комплексной проверки, перечень документов, которые должны быть представлены техническому инспектору труда до начала проведения проверки и в первую очередь:
3.2.9. Проводится проверка установленного порядка предоставления работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, соответствующих компенсаций (доплаты к заработной плате, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока, лечебно-профилактического питания), имеются ли перечни работ, на которых должны предоставляться такие компенсации, предусматриваются ли эти работы в коллективном договоре организации.
3.2.10. Проводится проверка действующего в организации порядка подготовки работников по охране труда, включая руководителей и специалистов высшего и среднего звена. При этом устанавливается, проводится ли в организации специальное обучение работников, занятых на работах с повышенной опасностью, с выдачей им соответствующих удостоверений или это ограничивается проведением разовых инструктажей по безопасному ведению работ.
Устанавливается, в каком порядке проводятся обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов организации (в учебных центрах, комбинатах и других учебных учреждениях или непосредственно в организации). На основании протоколов заседаний комиссий по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов и по данным численности руководителей и специалистов организации определяется показатель охвата обучением этих категорий работников и устанавливаются конкретные лица, не прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда.
По данным производственного травматизма на работах с повышенной опасностью определяется степень достаточности и эффективности применяемых форм обучения рабочих по охране труда.
3.2.11. Проводится проверка действующего в организации порядка обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. При этом устанавливается, в каких объемах удовлетворяются потребности в указанных средствах защиты в целом по организации и по подразделениям. В случае выявления недостаточного обеспечения подразделений этими средствами по объемам, номенклатуре или отдельным видам устанавливаются причины такого положения.
В ходе этой проверки необходимо также ознакомиться с организацией и проведением контроля качества приобретаемых средств индивидуальной защиты, прежде всего по защитным характеристикам, соответствия их Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, по видам и назначению в зависимости от характера производства, работ и условий труда, а также контроля за наличием на эти средства сертификатов соответствия.
3.2.13. Проводится проверка организации деятельности службы охраны труда, в ходе которой с учетом требований ст. 217 ТК РФ устанавливается соответствие:
– структуры и численности работников службы Межотраслевым нормативам численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденным постановлением Минтруда России от 01.01.2001 г. № 10;
– возложенных на специалистов службы охраны труда обязанностей должностным обязанностями этой категории работников, предусмотренным в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.98 г. № 37, и Рекомендациям по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации, утвержденным постановлением Минтруда России от 30.01.95 г. № 6;
– нормативно-технической обеспеченности службы охраны труда профилю деятельности организации и отдельных производств, которые по характеру деятельности относятся к другим отраслям экономики, включая соответствие кабинета охраны труда нормам, предусмотренным п. 3.23 СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" и Рекомендациям по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденным постановлением Минтруда России.
Проводится анализ результатов работы службы охраны труда по контролю за соблюдением требований охраны труда в подразделениях организации. Устанавливается количество предписаний, выданных в течение года работниками службы охраны труда должностным лицам подразделений, и как они выполнялись (в установленные сроки или с задержкой, в полном объеме или частично и т. д.). Документально устанавливается, какое количество предложений было внесено службой охраны труда руководству организации в течение года, в том числе количество предложений, не получивших поддержки для реализации. Выявляются причины такого положения (отсутствие средств, сомнительная эффективность, отсутствие внимания руководства к поднимаемым вопросам и т. д.), особенно по предложениям, которые, по мнению комиссии, имеют для данной организации актуальное значение.
На основании анализа определяются эффективность деятельности службы охраны труда, ее влияние на решение вопросов улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
3.2.14. По имеющимся в организации документам проводится проверка соблюдения требований ст. 215 ТК РФ в части соответствия эксплуатирующихся в организации производственных объектов требованиям охраны труда.
Если в организации осуществлялось либо осуществляется на момент проверки строительство новых или реконструкция действующих производственных объектов, внедрение новой техники и новых технологий , то необходимо ознакомиться с заключениями государственной экспертизы условий труда, разрешениями на проведение указанных работ соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также с заключениями этих органов, выданными при приемке в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.
При наличии в разрешениях и заключениях замечаний об имеющихся в проектах на строительство новых и реконструкцию действующих производственных объектов недостатках, о допущенных при строительстве и реконструкции отступлениях от проектов без оформления разрешений в установленном порядке и о других недостатках, ухудшающих условия труда и снижающих его безопасность, необходимо документально установить, какие меры были приняты по устранению этих недостатков.
Одновременно с этим рассматривается техническая документация на отдельные из находящихся в эксплуатации производственные здания и сооружения (акты приемки в эксплуатацию с приложением сведений об отступлениях от проекта и недоделках к моменту ввода в эксплуатацию, технические паспорта на каждое здание и сооружение, акты проведения экспертиз отдельных зданий и сооружений) с целью определения их состояния и пригодности к эксплуатации.
3.2.15. Проводится проверка соблюдения ст. ст. 227–231 ТК РФ действующего порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. В ходе проверки необходимо установить достоверность учета несчастных случаев на производстве в организации путем проверки наличия актов расследования несчастных случаев (актов по форме Н-1 и актов расследования несчастных случаев) по оплаченным листкам
временной нетрудоспособности с диагнозом травматического характера. При отсутствии соответствующих актов эти случаи, так как акт по форме Н-1 является основным документом для обеспечения по этому виду страхования, указанные несчастные случаи следует считать сокрытыми.
При проведении проверки необходимо также обратить внимание на соблюдение в организации требований Трудового кодекса Российской Федерации о расследовании и учете несчастных случаев на производстве по следующим вопросам:
соблюдение установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве;
участие в составе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, относящихся по Схеме определения тяжести несчастных случаев на производстве, утвержденной приказом Минздрава России от 17.08.99 г. № 000 к категории легких, специалиста по охране труда (или лица, назначенного приказом работодателя, ответственным за организацию по охране труда) либо специалиста по договору и представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа;
обоснованность выводов комиссии по расследованию несчастного случая о причинах и лицах, ответственных за допущенные нарушения, включая решение об установлении вины пострадавшего, соответствие указанного решения заключению профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа;
расследование и оформление в установленном порядке несчастных случаев на производстве, в результате которых пострадавшие были переведены на другую работу в соответствии с медицинским заключением без оформления листка временной нетрудоспособности;
участие доверенных лиц пострадавших в расследовании происшедших с ними несчастных случаев на производстве;
правомерность непризнания работодателем несчастного случая на производстве, отказа в проведении его расследования и составлении акта по форме Н-1 в случаях, предусмотренных ст. 230 ТК РФ;
соблюдение установленного ст. 228 ТК РФ срока направления сообщения о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом в соответствующие органы и территориальный профсоюзный орган и расследование указанных несчастных случаев в установленном порядке.
3.2.16. Проводится проверка выполнения в организации требований предписаний, выданных должностным лицам при проверках, проводимых ранее государственными инспекторами труда, а также по представлениям технического инспектора труда профсоюза, уполномоченных по охране труда профсоюзной организации об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
3.3. Проведение проверки соблюдения требований законодательства о труде и охране труда в структурных подразделениях организации
3.3.1. На завершающем этапе комплексной проверки проводится проверка соблюдения требований законодательства о труде и охране труда в структурных подразделениях организации, основной целью которой является уточнение фактов и сведений, полученных при проведении анализа и проверки по вопросам, указанным в п. п. 3.1 и 3.2 настоящих рекомендаций.
В целях рационального использования времени, отведенного на проведение комплексной проверки, и достижения необходимых результатов целесообразно проводить указанную проверку в структурных подразделениях с относительно высоким уровнем производственного травматизма и наличием производств с вредными или опасными условиями труда. При этом допускается проведение выборочной проверки структурных подразделений организации.
3.3.2. При проведении проверок производственных объектов и рабочих мест структурных подразделений основное внимание в первую очередь должно уделяться соблюдению требований правовых норм законодательных и иных нормативно-правовых актов, имеющих императивный запретительный ("запрещается", "не допускается", "не должно быть") и ограничительный характер ("не ближе", "не более", "не менее", "не выше", "в пределах от и до" и т. п.).
Проверка соблюдения требований правовых норм разрешительного характера ("разрешается", "допускается" и т. п.) при комплексной проверке может проводиться в выборочном (эксклюзивном) порядке.
3.3.3. В ходе проведения проверки структурных подразделений при необходимости могут быть затребованы у руководителя подразделения и рассмотрены следующие документы и сведения:
– акт приемки в эксплуатацию производства, паспорт производственного здания или сооружения (схематический план той части здания, где расположено данное подразделение, если в здании размещено несколько подразделений) с указанием контуров и размеров площадей производственных участков, складских, служебных, гардеробных, душевых, умывальных и туалетных помещений, а также помещений для медицинского пункта, личной гигиены женщин, приема пищи и отдыха, если такие помещения предусмотрены проектом здания;
– технический журнал по эксплуатации здания и сооружения по форме, установленной Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 г. № 000, приказ о назначении должностных лиц, ответственных за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленного за подразделением здания или его части;
– перечень участков подразделения с указанием видов деятельности на них и основных профессий рабочих, занятых на каждом участке, в том числе на участках с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, с указанием предоставляемых льгот и компенсаций по условиям труда по каждой профессии;
– перечень применяемых в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров с предоставлением по ним разработанных методик метрологического контроля и токсикологической (санитарно-гигиенической, медико-биологической) оценки, а также информации о применяемых средствах метрологического контроля (ст. 215 ТК РФ);
– сертификаты соответствия на производственное оборудование, технологические процессы, применяемые механизмы, транспортные средства, материалы, химические вещества и средства коллективной защиты (ст. 215 ТК РФ);
– должностные инструкции руководителя подразделения, начальников участков, мастеров;
– перечень имеющихся в наличии нормативно-правовых актов по охране труда;
– перечень инструкций по охране труда (по профессиям и видам работ), действующих в подразделении;
– удостоверения руководителя подразделения, начальников участков, мастеров, прорабов, механика, энергетика и других специалистов о прохождении обучения и проверки знаний по охране труда;
– перечень работ, на выполнение которых оформляется наряд-допуск;
– перечень средств индивидуальной защиты, которые выдаются работникам подразделения;
– журналы регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый, целевой), регистрации прохождения обучения и проверки знаний по охране труда, регистрации инструктажа и проверки знаний у персонала по первой группе электробезопасности, учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделения, учета выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, регистрации выдачи нарядов-допусков и разовых разрешений на выполнение опасных работ, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, ведение которых регламентировано требованиями нормативно-правовых актов по охране труда;
– проверка соблюдения требований безопасной эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 вольт может проводиться только членами комиссии, имеющими не ниже IV группы по электробезопасности. Проведение проверки электроустановок потребителей напряжением выше 1000 вольт исключается полностью.
3.3.5. В случаях, когда в ходе проверки структурного подразделения выявляются нарушения, представляющие непосредственную опасность для жизни и здоровья работников, руководителю структурного подразделения незамедлительно выдается требование о приостановке эксплуатации оборудования или выполнения работ . При этом технический инспектор труда, принявший указанное решение, обязан разъяснить работникам причины принятого решения и принять необходимые меры по сохранению их среднего заработка (ст. 220 ТК РФ).
3.3.6. При выявлении в ходе проверки структурного подразделения фактов непрохождения должностными лицами в установленном порядке обучения и проверки знаний по охране труда, руководителю структурного подразделения незамедлительно вручается представление об отстранении указанных должностных лиц от работы. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями ст. 76 ТК РФ подобное отстранение работника сопровождается приостановкой выплаты ему заработной платы.
При выявлении в ходе проверки фактов нарушения конкретными работниками требований нормативно-правовых актов по охране труда (в том числе вследствие недостаточных знаний указанных актов из-за непроведения обучения, инструктажа по охране труда и стажировки на рабочем месте), в результате чего они подвергают реальной опасности травмирования себя и других работников производственного подразделения, техническим инспектором труда должны быть приняты исчерпывающие меры по предотвращению опасности, включая отстранение указанных работников от выполнения работ. Конкретное решение о достаточности указанных мер принимается техническим инспектором труда самостоятельно, в зависимости от характера и тяжести выявленных правонарушений.
3.3.7. Выявленные в ходе проверки структурного подразделения нарушения законодательных и иных нормативно-правовых актов о труде и охране труда отражаются в представлении, выдаваемом руководителю структурного подразделения под роспись. При этом по каждому выявленному нарушению в представлении должна быть ссылка на нарушенную статью (параграф, пункт) соответствующего законодательного или иного нормативно-правового акта.
При оформлении представления, выявленные аналогичные (одноименные) нарушения целесообразно излагать в укрупненном количественном выражении. Например, на такое-то количество единиц оборудования отсутствуют сертификаты соответствия, такое-то число работников принято на работу с вредными условиями труда без прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования), в таком-то подразделении на такое-то число работников не оформлены личные карточки выдачи средств индивидуальной защиты, записи о выдаче этих средств производятся мастером в общей тетради без указания даты выдачи и т. д.
Копия представления приобщается к акту комплексного обследования.
3.3.8. Решение о привлечении к административной ответственности руководителя структурного подразделения и иных должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательных и иных нормативно-правовых актов о труде и охране труда, целесообразно принимать представителями государственного надзора и контроля.
4. Порядок оформления результатов проведенной комплексной проверки
4.1. По результатам комплексной проверки составляется акт-предписание о соблюдении законодательства о труде и охране труда в организации.
Акт-предписание составляется в 2-х экземплярах и состоит из констатирующей, результирующей и предписывающей частей.
4.2. В констатирующей части акта-предписания указываются:
дата начала и окончания проверки и место ее проведения;
состав комиссии, проводившей комплексную проверку, с указанием фамилии, инициалов и должности каждого из членов комиссии, принимавших участие в ее проведении;
фамилия, имя и отчество руководителя организации, его заместителей, главных специалистов, включая руководителя (специалиста) службы охраны труда, и председателя профсоюзной организации;
отдельные статистические сведения о результатах работы организации, связанные с целями комплексной проверки (численность персонала, сведения о средней заработной плате работников, характеристики состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и т. д.).
Кроме того, в констатирующей части акта-предписания даются общие оценки состояния соблюдения в организации законодательства о труде и охране труда по основным вопросам, по которым проводилась комплексная проверка, и основные недостатки в организации указанной работы. Наряду с этим в констатирующей части акта-предписания также могут быть отражены решения и практические действия руководства организации и ее отдельных структурных подразделений, которые, по мнению комиссии, заслуживают положительной оценки.
4.3. В результирующей части акта-предписания отражаются выявленные нарушения требований законодательных и иных нормативно-правовых актов о труде и охране труда (со ссылкой на нарушенные статьи и пункты этих актов), изложенные в составленных протоколах проверки структурных подразделений и служб организации.
В начале результирующей части акта-предписания целесообразно излагать нарушения, общие для всех (большинства) проверенных структурных подразделений и служб организации, сгруппированные по институтам трудового права (вопросам комплексной проверки). После этого следует излагать иные правонарушения, выявленные в конкретных структурных подразделениях и службах, с указанием их наименования.
4.4. В предписывающей части акта-предписания излагаются предложения комиссии о мерах по устранению отраженных в акте-предписании выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Предложения целесообразно группировать по институтам трудового права (вопросам комплексной проверки).
4.5. Акт-предписание подписывается всеми членами комиссии.
Первый экземпляр акта-предписания вручается работодателю (уполномоченному им представителю) для устранения выявленных нарушений под роспись с указанием даты ознакомления с актом-предписанием на его копии, представляемой председателем комиссии руководителю государственной инспекции труда.
5. Заключительные положения
5.1. По результатам проведенной комплексной проверки должно быть проведено совещание с управленческим персоналом организации с участием представителей профсоюзной организации.
На совещании подробно освещаются все выявленные нарушения, их причины и какие могут быть последствия, если они не будут устранены.
Особое внимание должно быть обращено на факты бездействия руководства организации, вследствие чего не только формально, но и практически не соблюдаются отдельные требования законодательства и иных нормативно-правовых актов.
Разногласия между комиссией и представителями организации по отдельным вопросам, отраженным в акте-предписании, разрешаются только на основании дополнительного рассмотрения соответствующих документов. Устные доказательства не могут считаться основанием для изменения выводов комиссии.
5.2. Все материалы комплексной проверки передаются руководителю предприятия и председателю профсоюзного органа для рассмотрения и принятия мер, а также оформления при необходимости дополнительных материалов по ее результатам (представлений и писем в вышестоящие и иные заинтересованные органы и др.).
5.3. По результатам комплексной проверки составляется график осуществления контроля выполнения предписания выданных руководителю и другим должностным лицам организации.
5.4. Контроль выполнения мероприятий, предусмотренных в графике, возлагается на технического инспектора труда, который осуществляет контроль соблюдения законодательства о труде и охране труда в данной организации, независимо от его участия или неучастия в проведении комплексной проверки.
Приложение
Перечень
основных законодательных и иных межотраслевых нормативно-правовых актов и других документов, которыми следует руководствоваться при проведении комплексной проверки соблюдения в организациях законодательства о труде и охране труда
1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 01.01.01 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 01.01.01 г., 10 января 2003 г.).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 01.01.01 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
4. Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" в редакции Федерального закона от 01.01.01 г. № 176‑ФЗ.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 01.01.01 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
6. Уголовный кодекс Российской Федерации, ст. ст. 140, 143, 145.
7. Указ Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 234 "О перечне предприятий (организаций), производств, объектов и работ, надзор за которыми осуществляют органы Федерального горного и промышленного надзора России".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 "О Федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении Положения о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании ".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 "О нормативно-правовых актах, содержащих нормативные требования охраны труда".
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 000 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин".
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 000 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда моложе восемнадцати лет".
14. Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 000 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжести вручную".
15. Постановление Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную".
16. Постановление Минтруда России от 01.01.01 г. № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда".
17. Постановление Минтруда России от 01.01.01 г. № 64 "О Рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек".
18. Постановления Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" и от 01.01.01 г. № 7 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда".
19. Постановление Минтруда РФ от 01.01.01 г. № 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях".
20. ГОСТ ССБТ 12.2.004-90 "Обучение по охране труда".
21. Постановление Минтруда России от 01.01.01 г. № 37 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих".
22. Приказ Минздравмедпрома России от 01.01.01 г. № 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" с приложениями 1, 2, 4, 5.
23. Приказ Минздрава России от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников".
24. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.01.01 г. № 83 "Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)".
25. Постановления Минтруда России "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по отраслям экономики и отдельным производствам".
26. Постановление Минтруда России от 01.01.01 г. № 51 "Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минтруда России от 01.01.01 г. № 39, .
27. Постановление Минтруда России от 01.01.01 г. № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
28. Приказ Минздрава России от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении Схемы определения тяжести несчастных случаев на производстве".
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний".
30. Постановление Госстандарта России от 3 мая 2000 г. № 25 "Об утверждении Правил сертификации производственного оборудования".
31. Гигиенические критерии оценки и квалификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство Р 2.2.755-99), утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23 апреля 1999 г., введены в действие с 1 сентября 1999 г.
32. Постановление Госстроя СССР от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений".
33. Соответствующие ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, межотраслевые и отраслевые правила охраны труда, которые определяются инспектором труда, осуществляющего комплексную проверку, в зависимости от видов деятельности организации.
34. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0. "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации".
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
О проведении комплексной проверки соблюдения требований промышленной безопасности в ОАО "АК "Транснефть"
В соответствии со Сводным планом надзорной, контрольной и разрешительной деятельности работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору , утвержденным приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2008 года N 1034 "Об утверждении Сводного плана надзорной, контрольной и разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2009 год" ,
приказываю:
1. Провести в июне-июле 2009 года комплексную проверку соблюдения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов ОАО "АК "Транснефть".
2. Образовать Комиссию по комплексной проверке соблюдения требований промышленной безопасности и утвердить ее состав согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
3. Утвердить состав председателей подкомиссий по комплексной проверке соблюдения требований промышленной безопасности дочерними компаниями ОАО "АК "Транснефть" согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
4. Утвердить Перечень территориальных органов Ростехнадзора, ответственных за проведение комплексной проверки в дочерних компаниях ОАО "АК "Транснефть" (далее - территориальные органы) согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
5. Утвердить Программу комплексной проверки соблюдения требований безопасности согласно приложению N 4 к настоящему приказу.
6. Руководителям территориальных органов:
6.1. Обеспечить проведение комплексных проверок соблюдения требований промышленной безопасности дочерними компаниями ОАО "АК "Транснефть" согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
6.2. Образовать подкомиссии и рабочие группы по каждому дочернему предприятию ОАО "АК "Транснефть" с учетом приложения N 2 к настоящему приказу.
6.3. Комплексные проверки, а также оформление документов по их результатам провести в строгом соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах , утвержденного приказом Минприроды России от 30 октября 2008 года N 280 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2009 года рег. N 13148).
6.4. При проведении проверок особое внимание обратить на ход реализации мероприятий инвестиционных программ, программ реконструкции, технического перевооружения, технического диагностирования оборудования, применяемого на опасных производственных объектах.
6.5. Сведения по результатам проверок (распоряжения, акты-предписания, протоколы и постановления о наложении штрафных санкций, представления руководителям организаций о наложении взысканий), информация о принятых руководителями организаций мерах по результатам проверок (копии приказов по организациям, уведомления по устранению нарушений), формы отчетности представлять в порядке, установленном приказом Ростехнадзора от 19 марта 2009 года N 173 "О порядке сбора, обобщения и представления в Правительство Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации информации о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" .
7. Председателям подкомиссий по комплексной проверке Акты и предписания соблюдения требований промышленной безопасности по проверяемым поднадзорным объектам представить в срок до 15 июля 2009 года в Управление по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности (e-mail: [email protected] или [email protected]).
8. Председателю Комиссии по комплексной проверке соблюдения требований безопасности и подкомиссий по комплексной проверке соблюдения требований безопасности:
8.1. В срок до 7 августа 2009 года представить руководителю Ростехнадзора отчет о проведенной комплексной проверке ОАО "АК "Транснефть".
8.2. Организовать и провести в августе 2009 года подведение итогов комплексной проверки в ОАО "АК "Транснефть" (г.Москва).
9. Исключить п.1.10.2 Сводного плана надзорной, контрольной и разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2009 год , так как упомянутая в нем организация не входит в систему ОАО "АК "Транснефть".
10. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Ростехнадзора Б.А.Красных.
И.о. руководителя
Б.А.Красных
Приложение N 1
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 2 июня 2009 года N 473
Шаталов А.А. | Начальник Управления по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности (председатель Комиссии) |
Саркисов В.А. | Заместитель начальника Управления - начальник отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и транспортирования опасных веществ (заместитель председателя Комиссии) |
Титко В.Л. | Консультант отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и транспортирования опасных веществ |
Главный специалист-эксперт отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и транспортирования опасных веществ |
|
Данилов А.Г. | Начальник межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Центрального Управления Ростехнадзора |
Желудкова Л.В. | Начальник межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Северо-Западного Управления Ростехнадзора |
Приложение N 2
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 2 июня 2009 года N 473
Подкомиссия по Центральному федеральному округу | Данилов А.Г. - начальник межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Центрального Управления Ростехнадзора |
Подкомиссия по Северо-Западному федеральному округу | Желудкова Л.В. - начальник межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Северо-Западного Управления Ростехнадзора |
Подкомиссия по Приволжскому федеральному округу | Николаев Е.Е. - начальник межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Волжско-Окского Управления Ростехнадзора |
Подкомиссия по Уральскому федеральному округу | Карев С.В. - начальник межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта МТУ Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу |
Подкомиссия по Южному федеральному округу | Колесников А.А. - начальник межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Нижне-Донского Управления Ростехнадзора |
Подкомиссия по Сибирскому федеральному округу | Хромов И.Г. - начальник межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта МТУ Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу |
Подкомиссия по Дальневосточному федеральному округу | Смирнов А.А. - заместитель начальника межрегионального отдела государственного строительного надзора и магистрального трубопроводного транспорта МТУ Ростехнадзора по Дальневосточному федеральному округу |
Приложение N 3
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 2 июня 2009 года N 473
Территориальный орган | Дочерние предприятия |
|
Центральное управление Ростехнадзора, (Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Центральному федеральному округу) Отв. Н.И.Капинус | ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" (г.Нижний Новгород) |
|
Северо-Западное управление Ростехнадзора, г.Санкт-Петербург (Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу) Отв. Г.В.Слабиков | ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" (г.Ухта) |
|
Уральское управление Ростехнадзора, г.Екатеринбург (Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу) | ОАО "Сибнефтепровод" (г.Тюмень) |
|
Нижне-Донское управление Ростехнадзора, г.Ростов (Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Южному федеральному округу) | ОАО "Черномортранснефть" (г.Новороссийск) |
|
Западно-Сибирское управление Ростехнадзора, г.Новосибирск (Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу) | ОАО "Транссибнефть" (г.Омск) |
|
Волжско-Окское управление Ростехнадзора, г.Нижний Новгород (Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Приволжскому федеральному округу) | ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" (г.Брянск) Куйбышевское районное управление, г.Самара |
|
Дальневосточное управление Ростехнадзора, г.Хабаровск (Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Дальневосточному федеральному округу) | ООО "Центр управления проектом "Восточная Сибирь - Тихий океан" |
Приложение N 4
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 2 июня 2009 года N 473
Цель проверки:
оценка соблюдения организациями обязательных требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации;
оценка соблюдения лицензионных условий и требований лицензий, предоставленных Ростехнадзором.
Предмет проверки:
соблюдение требований безопасности, установленных в отношении опасных производственных объектов, технологических установок, технических устройств, зданий, сооружений, документации и иного имущества, деятельности организаций.
Основание для проверки:
Сводный план надзорной, контрольной и разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2009 год , утвержденный приказом Ростехнадзора от 29.12.2008 N 1034 , п.1.5 .
Сроки проверки:
июнь-июль 2009 года.
Проверка соблюдения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов ОАО "АК "Транснефть" и ее дочерних компаний при осуществлении деятельности по содержанию объектов магистрального нефтепроводного транспорта в работоспособном состоянии и их эксплуатации в соответствии с требованиями нормативных и правовых актов Российской Федерации и других обязательных требований, своевременного и качественного проведения технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов, испытаний, модернизации и реконструкции основывается на:
соблюдении правил работы с персоналом, в том числе проведении инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности, обучении и проверке знаний персонала, прохождения аттестации;
обеспечении безопасности эксплуатации объектов магистрального нефтепроводного транспорта;
организации и осуществлении производственного контроля или работы системы управления промышленной безопасностью, включая деятельность отдельных цехов, участков (отделов, служб) и должностных лиц;
проведении мероприятий, связанных с охраной труда персонала и охраной окружающей среды при эксплуатации объектов магистрального нефтепроводного транспорта;
соблюдении требований по учету, анализу и расследованию нарушений в работе объектов магистрального нефтепроводного транспорта, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией этих объектов, и принятии мер по устранению причин их возникновения;
соблюдении требований по представлению сообщений в территориальные органы Ростехнадзора об авариях, смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаях, связанных с эксплуатацией объектов магистрального нефтепроводного транспорта;
должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для персонала и иной технической документации, регламентирующей промышленную безопасность при эксплуатации объектов магистрального нефтепроводного транспорта;
состоянии проектной, технологической, эксплуатационной документации, ее соответствие требованиям правил и норм промышленной безопасности;
соответствии фактического состояния производства и работ утвержденным проектным решениям и техническим требованиям;
укомплектованности объектов защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом;
проведении необходимых испытаний, эксплуатации устройств молниезащиты, измерительных приборов;
соблюдении нормативных правовых актов Российской Федерации по промышленной безопасности;
соблюдении правил технологического присоединения и приемки в эксплуатацию оборудования и сооружений;
соблюдении требований по выводу в ремонт и из эксплуатации объектов магистрального нефтепроводного транспорта;
выполнении предписаний территориальных органов Ростехнадзора;
планировании и ведении требуемых режимов работы объектов магистрального нефтепроводного транспорта;
планировании и подготовке ремонтных работ;
обеспечении надежности функционирования объектов магистрального нефтепроводного транспорта;
предотвращении и ликвидации технологических нарушений при транспортировании нефти и нефтепродуктов;
локализации аварий и восстановления режима работы;
наличии и выполнении мероприятий по защите объектов от проникновения и несанкционированных действий посторонних лиц;
наличии корпоративных стандартов, регламентирующих деятельность организаций компании в сфере промышленной безопасности, и их соответствие Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ;
подготовке к проведению ремонтных работ;
выполнении функций по оперативному управлению и эксплуатационному обслуживанию оборудования на объектах магистрального нефтепроводного транспорта. Наличие технической документации (инструкций, схем, бланков и т.д.);
требованиях порядка передачи оперативной информации о технологических нарушениях на объектах магистрального нефтепроводного транспорта. Наличие внутреннего регламентирующего документа и его соответствие требованиям порядка;
требованиях по организации эксплуатации и технического обслуживания устройств электрохимической защиты и противоаварийной автоматики и систем обнаружения утечек (СОУ). Выполнение регламентных работ по обслуживанию этих устройств;
требованиях к организации диспетчерских каналов связи;
технических требованиях по организации и передаче в ОАО "АК "Транснефть" технологической информации, необходимой для управления режимами перекачки;
плане мероприятий по развитию систем связи и передачи телеметрической информации по объектам диспетчеризации в диспетчерский центр, согласованного субъектом оперативно-диспетчерского управления;
выполнении программ, планов, графиков ремонтов, технических мероприятий, направленных на повышение надежности и эффективности работы оборудования.
Комиссия по комплексной проверке соблюдения требований безопасности в пределах своей компетенции осуществляет рассмотрение документов, отражающих информацию по вопросам:
эффективной работы объектов магистрального нефтепроводного транспорта путем снижения производственных затрат, повышения эффективности использования мощности установленного оборудования;
повышения надежности и безопасности работы оборудования, зданий, сооружений, устройств, систем управления, коммуникаций;
обновления основных производственных фондов путем технического перевооружения и реконструкции объектов магистрального нефтепроводного транспорта, модернизации оборудования;
проведения технического освидетельствования оборудования и продления срока его эксплуатации;
внедрения и освоения новой техники, технологии эксплуатации и ремонта, эффективных и безопасных методов организации производства и труда;
повышения квалификации персонала, распространения передовых методов производства;
проведения противоаварийных тренировок;
эксплуатации объектов магистрального нефтепроводного транспорта.
Работы при проведении комплексной проверки осуществляются в следующем порядке:
проверка выполнения требований Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" , Федерального закона от 08.08.2001 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" , Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" , постановлений Правительства РФ от 09.09.99 N 1025 и от 15.09.99 N 1040 "О мерах по противодействию терроризму" , постановления Правительства РФ от 10.03.99 N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" .
Обследованию подлежат:
1. Линейная часть магистральных нефтепроводов.
2. Насосные перекачивающие станции.
3. Состояние организации эксплуатации электрохимической защиты магистральных нефтепроводов.
4. Состояние организации эксплуатации технических устройств на опасных производственных объектах.
5. Состояние организации эксплуатации электроустановок потребителей.
При проведении проверки обратить внимание на следующие вопросы:
1. Правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду (п.2 ст.160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
2. Соблюдение требований по обеспечению безопасной эксплуатации электроустановок.
2.1. Организация эксплуатации электроустановок.
2.2. Техника безопасности.
2.3. Техническое состояние основного электрооборудования.
2.4. Профилактика электротравматизма.
2.5. Организация учета потребления и распределения электрической энергии.
3. Обеспечение безопасной эксплуатации тепловых установок и сетей.
3.1. Наличие паспорта готовности к работе в осенне-зимний период.
3.2. Наличие энергетической службы.
3.3. Наличие договора разграничения ответственности между организацией-потребителем тепловой энергии и электроснабжающей организацией.
3.4. Наличие технического контроля за состоянием тепловых энергоустановок.
3.5. Организация и осуществление ведомственного надзора при эксплуатации оборудования, работающего под давлением, тепловых установок и сетей.
3.6. Организация обучения, аттестации и проведения проверки знаний и допусков обслуживающего персонала и ИТР, работа с теплотехническим персоналом.
3.7. Наличие и содержание требуемой правилами технической и оперативной документации.
3.8. Соответствие технического состояния и уровня обслуживания объектов требованиям правил.
3.9. Подготовка и прохождение осенне-зимнего периода.
Особое внимание при обследовании служб дочерних компаний ОАО "АК "Транснефть" должно уделяться состоянию исполнительной, технологической и разрешительной документации, выполнению газоопасных и огневых работ, выполнению требований Положения об организации и осуществлении производственного контроля.
Перед началом работы комиссии ответственные работники дочерних компаний ОАО "АК "Транснефть" проводят инструктаж для членов комиссии в установленном порядке.
При проведении обследования необходимо соблюдать требования нормативных документов по промышленной безопасности, технике безопасности и производственных инструкций, действующих в дочерних компаниях ОАО "АК "Транснефть".
По результатам комплексной проверки оформляется акт-предписание, который подписывается председателем комиссии и вручается под роспись руководителям дочерних компаний ОАО "АК "Транснефть".
Акт-предписание содержит информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях и предлагаемых мерах по их устранению с установленными сроками.
Результаты обследования рассматриваются на совещании в дочерних компаниях ОАО "АК "Транснефть" с участием руководителей и специалистов.
И.о. руководителя
Б.А.Красных
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка
размер шрифта
ПРИКАЗ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 05-12-2007 152 (ред от 14-03-2008) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ... Актуально в 2018 году
3.1. Решение о проведении комплексной проверки органа Судебного департамента принимает Генеральный директор.
Комплексная проверка проводится, как правило, не чаще одного раза в пять лет.
При чрезвычайных происшествиях, требующих немедленного реагирования, по решению Генерального директора может быть назначена внеочередная комплексная проверка.
3.2. О времени проведения комплексной проверки заблаговременно информируются руководители органов Судебного департамента, которые к приезду комиссии готовят справки по всем направлениям деятельности. О проведении внеплановых проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента руководители органов Судебного департамента и председатели судов по решению Генерального директора могут не извещаться.
Продолжительность комплексной проверки устанавливается должностным лицом и не должна превышать 15 суток, не считая времени нахождения в пути.
3.3. Комплексная проверка осуществляется комиссией, количественный состав которой определяется должностными лицами, указанными в пункте 2.4 настоящей Инструкции из расчета полного и всестороннего охвата проверкой всех направлений деятельности проверяемого органа с учетом его особенностей. Деятельностью комиссии руководит ее председатель, который назначается Генеральным директором из числа заместителей Генерального директора, руководителей главных управлений и управлений Судебного департамента.
К участию в проверке привлекаются, как правило, представители всех структурных подразделений Судебного департамента или управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, квалифицированные работники, имеющие опыт работы по проверяемому направлению деятельности не менее одного года, способные разобраться в существе проверяемых вопросов и оказать практическую и методическую помощь в устранении выявленных недостатков.
3.4. Председатель комиссии и члены комиссии при проведении комплексной проверки обязаны:
руководствоваться в своей работе законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами Судебного департамента и настоящей Инструкцией;
выявлять и изучать причины, порождающие недостатки в работе органов Судебного департамента и федеральных судов общей юрисдикции, предлагать конкретные меры по их устранению;
оказывать практическую и методическую помощь управлениям (отделам) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по всем вопросам их деятельности и федеральным судам общей юрисдикции по вопросам организационного обеспечения их деятельности.
3.5. Председатель комиссии:
несет ответственность за организацию, подготовку и своевременность выезда членов комиссии к месту проведения комплексной проверки, качество проверки по всем направлениям деятельности;
организует и контролирует ход подготовки членов комиссии к работе в комплексной проверке;
организует подготовку общего плана-задания комиссии по направлениям деятельности;
обеспечивает постоянный контроль за работой членов комиссии в период проведения комплексной проверки, оказывает им помощь по сбору, обобщению и анализу материалов, разработке мероприятий, направленных на устранение недостатков и улучшение работы.
3.6. Подготовка к комплексной проверке начинается не позднее чем за 10 дней до выезда в командировку.
Председатель комиссии не позднее чем за 10 суток до выезда в командировку представляет Генеральному директору (начальнику управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации) на утверждение проект плана-задания и предложения по персональному составу комиссии.
Обязательной и неотъемлемой частью подготовки к комплексной проверке членов комиссии является изучение:
нормативных правовых актов, касающихся деятельности федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов Судебного департамента;
материалов предшествующих комплексных и целевых проверок, актов ревизий финансово-хозяйственной деятельности;
планов мероприятий по устранению выявленных ранее недостатков и справочных материалов по их реализации;
отчетов органов Судебного департамента о деятельности за предыдущий период;
приказов, решений коллегии и оперативных совещаний, распоряжений и иных указаний Генерального директора по вопросам совершенствования деятельности и повышения эффективности работы органов Судебного департамента;
обращений граждан по вопросам деятельности органов Судебного департамента, подлежащих комплексной проверке.
3.7. Проверка готовности членов комиссии к проведению комплексной проверки осуществляется во время проведения председателем комиссии инструктажа, в ходе которого:
уточняются цели, задачи, время, место и методы работы;
определяется порядок выезда, способы и график работы, порядок и формы подведения итогов комплексной проверки, составления итоговых документов;
проверяется знание гражданскими служащими основных требований нормативных актов Судебного департамента. При необходимости с ними организуются дополнительные занятия.
При проведении инструктажа могут быть рассмотрены и другие вопросы, касающиеся деятельности комиссии.
3.8. По прибытии к месту проведения комплексной проверки председатель комиссии:
информирует председателя верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, председателя совета судей, а также при необходимости руководителей законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации о своем прибытии для проведения комплексной проверки;
проводит совместное совещание руководящего состава проверяемого органа и членов комиссии по вопросам проверки, заслушивает руководителя органа о текущей работе;
дает поручение руководителю органа Судебного департамента о подготовке и представлении необходимых материалов.
3.9. В ходе комплексной проверки:
3.9.1. Изучается состояние управленческой и правовой деятельности:
организация исполнения законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений Генерального директора, собственных управленческих решений, своевременность и полнота доведения их до исполнителей;
стиль и методы руководства;
уровень информационного и аналитического обеспечения управленческой деятельности, качество анализа и объективность оценки обстановки;
состояние планирования, наличие планов, их качество, обоснованность и результаты выполнения, соответствие установленным требованиям;
организация правовой деятельности;
организация работы по рассмотрению обращений граждан, соблюдение сроков их разрешения; прием посетителей в органе Судебного департамента и в федеральных судах общей юрисдикции; принятие мер к устранению недостатков и нарушений в деятельности органов Судебного департамента, о которых сообщается в обращениях граждан;
состояние делопроизводства и документооборота, меры по укреплению исполнительской дисциплины;
эффективность командировок, в том числе руководящего состава органа Судебного департамента, качество подготовки к ним, эффективность принятых по их результатам управленческих решений;
организация и проведение оперативных совещаний, глубина проработки выносимых на рассмотрение вопросов, конкретность решений оперативных совещаний, организация их выполнения.
3.9.2. Проверяются все направления деятельности органа Судебного департамента и федеральных судов общей юрисдикции по направлениям деятельности структурных подразделений Судебного департамента (управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации).
По линии организационно-правового обеспечения деятельности судов:
вопросы организационно-правового обеспечения деятельности судов и мировых судей;
вопросы ведения судебной статистики;
вопросы правовой информатизации судов;
вопросы систематизации законодательства;
вопросы обеспечения взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
вопросы взаимодействия с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами по обеспечению безопасности судей и членов их семей, а также охраны зданий и помещений судов.
По линии финансового обеспечения:
вопросы финансирования;
вопросы учета и отчетности;
вопросы материально-технического обеспечения;
вопросы организационно-методического обеспечения.
По линии организационного обеспечения деятельности военных судов:
вопросы организационно-правового обеспечения деятельности военных судов;
вопросы кадрового обеспечения военных судов;
вопросы государственной службы и социальной защиты в военных судах;
вопросы защиты государственной тайны и мобилизационной работы в военных судах.
По линии государственной службы и кадрового обеспечения:
вопросы государственной службы;
вопросы кадрового обеспечения судов;
вопросы кадрового обеспечения органов Судебного департамента;
организационно-штатные вопросы;
вопросы защиты государственной тайны и мобилизационной работы.
По вопросам контрольно-ревизионной работы - вопросы проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента.
По линии Управления делами:
вопросы подготовки распорядительных документов, планирования работы и контроля за исполнением служебных документов в органах Судебного департамента;
состояние делопроизводства и документооборота;
вопросы по работе с обращениями и приемом граждан.
По линии капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений:
вопросы капитального строительства, ремонта зданий, сооружений и управления недвижимостью;
вопросы эксплуатации зданий и сооружений;
вопросы обеспечения судов общей юрисдикции топливно-энергетическими ресурсами.
По линии обеспечения деятельности органов судейского сообщества:
вопросы организационного обеспечения деятельности квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;
вопросы организационного обеспечения деятельности органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации.
По линии социальной защиты судей и государственных служащих:
вопросы учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и использования бюджетных средств, выделенных на жилищное строительство;
вопросы социально-правовой защиты судей;
вопросы пенсионного обеспечения.
Кроме того, проверяются вопросы:
повышения квалификации и профессиональной подготовки;
развития внешних связей органов Судебного департамента;
взаимодействия с общественными, иными организациями и средствами массовой информации.
3.10. По завершении проверки председатель комиссии:
проводит совещание с членами комиссии, на котором заслушивает их доклады о результатах проверки;
подводит итоги на совещании руководящего состава органа Судебного департамента;
информирует о результатах комплексной проверки председателя верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, председателя совета судей субъекта Российской Федерации, а при необходимости - руководителей законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
3.11. По результатам комплексной проверки готовятся итоговые документы:
справка о результатах комплексной проверки;
план устранения недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки;
докладная записка (отчет) Генеральному директору.
Справка о результатах проверки подписывается председателем комиссии и членами комиссии. С ней в обязательном порядке ознакамливается руководитель проверяемого органа. В случае несогласия с выводами комиссии руководитель проверяемого органа вправе изложить свои возражения в форме мотивированной служебной записки, прилагаемой к справке о результатах комплексной проверки.
План реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки, который разрабатывается на месте руководством проверяемого органа совместно с членами комиссии. План подписывается руководителем проверяемого органа, визируется председателем комиссии.
В докладной записке (отчете) излагаются основные позитивные и негативные процессы, происходящие в проверенном органе, а также вносятся конкретные предложения комиссии.
Итоговые документы по результатам всех видов плановых и внеплановых проверок (комплексных, целевых и контрольных) в течение 3 рабочих дней со дня прибытия докладываются Генеральному директору.
Копия утвержденного плана по реализации предложений по устранению недостатков направляется в проверенный орган, а копия докладной записки (отчета) с резолюцией Генерального директора и копия плана реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки, направляются руководителям заинтересованных структурных подразделений Судебного департамента для информации и выполнения поручений Генерального директора, а также осуществления контроля за реализацией запланированных мероприятий.
3.12. Итоги комплексной проверки управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации руководитель комиссии докладывает на оперативном совещании руководящего состава Судебного департамента с обязательным участием членов комиссии и руководителя соответствующего проверенного органа.
3.13. В необходимых случаях по указанию Генерального директора издается приказ, в котором определяются меры по совершенствованию деятельности проверенного органа и организации контроля за устранением выявленных недостатков, или рассматривается вопрос на заседании коллегии Судебного департамента с приглашением руководителя проверенного органа.
Организация исполнения и контроль за ходом устранения недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки, осуществляются работниками главных управлений, управлений, самостоятельных отделов Судебного департамента по соответствующим направлениям деятельности.
3.14. Целевая проверка осуществляется в соответствии с Планом комплексных и целевых проверок, утверждаемым Генеральным директором на полугодие.
Порядок подготовки и проведения целевой проверки аналогичен порядку подготовки и проведения комплексной проверки.
Комплексные проверки:
Основной целью комплексных проверок является обеспечение защиты трудовых прав членов профсоюза, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, включая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, путем выявления нарушений законодательства и иных нормативно-правовых актов о труде, норм и правил по охране труда, принятия мер по устранению выявленных нарушений и исключению возможности их повторения. Комплексные проверки проводятся по графику, утвержденному Председателем Правления - генеральным директором, а также вне графика, если в структурной единице произошел несчастный случай со смертельным исходом. Комиссию по комплексной проверке состояния охраны труда в структурной единице возглавляет заместитель генерального директора по охране труда.
При комплексной проверке рассматриваются следующие вопросы:
В результате проверок оформляются акты или выдаются предписания. Результаты проверок прорабатываются на совещаниях со специалистами структурных единиц, уполномоченными по охране труда, по результатам проверок издается приказ с назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений и сроков выполнения, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушениях.
Целевые проверки:
Проведение целевых проверок состояния охраны труда определяется производственной необходимостью. Целевой проверке подлежат следующие вопросы:
Целевые проверки проводятся и по другим вопросам по усмотрению службы охраны труда, руководителей и главных специалистов отделов.
В результате проверок оформляются акты и (или) выдаются предписания. Результаты целевых проверок прорабатываются на совещаниях с руководителями и специалистами структурных единиц, уполномоченными по охране труда. По результатам проверок издается приказ по предприятию с назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений, сроками выполнения и привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушениях.