Уровень Инфляции в России (по годам). Уровень Инфляции в России (по годам) Ключевая ставка Банка России и все её изменения

Инфляция в России

Годовая инфляция в России по итогам 2018 года составила 4,3%, при ключевой ставке на конец года в 7,75%. Надо отметить, что инфляция в России против 2017 года выросла в 1,7 раза, хотя и остаётся достаточно низкой за всю историю страны.

Цель по инфляции на конец 2019 года и 2020 год Банком России скорректирована на заседании Совета Директоров 25 октября 2019 года, которая была сделана на основании анализа ситуации на рынке, а именно:

Замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось. Годовой темп прироста потребительских цен в сентябре снизился до 4,0% (с 4,3% в августе 2019 года) и, по оценкам на 21 октября, составил около 3,8%. Годовая базовая инфляция по итогам сентября также снизилась до 4,0% после 4,3% в августе. Показатели инфляции, отражающие наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, находятся вблизи или ниже 4%.

Банк России снизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4,0–4,5 до 3,2–3,7%. При этом годовая инфляция сложится несколько ниже 3% в I квартале 2020 года, когда эффект повышения НДС выйдет из ее расчета. По итогам 2020 года с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% и останется вблизи 4% в дальнейшем.



Первоначальное заявление, косающееся прогноза по инфляции на 2018 - 2020 годы Председатель Банка России Эльвира Набиуллина сделала ещё по итогам заседания Совета директоров ЦБ РФ от 14 сентября 2018 года:
... реализовались инфляционные риски со стороны внешних условий. В результате прогноз инфляции повышен даже с учетом принятых сегодня решений. Мы ожидаем инфляцию в интервале 3,8–4,2% по итогам 2018 года, 5–5,5% по итогам 2019 года с возвращением к 4% в 2020 году.

На пресс-конференции, которая состоялась по итогам заседания Совета директоров ещё 15 сентября 2017 года, Председатель Банка России Эльвира Набиуллина сказала уточнила описание цели по инфляции:
Инфляция достигла 4%, и мы хотели бы дополнительно уточнить описание цели.
Нашей целью является инфляция вблизи или около 4%. Почему «вблизи»? Потому что она может колебаться вверх и вниз вокруг 4%.
Раньше мы говорили о горизонте достижения цели, то есть определяли точку, устанавливали конкретный период (например, конец 2017 года), когда мы достигнем целевого значения. Теперь у нас эта цель становится постоянной .

Ниже в таблицах приведены данные годовой инфляции в России за период с 1991 по 2018 годы. Кроме того, будут приводиться внутри годовые (месячные) данные по инфляции на текущий 2019 год.

Для большей наглядности, помимо уровня инфляции в сравнительную таблицу также включены ставка рефинансирования Банка России и ключевая ставка, действующие на конец соответствующего года.

Динамика уровня инфляции в России за 1991 - 2018 годы выглядит так:


Годы Годовая инфляция в России* Ставка рефинансирования, на конец года** (%) Ключевая ставка на конец года (%)**
2018 4,3 - 7,75
2017 2,5 - 7,75
2016 5,4 - 10,00
2015 12,90 8,25 11,0
2014 11,36 8,25 17,0
2013 6,45 8,25 5,50
2012 6,58 8,25 -
2011 6,10 8,00 -
2010 8,78 7,75 -
2009 8,80 8,75 -
2008 13,28 13,0 -
2007 11,87 10,0 -
2006 9,00 11,0 -
2005 10,91 12,0 -
2004 11,74 13,0 -
2003 11,99 16,0
2002 15,06 21,0 -
2001 18,8 25,0 -
2000 20,1 25,0 -
1999 36,6 55,0 -
1998 84,5 60,0 -
1997 11,0 28,0 -
1996 21,8 48,0 -
1995 131,6 160 -
1994 214,8 180 -
1993 840,0 210 -
1992 2508,8 80,0 -
1991 160,4 25,0 -
* Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.
** Советом Директоров Банка России от 11.12.2015 г. было установлено, что начиная с 1 января 2016 года:
  • значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату и её самостоятельное значение в дальнейшем не устанавливается. Изменение ставки рефинансирования будет происходить одновременно с изменением ключевой ставки Банка России на ту же величину.
  • с 1 января 2016 года Правительство Российской Федерации будет использовать ключевую ставку Банка России во всех нормативных актах вместо ставки рефинансирования

По данным Статорганов и Банка России инфляция в годовом измерении за январь-август 2019 года выглядит так:

месяцы 2019 года Месячная инфляция в России (в годовом исчислении, %)* Месячная инфляция (к предыдущему месяцу, %)** Ключевая ставка на данный месяц (%)
январь 2019 года 5,0 +0,7 7,75
февраль 2019 года 5,2 +0,2 7,75
март 2019 года 5,3 +0,1 7,75
апрель 2019 года 5,2 -0,1 7,75
май 2019 года 5,1 -0,1 7,75
июнь 2019 года 4,7 -0,4 7,50
июль 2019 года 4,6 -0,1 7,25
август 2019 года 4,3 -0,3 7,25
сентябрь 2019 года 4,0 -0,3 7,00
октябрь 2019 года 3,8 -0,2 6,5
*Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к соответствующему месяцу предыдущего года, %
**Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к предыдущему месяцу, %)

Годовая инфляция в октябре 2019 года снизилась против предыдущего месяца на 0,2 п.п. и составила 3,8%, что ниже прогноза Банка России, озвученного 26 июля 2019 года. В октябре подорожали цены на отдельные продовольственные товары, овощи и фрукты, на отдельные виды медикаментов и медицинских товаров

По прогнозу Банка России, который озвучен на Совете директоров Банка России 25 октября 2019 года, с учетом проводимой денежно-кредитной политики прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года снижен с 4,0–4,5 до 3,2–3,7%. В I квартале 2020 года годовая инфляция сложится несколько ниже 3%.

По информации Росстата:В октябре 2019 г. по сравнению с сентябрем 2019 г. индекс потребительских цен составил 100,1%, по сравнению с декабрем 2018 г. – 102,4% (в октябре 2018 г. – 100,4%, по сравнению с декабрем 2017 г. – 102,9%).
В 45 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав области) потребительские товары и услуги подорожали на 0,2% и более. В наибольшей степени в Республике Дагестан – на 0,7% в связи с ростом цен на продукты питания на 1,1%.

В то же время в Республике Коми, Краснодарском и Хабаровском краях и Тюменской области товары и услуги подешевели на 0,1-0,5%. Основная причина – снижение цен на услуги на 0,8-2,4%. В Москве и Санкт-Петербурге цены выросли за месяц на 0,1% (с начала года – прирост цен составил 2,7% и 2,4% соответственно).

В октябре среди продовольственных товаров более всего выросли цены на крупу гречневую – на 7,3%. Подорожание отмечено в 80 субъектах Российской Федерации, при этом в 48 субъектах цены на крупу увеличились более чем на 7,3%.Зато на 2,7% подешевело пшено.

В октябре подорожали отдельные виды медикаментов и медицинских товаров, в том числе сульфацетамид – на 1,9%, бромгексин – на 1,8%, метамизол натрия (анальгин отечественный), поливитамины с макро- и микроэлементами, троксерутин, валидол, лоратадин, индапамид, дротаверин (Но-шпа), ацетилсалициловая кислота (аспирин отечественный), супрастин – на 1,0-1,5%, корригирующие очки, линекс, поливитамины без минералов отечественные, таурин, амброксол, левомеколь, эналаприл, йод – на 0,5-0,9%.

В таблицах приводятся данные по инфляции и ключевой ставки, взятые с сайтов Банка России и Федеральной службы государственной статистики.

В период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года государственный долг Российской Федерации вырос с 7,5 (10,6% ВВП) до 11,1 трлн. рублей (13,2% ВВП), в среднем ежегодно увеличиваясь примерно на 1% ВВП. При этом средние темпы прироста государственного долга, как минимум, превышали темпы прироста ВВП страны. Тем не менее, к началу 2017 года общий объём долевой нагрузки по-прежнему находился в безопасных пределах - менее 15% ВВП, что по мировым стандартам является умеренным значением.

Заметные изменения происходят в структуре задолженности субъектов. Политика замещения (часто - рефинансирования) рыночного долга бюджетными кредитами дала следующие результаты. За период 2014-2016 годов доля обязательств по ценным бумагам и банковским кредитам уменьшалась с 66% до 54%, а доля задолженности по бюджетным кредитам увеличилась с 27% до 42%.

В ближайшие два года уровень софинансирования госпрограмм в регионах сохранится на прежнем уровне, сообщили представители Минэкономразвития на заседании Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Темой заседания стало распределение субсидий из федерального бюджета на реализацию госпрограмм. Доходы бюджета в 2017 году составляют 14 триллионов рублей, а совокупные долги бюджетов субъектов Федерации — 2 триллиона 300 миллиардов. Долги муниципальных бюджетов составляют около 700 миллиардов рублей.

Получается, что 20 процентов доходной части бюджета — это долги, и 60 процентов из них — задолженность коммерческим банкам, кредиты в которых брали под проценты от 13 и выше. Меньшая часть долгов — по кредитам Минфина под 0,5 процентов.

Несмотря на такую ситуацию, при обсуждении бюджета на 2017 год заговорили о том, что софинансирование различных программ между федеральным Центром и регионами начало резко меняться. Например, в Калининградской области на реализацию программ из федерального бюджета шло 70 процентов, а из регионального — 30 процентов. Это соотношение предлагают поменять в размере 63 на 37 процентов, и это изменение окажется существенным для регионов.

В Минфине отмечают, что эта пропорция сохранится на прежнем уровне — регионам дают переходный период, чтобы перейти на новую систему. Причём в будущем изменения коснутся только высокодоходных субъектов Федерации.

Представители Минэкономразвития заверили, что до 2019 года порядок софинансирования госпрограмм изменяться не будет. Аудитор Счётной палаты Росляк считает, что нужно провести парламентские слушания по этому вопросу.

«Счётную палату волнует состояние бюджетной сбалансированности, а также вопрос, почему в бюджетах образуется дефицит, — сказал он. — Общий уровень дотаций на сбалансированность увеличен, но ситуация остаётся неблагоприятной».

Данный фактор является одним из важнейших в развитии туризма на территории Полесско-Туровской культурно-туристской зоны. К сожалению, не каждый гражданин Республики Беларусь на данный момент может позволить себе отдых за рубежом хотя бы один раз в год. Это делает белорусские курорты более конкурентно способными, по сравнению с зарубежным, не смотря на то, что они предлагают узкий спектр услуг и более низкий уровень комфортности. Тем не менее, выездной туризм в Беларуси пользуется большой популярностью. Причин этому довольно много:

– более благоприятные для отдыха климатические условия;

– высокое качество обслуживания;

– широкий спектр услуг;

– познавательные цели;

– качественно оздоровление (морская вода, горячие источники, грязи, и т.д.) .

Высокий уровень развития общества непрерывно связан с уровнем образованности и высокой духовной культурой населения. В Республике Беларусь уровень образования довольно высокий, но сложные социально-экономические условия не позволяют большинству населения удовлетворить свои рекреационные потребности. Развитию туризма способствует рост культурно-образовательного уровня жизни. По данным исследований, с повышением уровня образования уменьшается доля лиц, проводящих отдых дома.

Свободное время является одним из условий жизни деятельности, способствуя реализации рекреационных потребностей и развитию туризма. Свободное время – это часть нерабочего времени, в рамках которого происходит восстановление и развитие физических, интеллектуальных и духовных сил человека. Свободное время в социально-экономической и географической литературе эту часть принято называть рекреационным временем. Современная деятельность человека при ограниченной двигательной активности сопровождается чрезмерным эмоциональным напряжением, что бы восстановить силы требуется непременно отдохнуть. Большинство людей проводят свои отпуска, выходные и праздничные дни выезжая за город либо в другую страну.

Материальной основой развития и расширения туристского движения является транспорт. Специфическая черта транспортных связей – их интеграционный характер. Поскольку они объединяют отдельные регионы в единое целое. Для туризма особенно важно обеспечение связей между местными, национальными и международными средствами передвижениями, что бы туристское передвижение не имело разрывов транспортных сообщений.

Развитие транспорта в туризме осуществляется в следующих направлениях: развитие его материально-технической базы; совершенствование организации и управления системы транспортного обслуживания.

Расширение сферы обслуживания ведет к увеличению организованного и въездного туризма. Развитие сферы обслуживания в целом в Республике Беларусь проблемно вследствие низких доходов населения. Более качественные платные услуги стоят соответствующе не мало. Следовательно, на данный момент качество оказания платных услуг довольно невысокое.

Несмотря на это, сфера обслуживания расширилась (рестораны, учреждения быстрого питания, сауны, бани, оздоровительные и спортивные комплексы, развлекательные учреждения, и т.д.) .

Таким образом определен круг социально-экономических факторов, оказывающих воздействие на развитие туризма в Полесско-Туровской культурно-туристской зоне. Вследствие проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:

– фактором, оказывающим максимальное влияние на развитие туризма в рассматриваемом регионе является развитие транспорта (рисунок 16) и коммуникаций (увеличение количества автомобилей). Действительно, количество автомобилей заметно возросло. Автомобиль является самым верным средством передвижения, используемым как для поездок внутри страны, так и для выезда за рубеж.

–фактором, оказывающим минимальное воздействие, – трудовая деятельность (а именно количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте, т.е. тех людей которые могут обеспечивать себя и свою семью материально). К сожалению, в данный момент вышеуказанный фактор не имеет практически никакого значения, т.к. уровень средней заработной платы до-

вольно низок. Исходя из этого, можно сделать вывод, что не каждый гражданин Беларуси может позволить себе комфортно отдохнуть в пределах собственной страны, не говоря о выезде за рубеж. Следовательно, данный фактор не является столь существенным для развития туризма в нашей стране.

– выявлены факторы, которые отрицательно повлияли на развитие туризма: развитие общественного производства, потребность в восстановлении трудоспособности и здоровья, рост материального и культурно-образовательного уровня (а именно показатели по доходу на душу населения, количеству выпускников высших учебных заведений) .

Отечественная промышленность развивается, к сожалению, медленными темпами (в силу многих причин и прежде всего переходного состояния экономики). Количество людей, занятых в промышленности уменьшается. Заработная плата у работников не повысилась до определенно-стабильного уровня.

Студентам и выпускникам средних специальных учебных заведений так же тяжело оплатить себе качественные рекреационные мероприятия вследствие того, что:

– многие из числа студентов учатся на платном отделении, а те, кому удалось поступить на бесплатное получают небольшую стипендию;

– у студентов в Республике Беларусь нет возможности найти временную вакансию для стабильного приработка,

– бюджет учебных заведений слишком мал, для того чтобы отправлять учащихся на стажировку за рубежом.

Восстановление трудоспособности и здоровья, как оказалось, так же не является положительным фактором для развития туризма. До сих пор большинство белорусов предпочитают проводить отпуска и выходные на даче (опять же по причине низкого уровня заработных плат).

–выявлены факторы, оказавшие положительное воздействие на развитие туризма: урбанизация, рост материального уровня (а именно по ВВП на душу населения), развитие транспорта и коммуникаций, расширение сферы обслуживания .

Следует сделать вывод, что не все факторы оказывают на туризм положительное воздействие. Причиной, судя по всему, является нестабильный переходный характер экономики в нашей стране. На стыке отживания старой системы, административно-командной, и построения новой, рыночной, туризм, как и любая другая сфера экономической деятельности, развивался весьма нелегко, однако прогресс в его развитии на сегодняшний день, наметился огромный. Постепенно, вместе со стабилизацией экономического положения в Республике Беларусь, для туризма будут открываться все новые и новые перспективы, превращая данную сферу деятельности в слаженно функционирующий механизм, служащий как народу (здравоохранение, культурно-познавательные цели), так и государству (одна из стабильных и больших статей дохода).

Гистограмма 1. Распределение получателей социальных услуг реабилитационного отделения по половому признаку в сравнении за период 2013 – 2016 гг.

Таблица 2

Динамика распределения получателей социальных услуг реабилитационного отделения по возрастным группам в период

С 2013 по 2016 гг.

Возраст, годы Количество мужчин, чел. Количество женщин, чел. Общее количество, чел. Доля от всей группы, %
18 – 20
21 – 25
26 – 30
31 – 35
36 – 40
41 – 45
46 – 50
Старше 50 - - - - - - -

Таблица 3

Динамика распределения получателей социальных услуг реабилитационного отделения по нозологическим формам

В период с 2013 по 2016 гг.

Диагноз Количество мужчин, чел. Количество женщин, чел. Общее количество клиентов, чел. Доля от всей группы, %
Умственная отсталость умеренная
Умственная отсталость легкая
Болезнь Дауна
Эпилепсия
ДЦП -
Шизофрения
Последствия Ч. М.Т - - - - - -
Органический психоз - - - - - - -
Умеренная отсталость тяжелая - - - - - - - - - - - -

Гистограмма 2. Распределение получателей социальных услуг реабилитационного отделения по нозологическим формам в сравнении за период 2013 – 2016 гг.

Таблица 4

Динамика охвата клиентов реабилитационного отделения мероприятиями социокультурной реабилитации

Гистограмма 3. Динамика охвата клиентов реабилитационного отделения мероприятиями социокультурной реабилитации за период 2013 – 2016 гг.

Гистограмма 4. Динамика вовлечения клиентов реабилитационного отделения в культурно-массовые мероприятия за период 2013 – 2016 гг.

Гистограмма 5. Динамика вовлечения клиентов реабилитационного отделения в освоение дополнительных общеразвивающих программ за период 2013 – 2016 гг.

Таблица 5

Основные показатели работы реабилитационного отделения и отделения социальной адаптации в рамках реализации Проекта

2013 год Количество клиентов, % 2014 год Количество клиентов, % 2015 год Количество клиентов, % 2016 год Количество клиентов, %
Прошли обучение по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих)
Прошли обучение по программам профессионал по программам среднего профессионального образования
Трудоустроены вне интерната
Трудоустроены в интернате на неполных штатных должностях
Охвачено трудотерапией
Обучаются по программам соц.адаптации

Гистограмма 6. Основные показатели социально-трудовой реабилитации за период с 2013 по 2016 гг.

Таблица 6

Динамика участия клиентов реабилитационного отделения

Объем расходов государственного бюджета (без учета целевых бюджетных фондов) за период с 2013 по 2014 г. увеличился (Приложение Г.). Быстрый рост расходов бюджета был вызван не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности а также необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности.

В течение 2013--2014 гг. темпы роста расходов государственного бюджета были на 2,3 пункта ниже темпов роста государственных доходов, что в условиях дефицита бюджета вполне оправданно.

Особенностью бюджета, отражающей развитие его рыночной направленности, стали более низкие темпы роста расходов на отрасли хозяйства (которые увеличились в 23 раза по сравнению с темпами роста расходов бюджета в целом). Ниже средних были темпы роста расходов на национальную оборону, науку.

Вместе с тем значительно увеличились расходы на международную деятельность, пополнение государственных запасов и резервов, обслуживание государственного долга (Приложение Д).

Необходимо обратить внимание на важную и прогрессивную особенность бюджета, выражающуюся в переходе от финансирования расходов по направлениям затрат к финансированию целевых программ. Так, в соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", ежегодно при подготовке проекта Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь" утверждается перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета.

Такой перечень формируется с 1992 г. в отраслевом разрезе и с учетом возможностей бюджета. Общий объем ассигнований, предусмотренный на финансирование республиканских целевых программ в 2014 г., определен в размере 317,3 млрд. р., или около 10 % от расходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов. Перечень включает 25 программ, объединенных в три основных раздела. Около 94 % этих расходов предполагалось направить на государственные народно-хозяйственные и социальные программы, 5,3 % -- на президентские программы "Дети Беларуси" -- на специальные программы.

Значительный объем средств -- 20 млрд. р., или 6,3 % от общей суммы программ, направлялся на финансирование программ по развитию агропромышленного комплекса. Здесь реализуются программы по обеспечению аграрной реформы, а также по охране и рациональному использованию земель.

В соответствии с принятым курсом на развитие наукоемких отраслей, в республиканских целевых программах сосредоточены государственные научно-технические программы по реализации наиболее важных технических, экономических, социальных и других проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, региональные и отраслевые научно-технические программы.

Развитие рыночных начал в экономике выразилось в реструктуризации расходов государственного бюджета.

Анализ структуры расходной части бюджета за 2013- 2014 гг. позволяет выявить особенности в его развитии, свойственные периоду переходной экономики в Республике Беларусь.

Период с 2013 по 2014 г. характеризуется усилением социальной направленности расходов бюджета. Объем финансирования социально-культурных учреждений и мероприятий по социальной защите составляет почти половину всех расходов консолидированного бюджета. С 2013 по 2014 г. удельный вес расходов на социально-культурные учреждения и мероприятия по социальной защите вырос в общем объеме расходов с 30,4 % до 46,8 % в 2014 г. Одновременно в 2013г. увеличились расходы на отрасли хозяйства на 2,3 пункта, а в 2014 г. -- еще на 0,6 пункта. Вряд ли можно считать правомерным такое смещение акцентов, признавая необходимость развития самофинансирования в реальном секторе экономики.

Снижение удельного веса расходов на социально-культурные учреждения и мероприятия по социальной защите было остановлено в 2013г., когда их доля в расходах бюджета (без учета целевых фондов) достигла отметки 44,3 %.

Следует обратить внимание еще на одну особенность при распределении расходов на социально-культурные мероприятия. С целью выравнивания расходов в социально-культурной сфере, начиная с 2013 г., расходы местных бюджетов на отрасли непроизводственной сферы стали определяться по утверждаемому единому нормативу бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. Однако региональные факторы при расчете объема финансирования не учитывались, что вызывало значительную дифференциацию в обеспеченности отраслей непроизводственной сферы бюджетными ресурсами.

Приобретение опыта функционирования республики в условиях суверенитета, а также дефицит бюджета повлияли на сокращение доли расходов на оборону с 4,8 % в 2013 г. до 3,7 % в 2014 г.

Расходы на финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий сократились в 2,8 раза: с 12,6 % в 2013 г. до 4,5 % в 2014 г.

Характерной чертой бюджета Беларуси в течение всего анализируемого периода было превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит прогнозировался и утверждался ежегодно в Законе о бюджете.

Глава 3. Прогноз бюджета РБ на 2015 год

Прогноз социально-экономического развития Беларуси на 2015 год будет сбалансирован, экономика будет обеспечена соответствующими ресурсами. Бюджет спланирован как бездефицитный, в нем предусмотрены резервы для выплат по государственным долгам.

Что касается приоритетов на 2015 год, то главным из них, по словам премьера, является выплата внешних долгов. При этом ситуация может несколько усложниться в связи с так называемым большим налоговым маневром Российской Федерации.

По-прежнему большое внимание будет уделяться поддержке реального сектора экономики, включая село. Так, только в сельское хозяйство будет направлено около Br15 трлн бюджетных средств. В числе приоритетов также национальная оборона, образование, здравоохранение. Вместе с тем планируется значительно сократить бюджетную поддержку транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. В частности, несколько стабилизировался рынок калийных удобрений. Фактически завершается модернизация деревообработки, что позволяет рассчитывать на достаточно мощный рост экспорта. Значительные резервы по экспорту услуг, имеются также у белорусских строителей.

Инфляцию в Беларуси в 2015 году планируется удержать на уровне 12%. Не менее важной государственной задачей на будущий год является недопущение снижения золотовалютных резервов. Для достижение этих целей Нацбанк намерен придерживаться тех же принципов денежно-кредитной политики, которая действует в текущем году. Также в следующем году, продолжится проведение курсовой политики, направленной на сглаживание колебаний обменного курса белорусского рубля. Предполагается, что среднегодовое значение обменного курса в долларовом эквиваленте составит Br11 300 - 11 400 за $1. Такое изменение стоимости национальной валюты позволит поддержать ценовую конкурентоспособность белорусской продукции", В ходе реализации процентной политики пристальное внимание в 2015 году будет уделяться вопросам дальнейшего снижения стоимости кредитных ресурсов для экономики. Определенные подвижки были сделаны уже в этом году Интенсивность процентных ставок в экономике, по ее словам, будет определяться скоростью замедления инфляции, ситуацией на внутреннем валютном и депозитном рынках. Ставка рефинансирования в прогнозируемых макроэкономических условиях может составить 15-16% на конец следующего года или 17-18% в среднем за год. При этом ставки по вновь выдаваемым кредитам на конец 2015 года могут снизиться до 20-21%", Наряду с достижением цели по инфляции Национальный банк будет уделять внимание вопросам денежно-кредитной системы. Продолжится работа по формированию финансового рынка, включая его инфраструктуру, что будет способствовать привлечению в страну внутренних и внешних инвестиций. Дальнейшее развитие получат также небанковский сегмент финансового рынка, в том числе лизинг, микрофинансирование, страховые услуги и внебиржевые финансовые инструменты. Особое внимание будет уделено кредитно-финансовой поддержке малого и среднего бизнеса производственной направленности. Продолжится внедрение новых технологий, повышение стандартов и качества предоставляемых банковских и финансовых услуг, развитие розничных безналичных расчетов за счет расширения возможностей по использованию банковских платежных карточек и электронных денег.

Рост белорусской экономики в 2015 году прогнозируется на уровне 2-2,4%. экономическое развитие Беларуси в следующем году будет происходить в сложных условиях, связанных с замедлением экономического роста в странах - основных торговых партнерах вследствие усиления геополитической напряженности и реализации взаимных экономических санкций России и Запада. Поэтому главная особенность прогноза - его целевой характер. прогноз социально-экономического развития на 2015 год ориентирует все органы госуправления на выполнение напряженных показателей. В частности, экономический рост прогнозируется на уровне 2-2,4%, прирост экспорта - 4,3% (к ожидаемому уровню 2014 года). Уровень инфляции планируется замедлить до 12%. Главная целевая задача последнего г В 2015 году необходимо обеспечить ожидаемую отдачу от вложенных средств на предприятиях "Беллесбумпрома", Минсельхозпрода, Минстройархитектуры и "Беллегпрома", где темпы роста производства продукции и экспорта должны быть выше, чем в среднем по промышленности.

Предполагаемые вложения в экономику составят Br240 трлн, темп роста инвестиций в основной капитал - 100,7% (к уровню 2014 года). При этом 50% инвестиций будет использовано на модернизацию. Как подчеркнул министр, главным ее принципом остается вложение средств не в стены, а в оборудование. ода пятилетки - наращивание экспорта и формирование положительного сальдо", в 2015 году сохранится положительная динамика уровня жизни населения. Согласно расчетам, реальные денежные доходы увеличатся на 1,7-2,1%. Предусматривается опережающий рост производительности труда над ростом заработной платы, сокращение разрыва между среднемесячной заработной платой работников бюджетной сферы и в целом по экономике.

Заключение

В данной работе была сделана попытка проанализировать доходы государственного бюджета РБ в условиях рыночной экономики.

Структура доходной части бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками доходов являются налоговые поступления, и в частности косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины и др. Удельный вес двух первых из них в структуре доходов бюджета занимает 44%. На долю прямых налогов на доходы и прибыль приходится только 17% поступлений. Таким образом, в структуре налогов бюджета в республике преобладают косвенные, тогда как в большинстве стран мира, прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой, основным источником поступлений в бюджет являются прямые налоги.

В одобренном проекте закона наибольшее повышение налоговой нагрузки коснулось так называемых ценообразующих налогов (прирост чрезвычайного налога запланирован в объеме 301% и акцизов - 330%). Если же учесть повышение налога с физических лиц, поступающего в местные бюджеты (303%), то в совокупности это может отрицательным образом сказаться на реальных доходах населения.

Увеличение налоговой нагрузки - скорее негатив, нежели позитив нового законопроекта, так же как и сохраняющаяся довольно запутанная система налоговых изъятий в республиканский и местные бюджеты. Сейчас предприятия уплачивают 19 налогов и других платежей, многие из которых рассчитываются от одной и той же налоговой базы, однако исчисляются по-разному. При этом некоторые налоги состоят из нескольких самостоятельных платежей. Например, отчисления в дорожные фонды включают в себя фактически 7 разновидностей платежей. Местные органы власти добавляют в зависимости от рода деятельности еще около 30 налогов и сборов.

Попытка объединить отчисления в местный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, и расходов, связанных с дорожным фондом, как это сделано в законопроекте, по сути ничего не меняет.

Финансовая система Республики Беларусь с обретением республикой самостоятельности и проведением экономических реформ претерпела значительные изменения. Она пополнилась новыми звеньями, которых ранее не было. Все государственные расходы ранее финансировались из бюджета. Начиная с 1990г., в Беларуси, начинает широко применяться практика образования целевых государственных фондов денежных средств, как в составе бюджета, так и внебюджетных фондов.

Целевые фонды, входящие в состав бюджетов, - это локализованные в соответствующих бюджетах денежные средства, имеющие, как правило, строго целевое назначение и используемые органами исполнительной власти одновременно с исполнением расходной части бюджетов. Указанные фонды не имеют закрепленных за ними источников доходов, а формируются за счет бюджетных субвенций. Внебюджетные фонды имеют свой правовой статус, законодательно установленные источники их формирования.

Таким образом, целевые бюджетные и внебюджетные фонды - это специальные фонды, создаваемые органами представительной власти с целью финансирования республиканских и региональных программ и мероприятий экономического и социального характера.

Республика Беларусь вступила в XXI в. в условиях переходной экономики и развития рыночных отношений. Государству предстоит адаптировать к рыночному механизму систему общегосударственных финансов с учетом усиления роли бюджетных методов регулирования общественных процессов.

На основе комплексного и многостороннего исследования организации доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования. В частности, в области формирования доходов можно предложить следующее:

  • 1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
  • 2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета.
  • 3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.
  • 4. Реструктуризация доходов бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов.
  • 5. Усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.).
  • 6. Совершенствование налогового планирования; оптимизация налоговой нагрузки. Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.
  • 7. Постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов (кроме фондов социальной направленности), формирование интегрированной структуры бюджета.
  • 8. Реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов через систему трансфертов из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц.
  • 9. Укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании обложения налогами.