Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) - это перечень, содержащий информацию о компаниях, которые уклонились от подписания контракта или нарушили условия его исполнения.
В ЕИС ведется несколько видов РНП
Регулируется реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках 44-ФЗ постановлением Правительства от 25 ноября 2013 г. № 1062 а также ст. 104 44-ФЗ. Реестр в рамках 223-ФЗ регулируется другим постановлением Правительства - № 1211 от 22 ноября 2012 г.
Согласно этим правовым нормам, если победитель закупки уклоняется от подписания контракта (договора) или от его исполнения, то заказчик должен подать документы в ФАС для включения такого поставщика в РНП.
Доступ к таким реестрам недобросовестных поставщиков предоставляется через единую информационную систему. Выбрав интересующее направление, можно увидеть организации, включенные в перечень. А если требуется проверить наличие конкретного поставщика в реестре, то можно осуществить поиск по названию компании (ИП), ИНН и ряду других параметров.
Здесь Вы можете посмотреть реестры недобросовестных поставщиков в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ 615.
Если участник занесен в РНП, например, в рамках 44-ФЗ, то у него есть шанс на участие в тендерах по 223-ФЗ, 615-ПП или коммерческих торгах. Но надо внимательно изучать документацию, т.к. в требованиях заказчика может стоять условие об отсутствии поставщика в любом из РНП.
В данном реестре содержится следующая информация о данных предприятиях или физических лицах:
Внесение в реестр недобросовестных поставщиков грозит подрядчику существенным сокращением торгов, в которых он сможет принять участие в течение 2-х лет, с даты включения его в список. Но помимо торгов по 44-ФЗ, также есть коммерческие тендеры и закупки по 223-ФЗ. Т.е. если заказчик в документации не указал четкое ограничение для участнков из РНП по 44-ФЗ, то подрядчик может подать заявку на такую закупку.
Важно: в случае, если организатор или учредитель компании, внесенной в РНП, будет подавать заявку на участие в качестве физического лица или ИП, то опираясь на инструкцию МинФина, такую заявку стоит отклонить.
Это относится только к тем случаям, когда заказчик устанавливает требование об отсутсвии исполнителя в реестре недобросовестных поставщиков.
Удалить его из данного списка преждевременно возможно при отмене судебного решения, вынесенного по данной организации (или физическому лицу).
Сокращение этого срока может быть только в том случае, когда контрагент был внесен в реестр по решению суда.
в ФЗ №223 нет четких требований к компаниям-подрядчикам относительно их причастности к реестру. Но часто у заказчиков в документации встречается требование об отсутствии контрагента в этом списке.
Заказчик может самостоятельно в любой момент проверить поставщика на его добропорядочность в отношении заключенных сделок. Поэтому принимать участие в торгах по 223-ФЗ, в документации которых есть пункт об отсутствии подрядчика в реестре недобросовестных исполнителей, не имеет смысла.
Если представление документов о недобросовестном поставщике является обязательным в соответствии с законодательством РФ, а заказчик эту информацию не передал в соответствующий орган, то на него будет наложен штраф.
Согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ для физических лиц такой штраф составит 15 000 рублей , а для юридических - 100 000 рублей.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой «черный список» неблагонадежных участников закупок, который размещен в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок . Попадая в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, компании лишаются возможности участвовать в закупочных процедурах. Причем запись о недобросовестных поставщиках заносится в реестр сроком на два года.
С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.
Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.
В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, сведения которого включены в данные реестры.
Что касается 44-ФЗ, то ч.1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков соответствующего участника закупочной процедуры, в том числе об отсутствии информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции ЕИО участника закупки — юридического лица. Таким образом, в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в реестре недобросовестных поставщиков сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.
Как в корпоративном, так и в государственном секторе эти основания схожи.
Согласно основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:
Если для 223-ФЗ основанием для включения в РНП является расторжение договора по решению суда, в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора, то в 44-ФЗ, помимо расторжения договора по решению суда, введен новый инструмент, защищающий права заказчика, — это возможность одностороннего расторжения договора по инициативе заказчика, если участником закупочной процедуры не исполняются либо ненадлежащим образом исполняются обязательства по договору.
Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр. Если заказчик расторгнул договор по соглашению сторон или договор расторгнут по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ, сведения о таком поставщике в реестр не вносятся. Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.
Нельзя также включать в реестр недобросовестных поставщиков, если договор расторгнут в рамках споров в Третейском суде. В данном случае для включения в реестр (как в рамках 223-ФЗ, так и в рамках 44-ФЗ) необходимо решение арбитража.
Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер ( , Письмо ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14). В силу самого 44-ФЗ в ряде случаев лица, занявшие второе место, просто освобождены от обязанности по заключения договора. А если нет обязанности, то нет и возможности вменения санкций за незаключение договора.
«О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"» утверждает процедуру подачи сведений о недобросовестных поставщиках, участниках закупки в ФАС РФ и правила ведения ею данного реестра.
Развернутый комментарий по этому вопросу дает специалист в сфере закупок по 223-ФЗ Оксана Шипунова:
Время на чтение: 8 мин
Система государственного заказа – достаточно сложно выстроенный организм, главной целью существования и функционирования которого является обеспечение государственных и муниципальных нужд. Для того чтобы в этой системе было как можно меньше различных сбоев, государством предусмотрена группа мер воздействий, которая используется относительно поставщиков, различными способами стремящихся нарушить взятые некогда на себя обязательства.
Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.
Одной из наиболее действенных мер в данном случае является включение таких исполнителей по контрактам в Реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная база данных, в которой содержится информация по всем тем исполнителям контрактов, которые по каким-то причинам не исполняют взятые на себя ранее обязательства. Ведение данного реестра, на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, ложится на плечи контролирующего органа в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок. В настоящее время таким контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба.
Ранее данный реестр и все содержащиеся в нем сведения были доступны на сайте ФАС для ознакомления и использования представленных в нем сведений для подтверждения своего статуса. В настоящее время реестр в полном объеме был перемещен на сайт zakupki.gov.ru , который исполняет роль Единой информационной системы.
На указанном сайте любое заинтересованное лицо может получить сведения о том, есть ли конкретный потенциальный исполнитель в данном реестре или нет. Кроме того, в настоящее время с помощью ресурса, предусмотренного в рамках , можно проверить, когда и по результатам нарушения правил исполнения какого контракта поставщик был включен в данный реестр.
Информация, которая содержится в указанном разделе Единой информационной системы, позволяет подтвердить или свое нахождение в данном реестре для потенциальных участников закупки, а также, в случае включения в Реестр недобросовестных поставщиков, предоставить информацию о том, по каким причинам такой исполнитель был включен в него.
При проведении закупочных процедур на основании положений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик вправе указать в требованиях к потенциальному исполнителю контракта в рамках закупочной документации, что он обязан подтвердить свое отсутствие как в реестре, составляемом по указанному закону, так и в реестре, который формируется на основании требований «О контрактной системе в сфере закупок». Данные расширенные требования нарушением законодательства считаться при этом не будут.
В настоящее время для включения исполнителей по контрактам в Реестр недобросовестных поставщиков определяет лишь ограниченное количество оснований, указанных в части 2 статьи 5, к числу которых относятся:
Других оснований, в отличие от Федерального закона №44-ФЗ, данный закон не предусматривает, что позволяет говорить о более лояльной политике по отношению к контрактов со стороны законодателя, если такие исполнители работают в рамках закупочных процедур, проводимых на основании Федерального закона №223-ФЗ.
Что касается порядка действий, которые заказчик должен предпринять для включения конкретного исполнителя в , то в данном случае положения 223-го и 44-го Федеральных законов, регулирующих вопросы осуществления различных закупочных процедур для государственных и муниципальных заказчиков и приравненных к ним лицам, являются схожими.
Для того чтобы включить исполнителя договора или контракта в РНП, заказчик обязан собрать необходимые сведения о таком исполнителе и причине его включения в данный реестр и направить их в для проведения соответствующих мероприятий.
В перечень сведений входят:
Кроме того, может потребоваться указание другой информации, перечень которой формируется в рамках специальных постановлений Правительства Российской Федерации для случаев включения недобросовестных исполнителей контрактов в соответствующие реестры.
Что же касается сроков, в течение которых заказчики должны направить в ФАС сведения для включения информации в РНП, то они значительно длиннее, нежели сроки, предусмотренные в рамках Федерального закона №44-ФЗ.
Предоставить сведения для направления их в ФАС заказчик обязан в течение тридцати дней с момента подписания договора или контракта со вторым участником закупочной процедуры либо в течение десяти дней с момента вступления в силу решения суда о расторжении договора или контракта.
Если по каким-то причинам заказчик не направил вовремя сведения в Федеральную антимонопольную службу о том исполнителе, который нарушил правила контракта, или о соответствующем решении суда, либо не направил вовсе, то на него будут наложены меры ответственности в соответствии с положениями статьи 7.31 Кодекса об административных правонарушениях, действующего в Российской Федерации.
В том случае, если были направлены недостоверные сведения о конкретном юридическом лице либо сведения о лице, которое не должно быть включено в реестр, то в этом случае будет назначено административное наказание в виде на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей за одно выявленное нарушение.
Если заказчик не направил сведения в Федеральную антимонопольную службу для проведения работ по включению потенциального исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, то за такое нарушение может быть назначено наказание в виде штрафных санкций в размере двадцати тысяч рублей на должностных лиц за одно выявленное нарушение.
Таким образом, при назначении штрафных санкций в случае допущения нарушений действующего Федерального закона №223-ФЗ, уполномоченными контролирующими органами могут быть использованы те же положения КоАП РФ, что и в случае с аналогичными , которые могут быть допущены при использовании Федерального закона №44-ФЗ.
Реестр недобросовестных поставщиков действует одинаковым способом независимо от того, на основании нарушений положений какого закона было осуществлено включение в него тех или иных исполнителей по контрактам.
В настоящее время на основании принятых норм действующего федерального законодательства и специальных Постановлений Правительства Российской Федерации срок, на который могут быть включены недобросовестные исполнители, составляет два года.
Однако при наличии некоторых условий данный срок может быть существенным образом сокращен, для чего необходимо предпринять ряд оправданных, с юридической точки зрения, действий.
В том случае, если оспорить включение в РНП юридическому или физическому лицу не удалось, то для него наступает ряд правовых последствий, которые могут оказать серьезное влияние на функционирование исполнителя как участника и .
К числу основных правовых последствий следует отнести:
Перечень правовых последствий может быть изменен по решению руководящих и контролирующих органов в сфере государственных и муниципальных закупок.
Проверка наличия той или иной организации, участвующей в закупке по 223-ФЗ, может быть осуществлена только на основании специальной формы, расположенной в функционале Единой информационной системы. Общий порядок действий в данном случае выглядит следующим образом:
В случае включения в Реестр недобросовестных поставщиков действующее законодательство дает право такому юридическому или физическому лицу оспорить свое нахождение в данном реестре. Оспариванию в данном случае подлежит решение Федеральной антимонопольной службы, так как ведением этого реестра занимается именно она. При этом оспаривание в данном случае возможно по следующим причинам:
Однако каждое из перечисленных оснований должно быть подтверждено с юридической точки зрения в виде специального пакета документов, который будет сопровождать поданное заявление.
Общий порядок действий для исключения организации из РНП или оспаривания вынесенного ФАС решения выглядит следующим образом:
При этом следует помнить, что повторная подача заявления в ФАС для исключения из РНП является невозможной. Оспорить его возможно только путем обращения в судебные органы.
Таким образом, порядок действий, которые должны быть осуществлены юридическими или физическими лицами для того, чтобы быть исключенным из РНП, является стандартным как в случаях, когда речь идет о реестре, который ведется для соблюдения требований Федерального закона №223-ФЗ, так и для реестров, которые могут оформляться для соблюдения требований других нормативных актов.
Для того чтобы все заключенные контракты и договоры, подписание которых происходит в рамках осуществления закупок на основании Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», получившего номер 223-ФЗ, полностью исполнялись и не было нарушений при исполнении таких контрактов действующего законодательства, в настоящее время активно функционирует Реестр недобросовестных поставщиков, который оформляется на основании положений данного закона.
Однако с точки зрения жесткости данного реестра для потенциальных и действующих исполнителей контрактов и договоров, можно сказать, что правила включения в него значительно мягче и что из данного реестра возможно легче исключить организацию или физическое лицо, нежели сделать аналогичные действия в отношении реестра, который ведется по 44-ФЗ. Тем не менее нахождение в данном реестре может быть чревато для потенциального участника закупочной процедуры невозможностью участия в таковой, так как заказчик имеет все возможности проверить, есть ли тот или иной участник в данном реестре или нет и в случае его наличия в нем (если установлены ограничения на участие) отклонить поданную заявку.
Заказчик, подавая сведения для включения участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков, руководствуется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. №1211, в котором описан порядок подачи сведений в контролирующий орган.
В случае уклонения победителя от заключения договора, а такие случаи нередки на практике, заказчик обязан в течение 30 дней с момента истечения срока подписания договора направить сведения в контролирующий орган. Если же расторжение договора происходит по решению суда, то заказчик обязан направить сведения в контролирующий орган в течение 10 дней с момента расторжения договора.
Сведения передаются в письменной форме с сопроводительным письмом, документы подписываются уполномоченным лицом заказчика. В сопроводительном письме содержится перечень необходимых материалов и документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего эти материалы. Сведения также можно передать в электронном виде - электронные документы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного лица.
Сведения:
Страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и офиса юридического лица ;
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона №223-ФЗ за ведение реестра недобросовестных поставщиков отвечает Федеральная антимонопольная служба либо ее территориальные органы.
Контролирующий орган рассматривает направленные заказчиком сведения в течение 10 дней, после этого они передаются на рассмотрение руководителю контролирующего органа, который в течение 2 рабочих дней выносит решение. После положительного решения (о включении победителя в реестр недобросовестных поставщиков) сведения публикуются в течение 3 рабочих дней.
1. Наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество физического лица, которые уклонились от заключения договоров или с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
2. Сведения о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица:
Страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и квартиры, где зарегистрировано по месту жительства физическое лицо .
3. Идентификационный номер налогоплательщика, присваиваемый налоговым органом Российской Федерации, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц).
4. Дата подведения итогов закупки (в случае, если победитель закупки уклонился от заключения договора), либо дата признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, или участник закупки, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвовавший на всех этапах закупки, уклонились от заключения договора (в случае, если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор), дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.
5. Сведения о договоре:
6. Дата расторжения договора с указанием основания расторжения договора (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения договора (решения суда).
Документы:
1. копия протокола (иного документа, если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем закупки или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
2. копия уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
3. копия решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
4. иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора.
Это все, что касается теории, на практике все немного сложнее. Заказчик при формировании извещения вправе не устанавливать требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, указанного в Законе №223-ФЗ, также он может руководствоваться требованиями Закона №44-ФЗ.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются участники тех процедур, в которых заключение договора было обязательным. При отправке сведений в реестр, в случаях, когда были нарушены существенные условия договора, следует учитывать, что до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ. Из данной статьи следует, что предварительно необходимо получить соглашение о расторжении контракта, либо дождаться срока, в течении которого сторона договорных отношений не отвечает на предложение, что является основанием для передачи материалов в суд. Если в договоре не указан срок, в течении которого сторона обязана ответить на предложение о расторжении договора, то заказчик руководствуется тридцатидневным сроком согласно ГК РФ. Сведения включаются в реестр только после вступления судебного решения в законную силу.
Если заказчик не отправляет сведения в контролирующий орган, это влечет за собой административную ответственность согласно ст. 19.7.2-1 КоАП РФ. Размер штрафа для должностного лица составляет от 10 000 до 15 000 рублей, для юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей.
Из вышеперечисленного следует, что законодатель не настаивает, чтобы субъекты 223-ФЗ ограничивали доступ к процедурам компаниям, попавшим в реестр, но строго относится к направлению сведений, что, по моему мнению, имеет противоречивый характер. И мера, по сути своей, носит декоративный характер, так как существует много способов обойти ее.
Государственный Совет Республики Татарстан выступил с предложением повысить уровень ответственности поставщиков и исполнителей при выполнении договора, заключенного в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " " (далее – Закон № 223-ФЗ).
Внесенным в Госдуму законопроектом планируется включать предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий поставщиком. При этом таким поставщикам как и во всех остальных случаях включения в реестр недобросовестных поставщиков планируется предоставлять право обжаловать в суде как сам факт включения в реестр, так и содержание внесенных сведений (). Сейчас в указанный реестр вносятся сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, либо с которыми договоры по решению суда расторгнуты из-за существенных нарушений их исполнения поставщиками ().
В каких случаях включение заказчиком в документацию о закупке по Закону № 223-ФЗ дополнительных требований к участникам является нарушением антимонопольного законодательства? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!
Как поясняют разработчики документа, недостатки товаров и услуг, приобретенных в рамках госзакупок по , выявляются не на стадии конкурсных процедур, а при исполнении договора сторонами. Впоследствии заказчику приходится инициировать расторжение договора из-за невыполнения его условий, причем сведения о таких контрагентах в реестр недобросовестных поставщиков не вносятся (). В то время как в реестре недобросовестных поставщиков по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ) отражается информация об участниках госзакупок, от исполнения госконтракта которыми заказчик в одностороннем порядке отказался по этому основанию ().
______________________________
С текстом законопроекта № 496774-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц " и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.