Обязательные резервы устанавливаются. Норма обязательных резервов как экономический инструмент в различных странах. Как размер НОР будет опасным для банка

Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Кроме того, при отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Центральный банк, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Центральным банком норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства - стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, Центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций.

Механизм обязательного резервирования, используемый в настоящее время Банком России, предполагает депонирование части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Центральном банке и фактическое их блокирование на этом счете в течение всего периода функционирования банка. Это позволяет говорить о том, что обязательные резервы выполняют также и функцию страхового резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.

Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов возложена на кредитные организации ст. 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации за исключением небанковских кредитных организаций инкассации. Кредитная организация обязана выполнять норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных средств. При этом покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается. На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации, быть единовременно изменены более чем на пять пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России. Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (с учетом изменений).

Резервируемые обязательства - это обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, в них включены обязательства кредитных организаций перед физическими лицами, юридическими лицами, в том числе обязательства кредитных организаций перед банками – нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами корреспондентского счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами), а также иные обязательства.

Не включаются в состав резервируемых следующие виды обязательств банка:

    денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет;

    облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;

    обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг);

    обязательства перед другими кредитными организациями, действующими на основании выданной Банком России, Внешэкономбанком, а также Банком России, возникающие в результате заключения договоров;

    обязательства, возникающие между обособленными подразделениями кредитной организации.

Обязательства кредитной организации по собственным выпущенным ценным бумагам включаются в расчет размера обязательных резервов за минусом величины вложений кредитной организации в долговые ценные бумаги других кредитных организаций-резидентов и облигации Банка России.

Величина обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25 % величины обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации.

Размер обязательных резервов рассчитывается путем умножения норматива обязательных резервов на среднехронологическую величину резервируемых обязательств за отчетный период.

Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации путем перечисления в безналичном порядке на счета для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, а при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов – и на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России. Счета по учету обязательных резервов открываются в зависимости от вида валюты резервируемых обязательств (бухгалтерский учет ведется на балансовых счетах №№ 30202 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте РФ, перечисленные в Банк России», 30204 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России»).

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

Регулирование размера резервов проводится Банком России на основании Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, который составляется каждой кредитной организацией и представляется в территориальное учреждение Банка России по месту открытия корреспондентского счета кредитной организации на 3-й рабочий день месяца, следующего за отчетным, а если банк имеет филиалы, то на 4-й день месяца, следующего за отчетным. Регулирование проводится путем сверки суммы фактически внесенных в фонды обязательных резервов средств и суммы, подлежащей внесению на основании представленного расчета. Если величина средств, подлежащих резервированию, окажется больше ранее зарезервированной, то образовавшийся по результатам регулирования недовзнос средств перечисляется банком платежным поручением в течение трех рабочих дней после даты представления расчета. В случае, когда величина ранее депонированных обязательных резервов больше, чем это следует из расчета на последнюю дату, территориальное учреждение Банка России также в течение трех рабочих дней производит перерасчет обязательных резервов и возвращает коммерческому банку на его корреспондентский счет своим платежным поручением излишне внесенную сумму обязательных резервов.

Операции на открытом рынке - это операции по купле - продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. Напротив, при продаже ценных бумаг происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

Для практики проведения Центральным банком операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

    низкий кредитный риск, позволяющий Центральному банку поддерживать принимаемый на себя размер риска на допустимом уровне;

    высокая ликвидность, при которой даже значительные по объемам операции Центрального банка с отдельно взятым видом ценных бумаг не могут стать источником ощутимого колебания их котировок. Высокая ликвидность предполагает как значительный объем находящихся в обращении ценных бумаг, так и широкий круг их владельцев;

    обращение на организованном рынке, который обеспечивает высокоэффективную систему контроля и подавления рисков, возникающих в процессе заключения сделок, а также систему допуска участников на рынок. Основными видам рисков в ходе заключения сделок с ценными бумагами являются кредитный риск (или риск контрагента) и операционный риск. Контроль и подавление первого вида риска на организованном рынке реализуется путем внедрения системы ППП (поставка против платежа), а второго – проработкой и регламентацией соответствующих операционных процедур. Участниками организованного рынка могут быть лишь организации, получившие соответствующую лицензию и являющиеся в силу этого объектом контроля, что наряду с высокой ликвидностью рынка предотвращает манипулирование ценами.

В настоящее время в практике проведения денежно-кредитной политики Банк России более широко трактует понятие операций на открытом рынке. Под ними он понимает фактически любые операции с кредитными организациями, связанные с регулированием ликвидности, инициатива проведения которых исходит от Банка России (а не от кредитных организаций)

Под рефинансированием кредитных организаций понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. В настоящее время Банк России использует два механизма рефинансирования (кредитования) банков:

Валютные интервенции – это операции Банка России по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание резких колебаний валютного курса, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валютных резервов Банка России.

Валютные интервенции в условиях либерализации валютного рынка и свободного движения капитала между странами становятся основным инструментом реализации курсовой политики Банка России. Курсовая политика проводится Банком России с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и предотвращения неоправданно резких колебаний в динамике обменного курса рубля.

При разработке курсовой политики Банк России опирается на результаты анализа множества экономических параметров как текущих, так и прогнозируемых. Важнейшими из этих параметров являются: состояние платежного баланса страны, внутренний спрос на деньги, международные обязательства Российской Федерации перед международными организациями и др. В ходе разработки курсовой политики государства Банк России решает две задачи: выбор оптимального режима обменного курса и определение такого его уровня, который в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства. При этом фактором, ограничивающим возможности достижения (удержания) определенного уровня валютного курса, как отмечалось в п. 4.3, является текущий размер золотовалютных резервов Центрального банка и его возможности по абсобированию ликвидности. Для обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму управляемого плавающего валютного курса.

Использование режима управляемого плавания валютного курса объективно обусловлено высокой степенью зависимости российской экономики от внешних факторов конъюнктурного характера и складывающейся нестабильной ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. Уровень накопленных международных резервов и состояние платежного баланса позволяют эффективно контролировать соответствие динамики валютного курса рубля состоянию фундаментальных экономических факторов. Динамика обменного курса играет роль одного из важнейших механизмов, позволяющих отечественной экономике адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Для воздействия на динамику валютного курса Банк России наряду с валютными интервенциями может использовать и административные методы - применение мер, основанных на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке. К числу этих методов относятся:

    меры в области валютного регулирования (установление норм и сроков репатриации, а также обязательной продажи валютной выручки, прямое и косвенное ограничение доступа к покупке иностранной валюты для различных категорий);

    лимитирование – установление количественных (абсолютных либо относительных) ограничений для субъектов рынка (прежде всего уполномоченных банков) на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты. Наиболее характерным ограничением такого рода является установление для уполномоченных банков лимитов открытой валютной позиции, которые помимо основной функции - регулирования валютного риска - заключают в себе потенциальные возможности влияния на валютный рынок. В зависимости от стоящих задач в области курсовой политики Банк России может менять: принцип расчета открытой валютной позиции, перечень компонентов, включаемых в расчет открытой валютной позиции, соотношение этих компонентов;

    прямой запрет для уполномоченных банков на совершение определенных операций с иностранной валютой (как за свой счет, так и по поручению клиентов), включая лишение участника технической возможности заключать сделки на валютном рынке.

Норма обязательных резервов – это требование, которое используется большинством центральных банков мира. Оно выдвигается по отношению к коммерческим финансово-кредитным учреждениям. С помощью данного требования обеспечивается большая стабильность системы.

Минимальная норма обязательных резервов определяется как процент от депозитных обязательств. Она складывается из наличности в банковском хранилище и суммы на счете коммерческого учреждения в центральном банке.

Как экономический инструмент

Норма обязательных резервов используется в качестве средства монетарной политики. Она влияет на процентные ставки, изменяя размер доступных фондов для займов. Центральные банки Европы редко увеличивают норму резервов, потому что это сразу вызывает проблемы с ликвидностью у мелких финансовых учреждений. Зачастую они используют операции на открытом рынке. Таким образом, монетарная политика осуществляется через покупку и продажу государственных эмиссионных обязательств.

Народный банк Китая использует изменение требований в качестве инструмента борьбы с инфляцией. В 2007 году норма обязательных резервов была увеличена в десять раз. А затем еще в одиннадцать.

Традиционная точка зрения

В учебниках по экономике сведения о норме обязательных резервов зачастую можно найти в разделе о монетарной политике. Чем больше требования, тем меньше фондов у коммерческих банков. Это приводит к снижению денежной эмиссии, что увеличивает покупательную способность наличности в обращении. Согласно традиционной точке зрения, эффекты умножаются. Это связано с тем, что деньги, полученные в качестве займа, могут быть помещены на депозит, а его часть потом выдана в кредит.

Норма обязательных резервов: формула

Традиционное представление рассматривает влияние данного требования центробанков через мультипликатор. Введем следующие условные обозначения для того, чтобы определить норму обязательных резервов:

  • MB – монетарная база.
  • M1 – самая высоколиквидная ее часть, наличность и суммы на счетах до востребования.
  • m – денежный мультипликатор.

Таким образом, эффект от нормы обязательных резервов на монетарную базу выглядит в наших условных обозначениях так: M1 = MB * m. Однако в большинстве стран мира норма резервирования не используется в качестве инструмента монетарной политики. Это связано с тем, что ее повышение вызывает резкое ухудшение финансовой конъюнктуры. Мелкие банки могут даже обанкротиться, не найдя необходимую ликвидность.

Современная теория

Некоторые экономисты выступает с критикой традиционных представлений о резервных требованиях. Они обычно так или иначе касаются посткейнсианской концепции эндогенных денег. Представители этого направления отрицают существование депозитного мультипликатора. Они считают, что коммерческие банки практически полностью контролируют процесс создания денег в экономике. Поэтому норма обязательных резервов не оказывает практически никакого влияния.

В США

В Соединенных Штатах Америки минимальная норма резервов устанавливается ФРС и Советом управляющих банка. Она зависит от категории депозитных обязательств, имеющихся у финансово-кредитного учреждения. Сейчас норма в США в основном устанавливается по счетам до востребования. Подобные требования не предъявляются к имеющимся в банке срочным депозитам. Коммерческое финансово-кредитное учреждение хранит в резерве не только наличность в собственном хранилище, но и суммы на сетах. Если банк является членом ФРС, то он хранит специальные депозиты там.

По данным на 2015 год в США установлены такие требования:

  • Если на счетах до востребования клиентов меньше 15,2 миллионов долларов, то резерв не нужен. Это слишком маленький банк.
  • Если на счетах до востребования больше 15,2 миллионов долларов, но меньше 110,2, то это 3% от суммы на них. Это средние банки.
  • Если на счетах до востребования больше 110,2 миллионов долларов, то устанавливается максимальная норма обязательных резервов в 10%. Это крупные банки.

Если у финансово-кредитной институции не хватает средств, чтобы удовлетворить требования резервирования, ФРС может покрыть дефицит на 24 часа.

В Великобритании

В Соединенном Королевстве ранее действовала система добровольного резервирования. Минимальная норма не была установлена. Это фактически означало, что коммерческие банки могли вообще не иметь резервов. В 1999 году средний показатель по ним составлял 0,15%. Требование по резервированию было отменено в 1981 году.

С 1971-го по 1981-ой оно составляло 1,5%. С 1981 по 2009 год каждое коммерческое финансово-кредитное учреждение договаривалось отдельно с Банком Англии о размере своего месячного добровольного резерва. В 2009 году система была изменена. Банк Англии начал выплачивать проценты на излишки резервирования.

Страны, где норма обязательных резервов равна нулю

Таким образом, часть стран гораздо мягче относится к обеспечению вкладов до востребования. Канада, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Швеция и Гонконг не устанавливают норму обязательного резервирования. Однако нужно понимать, что это не означает, что банки этих стран могут бесконечно создавать деньги. Их ограничивают требования к уровню капитала. Многие экономисты считают, что они являются гораздо более эффективными, чем резервные обязательства. Центробанки данных стран выполняют крайне важную функцию, предоставляя необходимые резервы для защиты стабильности платежной системы.

Норма обязательных резервов считается одним из самых эффективных инструментов государства. Данный показатель устанавливается центральным банком страны для коммерческих кредитных организаций и закрепляется законодательно. Цель формирования резервов заключается в страховании всей банковской системы от непредвиденных обстоятельств, в поддержании уровня ликвидности и рентабельности. Кроме того, они повышают надежность и гарантируют сохранность сбережений граждан, находящихся на

В качестве мотивирующего фактора, когда создавались обязательные резервы, выступало желание всегда обладать определенной суммой денежных средств, за счет которых банк своевременно возвращает деньги клиента. В современной экономической ситуации правительство использует такие резервы для регулирования объема Например, когда в обращении ходит слишком много наличности, и в связи с этим ускоряются инфляции, норма обязательных резервов специально повышается. Таким образом, происходит удорожание кредитов и сдерживание части средств в расчетно-кассовом центре национального банка.

Не стоит забывать и о том, что с помощью подобных резервов правительство контролирует естественные процессы на финансовом рынке, корректируя стоимость ценных бумаг. Однако данным инструментом следует правильно управлять, ведь, помимо положительного его влияния, можно выделить и ряд недостатков. К примеру, постоянно изменяющаяся норма обязательных резервов порождает дисбаланс во всей так как приспособиться к новым условиям любому кредитному учреждению достаточно сложно. К тому же суммы, отчисляемые в резерв, подвергаются налогообложению, а значит, часть средств коммерческий бак теряет безвозвратно.

Банковские резервы должны содержать достаточно средств, чтобы сохранить финансовую устойчивость организации в изменяющихся условиях. Если их не хватает, то коммерческим банкам приходится брать ссуды у национального банка либо реализовывать часть своих ценных бумаг. А в итоге уровень общей ликвидности заметно снижается. Такую картину можно наблюдать при повышении норм резервирования. При их снижении высвобождаются кредитные ресурсы, которые идут на погашение существующей задолженности, что, соответственно, увеличивает ликвидность.

Норма обязательных резервов может повлиять на процентную ставку, уплачиваемую юридическими или физическими лицами в качестве вознаграждения за пользование кредитом. Конечно, когда правительство проводит политику «дорогих денег», сумма отчислений в резерв увеличивается - и тогда свободных кредитных ресурсов, находящихся в распоряжении банка, становится меньше. Это и является причиной роста процентной ставки по займам. Однако не всегда центральному банку удается воздействовать на коммерческие Может сложиться ситуация, при которой банки проводят масштабные операции и обладают большим количеством клиентов, а значит, и размер их прибыли будет достаточно высок. Устойчивое финансовое положение позволяет переводить на счет в национальном требования, не меняя размер процентных ставок по кредитам и депозитам.

Поэтому государственным органам следует тщательно изучить рыночную конъюнктуру, исследовать банковский сектор, и только потом предпринимать конкретные меры воздействия на экономику. Конечно, любое изменение нормы обязательного резервирования должно быть тщательно продумано и обосновано. В условиях стабильной экономики введение изменений может негативно сказаться на всей банковской системе, тогда имеет смысл воспользоваться другими рычагами денежно-кредитной политики.

Норма резервирования (обязательное резервирование)- это определённый процент банковского капитала, который банки перечисляют на счета в Центральном банке. Но есть также и резервные фонды, аккумулирующиеся в самих банках для смягчения банковских рисков.

2.4. Инструменты регулирования денежной массы

Таблица 1

Инструменты кредитно-денежной политики

Инструменты политики

Общая характеристика

Денежная эмиссия

Рост наличных денег в обращении

Резервная

политика

Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).

Валютная

политика

Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает

Политика

открытого рынка

Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг

Учетная политика

Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег.

В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:

2.5.Ставка рефинансирования

Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.

Особенности ставки рефинансирования в России

Ставка рефинансирования Банка России выполняет роль важного индикатора денежно-кредитной политики. В настоящее время она формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций. Однако фактически ставка рефинансирования Банка России основана на ставке по кредиту «овернайт» Банка России (однодневный расчётный кредит) и численно равна ей. Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования используется в России в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.

Применение ставки рефинансирования

Налогообложение

Проценты по рублевым банковским вкладам, облагаемые НДФЛ. Налогом облагаются проценты в размере более ставки рефинансирования, действовавшей в течение периода, за который они начислены, плюс 5 процентных пунктов.

(по валютным банковским вкладам налогом облагаются проценты в размере более 9, без применения ставки рефинансирования)

    Пени за просрочку уплаты налога или сбора. Пени равны 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

    Расчёт налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами. Налоговая база определяется как превышение суммы процентов, выраженной в рублях, исчисленной исходя из двух третей ставки рефинансирования, действующей на момент получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора

    При отсутствии в договоре займа условия о размере процентов, их размер определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заёмщиком суммы долга или его части.

Центральным банком РФ ставка рефинансирования на сегодняшний день установлена в размере 8.25% годовых. Текущий размер ставки рефинансирования установлен Банком России Указанием 2873-У с 14 сентября 2012 г.

1. Ставка рефинансирования……………………………………………….. 3

2. Нормы обязательного резервирования…………………………………. 6

3. Валютное регулирование ………………………………………………. 8

4. Операции на открытом рынке…………………………………………… 9

5. Структура денежной массы РФ………………………………………….12

Ставка рефинансирования Центрального банка РФ

1) представить определение ставки рефинансирования;

2) заполнить табл. 1 на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ (адрес: www.cbr.ru, раздел «Статистика», подраздел «Инструменты денежно-кредитной политики Банка России», «Ставка рефинансирования»):

Ставка рефинансирования - это процентная ставка, которую ЦБ РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Таблица 1

Ставка рефинансирования Центрального банка РФ за период 2005-2011 гг.

№№ п/п Период действия Значение ставки рефинансирования, %
1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г.
10 апреля 1992 г. – 22 мая 1992 г.
23 мая 1992 г. – 29 марта 1993 г.
30 марта 1993 г. – 1 июня 1993 г.
2 июня 1993 г. – 21 июня 1993 г.
22 июня 1993 г. – 28 июня 1993 г.
29 июня 1993 г. – 14 июля 1993 г.
15 июля 1993 г. – 22 сентября 1993 г.
23 сентября 1993 г. – 14 октября 1993 г.
15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г.
29 апреля 1994 г. – 16 мая 1994 г.
17 мая 1994 г. – 1 июня 1994 г.
2 июня 1994 г. – 21 июня 1994 г.
22 июня 1994 г. – 29 июня 1994 г.
30 июня 1994 г. – 31 июля 1994 г.
1 августа 1994 г. – 22 августа 1994 г
23 августа 1994 г. – 11 октября 1994 г.
12 октября 1994 г. – 16 ноября 1994 г.
17 ноября 1994 г. – 5 января 1995 г.
6 января 1995 г. – 15 мая 1995 г.
16 мая 1995 г. – 18 июня 1995 г.
19 июня 1995 г. – 23 октября 1995 г.
24 октября 1995 г. – 30 ноября 1995 г.
1 декабря 1995 г. – 9 февраля 1996 г.
10 февраля 1996 г. – 23 июля 1996 г.
24 июля 1996 г. – 18 августа 1996 г.
19 августа 1996 г. – 20 октября 1996 г.
21 октября 1996 г. – 1 декабря 1996 г.
2 декабря 1996 г. – 9 февраля 1997 г.
10 февраля 1997 г. – 27 апреля 1997 г.
28 апреля 1997 г. – 15 июня 1997 г.
16 июня 1997 г. – 5 октября 1997 г.
6 октября 1997 г. – 10 ноября 1997 г.
11 ноября 1997 г. – 1 февраля 1998 г.
2 февраля 1998 г. – 16 февраля 1998 г.
17 февраля 1998 г. – 1 марта 1998 г.
2 марта 1998 г. – 15 марта 1998 г.
16 марта 1998 г. – 18 мая 1998 г.
27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г.
5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г.
24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г.
10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г.
24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г.
7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г.
21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г.
10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г.
4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г.
9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г.
7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г.
17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г.
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г.
15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г.
15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г.
26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г.
26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. 11,5
23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г.
29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г. 10,5
19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г.
4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. 10,25
29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г. 10,5
10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. 10,75
14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г.
12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г.
1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.
24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г. 12,5
14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г. 11,5
13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г.
10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г. 10,75
15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г 10,5
30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г.
30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г. 9,5
25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г
28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г. 8,75
24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г. 8,5
29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г. 8,25
30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г.
1 июня 2010 г. – 27 февраля 2011 г. 7,75
28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г.
3 мая 2011 г. – 25 декабря 2011 г. 8,25
26 декабря 2011 г. – 13 сентября 2012 г.
14 сентября 2012 г. – 8,25

3) провести анализ изменения ставки рефинансирования за указанный период.

Исходя из представленных данных в таблице, можно сказать, что ставка ЦБ РФ является инструментом, с помощью которого банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемые кредитными организациями юр. и физ. лицами.

Также можно сделать заключение, что ставка рефинансирования является сопутствующим механизмом по сдерживанию инфляционных процессов в России.

При уменьшении темпов инфляции, уменьшается ставка рефинансирования.

Когда ставка рефинансирования понижается с одной стороны выигрывают заёмщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков, лишаясь части прибыли от своих вложений.

Нормы обязательного резервирования

1) представить определение понятия «нормы обязательного резервирования»;

2) заполнить таблицу 2 на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ (адрес: www.cbr.ru, раздел «Статистика», подраздел «Инструменты денежно-кредитной политики Банка России», «Обязательные резервные требования»):

Таблица 2

Нормы обязательного резервирования Банка России в 2005-2011 гг.

Период действия Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций:
перед физическими лицами в валюте Российской Федерации перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по иным обязательствам в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте
8 июля 2004 г. – 31 июля 2004 г. - 3,5 3,5
1 августа 2004 г. – 30 сентября 2006 г. 3,5 3,5
1 октября 2006 г. – 30 июня 2007 г. 3,5 3,5 3,5
1 июля 2007 г. – 10 октября 2007 г. 4,5 4,5
11 октября 2007 г. – 14 января 2008 г. 3,5 3,5
15 января 2008 г. – 29 февраля 2008 г. 4,5 4,5
1 марта 2008 г. – 30 июня 2008 г. 5,5 4,5
1 июля 2008 г. – 31 августа 2008 г. 5,5
1 сентября 2008 г. – 17 сентября 2008 г. 8,5 5,5
18 сентября 2008 г. – 14 октября 2008 г. 4,5 1,5
15 октября 2008 г. – 30 апреля 2009 г. 0,5 0,5 0,5
1 мая 2009 г. – 31 мая 2009 г.
1 июня 2009 г. – 30 июня 2009 г. 1,5 1,5 1,5
1 июля 2009 г. – 31 июля 2009 г.
1 августа 2009 г. – 31 октября 2009 г. 2,5 2,5 2,5

3) провести анализ изменения норм обязательного резервирования за указанный период.

Таким образом ЦБ при помощи НОР создаёт обязательные резервы на случай возможных проблем банка с расчётами по обязательствам, вытекающих из договоров, заключёнными с физическими лицами.

Анализируя таблицу видно, что в годы кризиса в 2008 году НОР достигает своего максимального значения. Это говорит о том, что размер общей денежной массы в стране увеличился и следовательно инфляция набирает обороты. И как результат ЦБ РФ поднимает величину процентной ставки НОР.

Следовательно:

Банки перечисляют больше денег на счёт ЦБ Банки увеличивают процентную ставку по своим конечным кредитам Конечные кредиты дорожают Люди пользуются ими всё меньше Деньги становятся “дорогими”, так как их количество заметно уменьшается

В итоге, такой процесс не способствует развитию экономики, однако ощутимо приостанавливает инфляционные процессы.

Валютное регулирование

1) раскрыть сущность валютного регулирования;

2) представить определение понятия «валютные интервенции»;

3) дать определение понятия «бивалютная корзина»;

4) заполнить таблицу 3 на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ (адрес: www.cbr.ru, раздел «Статистика», подраздел «Инструменты денежно-кредитной политики Банка России», «Структура бивалютной корзины»).