О расторжении договора социальной ипотеки, взыскании убытков и компенсации морального вреда. ГЖФ заставил матерей-одиночек платить за бесплатные «детские» метры Как получить заверенные копии утерянных документов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в составе председательствующего судьи Д.Р. Шакирьяновой

при секретаре С.А. Елисеевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ф.Ф. Мухаммадиева, ФИО11 Мухаммадиевой к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о признании действий незаконными, возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон постановление Кабинета Министров №188 от 15.04.2005 г. «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон стоимости одного квадратного метра жилья в размере... рублей, возложении обязанности оказания государственной поддержки в размере, эквивалентном стоимости 18 квадратных метров,

установил:

Ф.Ф. Мухаммадиев, Р.Г. Мухаммадиева обратились в суд с иском к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее – НО «ГЖФ при Президенте РТ») о признании действий незаконными, возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон постановление Кабинета Министров №188 от 15.04.2005 г. «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон стоимости одного квадратного метра жилья в размере... рублей, возложении обязанности оказания государственной поддержки в размере, эквивалентном стоимости 18 квадратных метров.

В обоснование требований указано, что Ф.Ф. Мухаммадиев, Р.Г. Мухаммадиева приняты и состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. ... между ними с одной стороны и ответчиком с другой заключен договор социальной ипотеки, по которому ответчик обязался предоставить Ф.Ф. Мухаммадиеву, Р.Г. Мухаммадиевой возможность участия в выборе, использования и получения после уплаты пая полностью в собственность проинвестированной ответчиком будущей квартиры.

Истцы указывают, что договором социальной ипотеки не определена сверхнормативная стоимость одного квадратного метра квартиры, установление ее в размере... руб. влечет существенное удорожание стоимости квартиры.

У..., в связи с чем истцы рассчитывали на получение государственной поддержки, направляемой на оплату стоимости жилого помещения, в размере, эквивалентном стоимости... квадратных метров, по определенной протоколом стоимости одного квадратного метра – ... руб.

Со стороны НО «ГЖФ при Президенте РТ» семье Мухаммадиевых оказана государственная поддержка, направляемая на оплату стоимости жилого помещения в размере... руб. Однако истцы указывают, что исходя из стоимости одного квадратного метра жилья в размере... руб., государственная поддержка должна была быть оказана в размере... руб. (...).

Условия договора об оплате стоимости квартиры в рассрочку исполняются надлежаще.

Истцы считают, что поскольку на момент подписания договора социальной ипотеки действовало постановление Кабинета Министров РТ №188 от 15 апреля 2005 года «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», то ответчик неправомерно в настоящее время применяет к правоотношениям сторон постановления Кабинета Министров РТ №233 от 06 мая 2006 г. «О внесении изменений в порядки, утвержденные постановлением Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 г. №188 «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», а также №366 от 02 августа 2007 г. «О дальнейших мерах по реализации Закона РТ от 27.12.2004 г. №69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в РТ» и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки».

По этим причинам истцы просят признать действия ответчика незаконными и обязать применять к правоотношениям сторон постановление Кабинета Министров №188 от 15.04.2005 г. «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон стоимости одного квадратного метра жилья в размере... рублей, а также обязать оказать им государственную поддержку в размере, эквивалентном стоимости... квадратных метров, исходя из стоимости... руб.

В судебном заседании истцы Ф.Ф. Мухаммадиев, Р.Г. Мухаммадиева исковые требования поддержали.

Ответчик НО «ГЖФ при Президенте РТ» надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования не признал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, Суд считает , что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

На основании статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1).

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2).

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт 3).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (пункт 4).

Согласно пункту 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Как определено пунктом 1 статьи 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Пунктом 2 статьи 455 ГК РФ предусмотрено, что договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.

В силу пункта 1 статьи 485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.

Судом установлено , что... Ф.Ф. Мухаммадиев, Р.Г. Мухаммадиева с одной стороны и ответчик с другой заключили договор социальной ипотеки, по которому ответчик обязался предоставить Ф.Ф. Мухаммадиеву, Р.Г. Мухаммадиевой возможность участия в выборе, использования и получения после уплаты пая полностью в собственность проинвестированной ответчиком будущей квартиры (л.д. 7-9), тем самым на основании статей 9, 421 ГК РФ стороны договора добровольно приняли на себя все права и обязанности, возникающие из условий договора социальной ипотеки.

В силу пункта 1.2 договора, пункта 4 статьи 421 ГК РФ правоотношения сторон помимо договора также определяются положениями Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-3РТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан», Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 г. №366 «О дальнейших мерах по реализации Закон Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-3РТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки», Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденным вышеуказанным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 г. №366.

Как установлено статьей 3 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-3РТ, социальная ипотека – предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства; норматив общей площади жилых помещений, предоставляемой на принципах социальной ипотеки – размер площади жилых помещений, в рамках которой осуществляется государственная поддержка граждан в реализации прав на жилище на принципах социальной ипотеки.

Из статьи 11 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-3РТ следует, что основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами норматива общей площади жилых помещений, предоставляемых на принципах социальной ипотеки.

Пунктом 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 г. №366 установлено, что нормативы общей площади жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой, составляют для семьи численностью 3 и более человек - по 18 квадратных метров на одного человека.

Ф.Ф. Мухаммадиевым, Р.Г. Мухаммадиевой выбрана квартира, подлежащая предоставлению по договору социальной ипотеки: адрес: ..., площадью... рублей, из которых норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой, указан в размере... квадратных метра, площадь сверх норматива – ... рублей; ориентировочная стоимость одного квадратного метра квартиры по установленному нормативу составила... рублей, ориентировочная сверхнормативная стоимость одного квадратного метра квартиры составила... рублей, в связи с чем, стороны договора социальной ипотеки составили и подписали протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина.

Условия и срок рассрочки платежей граждан определяется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 366 от 02 августа 2007 года.

У... (л.д.16). Как пояснили истцы в судебном заседании, они обратились к ответчику для получения государственной поддержки (направляемой на оплату стоимости жилого помещения) в размере соответствующей стоимости... квадратных метров, однако данная поддержка оказана в размере... рублей. Данная сумма истцам выделена, находится на их счете в НО «ГЖФ при Президенте РТ».

Положениями постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366 установлено, что жилые помещения, предназначенные для предоставления в рамках государственной поддержки, строительство которых проинвестировано специализированной организацией по социальной ипотеке в объеме средств, безвозвратно переданных государственным заказчиком по соглашению, распределяются следующим образом:

для работников бюджетной сферы - 45% объема построенного жилья;

для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, - 45% объема фактического участия в финансировании государственной поддержки накопительным итогом начиная с 2005 года;

для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке, - 10% объема построенного жилья.

При этом предусмотрено, что для граждан, участвующих в целевых программах, жилые помещения предоставляются в объеме, определяемом попечительским советом специализированной организации, на условиях, предусмотренных соответствующими целевыми программами, а для граждан, в том числе для работников бюджетной сферы, жилые помещения, построенные за счет дополнительных источников специализированных организаций, предоставляются в объеме, согласованном попечительским советом специализированной организации.

В соответствии с нормативами, определенными указанным постановлением, общая площадь жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой:

для одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв. метра;

для семьи численностью 2 человека - 42 кв. метра;

для семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв. метров на одного человека.

Превышение норматива при предоставлении жилых помещений с государственной поддержкой по установленной льготной цене в городах Казани, Набережные Челны, Альметьевске, Нижнекамске, Зеленодольске, Елабуге не должно составлять более 20 процентов. Если превышение норматива составляет более 20 процентов, то общая площадь жилого помещения, превышающая норматив (в том числе 20 процентов), оплачивается с применением повышающего коэффициента к цене 1 кв. метра жилья, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Татарстан для реализации по социальной ипотеке. Предоставление жилых помещений с государственной поддержкой работникам организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, осуществляется по нормативам, определенным в порядке, установленном коллективным договором (пункты 2, 3, 4).

В соответствии с Порядком определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения - стоимость, определенная с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости.

Начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией (Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан). Стоимость неоплаченной части жилого помещения увеличивается из расчета 7% годовых ежемесячно (7/12 процента в месяц) со дня утверждения акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (пункты 2, 3).

С учетом изложенных выше требований закона суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований.

Анализируя содержание заключенного договора посредством толкования его условий, суд приходит, к выводу о том, что в силу пункта 1 статьи 454, пункта 2 статьи 455 ГК РФ, статьи 3 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-3РТ, между Ф.Ф. Мухаммадиевым и Р.Г. Мухаммадиевой с одной стороны и ответчиком в связи с заключением договора социальной ипотеки сложились отношения по купле-продаже будущей квартиры с оплатой товара в рассрочку. При этом выбор квартиры (предмета договора) оставлен на усмотрение покупателя, а определение цены осуществляется на стадии выбора квартиры и поставлено в зависимость от нормативов общей площади жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой, которые в силу статьи 11 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-3РТ устанавливаются нормативными актами уполномоченных органов и не зависят от волеизъявления сторон договора.

В соответствии с пунктом 2.6 договора протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры – обязательный для исполнения документ, являющийся неотъемлемой частью договора, индивидуализирующий «будущую собственную квартиру», подтверждающий право участия, ее «выбор», «заявленную стоимость 1 кв.м», соответствие ее техническим требованиям и потребительским свойствам, передачу, а также «площадь», «количество неоплаченных квадратных метров», «срок рассрочки» внесения «задатка» в период ее использования и оформления в собственность гражданина, «размер «изменения стоимости неоплаченных метров будущей собственной квартиры».

Ф.Ф. Мухаммадиевым, Р.Г. Мухаммадиевой выбрана квартира, подлежащая предоставлению по договору социальной ипотеки: адрес: ..., из которых норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой, указан в размере... квадратных метра, площадь сверх норматива – ... рублей; ориентировочная стоимость одного квадратного метра квартиры по установленному нормативу составила... рублей, ориентировочная сверхнормативная стоимость одного квадратного метра квартиры составила... рублей, в связи с чем, стороны составили протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина, тем самым, в силу пункта 2.6 договора социальной ипотеки, определили предмет заключенного договора и его стоимость (л.д. 15).

При таких данных, следует, что Мухаммадиевыми самостоятельно выбрана и ответчиком им предоставлена трехкомнатная квартира, общей площадью... кв.м, тогда как по установленному нормативу им на семью из трех человек полагалось жилое помещение площадью... кв. м.

Обеспечение истцов жилым помещением было осуществлено на общих основаниях, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от... ..., согласно которому начальная стоимость 1 кв. м приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости. Пунктом 3 данного нормативного правового акта установлена возможность увеличения стоимости неоплаченной части жилого помещения.

Как пояснил в судебном заседании... истец, после того как они подписали договор социальной ипотеки, им ответчик перечислил... рублей, истцы начали вносить денежные средства. После того как семья набрала необходимое количество баллов, им было предоставлено право выбрать квартиру. Мухаммадиевы выбрали трехкомнатную квартиру, затем состоялся розыгрыш квартир. В момент выбора квартир, на сайте ответчика была указана цена одного квадратного метра – ... руб., данная цена затем впоследствии была принята сторонами за ориентировочную стоимость одного квадратного метра.

При этом суд учитывает, что Мухаммадиевы добровольно приняли участие в конкурсе по выбору квартиры и подписали протокол, приняв все содержащиеся в нем условия предоставления квартиры, в том числе устанавливающие ориентировочную стоимость одного квадратного метра квартиры по установленному нормативу в размере... рублей, ориентировочную сверхнормативную стоимость одного квадратного метра квартиры в размере... рублей

Кроме того, истцами в течение полутора лет надлежащим образом исполнялись принятые на себя договорные обязательства и вносились денежные средства на расчетный счет адрес НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», согласно графику платежа.

Поскольку условия договора в части установления стоимости 1 кв. м квартиры в размере... рублей по установленному нормативу и... руб. сверх норматива не противоречат требованиям действующих нормативных правовых актов Республики Татарстан, регулирующих порядок предоставления гражданам жилья по социальной ипотеке и условия оплаты гражданами приобретенных жилых помещений, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Кроме того, на момент подписания протокола на передачу истцам квартиры от..., который является в силу пункта 2.6 договора социальной ипотеки, неотъемлемой частью данного договора, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 366 от 02 августа 2007 года уже действовало, соответственно оно уже являлось обязательным для сторон.

Что касается требований о возложении обязанности на ответчика оказать государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения), то и в данной части суд полагает требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 188 от 15 апреля 2005 года «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», если после принятия на учет у молодой семьи рождается ребенок, она получает государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) в размере, эквивалентном стоимости 18 кв. метров, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 366 от 02 августа 2007 года «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 N 69 ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки» отменена норма, предусматривающая государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) в размере, эквивалентном стоимости 18 кв. метров, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка и введена другая норма государственной поддержки, а именно, если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, у нее возникает право на государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200 тыс. рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.

Как пояснил истец, государственная поддержка семье Мухаммадиевых оказана в размере... руб., в полном соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ №233 «О внесении изменений в порядки, утвержденные постановлением Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 г. №188 «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», поскольку на момент рождения ребенка у истцов действовало данное постановление.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-196, 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Ф.Ф. Мухаммадиева, ФИО11 Мухаммадиевой к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о признании действий незаконными, возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон постановление Кабинета Министров №188 от 15.04.2005 г. «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон стоимости одного квадратного метра жилья в размере... рублей, возложении обязанности оказания государственной поддержки в размере, эквивалентном стоимости 18 квадратных метров – о т к а з а т ь.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Копия верна. Судья (подпись)

Судья: Д.Р. Шакирьянова

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 25 июня 2012 г. по делу N 33-5979/2012


Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гафарова Р.Ф.,

судей Багаутдинова И.И., Сальниковой М.М.,

при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи

Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционным жалобам Миннулина А.А., исполнительного директора некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Абдуллина Т.М. на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2012 года, которым постановлено:

иск прокурора удовлетворить частично.

Обязать в солидарном порядке некоммерческую организацию "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" и Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан предоставить жильцам квартир.... жилого дома по адресу: "адрес" другие пригодные для проживания жилые помещения до окончания выполнения ремонтных работ, указанных в решении Арского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" государственную пошлину в доход государства в размере "данные изъяты" рублей.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" ФИО7 в поддержку своей апелляционной жалобы, представителя Исполнительного комитета Арского муниципального района и отдела образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в Арском районе ФИО10, согласившейся с доводами апелляционной жалобы некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", ФИО20, заявившего о несогласии с временным переселением, возражения представителя прокурора - ФИО8, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛА:

прокурор Арского района Республики Татарстан (далее - прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее - Государственный жилищный фонд) о запрете эксплуатации жилых помещений и возложении обязанности предоставить жильцам пригодные для проживания жилые помещения до выполнении ремонтных работ.

В обоснование заявления прокурор ссылается на результаты проведенной проверки по вопросу неудовлетворительного технического состояния 69-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".

Проверкой установлено, что данный жилой дом принадлежит на праве собственности Государственному жилищному фонду. В ходе эксплуатации дома его фундамент дал просадку, на стенах появились многочисленные трещины с шириной раскрытия до 5 см. Решением Арского районного суда от 26 декабря 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Арского района Республики Татарстан к Государственному жилищному фонду установлено, что дом не соответствует требованиям конструктивной безопасности, и на Государственный жилищный фонд возложена обязанность выполнить работы по устранению нарушений.

В ходе рассмотрения указанного гражданского дела судом назначена судебно-техническая экспертиза, которая была проведена в ноябре 2011 года. По результатам данной экспертизы сделан вывод о том, что проектно-сметная документация строительства дома не соответствует нормативным требованиям. При обследовании конструкций здания между осями И - С в блоках 1 - 4 установлено, что в результате осадки и деформирования фундамента несущая способность конструкций здания в этой части уменьшилась, создалась предаварийная ситуация, связанная с возможностью обрушения здания; процесс осадки фундамента продолжается, означающий постепенное разрушение здания.

Согласно поэтажному плану здания, приложенной к экспертному заключению, блоки 1 и 4 в осях И-С здания дома соответствуют квартирам.... на первом этаже, квартирам.... на втором этаже, квартирам.... на третьем этаже.

В нарушение статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собственник дома - Государственный жилищный фонд не принимает каких-либо мер устранению нарушений и обеспечения безопасности граждан.

В связи с угрозой обрушения дома, при которой может быть причинен вред жизни и здоровью проживающих в доме граждан и неопределенного круга лиц, которые могут находиться в доме, прокурор просит обязать Государственный жилищный фонд запретить эксплуатацию части жилого многоквартирного "адрес" в блоках 1 и 4 оси И - С, соответствующие вышеуказанным квартирам как не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, а также обязать Государственный жилищный фонд предоставить жильцам квартир другие пригодные для проживания жилые помещения до выполнения работ по приведению указанного дома в нормативное состояние согласно решению Арского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года.

Определением Арского районного суда Республики Татарстан от 11 марта 2012 года судом в качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан.

В судебном заседании прокурор ФИО40 поддержал заявленные требования.

Представитель Государственного жилищного фонда ФИО9 требования не признал, пояснив, что в настоящее время

готовится проектная документация на капитальный ремонт указанного дома,

в отсутствие проекта с положительным заключением экспертизы, невозможно установить конкретный перечень квартир, которые необходимо будет освободить на время проведения ремонтных работ. Кроме того, Государственный жилищный фонд не имеет маневренного жилищного фонда для переселения жильцов. Строящееся в Арском районе Республики Татарстан жилье для предоставления по программе социальной ипотеки уже распределено между участниками программы. Десять процентов строящегося жилья должно передаваться району для предоставления по договору социального найма.

Представитель Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан ФИО10 также не признала требований прокурора, пояснила, что бремя содержания и сохранения жилого дома полностью должен нести собственник дома. В муниципальном районе отсутствует как маневренный жилищный фонд, так и жилье для предоставления по договору социального найма.

Представители третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Арского муниципального района Республики Татарстан" ФИО11, Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан ФИО12 требования прокурора поддержали.

Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ФИО13 пояснил, что без обследования сварных швов жилого дома невозможно установить реальное состояние здания и степень угрозы обрушения дома.

Представитель третьего лица - Потребительского кооператива "Строим

будущее" ФИО14 пояснил, что кооператив от имени Государственного жилищного фонда заключает договоры социальной ипотеки с гражданами. Все строящееся жилье уже распределено между участниками программы.

Представитель отдела образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в Арском районе ФИО15 просила учесть интересы несовершеннолетних детей при разрешении дела.

Представители Государственного унитарного предприятия "Татинвестгражданпроект", Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан, органа опеки и попечительства Арского муниципального района Республики Татарстан, а также ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Третьи лица - ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 заявили о несогласии с временным переселением, просили предоставить им другие квартиры в других домах взамен выделенных.

Третье лицо - ФИО37 иск прокурора поддержала.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Миннулин А.А. просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что суд должен был применить по аналогии закона нормы статьи 88 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающие предоставить гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма. Данное помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Кроме того, к участию в деле не привлечены члены его семьи, чьи права и интересы также затрагиваются решением суда.

Исполнительным директором Государственного жилищного фонда Абдуллиным Т.М. также подана апелляционная жалоба, в которой он указывает, что законодательством не предусмотрено возложение на наймодателя обязанности по предоставлению взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения, полученного по договору социальной ипотеки на условиях найма, другого жилого помещения, даже на время ремонта. Кроме того, собственником "адрес" указанного дома, которая также признана непригодной для проживания в числе других, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, является семья Сафиных в составе 4-х человек, поэтому она солидарно с Государственным жилищным фондом ответственность за содержание своей квартиры.

Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.

Как следует из части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается, в том числе, на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасности жилища.

В силу статьи 2 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Статьей 15 Кодекса установлено, что жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Как видно из материалов дела, жилой "адрес" не соответствует требованиям конструктивной безопасности, создалась предаварийная ситуация, связанная с возможностью обрушения здания, что подтверждается заключением эксперта.... от "дата" Государственного учреждения "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации".

Квартиры.... признаны непригодными для проживания в соответствии с заключением Межведомственной комиссии Арского муниципального района Республики Татарстан о признании жилых помещений непригодными для проживания от 27 марта 2012 года.

При этом имеется возможность устранения недостатков, повлекших повреждение наружных и внутренних конструкций указанного жилого дома.

Решением Арского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года на Государственный жилищный фонд возложена обязанность в срок до 26 июня 2012 года устранить недостатки, повлекшие повреждение наружных и внутренних конструкций в указанном здании, выполнив определенные виды работ.

Удовлетворяя требования прокурора в части возложения обязанности предоставить жильцам квартир, находящихся под угрозой обрушения, другие пригодные для проживания жилые помещения, суд правомерно исходил из необходимости принятия срочных мер для предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также из принципов безопасности жилища, которая должна обеспечиваться органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Судом установлено, что гражданским и жилищным законодательством не урегулированы отношения по предоставлению жилых помещений гражданам, чье единственное жилое помещение было приобретено с рассрочкой платежей по программе социальной ипотеки, в случаях, когда жилое помещение стало непригодным для проживания, но подлежит ремонту. При этом суд в порядке статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации применил нормы жилищного законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона суд правомерно исходил из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об обязанности Государственного жилищного фонда и Исполнительного комитета Арского муниципального района предоставить нанимателем и членам их семей другие пригодные жилые помещения на время поведения ремонтных работ по аналогии с положениями части 1 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия также полагает, что такие нормы могут быть применены и к тем жильцам, которые являются не нанимателями, а собственниками жилых помещений, поскольку право граждан на безопасность жилища не может быть поставлено в зависимость от того, на каких условиях используется жилое помещение.

Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы ответчиков об отсутствии маневренного жилищного фонда. Данное обстоятельство не освобождает ответчиков от обязанности изыскать жилые помещения, в том числе в домах, строящихся Государственным жилищным фондом, а Исполнительный комитет - от обязанности принятия решений о сроках отселения физических лиц в случае признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 47).

Довод апелляционной жалобы Минуллина А.А. о необходимости применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих предоставление жилых помещений в связи с выселением граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку требования о выселении к гражданам не предъявлялись. Дело рассмотрено в рамках требований прокурора о предоставлении жилых помещений на время проведения ремонтных работ, заявленных в связи с угрозой безопасности жителей дома, что не лишает граждан права обратиться с самостоятельными требованиями к Государственному жилищному фонду о защите своих прав.

Довод о том, что к участию в деле не привлечены члены семьи Минуллина А.А. также не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку в данном гражданском деле не заявлялись требования о переселении нанимателей и членов их семей, а разрешен вопрос лишь о предоставлении им жилых помещений.

Доводы апелляционной жалобы Государственного жилищного фонда отклоняются на основании статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которого следует, что отсутствие прямого правового регулирования жилищных правоотношений может быть восполнено применением аналогии закона и аналогии права, что в данном случае и сделано судом первой инстанции.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 , статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Арского районного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Миннулина А.А., исполнительного директора некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Абдуллина Т.М. - без удовлетворения.


Председательствующий -

В Арске 8 семей остались без собственного жилья

Программа ликвидации ветхого жилья в РТ, завершенная в 2004 году, неожиданно всплыла в татарстанском арбитраже. Власти города Арска считают, что оператор жилищных государственных программ вовремя не сумел построить дома для переселения жильцов из ветхого жилья, и требуют передать в свою собственность квартиры в одном из домов, заселенном только в 2008 году. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», эта процедура потребовалась властям, чтобы затем передать эти квартиры новоселам, которые пока вынуждены жить по соцнайму либо выкупать через соципотеку свои квадратные метры.

ВЛАСТЬ СПОРИТ С ВЛАСТЬЮ ИЗ-ЗА ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

В татарстанском арбитраже идет процесс, где на одной стороне оказались городские власти небольшого татарстанского райцентра Арск, а с другой - Госжилфонда при президенте РТ. Спор напрямую затрагивает судьбу 8 семей из Арска, которые в результате реализации программы переселения из ветхого жилья лишились собственного жилья. В мае судебная тяжба переместилась в Самару, куда исполком Арска обратился с аппеляцией, будучи недоволен решением Арбитражного суда РТ.

Как выяснила газета «БИЗНЕС Online» в исполкоме Арска, решением тогда еще Арского поселкового местного самоуправления от января 1997 года (Арск был преобразован в город в 2008 году - авт .) в райцентре были признаны ветхими 83 дома. В исполкоме отмечают, что на сегодняшний день они все снесены. Однако, как было заявлено на суде, часть людей была расселена только в июле-августе 2008 года, счастливо судьба сложилась не у всех. Так, 8 семей покинули свои старые дома и переселились в новостройку на улице Интернациональной, 8. Жильцы утверждают, что их обманули, пообещав, что переселят их в собственные квартиры, а в итоге у них оказались подписанными договора соцнайма. По словам арчан, на том месте снесенных домов сейчас стоит спортивный комплекс «Арча».

БАЛАНСЫ НЕ СХОДЯТСЯ

На суде представитель арского муниципалитета Андрей Егоров рассказал, что действительно жилые помещения были признаны непригодными для проживания. Из своих домов людей переселили (как отмечают пострадавшие, компенсация за старые дома также не была выплачена). Егоров утверждает, что жилье было построено для жителей «ветхого фонда» и должно было быть передано на баланс муниципалитета, который затем должен был предоставить возможность новоселам его приватизировать. В качестве довода юрист привел постановление кабинета министров РТ 1996 года, согласно которому жилые дома, построенные за счет средств Государственного внебюджетного жилищного фонда Республики Татарстан (преемником которого является ГЖФ при президенте РТ), подлежали включению в состав коммунальной собственности городов и районов. Но этого сделано не было. В итоге Арский исполком пытается заставить фонд Талгата Абдуллина передать имущество через арбитраж.

Егоров отметил, что в предшествующих судах было признано, что спорные жилые помещения не находятся ни в муниципальной собственности, ни в собственности республики, ни в собственности жильцов и даже ни в собственности ГЖФ.

НЕПОДЪЕМНАЯ ИПОТЕКА

Пострадавшими в этой истории оказались жильцы злополучного дома (в суде участвуют как третьи лица), которые получили квартиры и заключили договор социальной ипотеки. К договору был составлен протокол, из которого следует, что жилое помещение предоставляется в найм.

Новоселы самостоятельно пошли в суды общей юрисдикции, пытаясь приватизировать квартиры, но им было отказано.
На суде эмоционально выступила Танзиля Валиуллина - одна из арчан, оставшихся без собственного жилья. Она заявила, что их обманули в этом поселковом совете. «У меня хороший дом был, я могла бы еще столько прожить в своем собственном доме». Сказали: «Зачем читать договор? Это тебе пойдет в собственность». Понимание того, что это ипотечные договора, пришло, только «когда дело дошло до судов». Она также заявила, что ни в каком розыгрыше ипотечных квартир не участвовала. Она обратила внимание на следующую деталь: «Люди по 10 лет стоят, им ипотеку не дают, а нам раз - и квартиру! Как во сне. Разве так делают?»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» в ожидании решения суда пообщался и с другими жильцами. Подавляющее большинство из них пенсионного возраста. Валентина Наумова рассказала, что у нее был свой дом и сад. Там она жила всего два года: переехала, продав квартиру в Казани. Сейчас, по ее словам, за ипотеку за трехкомнатную квартиру в 100 кв. м с нее просят 3,1 млн. рублей. «Откуда я возьму такие деньги, живя одна с внучкой?» - разводит руками пожилая женщина. На данный момент за квартиру в общей сложности Наумова платит 4,5 тыс. рублей коммунальных платежей. Она уточняет, что стоимость найма - «то ли 700, то ли одну тысячу» - платит не она, а те, кто им выделил эти квартиры. Женщина, представившаяся как дочь Шамиля Мухаммадиева , также одного из третьих лиц, отметила, что их долго уговаривали переселиться. И как только они дали согласие, «сразу переселили, буквально за три дня».

ВОПРОС РЕПУТАЦИИ

Люди эмоционально замечают, что в некоторых договорах они ставили подписи и за родных. В одной семье на документе расписались старики, вообще не владеющие русским языком.

Некоторые жильцы корреспонденту «БИЗНЕС Online» высказывали мнение о том, что в большей степени здесь вина не ГЖФ, действующего по «бумажкам», а дело в прежних действиях самого арского муниципалитета. Так, звучат претензии в адрес некой Флеры Сулеймановой , которая занималась в поссовете оформлением их документов. Ее, как утверждают арчане, впоследствии «выкинули за мошенничество». Как известно, Сулейманова была ранее заместителем главы Арского района и в 2012 году попала в поле зрения правоохранителей, когда стал расследоваться случай исчезновения жилищной субсидии у 87-летней вдовы ветерана. Впрочем, в арском исполкоме по поводу домыслов заявили, что «во время работы в органах муниципалитета она судимости не имела. Оформление документов проводилось с соблюдением требований законодательства».

Высказывалась переселенцами и другая версия. По ней первоначально сам Арск обещал выкупить квартиры и передать переселенцам в собственность. В некоторых семьях «вроде даже есть письменные гарантии о выкупе квартир в течении пяти лет». Теперь же арские чиновники разводят руками и говорят, что у них нет денег.

ГЖФ: ГРАЖДАНЕ ПРЕКРАСНО ЗНАЛИ, ЧТО ИДУТ НА ИПОТЕКУ

В свою очередь, в суде представитель ГЖФ Халил Гилязов заявил, что данным гражданам жилые помещения предоставлены именно по найму, с последующим выкупом. И после выкупа они смогут получить право собственности.
Он продолжил, что программа социальной ипотеки введена еще с 2004 года. И не обоснованы доводы о том, что люди были введены в заблуждение и не знали, что идут по программе соципотеки. Гилязов перечислил основные этапы вступления в эту программу. «Граждане прекрасно это все знают».

Он также обратил внимание на то, что и судом в Арске, и Верховным судом РТ данным гражданам отказано в приватизации жилья: «Так как дом построен на основании социальной ипотеки на средства ГЖФ».
Далее Гилязов, чтобы смягчить накал в зале суда, сказал, что лично против жильцов ничего не имеет. Но они неверно считают ГЖФ виновником их положения. И порекомендовал обратиться с другим иском: о возмещении ущерба, причиненного из-за невыплаты компенсации за старые дома (видимо, уже на арский муниципалитет - авт. ).

1:0 В ПОЛЬЗУ ГЖФ

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» представитель ГЖФ отметил, что программа по «ветхому жилью» завершилась еще в 2004 году, и соответственно, данный случай под нее не подпадает. Новостройка стоит на балансе государственного жилищного фонда. «Мы правообладатели. У нас, как у инвесторов, есть право владения пользования и распоряжения данным домом», - пояснил он.

В итоге первый раунд судебной войны закончился со счетом 1:0 в пользу ГЖФ: суд принял решение отказать в удовлетворении иска. В решении арбитража указывается, что постановление кабмина и в самом деле предполагает передачу жилых домов из республиканской собственности в коммунальную собственность. Однако в данном случае отсутствуют документы о передаче дома. Также в решении суда указывается на истечение срока исковой давности.

Представители Арска в ответе «БИЗНЕС Online» заявили, что строительство многоквартирных домов в Арске ведет только ГЖФ и затянулось переселение только по той причине, что ГЖФ вовремя не смог построить дома: «Не на улицу же людей выселять». Они ссылаются на республиканскую судебную практику, по которой неисполнение обязательств организацией не может ущемить права граждан. Также отмечается, что о существовании данного конфликта узнали только в сентябре 2012 года и считают, что сроки исковой давности не пропущены.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья А.Х. Сабиров

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего - судьи Р.Р. Гилманова ,

судей Р.Р. Юсупова, С.Н. Захаровой,

при секретаре В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Юсупова гражданское дело по кассационной жалобе представителя Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан" А. на решение Бугульминского городского суда РТ от 23 декабря 2010 года, которым договор социальной ипотеки N N , заключенный 31 мая 2006 года между Потребительским кооперативом "Строим Будущее" и Ш.А., Ш.Г.Г. , Ш.Р., признан недействительным.

Квартира N в после завершения строительства признана подлежащей передаче Государственным жилищным фондом при Президенте РТ в муниципальную собственность муниципального образования "город Бугульма".

За Ш.А., Ш.Г.Г., Ш.Р. в порядке приватизации признано право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 57,6 кв. м, расположенную по адресу:.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан" - З., поддержавшего кассационную жалобу, Ш.Р., возражавшую удовлетворению жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ш.А., Ш.Г.Г. и Ш.Р. обратились в суд с иском к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района (далее - исполком), некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ" (далее - ГЖФ) и потребительскому кооперативу (ПК) "Строим будущее" о признании недействительным договора социальной ипотеки, переводе квартиры в муниципальную собственность и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что ДД.ММ.Г ГГГ ими вынужденно был заключен с ответчиками договор социальной ипотеки на приобретение квартиры по адресу:, которая была им предоставлена взамен ранее занимаемого жилья по, признанного в установленном порядке ветхим, в связи с чем, семья истцов была включена в список лиц, подлежащих переселению по программе ликвидации ветхого жилья. Занимаемая ранее истцами квартира являлась муниципальной собственностью, приватизирована ими не была.

Ответчики иск не признали.

Суд иск удовлетворил частично.

В кассационной жалобе исполнительный директор ГЖФ ФИО7 просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности. В жалобе указывает, что жилой был введен в эксплуатацию ДД.ММ.Г ГГГ, истцы добровольно приняли участие в программе социальной ипотеки.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживавшие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

В силу ст. 218 Гражданского РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Судом установлено, что Ш.А., Ш.Г.Г. и Ш.Р. до декабря 2006 г. проживали в трехкомнатной квартире общей площадью 60,9 кв. м на условиях социального найма, что подтверждается договором социального найма жилого помещения в домах государственного (муниципального) жилищного фонда от 01 апреля 2003 г. В связи с признанием этого дома ветхим семья истцов была включена в список нуждающихся в получении жилья по программе ликвидации ветхого жилья, взамен ранее занимаемого жилого помещения, право пользования которым у истцов было прекращено, им была представлена трехкомнатная квартира общей площадью 57,5 кв. м на условиях договора социальной ипотеки от ДД.ММ.Г ГГГ, заключенным от имени ГЖФ его поверенным - ПК "Строим будущее".

Указом Президента РТ от 30 декабря 2004 года N УП-810 "О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте РТ" Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте РТ был преобразован в Некоммерческую организацию "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ". В соответствии с Указом Президента РТ от 01 июня 2005 года N УП-219 Программа ликвидации ветхого жилья завершена.

В соответствии с договором от ДД.ММ.Г ГГГ ГЖФ выступил государственным заказчиком строительства, в котором находится спорная квартира. Технический паспорт на объект завершенного строительства был утвержден в декабре 2004 года.

Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, принят в эксплуатацию ДД.ММ.Г ГГГ

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что указанный дом был возведен до ДД.ММ.Г ГГГ, а потому был построен по программе ликвидации ветхого жилья за счет средств Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ, является обоснованным.

Судебная коллегия соглашается также с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о признании заключенного с истцами договора социальной ипотеки недействительным и признании спорной квартиры подлежавшей передаче в муниципальную собственность, на основании следующего.

Согласно Постановлениям Кабинета Министров РТ от 16 мая 1996 года N 392 и от 15.10.2001 г. N 764 жилые дома, построенные за счет средств Государственного внебюджетного жилищного фонда РТ, подлежали передаче в коммунальную (муниципальную) собственность по подписываемому сторонами передаточному акту.

Согласно Уставу Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан, утвержденному Указом Президента Республики Татарстан от 9 июня 1997 г. N УП-284, действовавшему до 30.12.2004 г. основной задачей фонда, в том числе, является финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья. Для реализации основных задач Фонд осуществляет функции: инвестора по финансированию работ, направленных на ликвидацию ветхого жилищного фонда и реконструкцию кварталов ветхого жилья; кредитования жилищного строительства для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде; к правам Фонда.

Согласно п. 2.1 ст. 2 Устава НО "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ" Фонд является правопреемником Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ. К Фонду переходят все имущественные и неимущественные права и обязанности Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ, в соответствии с передаточным актом.

Согласно ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от ДД.ММ.Г ГГГ N, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативной управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведении органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Судом установлено, что по окончании строительства жилой в муниципальную собственность передан не был. Из уведомления Управления Росреестра от ДД.ММ.Г ГГГ видно, что право на спорную квартиру ни за кем не зарегистрировано.

Судебная коллегия соглашается также с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований истцов о признании права собственности спорной квартиры в порядке приватизации.

Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами РФ и субъектами РФ.

На основании ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Ш.А., Ш.Г.Г. и Ш.Р. ранее в приватизации жилого помещения не участвовали.

Довод жалобы о том, что жилой был введен в эксплуатацию ДД.ММ.Г ГГГ подлежит отклонению, поскольку противоречит материалам дела. Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, принят в эксплуатацию ДД.ММ.Г ГГГ

Вывод суда о том, что спорное жилое помещение фактически является муниципальным, поэтому Ш.А., Ш.Г.Г. и Ш.Р. должны проживать на условиях социального найма, является правильным и соответствует закону. Тот факт, что истцы добровольно приняли участие в программе социальной ипотеки, не является основанием для дачи иной оценки решению суда и не лишает истцов права приобретения собственности на спорную квартиру в порядке приватизации. Истцы были отселены из прежней жилой площади, признанной непригодной для проживания, согласно утвержденной Программе, а не как лица, имеющие право на предоставление жилья на основании договора социального найма. К такой категории граждан они в установленном законом порядке не отнесены.

Таким образом, следует признать, что решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств.

Нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Бугульминского городского суда РТ от 23 декабря 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан" - без удовлетворения.