Кто создал ручку. Кто и когда изобрел шариковую ручку: от первого изобретателя до современного вида. Кто на самом деле придумал шариковую ручку

Мало кто будет задумываться, покупая обыкновенную шариковую ручку, когда и кто изобрел ее. Еще меньше людей знают, что второе название ручки - это «биро». До середины 70-х годов прошлого века оно часто встречалось в обиходе западных стран. По сей день в Аргентине, когда говорят о пишущем средстве, произносят слово «бироме». Такое название обращает наш взгляд в историю. В военные годы в этой испаноязычной стране нашел свое пристанище Ласло Биро, автор-изобретатель шариковой ручки. Когда и как это произошло, попытаемся разобраться.

Кто родитель

На вопрос «В каком году изобрели шариковую ручку?» однозначного ответа не найти. Ошибается тот, кто думает, что родом она из прошлого столетия. Не так давно ученые из Армении исследовали свиток, датированный второй половиной XII века. И по указанному чертежу воссоздали нечто похожее на современную шариковую ручку. Палочка бамбука из двух частей в середине имела полый шарик, который, очевидно, заполнялся каким-то подобием чернил или еще какой густой краской. Поэтому вопрос изобретения весьма спорный и остается открытым.

Известно, что над рабочей версией ручки бились многие умы и не один десяток лет. Фамилии, проставленные на лейблах фирменных экземпляров, говорят нам об участниках шариковой эпопеи продолжительностью почти 100 лет.

Отцом современного варианта шариковой ручки признан Ласло Биро, журналист из Венгрии. Но задолго до его разработок в одной только Америке похожие изобретения патентовали более 300 раз.

Первые шаги изобретения

История создания шариковой ручки приводит нас в конец XIX века, в 1888 год. Безызвестный изобретатель из Массачусетса Джон Лауд запатентовал свое средство для письма с вращающимся наконечником. Нехитрый механизм был устроен так, что на конце стержня, наполненного чернилами, находился крутящийся шарик. Некоторые историки считают, что именно Лауд и был тем, кто изобрел шариковую ручку.

И когда изобретение стали испытывать, то быстро разочаровались: конструкция была недоработанной, шарик то застревал, то отваливался, а чернила ничего не выдавали, кроме клякс.

По следам Джона Лауда в поисках «лучшей ручки» шли многие изобретатели. Среди них были Джордж Паркер (1904 г.) и Ван Вечтен Райзберг (1916 г.). У этих джентльменов получилось не только запатентовать свое детище, но и поставить на коммерческую основу. Но их предприятия потерпели фиаско по тем же причинам, что и у Лауда.

Надо, чтобы писала

В теории шариковой ручки все было сложено хорошо, но на практике она почти не писала. Если что-то и выходило, то это лужицы, портящие бумагу. Как оказалось, проблема была в чернилах, которые реагировали на изменяющуюся температуру воздуха: подтекали, мазали или застывали. Чтобы они хоть что-то более или менее могли выдать, температура должна была быть в пределах 18-23 градусов по Цельсию. В противном случае толку от них не было.

Сразу стало понятно: нужны иные чернила. Над их изобретением и ломали голову долгие годы. Первым, у кого получилось создать что-то подходящее, стало «Бруден Бюро». Его сотрудники могли добиться особой вязкости, взяв за основу воду и масло. Но и этот состав еще какое-то время дорабатывался в пропорциях и ингредиентах. Таким образом было установлено, что самые работающие чернила для шариковых ручек - на масляной основе.

Братья Биро

Венгерский журналист Ласло Биро, в силу своей по профессии, постоянно имел проблемы с ручками, которые могли так некстати и в самый ответственный момент перестать писать или потечь чернилами, испортив нужные записи. Как-то Биро заметил, что краска, используемая в типографии для газет, быстро высыхает на бумаге и не оставляет никаких потеков. Наблюдение натолкнуло его на некоторые мысли.

В 1938 году, вдохновенный идеей, он принимается за разработку ручки-мечты, подключая своего брата Джорджа, химика по профессии. Им удалось усовершенствовать перьевую ручку, заменив ее конец на стержень с чернилами, на конце которого вращался шарик. Этот год является датой рождения шариковой ручки.

Ожидалось, что изобретение принесет прибыль и славу его создателям, но на деле путь оказался более тернист.

Похититель идеи

С приходом Второй мировой войны братья вынуждены были эмигрировать в Аргентину, спасаясь от Третьего рейха. Там они еще раз запатентовали свое изобретение и наладили производство, открыв фабрику Eterpen. Вскоре ручки поступили на прилавки магазинов. В год продавалось около 7 миллионов штук. Но наивные Биро, находясь в своем триумфе, и не подозревали, какие акулы бизнеса плавали рядом. Их идея была украдена.

Американский делец Милтон Рейнолдс навел справки о понравившейся ему новинке. И узнал, что ручки журналиста запатентованы всего в двух странах. Это пахло большими деньгами, учитывая, что самый большой рынок - США - остался открытым.

Рейнолдс ловит удачу, не теряя времени. В 1943 году 10 июня он оформляет патент с заявлением, что он тот, кто изобрел шариковую ручку. И когда запускается ее серийное производство, последовавший успех превзошел самые смелые ожидания бизнесмена, сделав из него миллионера. В прессе он неустанно комментировал, что в своем изобретении опирался на работу своего соотечественника Джона Лауда.

Биро пытались отвоевать свое право на американский патент, но проиграли в суде.

Марсель Биш

Это отдельное имя, заслуживающее внимания в истории шариковой ручки. Французский бизнесмен и производитель письменных канцелярских принадлежностей Марсель Биш какое-то время внимательно наблюдал за взлетами и падениями шариковой ручки на мировых рынках. Профессиональный интерес подстегивает его принять вызов и разобраться со всеми минусами этой ручки, чтобы создать более качественную версию. Марсель покупает право на изобретение у братьев Биро и начинает работать.

Около 2 лет бизнесмен занимался исследованиями ручки, изучая все нюансы положительных и отрицательных свойств. Он делает шарики на конце стержня диаметром всего 1 миллиметр, используя швейцарский способ обработки металла, из-за чего чернила перестали просачиваться через пишущий узел.

Победа пришла в 1952 году. Усовершенствованная ручка с новым дизайном из прозрачного пластика писала намного мягче, не пачкая бумагу и пишущих людей. Но что еще важно, она стала разборной. В продажу также поступили отдельно стержни для шариковых ручек.

Позже Марсель меняет свою фамилию на Бик, делая ее удобопроизносимой и завоевывает мировой рынок. Он заставил покупателей по-новому взглянуть на шариковые ручки и по достоинству их оценить.

Товар буржуев

В Советском Союзе шариковые ручки появились значительно позже относительно других стран. Планируемая сделка с Паркером после капитуляции Германии не состоялась. Это был самостоятельный путь исканий и разработок. И долгое время ничего не получалось: шарики не были похожи на шарики, а чернила не давали нужного эффекта.

В 60-е годы появились поставки шариковых ручек из Европы. История помнит, какая активная пропаганда велась против пишущих средств буржуев. Работы учащихся оценивались на «два», если они были написаны не отечественным пишущим средством. Но народ не сдавался, по достоинству оценив удобство письма ими. Школьники были в восторге, когда в продажу поступили цветные шариковые ручки. Начался настоящий бум.

Лишь в 1965 году, после закупки швейцарского оборудования, Советскому Союзу наконец-то удалось наладить собственное массовое производство шариковых ручек. Дело пошло на лад.

Вам с микрофоном или фотокамерой?

На сегодняшний день шариковая ручка не просто средство для письма или шикарный сувенир с известным лейблом. В нее умудрились приспособить микрофон, радиоприемник, фонарик, часы, фото и видеокамеры. Последнее изобретение - ручка-компьютер. И судя по всему, это еще не конец фантазии. Более серьезные модели служат атрибутом престижа, успеха и достатка. Оценивается все: материал, дизайн, функциональность.

В бизнесе ручка давно перестала быть канцелярской принадлежностью. Сейчас это одна из важных деталей делового имиджа. На подписании договоров бизнесмены берут не абы какую ручку, а шариковую латунь, которая становится прекрасным завершением сделки. Или еще лучше, преподносят ее в качестве подарка своим партнерам или дорогим клиентам.

  • В первой рекламе ручки было заявлено, что она способна писать под водой. Нанятый заказчиком пловец демонстрировал это наглядно.
  • Первоначально стержни шариковых ручек были сделаны гармошкой, для вмещения большего количества чернил.
  • Одной ручкой можно начертить неотрывную линию протяженностью 6 км.
  • Шариковые ручки способны писать при низких температурах, было зафиксировано до -35 градусов.
  • Когда-то ручки считались предметом роскоши и богатства.
  • Ежегодно от шариковой ручки умирают люди.
  • Самая популярная ручка - это Bic Crystal, ежедневно ее производят по 14 миллионов штук.
  • 92 % людей на Земле пользуются шариковыми ручками.
  • Платиновую авторучку Montegrappa стоимостью 1 миллион евро занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

Изрядно намучившись с перьями, мир вздохнул свободно, когда изобрели шариковые ручки. И кто способен не оценить этого, если повседневная жизнь никак без них не обходится?

Привет вам, любители интересных фактов и событий! Оказалось, что многих волнует вопрос, кто и когда изобрел шариковую ручку. Но на этот вопрос так просто кратко не ответить, поэтому мы подробно расскажем про всё, начиная от первого изобретателя и заканчивая современным видом шариковой ручки.

Муки каллиграфии

До изобретения привычной всем шариковой ручки человечество писало стилусами (заостренными палочками), перьями из гусиных хвостов, перьевыми ручками и другими непрактичными приспособлениями. Со всеми ними было много хлопот.

Стилусы делали из костей животных и древесины. Писать ими можно было разве что на глиняных дощечках и мягкой коре деревьев. Такие средства для письма были громоздкими, недолговечными и неудобными в использовании.

После того как в «массовое производство» поступила бумага, владеющие грамотой граждане обзавелись перьями и чернилами. Писать ими было удобнее. Буквы выходили красивыми и округлыми.

Но тут возникла проблема: заостренные птичьи перья довольно хрупкие, быстро тупятся и ломаются. Писцам приходилось их постоянно чинить, а изношенные - менять на новые. В арсенале одного переписчика при монастыре были целые горы перьев.

Хуже всего дело обстояло с чернилами. Обмакивая перо в полную чернильницу, человеку нужно было аккуратно и быстро перенести чернила на бумагу, не наделав при этой клякс. Таким искусством владели лишь немногие, поэтому «каллиграфы от бога» ценились высоко.

На пути к шариковой ручке

Приблизительно в 1800-1850 годах наконец-то была изобретена первая ручка с металлическим пером. Ножи для заточки гусиных перьев ушли в прошлое, да и сами птицы вздохнули немного свободнее.

Принцип работы нового пишущего аппарата был тем же. К деревянному основанию крепилось долговечное стальное перо, которое следовало обмакивать в чернильницу. Со временем деревянный стержень заменили на стальной.

Пользоваться новой ручкой оказалось проще и удобнее, но кляксы и испачканные чернилами руки продолжали оставаться грустной реальностью каждого грамотного человека.

Джон Джейкоб Лауд

Этот выдающийся джентльмен, которому человечество обязано созданием шариковой ручки, родился в 1844 году в США, в штате Массачусетс. Джон закончил Гарвард, получил диплом юриста, стал работать кассиром в банке. По роду деятельности он постоянно имел дело с перьевыми ручками и маркими чернилами.

К счастью, Джон Лауд обладал живым умом и изобретательностью. Постоянно мучиться с перьями было явно не для него. Когда именно мужчине пришла в голову идея использовать шарик в средстве для письма, доподлинно не известно. Сохранились лишь сведения, что в 1888 году изобретение было запатентовано. Поэтому можно смело сказать, что именно Джон Лауд изобретатель авторучки.

Талантливый кассир назвал его «авторучкой с вращающимся наконечником». Остались ее чертежи и подробное описание. Основой устройства был полый стержень, имеющий с одной стороны шарик, а с другой - поршенек. В стержень следовало заливать чернила. Затем можно было писать, легонько поджимая поршень.

Судьба находки

Свое изобретение Лауд позиционировал как средство для письма на кожаных, деревянных и других шероховатых поверхностях. Так, новой ручкой можно было бы наносить маркировку на мешки для купюр и монет.

Эту идею Джон мог подсмотреть у работников сельского хозяйства, которые метили мешки с продукцией небольшими каучуковыми шариками. При трении мягкий каучук оставлял на мешковине следы. Так и подписывали тюки за сотню лет до создания первой шариковой ручки.

Какой бы гениальной ни была идея Джона Лауда, его чертежи так и остались пылиться в бюро патентов. Главной проблемой новой ручки были слишком жидкие чернила. Они постоянно подтекали и пачкали пальцы. Бизнесменов такое приспособление не заинтересовало.

Ласло Биро и попытка №2

В юности он долго искал себя. Сначала поступил в мединститут, чтобы стать стоматологом. Затем пошел работать в нефтяную компанию. Продажа топлива привела к увлечению автогонками. Вот тут-то впервые и проявился изобретательский талант Ладислава Биро. Первый его патент на автоматическую коробку передач купила, ни много ни мало, сама General Motors.

Получив гонорар, изобретатель решил пожить сначала в Париже, затем в Аргентине. Во время путешествий писал репортажи, внезапно обнаружив у себя задатки журналиста. Они привели Биро в издательство, которое и подтолкнуло к созданию нового изобретения - шариковой авторучки, какой мы ее знаем сейчас.


Камень преткновения

В 1935 году Ладислав Биро издавал собственную газету и часто имел дело с типографской краской. По сравнению с чернилами для письма она была более густой, вязкой и быстрее сохла. Ласло занимался также редактурой, поэтому его пальцы постоянно были выпачканы чернилами. Вот эти два факта и связались воедино в гениальном мозгу венгерского изобретателя.

Когда Биро решил запатентовать собственную шариковую ручку, оказалось, что таких патентов в бюро уже несколько сотен. Использовать шарик для письма додумались давно, а вот поменять в стержне чернила сообразил только Ласло. Помог ему в этом брат-химик Георгий.

Вместе они долго экспериментировали с типографской краской. Для авторучки она явно была слишком густой. Краска забивалась в промежутки между шариком и стенками стержня, образовывала комочки. Братья Биро стали смешивать ее с разными маслами и нефтепродуктами. В результате их совместных усилий появились новые чернила. Они были в меру густыми и быстросохнущими.

Авторучки для всех

В США выдать патент на новую авторучку отказались, потому что идея не была оригинальной. Ласло обратился в венгерские и аргентинские бюро. В них и было зарегистрировано изобретение, которое можно было, наконец-то, пустить в производство.

Занялись этим сами братья Биро. В 1943 году они открыли в Аргентине компанию по производству инновационных шариковых ручек. Предприятие называлось «Eterpen». Продукция раскупалась как горячие пирожки.

Аргентинцы с таким трепетом относятся к личности Ласло Биро, что день его рождения до сих пор отмечают как национальный праздник, а сами ручки зовут «бироме».

На грани разорения

Изобретения Лауда и Биро прошли непростой путь, пока не появилась авторучка в современном виде, в котором она существует сейчас. Даже усовершенствованные Ладиславом Биро чернила имели некоторые недостатки. Текли они неравномерно; письмо получалось прерывистым. Ручку приходилось держать только вертикально.

Братья Биро постоянно работали над своим детищем. На его основе изобретатели создали капиллярную ручку. Последнюю можно было держать под каким угодно углом, и она всегда хорошо писала.

Увы, новинка спросом не пользовалась. В военные и послевоенные годы людям было не до супермодных канцелярских принадлежностей. Биро оказались на грани банкротства, но тут вмешался Господин Случай. Американские летчики, по роду службы часто бывавшие в Аргентине, заметили «бироме». Вскоре о диковинке узнали в США.

Американская компания «Eberhard Faber» выкупила у Биро патент на производство шариковых авторучек за $500 000. Права на само изобретение оставались у братьев. По крайней мере, они так думали.

Украденное изобретение

В том же 1943 году предприимчивому и не особо честному чикагскому дельцу Мильтону Рейнольдсу случилось побывать в Аргентине. Там он купил парочку «бироме» и быстро смекнул, какой ошеломляющий коммерческий потенциал у этого устройства в США.

Вернувшись на родину, бизнесмен прочесал все патентные бюро и выяснил вот что: срок действия патента Джона Лауда и других менее удачливых изобретателей в Америке истек. Рейнольдс без зазрения совести зарегистрировал новинку на свое имя и стал единоличным владельцем прав на ее производство.

Чтобы никто не мог подкопаться, делец запустил продажи быстрее, чем компания «Eberhard Faber». С юридической точки зрения все было честно. Историческая же правда пострадала. В Америке Рейнольдса до сих пор считают изобретателем шариковой ручки.

Но вы-то теперь знаете, кто и когда на самом деле изобрел шариковую ручку. Поэтому не дайте себя провести юридическими документами.

Кому сейчас известно имя Джона Д. Лауда? А между тем это и есть первый изобретатель шариковой ручки. Этот американский «Кулибин» из штата Массачусетс еще в 1888 году получил патент на «авторучку с вращающимся наконечником» -небольшим шариком на конце полого стержня, заполненного чернилами.

За последующие тридцать лет Патентное Ведомство США выдало 350 патентов на аналогичные шариковые ручки, но ни одна из них не стала товаром…

Главным препятствием были чернила! Слишком жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман, а слишком густые застывали на шарике. Иногда удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо… пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, — шариковую ручку, которая писала, как правило, при температуре воздуха +21° С, ниже 18° С она засорялась, а выше +25° С — подтекала и оставляла кляксы.

Так на скрижали истории попали помимо автора первой шариковой ручки те люди, которые потратили не один десяток лет, чтобы это гениальное изобретение довести до ума. Для каждого из них создание механизма и дизайна ручки было чрезвычайно важным и очень личным делом. Не случайно все легендарные лейблы на фирменных и качественных ручках — чьи-то фамилии. За каждым из них своя сага, увлекательный роман длиною в век.





Ласло Биро

Примерно так обстояли дела, когда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После Первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро (Ласло Биро, László József Bíró)(1899 - 1985)

Он родился в Будапеште в еврейской семье. Его отец, Матиаш Биро, был стоматологом. Сыну, казалось бы, идти по стопам родителя. И, действительно, после школы Ласло поступил на медицинский факультет, но диплом так и не получил. Некоторое время он практиковал как гипнотизер, работал в компании по производству нефтепродуктов. Потом участвовал в тогдашнем модном поветрии - автогонках, и даже придумал вместе с другом автоматическую коробку передач. Патент на это изобретение купила американская компания General Motors для того, чтобы не позволить никому реализовать это изобретение. Своеобразное признание того, что у изобретателя была голова на плечах! В конце концов, юноша стал журналистом. Будапештским журналистом!

В начале 20-го века Будапешт, который был второй столицей Австро-Венгрии, включился в гонку столь же прекрасную, сколь и безнадежную. Вторая столица изо всех сил пыталась стать краше столицы первой, прекрасной Вены. И, надо сказать, что хотя второй Вены из Будапешта не получилось, эта гонка все же пошла ему на пользу. И получилось: в Вене больше чопорности и имперского блеска, в Будапеште - больше провинциального тепла. В Вене - опера, в Будапеште - оперетта. В венские кафе приходили чинно поесть сладенького, в будапештские - пообщаться и даже поработать. Редакции многих будапештских газет обживали ближайшие кафе. З

Здесь, за совсем не по-венски приготовленным кофе с прекрасными, но все же не венскими, лакомствами, редакторы верстали очередной номер. Здесь журналисты обсуждали животрепещущие темы и строчили актуальные статьи. Сюда прибегали репортеры и приносили «на хвосте» последние новости - прямо в номер. Ласло Биро сначала возглавлял газету «Hongrie-Magyarország», что по-французски и по-венгерски означало «Венгрия», а после ее закрытия стал работать в газете «Elôtte». Естественно, его рабочим инструментом была ручка.

Чернила вытекали из ручки на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовое болотце. Даже на первоклассной бумаге оставались кляксы, а на пальцах и на одежде Биро постоянно красовались чернильные пятна. Тогда Ладислав позвал брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели свою шариковую ручку.

Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что этот господин был тогдашним президентом Аргентины, Аугусто Юсто. Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Несколько лет спустя началась Вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Братья высадились в Буэнос-Айресе с десятью долларами на двоих. Юсто признал их, и вскоре с помощью президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Эффект был грандиозным, то есть произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, — они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но даже и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки.

Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов, у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить.

Но им на помощь прилетели военные летчики США. Пилоты ВВС, часто бывавшие в Аргентине во время войны, сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать.


Пребывание в Париже было недолгим. После вторжения немецких войск семейство Биро перебралось за океан, в Аргентину. 10 июня 1943 года Ласло Биро получил аргентинский патент на свое изобретение. А вскоре он организовал фабрику по производству шариковых ручек «Eterpen». Ежегодная продажа ручек Биро достигла 7 миллионов штук. Но грандиозный коммерческий успех оказался локальным. Когда Ласло Биро задумал начать производство своих авторучек в США, выяснилось, что один из американских предпринимателей побывал в Аргентине и оценил коммерческий потенциал шариковой ручки.

Примерно в это же время житель Чикаго по имени Мильтон Рейнолдс тоже столкнулся с ручками Биро в Аргентине. Он вернулся в США и выяснил, что такие ручки были уже запатентованы Джоном Д. Лаудом и другими американцами, но срок действия их патентов к тому времени истек. Поэтому он решил, что может, ничего не опасаясь, скопировать конструкцию Биро. Да, американец оформил документы на своё имя. Изобретение Биро было попросту украдено. Судебные разбирательства окончились не в его пользу. Крупнейший рынок США Джозефу Биро не достался. Когда-то Биро удалось заработать миллион, но десятки и сотни миллионов заработали другие как это часто бывает с изобретателями.

Рейнолдс продал шариковые ручки за 12 долларов 50 центов через нью-йоркский универмаг Гимбельса.

Когда в 1945 году первая партия шариковых ручек поступила в продажу в Нью-Йорке, властям пришлось выставлять кордон из нескольких сот полицейских, чтобы хоть немного сдержать напор людей, желающих купить новую ручку. В первый же день удалось продать 10 тысяч новинок, хотя стоили они недёшево.

Новинка привлекла внимание, и Гимбельс продал всю партию в первый же день, все 10000 ручек! Множество промышленников захотели примазаться к славе удачливого предпринимателя. Рейнолдс нанял чемпионку по плаванию Эстер Уильяме, которая продемонстрировала, что шариковая ручка может писать даже под водой. Другие же показывали, что ручка пишет шариком вверх или через стопку копировальной бумаги.

Но одна проблема все же оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки работали неважно. Они подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек. Кроме того, в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена — тоже. Шариковые ручки, совсем недавно считавшиеся предметом.роскоши, стали продаваться всего за девятнадцать центов. Но однажды купив ручку даже за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались на чем свет стоит и клялись не покупать шариковых ручек до конца своей жизни…

Человека, который заставил покупателей отречься от подобных клятв, звали Марсель Биш (Marcel Bich) (1914 - 1994) . Он жил во Франции и был фабрикантом перьевых ручек и письменных принадлежностей. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он только наблюдал, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах…

Первопричиной этого, конечно, была вторая Мировая война — после нее ни в США, ни в Европе люди не могли себе позволить дорогие вещи. Все, что производилось в то время, было подчинено идее максимальной простоты и утилитарности. И на этом фоне идея Биша пришлась ко двору. Он решил сделать ручку одноразовой и сократить ее цену до цены стержня — 29 центов вместо 10 долларов. При этом задача была непроста — помимо низкой цены надо было обеспечить и надежность на уровне тогдашних перьевых ручек (достигших к тому времени совершенства). Иначе ручка вряд ли бы нашла покупателей.

Биш построившего под Парижем фабрику по производству пишущих приборов. Прототипом ручки Марселя Биша послужила не слишком удачная конструкция венгров братьев Биро. Особой популярностью они не пользовались из-за множества недостатков, но в целом — это были шариковые ручки в современном понимании, по этому братья согласились продать патент. Забегая вперед скажу, что Аргентина стала второй родиной для Ласло Биро. В испаноязычной стране его венгерское имя превратилось в Ладислав. А его день рождения, 29 сентября, стал национальным праздником, Днем изобретателя.

Итак, в 1950 году Марсель Биш купил патент Л. Биро и серьезно усовершенствовал его изобретение. М. Биш использовал изобретенный в Швейцарии способ обработки металла с точностью до сотых долей миллиметра и начал изготавливать стальные шарики диаметром всего в 1 мм. Благодаря этому шариковая ручка Биро стала писать тоньше, а чернила совсем не просачивались сквозь пишущий узел и не оставляли грязных пятен на бумаге.

В течение двух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не засыхая.

Позже Бик вспоминал: «Я подумал, что идеально было бы выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом. Я погрузился в мечтания: вот бы у меня стало столько денег, чтобы не жалко было ничего выбрасывать. Потом я понял: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи». И тогда предприимчивый Марсель делает свои ручки BIC разборными (хочешь, покупай стержень и меняй, только он стоил столько же, сколько сама ручка), и начинает рекламное продвижение продукта.

Ручку новой конструкции Биш назвал «Кристалл» и в 1950 году начал выпуск этих ручек во Франции.

В 1953 году Биш начал серийное производство, и уже через два года в день продавалось по двести пятьдесят тысяч его ручек.

А в 1958 году Биш защитил свое изобретение патентом США и вышел на американский рынок, основав компанию BiC. BiC начала массовое производство дешевейших одноразовых шариковых ручек из легкой пластмассы. Ручки эти, шестигранные, как карандаш, практически вытеснили с американского рынка другие пишущие приборы.

Изучив международный рынок, Марсель Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтобы его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, — Бик. Модель «Бик» сразу завоевала мировое признание.

Стоит также упомянуть, что вскоре Марсель Биш смог приобрести в свою собственность фирму «Ватерман», специализирующуюся на стильных перьевых ручках.

Марсель Бик изобретал все новые модели, придумывал разнообразные дизайны ручек, но старый, надежный «Бик» не переставал быть основным источником дохода фирмы.

Знаменитая Bic Crystal до сих пор остается самой популярной среди ручек -в день выпускается по 14 миллионов штук (а подделки под нее никто посчитать не в состоянии). Ее корпус специально сделан прозрачным, как бы говоря: «главное — содержание, оболочка — ничто». Однако и перьевые ручки до сих пор находят своего покупателя — люди, которым важно не содержание, а образ, или просто богатые люди. Миллиарды ручек, стиль которых почти не изменялся, продавались, использовались, терялись, разбирались на части, пропадали неизвестно где, но снова приобретались… Ведь без них, как без рук!

Сегодня производство ручек значительно усовершенствовано: ручки выпускаются с часами, радиоприемниками, цифровыми диктофонами. Последнее изобретение в этой области - ручка-компьютер. Пишет она обычными чернилами, но на специальной бумаге, встроенная камера «переводит» каракули в обычный текст и посылает изображения в компьютер.

Несмотря на развитие высоких технологий, обычная шариковая ручка не спешит сдавать свои позиции. Точно так же до сих пор с успехом применяется и деревянный карандаш, созданный еще в 1790 году.


источники
http://shkolazhizni.ru
http://znayuvse.ru
http://www.info-islam.ru
http://www.vse-znaykin.ru

А я бы вам еще напомнил

14 октября 2010, 17:06

Учеными установлено, что одной шариковой ручкой можно написать, в среднем, 50000 слов. А теперь посмотрите внимательно на свою шариковую ручку: на кончике ее находится маленький шарик, который переносит чернильную пасту из баллончика на бумагу. На первый взгляд, кажется, все очень просто. Но так ли это на самом деле? В действительности разработать удобную шариковую ручку было нелегко. В октябре 1888 года Джон Д. Лауд из Массачусетса запатентовал "авторучку с вращающимся наконечником" . Он использовал маленький шарик, который одной стороной находился в чернилах. За последующие тридцать лет Патентное Ведомство США выдало 350 патентов на аналогичные шариковые ручки, но, ни одна из них не стала товаром. Обратившись к этому историческому факту, можно сделать вывод, что родоначальником идеи шариковой ручки был Джон Д. Лауд. Однако, не так давно, армянскими археологами был обнаружен свиток, датированный 1166 годом, на котором было изображено странное орудие письма. Они попытались воссоздать его при помощи тех средств, которые были указаны на рисунке, - бамбуковый ствол, внутри которого полый шарик с красящей жидкостью. Когда эксперимент был завершен, исследователи с удивлением обнаружили у себя в руках... древнюю шариковую ручку. Во времена Джона Д. Лауд главным препятствием были чернила. Слишком жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман. Слишком густые застывали на шарике. Иногда удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо... пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, - шариковую ручку, которая писала, как правило, при температуре воздуха 70 0F (21 0C), но ниже 64 0F (18 0С) засорялась, а выше 77 0F (25 0С) - подтекала и оставляла кляксы. Тогда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро , демобилизовавшись из венгерской армии, перепробовал ряд занятий. Он изучал медицину, искусство, увлекался гипнозом, но, ни одна из профессий не заинтересовала его настолько, чтобы стать специальностью. Газетным делом он занялся случайно. В 1935 году Биро издавал небольшую местную газету и часто сердился на свою авторучку. Чернила вытекали из ручки на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовое болотце. Тогда Ладислав позвал своего брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели шариковую ручку.
Ладислав Биро Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что этот господин был на то время президентом Аргентины, Аугусто Юсто . Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Несколько лет спустя началась вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Юсто признал их, и вскоре с помощью президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Казалось бы, дело их жизни было обречено на успех. Но вопреки всем ожиданиям, произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, - они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но даже и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки. Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов, у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить. На помощь братьям пришли пилоты ВВС США, часто бывавшие в Аргентине во время войны, они сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать. Госдепартамент США предложил американским фабрикантам изготавливать такие же ручки. Американская компания "Эберхард Фабер" решила попробовать монополизировать рынок и заплатила 500000 долларов за права на производство шариковых ручек; таким образом, братья впервые получили прибыль за свое изобретение. Но одна проблема все же оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки работали неважно. Они, то подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек, то в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена также последовала за объемом продаж – также вниз. Шариковые ручки, совсем недавно считавшиеся предметом роскоши, стали продаваться всего за девятнадцать центов. Но однажды купив ручку даже за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались, на чем свет стоит, и клялись не покупать шариковых ручек до конца своей жизни. В то время во Франции жил известный фабрикант перьевых ручек и письменных принадлежностей, которого звали Марсель Биш (Bich). Именно он заставил покупателей отречься от подобных клятв. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он выступал в роли обыденного наблюдателя, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах, потом решил, что сможет завоевать рынок, если сумеет создать надежную шариковую ручку и снизить ее стоимость - новинка ему нравилась, но возмущала ее высокая цена при столь низком качестве. Братья Биро продали Бишу права на изобретение, и тот приступил к работе. В течение двух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не засыхая. Миллиарды ручек, стиль которых почти не изменялся, продавались, использовались, терялись, разбирались на части, пропадали неизвестно где, просто выбрасывались. Таким образом, шариковая ручка достигла полагаемого и заслуженного успеха на рынке Франции, а затем и во всем мире.Изучив международный рынок, Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтобы его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, - Бик . А вот какие модели предлагают производители ручек сейчас:


и даже ручки с диктофном,часами и камерой:

Шариковая ручка

Кончик шариковой ручки с шариком: увеличение

Ша́риковая ру́чка - ручка , использующая для письма так называемый стержень (трубочку, заполненную пастообразными чернилами) с шариковым пишущим узлом на конце. Канал, по которому проходят чернила, на конце перекрыт маленьким металлическим шариком, который при письме катится по поверхности бумаги, с тыльной стороны смачиваясь чернилами . Небольшой зазор между шариком и стенками позволяет ему вращаться и при качении оставлять на бумаге след. Это самые дешёвые, самые простые и поэтому самые распространённые ручки. Чернильная паста, использующаяся в шариковых авторучках, отличается от чернил для письма перьевыми ручками . Она создана на масляной основе и более густая, что препятствует её вытеканию из стержня.

Принцип действия ручки был запатентован 30 октября 1888 года в США Джоном Лаудом. В последующие годы были изобретены и запатентованы различные конструкции шариковых ручек: 3 мая 1904 г. - Джорджем Паркером, в 1916 г. - Ван Вечтен Райзбергом (Van Vechten Reisberg).

Современная шариковая ручка изобретена венгерским журналистом Ласло Биро (László József Bíró ) в 1938 году. В Аргентине , где многие годы жил журналист, такие ручки называются в честь него «биромами».

Первоначально были заказаны Королевскими военно-воздушными силами Великобритании , поскольку обычные перьевые авторучки протекали в самолётах от снижения атмосферного давления при наборе высоты.

В 1953 г. француз Марсель Бик (Marcel Bich) усовершенствовал и упростил конструкцию, получив самую дешёвую (одноразовую) в производстве модель шариковой ручки под названием BIC (Bic Cristal).

В СССР шариковые ручки получили распространение в конце 1960-х годов, после того как их массовое производство началось осенью 1965 года на швейцарском оборудовании . Довольно длительное время в советских школах ученикам младших классов не разрешали пользоваться шариковыми ручками, считая, что с ними невозможно выработать правильный и красивый почерк . Этот запрет постепенно сошёл на нет в 1980-х годах.

Существует два основных типа шариковых ручек - одноразовые и со сменными стержнями.

См. также

  • Space Pen - космическая ручка Фишера

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Шариковая ручка" в других словарях:

    ШАРИКОВАЯ РУЧКА, приспособление для письма, состоящее из резервуара (стержня), заполненного густыми чернилами (пастой), который с одного конца замкнут маленьким шариком; шарик при нажиме на стержень вращается и переносит пасту на бумагу.… … Научно-технический энциклопедический словарь

    См. рукоятка... подходить к ручке.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ручка перо, рейсфедер; рукоятка; древко; чапыга, кнутовище, шариковая ручка, рученька, рукоять, лапка … Словарь синонимов

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. У этого термина существуют и другие значения, см. Ручка … Википедия

    В Викисловаре есть статья «ручка» Ручка: Ручка письменная принадлежность, с помощью которой можно оставить чернильный след на поверхности. Перьевая ручка письменная принадлежность для письма на бумаге жидкими чернилами. Шариковая ручка ручка,… … Википедия

    Спэйс Пэн Space Pen (русск. Спэйс Пэн Космическая ручка) известна также под названием Zero Gravity Pen (Ручка Невесомости), шариковая ручка созданная и продаваемая компанией Fisher Spacepen Co., в которой чернила находятся в специальном… … Википедия

    РУЧКА, и, жен. 1. Часть предмета, за к рую его держат или берутся рукой. Дверная р. Р. чайника, чемодана, пилы. 2. Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник. Р. кресла. Ручки дивана. 3. Письменная принадлежность удлинённый держатель для… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? ручки, чему? ручке, (вижу) что? ручку, чем? ручкой, о чём? о ручке; мн. что? ручки, (нет) чего? ручек, чему? ручкам, (вижу) что? ручки, чем? ручками, о чём? о ручках рука человека 1. Ручкой… … Толковый словарь Дмитриева

    И; мн. род. чек, дат. чкам; ж. 1. Уменьш. ласк. к Рука (1 зн.). Маленькая р. ребёнка. Сделать кому л. ручкой (разг.; о жесте рукой в знак прощания). Идти под ручку (=под руку). Приложиться к ручке (ирон.; поцеловать руку кому л.; обычно… … Энциклопедический словарь

    ручка - и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. см. тж. до ручки 1) уменьш. ласк. к рука 1) Маленькая ру/чка ребёнка. Сделать кому л. ручкой (разг.; о жесте рукой в знак прощания) Идти под ручку (= по/д руку) … Словарь многих выражений

Книги

  • Шариковая ручка BP-MR3-M (DT) , . Многоразовая шариковая ручка из коллекции PILOT Metropolitan (MR) Retro Pop Collection, дизайн которой навеян духом 1960-х и 1970-х годов. Девиз коллекции: "Жизнь - это подарок!"Все ручки…